Техногенные чс в мире. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные ситуации делятся на аварии, при которых наблюдается разрушение технических систем, зданий, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии: число погибших во время катастроф; число раненых (погибших от ран, ставших инвалидами); индивидуальное и общественное потрясение; отдаленные физические и психические последствия; экономические последствия; материальный ущерб.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал, Чернобыль).

Анализ аварий показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые фазы развития.

Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта фаза очень важна, так как на этой стадии возможно предотвращение аварии. На второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, на второй фазе у операторов не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий. Собственно авария происходит на третьей фазе, как следствие двух предыдущих.

Причины аварий:

просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний;

некачественное строительство или отступление от проекта;

непродуманное размещение производства;

нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом АХОВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п .

Аварии на химически и радиационно опасных объектах. Крупные аварии на химически опасных объектах (ХОО) являются одними из наиболее опасных технологических катастроф, которые могут привести к массовому отравлению и гибели людей и животных, значительному экономическому ущербу и тяжелым экологическим последствиям.

Причины аварий, в большинстве случаев, связаны с нарушениями установленных норм и правил при проектировании, строительстве и реконструкции ХОО, нарушением технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов, аппаратов и реакторов, низкой трудовой и технологической дисциплины производственного процесса.

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

Радиационная авария - авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

Для достижения целей защиты населения устанавливаются основные пределы допустимых доз, т.е. наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы за год, которая при равномерном воздействии в течение 50 лет не вызовет в состоянии здоровья персонала неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными методами.

Аварии на взрывопожароопасных объектах. Взрывопожароопасными объектами называются такие объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожароопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.

Пожаром принято называть неконтролируемое горение вне специального очага, могущее привести и (или) приводящее к гибели и поражению людей и материальному ущербу. Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением.

Пожары классифицируются по нескольким признакам:

1) по масштабам:

отдельные пожары (в зданиях и сооружениях);

группы отдельных пожаров;

сплошные пожары, когда отдельные пожары сливаются в один общий (горят более 50% зданий на участке застройки);

огненный шторм - особый вид устойчивого пожара, охватывающего более 90% зданий в городах и характеризующийся наличием восходящего вверх столба продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком со всех сторон к центру шторма свежего воздуха с ураганной скоростью;

2) по месту возникновения:

пожары в городах и населенных пунктах;

пожары на транспортных артериях (трубопроводах) и объектах;

ландшафтные пожары.

Аварии на гидродинамических объектах. Гидродинамический объект - искусственное гидротехническое сооружение или природное естественное образование, способное при разрушении напорных преград создавать волну прорыва в направлении нижнего бьефа. Бьеф - часть реки, канала, водохранилища и др. участков поверхности вод, примыкающих к плотине, шлюзу и т.п. выше или ниже по течению. Волна прорыва и разливающиеся массы воды способны на своем пути вызывать человеческие жертвы, разрушать строения и объекты народного хозяйства, наносить материальный ущерб населению и хозяйству.

Причинами прорыва гидротехнического или естественного сооружения могут быть природные явления (землетрясения, ураганы, обвалы, оползни, паводки, размыв грунтов и др.) и техногенные факторы (разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, нарушение режима водосбора и др.), а также диверсионные подрывы и применение средств поражения в военное время.

Защита населения от поражающего действия волны прорыва и как следствие ее - наводнений - включает ряд мероприятий: прогнозирование поражающего действия волны прорыва плотин и возможных зон затопления; ограничения строительства жилых домов и объектов народного хозяйства в зонах возможного действия волны прорыва и последующего затопления; эвакуация населения из зон поражающего действия волны прорыва и последующего затопления при угрозе разрушения плотины; оповещение населения об угрозе разрушения плотины и возникновения наводнений; осуществление инженерно-технических мероприятий по снижению поражающего действия волны прорыва и последствий наводнения .

Аварии на транспорте. Аварии на железнодорожном транспорте могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Аварии в метрополитене. Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути. При чрезвычайной ситуации пассажиры оповещаются с помощью громкоговорящей связи. Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах.

Аварии на автомобильном транспорте. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков.

Аварии на авиационном транспорте. Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

В данном разделе я охарактеризовала наиболее распространенные чрезвычайные ситуации техногенного характера, дала краткую характеристику аварий и причин их возникновения. Правила поведения при ЧС техногенного характера приведены в следующем разделе.

ЧС техногенного характера наносят огромные материальные потери, представляют опасную угрозу для здоровья, уносят жизни тысячи людей, отрицательно воздействуют на экологическую среду. В связи с этим каждому члену общества важно знать, что нужно для предотвращения ЧС, какие правила соблюдать в сложных обстоятельствах.

Быстрая навигация по статье

Что это такое

Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера включают в себя определение, термины предмета.

В целом чрезвычайные ситуации подразделяют на три группы: техногенные, природные, социальные.

Рассмотрим определение. Чрезвычайная ситуация техногенного характера представляет собой обстановку, которая создается на определенной территории источником опасности и составляет угрозу человеческой жизни, наносит ущерб имуществу и окружающей среде.

ЧС техногенного характера имеют свои отличительные признаки. Главным из них является человеческий фактор. Подобные ЧП возникают на объектах, созданных людьми. Либо на природных объектах под влиянием деятельности людей. Подобные чрезвычайные происшествия происходят в результате действия человека.

После схода с рельсов в центре города Лак Мегант, Квебек с железнодорожных вагонов поднимается дым, которые везли сырую нефть

В отличие от техногенных ЧС природные катаклизмы возникают по причинам естественного характера: тайфуны, бури, ураганы, молнии, морозы, землетрясения, проливные дожди, наводнения.

Что собой представляют источники чрезвычайных ситуаций

К источникам ЧС техногенного происхождения причисляют происшествия, представляющие собой угрозу для нормальной жизни людей, их имущества, объектов народного хозяйства, окружающей среды. К подобным ЧП относятся взрывы, пожары, аварии, утечка опасных жидких, газообразных и прочих веществ.

Каждый источник обладает поражающим фактором. Он выражается в конкретном физическом или химическом воздействии, имеющим разрушающий характер и определенные параметры.

Перечислим поражающие факторы ЧС техногенного характера.

Взрыв в зоне объекта вызывает ударную волну. Движется она в различные стороны со сверхзвуковой скоростью. Обладает гигантской разрушительной силой, мощность которой определяется уровнем возникающего давления как внутри образования волны, так и в её передней движущейся части.


При взрыве мощного ядерного заряда количество погибших от ударной волны и теплового излучения будет несравненно больше числа погибших от проникающей радиации

Осколки. Промышленные машины, устройства, другое оборудование под воздействием температуры и ударной волны разрушаются. Образуются осколки, разлетающиеся с высокой быстротой.

Горящее облако, возникшее из топлива, способно причинить ожоги и привести к возгоранию горючих элементов. Может, поднимаясь, образовать огромное грибовидное облако продолжительностью существования 14 секунд.


Взрыв на заводе удобрений в городе Уэст. Взрывом были разрушены расположенные рядом с заводом школа и дом престарелых

Возгорание и взрывы в зоне ЧС приводят к возникновению пожара с различной зоной охвата огнем.

Поражающие факторы техногенных ЧС могут сработать все в комплексе. Такая ситуация называется «Эффект домино». Под этим термином понимается волновое возникновение новых источников угроз, порождающих взрывы горючих смесей, загорание новых огненных шаров, появление осколочных явлений. Характерен также для природных ЧС, таких, например, как землетрясение.

Внезапное появление в воздушной среде химических ядовитых веществ: аммиака, фосгена, сернистого ангидрида, хлора, ряда других.

Распространение радиации. Она может быть в форме проникающей радиации или в форме радиоактивного загрязнения.

Типы чрезвычайных происшествий

В систематизации чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на типы.

Самый распространенный – транспортные аварии . Они делятся на виды: крупные автокатастрофы, крушения поездов, столкновения и затопления морских и речных транспортов, падения самолетов и т.п. Причиной большинства из них являются людские ошибки, износ машин или недостатки в конструкции. Так, в 1972 году, близ Харьковского аэропорта, развалился при заходе на посадку самолет Ан-10. Все 122 человека, находившиеся на борту, погибли. Причиной падения самолета названы конструктивные недостатки машины. Дальнейшие полеты данного типа самолетов были прекращены.


Крушение самолета Boeing в Сан-Франциско

Большой материальный ущерб причиняют пожары и взрывы . Они возникают на предприятиях, на особо опасных объектах нефтепромыслов и добычи природного газа. Для более эффективной организации пожаротушения применяют классификацию пожаров по классам и категориям сложности, что важно при возгораниях в жилых массивах и городских кварталах. Из-за халатности должностных лиц на пожарах погибают люди. У всех на памяти страшный пожар в развлекательном клубе «Хромая лошадь» города Перми, который произошел в 2009 году. Он повлек смерть более 150 человек. Были уволены многие работники, ответственные за надзор, а руководство края в полном составе ушло в отставку.


Пожар в развлекательном клубе «Хромая лошадь»

Обрушения строений и сооружений , как в жилых массивах, так и промышленных зонах. (Крушение крыши в московском развлекательном комплексе «Трансвааль Парк». Опорные конструкции были неправильно спроектированы и не выдержали тяжесть снежного покрова).


Спасательные работы на месте происшествия после обрушения крыши

Аварии с выбросом химически опасных веществ как на производстве, так и при транспортировке. В 1984 году в филиале американской компании «Юнион Карбайд» по халатности персонала в воздух проникло тысячи тонн ядовитых веществ. В индийском городе Бхопал тогда погибли тысячи людей, до сих пор здесь рождаются дети с врожденными пороками.


Утечка газа 1984 года в индийском городе Бхопал стала ужасной трагедией, в первые часы катастрофы погибло около 4000 человек

Особую опасность представляют чрезвычайные ситуации на АЭС и различных атомных устройствах, расположенных, к примеру, на подводных лодках, в исследовательских центрах. Радиация способна распространяться на десятки и сотни километров, накапливаться и храниться в земле, воде, воздухе, растительности долгие десятки лет. Яркий пример этому – события на атомной станции Чернобыля.


Авария на Чернобыльской АЭС

Происшествия с выбросом биологических отравляющих средств на производственных объектах, при их перевозке и хранении.

ЧП на объектах распределения и передачи электроэнергии : электролиниях, подстанциях. Данный тип происшествий затрагивает жизнь многих миллионов людей, оставляя их без света, тепла и других нормальных условий быта. Так, 30-31 июля 2012 г. в 19 штатах Индии в результате аварии без электричества осталось свыше 600 млн. человек. Не работали метро, светофоры, кондиционеры и многое другое оборудование.

ЧП на коммунальных сетях , в том числе: канализационных, водоснабжения, тепловых, на газопроводах.

Аварийные ситуации на очистных объектах с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Аварии в результате прорыва паводка, разрушения плотин . В августе 2009 г. произошла страшная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, повлекшая гибель 75 человек и выход из строя на длительный период станции. Причиной стало износ оборудования. Восстановление станции и ликвидация последствий аварии обошлось стране в более чем 21 млрд. рублей.


Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Классификация по масштабам происшествия

Существует классификация ЧС по масштабам происшествия. Она применяется для определения денежной компенсации потерпевшим регионам, исходя от суммы понесенного ущерба. Согласно данной систематизации, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

  • местные, ограниченные масштабом области, в которых число погибших или потерпевших 10 человек, а ущерб не превышает 100 тысяч рублей;
  • муниципальные, случившиеся в пределах одного поселения, где пострадало не более 50 жителей, а материальные потери составили 5 млн. рублей;
  • охватившие своим действием территорию двух и более муниципалитетов, при этом число потерпевших 50 человек, а ущерб исчисляется суммой не выше 5 миллионов рублей;
  • областные, произошедшие в границах одного субъекта РФ, в ходе которых установлено погибших или пострадавших от 50 до 500 человек, а сумма материальных потерь варьируется от 5 млн. до полмиллиарда рублей;
  • межрегиональные, затронувшие две или более области, с числом пострадавших и суммой материального ущерба как в региональных ситуациях;
  • федеральные, с числом потерпевших более 500 человек, либо материальным ущербом, превышающим 0,5 млрд. рублей.

Данный документ используется для определения размеров возмещения расходов по ликвидации ЧС из бюджетных средств, фондов страховых компаний, компенсаций за счет виновных лиц.

Многолетнее изучение аварийных ситуаций позволило выявить и установить пять этапов развития ЧС.

Причины аварий

В основном ЧС техногенного характера возникают по следующим причинам:

  1. низкий уровень квалификации кадров, занятых непосредственно на объекте;
  2. нарушения технологической дисциплины и порядка обслуживания объекта;
  3. материальный износ оборудования, средств технического контроля и предупреждения нестандартных ситуаций;
  4. ошибки на стадиях проектирования и строительства объекта.

Большинство аварий происходят по причинам ошибок и халатных действий персонала. По этим причинам возникают в мире 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% морских катастроф, 90% ДТП.

Проблема аварийности промышленного производства, энергетических систем различных трубопроводов в России достаточно актуальна. Это объясняется огромной территорией страны и наличием на ней множества технических и строительных объектов, обслуживающих население. Каждый из них обладает сроком износа. Только система водоснабжения во многих городах изношена на 65%.

Кризисы в экономике, недостаток финансовых средств усугубляет положение, нарастают серьезные экологические проблемы.

Но аварии случаются не только в России, но и в более благополучных с экономической точки зрения странах. В апреле 2010 года в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана (США) взорвалась и затонула после сильного пожара морская буровая установка. Вылилось около пяти млн. баррелей нефти. Катастрофа нанесла большой ущерб побережью, размер которого оценили в миллиарды долларов.


Взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon

Профилактика ЧС

Ежегодно природные и техногенные чрезвычайные ситуации приобретают все большее распространение во всем мире, в том числе, и в России. Ущерб от их последствий исчисляется до 5% от валового продукта страны. Потери от аварий и катастроф в сравнении с 60-ми годами прошлого столетия увеличились в десятикратном размере.

В России за три квартала 2017 года зафиксировано 117 ЧС техногенного характера, в которых погибло 357 человек.

Возможно ли избежать ЧС техногенного происхождения? Специалисты полагают, что избежать полностью возникновения ЧП не удастся, но снизить потери от них возможно путем разработки и осуществления конкретных мер по их предупреждению.

Сегодня государства вынуждены учитывать возможные потери от происшествий в своей экономической политике, разрабатывать более существенные программы по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Естественно, большее внимание уделяется предупреждению чрезвычайных ситуаций, что с экономической точки зрения гораздо эффективнее, чем устранение последствий подобных ЧС.

В России предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет комплекс мер, осуществляемых органами власти различных уровней по устранению причин возникновения аварий, снижению потерь от их негативных последствий. Примером может служить Концепция безопасности, принятая властями города Нижний Тагил. В ней предусмотрены новые подходы к проектированию и градостроительству, разработаны меры по снижению угроз потенциально опасных производств, запрещена застройка санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов.

На федеральном уровне пристальное внимание уделяется информированию и обучению населения защитным действиям в случае возникновений техногенных ЧС. В школах введен предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), позволяющий ознакомить учащихся с элементами правильного поведения в опасных ситуациях. На уроках и внеклассных мероприятиях подросткам предлагаются ситуативные задачи, проверочные тесты по ОБЖ. Подобные тесты можно увидеть в Интернете.

Проблемы остаются

Проводимые исследования показывают, что на практике не все так гладко. Медленно решаются вопросы профилактики ЧС в работе с хлорсодержащим оборудованием. На предприятиях молочной и мясоперерабатывающей промышленности аммиачно-холодильные установки не отвечают современным технологическим требованиям. Не уменьшается опасность возникновения пожаров на предприятиях по переработке нефти, производству синтетического каучука, нефтебазах.

По-прежнему остро стоит вопрос о возведении очистных сооружений. В стране действуют свыше 30 тысяч водоемов и сотни накопителей сточных вод и отходов.

В отдельных регионах (Ленинградская, Пермская, Томская, Свердловская, Кемеровская, Иркутская области, город Москва) наблюдается высокая концентрация опасных производственных объектов наряду с высокой плотностью населения, растет износ основных фондов.

Бывают ЧС природного и техногенного характера. С природой шутки плохи, она постоянно напоминает людям, кто в доме хозяин, для нее мы имеем такую же ценность, как и муравьи. Самое смешное состоит в том, что пожаловаться и обвинить некого, остается только приспосабливаться.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера происходят чаще всего по вине людей, если не прямой, то косвенной. Они делятся на аварии и катастрофы. Чем эти случаи отличаются между собой? Авария — это ситуация, при которой происходит повреждение станков, трубопроводов, емкостей для хранения ядовитых и радиоактивных веществ. К этой же категории относятся случаи на железнодорожном и авиационном транспорте, а также дорожные аварии. Катастрофа — это то же самое, но с человеческими жертвами.

Причины возникновения

Преимущественно чрезвычайные ситуации техногенного характера происходят по двум причинам: из-за человеческого фактора и воздействия природных сил. Например, авария на Фукусимской АЭС произошла из-за сильного землетрясения. А вот человеческий фактор многогранен, и здесь не всегда речь идет о прямой вине последнего в цепочке. Обычно это совокупность многих обстоятельств, действий и мотиваций. Примером может служить серия малых и больших авиакатастроф, произошедших в 2011 году. Очень скромно прошла информация о том, что основной причиной, по которой отказывали двигатели, являлось некачественное топливо.

Теперь проследим цепочку. Как-то человек, снабжающий авиакомпании топливом, переживал о сокращении своих доходов. Пришла ему в голову спасительная мысль - а не заработать ли на разнице в качестве видов топлива? Тут он развивает бурную деятельность, приводящую в результате к тому, что происходят чрезвычайные ситуации техногенного характера. В них виноваты все те, кто пренебрег своими обязанностями.

Действие профессионалов и простых граждан

Количество жертв всегда зависит от того, как слаженно сработали спасатели и насколько правильно поступили простые граждане. От последних требуется вовремя вызвать необходимые службы. Сейчас в крупных городах уже довольно неплохо работает вызов с мобильного на номер 112. Далее до приезда профессионалов необходимо оказать первую помощь пострадавшим. Здесь важно не переборщить с активностью, так как неумелые действия могут только усложнить сложившееся положение. Это касается и транспортных аварий. Если чрезвычайная ситуация техногенного характера случилась на предприятии, то персонал должен знать алгоритм поведения в этом случае и поступать так, как прописано в инструкции.

Как можно избежать аварий и катастроф

Существует мнение, согласно которому чрезвычайные ситуации техногенного характера, как и природные катаклизмы, были, есть и будут. Соглашаться с этим или нет, дело каждого, но наша жизнь подчиняется законам физики, эволюции и еще многим другим. А они говорят одно - что любая ситуация стремится одновременно к развитию и стабильности, и в какой-то момент между этими процессами возникает конфликт. Но наличие этой теории еще не дает нам права халатно и безалаберно относиться к выполнению своих обязанностей и уходить от ответственности за свои поступки. Именно это является в 90% случаев причиной техногенных катастроф. На бога надейся, а сам не плошай!

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал при­обретать огромные масштабы и даже катастрофический характер. Особенно актуальна и сложна эта проблема для современной Рос­сии, где ежедневно в среднем происходят две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности. В среднем за год в результате аварий и катас­троф в России ежегодно погибают примерно 50 тыс. чел. и 250 тыс. чел. получают серьезные ранения.

Большое число техногенных ЧС, имевших место в России, объясняются весьма прозаическими причинами. С одной сторо­ны, имеется множество крупных производств, потенциально опас­ных для населения и окружающей среды. С другой стороны, уро­вень износа оборудования, технологической дисциплины и конт­роля в результате стремительного падения производства прибли­зился к критической черте. Экономический кризис усугубил су­ществующую ситуацию, а к проблеме безопасности присоедини­лись серьезные экологические проблемы.

В начале XXI в. наметился подъем в экономике за счет освоения новых безопасных и малоотходных технологий. Будем надеяться, что новое поколение специалистов поспособствует дальнейшему развитию экономики страны, создаст безопасные условия жизне­деятельности, не нарушая экологии Земли.

Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуа­ции техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. К техногенным ЧС, вызываю­щим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на про­мышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, а также химически и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результа­те таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загряз­нение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных ве­ществ (ХОВ) случаются на химически опасных объектах (ХОО) страны, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ). В результате происхо­дит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон (СЗЗ), групповое поражение персонала и насе­ления. Одновременно может произойти негативное влияние на экологию, что вызовет необходимость проведения дегазации мес­тности и санитарной обработки зданий и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опас­ных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных тер­риторий биологически опасными веществами при выбросе их про­изводственными предприятиями и исследовательскими учрежде­ниями, осуществляющими разработку, изготовление, переработ­ку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (со­оружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушени­ем гидротехнических систем, нарушением транспортных комму­никаций и т. п.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разно­образны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Их классификация представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Общая классификация ЧС техногенного происхождения

Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки использу­ются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излу­чений. Атомная наука и техника имеют большое значение для раз­вития экономики, но вместе с тем представляют и большую опас­ность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют происшедшие аварии.

К авариям, сопровождающимся выбросом или угрозой выбро­са радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атом­ных электростанциях (АЭС). Они нередко происходят с разруше­нием производственных сооружений и радиоактивным загрязне­нием территории за пределами СЗЗ. Это наиболее опасный случай. Бывают аварии с радиоактивным загрязнением территории в пре­делах СЗЗ, а также с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ в пределах производственных помещений атомной электростан­ции. На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки ра­диоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной террито­рии. Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров могут привести к с радиоактивному загрязнению произ­водственных помещений, а также территории установки как в пределах СЗЗ, так и за ее пределами. Возможны аварийные ситу­ации во время промышленных и испытательных взрывов , сопро­вождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных ве­ществ в окружающую среду. Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту могут вызвать последующее радиоактивное загрязнение местности (к счастью, пока подобных случаев не было). Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при утечке ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях.

К РОО относятся АЭС, предприятия по изготовлению ядерно­го топлива, переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетиче­ские установки на транспорте.

В результате аварий на РОО возникают обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и облучаются персонал и насе­ление. Степень опасности ^масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад иони­зирующих излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется ве­личинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

Под внешним облучением понимается прямое облучение челове­ка от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников γ- излучения и нейтро­нов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего из­лучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источ­ники образуются в критических (наиболее чувствительных) орга­нах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счет источни­ков α -, ß - и γ-излучения.

Для лучшей организации защиты персонала и населения про­изводится заблаговременное зонирование территорий вокруг РОО. Устанавливаются три зоны. Во-первых, зона экстренных мер защи­ты . Это территория, на которой доза облучения всего тела за вре­мя формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации. Во-вторых, зона предупредительных мероприятий. Сюда относится территория, на которой доза облу­чения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних органов может превысить верх­ний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики.

В-третьих, зона ограничений. В нее включают местность, на кото­рой доза облучения всего тела или отдельных его органов за год может повысить нижний предел для потребления пищевых про­дуктов. Зона вводится по решению государственных органов.

Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использую­щие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). К ХОО от­носятся:

предприятия химической, нефтеперерабатывающей промыш­ленности;

предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водоочистные и другие очистные сооружения, использующие и качестве дезинфицирующего вещества хлор;

железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ);

железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ;

склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.

Химически опасными веществами называются токсичные хими­ческие вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, живот­ных и растений. Наиболее распространенные ХОВ - хлор, ам­миак, сероводород, синильная кислота, фосген и др.

Аварии на ХОО с выбросом в окружающую среду СДЯВ спо­собны повлечь за собой групповое поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории, нежелатель­ные генетические последствия у человека. Все это может потребо­вать проведения дегазационных и других специальных мероприя­тий на значительных территориях.

Основными путями проникновения АХОВ внутрь организма являются органы дыхания (ингаляционный путь) и кожа (резорб-тивный путь). Кроме того, возможно попадание АХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт - пер-орально. Во всех случаях АХОВ разносятся кровью по всем органам и тканям. Это может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей ха­рактеристикой АХОВ является токсичность. Наибольшее число аварий происходит на предприятиях, производящих, хранящих и транспортирующих хлор, аммиак, ацетилен, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганичес-кого синтеза. Поражающим фактором при выбросе ХОВ является химическое загрязнение . Утечка ХОВ происходит при авариях вслед­ствие взрывов, разрушения и повреждения резервуаров и технологических трубопроводов. Это может привести к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

Токсичностью называют степень ядовитости. Она характеризу­ется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смер­тельной концентрацией (смертельной дозой). Пороговая концент­рация - это наименьшее количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект. При этом поражен­ные ощущают первичные признаки поражения, но сохраняют ра­ботоспособность. Пределом переносимости считается максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В промышленности в качестве предела переносимости используется предельно допустимая кон­центрация (ПДК), регламентирующая допустимую степень за­грязнения АХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК определяется как максимально допустимая концентрация АХОВ, которая при посто­янном воздействии на человека в течение рабочего дня не может вызвать даже через длительный промежуток времени патологи­ческих изменений или заболеваний, обнаруживаемых при помо­щи современных методов диагностики.

Поражающая сила АХОВ определяется их физико-химически­ми свойствами. Особое значение имеют агрегатное состояние ве­щества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность вещества и его летучесть, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, темпе­ратура кипения и др. Эти характеристики необходимы для оцен­ки безопасности производства, хранения и перевозок АХОВ, при прогнозировании и оценке последствий химически опасных аварий.

Безопасность функционирования химических предприятий за­висит от многих факторов:

физико-химических свойств сырья и продуктов;

характера технологического процесса;

конструкции и надежности оборудования;

условий хранения и транспортировки ХОВ;

состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;

подготовленность и практические навыки персонала;

эффективности средств противоаварийной защиты.

Аварии на объектах коммунального хозяйства. Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения. Сейчас отмечается низ­кий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуата­ции в холодный период года (на уровне 70 - 80 %). Особую трево­гу вызывает создание запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20 % от необходимого минимального 100-дневно­го запаса).

Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в по­следние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммуналь­ной инженерной инфраструктуры городов. К нарушениям в рабо­те жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят и стихийные бедствия . Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения ава­рийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного обо­рудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооруже­ний, замороженных коммуникаций и др.). Важной причиной не­достаточной готовности, помимо устаревшей материально-техни­ческой базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представ­ляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновре­менно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией (ТА) называют аварию на транспорте, повлекшую за собой ги­бель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреж­дений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА раз­личают по видам транспорта. Таковы железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортиру­емого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт . Он обеспечивает до 47 % пассажир­ских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транс­порт считается отраслью народного хозяйства с повышенным рис­ком возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорож­ном транспорте являются:

неисправности пути;

поломки подвижного состава;

выход из строя средств сигнализации и блокировки;

ошибки диспетчеров;

невнимательность и халатность машинистов;

сход подвижного состава с рельсов; столкновения;

наезды на препятствия на переездах;

пожары и взрывы непосредственно в вагонах; повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и органи­зационно-технических мероприятий число происшествий на же­лезных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выде­ляются ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов, распад единой государственной системы Аэрофлота, рост числа мелких коммер­ческих организаций-перевозчиков, снижение дисциплины, над­зора и контроля за безопасностью полетов в целом, ошибки пи­лотов, ошибки диспетчерских служб, неисправности авиацион­ной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды), погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте .

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек. Статистика показы­вает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оста­ваться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанный с ними). По данным Российского статисти­ческого ежегодника в дорожно-транспортных происшествиях в 2005 г. погибли 34 тыс. чел., получили травмы и увечья 274,9 тыс. чел. Данное положение объясняется конкретными причинами. Среди них на первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог и подвижного состава. В частности, у нас сохраняется большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами. В пос­ледние годы многократно возросло количество автомобильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Имеет место неконтролируемое нарастание объемов грузовых перевозок, вы­полняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с на­грузками на ось, превышающими допустимый уровень. Распрост­раненными причинами являются нарушения водителями правил дорожного движения, которые отчасти объясняются плохой под­готовкой водителей, отчасти их недобросовестностью. Так, широ­ко распространены превышение скорости на опасных участках до­рог, выезды на полосу встречного движения, управление авто­транспортным средством в нетрезвом состоянии.

В последние годы участились кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте . Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожар­ной безопасности, технической эксплуатации, ошибками ка­питанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом мате­риальной части и оборудования судов, портов и других объек­тов морских и речных пароходств, низкой обновляемостью парка за счет судов нового поколения. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.). Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкновения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закреп­ление грузов.

Самым распространенным способом транспортирования ХОВ и нефтепродуктов является трубопроводный (по состоянию на 2005 г. протяженность нефтепроводов - 48 тыс. км, газопроводов - 160 тыс. км, нефтепродуктов - 160 тыс. км). Основными причина­ми аварий на трубопроводах являются изношенность труб, отсут­ствие должного технического контроля за состоянием магистраль­ных трубопроводов, интенсификация экспортных поставок и по­ставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации ко­торых достигли 35 - 40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях . Гидротехнические сооружения - это объекты, создаваемые с целью использова­ния кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и ороше­ния, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлю­зы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гид­роузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создаю­щее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя­занные единым режимом водоперетока. Весьма опасно разруше­ние плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления , каждый из которых имеет свою характеристи­ку и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплу­атации, воздействия паводков, разрушения основания, недоста­точности водосбросов, а в военное время - в результате воздей­ствия средств поражения. При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и ско­рость волны прорыва зависят от гидрологических и топографи­ческих условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и пред­горных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего, что на ней находится. Строить жилые и производственные здания здесь запрещено.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений раз­личны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основа­ния. Частота возникновений аварий по различным причинам при­водится ниже, %:

Разрушение основания........... 40

Недостаточность водосброса. 23

Слабость конструкции............ 12

Неравномерная осадка........... 10

Высокое давление на плотину 5

Военные действия.................... 3

Оползание откосов.................. 2

Дефекты материала................. 2

Неправильная эксплуатация... 2

Землетрясения......................... 1

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО). Пожа­ро - и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых про­изводятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях спо­собность к возгоранию или взрыву. Это прежде всего производ­ства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопро­водный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие го­рючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру­ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.

Проектирование производственных зданий и помещений, вы­бор производственного оборудования, электрических установок, систем вентиляции и отопления, противопожарных взрывов, пу­тей эвакуации работающих при пожаре и другие вопросы, свя­занные с обеспечением пожарной безопасности, решаются в за­висимости от категории помещений по пожаро- и взрывоопасности. В соответствии с общероссийскими нормами технологиче­ского проектирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хранимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А, Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).

1) горючие газы;

2) легковоспламеняющиеся жидкости;

3) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

4) горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидко­сти с температурой вспышки более 28 °С;

5) горючие жидкости;

6) паровоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

1)горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

2)негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых со­провождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

3)горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжи­гаются или утилизируются в качестве топлива;

4)негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Все строительные материалы и конструкции из них делятся на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К несгораемым относятся такие материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспламеня­ются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня.

Сгораемые - это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и про­должают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в насе­ленных пунктах подразделяются на отдельные и массовые: от­дельные обычно бывают пожары в здании или сооружении; массо­вые представляют собой совокупность отдельных пожаров, охва­тивших более 25 % зданий. Сильные массовые пожары при опре­деленных условиях могут перейти в огненный шторм.

Опасными факторами пожара (ОФП) являются:

открытый огонь и искры;

повышенная температура окружающей среды и предметов;

Токсичные продукты горения, дым;

пониженная концентрация кислорода;

падающие части строительных конструкций, агрегатов, уста­новок.

К поражающим факторам взрыва относятся ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создавае­мые летящими обломками взрывающихся объектов.

Ударная воздушная волна - это область резкого сжа­тия воздуха, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва с огромной скоростью. Основными критериями, характеризующими ее разрушающее и поражающее действие, являются избыточное давление во фронте ударной вол­ны, давление скоростного напора и продолжительность действия. При встрече с преградой ударная волна образует давление от­ражения, которое, взаимодействуя с избыточным давлением, мо­жет увеличить его в два и более раз. Поэтому взрывы внутри поме­щений оказывают значительно большее разрушающее действие, чем на открытой местности. Помимо избыточного давления, пре­грады на пути движения ударной волны испытывают динамиче­ские нагрузки, создаваемые потоком движущегося воздуха - дав­лением скоростного напора. Продолжительность действия удар­ной волны находится в прямой зависимости от силы взрыва, а производимые ею разрушения - от продолжительности действия избыточного давления.

Поражающее действие теплового излучения в очаге по­ражения определяется величиной теплового потока. Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пласт­масс и некоторых синтетических материалов - к образованию и созданию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др.

Поражающее действие осколочных полей определяется количеством летящих осколков от взрывающихся объектов, кине­тической энергией и радиусом их разлета. При пожарах и взрывах люди получают термические повреждения (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (перело­мы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения).

При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей оки­сью углерода (при содержании в воздухе 1 % окиси углерода - почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианисты­ми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами. К поражающим факторам по­жаров относят также задымление , затрудняющее ориентирование, и сильный моральный психологический эффект.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внут­ренние стены которых облицованы панелями из горючего материала, а потолки - сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетвори­тельная огнестойкость древесины и других строительных материа­лов, особенно пластиков.


Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. Предлагаем 15 самых больших катастроф в мире по вине человека.

15. Кастл Бра́во (1 марта 1954)


Соединенные Штаты в марте 1954 года произвели испытательный взрыв ядерного оружия в атолле Бикини, расположенного возле Маршальских островов. Он был в тысячу раз мощнее взрыва на Хиросиме, Япония. Это было частью эксперимента правительства США. Ущерб, нанесенный взрывом, был катастрофическим для окружающей среды на площади 11265.41 км2. Было уничтожено 655 представителей фауны.

14. Бедствие в Севесо (10 июля 1976)


Промышленная катастрофа недалеко от Милана, Италия, произошла в результате выброса в окружающую среду токсических химических веществ. Во время производственного цикла при получении трихлорфенола опасное облако вредных соединений попало в атмосферу. Выброс мгновенно подействовал губительно на флору и фауну прилежащей к заводу территории. Предприятие в течении 10 дней скрывало факт утечки химических веществ. Случаи заболевания раком возросли, что было доказано впоследствии исследованиями мертвых животных. У жителей маленького города Севесо стали возникать нередкие случаи сердечных патологий, респираторных заболеваний.


Расплавление части ядерного реактора на Трехмильном острове, Пенсильвания, США, привело к выбросу в окружающую среду неизвестного количества радиоактивных газов и йода. Авария произошла вследствие ряда ошибок персонала и механических неполадок. Много спорили о масштабе загрязнений, но официальные органы утаивали конкретные цифры, чтобы не поднимать панику. Они утверждали, что выброс был незначительный и не мог нанести вред флоре и фауне. Однако в 1997 году данные изучили повторно, и был сделан вывод, что у тех, кто жил вблизи реактора в10 раз больше имели место проявления рака и лейкемии, чем у других.

12. Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)




В результате аварии на танкере компании «Эксон Вальдес» в океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии. Как следствие, был нанесен непоправимый вред экосистеме. И на сегодняшний день она не восстановлена. В 2010 году правительство США заявило, что вред был нанесен 32 видам дикой природы и, только, 13 видов удалось восстановить. Не смогли восстановить подвид касаток и тихоокеанской сельди.


Взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе на месторождении Макондо привело к тому, что произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей. По словам ученым, эта авария стала самой крупной в истории США и унесла 11 жизней работников платформы. Вред был нанесен и обитателя океана. До сих пор отмечают нарушения экосистемы залива.

10. Бедствие Лав-Канал (1978)


В Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк, около сотни домов и местная школа были построены на месте свалки промышленных и химических отходов. Со временем химикаты просочились в верхние слои почвы и воду. Люди начали замечать, что возле домов появляются какие-то чёрные болотистые пятна. Когда сделали анализ, то обнаружили содержание восьмидесяти двух химических соединений, одиннадцать из которых были канцерогенными веществами. Среди заболеваний жителей Лав-канала стали появляться такие серьёзные болезни, как лейкемия, а у 98 семей родились дети с серьезными патологиями..

9. Химическое загрязнение Аннистона, Алабама (1929-1971)


В Аннистоне в районе, где сельскохозяйственный и биотехнологический гигант Монсанто впервые произвёл вещества, вызывающие онкозаболевания, по непонятным причинам произошел их выброс в реку Сноу Крик. Население Аннистона сильно пострадало. В результате воздействия повысился процент заболеваний диабетом и другими патологиями. В 2002 году Монсанто выплатил 700 млн долларов компенсации за ущерб и спасательные работы..


Во время военного конфликта в Персидском заливе в Кувейте Саддам Хусейн поджёг 600 нефтяных скважин, чтобы создать ядовитую дымовую завесу на целых 10 месяцев. Считается, что ежедневно сгорало от 600 до 800 тонн нефти. Около пяти процентов территории Кувейта было покрыто копотью, домашний скот умирал от болезней лёгких, а в стране увеличилось число заболевших раком.

7. Взрыв на химическом заводе Цзылинь (13 ноября 2005)


На химическом заводе Цзылинь прогремели несколько мощных взрывов. В окружающую среду было выброшено огромное количество бензола и нитробензола, который обладает губительным токсическим эффектом. Бедствие привело к смерти шести человек и ранению семидесяти.

6. Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)


Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури. Метод применялся как альтернатива орошению, чтобы сбить пыль с дорог. Положение дел ухудшилось, когда в результате подтопления города водами реки Мерэмек, токсичная нефть распространилась по всему побережью. Жители подверглись воздействию диоксина и сообщали о проблемах с иммунитетом и мышцами.


В течение пяти дней дым от угольного горения и фабричных выбросов накрывал Лондон плотным слоем. Дело в том, что наступила холодная погода и жители массово начали топить печки углем, чтобы согреть дома. Сочетание производственных и общественных выбросов в атмосферу привело к густому туману и плохой видимости, а 12000 человек умерли от вдыхания токсичных испарений.

4. Отравление залива Минамата, Япония (1950-е)


За 37 лет производства пластмасс нефтехимическая компания Chisso Corporation сбросила 27 тонн металртути в воды залива Минамата. Так как жители его использовали для ловли рыбы, не зная о сливах химических веществ, то отравленная ртутью рыба нанесла серьёзный ущерб здоровью младенцам, родившимся у матерей, которые употребляли рыбу из Минамата в пищу, и убила больше 900 человек в регионе.

3. Бедствие Бхопала (2 декабря 1984)

О радиационном заражении в результате аварии ядерного реактора и пожаре на Чернобыльской атомной станции на Украине знает весь мир. Ее назвали самой ужасной катастрофой на атомной электростанции в истории. Около миллиона человек умерли из-за последствий ядерной катастрофы, главным образом от рака и из-за воздействия высокого уровня радиации.


После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки