Нормативные правовые акты по вопросам охраны труда. Законы и другие нормативные акты в области охраны труда Нормативно правовой акт положение охране труда

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. (статья 209 ТК РФ).

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств обеспечения их соблюдения, т.е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает в себя федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях.

Социально-экономические мероприятия включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в организации служб и комиссий по охране труда на предприятиях и организациях в целях планирования и осуществления работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда; организация обучения руководителей и персонала; информирования работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов; аттестации рабочих мест, а также в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных факторов при проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; повышении дисциплины труда и технологической дисциплины и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредностей с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию первичных и периодических медицинских осмотров, лечебно-профилактического питания и т.д.

Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателей) перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

К иным мероприятиям следует отнести мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, промышленной безопасности, электробезопасности и прочего в процессе трудовой деятельности работников.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются (статья 210 ТК РФ):

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей; и т.д.

Государственные нормативные требования охраны труда и здоровья.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. (статья 211 ТК РФ)
Конституция Российской Федерации
Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Работник обязан:

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания;
  • проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Цели, задачи и принципы правового регулирования охраны труда.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управление трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);
  • разрешению трудовых споров.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений (Ст. 2 ТК РФ):

  • Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Равенство прав и возможностей работников;
  • Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • Обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • Обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • Сочетание государственного договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленным Трудовым Кодексом и иными федеральными законами;
  • Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

В соответствии с главой 35 «Организация охраны труда» Трудового Кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующим требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Нормативно-правовые акты по охране труда: гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда

Правовое поле в области охраны труда состоит из четырех взаимосвязанных уровней правовых нормативов: единых, межотраслевых, отраслевых и нормативов предприятий.

Единые правовые нормативы включают в себя основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда. Это Конституция, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ФЗ – 181).
Межотраслевые правовые нормативы представляют собой государственные документы, которые действую без исключения во всех отраслях экономики, т.к. не имеют отраслевого признака. К ним относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТы и ССБТ), межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы), руководства (Р) Госсанэпидемнадзора Минздрава России, правила безопасности (ПБ) Ростехнадзора, документы Госэнергонадзора России («Правила устройства электроустановок» – ПУЭ, «Правила эксплуатации электроустановок потребителей» – ПТЭ, «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей» — ПОТ РМ-016-2001), строительные нормы и правила (СНиП).
Отраслевые правовые нормативы определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли экономики. Это – отраслевые стандарты – ОСТы, отраслевые правила по охране труда – ПОТ О, типовые отраслевые инструкции – ТОИ. Эти правовые нормативы рассчитаны только на конкретную отрасль экономики и не имеют юридической силы в других отраслях.
Нормативные правовые акты предприятия представляют собой локальные акты, действующие только на конкретном предприятии: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия Системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ.
Каждый из документов имеет равную правовую силу. Например, требования безопасности труда, заложенные в инструкции по охране труда на рабочем месте, являются столь же обязательными для работника и работодателя, как и выполнение требований статей Конституции Российской Федерации.

Порядок обеспечения охраны труда и осуществление
государственного контроля и надзора.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.
В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:
1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

  • федеральная инспекция труда;
  • федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;
  • органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

  • органы исполнительной власти на федеральном уровне;
  • органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;
  • органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

  • профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

Контроль состояния охраны труда на рабочих местах в ОАО «РЖД».

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:

  • Государственный контроль и надзор;
  • Ведомственный контроль:
    • Комплексные проверки;
    • Целевые проверки;
    • Оперативный контроль
  • Общественный контроль;
  • Производственный контроль.

Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.

Ведомственный контроль осуществляется:

  • Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;
  • Службами охраны труда железных дорог;
  • Руководителями предприятий и учреждений;
  • Ведомственными органами контроля и надзора (Ростехнадзор);
  • Общественный контроль осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах.
Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.
Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.
Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог.
Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.

Обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, применяемых инструментов и материалов;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха;
  • приобретение и выдачу спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • обучение безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • контроль состояния условий труда на рабочих местах;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • недопущение работников без прохождения обязательных медосмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • расследование и учет несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • беспрепятственный допуск лиц органов управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний.

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники, осуществляющие виды деятельности, связанные с источниками повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Статья 214 ТК РФ обязывает работника:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно применять средства защиты;
  • проходить обучение безопасным методам выполнения работ, приемам оказания первой помощи, инструктажи по охране труда, стажировку, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни людей, о каждом несчастном случае, о признаках острого профзаболевания;
  • проходить медицинские осмотры.

Права и обязанности работников в области охраны труда.

Право работника на труд определено статьей 219 ТК РФ. Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • получение достоверной информации об условиях охраны труда на рабочем месте;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • обеспечение средствами защиты в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обучение безопасным методам и приемам труда;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля;
  • личное участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или профзаболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
  • компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (статья 220 ТК РФ). Условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда.

Если работа приостановлена органами надзора из-за нарушения требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы и средний заработок на время приостановления работы. При отказе работника от работ в случае опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае не обеспечения работника средствами защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший простой. Отказ работника, в таких случаях, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125-ФЗ.

Государство устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда.

На работах с вредными условиями труда, или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно сертифицированные средства индивидуальной защиты и спецодежда (статья 221 ТК РФ) в соответствии с установленными нормами, коллективным договором или тарифным соглашением. Их приобретение, хранение, ремонт, стирка, дезактивация осуществляются за счет средств работодателя.
В целях обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в организации оборудуются санитарно-бытовые помещения (для приема пищи; оказания медицинской помощи; отдыха в рабочее время и психологической разгрузки). Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи. Перевозка в лечебные учреждения работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний, производится транспортными средствами организации либо за ее счет (статья 223 ТК РФ).
В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда: дисциплинарная, административная, материальная и уголовная. Дисциплинарная – в соответствии ТК РФ: замечание, выговор, увольнение.
Административная – в соответствии КоАП РФ.
Материальная – в виде возмещения убытков в добровольном либо судебном порядке.
Моральный ущерб – только по обоюдному согласию либо через суд.
Уголовная ответственность – в соответствии УК РФ ст. 143 — Нарушение правил охраны труда, 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, 216 – нарушение ПБ при ведении горных, строительных и иных работ, 217 – нарушение ПБ на взрывоопасных объектах, 219 – нарушение правил пожарной безопасности, 350 – нарушение правил вождения или эксплуатации машин.
Ответственность за нарушение нормативных актов по охране труда определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ законодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238,263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8…13). Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и нормативных актов об охране труда, привлекаются к ответственности.
Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах.
В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил охраны труда лицом, ответственным за соблюдение этих правил, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека - лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей – наказывается наложением штрафа в размере 100-200 МРОТ либо лишением свободы до 2 лет.

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда.

Действующим законодательством РФ предусмотрены различные виды ответственности руководителей, должностных лиц и организаций за нарушения, связанные с охраной труда.

Административная ответственность наступает если:

  1. нарушения, не связанные с привлечением к уголовной ответственности; (ответственность определяется в виде наложения штрафа от 5 до 50 МРОТ;
  2. нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору штраф от 30 до 50 МРОТ;
  3. сокрытие страхового случая при обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве (штраф 3-5 МРОТ, а с юридического лица 50-100 МРОТ).

Соглашения по охране труда. Роль профсоюзов.

Участие Работников в управлении охраной труда осуществляют при проведении:

  • специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • производственного контроля;
  • контроля и оценке состояния условий и охраны труда на производственном объекте.

Представительным органом работников ОАО «РЖД» является РОСПРОФЖЕЛ. Предложения работников по улучшению условий и охраны труда рассматривают в комитетах (комиссиях) по охране труда и учитывают в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора.
Коллективный договор – это соглашение между представителями руководства ОАО «РЖД» и представителями работников, в лице руководства РОСПРОФЖЕЛ.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ, внештатные технические инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в установленном порядке беспрепятственно посещают производственные подразделения ОАО «РЖД» для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий трудового договора.
Технические инспекторы труда РОСПРОФЖЕЛ вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами представления, требования и предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Техническая инспекция труда осуществляет свои функции в соответствии с положением, утвержденным РОСПРОФЖЕЛ.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда исполняют свои функции в соответствии с Типовым положением об уполномоченном (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза с учетом особенностей и специфики работы согласно положению, утвержденного РОСПРОФЖЕЛ.
Руководители филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» предоставляют в установленном порядке соответствующему выборному органу РОСПРОЖЕЛ сведения о принятых мерах, выполнении мероприятий по улучшению условий и охране труда и устранению причин происшедших несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

1.1 Законодательные и нормативные акты по охране труда

Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность.

В законодательстве об охране труда отражены следующие правила и нормы: правила организации охраны труда на предприятиях; правила по ТБ и производственной санитарии; правила, обеспечивающие индивидуальную защиту работающих от профессиональных заболеваний; правила и нормы специальной охраны труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью; правовые нормы, в которых предусматривается ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Одним из условий обеспечения безопасности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность.

К правовым документам, регламентирующим некоторые вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся Основы законодательства РФ об охране труда, Кодексы законов по охране окружающей среды.

К основным нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся санитарные нормы (СН, СанПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Строительные нормы и правила (СНиП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях. К стандартам, формулирующим требования, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности, относятся Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Система стандартов охраны природы (ССОП) и Комплекс государственных стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС).

Выделим следующие законодательные акты в области охраны труда:

Трудовой кодекс РФ.

ФЗ РФ «Об основах охраны труда в РФ».

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Кроме того, следующие нормативные правовые акты по охране труда:

Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ).

Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ).

Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН).

Строительные нормы и правила (СНиП).

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ).

Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М).

Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания).

Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О).

Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ).

Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации).

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта.

Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда.

Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, также разрабатывают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Аттестация рабочих мест

Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность...

Безопасность и условия труда. Трудовая дисциплина

труд охрана безопасный Наряду с основополагающими нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в сфере охраны труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ...

Вредные влияния условий, возникающих при механической обработке металлов на человека, меры защиты от их воздействия

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. ст. 41, 45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья. Основополагающим актом...

Законодательные акты по охране труда

Нормативно-правовые акты по охране труда - это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения. Раздел 5 законов об охране труда состоит из следующих статей: Статья 28. Разработка...

Одним из аспектов трудового законодательства является охрана труда граждан РФ. Закрепленные в Конституции Российской Федерации права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...

Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность

Профессиональная деятельность лингвистов-переводчиков, прежде всего, регулируется основным законом о трудовой деятельности - ТК РФ...

Нормативные акты и распоряжения правительства Российской Федерации о соблюдении правил безопасности на производственных предприятиях

В законодательстве под ОТ (охрана труда) понимается комплекс правовых норм, непосредственно направленных на создание безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы есть в российском законодательстве, правилах ТБ, коллективных договорах...

Нормативные документы в наглядной агитации по охране труда

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 24.07...

Обеспечение безопасности условий труда в организации

Наряду с основополагающими нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в сфере охраны труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства и др.)...

Основы пожарной безопасности

Изменения и дополнения: · Закон Республики Беларусь от 3 мая 1996 г. № 440-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст.380) · Закон Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. № 87-З (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь...

Охрана труда на морском транспорте

Основными законодательными актами по охране труда являются: Национальные документы: - Конституция Украины; - Закон Украины "Про охорону праці"; -Закон Украины "Про загальнообовязкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на...

Права работника на безопасные условия труда

Определив то, что Конституция Республики Беларусь является правовой основой организации работы по охране труда, следует рассмотреть и иные законодательные акты государства в области охраны труда. Таким является Трудовой кодекс (далее ТК)...

Правила безопасности при работе в лабораториях кафедры агрохимии

Законодательно - правовыми актами по охране труда и охране окружающей среды являются: Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской федерации (КЗоТ РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации...

Правовые и организационные вопросы охраны труда

охрана труд аттестация здоровье Правовой основой организации работы по охране труда в Республике Беларусь является Конституция РБ (ст.41,45,46). Положения Конституции конкретизированы в Трудовом Кодексе РБ, а так же в постановлениях, приказах...

Функции комитетов по охране труда. Аттестация рабочих мест. Медицинские осмотры

Общественный контроль за охраной труда признан эффективным способом улучшения условий и охраны труда работников во всех отраслях экономики России...

Добрый день.

В статье 212 Трудового Кодекса РФ сказано, что работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности . Достаточно часто это требование игнорируется. Вспоминают о нем, когда начинаются тендеры.

Практически все организации-заказчики, особенно крупные (Роснефть, Газпром, Газпромнефть и т.д.) требуют у своих потенциальных подрядчиков предоставить если не весь комплект, то хотя бы перечень документов по охране труда, применяемый в организации. Инженеры по охране труда в суматохе начинают этот перечень составлять.

Я считаю, что стоит позаботиться об этом моменте заранее, разработать и утвердить перечень нормативно-правовых актов по охране труда сразу в начале работы. В дальнейшем, это позволит четко ориентироваться в документах, которые применимы к конкретной организации и своевременно отслеживать их изменения.

О локальных документах по охране труда я уже рассказывал.

Как было сказано в прошлой статье, сейчас я работаю по предписанию выданному организации по бурению нефтяных скважин. Поэтому, перечень который я хочу предложить сегодня вам связан с бурением. Но, он как всегда универсален.

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда, применяемых в ООО «ААА» в связи со спецификой деятельности

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  3. Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»
  4. Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»)
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  6. «Требования безопасности к буровому оборудованию для нефтяной и газовой промышленности. РД 08-272-99» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.03.1999 N 19)
  7. «Инструкция по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте. РД 08-435-02» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 N 14)
  8. Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
  9. Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»
  10. Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  11. Приказ Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25 «Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  12. Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью»
  13. Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  14. Приказ Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  15. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  16. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме»
  17. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  18. «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности. ППБО-85» (утв. Миннефтепромом СССР 25.11.1985)
  19. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности „Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций“
  20. ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст)
  21. Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»
  22. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
  23. ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения"
  24. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
  25. Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»
  26. Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»
  27. Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»
  28. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»
  29. «ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения»(утв. Минэкономики РФ 19.02.1998)
  30. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»
  31. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
  32. «ПОТ РО-14000-002-98. Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования» (утв. Минэкономики РФ 20.01.1998)
  33. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  34. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  35. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»
  36. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  37. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  38. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  39. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»
  40. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»
  41. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 N 970н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
  42. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
  43. Приказ Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики»
  44. Постановление Минтруда РФ от 31.12.1997 N 70 «Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО))»

Разъяснение.

  • Это образец. Применим к бурению. Однако, как вы можете увидеть, специфические документы идут только в начале. Всё остальное достаточно универсально;
  • В перечне указываются документы не только по охране труда, но и по промышленной безопасности, пожарной и санитарному законодательству. Охрана труда, все-таки, понятие очень широкое;
  • Указывайте только те документы, которые реально применяются в вашей организации. Если работаете с сосудами под давлением — правила безопасности при работе с сосудами, если с кранами — правила безопасности при работе с подъемными сооружениями и т.д.;
  • Не стоит писать в перечне редакции документов и перечислять все изменения. Указывайте только первоначальный документ. Это избавит вас от необходимости постоянно обновлять перечень;
  • Согласуйте перечень с профсоюзом, это, все-таки документ по охране труда.

Трудовой кодекс, ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и прочие законы об охране труда

Базовым и имеющим наивысшую юридическую силу нормативным документом по охране труда 2017-2018 годов является ТК РФ, регулирующий права и обязанности работников и администрации, их взаимную ответственность, порядок государственного регулирования трудовых отношений и иные значимые вопросы такого рода. Вторым по значимости документом являлся профильный закон «Об основах…» от 17.07.1999 № 181-ФЗ, который утратил силу 30.06.2006.

Отмена базового закона не нанесла вреда правовому регулированию отношений в сфере охраны труда, а ТК РФ, в свою очередь, стал дополнительно определять:

  • гарантии и права работников, касающиеся безопасного труда;
  • способы обеспечения их защиты;
  • порядок контроля со стороны государства, ответственность сторон трудовых отношений за их нарушения и т. д.

Однако при всей полноте и универсальности правового регулирования трудовых отношений нормы ТК РФ не предполагают полного и всеобъемлющего регламентирования сферы трудовой безопасности. Поэтому помимо ТК РФ отношения в сфере охраны труда в той или иной степени регулируются следующими законами:

  • «О промышленной безопасности…» от 21.07.1997 № 116-ФЗ;
  • «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;
  • «О безопасности гидротехнических...» от 21.07.1997 № 117-ФЗ;
  • «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ;
  • «О специальной оценке…» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и т. д.

Важное место в регулировании базовых для охраны труда вопросов занимают и международные договоры. Например, Договор о Евразийском…, подписанный в Астане 29.05.2014. Значительная часть его норм (разделы X, XI, XX, XXI, XXIV-XXVI) определяет порядок сотрудничества стран — членов ЕврАзЭС в области промышленности, энергетики, транспорта, защиты прав трудящихся, что также является отправной точкой при разработке нормативных актов в сфере охраны труда стран — членов указанной организации.

Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)

Как видите, законов в этой области принято немало, но самый объемный пласт нормативных документов все-таки составляют подзаконные акты. Основой для их разработки и принятия выступает положение, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 27.12.2010 № 1160. П. 2 данного положения определяет примерный перечень подзаконных актов, регулирующих безопасность труда:

Не знаете свои права?

  • стандарты по безопасности работ;
  • правила и инструкции по безопасности труда;
  • нормативы по санитарии и гигиене и т. д.

На практике перечисленные акты носят самые различные названия: ГОСТы, межотраслевые стандарты, СНиПы, СанПиНы, приказы министерств и ведомств и т. д.

Особое место среди них занимают межотраслевые стандарты, утверждаемые Минтрудом РФ, среди которых особо выделяются правила охраны труда (ПОТ):

  • при работе с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатации тепловых энергоустановок;
  • выполнении сварочных работ и т. д.

ПОТ являются практическим руководством в сфере охраны труда при проведении работ в промышленности, энергетике, на транспорте и других отраслях хозяйства.

ПОТ, применяемые при работе сотрудников чрезвычайных служб и государственных органов, утверждаются также приказами Минтруда РФ. Например, таким документом является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 23.12.2004 № 1100н, устанавливающий ПОТ для работников пожарной охраны МЧС РФ.

Подытоживая проведенный анализ нормативных документов по охране труда, отметим, что отношения в данной отрасли могут регулироваться самыми различными нормативными актами — как профильными, так и посвященными сопутствующим вопросам. Об этом не стоит забывать практическим работникам, чья деятельность связана со сферой охраны труда.

Охрана труда в организации является одним из наиболее важных аспектов. Он основывается на обязанности работодателя обеспечить безопасные условия работы сотрудников и минимизировать угрозы их здоровью и жизни. Для решения данных вопросов необходимо акцентировать внимание на правовой базе. При составлении перечня локальных нормативов нужно учитывать законодательство и те рекомендации, которые предлагаются соответствующими постановлениями.

Нормативные документы по охране труда и технике безопасности

Действующие правовые нормы по вопросам безопасности рабочих процессов в первую очередь отталкиваются от Конституции РФ и Трудового кодекса. Предписанные ими рекомендации являются основополагающими для остальной правовой базы. Главный момент, на который нужно обратить внимание — это право гражданина на оплачиваемую и безопасную трудовую деятельность.


В Трудовом кодексе данные вопросы регламентируются разделом 10 . Он регулирует следующие моменты:

  • общие положения, связанные с данными вопросами и понятиями;
  • требования, которые предъявляются к работодателю и работнику;
  • организационные аспекты по созданию и функционированию соответствующей службы;
  • обеспечение прав сотрудников при различных ситуациях.

Кроме указанных нормативных документов по охране труда, которые освещают общие вопросы, имеется перечень узконаправленных правовых актов:

  • федеральные и областные законы;
  • постановления и приказы, утвержденные стандарты;
  • иная документация, которая согласована с основными законодательными актами и может быть использована при составлении локальных нормативов.

Составление нормативных документов по охране труда внутри компании должно отталкиваться именно от действующей правовой базы. Важным моментом является при этом специфика деятельности предприятия. В случае необходимости нужно обратиться за разъяснениями в федеральные органы.

Перечень нормативных документов по охране труда в 2018 году

Новые законодательные и нормативные документы по охране труда включаются в общий перечень и действуют наряду с имеющимися, при условии, что иное не предусмотрено постановлением. На 2018 год новым актом можно выделить принятый в прошлом году Приказ об утверждении типового положения под номером 438н . Он регламентирует создание соответствующего норматива в рамках обеспечения требуемых условий трудовой деятельности.

Общий перечень нормативных документов по охране труда учитывает основные рекомендации для всех отраслей производства. При подготовке локальных нормативов на него нужно опираться, однако важным моментом является адаптирование общих рекомендаций к специфике компании.

Ниже для скачивания приведен перечень федеральных актов, которые используются для решения актуальных задач по улучшению рабочего процесса и минимизации производственных рисков. Для удобства список содержит ссылки на соответствующие нормативы.

Охрана труда и техника безопасности в школе — нормативные документы

Для образовательных учреждениях правила техники безопасности имеют не меньший список нормативов, чем соответствующие списки для производственных предприятий. Обусловлено это тем, что обучающий процесс предполагает длительное нахождение ребенка в учреждении. Соответственно можно выделить несколько основных вопросов, которые решаются документально:


  • технический аспект — состояние здания в целом и помещений, коммуникационные линии, обустройство специальных кабинетов и залов, а также школьной территории;
  • санитарно-гигиенические нормы — поддержание должного уровня чистоты, проветриваемость помещений, обеспечение здоровым питанием и чистой питьевой водой;
  • организационные вопросы — необходимость своевременного ознакомления работников образовательного учреждения и учащихся с предписанными инструкциями и нормами поведения.

Основные нормативные документы по охране труда в образовании делают упор именно на перечисленные аспекты. На их основе составляются локальные акты и инструкции, ознакомиться с которыми сотрудники должны в обязательном порядке, вплоть до аттестации полученных знаний. Важным моментом является также необходимость донести отдельную информацию и до учащихся. Для качественного подхода к данной действий необходима правильная организация соответствующей службы.

Нормативные документы по охране труда в строительстве

Адаптирование федеральных нормативов к специфике строительных предприятий требуется для составления локальных актов по безопасности производства и минимизации рисков. Для решения данных вопросов принимаемые документы могут включать в себя следующие нормы:

  • общая информация о функционировании создаваемой службы по безопасности трудовых процессов, ее регламент, порядок предоставления информации и контроля;
  • обучение работников правилам техники безопасности, нормам производства и существующим стандартам качества;
  • проведение медосмотров, как плановых, так и внеочередных в случае необходимости;
  • установление норм гигиены;
  • акты, учитывающие техническое обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, а также требования к их состоянию;
  • порядок социального страхования и существующие льготы;
  • отдельные правила и нормы, соответствующие требованиям и специфике предприятия.

Указанные нормативные документы по охране труда также составляются на основании федеральных законодательных актов. Важно при этом поддерживать локальную правовую базу в актуальном состоянии и постоянно сотрудничать с федеральными органами по вопросам разработки и оптимизации их положений.

    Должностная инструкция инженера по охране труда

    Должностная инструкция является локальным документом, который должен присутствовать на каждом заводе. Отсутствие этого документа является административным…

    Положение о комиссии по охране труда

    Создание безопасных условий профессиональной деятельности и профилактика получения травм и увечий сотрудниками, является одним из…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Журнал вводного инструктажа по охране труда

    Как ведется тетрадь по регистрации ознакомительного руководства по ОТ, у кого и сколько он хранится,…

    Должностная инструкция специалиста по охране труда

    В каждом предприятии и учреждении работодатели обязаны позаботиться об охране труда. Иногда для этой цели…