Международное гуманитарное право в современном международном праве. Международное гуманитарное право для россии и мира Обычное международное гуманитарное право нормы

Международное гуманитарное право – это совокупность обязательных для субъектов международного права (государств, народов и наций, межправительственных организаций и др.) норм поведения, определяющих их права, обязанности и ответственность в сфере защиты человека как личности в экстремальных и обычных ситуациях. Данная дефиниция Международного гуманитарного права по своему содержанию близка к толкованию термина «гражданская защита» в той части, в которой она выражает обязанности указанных субъектов права и их деятельность по защите человека и гражданина в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

В настоящее время Международное гуманитарное право квалифицируется как новейшая отрасль общего международного права, как категория международно-правовой науки, признающей три характерных подхода.

В соответствии с первым подходом к Международному гуманитарному право относятся принципы, положения и нормы, направленные на регулирование международного сотрудничества субъектов права в области культуры, науки, образования, обмена информацией, контактов между людьми, но главное – на обеспечение гражданских, социально-экономических, политических, культурных прав человека, на защиту человека, его прав и имущества в условиях вооруженных конфликтов.

Второй, традиционный, подход ограничивает Международное гуманитарное право функциями регулирования защиты , гуманизации средств и методов ведения войны (Женевское право).

Наконец, третий (системный) подход объединяет все юридические нормы и положения в единый правовой комплекс, направленный на обеспечение прав человека как в экстремальных (в условиях вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов и др.), так и в обычных ситуациях. Этот правовой комплекс и считается Международным гуманитарным правом.

С позиций Международного гуманитарного права,права человека – это права, существенные для характеристики статуса лица (положения по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической, культурной сферах, сфере безопасности). Термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции (конец XVIII века). В то время в документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН (1945 год) о правах гражданина уже не говорится. Однако некоторые права человека, например, право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства. В Конституции РФ (гл. 2) фигурирует термин «права человека и гражданина», говорящий о преемственности в толковании этих прав в России по истечении почти двухсотлетнего временного периода. Существует универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов международного права.

Наибольшее признание получили следующие принципы этой концепции:

  • все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, тем не менее, приоритет отдается праву на жизнь, без которого бессмысленно соблюдение остальных прав и свобод;
  • принцип уважения прав человека как один из основных современного международного права не только не противопоставляется др. принципам, но гармонично с ними взаимодействует (этот принцип исключает использование прав и свобод человека в качестве повода для посягательства на безопасность и мир, на независимость и равноправие государств – на те основы, на которых базируется идея международного сотрудничества);
  • вся сфера взаимоотношений государства с его населением, как следует из толкования суверенитета государства, представляет собой сферу внутренних отношений, регулируемых на национальном уровне (но это не означает право государства совершать произвол, оно должно учитывать международные обязательства и прежде всего принцип уважения прав человека);
  • область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам, прежде всего по вопросам прав человека, должна быть деидеологизирована и деполитизирована, что означает исключение политизации межгосударственного гуманитарного сотрудничества;
  • индивиды и их группы непосредственно от международного сообщества никаких прав не получают;
  • государства–участники сообщества должны предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, не только определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и др. дискриминации, применения пыток и т.п.);
  • допускаются определенные ограничения прав и свобод, установленных национальными законами, которые необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (это реализуется обычно в условиях , но даже в условиях этого режима управления не допускается дискриминация личности на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также права на жизнь и др.

Перечисленные принципы изложены в декларациях, пактах и конвенциях, разработанных и принятых на международных конференциях государств, впоследствии на конференциях, проводимых под эгидой ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего Международной организации труда (МОТ) , Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры () и др.

Современное Международное гуманитарное право составляют:

  • многосторонние договоры 1868, 1888, 1925, 1972, 1980 годов, ограничивающие или запрещающие некоторые антигуманные средства и методы ведения военных действий;
  • Всеобщая декларация прав человека (1948 год), принятая Генеральной Ассамблеей ООН;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год);
  • Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 год);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год);
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 год);
  • Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год);
  • Венская декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека (1993 год).

К указанной группе документов следует отнести акты, разработанные в рассматриваемой нормативно-правовой сфере МОТ, Международной организацией здравоохранения (МОЗ), и др.

Некоторые из приведенных выше документов имеют обязывающий характер (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.), остальные – рекомендательный характер (Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и др.).

Документы Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, ныне – ОБСЕ) носят политический характер и поэтому в соответствии с вышеупомянутым принципом деидеологизированности и деполитизированности межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам не относятся к источникам Международного гуманитарного права. Положения этих документов называются обычно договоренностями, рассматриваемыми как односторонние обязательства международно-правового характера государств, или региональными стандартами в области прав человека.

Международное гуманитарное право использовано российским законодателем в качестве основы при разработке национальной нормативной правовой базы, регулирующей отношения российских граждан и государства, отношения Российской Федерации с другими государствами и негосударственными организациями. Конституция Российской Федерации 1993 года (Гл. 1, ст. 2) декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Глава 2 Конституции Российской Федерации во всем своем объеме определяет права и свободы человека и гражданина. В части осуществления и регулирования прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации не противоречит Международному гуманитарному праву Согласно п. 4 ст. 15 Конституции гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, принципам и положениям Международного гуманитарного права в Российской Федерации придана высшая юридическая сила.

  • а также подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты.
  • Их нормы и положения направлены на осуществление международной гуманитарной деятельности Российской Федерации. Большую практическую роль в этой деятельности играет МЧС России, другие федеральные органы исполнительной власти, а также общественные организации. Следует признать, что расширяющаяся сфера международного гуманитарного сотрудничества в области обусловливает необходимость развития общего Международного гуманитарного права и его ветвей – национальных и региональных гуманитарных правовых институтов.

    Понятие «международное гуманитарное право». Возникновение и развитие международного гуманитарного права. Основные источники международного гуманитарного права. Субъекты международного гуманитарного права. Объект (правового регулирования) в международном гуманитарном праве. История зарождения и развития международного гуманитарного права. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. Женевские конвенции 1929 и 1949 гг. Вооруженные конфликты международного характера. Вооруженные конфликты немеждународного характера. Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Некоторые наиболее вероятные проблемы международного гуманитарного права в XXI в.

    Международное гуманитарное право также является одной из достаточно ранних по времени своего возникновения отраслью современного международного права. Данная международно-правовая отрасль регулирует действия субъектов международного права в ходе и во время военных действий.

    Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых принципов и норм права, регулирующих практические методы ведения боевых действий, а также выбор и применение средств ведения войны. Международное гуманитарное право должно способствовать достижению некоего баланса между военнополитическими интересами ведущих войну государств и правами людей - граждан и населения воюющих стран.

    Первые политико-правовые принципы, правила и ограничения применяемых при ведении боевых действий военных и военно-административных средств вырабатывались человечеством, начиная со времен самых ранних военно-политических конфликтов.

    Далеко не всегда в истории это объяснялось какими-либо гуманистическими принципами или, тем более, уважением сторон конфликта к политико-правой ценности прав человека (практически не известной человечеству до периодов Нового и Новейшего времени). Однако нередко вызывалось к жизни практическим пониманием того обстоятельства, что отношение одной стороны конфликта, например, к военнопленным представителям другой стороны будет в немалой степени определять собой и аналогичное отношение военного и политического руководства другого государства к пленным солдатам и офицерам этой страны.

    Безусловно, подобный практический подход в истории распространялся, в основном, и до самых последних столетий на различных высокопоставленных военных и/или политических руководителей, а не на основные массы военных и государственных служащих. В минимальной степени и только в целях практической целесообразности, данный подход затрагивал отношение войск и силовых служб различных государств к мирному населению на занятых войной территориях.

    Технически средства ведения войны, по-настоящему, систематически начали ограничиваться лишь к завершению периода Нового времени. При этом каких-либо универсальных политико-правовых и/или политико-этических международных документов, регулирующих выбор и применение средств ведения войны, вообще не существовало вплоть до XIX в.

    Некоторым исключением были лишь правила рыцарского этикета по отношению к противнику (в том числе и к плененному), распространенные в странах Западной и Центральной Европы в Средние века. Между тем в отношении к воинам-ополченцам, к горожанам и основной массе крестьянского населения противной стороны подобных правил фактически не существовало.

    Таким образом, можно утверждать, что средневековый рыцарский военный этикет был построен на основании внутри-элитной, дворянской солидарности.

    Главными источниками международного гуманитарного права являются несколько многосторонних международных конвенций, выполняющих функцию основных стандартов договорной практики различных государств в данной сфере.

    Это, в первую очередь:

    • 1) посвященные законам и обычаям войны Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.;
    • 2) посвященные защите жертв войны Женевские конвенции 1929 и 1949 гг.;
    • 3) Дополнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.

    Субъектами международного гуманитарного права являются государства, международные межправительственные организации и национальные освободительные движения.

    Объектом (правового регулирования) в международном гуманитарном праве выступают международные межгосударственные отношения военного и военно-политического характера, осуществляемые субъектами международного права по отношению друг к другу в ходе военного конфликта.

    Также объектом международного гуманитарного права могут быть и соответствующие отношения в рамках одного государства при подавлении войсками последнего вооруженного сопротивления национальных освободительных движений или вооруженных масс восставшего населения (чаще всего, объединенного определенной этнической принадлежностью).

    Основной особенностью отрасли международного гуманитарного права является договорной характер формирования отраслевых правовых норм, выработка которых - плод серьезных усилий в достижении политико-правового компромисса между основными международно-правовыми субъектами.

    Вторая особенность - ключевая роль именно мощных в военном и политическом отношении международно-правовых субъектов в формировании правовой базы данной отрасли международного права.

    Еще одна особенность международного гуманитарного права как международно-правовой отрасли - активизация политико-правовой деятельности международно-правовых субъектов в годы, предшествующие или последующие за различными военно-политическими конфликтами (конец 1940-х гг.), а также в годы выраженной политической нестабильности (конец 1920-х гг.) и/или выраженного международного противостояния (1970-е гг.).

    Первым по времени возникновения универсальным международным правовым документом, ставшим определенным стандартом в области современного международного гуманитарного права, стала Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя 1864 г.

    Следующим важным отраслевым документом стала Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (принята в г. Санкт-Петербурге 29 ноября 1868 г.), впервые посвященная выработке правил международного политико-правового ограничения применения технических военных новинок и специальных средств, что станет впоследствии важной особенностью развития стандартов данной международно-правовой отрасли.

    В дальнейшем, по мере вызванного стремительным промышленным и военно-техническим развитием в XIX-XX вв. последовательного возрастания разрушительной силы используемого в войнах оружия, международное сообщество вынуждено было вырабатывать многочисленные четко определенные правила ведения войн, обращения с военнопленными и гражданским населением на оккупированных во время боевых действий территориях.

    Особое место среди этих правил и норм в Новое и Новейшее время занимали и занимают правила и нормы Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. и Женевских конвенций 1929 и 1949 гг.

    Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. устанавливали в качестве обязательных для воюющих держав-участников соглашения гуманные правила по обращению с военнопленными, с мирным населением оккупированных в ходе боевых действий территорий; устанавливали серьезные ограничения на применение в ходе военных конфликтов определенных видов вооружений.

    В частности, за военнопленными сохранялись права на:

    • 1) владение собственностью (за исключением оружия, лошадей и документации военного характера);
    • 2) гуманное обращение (в терминологии Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг.- «человеколюбивое»);
    • 3) соблюдение их человеческого достоинства;
    • 4) работу в пользу пленившего их государства с начислением им заранее оговоренного заработка (данное правило действовало для солдат, на офицеров не распространялось);
    • 5) совершение религиозных обрядов.

    Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. также гарантировали мирному населению оккупированных в ходе боевых действий территорий соблюдение их прав на:

    • 1) личную неприкосновенность;
    • 2) собственность;
    • 3) честь и семейные права;
    • 4) религиозные права.

    Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. запрещалось воюющим державам:

    • 1) истреблять раненых противной стороны конфликта;
    • 2) негуманно обращаться с ними;
    • 3) применять яды и оружие, снаряды и «вещества, способные причинять излишние страдания».

    Женевские конвенции 1929 и 1949 гг. также обеспечивали и обеспечивают защиту прав раненых, больных и потерпевших кораблекрушения лиц, а также медицинского и религиозного персонала.

    Женевские конвенции 1929 и 1949 гг. устанавливают подробные нормы обращения с военнопленными; детализируют условия пленения, условия содержания в лагерях для военнопленных, правила связи военнопленных с внешним миром и властями, уголовные и дисциплинарные наказания военнопленных, правила завершения пленения, освобождения и репатриации военнопленных.

    Женевские конвенции определяют меры по защите гражданского населения, оказавшегося в руках противника или на оккупированных территориях.

    Общая для всех Женевских конвенций 1949 г. ст. 3 связывает подписавшие их государства определенным числом минимальных стандартов, которые должны обязательно соблюдаться при всех локальных конфликтах, и действий, которые должны быть запрещены везде и всегда.

    С лицами, не принимавшими активного участия в военных действиях (включая членов вооруженных сил, не сражавшихся или оставивших поле боя по болезни, ранению, аресту, вследствие пленения и по любой другой причине), согласно условиям Женевских конвенций следует обращаться гуманно, а также без всякого различия по признакам расы, цвета кожи, религиозных убеждений, пола, происхождения, имущественного положения.

    Запрещаются следующие действия в отношении упомянутых лиц:

    • 1) угроза жизни человека, в частности, убийства, нанесение увечий, жестокое обращение и пытки;
    • 2) взятие в заложники;
    • 3) надругательство над человеческим достоинством, в частности унижающее и оскорбляющее обращение;
    • 4) вынесение смертных приговоров и их исполнение без предварительного рассмотрения дела в компетентном суде, с предоставлением обвиняемым всех общепризнанных юридических гарантий.

    Все раненые и больные, в соответствии с положениями Женевских конвенций, должны быть собраны и обеспечены соответствующим лечением.

    Беспристрастные гуманитарные органы (такие, как Международный комитет Красного Креста) призваны предлагать свои услуги всем участникам конфликта.

    В ст. 12 Женевской конвенции об обращении с военнопленными сказано, что военнопленные находятся в руках вражеского государства, а не индивидов или воинских частей, захвативших их в плен и это государство ответственно за обращение с ними.

    Стандартный минимум правил по обращению с пленными установлен Первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г.).

    Свобода от дискриминации, свобода вероисповедания, уважение человеческого достоинства, право обращаться с жалобами и некоторые другие, числятся среди прав, которыми люди должны пользоваться при любых обстоятельствах.

    Третья часть Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 г.) определяет статус и нормы обращения с лицами, находящимися под протекцией.

    Согласно ст. 27 данной Конвенции, эти лица имеют право на:

    • 1) семью;
    • 2) религиозные убеждения и практику;
    • 3) исторические, национальные и иные традиции;
    • 4) гуманное обращение.

    Их личность и честь должны уважаться.

    Женщины должны быть защищены от покушений на их честь, от насилия или любой другой формы унижающего обращения.

    Запрещено применение к находящимся под протекцией лицам физического принуждения или насилия с целью получения от них информации.

    Недопустимо причинение им моральных и физических страданий, убийства, коллективные или индивидуальные наказания за несовершенные ими действия, применение пыток, террора, проведение научных и медицинских экспериментов над ними (если это не является необходимым для их лечения).

    Запрещены грабеж населения, репрессии в отношении защищаемых лиц и их собственности.

    Статья 51 данной Конвенции запрещает оккупационным властям принуждать население служить в их армии или во вспомогательных частях, а лиц моложе 18 лет - к труду.

    Дисциплинарный режим в лагерях и местах содержания интернированных лиц следует основывать на гуманных принципах.

    Ставить знаки и метки на телах людей запрещено.

    Запрещаются также принуждение людей к длительному стоянию, «муштра» и сокращение рациона пищи как мера наказания.

    Интернированные лица имеют право:

    • 1) переписки, а именно, получать два письма и четыре открытки в месяц (ст. 107 Конвенции), посылки с продовольствием, одеждой, медикаментами, книгами и учебными пособиями;
    • 2) на посещение визитерами (особенно из числа близких родственников).

    Разновидностью военно-политических противостояний является и борьба, которую ведут так называемые национально-освободительные движения.

    До середины XX в. участники этих войн и движений рассматривались как террористы и не имели международной политико-правовой защиты.

    После Второй мировой войны и особенно после принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (14 декабря 1960 г.) международное право стало обеспечивать участникам национально-освободительных движений значительно большую степень защиты.

    В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию, определяющую основные принципы легального статуса борцов с колониальным и иностранным господством и с расистскими режимами.

    Согласно положениям третьего параграфа данной резолюции, «вооруженные конфликты, связанные с борьбой против колониального и иностранного господства, а также расистских режимов, следует рассматривать как международные конфликты в духе Женевских конвенций 1949 года».

    А «легальный статус бойцов, предусмотренный ими и другими международными инструментами, распространяется на лиц, участвующих в вооруженной борьбе против колониального и иностранного господства и расистских режимов».

    На дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах, состоявшейся в Женеве в 1974-1977 гг., были определены дополнительные правила обеспечения защиты жертв международных и локальных вооруженных конфликтов. Они включены в Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) и Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), которые подписаны 8 июня 1977 г.

    Таким образом, новейшие правовые стандарты в области современного международного гуманитарного права выделяют два возможных вида вооруженных конфликтов:

    • 1) вооруженные конфликты международного характера;
    • 2) вооруженные конфликты немеждународного характера.

    Сторонами вооруженных конфликтов международного характера являются государства и мощные международные межправительственные организации.

    Вооруженные конфликты немеждународного характера должны отвечать определенным условиям. Это должны быть вооруженные конфликты, протяженные по времени, т.е. длящиеся дольше, чем какие-либо краткосрочные локальные конфликты (например, мятежи, беспорядки и т.д.) внутри определенного государства.

    Кроме того, в ходе данного конфликта все противоборствующие стороны должны быть четко определенными; иметь развитую организацию; являться самостоятельными политическими силами (не простыми наемниками или криминальными группами), преследующими собственные политические (а не криминальные) цели.

    Чаще всего сторонами вооруженных конфликтов немеждународного характера являются, с одной стороны - государства, с другой - национально-освободительные движения. Национально-освободительные движения не стоит путать с различными международными террористическими организациями, которые не являются заявленными публично политическими силами, стремящимися к достижению собственных политических целей легитимным (не нарушающим принципы и нормы международного права) путем.

    Первый из Дополнительных протоколов включает борьбу народов против колониального, чужеземного господства и против расистских режимов за свое право на самоопределение (провозглашенное в Уставе ООН) в число вооруженных конфликтов.

    Второй Протокол относится к конфликтам, происходящим на территории государств, между их вооруженными силами и вооруженными силами диссидентских или других организованных вооруженных групп, осуществляющих управление над частью территории определенной страны.

    В ст. 4. Протокола II перечислены фундаментальные гарантии прав и свобод людей во время освободительных войн.

    Все лица, не принимающие прямого участия во враждебных действиях и переставшие принимать в них участие, независимо от того, ограничены их свободы или нет, имеют право на уважение их чести, достоинства, убеждений и на исповедание своей веры.

    Дети не должны быть рекрутируемы в вооруженные группы, им не следует позволять участвовать в боевых действиях.

    Запрещаются нападения на гражданское население.

    Протокол I устанавливает определенные ограничения для всех участвующих в конфликте сторон.

    Медицинские учреждения не должны стать объектами нападений (ст. 12).

    Недопустимо использовать зону военного конфликта в качестве полигона для испытания нового оружия (ст. 36).

    Гражданское население в целом и отдельные граждане не должны стать объектами атак.

    Действия или угроза насилием с целью наведения и распространения страха запрещаются.

    Запрещаются также и беспорядочные атаки:

    • 1) бомбардировки отдельных военных целей, расположенных в городах среди гражданских объектов;
    • 2) атаки, способные вызвать потери жизней гражданского населения, а также повреждения и аварии на гражданских объектах (ст. 51).

    Доведение гражданского населения до голода как метод войны запрещен, как запрещены и разрушения гражданских объектов (в частности, складов с пищевыми продуктами, сельскохозяйственных зон для производства продовольствия, установок для обеспечения населения питьевой водой, ирригационных сооружений).

    Запрещены также методы и средства войны, ведущие к причинению вреда природной среде и, тем самым, угрожающие здоровью людей или выживанию гражданского населения (ст. 55).

    Статья 56 запрещает атаковать сооружения, дамбы, каналы и атомные электростанции, даже если они являются военными объектами, ибо это влечет за собой опасные последствия для огромного числа людей.

    Виновные в нарушении этих положений стороны должны принуждаться к выплате компенсации за причиненный их действиями ущерб (ст. 91).

    Если подобного рода противоправные действия совершают правительства, то они придают диссидентским и другим вооруженным формам борьбы вынужденный, необходимый и законный характер.

    Если же к ним прибегают отдельные группы населения, то это превращает их в преступные, бандитские формирования, борьба с которыми и ликвидация которых необходимы во имя обеспечения безопасности всего общества и государства.

    Необходимо отметить, что серьезной проблемой международного гуманитарного права вскоре может стать вопрос о политико-правовом регулировании различных аспектов в деятельности негосударственных легальных (фактическая сторона их деятельности при этом может быть весьма проблемной с точки зрения правовой оценки данных действий) военизированных структур.

    Многие подобные структуры уже существуют. Частные корпорации в сфере безопасности в большом количестве в настоящее время функционируют в США, выполняя многие задачи по контракту с американским правительством или с национальным руководством некоторых государств, например, с политическим руководством постсаддамовского Ирака.

    Другие могут появиться на мировой политической арене в ближайшее время: например, различные мини-армии транснациональных корпораций, которые могут вскоре стать активными игроками на военно-политической и политико-правовой «арене» в случае приобретения транснациональными корпорациями признанной официально международной правосубъектности, что прогнозируется как достаточно вероятное развитие событий в течение ближайших десятилетий рядом серьезных специалистов.

    Вместе с тем уже существующие в настоящее время корпорации в сфере обеспечения безопасности в ближайшее время также вполне способны претерпеть существенные трансформации в сторону увеличения их роли и военно-политических, а также экономических возможностей.

    Колоссальный всплеск насилия и антиправового поведения по отношению к военнопленным и к мирному населению также может возникнуть в скором времени в случае начала (к сожалению) вполне возможных именно в XXI в. новых «религиозных войн», предтечами которых, возможно, выступают активно действующие в настоящее время радикальные религиозные террористические организации («Аль-Каида» и другие ей подобные).

    В этом случае человечество может быть «отброшено» в деле политико-правового обеспечения защиты прав людей в ходе военных столкновений в далекое, догуманистическое прошлое.

    Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права.

    Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий.

    Нормы международного гуманитарного права применяются с началом вооруженного конфликта.

    Применение норм международного гуманитарного права прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории - по окончании оккупации. Лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой международного гуманитарного права.

    Цель международного гуманитарного права - облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями. Кроме того, международное гуманитарное право предоставляет гарантии защиты объектам, не имеющим военного значения.

    Международное гуманитарное право устанавливает ряд ограничений и запретов на применение воюющими способов (методов) и средств ведения боевых действий; определяет правовое положение (статус) лиц и объектов, находящихся в зоне ведения боевых действий; регламентирует права и обязанности лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права; а также устанавливает ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

    В случаях, не предусмотренных международными договорами, гражданские лица и комбатанты (воюющие) остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания.

    Запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий

    В целях избегания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.

    К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:

    • - убийство или ранение гражданских лиц;
    • - убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;
    • - убийство парламентера и сопровождающих его лиц;
    • - нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);
    • - принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;
    • - отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;
    • - взятие заложников;
    • - вероломство;
    • - использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой Организации;
    • - нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;
    • - террор в отношении гражданского населения;
    • - использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;
    • - нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;
    • - огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;
    • - уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;
    • - уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;
    • - отдача на разграбление города или местности.

    Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации - участника боевых действий

    В ходе боевых действий знай и соблюдай следующие правила:

    • 1. Применяй оружие только против противника и его военных объектов/
    • 2. Не нападай на лица и объекты, обозначенные отличительными эмблемами и знаками, если они не совершают враждебных действий.
    • 3. Не причиняй излишних страданий. Не наноси большего ущерба, чем необходимо для выполнения боевой задачи.
    • 4. Подбирай раненых, больных и терпящих кораблекрушение, которые воздерживаются от враждебных действий. Оказывай им помощь.
    • 5. Пощади, разоружи и передай своему командиру сдавшегося в плен противника. Относись к нему гуманно. Не подвергай его пыткам.
    • 6. Гуманно относись к гражданскому населению, уважай его собственность. Мародерство и грабеж запрещены.
    • 7. Удерживай своих товарищей от нарушения настоящих правил. О случаях нарушений докладывай своему командиру.

    Нарушение этих правил не только бесчестит Отечество, но и в установленных законом случаях влечет уголовную ответственность.

    Ответственность за преступления, связанные с нарушением норм международного гуманитарного права, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации

    Законодательство Российской Федерации учитывает положения международного гуманитарного права в части установления ответственности за его серьезные нарушения.

    Общественная опасность этих нарушений заключается в применении запрещенных нормами международного гуманитарного права средств и методов ведения боевых действий, то есть в том что при их применении не только попираются нормы международного гуманитарного права, но и, главным образом, причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, безвозвратно утрачиваются такие достижения цивилизации, как культурные ценности и архитектурные памятники наносится вред окружающей природной среде.

    Мотивами этих преступлений могут быть месть, корыстные побуждения, карьеристские соображения, а также идеологические (расистские, фашистские, националистические и т. п.) и подобные им.

    К ответственности за указанные деяния могут привлекаться должностные лица органов военного управления, командиры соединений, частей или подразделений военнослужащие и другие участники вооруженного конфликта.

    Действия, образующие состав преступления, связанного с нарушением норм международного гуманитарного права, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

    Статья 42 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях, а неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

    Уголовный кодекс Российской Федерации содержит Главу «Преступления против мира и безопасности человечества» и устанавливает соответствующую уголовную ответственность за различные виды преступлений.

    В данную главу, в числе иных, включены следующие статьи:

    Статья 355. Производство или распространение оружия массового поражения.

    Производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

    Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.

    • 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
    • 2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

    Статья 357. Геноцид.

    Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

    Статья 358. Экоцид.

    Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

    Статья 359. Наемничество.

    • 1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
    • 2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, - наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
    • 3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

    Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

    К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации, сроки давности не применяются.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 1 «Декларации о территориальном убежище», принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22 сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.

    Термин "международное гуманитарное право" является сравнительно новым. Он появился в 50-е годы 20 века. Первым его использовал Жак Пикте и определяется дословно как право войны.

    В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия:

    Расширенный;

    Ограниченный.

    Расширенный основывается на включение в международное гуманитарное право не только право вооруженных конфликтов, но и право прав человека.

    Международное гуманитарное право по этому подходу - это совокупность принципов, регулирующих международное сотрудничество по гуманитарным вопросам.

    Ограниченный подход является традиционным и более распространенным.

    Согласно этому подходу, международное гуманитарное право определяется как совокупность юридических норм и принципов, применяемых в период международных вооруженных и невооруженных конфликтов, регулирующих правила ведения вооруженных конфликтов, устанавливающих ответственность за нарушение законов и обычаев войны, ограничивающих или запрещающих применение средств ведения военных действий и защищающих права индивидов в ходе вооруженного конфликта.

    Основная цель, которую преследует международное гуманитарное право- гуманизация вооруженных конфликтов. Этой цели соответствуют следующие функции международного гуманитарного права:

    1. Организационная- заключается в упорядочение отношений между воюющими сторонами;

    2. Предупредительная- заключается в предупреждении применения определенных средств и методов ведения войны. Это осуществляется путем ограничения суверенитета государств (участников вооруженных конфликтов);

    3. Защитная- заключается в предоставлении покровительства различным категориям лиц.

    Объектом регулирования международного гуманитарного права выступают отношения, складывающиеся между сторонами в ходе вооруженного конфликта(государство, повстанческие отряды).

    Предмет регулирования международного гуманитарного права составляет вопросы, проблемы, возникшие в ходе вооруженного конфликта(права и обязанности воюющих сторон- права и обязанности оккупационной администрации, участников).

    Субъектами международного гуманитарного права выступают государства, борющиеся за свободу и независимость народов и наций, а также международные межправительственные организации(участник- государство).

    Основными источниками норм международного гуманитарного права являются международные договоры, письменно фиксированные соглашения. Обычай как источник норм международного гуманитарного права сохраняет свое значение.

    Для международного гуманитарного права характерна универсальная кодификация- упорядочение, фиксация обычных норм осуществляется на универсальном уровне (уровне отношений между всеми государствами мира).

    1. Гаагское право, основывающееся на Гаагских конвенциях (19-20 вв), Конвенции о культурных ценностях 1954 г."Правило ведения военных действий";

    2. Право Женевы. Это право более древнее (вторая половина 19 в.). В 1949 году подписывается первая Женевская конвенция и два протокола;

    3. Нью- Йоркское право, которое включает нормы, правила, устанавливающие защиту наиболее уязвимых категорий населения (женщин, стариков, детей), а также ограничивающих и запрещенных применение средств ведения военных действий. Здесь прослеживается слияние двух других направлений, в котором заключены нормы, регулирующие защиту прав человека в мирное время, так называемое право прав человека.

    Принципы международного гуманитарного права- составляющие основы, на которых базируются нормы международного гуманитарного права- это общеобязательные правила поведения, которые обладают высшей силой, и нарушение их недопустимо.

    Принципы международного гуманитарного права делятся на несколько групп в зависимости от их характера:

    1. Общие принципы международного гуманитарного права, обладающие всеобщим действием, распространяющиеся на все без исключения ситуации, возникшие в ходе вооруженного конфликта.

    К ним относят:

    Базовый принцип, который ограничивает, либо запрещает неоправданное насилие;

    Принцип не дискриминации (недопустимости), который заключается в равном обращении с индивидами, пользующихся покровительством международного гуманитарного права, где полностью исключается дискриминация нации, религии и т.п.;

    Принцип ответственности. Это важнейший принцип, за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права предполагается ответственность государств, устанавливается уголовная ответственность физических лиц, нарушивших эти нормы (руководители, исполнители). Они обязаны возместить ущерб, нанесенный противоправным поведением; государство может нести политическую и материальную ответственность. Государство также может быть подвергнуто ограничению(например, разрыву дипломатических отношений);

    2. Принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий:

    Принцип ограничения воюющих в выборе средств в ведении войны (19 в.);

    Принцип защиты окружающей среды (20 в.)- запрет на причинение средств и методов ведения войны, наносящих ущерб окружающей среде (экологическое оружие);

    3. Принципы, обеспечивающие защиту участников вооруженных конфликтов:

    Принцип защиты прав участников вооруженных конфликтов предполагает обязанность государства обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти (защита военнопленных);

    Принцип защиты некомбатантов (непосредственный участник военных действий, не принимающий участия- медицинский персонал, духовный персонал), предполагающий защиту от нападения (неприкосновенность).

    Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в военных действиях, устанавливается запрет убийства лиц, прекративших участие(раненных, больных военных);

    4. Принципы защиты гражданского населения:

    Принцип ненападения, - гражданские и отдельные лица, не являющиеся объектом нападения неприкосновенны;

    Принцип ограничения по объектам- запрет на ненападение на гражданские объекты, не использующиеся в военных действиях;

    Международное гуманитарное право и право прав человека это две отдельные отрасли, не взаимосвязаны.

    Общие черты международного гуманитарного права и права прав человека:

    1. Имеют общий объект защиты- человек;

    2. Общее происхождение- общие философские и юридические основания истоков международного гуманитарного права и права прав человека;

    3. Единая направленность проявляется в том, что они призваны оградить человека от угрожающей опасности (произвола государства или воюющих сторон);

    4. Наличие общих стержневых норм: право на жизнь, право на недопустимость дискриминации, право на уважительное отношение, право на юридические гарантии;

    5. Возможность применения прав человека в условиях вооруженного конфликта. Существует оговорка Мартенса (российский юрист- 19-20вв.), который предложил формулировку, предполагающую, что в случае проблем в гуманитарном праве, воюющие остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из требований гуманности общественного сознания.

    Различия международного гуманитарного права и права прав человека:

    1. По сфере применения.

    2. Целями: Международное гуманитарное право преследует цель ограничить негативные последствия в конфликтах, чтобы обеспечить выживание человека в таких экстремальных условиях.

    Право прав человека- обеспечить отдельным лицам возможность развития личности и гарантию защиты от произвола государства;

    3. По субъектной сфере: Международное гуманитарное право регулирует отношения одного государства с другими и с его гражданами(граждане находятся в зоне вооруженного конфликта или в зоне оккупации), при этом не допускаются ограничения прав, предусмотренных международным правом- насильственные действия). Запрещается захват заложников.

    Право прав человека регулирует отношения между государством и всеми лицами, которые находятся под его юрисдикцией(иностранные и собственные граждане). Ограничение прав и свобод допускается в чрезвычайных ситуациях (свобода передвижения). Допускается возможность репрессий в отношении иностранных граждан(насильственные действия и ответные действия, которые не предполагают убийство, жестокость по отношению к иностранным гражданам).

    4. Различаются регламентацией отдельных прав(право на жизнь). Право прав человека предполагает абсолютный характер права на жизнь- человек не может быть лишен жизни ни при каких условиях.

    В международном гуманитарном праве напротив. Право на жизнь имеют только покровительственные лица, которые находятся под покровительством международного гуманитарного права. Этим правом не наделены участники военных действий;

    5. Имплементацией норм международного гуманитарного права- фактическая реализация норм международного гуманитарного права.

    Формы фактической реализации имплементации:

    1. соблюдение нормы предполагает реализацию норм запретов(используется норма, запрещающая причинение химического оружия);

    2. исполнение нормы предусматривает определенные обязанности воюющих сторон и их активное действие по исполнению этих обязанностей (обращение с военнослужащими);

    3. использование нормы не предполагает жесткого предписания определенного поведения (воюющие стороны принимают решения об использовании той или иной нормы(поощрение интеллектуального творчества военнослужащих);

    4. причинение нормы главными субъектами международного гуманитарного права, государства предполагают определенные действия для выполнения предписаний. Также действия осуществляются путем принятия органами государственной власти этих предписаний, их охрану и защиту от нарушения. Эти нормы содержаться в международных соглашениях.

    Механизмы, обеспечивающие имплементацию:

    1. Международные механизмы- процедура расследования, установления фактов, меры принудительного характера, назначение державы- покровительницы и ее субинститутов (лицо завещает державу). Эти механизмы выполняют контрольные функции;

    Процедура рассмотрения- возможность расследования определенной ситуации по просьбе заинтересованных лиц;

    Постановление фактов, которое должна осуществлять международная комиссия, созданная для этого по инициативе ООН. Эта комиссия может расследовать ситуации, при этом устанавливать факт нарушения. Предположительные меры принуждения- санкции мер политического, экономического и иного характера (разрыв дипломатических отношений с государством, которым направляют соглашения);

    Державы- покровительницы- государства, которое поручает другому государству охранять его интересы и интересы его граждан перед законом и государством. Держава-покровительница получает право контролировать соблюдение воюющего государства правил ведения вооруженной войны и получает право оказывать помощь покровительства гражданам государства, обратившихся к ним с данной просьбой;

    Субинституты- его функции выполняют гуманитарные организации(например, международный комитет Красного Креста)

    2. Национальные механизмы- закрепление во внутригосударственной правовой системе норм международного гуманитарного права, создание системы органов, обеспечивающих имплементацию норм международного гуманитарного права (органы исполнительной власти). На государство возлагается обязанность просвещения населения.

    Международное гуманитарное право применяется непосредственно в двух ситуациях:

    1. Ситуация международного вооруженного конфликта, т.е. вооруженное столкновение между государствами, национально- освободительные войны(вооруженное столкновение с метрополией);

    2. Ситуация не международного вооруженного конфликта, т.е. столкновение антиправительственных организованных отрядов с вооруженными силами правительства. Эти конфликты являются внутренними, поскольку происходят на территории одного государства, так называемая гражданская война.

    Пространственная сфера применения означает ограничительные пространственные пределы ведения войны:

    Театр войны- все виды территорий, на которых воюющие вправе вести военные действия;

    Театр военных действий- территория, на которой военные действия фактически ведутся.

    Ряд территорий, которые не могут быть театром войны и военных действий:

    1. территории нейтральных государств;

    2. международные территории (Антарктида);

    3. международные каналы и проливы (Панамский канал);

    4. космическое пространство- запретов нет, кроме применения массового оружия уничтожения. Его можно использовать в оборонительных целях;

    5. санитарные зоны;

    6. открытые города (не защищаемые местности, в которых не присутствуют средства оборонительной защиты);

    7. исторические памятники и религиозные объекты.

    Нормы международного гуманитарного права начинают действовать после начала вооруженного конфликта.

    Начало вооруженного конфликта влечет правовые последствия для воюющих сторон, которые регламентируются нормами международного права:

    Разрыв дипломатических отношений;

    Разрыв торговых отношений;

    Прекращение действия договоров, рассчитанных на мирное время (например, договор о сотрудничестве);

    Установление особого режима для граждан неприятельского государства (интернирование)- особый правовой режим, который предполагает временное принудительное задержание граждан неприятельского государства и ограничение свободы их передвижения- условия содержания военнопленных, не находящихся в более благоприятном положении.

    Прекращение вооруженного конфликта влечет также правовые последствия:

    Восстановление дипломатических и иных отношений;

    Восстановление по желанию прежние договора, соглашения;

    Урегулирование спорных вопросов, связанных с причинением имущественного ущерба захваченной территории и обмен военнопленными.

    Состояние войны может быть фактическим и юридическим.

    По нормам международного гуманитарного права война может быть прекращена несколькими способами:

    1) временное прекращение военных действий (перемирие);

    2) капитуляция- фактически задача одного государства другому(отказ одного государства о ведении войны).

    Основными формами прекращения вооруженного конфликта, который означает прекращение войны являются:

    Подписание декларации об окончании войны;

    Подписание мирного договора.

    В международном гуманитарном праве различают максимальную и минимальную защиту.

    Максимальная защита распространяется на наиболее уязвимые категории населения (несовершеннолетних, на инвалидов, беженцев, на лиц, оказывающих помощь- медицинскую и духовную.

    Минимальная защита распространяется на незаконных комбатантов, деятельность которых осуществляется с нарушением норм международного гуманитарного права(военные шпионы, наемники). Законными же комбатантами являются разведчики, добровольцы.

    Военный шпион- лицо, которое собирает информацию в районе действия противника под тайным предлогом, скрывая свое истинное положение.

    Военный разведчик- лицо, которое собирает информацию, но при этом носит форму своей армии.

    Доброволец- лицо, которое добровольно, ради защиты принципов, идеалов, целей принимает участие в боевых действиях.

    Наемник- лицо, которое не является гражданином данного государства на стороне которого он выступает и получает вознаграждение за свои действия.

    Если незаконные комбатанты будут захвачены, они получат минимальную защиту (право на неприкосновенность, на судебные гарантии).

    Войны, вооруженные конфликты до сих пор присутствуют. Международное гуманитарное право не ставит перед собой цели предупреждать войны- это цель другой отрасли- права международной безопасности, которая ориентирована на их урегулировании (право против войны).

    Цель международного гуманитарного права- вырабатывать определенные правила ликвидации насилия, гуманизация вооруженных конфликтов, устранение насилия, которое несправедливо.

    Лица и объекты, которые находятся под защитой международного гуманитарного права и порядок обращения с ними.

    Цель : сформировать знания студентов о сущности международного гуманитарного права (МГП); способствовать воспитанию понимания необходимости предотвращения развитию военных конфликтов; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека.

    Основные термины и понятия

    План лекции:

    1.Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

    2.Основные положения МГП.

    3. Соблюдение МГП.

    Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

    Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов.

    Когда противоборствующие стороны не могут или не хо­тят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращают­ся к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.

    – Какую цель ставили воюющие стороны?

    – Каковы последствия войн?

    - Вспомните, из курса истории, какие мы изучали войны?

    А также много локальных войн в Европе, Азии, Африке. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней.

    Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

    Во второй мировой войне погибло свыше 62 млн чел. приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.

    В современной войне, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.

    Потрясенное последствиями Второй мировой войны международное сообщество в уставе ООН объявило противоправным использование силы для разрешения споров.

    Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам.

    (Конвенция – документ, имеющий обязательную силу)

    Эта конвенция положила начало современному международному гуманитарному праву.

    Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? (Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.)

    МГП предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

    МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, оно ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту.

    В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы.

    Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-первых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

    Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой зашиты.

    В последнее время для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин "международное гуманитарное право".

    Использование слова "гуманитарное" согласуется с терминологией Устава ООН, актов СБСЕ.

    Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

    Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

    Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

    Международное гуманитарное право(МГП) представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

    Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (определенные отступления допускаются при введении чрезвычайного положения); 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально ^возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на признание право субъектности, право на свободу мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания).

    Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей являются наряду с государствами индивиды (физические лица); естественно, характер этих прав и обязанностей у государств и индивидов различен.

    Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

    Жертвы вооруженных конфликтов;
    медицинский и духовный персонал;
    парламентеры и сопровождающие их лица;
    персонал гражданской обороны;
    персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей; персонал, участвующий в гуманитарных акциях.

    Объекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

    Медицинские формирования;
    санитарно-транспортные средства;
    гражданские объекты;
    культурные ценности;
    особо опасные объекты;
    объекты гражданской обороны;
    санитарные и безопасные зоны;
    необороняемые местности и демилитаризованные зоны.

    Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международным гуманитарным правом.

    МГП (право вооруженных конфликтов, право войны) стремится смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

    Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал: «Война – это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты…» И далее Руссо делает логический вывод: с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.

    Основные положения МГП.

    а) международные;

    б) немеждународные.

    МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.

    Основные н о р м ы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

    1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблагоприятного характера.

    2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

    3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под защитой. Эмблема красного креста (красного полумесяца или красного льва и солнца) является знаком такой защиты и должна уважаться.

    4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий. Они должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение помощи.

    5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которые он не совершал. Никто не может подвергаться физическим или психическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

    6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

    7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

    Соблюдение МГП

    МГП находится вне политики и руководствуется исключительно принципами гуманности. Действие гуманитарного права не останавливается перед государственными границами. Все воюющие стороны должны его соблюдать, независимо от политических и иных соображений.

    За несоблюдение норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях.

    Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Лицо, нарушающее МГП, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей.

    Право прав человека и международное гуманитарное право имеют различные сферы применения. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности таких конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в международном гуманитарном праве.

    Тем не менее между отдельными правами человека и некоторыми нормами международного гуманитарного права имеют место "пересечения". Это касается прежде всего прав, входящих в "неизменное ядро" прав человека, действие которых не может быть ограничено или приостановлено ни при каких обстоятельствах.

    Более того, международное гуманитарное право и право прав человека дополняют друг друга. Отдельные права, предусмотренные международным гуманитарным правом, усиливают некоторые права человека:

    Либо в силу того, что они соответствуют правам человека, действие которых может быть приостановлено в случае чрезвычайного положения (речь идет, например, о судебных гарантиях, которые, как таковые, не являются частью "неизменного ядра" прав человека);

    Либо в силу того, что нормы международного гуманитарного права идут дальше в плане защиты личности, чем соответствующие права человека (речь идет, например, о праве на жизнь лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права).

    Контроль знаний:

    Дать ответы на вопросы:

    1.Какова сущность МГП?

    2. В каких документах, принятых ООН, отражаются права человека?

    3. Назовите основные положения МГП.

    Домашнее задание: выучить конспект, Л. 2. стр.312.

    Творческое задание: у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор.

    Литература:

    1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2016, стр. 312

    2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. А.Т Смирнова., Москва, «Просвещение», 2013г.

    Лекция № 3

    Тема: Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Цель : формирование знаний студентов о значимости появления такой организации как Красный крест; сформировать уважительное отношение к правам и свободам человека, формирование гражданской позиции; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека

    Основные термины и понятия :международное гуманитарное право; жертвы вооруженного кон­фликта; международный и немеждународный вооруженные конфлик­ты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие «принимать участие в военных действиях.

    План лекции:

    1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами.

    2.История возникновения организации Красный крест.

    3.Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

    4. Символика Международной организации Красный крест и Красный полумесяц.

    «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

    плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

    научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу.)

    Известную католическую монахиню, основательницу женской монашеской конгрегации "Сестры Миссионерки Любви", мать Терезу Калькуттскую приобщили к лику святых.

    1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами .

    Человечество вступило в новое столетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечно­сти, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего уме­ния договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуман­но.

    Начнём изложение с притчи из «Евангелии от Луки».

    В ней рассказывается, что один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки к разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвого, лежать на земле. Случайно той же дорогой проходил священник. Увидев, избитого, он ушел прочь и не остановился, чтобы помочь ему. Пришел на то место другой священнослужитель и поступил также. Однако некий самарянин (самаряне - арамейское племя, находившееся во вражде с иудеями), проходя мимо и увидев этого человека, сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином, а затем, посадив его на своего осла, привез на постоялый двор и позаботился о нем. На следующий день он вынул два динара, дал хозяину постоялого двора и сказал:

    «Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь»».

    Эта притча является примером милосердного отношения к человеку.

    Как вы понимаете слово «милосердие»?

    (Милосердие: в основе этого чувства лежит сострадание, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

    Прошу вспомнить те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют личности гуманного человека.

    Мы хотим, чтобы люди нашей планеты были поняты и приняты человеческим обществом. Всем нам жить будет легче и приятней, если мы будем лучше понимать друг друга. И это все актуально для мирного сообщества людей.

    Милосердие и толерантность особенно нужны во время войны.

    С чем можно сравнить войну?

    Война. …Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих.

    Нередко мы слышим о вооруженных конфликтах и террористических актах, захватах заложников и горе людей. Больше всего в этих ситуациях страдают невинные люди. Путь к всеобщему ми­ру долог и труден. И если нельзя добиться мира, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Это можно сделать с помощью норм права. Тема нашего урока – международное гуманитарное право. Она актуальна в современном мире.

    Вооруженные конфликты продолжаются, и в них страдает мирное население, дети, прежде всего

    Вот что нам об этом говорит статистика. В мире убито в войнах около 2 млн. детей, а 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти 30 млн. превратились в беженцев. Дети остаются без родителей, гибнут в бомбежках, концлагерях и становятся заложниками.