Уполномоченный орган местного самоуправления. Контрольный орган и иные органы местного самоуправления

Ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях:

    1. непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан;
    2. посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

    • подъезд многоквартирного жилого дома;
    • многоквартирный жилой дом;
    • группа жилых домов;
    • жилой микрорайон;
    • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
    • иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

    1. установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
    2. принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
    3. избрание органов территориального общественного самоуправления;
    4. определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
    5. утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
    6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Полномочия органов территориального общественного самоуправления:

    • представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
    • обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
    • могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
    • вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

    1. территория, на которой оно осуществляется;
    2. цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
    3. порядок формирования, прекращения полномочий, и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
    4. порядок принятия решений;
    5. порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
    6. порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В числе иных органов местного самоуправления Федеральный закон N 131-ФЗ упоминает контрольный орган муниципального образования. Формальное толкование ст. 34 Федерального закона приводит к выводу о том, что муниципальное образование может этот орган не создавать. Статья 38 Федерального закона содержит нормы о том, что в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие).

Перечень иных органов местного самоуправления в Федеральном законе не является закрытым. Как уже отмечалось, любые, не названные в законах органы местного самоуправления могут быть предусмотрены уставом муниципального образования, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и включены в структуру органов местного самоуправления. Однако практика показывает, что органы местного самоуправления практически не используют эти возможности, предоставленные им федеральным законом, ограничиваясь включением в свою структуру лишь тех органов местного самоуправления, которые были рассмотрены выше.

Статус избирательной комиссии муниципального образования требует уточнения. С одной стороны, это орган местной власти, формируемый представительным органом муниципального образования, финансируемый в том числе из местного бюджета. С другой стороны, ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" называют его не органом местного самоуправления, а муниципальным органом. Что именно означает данный термин и чем муниципальный орган отличается от органа местного самоуправления, ни данные нормативные акты, ни какие-либо иные не объясняют. Более того, оба названных законодательных акта закрепляют положения о том, что избирательная комиссия муниципального образования не входит в структуру органов местного самоуправления. Наличие такого указания представляется не вполне корректным. Цель создания избирательной комиссии муниципального образования согласно части 1 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - организация подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума. Формируется она представительным органом местного самоуправления, действует только на уровне муниципального образования. Сама логика построения системы избирательных комиссий, вытекающая из норм Федерального закона: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - федеральный государственный орган (часть 1 ст. 21 Федерального закона), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации - государственные органы субъектов Российской Федерации (часть 1 ст. 23 Федерального закона), приводит к выводу: если избирательная комиссия муниципального образования входит в единую систему с государственными органами, в таком случае федеральному законодателю надо включать в систему государственных органов также и органы местного самоуправления, участвующие в создании такой избирательной комиссии, что прямо противоречило бы ст. 12 Конституции Российской Федерации. Решение, предложенное федеральным законодателем, на практике привело к тому, что избирательные комиссии муниципальных образований оказались "вырванными" из структуры органов местного самоуправления и не стали полностью частью системы государственных органов. А введение понятия "муниципальный орган" (как якобы отличающегося от понятий и государственного органа, и органа местного самоуправления) только создало "размытость" и некорректность применения терминологии в действующем законодательстве, поскольку понятия "орган местного самоуправления" и "муниципальный орган" тождественны.

Решение об отделении избирательных комиссий муниципальных образований от системы органов местного самоуправления не выглядит оправданным и с практической точки зрения: на уровне муниципальных образований могут создаваться и часто существуют территориальные избирательные комиссии, являющиеся согласно части 1 ст. 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственными органами. То есть данное законодательное решение создает два вида одинаковых, по сути, комиссий, которые должны будут дублировать друг друга в своей деятельности. Таким образом, и статус избирательной комиссии муниципального образования, и ее место в системе публичной власти, как представляется, требуют уточнения в нормах законодательства. И сделать это без признания единства системы органов публичной власти, охватывающих и государственную власть, и местное самоуправление, вряд ли будет возможно.

Нельзя не отметить, что в ряде случаев действующий Федеральный закон N 131-ФЗ, регулируя систему органов местного самоуправления, воспроизвел отдельные неточности Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, согласно ст. 41 действующего Федерального закона (и норме ст. 20 Федерального закона 1995 г.) органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Это положение не корреспондирует с нормами Гражданского кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления являются не юридическими лицами, а особыми субъектами гражданского права, представляющими муниципальные образования в гражданско-правовых отношениях. Это противоречие нормы нового Федерального закона пытаются сгладить (прямого указания "органы местного самоуправления - юридические лица" в новом Законе нет). Но в тексте ст. 41 содержатся положения (например, о том, что органы местного самоуправления подлежат регистрации в качестве юридических лиц), позволяющие утверждать, что и новый Федеральный закон, в отличие от статей 124 - 127 Гражданского кодекса РФ, считает органы местного самоуправления именно юридическими лицами.

Современное государство включает несколько уровней разделения власти: федеральная, региональная, местная. В свете этого стоит отметить, что муниципальный орган не является представителем государства. Многие граждане не подозревают, что вышеназванный тип управления подразумевает власть исключительно народа. Давайте попробуем поговорить об этом подробнее.

Общие положения об органах местного самоуправления

Муниципальных органов) является одной из многочисленных форм осуществления народной власти в России. Данный тип организации управления встречается на определённых территориях, именуемых муниципальными образованиями. Понятие, в свою очередь, включает в структуру городские и сельские поселения. Таковыми могут выступать города, сёла с различным количеством жителей, городские кварталы, обособленные районы и так далее.

Здесь важно отметить, что федеральная власть управляет местной, а муниципальный орган, в свою очередь, уполномочен самостоятельно решать все внутренние дела.

Благодаря предоставленной возможности, народ определённой территории может самостоятельно решать вопросы местного значения. Более того, Конституция Российской Федерации гарантирует невмешательство во внутренние дела местного самоуправления. В различных формах может осуществляться местное самоуправление. Самоуправление муниципальных органов вправе принимать решение путём проведения референдума, голосования, сбора жителей и так далее.

Вопросы ведения

Является основным органом управления, который присутствует в любом крупном населённом пункте. Для полноты реализации своих полномочий важно знать о вопросах, которые относятся к компетенции данного органа и всего самоуправления в целом:

  1. Все решения, касающиеся муниципального фонда. Сюда входит не только содержание и обслуживание, но и использование каждого отдельного участка (дома, квартиры, комнаты).
  2. Детские сады, средние школы, ПТУ, больницы, поликлиники и иные социальные учреждения: всё это находится под опекой МСУ. На городской совет возлагается обязанность по содержанию и организации деятельности в данных образованиях.
  3. Обеспечение контроля за ремонтными работами, эффективностью обслуживания и содержания коммунальных сетей: электро- и газосети, водоснабжение, канализационные установки и так далее.
  4. Обслуживание дорог. Данный пункт очень часто является проблематичным, так как денежных средств на подобные проекты не всегда хватает.
  5. Озеленение территорий и их благоустройство.

Источники доходов

Для эффективного существования муниципальный орган в обязательном порядке должен иметь ряд доходов. Именно поэтому любое территориальное образование обладает определённой собственностью. Наиболее яркими представителями являются: земля, жилой фонд, помещения культурного предназначения, больницы, торговые площади, местная промышленность и так далее.

Соответственно, для того чтобы надлежащим образом производить обслуживание вышеназванных территорий, органы муниципального образования составляют местный бюджет. Данный документ обладает статусом нормативного акта и включает перечень доходов и расходов.

В качестве источников денежных средств могут быть использованы:

  • Налоги и сборы. Законодательство РФ предусматривает возможность установления определённых видов налогов на территории муниципального образования, например: транспортный налог, дорожный и так далее.
  • Доходы от аренды имущества либо его приватизации.
  • Дотации - процесс передачи денежных средств от государства к муниципальному образованию на определённые нужды.
  • Прибыль от деятельности предприятий: бытовых, промышленных, торговых.

Структура власти

Как говорилось ранее, публичная власть делится на два уровня: государственную и муниципальную. При этом второй тип не зависит от первого.

На уровне муниципальной власти создаются органы местной администрации, которые не входят в систему власти федерации. Однако для того, чтобы наиболее полно рассмотреть организацию управления государства в целом, важно обратить внимание на цели, функции, задачи и компетенцию МСУ.

Законодательная база, касающаяся данного вопроса, представлена широким разнообразием. Ключевым НПА выступает ФЗ «Об организации местного самоуправления». Данный документ для улучшения его понимания и восприятия все привыкли называть ФЗ №131.

Органы муниципального образования существуют по всей территории России. Нет ни одного кусочка земли, где местная власть не нашла своего отражения. Несмотря на широкий перечень вопросов местного значения, границы территории муниципального образования устанавливаются и изменяются законами субъектов в соответствии с требованиями федеральной власти.

Непосредственно об органах МСУ

Местный орган - это образование, которое создаётся для осуществления функций организации публичной власти на территории, определённой законодательством. Данное формирование создаётся с целью обеспечения интересов граждан, проживающих на подвластной территории, для экономического развития местного региона, а также повышения уровня социально-культурной жизни общества.

Структура и организация управленческих формирований местного значения

Ни один муниципальный орган не в силах в одиночку организовать управление, пусть даже и на небольшой территории. Именно поэтому законодатель предусмотрел следующие виды формирований:

  • Глава.
  • Администрация, выполняющая исполнительно-распорядительные функции.
  • Орган, осуществляющий контроль за деятельностью администрации.
  • Иные виды организаций, которые могут быть предусмотрены властными ОМСУ.

Глава муниципального образования

Наиболее ярким представителем власти для жителей является депутат, возглавляющий местную территорию. Он выступает высшим должностным лицом и наделён распорядительными полномочиями. Нормативным документом, регламентирующим деятельность главы муниципального образования, принято считать Устав.

При этом нельзя говорить о том, что должностное лицо обладает бесконтрольной властью. В обязательном порядке глава обязан отчитываться перед населением о проделанной работе. Более того, благодаря информатизации и развитию технологий, каждый житель муниципального образования может ознакомиться с доходами и расходами, которые были начислены за отчётный период (им считается год). Устав муниципального образования также разрешает все нюансы и тонкости, связанные с деятельностью главы администрации, например в случае досрочного прекращения осуществления полномочий.

В ряде стран практикуется избрание населением других должностных лиц местного самоуправления , помимо членов представительного органа и главы муниципалитета. В частности, в некоторых городах США избираются: городской казначей, городской клерк, городской контролер, городской адвокат, шериф полиции, аудитор и др. Цель подобных мер ¾ повысить статус данных должностных лиц, обеспечить их независимость от корпоративных интересов отдельных групп.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к иным органам местного самоуправления могут относиться: контрольный орган муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция, а также специальные органы местного самоуправления, наделенные статусом юридического лица , ¾ муниципальные учреждения, создаваемые для осуществления управленческих функций. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также другие органы и должностные лица местного самоуправления.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется для контроля над исполнением местного бюджета, порядком подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета , отчета о его исполнении, а также для контроля над соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом .

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено два способа формирования контрольного органа муниципального образования: на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. Способ формирования определяется уставом муниципального образования. Деятельность контрольного органа должна осуществляться в условиях открытости и гласности, результаты проведенных проверок подлежат опубликованию (обнародованию). Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган по его требованию необходимую информацию и документы.



Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, референдумов и голосования населения по вопросам, предусмотренным законодательством. Порядок формирования и организации деятельности муниципальной избирательной комиссии определяется уставом и правовым актом муниципального образования.

Муниципальная милиция . Конституция Российской Федерации относит охрану общественного порядка к вопросам местного значения . Однако в настоящее время эти вопросы относятся к компетенции милиции общественной безопасности, входящей в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено формирование в муниципальных районах и городских округах органов муниципальной милиции, обеспечивающих охрану общественного порядка на соответствующей территории. Практическая реализация этих положений отложена до принятия и вступления в силу отдельного федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности муниципальной милиции.

Муниципальные учреждения с управляющими функциями . Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица , являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. В соответствии с указанным федеральным законом они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц служат устав муниципального образования и решение о создании такого органа. В ряде городов статус муниципального учреждения имеют органы управления жилищно-коммунальным хозяйством, здравоохранением, образованием.

Юридические лица в структурах местных администраций . На момент написания данного учебника правами юридического лица в местных администрациях наделены многие отраслевые структурные подразделения. Они выполняют функции заказчиков муниципальных услуг и распорядителей бюджетных средств, заключают хозяйственные договоры на закупки материалов, выполнение работ и оказание услуг, имеют собственные бухгалтерии. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ перечень органов местной администрации, наделенных статусом юридического лица, устанавливается представительным органом муниципального образования , который выступает в качестве их учредителя и утверждает положения о них. Данные органы также подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. 4

15.7. Направления совершенствования организационных
структур местного самоуправления

Анализ современного состояния местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что традиции местного самоуправления, организации и функционирования местной власти еще не закреплены. Поэтому местная власть воспринимается населением как обычная, привычная государственная власть. Главный ресурс муниципальной власти ¾ максимальная приближенность к населению ¾ часто не используется. Образовался перекос в сторону единоличного управления муниципальными образованиями, в большинстве случаев роль и значение представительных органов местного самоуправления ослаблены. Следствием этого становится усиление критики данной формы власти, противостояние и конкуренция между мэрами крупных городов и губернаторами , пассивное участие населения в осуществлении местного самоуправления, ослабление взаимодействия органов местного самоуправления с населением и контроля над деятельностью органов местного самоуправления со стороны населения.

С целью укрепления властной вертикали в нашей стране была проведена законодательная унификация системы органов местного самоуправления. Установление данной системы органов не противоречит конституционным положениям о том, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Население должно иметь право самостоятельно выбирать и устанавливать структуру органов местного самоуправления на основе установленных федеральным законом принципов и элементов системы местного самоуправления.

Унификация системы органов местного самоуправления означает, прежде всего, законодательное закрепление принципа разделения властей на уровне местного самоуправления, без чего становится реальной перспектива возникновения малоэффективных и недемократических моделей организации власти на уровне местного самоуправления, а также укрепляется традиционно сложившийся перекос в сторону полномочий (а значит, доминирования) местных администраций, которые формируются, как правило, одним, пусть даже выборным лицом. При слабой представительной власти исполнительный орган может быть полностью выведен из-под ее контроля. Отсутствие принципа разделения властей может привести в будущем и к еще одной столь же негативной тенденции ¾ к усилению или полному доминированию представительного органа местного самоуправления, совмещающего исполнительные и контрольные функции.

Таким образом, принцип разделения властей и основанное на этом принципе разделение полномочий как между органами местного самоуправления внутри муниципальных образований, так и между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть основополагающими при формировании моделей организации муниципальной власти, предусматривающих определенную структуру органов местного самоуправления, которая закрепляется в уставе муниципальных образований . Такая унификация может решить две задачи:

1) предотвратить анархию на муниципальном уровне и диктат со стороны субъектов Российской Федерации в отношении органов местного самоуправления;

2) укрепить положение федеральных органов государственной власти в условиях российского федерализма.

Закрепление в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ правового статуса исполнительного органа местного самоуправления призвано урегулировать его взаимоотношения как с представительными органами местного самоуправления, так и с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Важнейшее направление совершенствования системы муниципального управления ¾ вовлечение населения в решение вопросов местного значения , взаимодействие местной власти и населения. Решение этой проблемы заключается в развитии и укреплении территориального общественного самоуправления.

Развитие территориального общественного самоуправления особенно актуально для крупных городов, именно в этом состоит решение проблемы децентрализации муниципальной власти. Усиление института территориального общественного самоуправления поможет развитию гражданских инициатив, расширит базу местного самоуправления за счет привлечения большого числа людей к решению вопросов местного значения на территории их проживания. Развитие территориального общественного самоуправления соответствует принципам, заложенным в Европейской хартии о местном самоуправлении . Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, прежде всего, связана с местным сообществом ¾ сообществом людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами в решении вопросов жизнедеятельности посредством развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления.

С усилением территориального общественного самоуправления будет укрепляться влияние населения на местную власть через развитие системы общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления. На базе территориального общественного самоуправления может быть создана система взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления.

Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создавать структуры, позволяющие населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии по привлечению населения к решению этих дел.

Развитие территориального общественного самоуправления соответствует концепции вырастания власти снизу вверх.

________________

1 Игнатов В. Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. М.; Ростов-н / Д, 2000.

Игнатов В. Г. , Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Ростов-н / Д.: МарТ, 2005.

2 Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября.

3 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

4 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице - все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.

Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).

2. Что такое муниципальное образование?

В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа. Местное самоуправление осуществляется на территории отдельного поселения городского, сельского несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселения. Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную. Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная , а на уровне муниципального образования - местная . Здесь есть принципиальное различие. Обязательным атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?

Устав - это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимают его представительные органы местного самоуправления или население непосредственно.

С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в любой городской или районной библиотеке, представительном органе местного самоуправления (Городском Совете, районном Совете). А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.

4. Что такое органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения (см. п. 1) Они не входят в систему органов государственной власти.

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Так, в городе Пионерском представительный орган местного самоуправления - городской Совет, возглавляемый главой местного самоуправления (мэром) и состоящий из 9 депутатов, в муниципальном образовании «Гурьевский район» - районный Совет депутатов, в который входит 19 депутатов.

5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?

Конституцией РФ в статьей 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.

В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.

Первый - охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:

      Участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц - главы администрации, мэра;

      Участие граждан в местных референдумах;

      Участие граждан в собраниях (сходах) граждан;

      Обращение граждан в органы местного самоуправления;

      Самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;

      Иные формы, предусмотренные законами Калининградской области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).

Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление - это опосредованное участие - через выборные и иные органы местного самоуправления. Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с общественностью, выступать с отчетами. Если органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе администрации (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.

6. Зачем нужны представительные органы местного самоуправления, и что они делают?

Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения этого органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представительный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.

7. Кто такой глава муниципального образования?

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

В Калининградской области в каждом из 22 муниципальных образований такая должность установлена. Наименование и компетенция глав муниципальных образований устанавливаются уставами.

Так, в городе Пионерском, это -глава местного самоуправления - мэр; в Гурьевском районе - глава района. В уставах этих муниципальных образований записано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местный исполнительный орган и осуществляет контроль за реализацией принятых представительным органом решений.

8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Глава местного самоуправления города Пионерского осуществляет полномочия городского Совета в случае досрочного прекращения деятельности Совета до первого заседания вновь избранного городского Совета.

Глава местного самоуправления города Пионерского имеет право отлагательного вето на решения городского Совета в течение 15 дней с момента принятия решения. Вето может быть преодолено 2/3 голосов избранного состава депутатов городского Совета.

Глава Гурьевского района согласно Уставу обладает широкими полномочиями по отношению к районному Совету депутатов.

Надо отметить, что должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

9. Можете ли Вы контролировать работу представительного и исполнительного органов местного самоуправления?

В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования. Население наделяется правом отозвать депутата представительного органа или выразить недоверие главе образования. Эти процедуры регулируются законами Калининградской области об отзыве депутатов представительного органа и главы муниципального образования. В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.