Проведение лицензионного контроля. Лицензионный контроль за фармацевтической деятельностью

1. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

2. Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Комментарий к статье 12

1. Целью разрешительного механизма государственного регулирования является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Лицензирование как раз и является способом государственного контроля, позволяющим преграждать дорогу в хозяйственный оборот предпринимателям, сомнительным в правовом и экономическом отношении. Согласно п. 1 комментируемой статьи целями лицензионного контроля является проверка:

Полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах и возможности выполнения им лицензионных требований и условий,

Сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионный контроль, являясь одной из разновидностей управленческого контроля в сфере экономики, пронизывает всю лицензионную процедуру, проявляясь на всех ее стадиях в виде деятельности лицензирующих органов, направленной на выявление допускаемых лицензиатами отклонений от лицензионных требований и условий. Цели лицензионного контроля предопределяют выделение определенных стадий контроля: предварительного (осуществляется до принятия решения о предоставлении лицензии в отношении соискателей лицензии) и последующего контроля (осуществляется после процедуры предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии в отношении лицензиатов). Такое выделение условно, поскольку стадия предварительного контроля, включающая в себя проверку комплекта необходимых документов до выдачи лицензии, сочетается с возможностью последующих проверок реального соблюдения лицензиатом условий, на которых выдано разрешение. Тем не менее данное деление будет использовано в рамках комментария к данной статье в связи с удобством изложения материала.

Согласно п. 2 комментируемой статьи способом осуществления лицензионного контроля, независимо от того, на какой стадии процесса лицензирования он осуществляется, является проверка указанных сведений путем сопоставления таких сведений со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Сопоставление сведений предполагает сравнительный анализ информации, содержащийся в различных официальных источниках в целях выявления тождества или различий в указанных сведениях. Предметом сопоставления является:

во-первых, информация, содержащаяся в заявлении соискателя лицензии о предоставлении лицензии и представляемых им в лицензирующий орган комплекта документов, информация, содержащаяся в заявлении лицензиата, его правопреемника о переоформлении документа, подтверждающего наличие документа и прилагаемых к нему документов, а также иная информация, содержащаяся в лицензионных делах (см. комментарий к п. 3 ст. 10 Закона);

во-вторых, информация, содержащаяся в Единых государственных реестрах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Однако законодательством устанавливаются определенные ограничения в отношении отдельных видов информации. Так, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются лицензирующему органу по запросу, составленному в произвольной форме в виде выписки из соответствующего государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре, или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Кроме того, сведения, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса. Указанная информация из государственных реестров предоставляется лицензирующим органам бесплатно (п. 22 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (в ред. от 27.07.2007).

2. Более конкретные нормативные положения о порядке и способах как предварительного, так и последующего контроля содержатся в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности и иных ведомственных нормативных актах.

На основе анализа действующего законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности рассмотрим более подробно каждую из стадий лицензионного контроля.

На стадии предварительного контроля проверяется полнота и достоверность сведений, представленных соискателем лицензии, а также возможность выполнения им лицензионных требований в целях установления возможности предоставления лицензиату искомой лицензии на осуществление выбранного им вида деятельности. Такая проверка осуществляется на стадии принятия заявления о предоставлении лицензии. Лицензирующими органами для проведения проверки, как правило, в течение одного дня с момента принятия документов из числа сотрудников назначается ответственный исполнитель, при этом соискателю лицензии по его письменному или устному обращению должны быть сообщены фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя, его место работы и телефон.

Ответственный исполнитель осуществляет проверку полноты и достоверности представленных сведений путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем лицензии, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, в Едином реестре выданных сертификатов соответствия. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, предоставляются лицензирующему органу в установленном порядке Федеральной налоговой службой, а сведения, содержащиеся в Едином реестре выданных сертификатов соответствия, - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Целями такого сопоставления является определение наличия всего состава документов, определенных соответствующим положением о лицензировании конкретного вида деятельности, т.е. полноты документов, согласованности предоставленной информации между отдельными документами комплекта и достоверности документов. Еще одним способом проверки достоверности сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, согласно ст. 6 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2007), учитывая специфику названной деятельности, является собеседование с соискателем лицензии на осуществление негосударственной (частной) сыскной деятельности.

После завершения проверки ответственный исполнитель подготавливает проект распоряжения (приказа) о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и согласовывает его в установленном порядке. При неполной комплектности, неполном составе документов или при выявлении противоречий подготавливается документ - акт проверки с указанием оснований отказа, который подписывается руководителем лицензирующего органа и направляется соискателю.

3. В целях повышения качества продукции, работ и услуг, производимых в ходе осуществления лицензируемых видов деятельности, соблюдения требований законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов, нормативно-технических документов лицензирующие органы осуществляют последующий контроль на предмет соблюдения лицензиатами при осуществлении конкретных видов лицензируемой деятельности лицензионных требований и условий. Проверки, проводимые лицензирующими органами, можно подразделить на документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные, плановые, внеплановые, камеральные и выездные <56>. В указанных целях лицензирующие органы уполномочены на проведение плановых и внеплановых проверок.

Плановые мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности осуществляются в соответствии с планом, разрабатываемым лицензирующим органом или на основе предписания руководителя лицензирующего органа (см., например, Положение об организации контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России, утвержденное Приказом Госстроя России от 19.06.2002 N 107 (в ред. от 07.02.2006, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.08.2005 N ГКПИ05-909). В предписании на проведение проверок определяются лицензиат, срок проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. Члены комиссии, проводящие проверку, должны иметь предписание лицензирующего органа и служебное удостоверение. Либо же плановые проверки производятся в соответствии с планом осуществления надзорной деятельности и на основании решения (предписания), издаваемого в виде приказа (распоряжения) начальника лицензирующего органа (Положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госгортехнадзора России, утвержденное Приказом Госгортехнадзора России от 02.06.2003 N 107).

Лицензиат должен быть уведомлен о предстоящей проверке телетайпограммой, факсограммой, телефонограммой за несколько дней до ее проведения. Срок уведомления варьируется от 3 до 10 дней.

Сроки проведения плановых проверок определяются положениями о лицензировании конкретных видов лицензируемой деятельности и ведомственными нормативными актами, регулирующими эту сферу деятельности лицензирующих органов. Исходя из анализа действующего законодательства плановые проверки лицензиата могут проводиться, как правило, не чаще одного раза в 2 года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю должно проводиться не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации. В отдельных нормативных актах установлено, что контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществляется не реже одного раза за период действия лицензии или по мере необходимости с учетом результатов проверок соответствующих контрольных и надзорных органов.

Срок проведения проверки должен составлять по общему правилу не более 5 - 10 рабочих дней без учета времени нахождения в пути следования в организацию (объект) лицензиата. Продолжительность плановых и внеплановых мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Напоминаем, что все УК должны соблюдать лицензионные требования по управлению МКД согласно положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, закрепленному в Постановлении Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года .

Что это значит? Это значит, что когда управляющая компания обращается в орган ГЖН с просьбой включить МКД в реестр лицензий, то ведомство должно осуществить проверку полноты раскрытия информации и достоверности предоставленных в заявлении и приложенных документах сведений.

Также Минстрой ссылается на то, что в перечне документов должны быть в обязательном порядке приложены копии протоколов ОСС , договора управления, который подписан в строгом соответствии с требованиями Жилищного кодекса. Если же управляющая компания была выбрана посредством открытого конкурса, то должна быть обязательно приложена копия протокола конкурсной комиссии и договора управления, который подписан управляющей компанией.

Если управляющей компании удастся подтвердить полноту и достоверность предоставленных сведений, то соответствующие изменения будут внесены в реестр лицензий. Эта норма отражена в ФЗ №255 от 21.07.2014 года . Если орган ГЖН выявит расхождения или неполноту раскрытия информации, то будет назначена и проведена проверка на предмет соблюдения управляющей компанией лицензионных требований в сроки, установленные административным регламентом ведомства.

Также Минстрой напомнил всем управляющим компаниям об изменениях, которые внесены Федеральным законом №176 от 29.06.2015 года в действующую редакцию ЖК РФ и которые ужесточают ответственность за фальсификацию протоколов ОСС. Этот закон придает протоколу ОСС статус официального документа, за фальсификацию которого может наступить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Мы не будем останавливаться на этом подробно, так как посвятили этой теме отдельную статью.

Проверка расчетов УК с РСО по коммунальным ресурсам

Данная проверка проводится органом ГЖН в рамках осуществления лицензионного контроля. Как гласит подпункт “б” п.3 Положения о лицензировании , исполнение УК взятых на себя обязательств по договору управления МКД относится к числу лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ . В рамках реализации этой статьи Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года определены Правила осуществления деятельности по управлению МКД.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

1. Должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны:
а) проводить проверку на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
б) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), при наличии копии документа о согласовании проведения проверки;
в) соблюдать сроки проведения проверки;
г) осуществлять запись о проведенной проверке в книге жалоб и предложений юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. Какие нормативно-правовые акты устанавливают порядок и организацию проведения мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований?
а) Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
б) Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
в) Постановление Правительства России от 30 июня 2004 года № 323 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения».

3. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
а) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
б) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
в) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
г) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
д) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

4. Плановые проверки проводятся не чаще:
а) чем 1 раз в три года;
б) чем 1 раз в месяц;
в) чем 1 раз в пять лет.

5. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается:
а) Положением о лицензировании конкретного вида деятельности;
б) Приказом Росздравнадзора.

6. Обязанности руководителя, или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя при проведении проверки:
а) предоставление должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможности ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки;
б) обеспечение доступа проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения;
в) обеспечение проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов транспортом;
г) обеспечение доступа проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов к используемому юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем оборудованию;

7. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), не позднее чем:
а) в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;
б) в течение 24 часов до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

8. Дайте определение понятию «Лицензия»:
а) специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом;
б) разрешение на торговлю, выданное специальным отделом районной управы;
в) разрешение Префекта округа, выданное на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя о начале деятельности.

9. В какой срок необходимо уведомить лицензиата о проведении внепланового контрольного мероприятия по истечении срока исполнения лицензиатом выданного предписания об устранении выявленного нарушения?
а) не менее чем за 2 суток;
б) не менее чем за 24 часа;
в) не менее чем за 3 суток.

10. Перечень работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность утвержден:
а) федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
б) постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
в) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

§ 5.1. Понятие лицензионного контроля и нормативно-правовое закрепление порядка осуществления лицензионного контроля

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности .

Лицензионный контроль проводится в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании» (ст. 33.1);

Положением о лицензировании образовательной деятельности , утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 000;

Федеральным законом от 01.01.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 01.01.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральным законом от 01.01.2001 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

§ 5.2. Порядок проведения лицензионного контроля

В соответствии со ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» по истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в план проведения проверок на соответствующий календарный год .

Контроль возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий (при предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии), контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее - лицензионный контроль) проводится лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Законом Российской Федерации "Об образовании".

Документарные проверки проводятся по месту нахождения лицензирующего органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в лицензирующем органе и (или) представленных соискателями лицензии, лицензиатами и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности соискателей лицензии и лицензиатов.

В ходе проверки проводятся мероприятия по лицензионному контролю с целью анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса, а также анализа использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса.

К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом лицензирующего органа, относятся руководитель лицензирующего органа, заместители руководителя лицензирующего органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений лицензирующего органа, иные государственные гражданские служащие лицензирующего органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам лицензионного контроля.

К проведению мероприятий по лицензионному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта лицензирующего органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю принимается лицензирующим органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по лицензионному контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными лицензирующим органом.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения организации, в отношении которой проводится мероприятие по лицензионному контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятия по лицензионному контролю.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертной организацией, экспертной организации возмещаются расходы на проведение ее представителями мероприятий по лицензионному контролю.

Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц и иных работников организации по вопросам, подлежащим проверке.

41. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю имеют право:

а) посещать организацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации , при предъявлении копии распорядительного акта лицензирующего органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

б) осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов ;

в) проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);

г) проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;

д) проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта объектов, документации, литературы, иных ресурсов и средств;

е) проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

§ 5.3. Итоги проведения лицензионного контроля

Результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.

В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. Лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицензиат и (или) его учредитель представляют в лицензирующий орган отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.

В случае неисполнения указанного предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в лицензирующий орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ , образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.

Лицензирующий орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.

В случае, если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.

В случае, если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

По решению руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и органы государственной власти Российской Федерации.

Контрольные вопросы к разделу 5

1 Дайте определение лицензионного контроля?

2. Какими правами обладают лица, уполномоченные на проведение проверки по лицензионному контролю?

3. Истечение какого периода времени является основанием длят включения учреждения в план проведения плановых проверок?

3. Какими документами оформляются итоги проведения проверки по лицензионному контролю?

В 2015 году существенно расширены полномочия органов государственного жилищного надзора в области жилищных отношений. К ним добавлены полномочия по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД). Указанные полномочия включают в себя: деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществление лицензионного контроля.

В статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), непосредственно отражающую усиление государственного регулирования деятельности по управлению МКД, также внесены соответствующие изменения.

Поскольку помимо государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля введен лицензионный контроль, то изменения касаются также новых функций, возложенных на органы государственного жилищного надзора.

В частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ).

Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление (часть 7 статьи 20 ЖК РФ). Новая редакция части 7 статьи 20 ЖК РФ означает, что для лицензируемых управляющих организаций жилищный надзор (контроль) заменен лицензионным контролем.

В ЖК РФ появился новый раздел X, регламентирующий лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, которым устанавливается, что теперь деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - Лицензионная комиссия). При этом для того, чтобы получить лицензию нужно соответствовать определенным лицензионным требованиям (часть 1 статьи 193 ЖК РФ):

  • регистрация соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;
  • наличие у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
  • отсутствие у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • отсутствие в различных реестрах информации об аннулировании лицензии у лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лиц, в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
  • соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации.

Также постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, о котором говорится в ч. 2 ст. 193 ЖК РФ. Указанное Положение содержит лицензионные требования к соискателю лицензии и наряду со ст. 196 ЖК РФ нормы, регламентирующие осуществление лицензионного контроля.

Так, к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральные законы, на которые дается ссылка, определяют предмет контроля, периодичность плановых проверок и основания для внеплановых проверок. Подчеркивается обязательность установления вины лицензиата в выявленных при проверках нарушениях.

Среди мер, принимаемых по результатам проведенных в рамках лицензионного контроля проверок, существуют: выдача предписания юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, контроль за устранением выявленных нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях, а также аннулирование лицензии.

Статьи 199 и 200 ЖК РФ устанавливают порядок аннулирования лицензии, результатом которого является прекращение деятельности по управлению МКД.

Лицензия аннулируется только по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения Лицензионной комиссии.

Основанием для рассмотрения Лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.

Потеря 15% площадей от общей площади многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации, как основание для лишения лицензии, рассматривается, как действенная мера для повышения качества услуг по управлению, надлежащему содержанию общего имущества МКД, предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких МКД.

Важно отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, лицензия которого аннулирована, должен исполнять надлежащим образом свои обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме до дня:

  • возникновения обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
  • возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ;
  • государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.