Что следует понимать под международным правом. Вопросы применения международных обычно-правовых норм

В России есть основополагающий закон, главенствующий над всеми остальными правовыми актами в стране, и имя этому закону – Конституция. Ни один закон, принятый в России не может ей противоречить.

Но вот какие в последнее время можно услышать мнения от авторитетных российских политиков или граждан: а что если международные договоры (как имеющие высшую юридическую силу) нарушают интересы России? Таким образом, ущемляется суверенитет России, рассуждают они. Иностранные государства могут заключить договор, а наше государство, присоединившись к такому договору, обязано соблюдать его, даже если он противоречит государственным интересам.

Отсюда они делают вывод о необходимости внесения поправок в статьи Конституции Российской Федерации об исключении статей о приоритетности общепризнанных принципов и норм и международного права, как вступающих в противоречие со статьями о государственном суверенитете России. Заходит речь и о выходе из-под юрисдикции ЕСПЧ.

Все эти мнения основываются на 15 статье Конституции. Часть 4 этой статьи устанавливает следующее: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора ».

И тут возникает вопрос, где в этой статье утверждается, что Россия обязана соблюдать все международные договоры, соглашения, которые противоречат интересам России? Смоделируем фантастическую ситуацию: международное сообщество внезапно примет по-настоящему антироссийское и спорное решение, например, договор об уничтожении всего ядерного оружия в мире, за исключением американского. Только США будет владеть ядерным оружием и будет гарантом безопасности в мире.

Спрашивается, кто заставит Россию соблюдать этот договор? Прежде чем международный договор станет составной частью российской правовой системы, Российская Федерация должна подписать и ратифицировать его (ратификация подразумевает под собой процедуру одобрения государственными органами РФ соответствующего международного договора). До этих пор Россия имеет полное право не соблюдать положения такого договора, который ущемляет интересы РФ. Подписывать такой договор Россию никто не может заставить.

Что же касается общепризнанных принципов международного права, тот под ними следует понимать основополагающие, императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо.

К ним, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует также понимать правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного . Например: нормы , устанавливающие недопущение развязывание войны, совершения актов геноцида.

Все общепризнанные международные нормы и принципы права дополнительно закрепляются в межгосударственных договорах и соглашениях. Например – Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г. N 2131 (XX) закрепляет недопущение нарушения государственного суверенитета и вмешательства во внутренние дела одного государства другими государствами.

Дополнительно в Конституции РФ закреплена гарантия суверенитета российского права и российских законов: «не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» (пункт 6 статьи 125 Конституции).

Вывод напрашивается следующий – Россия в настоящее время полностью защищена с правовой точки зрения от международных соглашений, которые противоречат ее интересам. Действует очень простое правило – международный договор распространяет свою юридическую силу на территорию РФ только в том случае, если он подписан Российской Федерацией и ратифицирован.

Все спекуляции на тему, что в России имеет место верховенство антироссийских международных договоров, не имеют под собой правового основания. Поскольку Российская Федерация может не подписывать такой договор.

Исключение из Конституции статей о соблюдении Россией международных норм, принципов и договоров, означает исключение России из международных организаций, а граждане России лишатся некоторых средств международной защиты своих прав. Например, если государство не признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), какой смысл гражданам в него обращаться? Ведь государство не будет исполнять решения этого суда.

Более того, государственные органы сами принимают непосредственное участие в одобрении (ратификации) международного договора . Вместе с тем существуют процедуры, которыми может воспользоваться Россия в целях защиты своих прав, а именно: процедура расторжения (денонсации) международных договоров, нарушающих интересы РФ, а также расторжения (аннулирования) международных договоров в одностороннем порядке.

Что касается несправедливых решений ЕСПЧ, то их можно обжаловать или предложить странам-партнерам по Совету Европы изменить регламент ЕСПЧ таким образом, чтобы исключить принятие политически мотивированных решений.

В любом случае с точки зрения интересов граждан кажется разумным искать диалог, предлагать варианты решений и пытаться найти компромиссный вариант решения проблемы прежде, чем выходить из-под юрисдикции ЕСПЧ и из состава Совета Европы.

Международное право - система дозволений, предписаний, запретов, представляющих собой согласованные волеизъявления участников межгосударственных отношений, созданных ими для урегулирования этих отношений и обеспечиваемых принудительной силой государств, осуществляемой также в согласованных пределах индивидуально или коллективно. В доктрине неоднократно отмечалось, что международное право правильнее было бы называть межгосударственным. Термин "международное право" получил общее признание только к началу XIX в. Ясно одно: если международное право - правила поведения участников межгосударственного общения в отношении друг друга, которые они создают в процессе такого общения, то предназначение данных правил этим исчерпывается. Во всяком случае, следует исходить из того, что международное право возникло и развивалось как регулятор именно межгосударственных отношений.

На протяжении длительного времени относительное несовершенство международного права по сравнению с внутригосударственным многие авторы усматривали в том, что оно создается юридически не стоящими друг над другом участниками межгосударственного общения, носит координационный, а не субординационный (как внутригосударственное право) характер и не может поэтому обеспечиваться столь же эффективно, как внутригосударственное право. Действительно, в значительной степени соблюдение международного права зависит от доброй воли участников межгосударственных отношений, поскольку нет власти, стоящей над ними. Это не означает, что оно вообще не обеспечено государственным принуждением. В определенных ситуациях государства могут индивидуально или сообща принуждать нарушителей международного права к его соблюдению. Если бы такой возможности не существовало в принципе, нельзя было бы считать международное право правом. Выбор вариантов международно-правового принуждения допускается в пределах, устанавливаемых международным правом. Однако вряд ли можно рассматривать международное право как менее совершенное, чем внутригосударственное, только на том основании, что оно не обеспечивается властью, стоящей над государствами. История знает много примеров, когда внутригосударственное право оказывалось в силу различных причин неэффективным, несмотря на его внешнюю обеспеченность принуждением, которое могло бы или должно было бы применяться соответствующим государством. Эффективность права, очевидно, нельзя автоматически связывать с особенностями организации принуждения, обеспечивающего его осуществление. Во внутригосударственной сфере она зависит главным образом от соотношения социальных сил внутри общества, в межгосударственной - от соотношения сил на международной арене.

Международное право традиционно определяют как систему норм , регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Преимущественно оно на самом деле состоит из таких норм, т.е. правил, рассчитанных на неоднократное применение. Нормативность - характерная черта права. Нормы международного права - его основа, первичные элементы, которые образуют его ткань. Их нельзя рассматривать как арифметические слагаемые, в сумме составляющие международное право. Международное право не сумма норм, поэтому неточно было бы характеризовать право вообще и международное право в частности как совокупность правовых норм, что было свойственно отечественной доктрине в течение довольно долгого времени. Иначе пришлось бы признать, что международное право выглядит как довольно хаотичное собрание норм, обязывающих различных по своему составу участников межгосударственных отношений, прежде всего различный в каждом случае круг государств.

На первый взгляд разобраться в огромном скоплении международно-правовых норм, одни из которых обязывают, например, каких-либо двух участников межгосударственных отношений, другие - нескольких, третьи - относительно большое их количество, трудно. Та или иная категория норм может обязывать одни государства, другая - совершенно иные. Всемирно признанных, подлинно универсальных норм международного права не так уж много. Есть, однако, иерархичность норм международного права, их взаимосвязанность, определенная логика их положения по отношению друг к другу. Они взаимодействуют, нередко оказывая влияние и на тех членов международного сообщества, на которых свое действие не распространяют. Это и объединяет их в специфическую систему, отличную от системы, образуемой нормами внутригосударственного права. Между прочим, и нормы внутригосударственного права далеко не всегда адресуются всему населению государства.

Вместе с тем нельзя сводить международное право (как и право вообще) только к системе норм. Признавая допустимость такого узкого толкования международного права, ставшего в значительной степени привычным, необходимо отметить, что это толкование является неполным.

Международное право состоит наряду с нормами из индивидуальных дозволений, предписаний и запретов , регулирующих межгосударственные отношения, которые обобщенно можно назвать индивидуальными международно-правовыми установками; как правило, они содержатся в международных договорах. К таким договорам относятся договоры о передаче одним государством другому какого-либо имущества, предметов и т.д.; соглашения об изменении уровня дипломатических представительств, о выдаче конкретных лиц (при отсутствии договора об экстрадиции). Передача имущества может занять какое-то время (если, например, оно будет передаваться по частям), но все равно положения, предусматривающие его передачу, рассчитаны в принципе на многократное применение, хотя для ее осуществления и потребуется совершение нескольких действий. Важно, чтобы передача состоялась, и этим исчерпывается назначение данной установки. Ее содержание изложено в виде предписания одному государству передать какое-то имущество другому.

Индивидуальные международно-правовые установки могут содержаться также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций, если это предусматривается правилами их процедуры. Теоретически они могут содержаться и в решениях международных судов, принятых ex aequo et bono, т.е. на основе справедливости, если такая возможность предусматривается в учредивших их актах. Единственным примером здесь может служить п. 2 ст. 38 Статута Международного суда ООН, согласно которому Суд вправе разрешать дела ex aequo et bono, если стороны с этим согласны.

Учитывая сказанное, международное право можно определить как систему норм и индивидуальных правовых установок , созданных участниками межгосударственных отношений для урегулирования этих отношений.

Международное право может также рассматриваться как особая правовая система . В доктрине существуют две точки зрения по вопросу о том, является ли международное право самостоятельной правовой системой. Согласно одной из них оно образует с внутригосударственным правом единую правовую систему. Согласно другой международное право и внутригосударственное право - две различные правовые системы. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже, в гл. 5 настоящего учебника, посвященной соотношению международного и внутригосударственного права. Взгляд на международное право как на самостоятельную правовую систему имеет много сторонников. У термина "правовая система" есть несколько значений. Часто его употребляют в качестве характеристики специфики национального (внутригосударственного) права, рассматриваемого в процессе его осуществления. Иногда он используется для обозначения национального права ряда государств на основе сходства важнейших институтов и юридической практики. В этом смысле говорят об англосаксонской правовой системе, романо-германской, мусульманской и т.д. Нередко сходные национальные правовые системы объединяют не термином "правовая система", а термином "семья правовых систем", что более точно. Во всяком случае, в указанных значениях термин "правовая система" применяется только по отношению к внутригосударственному праву. Такой же смысл он имеет и в ст. 9 Статута Международного суда, в которой говорится, что весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Встречается и отождествление правовой системы и системы права. Связь между этими понятиями, безусловно, существует, но под системой права обычно понимают внутреннее строение права, тогда как на правовую систему смотрят в свете функционирования права, юридической практики, "жизни" права. Правовая система в этом смысле - право в процессе его осуществления.

Наиболее важную часть международного права как правовой системы составляют действующие и осуществляемые нормы. Особое значение имеет их осуществление, международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Некоторые нормы могут действовать, но по тем или иным причинам не применяться. Однако именно практика их реализации вносит в них, если это необходимо, уточнения и развивает их. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Например, правило распределения мест по регионам в коллективных международных органах, члены которых выступают в личном качестве, закрепленное вначале в некоторых международно-правовых актах, стало если и не общеобязательным, то, во всяком случае, традиционным. Различного рода рабочие группы, учреждаемые международными органами для подготовки проектов международных договоров, деклараций и т.п., стремятся принимать свои решения на основе консенсуса, даже если это прямо не предусмотрено в решении об их создании. Такова практика - одна из многочисленных граней международного права как правовой системы. Примером появления на основе практики международно-правовой нормы может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности ООН не считается применением так называемого права вето. В Уставе ООН это правило не предусмотрено. Оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.


Норма, закрепленная в ч. 4 ст. 15 Российской Конституции, выделяет две части международного права в целях применения в российской правовой системе. Это международные договоры Российской Федерации, которые имеют приоритет перед законами России, и общепризнанные принципы и нормы международного права, которым свойство приоритета в данной норме не придано.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Конституция не говорит о преимущественном применении общепризнанных принципов и норм международного права перед национальными нормами в случае коллизии. Но Федеральный закон о международных договорах фактически определил равную юридическую силу договорных и иных международных норм: «Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, составной частью ее правовой системы», - говорится в его преамбуле. Поэтому гражданин вправе ссылаться на эти положения в обоснование своих прав и свобод при отсутствии таких правоустановлений во внутригосударственном законодательстве, а также в случае противоречия международных норм и российского законодательства.

Практика российских судов показывает, что они испытывают определенные трудности в применении общепризнанных принципов и норм международного права. Для эффективного применения международного права российскими государственными органами необходимо выяснить, какие положения могут быть отнесены к общепризнанным принципам и нормам международного права.

Верховный Суд Российской Федерации, который в своих постановлениях стремится облегчить усилия судов общей юрисдикции по поиску необходимой нормы, не дает перечня общепризнанных принципов и норм международного права, а лишь указывает их возможные источники. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» говорится: «Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека. Международном пакте о гражданских и политических правах. Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах),... являются составной частью ее правовой системы.

В постановлении от 10 октября 2003 г. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октябри 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Верховный Суд России попытался разъяснить судам, что представляют собой общепризнанные принципы и нормы международного права. Верховный Суд выделил отдельно общепризнанные принципы и заявил, что под ними «следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо». В качестве примера общепризнанных принципов приведены принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Эта формула повторяет, с некоторыми отклонениями, статью 53 Венской конвенции о праве международных договоров, где говорится об императивной норме международного права: «Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». В качестве дополнительного разъяснения Верховный Суд указал на то, что «содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений».

Разница между общепризнанным принципом и общепризнанной нормой в приведенном толковании, данном Верховным Судом, состоит в том, что от принципа отклонение недопустимо, в то время как от нормы, очевидно, отклонение допускается. Данное разъяснение делает понятие общепризнанных принципов и норм несколько более ясным для потенциально применяющих их судов, однако вряд ли совершенно ясным, поскольку не сказано, какие юридические факты или события могут расцениваться как отклонение от принципа или от нормы.

Под общепризнанной нормой, согласно постановлению Верховного Суда, следует понимать «правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного ».

Однако при решении практических вопросов судопроизводства - в обзорах судебной практики, в надзорных решениях или в порядке апелляции - Верховный Суд Российской Федерации не ссылается на общепризнанные принципы и нормы, а применяет только международные договоры России (см., например, постановление Президиума Верховного Суда РФ от 2 октября 2002 г.; решения и определения судебных коллегий по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 января 2003 г.; от 21 февраля 2003 г.; от 15 апреля 2003 г.; по уголовным делам от 5 февраля 2003 г.; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ».

Неоднократно упоминаются общепризнанные принципы и нормы международного права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.

В решении по делу о коллективных трудовых спорах 2 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации // Вестник Конституционного Суда. 1995. № 2/3. Ст. 45. Конституционный Суд рассматривал конституционность статьи 12 Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Суть дела заключалась в правомерности ограничения права на забастовку для работников гражданской авиации. Конституционный Суд проанализировал Конституцию Российской Федерации и заключил, что при определенных условиях право на забастовку может быть ограничено. Далее Суд заявил: «Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограничения прав и свобод других лиц (п. «с» ч. 1 ст. 8)». Таким образом. Конституционный Суд не рассматривал отдельно, что есть общепризнанные принципы и нормы, а его ссылка на Международный пакт должна, очевидно, служить указанием на то, что в этом документе зафиксированы общепризнанные принципы и нормы.

Конституционный Суд опирался на общепризнанные принципы и нормы также в решении по делу о прописке 3 Постановкиие Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области. Ставропольского края. Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы // Вестник Конституционного Суда. 1996. № 16. Ст. 29. . Процитировав положение Конституции России о том, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Конституционный Суд говорит: «Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом № 4 к Европейской конвенции по правам человека (ст. 2)». На тот момент Россия не была стороной ни Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ни Протокола № 4 к этой Конвенции. Тем не менее. Суд счел возможным опираться на эти документы. Такое обращение Конституционного Суда к не действующим для Российской Федерации актам можно оправдать только предположением о том, что Суд считал эти региональные акты свидетельством наличия в международном праве нормы, утверждаемой в качестве общепризнанной.

Не получила точной квалификации категория общепризнанных принципов и норм и в решении Конституционного Суда по делу о положении иностранных граждан 4 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142. . Суд заявил: «Как по буквальному смыслу ст. 22 и 46 Конституции Российской Федерации, так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации».

В качестве обоснования такого вывода Конституционный Суд приводит Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. В приведенном решении Конституционный Суд установил наличие противоречия между нормами, содержащимися, с одной стороны, в Законе о положении иностранных граждан, с другой стороны, в Конституции и общепризнанных принципах и нормах международного права. Норма Закона признана Судом неконституционной.

Таким образом, Конституционный Суд применяет положения международного права для аргументации своего решения. Суд не утверждает о недействительности нормы закона на основании противоречия его нормам международного права, однако привлекает данные международного права для уточнения и конкретизации положения, зафиксированного в Конституции Российской Федерации, т.е. для толкования Конституции.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации не ссылается на общепризнанные принципы и нормы международного права, применяя только международные договоры.

В нормативных международных документах - договорах и соглашениях - определения общепризнанных принципов и норм нет.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., определения общепризнанных принципов и норм также нет, хотя и сказано, что «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права», а также что «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Однако отметим, что Декларация, имеющая очень высокий моральный авторитет на международной арене, формально юридически не является нормативным актом и может служить только свидетельством существования такой категории международного права, как общепризнанные принципы и нормы.

Проблема противопоставления договорных норм международного права другим нормам была затронута в решении Международного суда по делу Military and para-military activities in and against Nicaragua . В данном деле рассматривалась жалоба Никарагуа против Соединенных Штатов Америки, а именно: Никарагуа обвиняла США в оказании содействия вооруженным бандам, действовавшим на территории Никарагуа против законного правительства этой страны.

Суд установил, что в силу оговорки, сделанной Соединенными Штатами, он не мог применять для разбирательства договоры, в которых содержались нормы, в нарушении которых обвинялись США. Тогда Международный суд решил определить, не содержатся ли в международном праве обычно-правовые нормы с тем же содержанием, которое имели договорные нормы. Никакой третьей категории норм международного права Суд не упоминал. Им было решено, что существуют только нормы договорного и обычного права, причем обычно-правовая норма может существовать и применяться в своем обычно-правовом обличии и в тех случаях, когда она по содержанию совпадает с договорной нормой. Поскольку в задачу Суда входило определить правомерность действий США в одном определенном деле, то судей не занимала проблема общепризнанности; они уделяли внимание исключительно признанию той или иной нормы сторонами в данном споре.

Мнение Международного суда о делении норм международного права на договорные и обычные очень важно. Из этого можно заключить, что отдельной категории общепризнанных норм не существует .

При поиске норм той или иной категории важно выделить основание для категоризации. Для договорных и обычных норм таким основанием является их происхождение, т.е. способ их формирования и признания субъектами международного права. Для общепризнанных норм основание для выделения должно быть другим.

В литературе высказывались различные точки зрения на условия квалификации той или иной нормы в качестве общепризнанной. Так, например, А.Н. Талалаев считает, что общепризнанные нормы - это такие нормы, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя в качестве общеобязательных 5 Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции Российской Федерации // Журнал международного права. 1994. № 4. С. 5. . И.И. Лукашук полагает, что это нормы, принятые не всеми государствами, а достаточно представительным большинством, причем оно должно быть представительным не только количественно, но и качественно, предъявляя, по крайней мере, все основные политические, социально-экономические и правовые системы 6 Лукашук И.И. Нормы между народного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие. М, 1997. С. 9. . В коллективной монографии, написанной нашими украинскими коллегами и посвященной общепризнанным нормам, также выделяются два их отличительных признака: признание государствами различных социально-экономических систем и признание всеми или подавляющим большинством государств 7 Общепризнанные нормы в современном международном праве. Киев, 1984. С. 25. .

Таким образом, не был найден ответ на вопрос о том, какими должны быть количество государств и их возможный состав для квалификации той или иной нормы в качестве общепризнанной. О.И. Рабиевич, анализировавшая вопрос о возможности квалификации в качестве нормы jus cogens права на справедливое судебное разбирательство, считает понятие «общепризнанности» условным, и ее больше привлекает не обобщенное понятие, а возможность конкретного его применения к отдельным нормам 8 Рабцевич О.И. Право на справедливое судебное разбирательство - норма jus cogens общего международного права // Московский журнал международного права. 2004. № 3. С. 86. 87. .

Необходимость конкретного подхода можно подкрепить ссылками на Международный суд. В уже упоминавшемся решении по делу Military and paramilitary activities in and against Nicaragua Суд скрупулезно устанавливал наличие обязательности нормы о запрещении применения силы для Никарагуа и США. При этом Суд основывался исключительно на признании данной нормы каждым государством, участвующим в споре (Никарагуа и США), и на совпадении признания, сделанного обоими государствами. При этом Международный суд выделил две части из проблемы признания: признание содержания и выражение согласия на юридическую обязательность нормы, т.е. opinio juris. Суд заявил: «При установлении нормы обычного права недостаточно согласия сторон относительно содержания нормы; необходимо наличие opinio juris. Суд должен убедиться в том, что opinio juris подтверждается практикой». Но если имеет место наличие opinio juris государства в отношении какой-либо конкретной нормы, то нельзя считать эту норму обязательной для государства с точки зрения ее общепризнанности, поскольку уже имеется индивидуальное признание.

Для применения таких норм в правовой системе Российской Федерации важно, очевидно, то, что стоит вопрос о возможности применения таких норм, которые не получили непосредственного признания со стороны России. Если бы Российская Федерация заявила о признании той или иной нормы, зафиксированной в договоре или в обычае, то вопрос о признании этой нормы со стороны международного сообщества не возникал. Значит, можно сделать вывод о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права» в смысле ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации - это те принципы и нормы, которые признаны международным сообществом в целом, но не признаны непосредственно Российской Федерацией .

По методам образования эти положения могут быть как обычными, так и договорными. Если в результате повторяющегося поведения сложилась некая норма, не имеющая письменной формы, и в отношении данной нормы имеется opinio juris международного сообщества, то в такой норме будет содержаться обязательство, действительное для Российской Федерации.

Нужно признать, что в настоящее время вышеупомянутый «классический» способ формирования норм обычного права (через повторяющееся повеление субъектов) встречается не так часто. Гораздо чаще можно проследить образование обычных норм через повторение их в отдельных договорах, а также в решениях международных организаций. «Можно утверждать, что в этом случае налицо презумпция всеобщего признания государствами нормы международного права в качестве обязательной», - пишет А.Н. Талалаев 9 Талалаев Л.Н. Общепризнанные принципы и нормы международного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. № 3. С. 73. 74. , считающий, что надежным свидетельством того, что международно-правовая норма относится к общепризнанным, служит ее включение в универсальный международный многосторонний договор с участием подавляющего большинства государств мира.

Что касается соотношения общепризнанных принципов и норм международного права и национального законодательства, то Конституция России не указала прямо, что общепризнанные принципы и нормы должны иметь приоритет в применении в случае расхождения их с установлениями закона. В полном соответствии с этим Г.М. Даниленко пишет, что «общепризнанные нормы международного права не обладают приоритетом по отношению к внутригосударственным правовым актам» 10 Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1995. № 11. С. 123. .

Другие ученые высказывают иные мнения. Л.А. Окуньков в Комментарии к Конституции Российской Федерации подчеркивает, что «в случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными принципами и нормами международного права, применяются правила, установленные этими нормами и договором» 11 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1996. . О.Н. Хлестов уточняет: «Россия практически признала примат международного права над внутренним законодательством» 12 Хлестов О.Н. Международное право и Российская Федерация // Московский журнал международного права. 1994. № 4. С. 55. .

О.Н. Тиунов стоит примерно на тех же позициях: «Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России имеют преимущество перед национальными законами в случае противоречия международных норм законам государства». Он объясняет это тем, что по правилам Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора» 13 Тиунов О.Н. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник между народного права. 1995. С. 181. .

Известный специалист по проблеме соотношения международного права и российского права Б.Л. Зимненко приходит к выводу о том, что «государственные и муниципальные органы, включая суды, в своей деятельности должны исходить из того, что нормы общего международного права обладают равным статусом и силой с договорными нормами. В случае возникновения коллизии между общепризнанной нормой и правилом, предусмотренным в законе, приоритет в применении должен быть отдан общепризнанной норме международного права. Представляется, что такое понимание места общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России не нарушит основ функционирования международной нормативной системы» 14 Зимненко Б.Л. Международное право и российское право: их соотношение // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С. 167. .

В целом же вряд ли можно ожидать активного применения судами Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права. С.М. Пунжин, тщательно изучивший практику осуществления Конвенции о запрещении химического оружия, сделал важное наблюдение: «Анализ имплементационного законодательства по Конвенции отчетливо демонстрирует общую тенденцию, которой в основном придерживаются все законодатели независимо от особенностей правовых систем и принципов инкорпорации норм международного права во внутреннее право. Сложные теоретические проблемы соотношения международного и национального права не смущают законодателя и разрешаются достаточно просто... Материальные требования Конвенции, непосредственно и весьма серьезно затрагивающие интересы юридических и физических лиц, жестко закрепляются национальным законом» 15 Пунжин С.М. Требования к имплементационному законодательству в Конвенции о запрещении химического оружия и их реализация на практике // Московский журнал между народного права. 1997. № 1. С. 80. . Практика российских государственных органов обнаруживает ту же тенденцию: признавая на словах все части нормы, зафиксированной в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, при решении конкретных дел суды применяют либо нормы национального законодательства, отражающие общие международные обязательства России, либо конкретные договоры.

I. Понятие и предмет международного частного права

1. Понятие международного частного права: Это отрасль права, регулирующая гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным или международным элементом.

2. Отношения, регулируемые нормами международного частного права: Две основные группы отношений. Первая - это экономические, хозяйственные, научно-технические и культурные связи в той части, которая касается международного частного права. Вторая - это имущественные, трудовые, семейные и иные отношения с участием иностранных граждан.

3. Соотношение и взаимодействие международного частного права и международного публичного права: Нормы международного

публичного и международного частного права служат одной и той же цели - созданию правовых условий развития международного сотрудничества в различных областях. В международном публичном праве главное место занимают политические взаимоотношения государств - вопросы обеспечения мира и международной безопасности, в международном частном праве - прежде всего имущественные отношения. Основными субъектами международного публичного права являются государства, международного частного - отдельные лица (физические и юридические). Связь между международным публичным и международным частным правом проявляется и в том, что в международном частном праве используется целый ряд общих начал международного публичного права.

4. Природа норм международного частного права и его место в системе права: Международное частное право, согласно господствующей концепции, это составная часть внутренней правовой системы каждого государства. В состав международного частного права входят как коллизионные, так и материально-правовые нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, которые возникают в областях международного экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, а также нормы, определяющие гражданские, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.

5. Источники международного частного права. Международные договоры и внутреннее законодательство Российской Федерации: Основные виды источников: а) международные договоры; б) внутреннее законодательство; в) судебная и арбитражная практика; г) обычаи.

Международный договор - это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме, содержащее нормы международного права и регулирующее международные отношения путем установления прав и обязанностей участников-государств. Внутреннее законодательство - совокупность правовых актов РФ, содержащих нормы права, направленные на урегулирование общественных отношений с иностранным элементом.

6. Значение унификации норм международного частного права: Унификация - создание единообразных (унифицированных) материально-правовых и коллизионных норм путем заключения государствами международных договоров. Унификация способствует упрощению международных отношений, процессу интернационализации хозяйственной жизни.

II. Методы правового регулирования в международном частном праве

1. Коллизионный и материально-правовой методы регулирования: Материально-правовой метод – регулирование при помощи материально-правовых нормы международных отношений и внутреннего законодательства, предназначенных для регулирования гражданских отношений с иностранным элементом. Коллизионный метод регулирования оказывается необходимым, во-первых, в качестве общего субсидиарного начала, позволяющего восполнить пробелы, образующиеся при унификации материально-правовых норм; во-вторых в качестве основы для урегулирования отношений, возникающих в отдельных сферах сотрудничества, и с учетом конкретных условий его реализации; в-третьих, в случаях, когда применение единообразных материально-правовых предписаний по тем или иным причинам встречает затруднения.

2. Принцип автономии воли сторон: Возможность для сторон по внешнеэкономическим сделкам устанавливать по своему усмотрению содержание договора, его условия в пределах избранного ими права.

3. Определение подлежащего применению права на основе коллизионных норм: Коллизионная норма подбирается в зависимости от ее объема, где говорится о соответствующем правоотношении, к которому она применима. Привязка указывает на закон (правовую систему), который подлежит применению к данному виду отношений.

4. Состав коллизионной нормы. Основные коллизионные привязки: Каждая коллизионная норма состоит из двух частей. Первая ее часть называется объемом коллизионной нормы. В этой части коллизионной нормы говорится о соответствующем правоотношении, к которому она применима. Вторая часть коллизионной нормы носит условное название коллизионной привязки. Привязка - это указание на закон (правовую систему), который подлежит применению к данному виду отношений.

5. Что понимается под терминами «коллизия законов», «коллизионное право», «коллизионная привязка»: Коллизионное право - совокупность коллизионных норм, применяемых государством. Коллизионная привязка - указание на закон, правовую систему, применяемую к данному правоотношению. Коллизия законов – столкновение,

необходимость выбора между ними для объяснения хода рассуждений суда или иного лица, которые должны решить вопрос о применении права к правоотношению с иностранным элементом.

6. Определите состав коллизионных норм. Что понимается под объемом и привязкой: Каждая коллизионная норма состоит

из двух частей. Первая ее часть называется объемом коллизионной нормы. В этой части коллизионной нормы говорится о соответствующем правоотношении, к которому она применима. Вторая часть коллизионной нормы носит условное название коллизионной привязки. Привязка - это указание на закон (правовую систему), который подлежит применению к данному виду отношений.

7. Оговорка о публичном порядке: Действие коллизионной нормы, то есть, применение иностранного права, может быть ограничено путем использования оговорки о публичном порядке. Согласно правилам, действующим в ряде стран, иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применен и основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами данного государства, если такое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядку данного государства.

8. Проблема обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны: Законодательная практика и доктрина иностранных государств не дают однозначного ответа на вопрос о применимости обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны. По этому вопросу в нашей юридической литературе были высказаны следующие соображения. Проблема обратной отсылки - это одна из проблем применения иностранного права, поскольку оно должно применяться в силу действия коллизионных норм. Иностранное право применяется в России во всех случаях, когда коллизионные нормы отсылают к иностранному праву. Если российский закон отсылает к иностранному закону, а иностранный закон сам отказывается от регулирования каких-либо отношений, нет оснований не применять в данном случае российский закон.

9. Императивные нормы в международном частном праве: Строго императивные нормы национального права, которые должны пользоваться приоритетом перед нормами иностранного права, подлежащего применению в силу коллизионных норм. В проект Закона РФ о международном частном праве вошла статья, согласно которой положения законодательства РФ, имеющие императивный характер, подлежат обязательному применению к договорным отношениям независимо от избранного сторонами права.

10. Национальный режим наибольшего благоприятствования: Режим наибольшего благоприятствования - один из основных режимов торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу данного режима иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. Национальный режим - предоставляет иностранным гражданам и юридическим лицам такой же режим, что предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам (т.е. пользуются теми же правами и несут те же обязанности).

11. Принцип взаимности и реторсия: Взаимность – предоставление определенного режима (национального, наибольшего благоприятствования) или каких-либо прав иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам при условии, что физические и юридические лица предоставляющего их государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве. Реторсия - ограничительные меры, принимаемые государством в ответ на аналогичные меры другого государства.

III. Правовое положение иностранцев

1. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: Определяется Конституцией: Лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами РФ. Закон 1981 года - основные принципы правового положения иностранных граждан:

а) принцип национального режима; б) иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств; в) в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, могут быть установлены ответные ограничения; др.

2. Что следует понимать под термином «иностранец» с точки зрения российского законодательства: Иностранцы - лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

3. Какими законодательными актами определяется правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: Положение иностранцев определяется прежде всего Консти­туцией РФ, Законом СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., Раздел VII.

4. Правовое положение лиц без гражданства. Особенности правового положения беженцев и вынужденных переселенцев: Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами. В отношении лиц без гражданства, независимо от того, проживают они в РФ или нет, действует принцип национального режима.

5. Личный закон физического лица. Определение права и дееспособности: Гражданская правоспособность иностранца в РФ определяется в принципе российским законодательством, а не личным законом иностранца. Применение к иностранцам личного закона, в частности закона государства, гражданином которого он является, допускается лишь при наличии соответствующих правил международного договора, участницей которого является РФ.

Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является.

6. Что понимается под принципом национального режима и какие изъятия из применения этого принципа в отношении иностранных граждан установлены в российском законодательстве: Национальный режим - предоставляет иностранным гражданам и юридическим лицам такой же режим, что предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам (т.е. пользуются теми же правами и несут те же обязанности). К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятия той или иной профессией на равных началах с нашими гражданами. Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы.

7. Какое значение имеет факт постоянного проживания иностранца в Российской Федерации для предоставления ему определенных прав: В таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются к гражданам России.

8. Правовое положение российских граждан за границей: Положение российских граждан за рубежом определяется как законодательством страны их местопребывания, так и нашим законодательством, международными договорами РФ с иностранными государствами. Граждане РФ за границей пользуются защитой и покровительством РФ. Российский гражданин может осуществлять в отношении своего имущества все правомочия, которые установлены иностранным законом, и пользоваться защитой со стороны местных органов; всякая попытка ограничить имущественные права российских граждан и лишить их законной защиты не может рассматриваться иначе, как дискриминация.

9. Трудовая миграция. Условия труда иностранных рабочих и специалистов в РФ и российских граждан за рубежом: Не допускается дискриминации, принятые в других странах ограничения не признаются в РФ, на них распространяются положения об охране труда, налогообложение – в соответствии с законами РФ.

10. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений:

11. Какими трудовыми правами пользуются иностранцы в Российской Федерации: Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 1981 г. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания в РФ. Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами РФ.

12. Как должны заключаться трудовые контракты с иностранцами:

13. Вопросы социального обеспечения: Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ. В тех случаях, когда для назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам может засчитываться в этот стаж их работа за границей.

IV. Правовое положение юридических лиц и государства как субъекта гражданско-правовых отношений

1. Личный закон юридического лица: Личным законом юридического лица определяют­ся такие правовые вопросы, как объем правоспособности, поря­док ликвидации юридического лица и т.п. Он же отвечает на во­прос, является ли то или иное образование юридическим лицом. Личный закон образования классическая до­ктрина международного частного права определяет по его госуда­рственной принадлежности - национальности. Встречается три основных способа определения национальности юридического лица: по месту его учреждения, по месту его нахождения, по месту деятельно­сти лица.

2. Правовое положение юридических лиц: Юридическое лицо – носитель имущественных прав и обязанностей, выступающий от своего имени. Правовое положение определяется внутренним законом, уставом, международными договорами. Национальность – по личному закону. Порядок образования – разрешительный, явочно-нормативный, явочный.

3. Иностранные юридические лица в РФ: Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация. Иностранные предприятия и организации могут без особого разрешения совершать в РФ сделки по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям с российскими предприятиями, организациями.

4. Хозяйственная и иная деятельность иностранных юридических лиц в РФ: Все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятель­ность, заключать сделки, создавать с участием российских юри­дических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренным законодательством РФ организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени ино­странного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции.

5. Представительства и филиалы иностранных фирм в РФ: Открытие представительств иностранных фирм в РФ осуществлялось в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций от 1989 г. Фирмы могут открывать представительства в РФ не иначе как с особого разрешения, выдаваемого министерствами или ведомствами. В разрешении указываются цель открытия представительства; условия; срок; количество сотрудников из числа иностранных граждан. Иностранные юридические лица могут создать на территории РФ свои филиалы. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г. иностранные юридические лица могут создать на территории России совместные предприятия и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

6. Хозяйственная деятельность российских организаций за рубежом. Участие российских организаций в смешанных обществах в других странах: Юридические лица РФ вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с законом «Об иностранных инвестициях», законодательством иностранных государств и международными соглашениями. Каждое объединение может учреждать свои отделения, филиалы, представительства как в РФ, так и за границей. Объединение вправе участвовать во всякого рода других обществах, организациях, в том числе смешанных, деятельность которых соответствует задачам объединения. Объединение может приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем как в РФ, так и за границей любое имущество, движимое и недвижимое. Каждое объединение вправе заключать только такие сделки, предмет которых соответствует его уставу.

7. Правовое положение предприятий с иностранными на территории РФ: Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 1999 г. и Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г. Согласно ст. 12 Закона об иностранных инвестициях, предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных действующим законодательством.

8. Какие виды предприятий с иностранным инвестициями предусмотрены законодательством РФ? В каких организационно-правовых формах они могут создаваться и каков порядок их учреждения: Под предприятиями с иностранными инвестициями понимаются предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Организационно-правовые формы: полное товарищество, смешанное товарищество, акционерное общество закрытого типа. Порядок учреждения – разрешительный, явочно-нормативный, явочный.

9. Право какой страны подлежит применению к договору о создании предприятия с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации: Применяется право РФ. К договору о создании совместного предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено совместное предприятие.

10. Правовое положение государства как участника гражданско-правовых отношений. Участие Российской Федерации и ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством:

Государство участвует в правоотношениях, возникающих между государствами, между государством и международными организациями, в правоотношениях, в которых государство выступает в качестве только одной стороны (другая сторона - иностранные юридические лица, международные организации). РФ может участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством при выпуске им займов, облигации которых продаются иностранным гражданам, при строительстве здания для посольства за границей, аренде земельного участка или найме жилого дома, может выступать в гражданском обороте за границей в качестве наследника.

11. Иммунитет иностранного государства и его виды: Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

V. Право собственности

1. Вопросы приобретения иностранцами права собственности на землю и иных вещевых прав по законодательству различных государств: Право собственности на недвижимость или другие виды вещных прав в отношении недвижимости подчиняются праву места нахождения недвижимости (lex rei sitae). В некоторых государствах существует различие на движимое (транспорт, вещи, бумаги) и недвижимое (земля) имущество. Преобладающий режим – также rei sitae. Сфера применения домицилия ограничена случаями правопреемства вследствие смерти собственника в отношении движимости и режима супружеского имущества.

2. Коллизионные вопросы права собственности: Право собственности - закрепление экономических отношений собственности в нормах права.

Для установления используемого права применяется: закон места нахождения имущества, личный закон собственника, закон места совершения сделки, места отправления вещи, закон стороны продавца.

3. Право государств на проведение национализации, признание экстерриального действия законов иностранного государства о национализации: Национализация предполагает огосударствление, т.е. изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передачу его в собственность государства. Это одна из форм проявления государственного суверенитета. Закон о национализации – экстерриториальный характер. Государство само определяет вопрос о компенсации. Данное право государства было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и решениями Международного Суда ООН.

4. Правовой режим иностранных инвестиции: Правовое положение иностранного капитала в разных странах неодинаково и зависит от политики государства по отношению к иностранному элементу в национальной экономике. Правовой режим иностранной собственности определяется внутренним законодательством, двусторонними и многосторонними договорами. Иностранным инвестициям может быть предоставлен национальный режим, режим наиболее благоприятствуемой нации, привилегированный режим.

5. Собственность Российской Федерации, находящаяся за рубежом: Порядок управления и распоряжения этой собственностью:

6. Собственность российских граждан и юридических лиц за рубежом: Российские граждане, если им принадлежит имущество за рубежом, имеют право владеть, пользоваться, распоряжаться таким имуществом в полном объеме, в соответствии с правилами местного законодательства.

7. Режим государственной собственности на имущество, находящееся за границей:

8. Иммунитет собственности иностранных государств:

9. Какие права устанавливает законодательство РФ в отношении государственной собственности за рубежом:

10. Какой правовой режим должен предоставляться собственности российского государства за рубежом:

VI. Обязательственное право

1. Понятие внешнеэкономической сделки: Внешнеэкономические сделки обладающие двумя существенными признаками: в сделке участвуют лица (субъекты) различной национальной принадлежности, в ней определяется сфера заключения такого рода сделок (операции по экспорту-импорту товаров, услуг и др.). Подразделяют на односторонние, двусторонние, многосторонние.

2. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок: Для установления используемого права применяется: принцип автономии воли; закон места учреждения, места жительства, основного места деятельности одной из сторон договора; закон страны, в которой осуществлялась деятельность, закон страны, где учреждено совместное предприятие, др.

3. Автономия воли сторон в обязательственном праве: "Автономия воли" сторон понимается как возможность для сторон устанавливать по своему усмотрению содержание договора, его условия, разумеется, в пределах, установленных правом. Эта возможность распространяется и на выбор права, если договор осложнен иностранным элементом. В результате автономия воли выступает в качестве формулы прикрепления (коллизионного принципа), которая занимает главенствующие позиции во внешнеэкономических обязательствах.

4. Закон, применяемый к содержанию и форме внешнеэкономических договоров: Автономия воли сторон понимается как возможность для сторон устанавливать по своему усмотрению содержание договора. Коллизионные вопросы формы сделок решены в п.1 ст. 165 Основ гражданского законодательства. Он устанавливает: форма сделки подчиняется праву места ее совершения.

5. Каковы правила российского законодательства в отношении применения права по вопросам совершения внешнеторговых сделок: Согласно ст. 166 Основ гражданского законодательства 1991 г. права и обязанности сторон по внешнеэкономической сделке определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. В случае, если из договора или из специального соглашения не ясно, какому праву стороны намеревались подчинить свои правоотношения, или если отсутствует соглашение сторон о подлежащем применению праве, Основы предусматривают дополнительные правила о выборе права, регламентирующего внешнеэкономические сделки.

6. Как применяются коллизионные нормы российского законодательства к обязательственным правоотношениям:

7. Как определяется применяемое право при отсутствии соглашения сторон: Основы предусматривают дополнительные правила о выборе права, регламентирующего внешнеэкономические сделки. Ст. 166 Основ устанавливает, что права и обязанности сторон должны регулироваться правом страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности одна из сторон договора. Основы предусматривают для отдельных договоров особые правила выбора надлежащего права: а) для договора о производственном сотрудничестве, специализации и кооперировании, выполнении работ по капитальному строительству применяется право страны, где такая деятельность осуществляется (lex loci solutionis); б) для договора о создании совместного предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено совместное предприятие; в) для договора, заключенного на аукционе, применяется право страны, где проводится аукцион (lex loci actus).

«Право войны» - это совокупность договорных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе вооружённых конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооружённой борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушения.

Международные договоры, регулирующие военные конфликты, заключались между государствами в различные периоды истории. Соглашения эти имели целью уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, и предназначались служить общим руководством для поведения воюющих сторон в их отношениях друг к другу и к населению, т. е. призваны определить «правила» ведения вооружённой борьбы - «право войны».

«Право войны» призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны. «Право войны» согласовывает военную необходимость (ведение вооружённой борьбы) с требованиями гуманности. Оно проводит границу между тем, что разрешено в вооружённой борьбе, и тем, что запрещено.

По своей природе «право войны» является обычным правом, т. е. оно базируется на сложившейся практике и обычаях (объявление войны, перемирия, капитуляция).

«Право войны» устанавливает определённые ограничения в отношении ведения военных действий в целом и поведения комбатантов в бою. «Право войны» регламентирует также поведение гражданских властей и лиц во время войны, поведение по отношению к различным объектам и лицам во время войны и др.

После двух разрушительных мировых войн нормы «права войны» были ещё раз подтверждены и развиты в Женевской конвенции 1949 г . о защите жертв войны.

Необходимо отметить, что традиционно существует две группы соглашений в рамках «права войны»:

  1. Гаагские конвенции, регулирующие в целом правила боевых действий (ведение боевых действий, понятия оккупации и нейтралитета);
  2. Женевские конвенции, содержащие положения: о защите жертв вооружённых конфликтов (военнопленных, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, погибших), о защите гражданского населения, об отношении к лицам, оказывающим помощь жертвам вооружённых конфликтов, в частности к медицинским службам.

Основные Гаагские конвенции датируются 1907 годом, Женевские конвенции - 1949 годом, Гаагская конвенция о культурных ценностях - 1954 годом, дополнительные протоколы к Женевским конвенциям и Конвенция о запрещении использования некоторых видов обычных вооружений, соответственно, 1977 и 1980 годами.

Необходимо отметить, что сложность современных вооружённых конфликтов неуклонно возрастает. Но для того чтобы в вооружённой борьбе

соблюдать меру человеколюбия и насколько возможно смягчить последствия и бедствия войны, каждый военнослужащий должен знать и стараться соблюдать ряд международных правил поведения в бою.

Рассмотрим некоторые из них.

(Военнопленные находятся во власти неприятельского правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен. С ними надлежит обращаться человеколюбиво. Всё, что принадлежит им лично, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остаётся их собственностью.

Содержание военнопленных возлагается на правительство, во власти которого они находятся. Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии государства, во власти которого они находятся. Всякое неповиновение с их стороны даёт право на применение к ним необходимых мер строгости.)

  1. Гуманно относись к больным и раненым. Подбери их, окажи им необходимую помощь, защити их, доставь их к своему командиру или в ближайший медицинский пункт.

(Терминами «раненые» и «больные» обозначаются как военнослужащие лица, так и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от каких-либо враждебных действий.)

  1. Надо знать и помнить, что международное право предоставляет особую защиту определённым категориям лиц и объектов, которые имеют специальные отличительные задачи.

Международным правом на особую защиту пользуются:

1. Военная и гражданская медицинская службы; военный духовный персонал; гражданский духовный персонал (только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны).

Отличительным знаком медицинской службы является красный крест на белом поле или равноценная ему эмблема в виде красного полумесяца на белом фоне. Отличительный знак должен быть настолько большим и хорошо видимым, насколько это позволяет конкретная тактическая обстановка.

2. Гражданская оборона.

Гражданская оборона обозначает систему мероприятий по защите и выживанию гражданского населения.

Особыми задачами гражданской обороны, предусмотренными «правом войны», являются: оповещение; эвакуация; предоставление и обустройство убежищ; проведение мероприятий по светомаскировке; спасательные работы; медицинское обслуживание, включая первую медико-санитарную помощь; борьба с пожарами; обнаружение и обозначение опасных районов, обеззараживание; предоставление крова и продуктов питания в чрезвычайных ситуациях и др.

Отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний тёмно-синий треугольник на оранжевом фоне.

3. Обозначенные культурные ценности под общей защитой.

Термин культурные ценности под общей защитой обозначает объекты, которые имеют важное значение, являясь культурным и духовным наследием народа. К ним относятся: памятники архитектуры, искусства или истории; места археологических раскопок; ансамбли зданий, которые в целом представляют исторический или художественный интерес; музеи, крупные библиотеки, архивные хранилища, хранилища культурных ценностей.

Отличительный знак культурных ценностей под общей защитой представляет собой бело-голубоватый щит.

4. Обозначенные культурные ценности под особой защитой.

Термин культурные ценности под особой защитой обозначает объекты, представляющие исключительную ценность. К ним могут относиться: хранилища культурных ценностей; центры, содержащие объекты недвижимости, представляющие культурную ценность. Отличительный знак культурных ценностей под особой защитой представляет собой три знака, расположенные треугольником (один знак внизу).

5. Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы, атомные электростанции.

Термин установки и сооружения, содержащие опасные силы обозначает плотины, дамбы, атомные электростанции, нападение на которые может вызвать высвобождение опасных сил из-под контроля и последующие тяжёлые потери гражданского населения.

Отличительный знак установок и сооружений, содержащих опасные силы, представляет собой группу из трёх ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной оси.

6. Белый флаг (флаг перемирия, используемый для переговоров или капитуляции).

  1. Относись с уважением к лицам, носящим эти знаки, и оберегай обозначенное ими имущество и объекты.
  2. Не препятствуй этим лицам в выполнении их обязанностей, если только ты не получил другого приказа.
  3. Оставь указанные здания, сооружения, памятники в неприкосновенности.
  4. Не мешай передвижению этих автомашин, кораблей, летательных аппаратов.

Запомните! Серьёзные нарушения «права войны» квалифицируются как военные преступления. В отношении их установлены санкции уголовного характера. Как серьёзные нарушения квалифицируются следующие действия, направленные против людей:

  • преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение;
  • преднамеренное причинение тяжёлых страданий, нанесение ущерба здоровью;
  • взятие заложников и др.

Выводы.

  1. Для регулирования военных конфликтов существуют международные договоры (Гаагские и Женевские конвенции, Конвенция об использовании некоторых видов вооружения).
  2. Каждый военнослужащий должен знать и соблюдать международные правила поведения в бою (в том числе ведение боевых действий только против комбатантов, нападение только на военные объекты, гуманное отношение к мирному населению и военнопленным и др.).
  3. Правом на особую защиту пользуются невооружённые представители ряда служб и представители духовного персонала, а также ряд объектов, которые имеют международные отличительные знаки.
  4. В отношении военных преступлений (взятие заложников и др.) установлены санкции уголовного характера.

Вопросы.

  1. Что следует понимать под «правом войны»?
  2. Какие международные правила поведения в бою необходимо соблюдать военнослужащим?
  3. Каким категориям лиц и объектов международным правом предоставлена особая защита?
  4. Какие военные преступления на материале недавних войн и конфликтов вы можете назвать? Обоснуйте свой ответ.

Комбатант - воин, борец; в международном праве лицо, входящее в состав вооружённых сил и непосредственно участвующее в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооружённых сил, кроме медицинских работников, а также личный состав ополчений, партизанских отрядов и других формирований.

Под военными объектами понимаются: вооружённые силы, кроме военно-медицинских служб и военного духовного персонала и их имущества; учреждения, постройки и позиции, где дислоцируются вооружённые формирования и их имущество (казармы, склады); объекты, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия; военные объект остаётся военным объектом даже в том случае, если на нём находятся гражданские лица.