Экономическая преступность в современной россии. Понятие экономической преступности в современной криминологии Основные характеристики экономической преступности

ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Изучая преступность можно выделить следующие этапы изучения преступности.

Преступность и ее основные характеристики.

Преступность - это исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) в соответствующий период .

Преступность – явление социальное. Это означает, что преступность обусловлена небиологической природой человека, а природой и содержанием общественных отношений и противоречий. Такие выводы можно сделать и с того, что:

Преступность имеет историческое происхождение;

Преступность причинно связана с общественными явлениями и процессами;

Уровень преступности и характер в различных социально-экономических системах и в разных странах серьезно соотносятся и обусловливаются с местными обстоятельствами жизни и деятельности людей;

Конкретные формы (виды) преступности определяются обществом и государством;

В разных странах есть свои особенности понимания преступного и непреступного;

Изменения показателей преступности во времени (по годам) и в пространстве (по территориям) в пределах одной страны зависят от соответствующих сдвигов (различий) в конкретных условиях существования людей;

Преступность представляет собой общественно опасный продукт их социальной жизни и деятельности;

Преступность причиняет вред обществу;

Борьба с преступностью требует главным образом применения социальных мер.

Преступность – явление не только социальное, но и правовое. Правовой характер преступности является не дополнительным, а принципиальный характером. Это вытекает из древнего и общепризнанного принципа «Нет преступления без указания в законе». Данный принцип закреплен в правовых системах большинства стран мира, в том числе в Конституции Республики Беларусь (ст. 7).

Преступность допустимо рассматривать как разновидность отклоняющегося от нормы поведения. Последнее существует объективно, независимо от того, признано оно уголовно наказуемым или нет, поскольку пограничной линией отсчета отклонения могут быть не только уголовно-правовые запреты, но и исторические национальные традиции, нормы морали. Но только криминализация его особо опасных форм в уголовном законе делает соответствующие виды отклоняющегося поведения преступными, а преступность становится относительно определенным и правовым явлением .

Общие причины существования преступности.

Причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных преступлений .

Из приведенного определения следует, что понятие причин преступности связано с философскими категориями причин, условий и детерминант, а также имеет различные уровни: причины всей преступности, отдельных ее структурных подразделений, единичных преступлений.

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

Условия, способствующие совершению преступности.

Кроме причин преступности в криминологии выделяются также условия, способствующие совершению преступлений, их называют так же обстоятельствами, способствующими достижению преступного результата .

Под условиями преступности понимаются те явления и факторы реальной действительности, которые прямо преступлений не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление. Эти факты реальной действительности относятся к конкретным проявлениям преступности и могут корениться в различных сферах общественных отношений и функционирования общественного и государственного механизма. Это могут быть недостатки в организационно-технической сфере, в сфере охраны как правопорядка в целом, так и в отдельной области – охране имущества, в плохо поставленном учете материальных ценностей. Это могут быть недостатки в деятельности различных государственных органов. Например: милиции, прокуратуры, судов в организации борьбы с преступностью; недостатки в работе контролирующих органов – финансовых, налоговых инспекций.

Особую характеристику условий (обстоятельств),способствующих совершению преступлений надо дополнить анализом криминогенных фоновых явлений, которые и не относятся к преступным, тем не менее сами по себе активно питаю преступность, создают для существования и распространения преступности благоприятную обстановку. К их числу относятся: бродяжничество, проституция, алкоголизм.

Причины индивидуального преступного поведения.

На индивидуальном уровне общие причины преступности находят широкий круг криминогенных факторов, конкретных причин индивидуального преступного поведения. Данные причины коренятся в различных сферах социальной жизни, с которыми индивид сталкивается непосредственно, в которых он существует. К таким причинам относятся, негативные воздействие в семье, школе, ближайшем бытовом окружении, трудовом коллективе, а также средств массовой культуры и информации, которые породили антисоциальные взгляды, установки определенных лиц и вызвали их преступное поведение.

К примеру, преступность среди бывших детдомовцев, примерно, вдвое выше, чем среди выходцев из полных семей .

Жертвы преступности.

Действия преступлений часто зависят не только от его личностных особенностей, наклонностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего. Потерпевший своим не осторожным поведением, аморальными и противоправными поступками может спровоцировать преступление, создать криминальную обстановку, облегчить наступление преступного результата. Поэтому при анализе роли конкретной жизненной ситуации в совершении преступления необходима всесторонняя и объективная оценка значения поведения потерпевшего.

Учение о жертве преступления – виктимология – часть более широкого учения о жертвах не только преступлений, но и последствий несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, политических противостояний .

Изучение поведения и личности потерпевшего от преступлений имеет целью:

Более углубленное понимание природы и причины преступного поведения, ситуаций, которые предшествовали преступлениям, сопутствовали им и последовали после их окончания;

Определение того ущерба (материального, духовного, нравственного, психологического),который наносится отдельными преступлениями и преступностью в целом;

Успешную профилактику (предотвращение, пресечение) преступлений .

Исходя из поведения потерпевшего, ситуации, предшествующие преступлению, можно выделить четыре группы:

1. Ситуации, в которых действия потерпевших носят провоцирующий характер, содержат в себе повод к совершению преступления. Это противоправное или (и) аморальное поведение.

2. Ситуации, в которых действия потерпевшего носят неосторожный характер, создавая тем самым благоприятные условия для совершения преступления. Например, оставление без присмотра личных вещей в таких местах, где относительно велика возможность их похищения. Неосторожность поступков потерпевшего понимается не в уголовно-правовом, а в криминологическом смысле.

3. Ситуации, в которых действия потерпевшего является правомерными, но вызывают противоправное поведение преступника. Например, правильная критика в адрес человека, нетактично ведущего себя в общественном месте, порождает с его стороны насилие по отношению к сделавшему замечание лицу.

4. Ситуации, в которых действия потерпевшего не отвечают необходимым требованиям предосторожности, предусмотрительности.

Социальные последствия преступности.

Учет социальных последствий преступности должен включать не только совокупный вред в масштабах всего общества или даже отдельного населенного пункта. Необходимо иметь в виду и индивидуальный ущерб, наносимый конкретными людьми, их здоровью, психике, нравственности, престижу, жизненным планам. Некоторые из таких последствий плохо поддаются учету или вообще не поддаются ему .

При изучении социальных последствий преступности очень важно классифицировать социальные последствия преступлений. Классификационные схемы включают такие разделительные признаки: содержание наносимого преступного ущерба; объект уголовно-правовой охраны, которому наносится вред; тяжесть наступивших последствий в результате преступного посягательства; время наступления общественно опасных последствий; последствия преступления как фактор, порождающий новое нарушение уголовно-правового запрета; сфера жизнедеятельности людей, где имеет место нанесение ущерба; масштабы ущерба.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод , что этапами изучения преступности являются: преступность и ее основные характеристики; общие причины существования преступности; условия, способствующие совершению преступности; причины индивидуального преступного поведения; жертвы преступности; социальные последствия преступности.

Данные факторы преступности не действуют одновременно и с одинаковой интенсивностью. В каждом преступлении присутствует, как правило, определенное сочетание некоторых из них, породившее преступную цель или способствовавшее наступлению преступного результата.

Проблема экономической преступности исследуется с различных позиций в рамках зарубежной (западной) и отечественной криминологии. Эти различия обусловлены двумя факторами: исходными теоретическими положениями и квалификацией криминологов.

Экономическая преступность в советской (российской) криминологии подвергалась изучению с позиций марксистского подхода.

Из теории марксизма мы знаем, что производственные (базисные) отношения определяют надстройку и, следовательно, право. Производственные отношения придают всем общественным явлениям и обществу в целом исторически определенное социальное качество. Само выделение производственных отношений как отношений объективных, материальных, от сознания людей не зависящих составляет центральный пункт в выработке материалистического понимания истории.

Право возникает как возведенная в закон воля господствующего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Право зарождается в силу тех же причин, что и государство: появления частной собственности, образования антагонистических классов. Возникновение частной собственности породило и право собственности. Имущественное различие, деление общества на богатых и бедных в корне изменили традиционные обычаи, привычки и действия людей.

С разделением общества на классы эксплуататоры стремятся приспособить существующие обычаи и нормы к новым отношениям неравенства и создают новые правила поведения — правовые нормы, в которых выражается воля не всего общества, а только одного господствующего класса. Соблюдение норм права обеспечивается государственным принуждением. Отсюда и подход к пониманию экономической преступности, который охватывает различные ее проявления (в генезисе и развитии).

Во-первых, экономическая преступность может быть рассмотрена в виде классовой борьбы как отношения к собственности. Она приобретает характер вредительства со стороны угнетенных богатым собственникам, выражая тем самым протест против навязываемой системы отношений к средствам производства.

Примером тут может служить «война против машин». «Наемные рабочие на первых порах также пытались задержать развитие крупной промышленности.

Они разрушали новые машины, сопротивлялись введению женского труда и т.п. Но они раньше, чем ремесленники, поняли, как нелепо такое поведение. Они нашли другие, более действенные средства бороться с вредными последствиями капиталистической эксплуатации; этими средствами были их экономические организации (профессиональные союзы) и их политическая деятельность».

Во-вторых, экономическая преступность, по марксизму, может выражать стремление разрушить старую систему, чтобы добиться инноваций.

Как замечает К. Каутский, капиталистическая эксплуатация вовсе не является порождением какого-нибудь определенного права. Ее потребности, наоборот, создали действующее теперь право и привели его к господству. Право не порождает эксплуатацию, а лишь заботится о том, чтобы как эта эксплуатация, так и вся промышленная жизнь шла как можно глаже.

Это действительно так. Но возникающий класс собственников чувствует себя стесненно в рамках старых правил и начинает внедрять новые «правила игры» в экономическом поле, что требует преодоления сопротивления старого класса лиц, владеющих собственностью.

В-третьих, экономическая преступность представляет собой вид экономической борьбы. Это касается, в частности, противоречий между собственниками и государством, а также противоречий между самими собственниками.

Как видим, марксистский подход, выдвигая во главу угла систему экономических отношений, достаточно продуктивен, и в принципе его следует иметь в виду в ходе дальнейшего анализа. Такой вывод объективен прежде всего потому, что экономическая преступность — это политэкономическая категория, где экономика тесно переплетается с политикой.

С началом реформ в России марксизм подвергся резкой критике. Однако из этого вовсе не следует, что марксистская теория полностью ошибочна: в ней достаточно много глубоких и верных обобщений. И уж во всяком случае вряд ли кому-либо удастся опровергнуть тезис о том, что экономическая преступность есть порождение господствующего способа производства.

В своем классическом виде экономическая преступность — порождение капиталистического общества, основанного на рыночном хозяйстве. Совершенно иные свойства она имеет в условиях тоталитарного государства с жестким государственным контролем за экономическими отношениями и в особенности — за прибылью от экономической деятельности.

История социалистического государства красноречиво свидетельствует о том, что любые невыгодные ему формы деятельности не только запрещаются, но и подвергаются жесточайшему преследованию. Всеобъемлющий контроль за производством и распределением материальных ценностей существенно ограничивает формы отклоняющегося поведения в рассматриваемой сфере.

Учитывая, что Россия избрала рыночную стратегию реформирования экономики, уместно обратиться к исследованиям проблемы экономической преступности, осуществленным западными криминологами.

Характерной особенностью этих исследований является отсутствие операционального определения экономической преступности. Начиная с Э. Сатерленда, который ввел в научный оборот понятие беловоротничковой преступности, никто из последующих криминологов не смог создать определение, способное придать изучаемому явлению более или менее четкие очертания. Так, известный шведский криминолог Бу Свенссон пишет, что понятие «экономическая преступность» не имеет четких уголовно-правовых границ и включает целый ряд явлений различного рода.

В соответствии с этим понятием, используемым государственными органами, ведущими борьбу с преступностью, к экономической преступности должна относиться прежде всего преступность, имеющая в качестве прямого мотива экономическую выгоду. Кроме того, она должна носить длящийся характер, осуществляться систематически и в рамках легальной хозяйственной деятельности, на основе которой возникают преступные деяния.

Немецкий криминолог Г. Кайзер концентрирует внимание на том, что экономическая преступность представляет собой антиобщественное, нацеленное на обогащение поведение, которое лицами, занимающими социально-престижное положение, практикуется в рамках своей профессии таким образом, что при одновременной предпосылке законопослушного поведения всех остальных злоупотребляют общественным доверием, которым обязательно пользуется их группа.

При этом выделяет четыре группы преступлений, называя эти группы прецедентными:

— Соглашения о недопущении конкуренции, нарушения законодательства о конкуренции и ценах, включая ростовщичество; нарушения авторских прав и прав на товарные знаки; мошенничество, связанное с основанием и строительством, деликты в конкурсном производстве и правонарушения, совершаемые компаниями; злоупотребления доверием и неправомерное объявление о банкротстве.

— Уклонение от уплаты налогов, сборов и пошлин, таможенные преступления, а также получение кредитов обманным путем и подкуп.

— Нарушения законодательства об охране молодежи и охраны труда, а также о социальном страховании; нарушения законодательства об использовании и охране окружающей среды; фальсификация продовольственных и промышленных товаров.

— Мошеннические серийные продажи различных товаров, с частичным обязательством предоставлять надомную работу, мошенническое приобретение индивидуального дома или дачи.

Американские ученые Куини и Клинард предложили разделить экономическую преступность на два вида:

1) преступность по роду занятости и

2) преступность корпораций (причем последний вид они отнесли к «беловоротничковой преступности»).

В первый ряд авторы включили преступления, совершаемые индивидами для личной выгоды в процессе профессиональной деятельности, а также преступления, совершаемые служащими против своих предпринимателей, а ко второму виду они отнесли преступления представителей администрации корпораций, совершаемые с целью принести прибыль самой корпорации, а также преступления корпорации в целом.

Точки зрения на понятие экономической преступности, высказанные западными криминологами, могут быть цитируемы и далее. Однако это мало что изменит принципиально, поскольку, как и указанные, все остальные дефиниции страдают расплывчатостью, неопределенностью.

Если это понятно по отношению к американским ученым, впитавшим в себя школу прецедентного права, то вызывают удивление рассуждения немецких специалистов, высказывающих сомнения, пригодно ли вообще понятие экономической преступности как уголовно-правовое собирательное понятие.

Отличительной особенностью западной школы криминологии является как раз аморфность предмета исследования, что во многом вызвано нечеткостью формулировок. Это определяется тем, что криминологи на Западе в большинстве своем не являются юристами. Отсюда — пренебрежение материальным правом, которое как раз и выступает категориальной основой криминологических исследований.

Более продуктивны материалы анализа, проведенного западными специалистами, о видах экономической преступности. По данным обзора литературы выделяют следующий их перечень:

1. Преступления, выражающиеся в злоупотреблении капиталовложениями, которые причиняют ущерб компаньонам, акционерам и т.д.

2. Преступления, состоящие в злоупотреблениях депозитным капиталом и причиняющие ущерб кредиторам, гарантам (сюда входят ложные банкротства, наносящие ущерб кредиторам; мошенничества в области страхования; махинации с субсидиями).

3. Преступления, связанные с нарушением правил свободной конкуренции (например, промышленный шпионаж, а также искусственное завышение или понижение цен, сговор о фиксировании цен, ложная реклама).
4. Преступления, состоящие в нарушении прав потребителей (выпуск недоброкачественной продукции, влекущей за собой причинение физического вреда потребителям; различные мошенничества, причиняющие материальный ущерб потребителям, и пр.).

5. Преступления, посягающие на финансовую систему государства (например, сокрытие прибыли, уклонение от уплаты налогов, нарушение контроля за торговлей и производством).

6. Преступления, связанные с незаконной эксплуатацией природы и причиняющие ущерб окружающей среде (например, загрязнение окружающей среды, нарушение положений о строительстве и др.).

7. Преступления, состоящие в махинациях в области социального страхования и пенсионного обеспечения, а также преступления, связанные с сознательным нарушением правил техники безопасности, причиняющие материальный и физический ущерб рабочим и служащим.

8. Коммерческие взятки.

9. Компьютерные преступления.

При анализе результатов исследований экономической преступности, проведенных западными криминологами, необходимо еще раз подчеркнуть, что по своей квалификации они чаще всего являются социологами. Отсюда нечеткость в определениях, а зачастую — пренебрежение юридическими категориями, которые, собственно, и составляют базу для понимания исследуемого феномена.

В отечественной криминологической традиции понимание преступного неразрывно связано с нарушением уголовно-правовых норм. Юридический критерий выступает главным при формулировании определения. Преступность — это совокупность (система) ПРЕСТУПЛЕНИЙ (выделено мной. — О.Д), совершаемых на данной территории за определенный период времени.

Такой подход (его можно назвать классическим) характерен для большинства криминологических исследований по «линейным» направлениям борьбы с преступностью, и его следует признать наиболее обоснованным в том смысле, что при этом обеспечивается четкость предмета исследования. Иные подходы такой строгости не имеют: предмет становится аморфным, размытым, недостаточно определенным.

Так, экономическая преступность иногда отождествляется с «бизнес-преступностью», «преступностью в сфере бизнеса», «хозяйственной преступностью», «беловоротничковой преступностью». Любая из названных дефиниций не дает четкого представления о предмете исследования.

Например, наркобизнес, несомненно, является видом бизнес-преступности, но вряд ли правильно считать его разновидностью экономической преступности. Коррупция выступает элементом беловоротничковой преступности, но спорно отнесение ее к преступности экономической. При этом у исследователя остается весьма широкое поле для субъективного усмотрения и соответственно отнесения тех или иных преступлений к категории экономических.

Высказывается мнение, что экономическая преступность слагается из посягательств на собственность и предпринимательских преступлений. Г.К. Мишин полагает, что такой подход, при котором экономические преступления объединяют преступления против собственности (имущественные) и хозяйственные, обеспечивает широкое комплексное видение экономических преступлений.

Законодатель, как можно видеть из наименования раздела VIII УК России, избрал именно такую точку зрения. Раздел называется «Преступления в сфере экономики» и состоит из трех глав: главы 21 «Преступления против собственности», главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» и главы 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Имущественные посягательства — кражи, грабежи, разбои — отнесены к преступлениям в сфере экономики.

Думается, что в широком социальном контексте, в частности, с точки зрения этиологии экономических преступлений, такой подход возможен и оправдан. Однако в плане решения реальных проблем в обозримой перспективе он создает ряд дополнительных трудностей и в конечном итоге мало эффективен.

«Трудности, — замечает А.П. Кузнецов, — заключаются в том, что почти все экономические преступления причиняют вред и отношениям собственности. И в то же время преступления против собственности, совершаемые в сфере производства, предпринимательской деятельности, торговли, оказания иных услуг, одновременно нарушают и нормальный уклад экономических отношений.

Но, с другой стороны, значительная часть преступлений против собственности совершается вне сферы экономических отношений, а грабежи, разбои — в подавляющем большинстве». Преступлениями против собственности и экономическими преступлениями занимаются разные подразделения МВД: уголовный розыск и БЭП, и хотя их профессиональные интересы нередко пересекаются, тем не менее специфика компетенции в данном случае очевидна.

Другое мнение состоит в том, что экономическая преступность — это совокупность преступлений, предусмотренных главой 22 УК Российской Федерации «Преступления в сфере экономической деятельности». Именно такой позиции придерживается Б.В. Волженкин в своем монографическом труде «Экономические преступления», замечая, что видовым объектом этих преступлений является установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Думается, что с этим не вполне можно согласиться. Экономические преступления могут посягать и на экономическую безопасность государства (в этом плане нельзя игнорировать предшествующий законодательный опыт). Более того, защита экономической безопасности государства в принципе должна быть главным приоритетом при конструировании экономических преступлений. Вообще вряд ли правильно полагать, что глава 22 УК России имеет законченный вид и не будет подвергаться существенным коррективам в обозримой перспективе.

Еще более сужает предложенный Б.В. Волженкиным подход Е.Е. Дементьева, которая на основе анализа зарубежных исследований приходит к выводу, что к экономической преступности относятся деяния, которые:

1) совершаются в процессе профессиональной преступной деятельности;

2) реализуются в рамках и под прикрытием законной экономической деятельности;

3) носят корыстный характер;

4) имеют длящееся систематическое развитие;

5) наносят ущерб экономическим интересам государства, частного предпринимательства и граждан;

6) совершаются юридическими и физическими лицами, действующими от имени и в интересах предприятия.

Ранее, до решительного создания рыночной экономики, в период действия УК РСФСР 1960 г., экономические преступления сводились к хозяйственным, и их родовым объектом признавалась правильная и нормальная деятельность социалистического народного хозяйства.

Видимо, этот устоявшийся и глубоко усвоенный подход сказывается на сознании специалистов при анализе экономических преступлений. Не случайно в некоторых работах, посвященных исследованию преступных посягательств характеризуемой направленности в условиях рыночной экономики, родовым объектом этой группы преступлений признается ведение и организация народного хозяйства.

Сторонники подхода, связывающего экономические и хозяйственные преступления, обращают внимание на то, что первые, по существу, являются генетическим порождением (в историческом контексте) вторых. Так, Н.А. Лопашенко справедливо обращает внимание на то, что в законодательной истории советского периода преступления в сфере экономической деятельности (хозяйственные преступления) присутствовали во всех кодексах, включали в себя достаточно большое количество составов, большинство из которых, впрочем, составляли преступления в сфере окружающей среды.

Разница в законодательном регулировании хозяйственных преступлений по УК 1922, 1926 и 1960 (в первоначальной редакции) годов не была принципиальной, защищались социалистический уклад хозяйственной деятельности, принципы планирования и жесткого распределения, запрещались предпринимательские формы ведения экономической деятельности, инициатива, хозрасчет и т.п. Изменения в традиционные понятия стали вноситься лишь в начале девяностых годов.

Однако эти изменения были настолько революционны, что в целом о преемственности нового уголовного законодательства по отношению к ранее действовавшему (с точки зрения хозяйственных — экономических преступлений), к сожалению, говорить практически не приходится. Преемственность возможна и в определенной мере существует в законодательном описании нескольких составов — фальшивомонетничества, обмана потребителей, приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.

Многие криминалисты (в том числе те, кто активно и непосредственно участвовал в законодательном процессе) безоговорочно восприняли рыночную концепцию экономики, что сказалось на понимании экономических преступлений. В результате возникло и приобрело сторонников мнение (с которым нельзя согласиться), что в рыночной экономике понятие нормальной хозяйственной деятельности означает следование законам и обычаям делового оборота в процессе предпринимательской деятельности.

«Главный же интерес предпринимательской деятельности заключается в систематическом получении прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Незаконное нарушение этого главного интереса и представляет собой экономическое правонарушение». Последовательное развитие данного тезиса приводит к неверному выводу о том, что уголовное законодательство должно обеспечивать получение прибыли предпринимателем.

В.В. Колесников пытается определить феномен экономической преступности через ее признаки, к которым он относит:

1. Осуществление в сфере предпринимательства, в сфере бизнеса под прикрытием законной экономической деятельности.

2. Осуществление непосредственно в процессе экономической (предпринимательской) деятельности, в ее границах и пределах компетенции.

3. Осуществление субъектами предпринимательства (бизнеса).

5. Высокий социальный статус страты предпринимателей и высокий кредит доверия к ней со стороны общества, которые проституируются бизнесменами-делинквентами, служат им прикрытием для осуществления своей преступной деятельности.

6. Анонимность, отсутствие персонификации жертв.

7. Отсутствие прямого контакта с жертвой.

8. Специфичность и множественность объектов посягательств.

9. Специфичность субъектов экономической преступности.

10. Массовость и типичность преступлений.

11. Скрытность преступлений.

12. Корыстный характер преступлений.

14. Наличие феномена безразличного, индифферентного отношения общества к экономической преступности.

Определение операционального термина через признаки вряд ли вообще может быть признано удачным, поскольку это противоречит логике научного исследования. Признаки понятия обычно являются его эмпирическими индикаторами и устанавливаются путем использования дедуктивного метода.

В этом легко убедиться, если попытаться «сложить» приведенные признаки в понятие. Из этого ничего не получится. Кроме того, В.В. Колесников указывает много признаков, имеющих отношения не к понятию, а к явлению экономической преступности, а это разные вещи. Иные признаки, например указанные в п. 13, просто не нужны, так как повторяют другие пункты (п. 12). Пункт 14 неверен по существу, ниже мы постараемся показать, что общество глубоко обеспокоено состоянием экономической преступности.

Следует выделить точку зрения, в соответствии с которой экономические преступления, наряду с посягательствами, предусмотренными главой 22 УК, включают в себя мошенничества, совершаемые под прикрытием предпринимательской деятельности, присвоение и растрату, а также причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Основания для такого подхода усматриваются в работе А.М. Яковлева «Социология экономической преступности», а также в следственной и оперативно-розыскной компетенции различных правоохранительных органов (аппаратов БЭП органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Прокуратуры).

Такой синтезирующий подход представляет определенный интерес .

Во-первых, он наиболее объективен и не подгоняет реальность под достаточно спорную законодательную конструкцию.

Во-вторых, он учитывает сложившиеся различия в компетенции разных подразделений правоохранительных органов, например, аппаратов уголовного розыска и борьбы с экономической преступностью.

В-третьих, избранный подход позволяет воспользоваться зарубежными исследовательскими разработками мошенничества в предпринимательской деятельности, которые в западной криминологии, бесспорно, отнесены к экономической преступности и которые, следуя логике необходимо исключить из предмета научного анализа.

В-четвертых, он не закрывает возможности исследования проблемы экономической преступности в плане возможной криминализации-декриминализации.

В-пятых, он в известной степени отвечает сложившимся представлениям об изучаемом феномене как о явлении, связанном с теневой экономикой.

Несмотря на установленные преимущества, данный подход к пониманию экономической преступности целесообразно дополнить и включением в исследуемый феномен должностных экономических преступлений — тех посягательств, которые совершаются в сфере управления экономикой. Справедливо указывает В.Е. Мельникова, что экономическая преступность включает в себя группу хозяйственно-должностных преступлений, которые представляют собой «стыковую» область собственно экономической и должностной преступности.

Сформулированное замечание весьма актуально в современных экономических условиях, когда за экономическими преступлениями нередко просматриваются целеустремленные действия государственных служащих, занимающих различные должности в социальной иерархии. В любом случае адекватное понимание механизма экономической преступности предполагает учет активной роли управленческого (бюрократического) элемента.

А.А. Аслаханов предлагает понимать под преступностью в сфере экономики (в узком значении понятия) совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), основным непосредственным объектом которых выступают отношения собственности либо отношения по производству, обмену, распределению и потреблению благ, способных выполнять функцию товара. Соответствующую группу образуют деяния, ответственность за которые предусмотрена в главе 21 «Преступления против собственности» (ст. ст. 158 — 168 УК России) и в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (ст. ст. 169 — 200 УК). Такая, на наш взгляд, излишне широкая трактовка понятия экономической преступности, когда она рассматривается в качестве слагаемого из преступлений экономической направленности, как принято говорить в статистических материалах ГИЦ МВД России, не оправданна.

По существу, аналогичной позиции придерживаются Ю.Н. Демидов и В.Д. Пахомов. Такой подход разделяют и другие авторы. В результате в искомое понятие включаются деяния, ответственность за которые наступает по статьям Уголовного кодекса, помещенным не только в раздел VIII «Преступления в сфере экономики», но и другие разделы — IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», X «Преступления против государственной власти». Такой подход настолько расширяет рамки исследования, что делает его границы труднообозримыми. Однако дело не только в этом.

С нашей точки зрения, при этом смешиваются различные, хотя и тесно связанные между собой проблемы. «Сопутствующими» экономической преступности выступают преступления в сфере компьютерной информации, но их включение в исследуемое понятие не корректно. Вообще, следуя логике, экономическая преступность — преступления экономической направленности, в итоге можно отнести к таковым и заказные убийства.

Некоторые авторы существенным для определения понятия экономической преступности считают наличие специального субъекта. «Отличительная особенность экономических преступлений, — указывает А.Х. Казарина, — состоит в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, включенными в систему экономических отношений, на которые они посягают». «Экономические преступления, — полагают Ю.Н. Демидов, В.Д. Пахомов, — совершаются лицами, выполняющими определенные функции в системе экономических отношений».

Думается, что приведенные суждения не совсем корректны. Далеко не все экономические преступления характеризуются наличием специального субъекта. Нельзя усмотреть признаки специального субъекта при мошенничестве (ст. 159 УК), занятии незаконным предпринимательством (ст. 171 УК), принуждении к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179 УК), фальшивомонетничестве (ст. 186 УК).

Попытка сформулировать универсальное определение экономической преступности предпринята и другими авторами, которые предлагают рассматривать ее как совокупность преступлений, совершаемых в сфере экономики лицами в процессе их профессиональной деятельности и в связи с этой деятельностью посягающих на собственность и другие интересы потребителей, партнеров, конкурентов, государства, а также на порядок управления экономикой в различных отраслях хозяйства. Эту попытку также нельзя признать безупречной по результатам, поскольку предложенная дефиниция недостаточно четко фиксирует объект преступных посягательств.

Осуществленный анализ понятия и видов экономической преступности позволяет сформулировать собственную точку зрения по этим вопросам. Авторская позиция продиктована избранной темой исследования, которая «задает» самый широкий подход к изучению экономической преступности. Только на основе максимально широкого подхода можно достаточно эффективно решать проблемы обеспечения государственного контроля над экономической преступностью.

С учетом сказанного предлагается следующее определение: экономическая преступность — это совокупность (система) общественно опасных посягательств на экономическую безопасность государства, общества и личности.

Поясним сформулированное определение .

А. В нем говорится о посягательствах, а не о преступлениях. Как известно, преступление — это правовая категория. Только в результате реализации установленных законом юридических процедур и принятия компетентным органом или его представителем соответствующего решения можно констатировать, что совершено именно преступление, а не иное правонарушение или проступок. Такой подход является единственно правильным, когда решается судьба человека. Но он совершенно непродуктивен в настоящем исследовании по следующим основаниям. Во-первых, чрезвычайно высока латентность экономической преступности. Это установлено как зарубежными, так и отечественными учеными.

Как полагает В.В. Лунеев, исключительная латентность экономической преступности вызвана отсутствием потерпевших и иных лиц, заинтересованных в выявлении экономических преступлений. На наш взгляд, гораздо большее значение имеет то, что активность противодействия экономической преступности проектируется, причем под контролем властных структур.

Во-вторых, не все общественно опасные посягательства криминализированы. В плане экономической преступности процесс криминализации таких посягательств представляет наибольшую сложность, поскольку он имеет отношение к мировоззрению. У законодателей, равно как и у правоприменителей, могут быть разные (иногда диаметрально противоположные) взгляды на природу рыночных отношений, характер девиаций в экономике и т.п.

Экономическая преступность имеет системный характер. Это нередко выражается как в систематической преступной деятельности, так и в том, что такая деятельность имеет организованный характер. Степень организованности бывает различной, но реальную угрозу экономической безопасности представляет именно организованная экономическая преступность.

Понятие "экономические преступления" в последнее время вошло в широкий научный оборот и используется в исследованиях по уголовному праву, криминологии, криминалистики и тому подобное. Используется этот термин и в официальных статистических данных о состоянии преступности. Нормативно определены и отдельное направление деятельности правоохранительных органов, олицетворяется Государственной службой борьбы с экономической преступностью МВД Украины. Но при этом в понятие, которое рассматривается, вкладывается разный смысл. Анализ нормативных актов, публикаций, статистических данных по этому вопросу свидетельствует, что в разных случаях в понятие "экономические преступления" включаются различные виды преступлений.

Важно подчеркнуть, что содержание термина "экономические преступления" зависит от того, какую предметную "зону" он обслуживает. С учетом этого можно выделить уголовно-правовой, криминологический и криминалистический аспекты понятия "экономические преступления".

Экономическая преступность - это совокупность различных видов умышленных посягательств на экономические отношения, охраняемые государством независимо от формы собственности и видов деятельности субъектов, которые выполняют определенные функции в сфере производства, обмена, обслуживания, а также лиц, связанных с регулированием этой деятельности.

Под экономическими преступлениями в криминалистическом аспекте предлагается понимать корыстные деяния, совершенные лицами с использованием легальных форм хозяйственной деятельности или полномочий по контролю за этой деятельностью. К этой категории может быть отнесен ряд преступлений, состав которых хотя и сформулирован в различных разделах Уголовного кодекса Украины, но объединенный в криминальной деятельности единым преступным замыслом.

Уголовно-правовой аспект понятия экономических преступлений заключается в определении видов преступлений, родовым объектом посягательства имеют экономические отношения. Такое определение имеет целью соответствующую систематизацию преступлений в уголовном законодательстве, имеет фундаментальное значение. В этом плане экономические преступления рассматриваются как предусмотренные уголовным законом деяния, направленные на нарушение отношений собственности (имущественные отношения) и существующего порядка осуществления хозяйственной деятельности.

Характерной тенденцией современной преступности является увеличение количества экономических преступлений, что происходит на фоне изменения форм собственности, процесса приватизации государственного имущества, ухудшение контроля за сохранностью имущества предприятий и организаций. Криминологические исследования современного состояния преступности в Украине дают основания предположить, что главную угрозу для общества составит именно преступность в области экономики. В этой сфере преступность лучше организована и оказывает значительное влияние на экономическое развитие государства.

Анализируя данные статистики, можно утверждать, что в последние годы в сфере экономики существует неудовлетворительная криминогенная ситуация. Экономическая преступность характеризуется преобладанием негативных тенденций и постоянным ростом.

В соответствии с указанием МВД Украины "О формировании отдельных показателей статистических отчетов и оценки состояния преступности" от 12 ноября 2003 № 12238 / Гс к преступлениям экономической направленности относятся 78 статей Уголовного кодекса Украины (далее - УК Украины), из которых 46 - экономической направленности и 34 - смежные, то есть общеуголовной и экономической направленности одновременно, среди которых непосредственно в компетенцию ГСБЭП отнесено 64 преступления, где 19 - смежные.

Преступность в сфере экономической деятельности по своей специфике отражается в результатах деятельности и уровне активности правоохранительных органов по противодействию этому антиобщественной явлению. Оценивая показатели, следует учитывать, что преступления в сфере экономической деятельности, под влиянием изменения условий хозяйствования и рыночно конъюнктуры, а также других факторов, характеризуются постоянным изменением способов и форм противоправной деятельности, предопределяет сложность выявления этой категории и их высокую латентность. При этом эффективность правоохранительной деятельности предусматривает применение адекватных средств и методов противодействия, а результаты должны четко отражать основные тенденции изменения направлений активности преступности в сфере экономики. Наряду с указанным необходимо также учитывать, что за длительный период на определенные отчетные статистические показатели могут влиять законодательные изменения в экономической сфере (повышение минимальной заработной платы, уровня налоговой социальной льготы и т.п.), которые повышают порог привлечения к уголовной ответственности при аналогичных обстоятельствах противоправной деятельности.

За период 2002-2006 pp. в среднем ежегодно разоблачалось около 40 тыс. преступлений с общей тенденцией к росту в период 2002-2005 pp. (с 32237 до 45107) и лишь в 2006 году. разоблачили 42606 преступлений экономической направленности. Сходное положение и по уличенных тяжких и особо тяжких преступлений. Вместе с тем наметилась устойчивая тенденция к снижению удельного веса уличенных тяжких и особо тяжких преступлений - 47% в 2006 г.. Против 70% в 2002г. (В период 2003-2005 pp. Соответственно 52%, 59%, 52%).

Количество выявленных преступлений в сфере экономики

Динамика (%)

3 них тяжких и особо тяжких

Удельный вес в процентах

Фальшивомонетничество

Удельный вес в процентах

Незаконный оборот подакцизных товаров

Тысяча двести одиннадцать

Удельный вес в процентах

Фиктивное предпринимательство

Удельный вес в процентах

Легализация преступных доходов

Удельный вес в процентах

Мошенничество с финансовыми ресурсами

Удельный вес в процентах

По структуре преступности около половины составляют преступления против собственности, столько же в сфере служебной деятельности и близью трети - в сфере хозяйственной деятельности. Однако, если наметилась общая тенденция к увеличению раскрытых преступлений против собственности, с 13 691 в 2002 гг. До 16926 в 2006 (рост на 23,6%), то в отношении преступлений в сфере хозяйственной и служебной деятельности тенденции имеет обратимый характер: при увеличении общего количества преступлений экономической направленности более чем на 30% в указанных сфера наблюдается уменьшение количества раскрытых преступлений на 2 и 9% соответственно. Такая ситуация может свидетельствовать о росте уровня латентности преступлений в сфере хозяйственной и служебной деятельности.

Имеют место существенные изменения и по видам наиболее распространенных преступлений в общей структуре преступности в сфере экономики, которые в определенной степени реально отражают тенденции направлений активизации преступников. Так, в преступлениях, связанных с фальшивомонетничеством, за 5 лет произошло уменьшение почти на 9%, в незаконных операциях с металлоломом - уменьшение на 36%, а в незаконном обороте подакцизных товаров - увеличение почти на 30%, в преступлениях в сфере комп Компьютерная систем - увеличение в 3,5 раза. В то же время происходит существенное уменьшение раскрытых преступлений в бюджетной сфере (почти вдвое) и преступлений, связанных с использованием бюджетных средств (почти на треть). Кроме того, проявляется определенное несоответствие общим тенденциям распространения экономической преступности, учитывая увеличение разоблаченных фактов фиктивного предпринимательства (на 40%) и стабильной тенденцией к положительной динамики в раскрытии этого вида преступления, наблюдается ослабление внимания относительно дальнейшего использования преступных доходов и процессов их легализации. Это еще раз подчеркивает снижении активности по разоблачению преступлений, связанных с использованием рыночной инфраструктуры, распространение которых мотивировано объективными факторами в обществе и реакцией общества через средства массовой информации.

За 5 лет разоблачены 15,8 тыс. Взяточников. Общая тенденция результатов борьбы со взяточничеством несколько улучшилась, как по количеству раскрытых взяточников (+ 7% за 2006г. Против 2002), так и по удельному весу взяточничества в общем количестве преступлений в сфере служебной деятельности (15% в 2002. По сравнению с 18% в 2006 p.). Только за 2006 год раскрыто 179 взяток, сумма которых превышала 10 тыс. Грн (всего за пятилетие таких преступлений раскрыто 585). Количество взяток, сумма которых превышает 30 тыс. Грн, выросла в 2006 году по сравнению с 2002 года более чем вдвое.

На приоритетных направлениях экономики (в кредитно-финансовой сфере, внешнеэкономической деятельности, топливно-энергетическом комплексе и т.д.) в течение 2002-2006 годов разоблачены 140 тыс. Преступлений. В 2006г. Возбуждено в 2,3 раза больше, чем за 2002 год, уголовных дел по преступлениям, ущерб по которым составляет более 1 млн грн. Всего за пять лет таких дел возбуждено почти 3000.

Закономерен современный процесс перераспределения интересов преступного элемента из сферы приватизации в земельных отношений, которые позволяют получать сверхприбыли за счет целого ряда противоправных деяний (взяточничество, злоупотребление служебным положением, уклонение от налогообложения и т.п.), сказывается в деятельности по выявлению указанной категории преступлений. Общее количество раскрытых преступлений, связанных с приватизацией, за пять лет уменьшилась почти на 40%. В противоположность этому, в указанный период количество раскрытых преступлений, связанных с земельными отношениями, возросло более чем вдвое.

В финансово-кредитной сфере в течение 2002-2006 годов разоблачены около 17 тыс. Преступлений, из них около 5,5 тыс. - В банках. Удельный вес раскрытых преступлений непосредственно в банках в среднем по Украине составляла треть. За 2006г. Возбуждено на 30% больше, чем за 2002 год, уголовных дел по преступлениям, ущерб по которым составляет более 100 тыс. Грн. Всего за пять лет таких дел возбуждено почти 2,5 тысячи.

В то же время происходит существенное ежегодное уменьшение раскрытых преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности (в течение 2002- 2U06 pp. На 38%), топливно-энергетическом (на 42%) и агропромышленном комплексах (на 46%).

В сфере внешнеэкономической деятельности при тенденции к уменьшению общего количества преступлений в 2006г. На 38% по сравнению с 2002 p., Имеет место увеличение удельного веса разоблачения преступлений, по которым убытки составили более 100 тыс. Грн, в том числе в 2006 году. - На 35 % больше, чем в 2002 г.. Аналогичное положение и в топливно-энергетическом (удельный вес по раскрытых преступлений с убытками свыше 100 тыс. грн выросла на 6,5%) и агропромышленном (удельный вес возрос на 33%) комплексах.

Сумма установленных убытков по направленным в суд уголовным делам составила в 2002г. 684 400 000 грн; в 2003 гг. - 988 200 000 грн; в 2004 гг. - 927 600 000 грн; в 2005 гг. - 1 057 300 000 грн; в 2006 году. - 717100000 грн. Вместе с тем, если в предыдущие годы возмещение обеспечивалось от 108 до 124%, в 2006 г.. Обеспечения составляло лишь 91%.

Снижение общего массива выявленных преступлений в сфере экономической деятельности прежде всего объясняется ростом их латентности, поскольку официальная статистика отражает результаты борьбы с экономической преступностью, формируя при этом лишь представление о ее состоянии. Вместе с тем, особое беспокойство вызывает снижение активности противодействия экономической преступности, формируется на основе несовершенства законодательного регулировании рыночных отношений.

К факторам, прежде всего способствуют распространению преступности в экономической сфере, следует отнести:

Законодательную неурегулированность вопросов о собственности;

Недостаточный контроль в ходе приватизации за законностью происхождения средств;

Разбалансированность финансово-кредитной сферы;

Несовершенство системы налогообложения и контроля за доходами и тому подобное.

На социальном уровне преступности в сфере экономики присущи: состояние, структура, динамика, распространенность по сферам хозяйствования; признаки относительно характеристики личности правонарушителей; факторы, которые детерминируют преступное поведение людей в экономической сфере.

Одной из главных причин осложнения криминальной ситуации в экономике Украины является повышение уровня организованности, профессионализма и слияния представителей преступного мира с государственными служащими.

Благоприятные условия для укоренения в экономические отношения организованных преступных группировок создали многочисленные факты коррупции и взяточничества в органах государственной власти и управления, а также, по сути, бесконтрольное распоряжение госимуществом многими хозяйственными руководителями государственных предприятий, организаций и учреждений.

Значительный практический интерес представляют сведения о распространении преступлений экономической направленности в основных сферах хозяйствования. Опыт последних лет убедительно доказывает, что наиболее замаскированные и хорошо спланированные экономические преступления совершаются преимущественно там, где сосредоточены высоколиквидна продукция и ресурсы, энергоносители, бюджетные средства и тому подобное.

Основные тенденции экономической преступности на ближайший период:

1) дальнейшее интенсивный рост количества экономических преступлений, наиболее распространенными среди которых ожидаются: уклонение от уплаты налогов, нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью, фиктивное предпринимательство и банкротство, незаконные финансовые операции, нарушение правил осуществления внешнеэкономических операций, контрабанда и т. Предметами преступных посягательств все чаще становятся кредитные средства, товарно-материальные ценности, промышленные товары, сельскохозяйственная продукция, энергоносители, сырье, металлы, продукция химической промышленности и др.

2) уровень обнаружения и регистрации экономических преступлений будет ограничен только имеющимися возможностями службы БЭП по раскрытию и расследованию этих преступлений. Среди преступлений, вызывать трудности по выявлению, будут преобладать: уклонение от уплаты налогов; нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью; принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств; фиктивное предпринимательство; нарушение порядка (эмиссии) ценных бумаг; фиктивное банкротство; сокрытия банкротства; нарушение правил о валютных операциях; правил осуществления внешнеэкономических операций; контрабанда, мошеннические операции с векселями; операции по отмыванию средств.

Предполагается существенный рост количества хищений государственного и коллективного имущества путем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением, прежде всего в крупных и особо крупных размерах, а также взяточничества и других форм коррупции в государственных структурах всех уровней, случаи подделки и фальсификации документов различных видов. Хотя по этой группе предполагается очень значительный уровень латентности.

3) дальнейшее слияние и консолидация общеуголовной и экономической преступности. Сохранится угроза дальнейшей криминализации таких прибыльных сфер хозяйствования, как банковская деятельность, нефтегазовая промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, угольная промышленность, приватизация государственных предприятий, игровая индустрия и индустрия отдыха, экспортно-импортные операции. Будет продолжаться процесс совершенствования системы отмывания средств. Средства, полученные преступным путем, будут активно использоваться в процессе приватизации. В этом направлении вполне вероятным является активное использование Украинский кредитно-финансового рынка межнациональными криминальными структурами.

4) предполагается рост количества организованных преступных группировок всех видов, которые будут действовать в сферах банковской, кредитно-финансовой, внешнеэкономической деятельности, нелегального и полулегального бизнеса, контрабанды товаров, бизнеса игр и развлечений и т. Такая тенденция сохранится в течение ближайшего периода, а в дальнейшем вполне вероятной будет стабилизация количества таких группировок.

Общее увеличение количества преступлений экономической направленности будет сопровождаться углублением угроз экономической безопасности за счет организованных и квалифицированных форм действий, расширение масштабов коррумпированности и дальнейшего сращивания с общеуголовной преступностью.

Ослабление же криминогенной ситуации возможно лишь при условии стабилизации и улучшения состояния в экономической и социальной сферах, укрепление правовой и материально-технической базы органов внутренних дел и должного взаимодействия между правоохранительными и другими субъектами противодействия.

Задача оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

1) выявлять и раскрывать хозяйственные, служебные и другие преступления на предприятиях, в организациях, коммерческих структурах, финансово-кредитной и банковской системах и принимать меры к предупреждению;

2) осуществлять оперативное обслуживание объектов хозяйствования различных форм собственности;

3) анализировать состояние преступности, определять основные направления и тактику оперативно-служебной деятельности, связанной с выявлением правонарушений в государственном, коллективном и частном секторах экономики;

4) проводить в установленном законом порядке проверку материалов о корыстных преступлениях, дознание по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики, выполнять письменные поручения следователей, прокуроров и судей в соответствии с УПК Украины;

5) обеспечивать защиту финансируемых правительством программ развития отраслей экономики Украины или отдельных регионов и сферы обслуживания населения от преступных посягательств;

6) проводить в установленном порядке оперативно-розыскные мероприятия, связанные с установлением фактов нарушения прав интеллектуальной собственности;

7) выявлять факты взяточничества, коррупции и других злоупотреблений, в частности связанных с приватизацией государственной собственности, и принимать меры к предупреждению;

8) выявлять лиц, занимающихся подделкой денег, акций, векселей и других ценных бумаг, а также проводить профилактическую работу среди них;

9) разрабатывать информационно-аналитические документы по вопросам борьбы с преступностью в сфере экономики для органов государственно-исполнительной власти;

10) проводить среди населения работу по разъяснению законодательства по вопросам ответственности за совершение преступлений в сфере экономики;

11) освещать в СМИ состояние экономической преступности;

12) бороться с организованной преступностью в сфере экономики и коррупцией.

Понятие, экономической преступности. Экономическая преступность - это система преступлений в сфере экономики и связанных с ней сферах жизнедеятельности общества. Она включает преступления в сфере экономической деятельности (экономические в узком смысле слова) и преступления против собственности (имущественные). Таким образом, к экономическим относятся деяния, помещенные в разделе 8 УК РФ «Преступления в сфере экономики», который содержит главу 21 «Преступления против собственности» и главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».
До сих пор не удалось выделить вполне удовлетворительные криминологические признаки экономической преступности. Общепризнанное определение отсутствует и в зарубежной криминологии. Не оспаривается лишь понимание того, что понятиеобразующую основу экономической преступности олицетворяет её «беловоротничковая» часть, впервые обозначенная американским криминологом Сатерлендом. По вопросу содержания экономической преступности европейские специалисты ориентируются на Рекомендации Комитета министров юстиции, принятые в 1981 году, в которых определены 15 видов «специфических и не специфических» правонарушений:
1) картельные правонарушения;
2) мошеннические действия и злоупотребление экономической ситуацией со стороны мультинациональных компаний:
3) мошенническое получение от государства или международных организаций грантов или злоупотребления ими;
4) компьютерные преступления;
5) создание фиктивных фирм;
6) мошенничество с балансовыми отчётами компании и бухгалтерские правонарушения;
7) мошенничество в связи с экономической ситуацией и корпоративным капиталом компании;
8) нарушение со стороны компании стандартов безопасности жизни или здоровья своих сотрудников;
9) мошенническое причинение ущерба кредиторам (банкротство, нарушение авторских прав);
10) мошенничество в отношение потребителей (фальсификация и введение в заблуждение относительно качества и безопасности товара: 12% лекарств - контрафакт);
11) недобросовестная конкуренция (включая подкуп конкурентов) и ложная реклама;
12) налоговые нарушения и уклонение от уплаты социальных платежей со стороны предприятий;
13) таможенные правонарушения;
14) правонарушения относительно денежного регулирования;
15) правонарушения банковские и на фондовой бирже и злоупотребление публичной неосведомлённостью.
В российских условиях выделение признаков экономической преступности осложняется тем, что в условиях первоначального накопления капитала участие в перераспределении собственности выступает доминантой поведения не только субъектов экономической деятельности, но и представителей коррумпированного чиновничества, членов организованных преступных групп, преступных формирований общеуголовной преступности и представителей профессиональной преступности.
Состояние экономической преступности. Анализ меняющейся ситуации в сфере экономики показывает, что российская экономическая преступность претерпевает существенные трансформации. Основные качественные изменения связаны с постепенным снижением уровня насилия в экономике и формированием социально-правового контроля. Вместе с тем следует учитывать латентность этих преступлений, и потому статистика условна.
По сведениям ГИЦ МВД РФ в 2003 году выявлено 376,8 тысяч, а в 2004 - 402, 4 тысяч преступлений экономической направленности.
В 2007 году более половины всех зарегистрированных преступлений (53,2%) составляют хищения чужого имущества, из них кража - 1 567 000. Правоохранительными органами выявлены 459 200 преступлений экономической направленности, удельный вес их в общей структуре преступности - 12,8%. Материальный ущерб (по оконченным делам) 223,8 млрд. руб. Тяжкие и особо тяжкие в их структуре - 38,1%.
В 2008 году выявлено 448 800 преступлений экономической направленности, почти половина всех зарегистрированных преступлений (48,7%) составляют хищения чужого имущества, из них кража - 787 500.
За период января по август 2010 года выявлено 234 300 преступлений экономической направленности, из них против собственности - 40,9 %; в сфере экономической деятельности - 28 %, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - 17,2 %.
Масштабы ущерба по оконченным уголовным делам по экономическим преступлениям, согласно данным ГИЦ МВД РФ в 20062008 г.г. составили 493,2 миллиардов руб. выявленного материального ущерба и 268,2 миллиардов руб. возмещённого.
Возникновение и детерминация экономической преступности. Все связано со спецификой перехода к капитализму. Особенностью этого процесса стала невиданная в истории быстрота его развития и тот факт, что основная борьба велась за бывшую государственную собственность (общенародную). Мировой клуб миллиардеров пополнился российскими «нуворишами», чьи состояния возникли, главным образом в ходе приватизации.
В условиях распада советского государства и становления новой демократической формы государственности переход к рынку обернулся «диким» криминальным капитализмом, который развивался в отсутствии социально-правового контроля.
В исследовании экономической преступности часто используется понятие «теневая экономика», которое означает совокупность противоправных, не отраженных в соответствующих системах регистрации сделок с товарами и услугами. Разумеется, не все сферы теневой экономики представляют экономическую преступность, но само существование теневой сферы экономической активности является для неё питательной средой. По оценке специалистов МВД, в конце 90-х годов теневая экономика превышала 45-50% ВВП. В развитых странах эта цифра 5-10% ВВП, лишь в странах Латинской Америки около 60-65%.
В 90-х годах сформировались криминальные секторы теневой экономики, непосредственно связанные с экономической преступностью. Сюда можно отнести:
1) Преступления в кредитно-финансовой сфере. Эта сфера наиболее уязвима. После операций с фальшивым авизо сейчас распространено незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов (через взятки). По данным Правительства РФ из страны ежегодно вывозится без законных на то оснований 20-25 млрд. $.
2) Обман вкладчиков и мошенничество. Только в Москве на 1995г. насчитывалось 213 лопнувших компаний, обман вкладчиков и присвоение их денег руководством.
3) Криминальный рынок оружия и военной техники, формирующийся за счёт незаконной продажи оружия с армейских складов, хищений с заводов, контрабандой. Это влияет на всё возрастающую вооруженность преступности в целом и нестабильности в РФ и СНГ (этнические, националистические и криминальные разборки).
4) Незаконный экспорт сырья, энергоресурсов, редкоземельных и цветных металлов, включающий: контрабандный вывоз за границу радиоактивных, драгоценных металлов, дорогостоящего сырья растительного и животного происхождения; экспорт цветных и редкоземельных металлов, оформленный на другую продукцию; осуществление внешнеэкономических сделок на не эквивалентной основе; официальный экспорт по намеренно заниженным ценам с целью последующей перепродаже (по данным правоохранительных органов 2025% разницы цен поступали на заграничные счета руководства фирм- продавцов).
5) Отмывание денег, полученных незаконным путём. Отмывание преступных доходов способствует криминализации экономических связей. Всё больше объектом посягательства становится не сам бизнес, а недвижимое имущество предприятий и расположенные под ним земельные участки. По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу в РФ около 40 000 фирм, в том числе, совместных и 1/3 банков контролируются криминальными структурами и группами и участвуют в «отмывании денег». Российская преступность отмывает до 12 млрд. $ в год. Подставные фирмы и банковские счета оформлены на Кипре, в Швейцарии, Лихтенштейне, странах Персидского залива.
6) Сокрытие доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения. Налоговая преступность выделяется отдельно, т.к. это основа бюджета страны. При перерегистрации в 2003 году в государственном реестре юридических лиц зарегистрированы 3,3 млн. организации. В налоговые органы представили сведения лишь - 1,3 млн. Примерно 1 млн. организаций - мёртвые компании, фирмы-однодневки, и должны быть ликвидированы. Часто основные активы выводятся в зарубежные и внутренние оффшоры (территории со льготным налогообложением или вообще освобождаются от налога). Налоговой комитет в ГД РФ 3-ьего созыва, возглавлял Дубов В., акционер ЮКОСа, сейчас он объявлен в международный розыск.
7) Криминологически значимые последствия приватизации. Весьма распространенными являются случаи противоправного завладения имуществом предприятий. Рруководители предприятий незаконно завладевали контрольными пакетами акций с последующей дачей взяток работниками Государственного комитета по управлению имуществом при оформлении документов о приватизации. Отдельные лица приобретают огромные пакеты акций прибыльных предприятий без предъявления деклараций о доходах.
8) Активизация деятельности в сфере добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней.
9) Торговля краденными автомобилями.
10) Расширение подпольного производства спиртного, лекарственных изделий. Так в аптеки поступает в 10 раз больше спиртосодержащих настоек, чем их производят в стране. По данным МВД продаётся контрафактных медикаментов на 200-300 млн. $, примерно 1015 % объёма фармакологического рынка РФ. Примерно - 20-30%, находящихся в продаже лекарственных изделий - суррогат.
Кроме того, широкое распространение получили новые виды преступности: мошенничество, связанное с кредитными карточками, со страховкой, компьютерные преступления, торговля человеческими органами. Так, в Саратовской области вынесен обвинительный приговор в отношении организованной группы российских хакеров. Они вымогали деньги через Интернет у 9 английских букмекерских контор. Если хакеры не получали деньги, то атаковали серверы компаний, что парализовало их работу и приносило ущерб. Ежедневно компании теряли до 200 000 $.
Детерминация экономической преступности. Тенденции и основные характеристики экономической преступности в значительной мере связаны с процессом аккумуляции негативных последствий проводимых экономических реформ. Уникальное по своим масштабам и срокам перераспределение собственности, происходящее в стране, привело к формированию крупнейших финансовых и деловых групп, порождённых не рынком, а традиционными политическими и административными механизмами и значительными «инвестициями» криминального капитала (дифференцирующегося в криминологическом плане на «старый теневой» капитал, сформировавшийся до 1991 года, и «новый»). Определённое значение этих факторов и начавшаяся в 1992 году приватизация крайне обострили криминологически значимые процессы конкуренции, чаще всего заключающиеся в противоправных или преступных методах борьбы с конкурентом (от подкупа чиновников с целью обеспечения различного рода льгот, государственных дотаций, иных преимуществ до запугивания и физического уничтожения конкурента).
К основным социальным, экономическим и социальнопсихологическим явлениям экономической преступности в 90-х годах можно отнести:
- растущая аномия, выражающаяся в кризисе прежних ценностей, моделей поведения; невозможности достичь подавляющим большинством населения официально декларируемых «новых ценностей» (стандартов потреблений) легальным путём. Данные положения разработаны теорией социальной дезорганизации.
- предприниматели происходят в большей части из сферы функционеров теневой экономики. В начале кооперативного движения значительная часть преступных «авторитетов» устремились в легальный бизнес, с успехом отмыв большие суммы денег. Выраженная криминальная заражённость «новых русских» фиксируется рядом исследователей. Так 40% опрошенных институтом прикладной политики «новых» миллионеров признались, что раньше занимались нелегальным бизнесом; 22,5% привлекались в прошлом к уголовной ответственности и 25% продолжают поддерживать связь с криминальной средой.
- отсутствие этики бизнеса. Заимствование предпринимателями элементов криминальной субкультуры (ценности, взгляды, модели поведения в экстремальных ситуации.
- прогрессирующая социальная поляризация. Из 25 самых богатых европейцев 12 оказались россиянами. Суммарное состояние всех составляет - 471,4 $. На первом месте швед Инград Кампрада (31 млрд. $.), начинал в юности с продажи с велосипедов, спичек и авторучек. Сейчас 276 мебельных магазинов по всему миру IKEA. На втором месте - О. Дерипаска с состоянием 28 миллиардов $. На 4 - Р. Абрамович - 23,5 млрд. $. По официальным данным разница между средними доходами 10% богатых и 10% бедных в России составляет 17 раз. На самом деле этот разрыв можно оценить и в 30 к 1. если сосчитать неформальные доходы. Причём расслоение растёт: недавно было 14 к 1. Для сравнения в Европе 1 к 10. Главная проблема в структуре промышленности. Если ты не работаешь в экспортно-ориентированной отрасли или в банковской сфере, много денег не заработаешь. В России две трети экономики носят архаичный, неконкурентоспособный характер. Главное не в том, чтобы перераспределять деньги от богатых к бедным, а в том, чтобы дать среднестатистическим людям нормально заработать. Поэтому не надо заниматься демагогией в том смысле, что надо обкладывать налогами богатых. Они через систему оффшоров смогут уйти от налогов. Нужна реформа бюджетной сферы. Необходимо повысить зарплаты в 2-3 раза по сравнению с нынешним уровнем, с условием, что будут включены другие экономические механизмы. Сегодня на здравоохранение и образование тратится 8% ВВП, необходимо довести его до 12%.
- заметное снижение трудовой мотивации населения. Легальные доходы не соответствуют уровню жизни. Кризисные явления обусловили отказ от традиционных «трудовых ценностей» (профессионализм, квалификация, заинтересованность в конечных результатах труда, качество товаров и услуг). Лишь 5,1% населения считают, что талант и трудолюбие помогут человеку разбогатеть. Наиболее эффективными средствами считают - 44,3% спекуляция и отмывание денег - 20,4%.
Предупреждение экономической преступности. Основным направлением предупреждения является активизация политики по подчинению стихийных рыночных процессов целям формирования социального правового государства. Стратегия экономической безопасности к основным угрозам национальным интересам в области экономики относит дифференциацию по доходам и высокий уровень бедности, и криминализацию общества и хозяйственной деятельности.
Имеет место стабильное расхождение экономического курса и уголовной политики. Необходимо исправление ситуации, когда общественно опасное деяние не признаётся преступным.
В аналитической записке Счётной палаты РФ «Анализ процессов приватизации за период 1993-2003годов» сделан вывод о том, что несовершенство законодательства не является основанием для отмены и пересмотра приватизации. Вместе с тем подтверждение легитимности приватизации в целом, по мнению Счётной палаты, не исключает выявления тех, кто совершил нарушения, приобретая собственность и восстановление нарушенного права - законного собственника - государства. То-есть необходимо в судебном порядке вернуть государству незаконно приватизированную собственность, а также компенсировать за недооцененную собственность или за невыполненные инвестиционные условия сделок. Следует ускорить разработку и реализацию законодательства о национализации.
Система предупреждения экономической преступности взаимосвязана с системой социально-правового контроля в сфере экономики, который осуществляется в различных формах.
Бюджетный (финансовый) контроль призван предупреждать и пресекать финансовые нарушения и злоупотребления (нецелевое использование бюджетных денег, перевод государственных средств в коммерческие структуры и хищения). Субъектами бюджетного контроля является Счётная палата, органы федерального казначейства. Нормативной основой контроля является Бюджетный кодекс РФ. Важную роль в системе финансового контроля выполняет федеральная служба по финансовому мониторингу, созданная в соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризму».
В условиях рыночных экономических отношений важное место занимает налоговый контроль, который проводится при налоговых проверках, получения объяснения налогоплательщиков, проверки данных учёта и отчётности и иных предусмотренных ст. 82 Налогового Кодекса РФ. К задачам налогового контроля относятся выявление и пресечение уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Таможенный контроль - совокупность мер по обеспечению соблюдения российского законодательства о таможенном деле, а также Таможенного кодекса Таможенного союза. В функции таможенных органов входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие контрабанды и других таможенных правил и налогового законодательства пересечения через границу товаров.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные составы преступлений, включенные в главу 22 УК РФ?
2. В чем заключается особая социальная опасность современной экономической преступности?
1. Объясните причины преступности в экономической сфере на основании теории социальной дезорганизации.
2. Какова роль теневых капиталов в процессе криминализации экономической сферы?
5. Каковы основные направления общесоциальной профилактики экономической преступности?
6. Назовите субъекты проведения специальных мер профилактики, направленных на предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.

Смена экономической формации, произошедшая в середине 1980-х гг., спровоцировала рост нового вида преступности — экономической. Нельзя сказать, что в советское время упомянутое явление отсутствовало. Наличие в УК РСФСР вплоть до 1994 г. главы, посвященной преступлениям против государственной собственности , предполагало существование целого блока преступлений, лежащих за пределами обычной имущественной преступности. Санкции норм практически во всех значимых случаях даже в поздних редакциях Кодекса предусматривали максимальные сроки лишения свободы с конфискацией имущества . А отдельные составы, которые мы сейчас однозначно относим к экономическим преступлениям, такие как контрабанда (ст. 78 УК РСФСР), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 87 УК РСФСР), нарушение правил о валютных операциях (ст. 88 УК РСФСР), рассматривались как иные государственные преступления. Квалифицированное фальшивомонетничество каралось смертной казнью . Тем не менее выделение экономической преступности в отдельный вид с последующим его подробным изучением произошло только в конце 1980-х гг.

Однако несмотря на то, что сегодня экономическая преступность выходит на первый план, до сих пор не существует единого подхода к пониманию ее содержательного наполнения. С одной стороны, формально УК РФ относит к экономическим все преступления, предусмотренные в разделе «Преступления в сфере экономики »; с другой стороны, здравый смысл подсказывает, что, безусловно, нельзя относить к этой группе имущественные некорыстные преступления (умышленное уничтожение и повреждение имущества, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и др.). Не менее сомнительным выглядит и отнесение к разряду экономических большей части хищений. Исключение составляют крупные присвоения и растраты, а также мошенничества . Во многих случаях явственный экономический характер носит причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием. Об отнесении вышеуказанных преступлений против собственности к группе преступлений экономической направленности говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста ». Пункт 4.1 прямо относит указанные составы к разряду совершенных в сфере предпринимательской деятельности , если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления непосредственно связаны с указанной деятельностью.

Наряду с вышеуказанными преступлениями существует значительное число преступлений, не посягающих формально на экономические отношения, однако являющихся постоянными сателлитами экономических преступлений, а также иные преступные деяния, которые совершаются по корыстным мотивам, на систематической основе и представляют собой различные формы криминального бизнеса . Включение последних в экономическую преступность с криминологической точки зрения не бесспорно. Тем не менее приходится признать, что организованная преступность, охватывающая традиционно такие сегменты теневого рынка , в последующем стремится легализовать полученные средства через свою «серую» часть, которая характеризуется полным спектром «классических» экономических преступных проявлений. Это делает невозможным разделение финансовых потоков и, следовательно, предполагает выработку единых стратегий по пресечению таких видов деятельности. В конечном итоге нельзя сводить экономическую преступность исключительно к преступности в сфере экономической деятельности в пределах ОКВЭД.

Отсутствие должной квалификации у сотрудников проверяющих органов, постоянно падающий уровень подготовки в правоохранительных органах и судах вкупе с повсеместно распространенной коррупцией позволяют бизнесу существовать на грани «света и тени».

К числу криминогенных факторов также можно отнести крайнюю неблагонадежность первоначального капитала , за счет которого был сформирован основной конгломерат собственников. В самом начале реформ во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. главные империи были выстроены за счет весьма сомнительных приватизационных схем, средства на которые, немыслимые по масштабам советского времени, были предоставлены в значительной части случаев специфическими кредиторами. Они пополнялись за счет «общаков» — казны организованной преступности. Таким образом, существенная часть российской экономики изначально оказалась под контролем организованной преступности.

Последующие войны между организованной преступностью старой и новой формации привели к устранению или к уходу со сцены многих лидеров преступного мира. За это время на управлении этими беспрецедентными ресурсами сформировали свои сверхсостояния многие нынешние «капитаны» российского бизнеса. Очевидно, что специфические черты личности этих людей препятствуют формированию системы социально ответственного бизнеса.

В последующие пять-семь лет российская экономика пережила этап нестабильности и безвластия, который характеризовался бегством капиталов за рубеж. Наибольшую сложность представляет даже не то, что были выведены и размещены на счетах и в депозитариях банков колоссальные суммы в иностранной валюте. Управление всеми значимыми активами на территории нашей страны было передано офшорным компаниям. К моменту ратификации Страсбургской конвенции об отмывании денег все структурообразующие предприятия , в первую очередь нефте- и газодобывающей отрасли, энергетики, крупные производственные комплексы оказались за пределами российской юрисдикции, их доходы — вне досягаемости фискальной системы, а их владельцы надежно укрытыми двух-, трехступенчатой корпоративной завесой. Этот процесс продолжается и по сей день. Колоссальные средства, полученные прежде всего в рамках коррупционных схем, аккумулируются на счетах офшорных компаний, посредством которых уже в виде «иностранных» инвестиций внедряются в российскую экономику.

Последствия этого все могли наблюдать в конце 2008 г., когда в ожидании первой волны кризиса все средства были изъяты из российской экономики разом, что вызвало обрушение фондового рынка.

Также этому способствует, как уже отмечалось ранее, наличие огромного числа фирм-однодневок, зарегистрированных на номинальных владельцев.

Меры предупреждения экономической преступности

Сегодня перед российским обществом стоит непростая задача — эффективное противодействие экономической преступности путем воздействия на факторы, ее порождающие. В последние два-три года государство предпринимает в этом направлении не бесспорные, но вполне последовательные шаги. С одной стороны, происходит ограничение

Особенная часть криминологии вмешательства государства в какой бы то ни было форме в предпринимательскую деятельность , провозглашен переход от сырьевой к инновационной экономике . Предполагается придание Москве статуса еще одного мирового финансового центра. Параллельно с этим в условиях многолетнего профицита бюджета , позволившего расплатиться с зарубежными кредиторами, сформировать Стабилизационный фонд, а также реализовать взвешенную монетарную политику, были созданы условия по поддержанию базовых, в первую очередь наукоемких отраслей экономики путем заключения с предприятиями крупных государственных контрактов. Безусловно важным положительным моментом является вступление РФ в ВТО. Россия также стала участником многих международных соглашений, позволяющих сотрудничать с другими государствами в части отслеживания неправомерно полученных доходов . Многие российские компании размещают ценные бумаги (в основном облигации) на зарубежных биржевых площадках, что предъявляет повышенные требования к их финансовой отчетности и способствует повышению транспарентности. С другой стороны, уголовное законодательство подверглось существенному реформированию.

Тем не менее государству требуется принять дополнительные общесоциальные и специальные меры:

  • необходимо укрепить государственную социальную политику, особенно по значимым для населения направлениям;
  • предпринять дополнительные меры по снижению уровня коррупции и повышению профессионализма в государственных контролирующих и правоохранительных органах , обеспечить независимость судебной системы , ее открытость и доступность правосудия ;
  • провести скорейшее реформирование налоговой системы, направленное на сокращение налогового бремени;
  • принять самые решительные меры по выявлению сетей, занимающихся обналичиванием денежных средств , создать серьезные препоны на пути возникновения фирм-однодневок;
  • сократить объем оборачиваемых наличных средств, обеспечить доминирование системы безналичных расчетов ;
  • установить единые правила применения российских и международных стандартов (РСБО и МСФО) в бухгалтерской отчетности.