Полномочия органов местного самоуправления по решению местного. Модельное соглашение о передаче органам местного самоуправления муниципального района части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере культуры поселения

Статья опубликована в рамках:
Международной заочной научно-практической конференции «Тенденции развития современной юриспруденции» (Россия, г.Новосибирск, 3 сентября 2012 г.)

Выходные данные сборника:
«Тенденции развития современной юриспруденции»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (03 сентября 2012 г.)

ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ: К ПРОБЛЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Непомнящих Светлана Сергеевна

аспирант, ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», г. Омск

E-mail: nepsvetlana@ yandex. ru

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вопросы местного значения составляют предмет собственной компетенции местного самоуправления.

По мнению В.И. Васильева, точное определение границ деятельности местной власти невозможно по ее «предмету». Здесь требуется применение иной правовой категории, а именно, компетенции, то есть полномочий, прав и обязанностей местной власти . Как справедливо отмечает Н.В. Постовой «предметы ведения» имеют связь с правами и обязанностями, так как последние, воздействуя на них, приводят весь механизм местного самоуправления в действие, направленное на реализацию функций .

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для реализации задач, стоящих перед муниципальным образованием, и выполнения функций органами местного самоуправления на территории муниципального образования .

Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа перечислены в статьях 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).

В части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения.

Согласно части 1.1 названной статьи по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

По мнению автора, объем публичных дел, закрепленных статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ в качестве предметов собственной компетенции поселений, муниципальных районов и городских округов, и полномочий по их решению согласно нормам статьи 17 указанного закона нуждается в корректировке.

Формулировки, использованные законодателем в статьях 14, 15, 16, 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, свидетельствуют о том, что во всех перечисленных статьях названы как вопросы местного значения, так и полномочия субъектов местной компетенции по их решению.

В такой ситуации закрепление в статьях 14, 15, 16 закона , как следует из их названия, вопросов местного значения, а в статье 17 - полномочий органов местного самоуправления по их решению не является оправданным. Названия рассматриваемых статей не соответствуют их содержанию, что свидетельствует о недостатках юридической техники. Подобная ситуации приводит к трудностям в правопонимании и правоприменении.

Вопросы местного значения и полномочия, указанные в статье 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, связаны с организацией местного самоуправления на соответствующей территории и являются общими для всех типов муниципальных образований .

Местное самоуправление, в первую очередь, должно решить вопросы своей организации и функционирования. Без решения таких вопросов само существование местного самоуправления невозможно. Базовые (организационные) вопросы местного значения - это вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования (включая вопросы территориальной организации местного самоуправления, непосредственного осуществления местного самоуправления населением, структуры органов местного самоуправления), муниципальное правотворчество, местный бюджет, местные налоги, сборы, муниципальная собственность, официальные символы муниципального образования.

Базовые (организационные) вопросы местного значения установлены в статье 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ , но ее содержанием не ограничиваются. Решение подобных вопросов в качестве предмета собственной компетенции местного самоуправления закреплено за поселениями, муниципальными районами, городскими округами пунктами 1-3 части 1 статьи 14, пунктами 1-3 части 1 статьи 15, пунктами 1-3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Например, к вопросам местного значения поселения (муниципального района, городского округа) отнесены:

  1. формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения (муниципального района, городского округа) и контроль за исполнением данного бюджета;
  2. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (муниципального района, городского округа);
  3. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (муниципального района, городского округа).

Поскольку базовые (организационные) вопросы местного значения одинаковы для всех типов муниципальных образований, целесообразно их перечисление в одной статье закона.

Такой поход, с одной стороны, позволил бы упорядочить правовые нормы на основе классификации вопросов местного значения по их назначению в системе организации и осуществления местного самоуправления, с другой, - исключил бы дублирование идентичных вопросов местного значения и полномочий в тексте норм о компетенции отдельных типов муниципальных образований.

Такая статья может быть названа: «Вопросы организации местного самоуправления и полномочия по их решению» или «Компетенция муниципального образования в сфере решения вопросов организации местного самоуправления на соответствующей территории». В ней следует предусмотреть общие нормы о компетенции местного самоуправления в данной сфере.

С учетом изложенного, автор предлагает исключить из статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ положения пунктов 4, 4.1 части 1. Установление тарифов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) муниципальными предприятиями и учреждениями относится к числу полномочий муниципального образования в качестве собственника имущества указанных юридических лиц. Кроме того, тарифное регулирование охватывается полномочиями местного самоуправления, связанными с решением социально-бытовых вопросов местного значения в границах конкретного муниципального образования.

Поскольку закрепление за местным самоуправлением вопросов организации теплоснабжения на территории муниципального образования предполагает наличие у последнего полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении» , наличие пункта 4.2 в части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ также является излишним.

Таким образом, к компетенции муниципального образования в рамках решения вопросов организации местного самоуправления относятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  2. установление официальных символов муниципального образования;
  3. формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;
  4. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
  5. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. осуществление правомочий учредителя муниципальных предприятий и учреждений;
  7. организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  8. принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  9. учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
  10. осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
  11. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

При этом в структуре компетенции каждого из типов муниципальных образований выделяются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на соответствующей территории. Такие вопросы имеют определенную специфику, обусловленную особенностями территориальной организации местного самоуправления. В связи с чем закрепление таких вопросов применительно к поселениям, муниципальным районам и городским округам в отдельных статьях закона (статьи 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ ) является обоснованным и отвечает критериям эффективного правового регулирования.

Список литературы:

  1. Васильев В. И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // Журнал российского права. - 2001. - № 12.
  2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  3. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007.
  4. Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения. М., 2009.
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
  6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «О теплоснабжении» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131624

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 8, 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 8 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

В Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вслед за изложением в ст. 14, 15, 16 вопросов местного значения трех видов муниципальных образований помещена ст. 17 "Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения".

В ней в обобщенной форме изложены единые для органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочия, необходимые для реализации вопросов местного значения. Несмотря на специфику муниципальных образований, их органы обладают одинаковыми ключевыми полномочиями для достижения своих задач, хотя конкретный объем этих полномочий зависит от уровня муниципальных образований.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями (ч. 1 ст. 17):

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;

8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и об иной официальной информации;

9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

10) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Учитывая широкий спектр вопросов местного значения и в связи с этим объективную невозможность перечисления всех полномочий органов местного самоуправления по их решению, Федеральным законом 2003 г.

Указанный выше перечень полномочий оставлен открытым и предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут обладать иными полномочиями в соответствии с названным Законом 2003 г. и уставами муниципальных образований.

В целом объем издания муниципальных правовых актов, особенно нормативных актов, больше на уровне муниципального района, городского округа в сопоставлении с поселениями. Муниципальное образование может утверждать свою символику. А вот объем местного хозяйства, а тем более муниципального заказа у сельского поселения гораздо скромнее, чем, например, у городского округа, отсюда и разные масштабы в равной мере принадлежащих каждому уровню полномочий. Далеко не каждое сельское поселение "размахнется" на учреждение печатного средства массовой информации, муниципальные районы и городские округа сделают это скорее.

Вопросы местного значения и полномочия по их решению - разные по характеру и значению категории, их нельзя отождествлять.

Вопросы местного значения - это соответствующие сферы, направления, предметы ведения, в которых местное самоуправление, его органы и должностные лица, в ряде случаев и непосредственно население вправе действовать, более того - они и обязаны это делать. По сути, это и цели деятельности местного самоуправления как одного из уровней публичной власти.

Каждое из таких полномочий по решению вопросов местного значения представляет собой право органов местного самоуправления действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом, предпринимать соответствующие действия, принимать при необходимости муниципальные правовые акты.

Федеральный закон 2003 г. (ч. 3 ст. 17) подчеркнул, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

В ст. 18 "Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления" установлен ряд гарантий в части закрепления вопросов местного значения, которые можно считать и гарантиями полномочий. Согласно ч. 1 ст. 18 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. Это означает, что хотя согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, на деле перечень вопросов местного значения для каждого уровня местного самоуправления является исключительным федеральным ведением. Надо полагать, таким же федеральным ведением является и круг полномочий органов местного самоуправления, приведенный ранее.

И одно из последних новшеств Федерального закона 2003 г. убедительно подтверждает данный вывод. Дополнением от 18 октября 2007 г. в Закон включена ст. 18.1 "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления". Она гласит, что перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом РФ. И далее: нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта РФ может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

В целях реализации названных положений Закона принят Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Указом утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления названных муниципальных образований, а Правительству РФ поручается разработать и утвердить перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов; типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период; методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов; методические рекомендации о порядке выделения за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Правительство должно обеспечить включение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в федеральную программу статистических работ на 2009 г. и последующие годы.

Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов в Указе предписано ежегодно до 1 мая представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период.

В Указе рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ: выделять за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Кроме того, рекомендуется также устанавливать перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц. Для муниципальных районов указанный перечень устанавливается в случае, когда решение этих вопросов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Утвержденный Указом от 28 апреля 2008 г. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов насчитывает 30 пунктов и в общей сложности около 50 позиций. Они охватывают вопросы занятости населения, его медицинского обслуживания, наличия дошкольных детских учреждений, состояние образования, число субъектов малого предпринимательства, качество автомобильных дорог, состояние и продолжительность строительства зданий и сооружений, жилищное и коммунальное хозяйство, благоустройство и т.д.

Появление подобного регулирования - это своего рода показатель усиления государственного влияния на местное самоуправление, причем по линии исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ. Согласно ч. 3 ст. 18 федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Эти правила означают, что Закон исходит из самостоятельности органов местного самоуправления в рамках закрепленных вопросов местного значения и полномочий. Российская Федерация и ее субъекты могут дать дополнительное финансирование из своих источников, и тогда они вправе влиять на осуществление полномочий органов местного самоуправления. Но если основой полномочий являются средства местных бюджетов, нормативным регулированием Российской Федерации или ее субъекта предопределить объем соответствующих расходов нельзя. Конечно, нельзя исключить "текущее" воздействие, когда органам местного самоуправления "подсказывают", на что тратить свои бюджетные средства.

СОГЛАШЕНИЕ

о передаче органам местного самоуправления муниципального района « Наименование муниципального района » части полномочий по решению вопросов местного значения

в сфере культуры поселения « Наименование поселения »

Место подписания Дата подписания

Орган местного самоуправления поселения ________ муниципального района __________________________, именуемый в дальнейшем «Поселение», в лице (наименование должности руководителя органа местного самоуправления) (Ф.И.О.), действующего на основании Устава муниципального образования (наименование поселения), с одной стороны, и Орган местного самоуправления муниципального района ___________________________, именуемый в дальнейшем «Муниципальный район», в лице (наименование должности руководителя органа местного самоуправления) муниципального района (Ф.И.О.), действующего на основании Устава муниципального образования (наименование муниципального района), с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», руководствуясь пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального района ______________, Уставом поселения __________________ в целях оптимизации распределения ресурсов сферы культуры при решении вопросов местного значения, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

Статья 1. Предмет соглашения

1.1. Настоящее соглашение регулирует отношения, возникающие между Сторонами, в связи с передачей полномочий по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1.2. Предметом настоящего Соглашения является передача «Поселением» осуществления части своих полномочий по решению отдельных вопросов местного значения «Муниципальному району»:

1) в рамках решения вопроса местного значения по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры настоящим Соглашением предусматривается передача «Муниципальному району» осуществления следующих полномочий:

— разработка целевых программ в сфере создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

— установление порядка предоставления льгот при проведении платных мероприятий муниципальными учреждениями культуры;

Разработка минимальных социальных стандартов, перечня и показателей качества услуг в сфере культурно-досуговой деятельности;

Разработка объёмных показателей и порядка отнесения досуговых учреждений клубного типа к группам по оплате труда руководителей;

— сбор статистических показателей, характеризующих состояние культурно-досуговой деятельности поселенческих культурно-просветительных организаций.

2) в рамках решения вопроса местного значения по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении настоящим Соглашением предусматривается передача «Муниципальному району» осуществления следующих полномочий:

— подготовка предложений для присвоения и подтверждения почётных званий «Народный», «Образцовый» коллективам самодеятельного творчества.

3) в рамках решения вопроса местного значения по организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения настоящим Соглашением предусматривается передача «Муниципальному району» осуществления следующих полномочий:

— разработка перечня услуг оказываемых библиотеками поселения и порядка их оказания, в т.ч. по платным услугам (расчет цен и тарифов на платные услуги);

— разработка системы показателей качества и результативности услуг, оказываемых библиотеками и мониторинг удовлетворенности населения;

— разработка показателей по отнесению к группам по оплате труда руководителей и специалистов;

— формирование муниципальных заданий по оказанию библиотечных услуг в поселении, финансируемых за счет бюджетных средств;

— осуществление анализа эффективности предоставления библиотечных услуг в поселении;

— осуществление анализа обеспеченности библиотечными услугами и динамики спроса на услуги библиотек поселения;

— формирование штатного расписания учреждения и обеспечение соблюдения законодательства по вопросам аттестации сотрудников библиотеки, разработка документов по материальному стимулированию сотрудников библиотек поселения;

— информатизация и методическое обеспечение библиотечных процессов;

— разработка программ развития библиотек поселения и мониторинг их реализации, взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам по вопросам сферы деятельности;

— организация сбора статистических показателей;

— осуществление расчетов объемов комплектования в соответствии с нормативами;

— разработка тематико-типологических планов комплектования и технических заданий для организации закупок;

— подготовка отчетов по использованию средств на комплектование;

— обеспечение условий для обработки и каталогизации фонда, в том числе для создания сводного электронного каталога библиотек поселения;

— осуществление анализа книгообеспеченности, структуры фонда и потребительского спроса на информационные ресурсы;

— организация условий хранения библиотечного фонда (создание особых условий хранения редкого документного фонда, оснащение специализированным оборудование для реставрации фонда);

— организация условий сохранности библиотечных фондов (оснащение помещений противопожарным оборудованием, обеспечение условий по температурно-влажностному режиму и по предупреждению хищения фонда, обеспечение санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке фонда)

— организация перевода редкого и особо востребованного фонда на электронные носители.

Статья 2. Срок осуществления полномочий

«Муниципальный район» осуществляет переданные в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Соглашения полномочия «Поселения» в течение _________________________(срок осуществления полномочий).

Статья 3. Права и обязанности «Поселения»

В соответствии с настоящим Соглашением «Поселение» имеет право:

3.1.1. получать от «Муниципального района» информацию о ходе реализации переданных ему полномочий.

3.1.2. осуществлять контроль за реализацией переданных в соответствии с настоящим Соглашением полномочий в форме и порядке, установленных действующим федеральным законодательством, законодательством Самарской области и нормативно-правовыми актами муниципального образования.

3.1.3. вносить предложения о приостановке действия настоящего Соглашения в случае неисполнения «Муниципальным районом» переданных полномочий;

«Поселение» обязано:

3.2.1. перечислять финансовые средства «Муниципальному району» в виде субвенций из бюджета поселения в размере и сроках, указанных в приложениях к настоящему Соглашению

3.2.2. по запросу «Муниципального района» предоставлять сведения и документы, необходимые для исполнения переданных полномочий.

Статья 4. Права и обязанности «Муниципального района»

В соответствии с настоящим Соглашением «Муниципальный район» имеет право:

4.1.1. запрашивать у «Поселения» информацию, необходимую для осуществления полномочий, переданных в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Соглашения.

4.1.2. приостанавливать исполнение переданных полномочий в случае нарушения «Поселением» сроков и размеров перечисления субвенций из бюджета «Поселения».

«Муниципальный район» обязан:

4.2.1. осуществлять полномочия, переданные в соответствии с пунктом 1.2. настоящего Соглашения, в соответствии с требованиями действующего законодательства;

4.2.2. направлять поступившие финансовые средства (субвенции) в полном объеме на осуществление переданных полномочий, обеспечивая их целевое использование;

4.2.3. осуществлять взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти, в том числе заключать соглашения о взаимодействии по вопросам реализации полномочий, предусмотренных в пункте 1.2 настоящего Соглашения.

Статья 5. Порядок определения объема субвенций

5.1. Объем субвенций, необходимый на исполнение переданных в соответствии с п.1.2 настоящего Соглашения полномочий, утверждается решением представительного органа муниципального образования Поселения о бюджете поселения на очередной год.

5.2. Порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых в соответствии со статьей 1 настоящего Соглашения полномочий, определяется в соответствии с методикой расчета, устанавливаемой сторонами Дополнительным соглашением.

Статья 6. Основания и порядок прекращения соглашения

6.1. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено досрочно:

6.1.1. По соглашению Сторон.

6.1.2. В одностороннем порядке в случае:

— неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из Сторон своих обязательств в соответствии с настоящим Соглашением;

— если осуществление полномочий становится невозможным, либо при сложившихся условиях полномочия, переданные п.1.2. настоящего Соглашения, могут быть наиболее эффективно осуществлены органами местного самоуправления поселения самостоятельно.

6.2. При расторжении настоящего Соглашения «Муниципальный район» возвращает неиспользованные материальные и финансовые средства.

6.3. Уведомление о расторжении настоящего Соглашения в одностороннем порядке направляется второй стороне не менее чем за 6 месяцев, при этом второй стороне возмещаются все убытки, связанные с досрочным расторжением соглашения.

Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на:

1) полномочия общего характера;

2) полномочия конкретного характера.

Так, районная администрация руководит районными органами записи актов гражданского состояния, руководит гражданской обороной в районе, содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе и т.д. Эти полномочий по руководству теми или иными органами, оказанию содействия в их работе носят общий характер. Общие полномочия закрепляются законодательством и за представительными органами местного самоуправления, например, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Конкретные полномочия связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления.

Полномочия местного самоуправления включают:

1) «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за местным самоуправлением (местным сообществом) государством и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления, что должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями, закрепляемыми за ними правовыми актами, устанавливающими их правовой статус. Их полномочия производны от полномочий местного самоуправления (местного сообщества), которые признает и гарантирует Конституция РФ и которые не могут быть ограничены федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления, устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними.

Законодательства многих зарубежных государств подразделяют полномочия местных органов на: 1) обязательные (устанавливаются законом и им придается общегосударственное значение), 2) делегированные / порученные (вытекают из данных сверху поручений на основе законов), 3) факультативные / добровольные (реализуются органами местного самоуправления по своему усмотрению).

Российское законодательство не предусматривает такого разграничения, хотя на практике фактически такое разделение существует. Например, в настоящее время на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия, которые расцениваются как государственная обязанность. Так, в соответствии с Федеральным законом 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» органы местного самоуправления при проведении федеральных и региональных выборов и референдумов обязаны осуществлять регистрацию (учет) избирателей и участников референдума, образовывать избирательные участки, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование и т.д.

Основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Закона № 131-ФЗ:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

6) полномочиями по организации теплоснабжения;

7) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения;

8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

9) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти;

10) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;

11) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

13) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

13) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

14) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Отметим, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Все полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Как уже было отмечено, органы местного самоуправления обладают и так называемыми факультативными полномочиями не только собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и переданными им отдельными государственными полномочиями, но и полномочиями по решению иных вопросов (факультативные предметы ведения), которые не относятся к вопросам местного значения, но которые органы местного самоуправления могут добровольно принимать к своему рассмотрению в соответствии с законом. Такие полномочия закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ отдельно для поселения, муниципального района и городского округа (ст.ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Закона).

Статья 14.1. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов Статья 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа
1) создание музеев поселения; 1) создание музеев муниципального района; 1) создание музеев городского округа;
3) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;
3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; 4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;
6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения; 4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района; 6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;
7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения; 5) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района; 7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;
7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.; 3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;
8) создание условий для развития туризма; 9) создание условий для развития туризма;
8.1) создание муниципальной пожарной охраны;
9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания; 10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.