Основания возникновения и прекращения интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Основания возникновения и прекращения интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивид

Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В общепринятой юридической практике, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. В законодательстве РФ, презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Это означает, что в случае возникновения любого спора об авторстве того или иного произведения, автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например, на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения. Важно подчеркнуть, что лицо, указанное в качестве автора, считается таковым до тех пор, пока в ходе судебного разбирательства не будет доказано иное . Презумпция авторства призвана облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения и тем самым защитить автора от необоснованных обвинений в плагиате.

Принцип презумпции авторства был введён в качестве общеобязательной правовой нормы ещё Бернской конвенцией в 1886 год ] . В те годы, задолго до появления цифровых технологий, с принятием конвенции в мировую юридическую практику вошло, что при отсутствии доказательств обратного, автором считался тот, чьё имя или псевдоним были указаны на обложке книги (для произведений литературы и научных трудов) или на обороте полотна (для произведений изобразительного искусства).

Авторское право на произведение возникает в силу ФАКТА его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике нередко встает вопрос об авторстве на то или иное произведение, который приходится решать в суде. С целью обеспечения доказательством авторства необходимо зарегистрировать (депонировать) произведения у нотариуса (нотариус может засвидетельствовать дату предъявления ему конкретного документа, а также удостоверить верность копии документа), в общественных организациях, а в некоторых случаях - в государственных организациях.

Ст. 1259.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст.1262 настоящего Кодекса.

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 настоящей статьи.

Охраняемые и не охраняемые элементы произведения .

АП охраняет не только произведения в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение: АП распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме. Таким образом АП распространяется не только на произведение в целом, но и на любую его часть вплоть до абзаца, оригинального предложения, фразы, слова, фрагмента. ПРИМЕР: «Смешарики», «Простоквашино».

Ст. 1271 ГК предусматривает, что для целей оповещения о своих правах правообладатель может использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы «С» в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.

Например: «© Иванов И.И., 2005» или «© “Просвещение”, 2007».

1) Латинская буква «С» в окружности - ©

2) Имя или наименование правообладателя (лица, считающего себя правообладателем)

Использование знака охраны АП является правом, а не обязанностью правообладателя.

Знак охраны АП не имеет никакого отношения к «презумпции авторства», установление которого призвано облегчить доказывание автору своего авторства. Знак охраны АП имеет только информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Сам по себе он не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами на произведение, поскольку такие права по общему правилу принадлежат либо самому автору, либо его правопреемникам по закону или договору.

При определении правообладателя следует ориентироваться не на содержание знака охраны АП на изданных экземплярах произведения, а на наличие необходимых для обладаниями АП договоров и содержащиеся в них условия:

Свидетельства о праве на наследство;

Трудовые договоры, являющиеся в ряде случаев основанием для перехода к работодателям имущественных прав на произведения, созданные работниками и т.д.

Все виды книжных и журнальных изданий, а также брошюры, буклеты, листовки, плакаты, каталоги, календари и т.д.;

Все виды изданий изобразительного искусства (эстампы, репродукции, альбомы, плакаты, открытки, художественно оформленные конверты для граммофонных пластинок и т.д.);

Все виды нотных изданий;

Картографические издания (карты, карты - схемы, атласы и т.д.).

Обновлено 06.07.2019

Право авторства - это право признаваться автором произведения (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), являющееся одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения. Как отмечает Э.П. Гаврилов, именно определение авторства позволяет говорить о возникновении у автора произведения и дальнейшем переходе к другим лицам авторских прав на такое произведение.

Доказывание авторства - наверное, самый популярный вопрос как у начинающих авторов, так и у профессиональных создателей результатов интеллектуальной деятельности, а также лиц, инвестирующих средства в создание объектов авторского права. И это вполне закономерно, ведь именно тому лицу, чьим творческим трудом было создано произведение изначально, и принадлежит комплекс авторских прав, состоящий из исключительного (имущественного) права, личных неимущественных и иных прав. Поэтому установление авторства имеет ключевое значение для квалификации правомерности действий по распоряжению исключительным правом, поскольку лица, не являющиеся авторами или не получившие это право от автора в установленном законом порядке, не имеют таких полномочий. Этим обуславливается важность и существенное экономическое значение вопроса установления авторства.

Существуют несколько способов доказывания авторства:

  • Презумпция авторства
  • Иные доказательства
  • Установление авторства с помощью экспертизы

Презумпция авторства является одним из наиболее простых и малозатратных вариантов. Её суть согласно ст. 1257 ГК РФ, п. 1 ст. 15 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений в том, что поскольку автором признаётся то лицо, чьё имя указано на экземпляре произведения, пока не доказано иное, то автор доказывает своё авторство предъявлением наиболее раннего экземпляра с таким указанием.

При этом следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны предоставить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав . Предполагается, что у истинного автора такой экземпляр на наиболее раннюю дату есть, а иных лиц, не являющихся авторами, он отсутствует. Например, фотографы могут доказать своё авторство в том числе с помощью предоставления необработанной исходной фотографии.

Соответственно, пока не доказано иное, презюмируется авторство лица, указанного на экземпляре произведения, что подчёркивается в п. 109 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации":

«При рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 ГК РФ (статья 1257 ГК РФ), в Реестре программ для ЭВМ или в Реестре баз данных (пункт 6 статьи1262 ГК РФ)».

Разумеется, если лицо, оспаривающее авторство предоставит экземпляр с указанием иного автора и изготовленный ещё раньше, то указанная презумпция будет работать уже в его пользу. Поэтому в таких случаях для доказывания того, что авторство принадлежит конкретному лицу, одного лишь экземпляра произведения с указанием имени будет недостаточно.

Установление авторства произведений с помощью экспертизы - относительно менее популярный способ и, как правило, применяется уже на стадии рассмотрения спора об авторстве в суде в тех случаях, когда достаточных доказательств авторства, позволяющих достоверно установить истинного автора, не представлено.

Нередко для обозначения данного вида экспертизы употребляются термины «автороведческая экспертиза», «искусствоведческая экспертиза» и «атрибуция». Подобное исследование является комплексной процедурой и в зависимости от вида произведения, в отношении которого необходимо установить авторство, может включать в себя ряд методик от визуального осмотра и анализа документальных источников до лингвистических и иных специфических методик.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.

Комментарий к Ст. 1257 ГК РФ

Комментируемая статья указывает два критерия определения автора как субъекта правоотношений:

— творческий труд по созданию произведения. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личный творческий вклад в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Несмотря на то, что комментируемая статья и п. 1 ст. 1228 ГК РФ определяют автора как гражданина, из данного правила имеются исключения. Так, до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона об авторском праве и смежных правах, авторское право могло принадлежать юридическим лицам. Согласно ст. 6 Вводного закона к части четвертой ГК РФ авторское право таких юридических лиц прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано — со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК РФ. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

2. Комментируемая статья устанавливает презумпцию авторства лица, указанного на оригинале или экземпляре произведения. Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения, что предусмотрено ст. 5 Вводного закона.

Вместе с тем согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» в случае, если произведение было создано до 3 августа 1992 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на него, следует решать в соответствии с нормами ГК РСФСР 1964 г. Если произведение было создано после 3 августа 1992 г., но до 3 августа 1993 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на произведение, следует устанавливать по нормам Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Статья 1271 ГК РФ устанавливает знак охраны авторского права, который информирует об обладателе исключительных прав на произведение (см. комментарий к ст. 1271 ГК).

3. Возникновение авторских прав не требует выполнения каких-либо формальностей, в том числе государственной регистрации. Однако при возникновении спора на автора ложится обязанность доказывания своего авторства как на сторону, которая должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ). Доказательства авторства достаточно многообразны. В их числе — факультативная регистрация. Своего рода регистрация в целях обеспечения доказательств авторских прав может осуществляться общественными организациями (Российским авторским обществом), Российской книжной палатой, нотариусами. Факультативная государственная регистрация предусмотрена в отношении программ для ЭВМ и баз данных. Ее осуществление производится Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Ответственность за достоверность указанных сведений несет заявитель.

———————————
Подробнее о регистрации объектов смежных прав см.: Крюков М. Закрепление (усиление) смежных прав // Интеллектуальная собственность. 1999. N 4. С. 113 — 115.

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 396 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» предусмотрена обязательная государственная регистрация аудиовизуальных произведений. Регистрации подлежат все кинофильмы, предназначенные для:

———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 18. Ст. 1607.

— тиражирования и распространения;

— сдачи в прокат и аренду;

— публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации;

— трансляции по кабельному телевидению на территории РФ.

Регистрацию кино- и видеофильмов осуществляет Министерство культуры РФ. Данные о регистрации кино- и видеофильмов включаются этим Министерством в Государственный реестр кино- и видеофильмов. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство культуры РФ упразднено и функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере культуры и кинематографии переданы Федеральному агентству по культуре и кинематографии. Регистрация аудиовизуальных произведений носит обязательный характер в публичных целях и не влияет на возникновение авторских прав, что обосновывается в решении Верховного Суда РФ от 19 октября 2000 г. N ГКПИ2000-1084. Регистрация аудиовизуальных произведений производится в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которая предусматривает ведение Государственного регистра фильмов и выдачу прокатных удостоверений на них в целях регулирования проката фильмов и показа фильмов на территории РФ, защиты обладателей прав на фильм, определения возрастной категории зрительской аудитории. Регистрация кино- и видеофильмов имеет целью фиксировать появление на территории РФ аудиовизуального произведения отечественного, совместного или зарубежного производства, обладающего определенными характеристиками (наименование, страна, студия, год выпуска, жанр, авторы), сведения о которых указываются в прокатном удостоверении и вносятся в базу данных Государственного регистра кино- и видеофильмов. Указанная база данных, содержащая информацию о легально обращающихся на территории РФ фильмах, открыта для всех заинтересованных физических и юридических лиц и может быть использована компетентными органами в борьбе с незаконным использованием объектов авторского права.

Государственная регистрация фильмов также преследует цель присвоения рекомендаций по возрастным ограничениям зрительской аудитории в зависимости от содержания фильма и направлена на защиту потребителей аудиовизуальной продукции. Такая регистрация соответствует Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и Бернской конвенции. В соответствии со ст. 4 Стокгольмской конвенции Всемирная организация интеллектуальной собственности ведет международный регистр аудиовизуальных произведений. Согласно ст. 17 Бернской конвенции положения настоящей Конвенции не могут ни в чем затрагивать право правительства каждой из стран Союза разрешать, контролировать или запрещать в законодательном или административном порядке распространение, представление, показ любого произведения или постановки, в отношении которых компетентный орган признает необходимым осуществить это право.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом заключается одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретения и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

латинской буквы "С" в окружности: c;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, противоречат п. 1 ст. 9 ЗоАП и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. допускаемые иногда ведомственные предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права *(460).

Буква "С" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т.п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений. Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение могут повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

Вопрос 12. Соавторство

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов. Согласно ст. 1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Раздельное соавторство возникает тогда, когда соавторы имеют единое авторское право на произведение, состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (например, песня, состоящая из слов и музыки). Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами;

Нераздельное соавторство предполагает, что соавторы имеют единое авторское право на произведение, образующее единое неразрывное целое (произведения братьев Вайнеров). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения.

Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, распределяются между всеми правообладателями поровну. Иной порядок распределения доходов может быть предусмотрен соглашением соавторов.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения.
Пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ специально предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется.
Данный подход вытекает из требований международных договоров Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 5 Бернской конвенции специально предусматривает, что пользование авторскими правами и их осуществление не должны быть "связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей". При этом под "формальностями" понимаются любые условия, от выполнения которых зависит существование прав. Речь идет, прежде всего, об установленной национальным законодательством административной процедуре, невыполнение которой приводит к утрате авторского права. К формальностям относятся, в частности, депонирование произведения, его регистрация в государственном или ином компетентном органе, включая уплату регистрационных сборов.
В то же время положения международных договоров Российской Федерации не препятствуют введению факультативной (добровольной) государственной или иной регистрации произведений, их добровольного депонирования для целей защиты авторских прав в специализированных организациях и т.д. Так, факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных специально предусматривалась Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ сохранена система добровольной, факультативной, осуществляемой по желанию правообладателя регистрации в отношении программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемая в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ.
Несмотря на то что охрана возникает автоматически и ее предоставление не зависит от способа выражения произведения, все же для ее возникновения, как уже упоминалось, необходимо выражение произведения в объективной форме. До тех пор пока произведение не будет выражено в какой-либо объективной форме, оно вообще не нуждается в какой-либо правовой охране.

В п. 3 ст. 1259 ГК РФ содержится краткий неисчерпывающий перечень основных форм, в которых могут быть выражены произведения: в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины, как в патентном праве. В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может в ряде случаев затруднять их защиту на практике.
Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства именно в силу того, что для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению "объективной формы".
Для доказывания авторства, т.е. факта создания произведения именно данным лицом - автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать абсолютно любые допускаемые российским законодательством доказательства:
- объяснения сторон и третьих лиц;
- показания свидетелей;
- письменные и вещественные доказательства;
- аудиозаписи и видеозаписи;
- заключения экспертов.

На практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан автор.
Презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: "Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное". Это означает, что в случае возникновения любого спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения.
Аналогичная презумпция устанавливается п. 1 ст. 15 Бернской конвенции: "Для того, чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался, при отсутствии доказательства противоположного, как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется, даже если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности". Как видно из приведенного текста, он имеет несколько более широкую сферу действия, применяясь также в указанных в нем случаях в отношении произведений, опубликованных под псевдонимом.
Таким образом, в случае возникновения спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора. Однако если иные лица сумеют представить экземпляры того же произведения с более ранней датой создания, на которых в качестве автора произведения указано иное лицо, рассматриваемая презумпция будет действовать уже в отношении такого лица, которое и будет признаваться автором, пока не будет доказано иное.
Данные положения призваны облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения.
Разумеется, презумпция авторства является опровержимой, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) зачастую оказывается очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения. Если в отношении опубликованного произведения для доказательства авторства достаточно представить любой наиболее ранний экземпляр произведения, то в отношении неопубликованных произведений защита прав авторов во многих случаях бывает чрезвычайно затруднена и даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении необходимых доказательств.
Такие доказательства могут быть обеспечены, в частности, путем нотариального удостоверения экземпляра произведения или депонирования экземпляра произведения в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например в Российском авторском обществе (www.rao.ru).
Использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату и тем самым использовать презумпцию авторства для доказательства своих прав, на практике часто оказывается затруднено, так как нотариальная практика в данной области не отличается единообразием и обратившимся лицам предлагаются совершенно разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т.д.
При депонировании (регистрации) экземпляра произведения в РАО появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Кроме того, обратившемуся лицу выдается свидетельство, которое подтверждает факт депонирования. Такое свидетельство имеет исключительно информационное значение, однако позволяет в ряде случаев оказывать дополнительное психологическое воздействие на лиц, допустивших нарушение прав на произведение или заинтересованных в заключении договоров о его использовании.
В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в Копирайт-офисе Библиотеки Конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют. Дополнительной трудностью при их предъявлении в судебные органы является необходимость соблюдения ряда процессуальных требований.
Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.
Дополнительно следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав. Поскольку первоначально в соответствии с современным российским законодательством авторские права всегда возникают у автора, для определения обладателя исключительных прав в отношении соответствующего способа использования произведения требуется проверить наличие всей "цепочки" договоров или иных правовых оснований, обусловливающих переход таких прав от автора или его правопреемников.

Не может подтверждать принадлежность авторских прав кому-либо так называемый знак охраны авторских прав (c), который имеет исключительно информационное значение и указывает только на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Основания, согласно которым данное лицо делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами (наличием авторских договоров, свидетельствами о праве на наследство и т.д.). Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение.
Абсолютно никакого правового значения не имеют согласно российскому законодательству надписи вроде "все права защищены" ("All rights reserved"), пришедшие к нам из американской практики. В ряде случаев подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.

Помните, что "Возникновение авторских прав. Презумпция авторства" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.