Что такое риторический вопрос определение. Что значит риторический вопрос, в чем он заключается и как формулируется

Часто в ораторской и художественной речи используются приёмы выразительности – для привлечения внимания слушателя, акцентирования в речи. Это и структурные, и смысловые акценты, и интонационные особенности, и синтаксические. Одним из самых распространённых выразительных средств является риторический вопрос .

Определение.

Риторический вопрос – это вопросительная конструкция предложения, которая передаёт определенный посыл так же, как и повествовательное. То есть не требует на поставленный вопрос ответа.

В риторическом вопросе имеет место некое противоречие между заданной синтаксической формой – собственно вопросительной структурой – и смыслом, содержанием.

Посыл, который содержит риторический вопрос, связан с желанием выразить определенные эмоции и настроения, задать конкретный тон. Риторический вопрос подразумевает готовый и понятный читателю/слушателю ответ.

Используются риторические вопросы в:

  • художественных текстах: стихотворных и прозаических,
  • публицистике и СМИ,
  • ораторском искусстве.

Обычно в риторическом вопросе заложен протест. Например, у Александра Грибоедова в «Горе от ума» задаётся вопрос: «А судьи кто?» – ответ на который предполагает отрицание права окружения главного героя судить его поступки.

Примеры риторических вопросов.

В текстах и речи как риторические часто используются вопросы с:

  • местоименным вопросительным словом («И какой же русский не любит быстрой езды?» – Николай Гоголь),
  • вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов («Я к Вам пишу – чего же боле? Что я еще могу сказать?» – Александр Пушкин).

Как правило, в конце риторического вопроса на письме используется вопросительный знак, реже – восклицательный:

  • Владимир Маяковский: «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?»
  • Александр Пушкин: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!»

Возможна постановка двойного знака.

Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление».

Что значит появление риторического вопроса в тексте? Он предполагает работу мысли читателя. Так литературоведами отмечается серьёзная роль использования риторического вопроса в стихотворении Михаила Ломоносова «Вечернее размышление»:

«Но где ж, натура, твой закон?» – предполагается ответ, что её нет.
«С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?» – по утрам всегда восходит солнце и это очевидно, ответ не требуется.

«Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?» – предполагается, что такого быть не может.
«Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?» – здесь просматривается идеология деизма, присущая Ломоносову.

В нашем лексиконе давно уже закрепилось такое понятие, как риторический вопрос. Это созданная для придания ей насыщенности и выразительности. В современном мире под данным термином чаще всего подразумевается вопрос, который не требует ответа. Попробуем разобраться во всем поподробнее.

Риторический вопрос - это утвердительное предложение, которое лишь облачено в вопрошающую форму. В подобных высказываниях нередко звучит истина, доказывать которую нет нужды. Это могут быть как всем давно знакомые догмы («И какой же русский не любит быстрой езды?» - Н. В. Гоголь), так и высказывания, адресованные конкретному случаю или человеку («Кому в голову придет, что заключенный решится бежать днем, на глазах всей тюрьмы?» - М. Горький). Как правило, для того чтобы в конце таких выразительных можно было поставить соответствующий знак препинания, они устроены по принципу вопроса.

Углубляясь в такую науку, как этимология (она изучает можно сказать, что риторический вопрос - это выражение экспрессии. Он необходим для придания дополнительных красок нашей речи, для создания того или иного эффекта.

Дело в том, что корнем самого слова «риторический» является термин «риторика». А она имеет непосредственное отношение к красноречию и ораторскому искусству. Разобраться в том, как понять риторический вопрос, можно, внимательно прослушав речи политиков, актеров и дипломатов.

Как правило, подобная форма речи часто применяется для того, чтобы убедить собеседника или определенную группу людей в чем-либо. Риторический вопрос - это возможность заставить человека задуматься о том, что утверждаемая вещь является очевидной, и ее стоит понять и принять. Нередко он «спасает» в семейных ссорах, например, когда муж жене пытается доказать свою верность («Неужели ты думаешь, что я смог бы в наш ресторан прийти с другой дамой?»), а также он является весьма эффективным политическим приемом, позволяющим склонить к преданности определенной партии или кандидату большую часть народа.

Разобраться в том, что значит риторический вопрос в литературе, еще проще. Достаточно привести в пример знаменитое письмо Татьяны Лариной, которое начинается со слов: «Я к Вам пишу - чего же боле? Что я еще могу сказать?» Гениальный использовал этот для того, чтобы сделать высказывание героини более эмоциональным, выразительным и интригующим. Подобных примеров и в русской, и в зарубежной классике очень много. Мы часто не замечаем этого, но именно благодаря данному нехитрому приему учить стихи и даже прозу становится намного проще.

Как выяснилось, риторический вопрос - это то, с чем приходится каждому из нас сталкиваться постоянно. Он является незаменимым как в разговорной речи, так и в рекламе, литературе, политике. Ну а если углубиться в изучение риторики и красноречия, то можно запросто использовать его, чтобы привлечь как можно больше нужных людей в свою жизнь.

Представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

По сути, риторический вопрос - это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу» .

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, - своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, - т. н. фигуры . Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен.

Риторическое восклицание и риторическое обращение

Аналогичный условный характер имеет и риторическое восклицание , в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению, например:

Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал, вертись вкруг!
Привод, вихрь дли! Не опоздай!

Брюсов В. Я.

Здесь слова «взмах», «взлёт», а также слова вылет и влёт, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.

В этом же примере находим и риторическое обращение , то есть опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!» и т. д.). Структура такого обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.

Таким образом, все эти риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, передающими известную приподнятость и патетичность повествования.

Чаще всего риторические вопросы используются, чтобы подчеркнуть значимость утверждения и обратить внимание слушателя или читателя на конкретную проблему. При этом использование вопросительной формы является условностью, т.к. ответа на такой вопрос не ожидается или же он слишком очевиден.

Будучи одним из средств выразительности, риторические вопросы широко применяются в текстах художественного . Например, они часто использовались в произведениях русской XIX века («А судьи кто?», «Кто виноват?», «Что ?»). Прибегая к этим риторическим фигурам, писатели усиливали эмоциональную окраску высказывания, заставляли читателей задуматься над ним.

Нашли применение риторические вопросы и в публицистических произведениях. В них, помимо усиления текста, риторические вопросы помогают иллюзию беседы с читателем. Нередко этот же прием используют и во выступлений и лекций, выделяя ключевые фразы и вовлекая аудиторию в размышлений. Выслушивая монолог, человек невольно обращает особое внимание на высказывания, произнесенные с вопросительной интонацией, поэтому такой заинтересовать аудиторию очень эффективен. Иногда выступающий использует не один, а череду риторических вопросов, таким образом акцентируя внимание слушателей на самом важном доклада или лекции.

Помимо риторических вопросов, как в письменной, так и в устной речи используются риторические восклицания и риторические обращения. Так же, как и в риторических вопросах, главную роль тут играет интонация, с которой произносятся эти фразы. Риторические восклицания и обращения тоже относятся к средствам усиления выразительности текста и передают эмоции, чувства автора.

Видео по теме

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее адресата речи. Отличительным признаком этой конструкции является грамматическая форма именительного падежа. Кроме определения предмета, одушевленного или неодушевленного, обращение может содержать оценочную характеристику и выражать отношение говорящего к адресату. Для установления роли слов, называющих того, к кому обращаются с речью, следует выяснить, какими признаками может «обладать» эта конструкция.

Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, названия лиц по степени родства, по , положению в обществе, должности, званию, по взаимоотношениям людей. Реже как обращение используются клички животных, названия неодушевленных предметов или явлений природы, обычно в последнем случае олицетворяемых. Например:
- «А знаете, Шурочка, я должен вам кое-что сообщить». В роли обращения – имя собственное.
- «Брат мой! Как я рад тебя видеть!» Обращение называет лицо по степени родства.
- «Куда ж меня ты вынес, ?» Слово «океан» является , называя неодушевленный предмет. Такие конструкции используются в художественной речи, делая ее образной и выразительной.

В устной речи обращение оформляется интонационно. Для этого используются разные виды интонаций.
Звательная интонация характеризуется усиленным ударением и наличием паузы после обращения. В письменной речи такая интонация запятой или восклицательным знаком. (Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!)
Восклицательная интонация обычно используется в риторическом обращении, называющем поэтический художественный образ. (Летите , воспоминанья!)
Интонация вводности отличается понижением тона и быстрым темпом произношения. (Я страшно рад, Варенька, что вы ко мне заглянули.)

Если в разговорной речи основная функция обращений – дать наименование адресату речи, то в художественной они выполняют стилистические функции и являются носителями экспрессивно-оценочных значений. («Куда прешь, воровская харя?»; «Хорошая, любимая, мы друг от друга далеко ».)

Метафоричность поэтических обращений определяет и особенности их синтаксиса. Например, в художественной речи часто употребляются распространенные и однородные обращения (Услышь меня, хорошая, услышь меня, заря моя вечерняя, неугасимая.) Часто они придают речи интимность, особый лиризм. (Ты жива еще, моя старушка?)

Обратите внимание, что по грамматической форме обращение совпадает с подлежащим и приложением. Их не следует путать: подлежащее и приложение являются членами предложения и к ним задается вопрос. Обращение – это конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, поэтому синтаксической роли не выполняет и вопрос к нему не ставится. Сравните:
«Ее мечты всегда были романтичны». Слово «мечты» является в предложении подлежащим.
«Мечты, мечты, где ваша сладость?» Это синтаксическая конструкция .

Видео по теме


Ритори́ческий вопро́с - риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, - своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, - так наз. фигуры (см.). Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, Р. в. представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен, например:

Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? Жуковский В.А.

Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идёт речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.

Аналогичный условный характер имеет и риторическое восклицание, в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению, например:

Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал вертись вкруг! Привод вихрь дли! Не опоздай! Брюсов В.Я.

Здесь слова «взмах», «взлёт»,а так же слова вылет и влёт, так сказать, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.

В этом же примере находим и риторическое обращение, т. е. опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!» и т. д.). Структура такого обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.

Таким образом все эти риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, передающими известную приподнятость и патетичность повествования.

Примеры риторических вопросов

  • Быть или не быть?
  • Доколе?
  • Кто виноват и что делать?
  • "А судьи кто?" (Грибоедов)
  • "Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?" (Пушкин)