Консульские учреждения: порядок их создания и назначения консула. Функции консульских учреждений К функциям консульских учреждений относятся
Лекция 6. ВИДЫ КОНСУЛОВ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2. Консульские функции
1. Виды консулов и консульских учреждений
К о н с у л (лат. consul) - должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Консул не должен нарушать местный правопорядок, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется посольством представляемого государства.
Консулы подразделяются на два вида: штатные, или профессиональные, и нештатные, или почетные.
Штатные консулы - это лица, состоящие на государственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства жалование. Поскольку они не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью (частнопредпринимательской и т. п.), кроме исполнения консульских обязанностей, их принято называть карьерными консулами.
Нештатные консулы - это лица, не состоящие на государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания. Как правило, их назначают из числа граждан государства пребывания - видных юристов, коммерсантов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья нештатные консулы не получают, но в качестве платы за выполнение консульских функций они обращают в свою пользу консульские сборы.
Консульские сборы - это платежи, взимаемые консулом (консульством) за выполняемые консульские действия: выдачу паспортов, виз, прием и оформление ходатайств по вопросам гражданства, регистрацию актов гражданского состояния и т. д. Они взимаются по тарифу, устанавливаемому в соответствии с законодательством страны, назначившей консула, и поступают в государственный бюджет этой страны. Сборы, взимаемые нештатными консулами, обращаются в их пользу.
Главы консульских учреждений подразделяются на четыре класса:
· генеральные консулы;
· консулы;
· вице-консулы;
· консульские агенты.
Международная практика следует правилу, по которому класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения. Однако в некоторых странах консульская служба отделена от дипломатической и ее работникам присваиваются специальные ранги.
Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида:
· генеральное консульство - учреждается в крупных коммерческих или промышленных центрах или в крупных портах;
· консульство;
· вице-консульство - учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого - штатное должностное лицо, подчиненное консулу;
· консульское агентство - это канцелярии, создаваемые в Портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа.
Консульская деятельность осуществляется также консульскими отделами посольств. Заведующий отделом именуется "генеральный консул" или "консул". При отсутствии отдельных консульств своей страны деятельность такого консульского должностного лица распространяется на всю территорию государства пребывания. В других случаях его деятельность ограничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств.
2. Консульские функции
Основная задача консулов заключается в том, чтобы защитить в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц. Консул дожжен стремиться также к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания.
Консульские функции могут быть сведены к следующим специфическим областям:
1. Функции по защите интересов представляемого государства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые предусмотрены законом.
2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осуществляет охрану и защиту экономических и правовых интересов представляемого государства, его юридических лиц и граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, договоров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании правовой помощи и т. д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.
Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообщения о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребывания в области судоходства, воздушной навигации, таможенных установлений и т. д.
3. Административные функции . В отношении граждан своего государства консул регистрирует акты гражданского состояния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление , установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоянно проживающих за границей, о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, имени и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным
4. Нотариальные функции . Консул составляет, свидетельствует или принимает на хранение завещательные распоряжения и все односторонние акты граждан представляемого государства, а также оформляет двусторонние юридические сделки. На консулов возлагается функция по легализации документов и актов, составленных при участии местных властей консульского округа или исходящих от них. Консул принимает на хранение от соотечественников денежные суммы, документы и предметы всякого рода.
5. Информационная функция. Консул собирает информацию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему правительству и сообщает необходимые сведения заинтересованным лицам и организациям представляемого государства. Консул ведет учет сограждан в стране пребывания, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие представителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязанностей. Консул имеет право без доверенности представлять в учреждениях государства пребывания интересы соотечественников, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам.
3. Консульские привилегии и иммунитеты
Под консульскими привилегиями и иммунитетами в международном праве понимаются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания консульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегированный статус консульских учреждений, членов их персонала закрепляется либо в многосторонних и двусторонних консульских конвенциях, либо определяется обычаями и местными законами.
Одной из основных привилегий является право экспонировать эмблемы аккредитующего государства: помещать на здании консульского учреждения щит с изображением герба своей страны и названием консульства на двух языках (представляемого государства и государства пребывания), а также вывешивать свой государственный флаг.
Предусматривается также неприкосновенность консульских помещений. Под консульским помещением понимается здание или часть здания, включая резиденцию главы консульского учреждения, подсобные помещения, а также земельный участок, обслуживающий это здание, используемые исключительно для консульских целей, независимо от того, чьей собственностью они являются. Принцип неприкосновенности консульских помещений юридически означает, что власти государства пребывания не могут вступать в консульские помещения, иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Следует отметить, что Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. допускает, что в случае пожара или другого стихийного бедствия такое согласие может предполагаться. Вместе с тем на государстве пребывания лежит обязанность принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения любого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.
Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиций. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
В число привилегий консульского учреждения входит и право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства. В настоящее время признается принцип свободы сношений консульского учреждения с органами своего государства, где бы они ни находились, означающий свободу от всякого вмешательства и цензуры со стороны государства пребывания. В этих целях консульства могут пользоваться всеми обычными средствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и консульскими курьерами.
Поскольку консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства представляемого государства и его органов, принцип ее неприкосновенности поддерживается, как правило, внутригосударственными актами.
Правом неприкосновенности пользуются консульские архивы и документы, причем в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнанным в международном праве и закреплено как в международных консульских соглашениях, так и во внутригосударственных актах многих стран мира.
Консульские учреждения имеют налоговые и таможенные льготы. Консульские помещения и жилые помещения должностных лиц и сотрудников консульства, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемого государства, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это же положение распространяется и на движимое имущество, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для консульских целей.
Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на государство пребывания обязанность относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и не допускать каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Консульские должностные лица в случае совершения ими тяжких преступлений не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению без постановления компетентных судебных властей. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консула возбуждается уголовное дело, он обязан лично явиться в компетентные органы.
Если обвинение предъявлено главе консульского учреждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через дипломатические каналы.
Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положениями Венской конвенции консульские должностные лица и служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении служебных функций.
Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция освобождает консульских должностных лиц и консульских служащих, а также членов их семей, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество . Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов , сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.
Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (личный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, личный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.
К функциям консульских учреждений относятся:
1) информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;
2) информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;
3) учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;
4) консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;
5) паспортно-визовая работа, т. е. выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;
6) выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
7) консульская легализация,т. е. установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;
8) выполнение соответствующих действий по истребованию документов;
9) охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, особенно когда над ними требуется установление опеки или попечительства;
10) совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;
11) выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства. Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания, или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами. Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение. Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства. Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами. Важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, а также обычных средств связи с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания.
Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала
Консульские функции
Понятие и источники консульского права
Тема 7. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО
Как правило, установление дипломатических отношений влечет за собой и установление консульских, которые могут осуществляться и между государствами, не поддерживающими дипломатических отношений. В случае их разрыва за этим не следует автоматического прекращения консульских связей.
В число источников консульского права входят международный договор и международный обычай. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., а также Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. Как правило, консульские отношения регулируются также специальными соглашениями между государствами.
Существуют следующие виды консульских учреждений:
· генеральные консульства,
· консульства,
· вице-консульства и консульские агенты.
К консульским учреждениям относятся и консульские отделы дипломатических представительств.
При назначении на должность консул получает Письменное полномочие - консульский патент. Страна пребывания выражает свое согласие (экзекватуру) на назначение консула в определенном консульству округе.
В отличие от дипломатических представителей консул не является полномочным представителем своего государства в стране пребывания. Он представляет государство только по определенному кругу вопросов.
В консульской практике существует также обычай назначения нештатных (почетных) консулов, которыми могут быть граждане страны пребывания или третьих стран. Почетные консулы не состоят на государственной службе и не получают денежного вознаграждения.
Функции консульских учреждений несколько уже, чем посольств. Они сводятся к следующим:
· информирование властей представляемого государства о стране и округе пребывания;
· информирование находящихся в консульском округе соотечественников о законах и обычаях страны пребывания;
· учет соотечественников в консульском округе;
· консультационная и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций;
· паспортно-визовая работа;
· выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
· консульская легализация;
· истребование документов;
· охрана в стране пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих дееспособностью, являющихся гражданами представляемого государства;
· представительство или обеспечение представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях страны пребывания;
· выполнениё поручений следственных или судебных органов представляемого государства.
Консульской легализацией считается установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей страны пребывания, и соответствия их его законам и правилам.
Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции:
1. защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц;
2. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;
3. выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;
4. выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;
5. оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства;
6. исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;
7. охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;
8. представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;
9. передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;
10. осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.
За выполнение определенных официальных действий консульства взимают консульские сборы.
54.Порядок назначения глав консульских учреждений.
В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:
1. генеральный консул;
2. консул;
3. вице-консул;
4. консульский агент.
Глава консульского учреждения
назначается представляемым государством,
А допускается к выполнению своих функций - государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.).
1) Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются
o полное имя и фамилия,
o класс, к которому он принадлежит,
o консульский округ и местонахождение консульского учреждения.
2) Представляемое государство направляет этот патент правительству государства , на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции.
⇒ При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).
3) Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой .
⇒ Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте.
⇒ Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры , не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.).
⇒ До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.).
⇒ Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается.
4) Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания
немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа
обеспечивает принятие мер , необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.
Прекращение консульских функций. Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:
1. уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;
2. аннулирования экзекватуры;
3. уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).
4. Если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания
Также по кафедральному:
5. Отозвания назначившим государством
6. Объявление нежелательным лицом
7. Закрытие консульского учреждения
⇒ Консул по указанию своего государства может поручить охрану прав своих соотечественников консулу третьего государства
Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта , предоставлять
✓ работникам консульского учреждения
✓ частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания,
✓ а также членам их семей, проживающим вместе с ними,
o независимо от их гражданства,
время и условия , необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.
В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:
❖ государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;
❖ представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству .
55. Консульские привилегии и иммунитеты
Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты - это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется
o международными договорами
o обычаями,
o законодательством государства пребывания.
Однако они еще не равны дипломатическим преимуществам, привилегиям и иммунитетам.
Главное отличие состоит в том, что
⇒ консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер , т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей . Именно это отличие зафиксировано в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция
К приближению,
А иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.
Консульские иммунитеты относятся:
❖ к учреждению в целом
❖ к его персоналу.
Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:
1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;
2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества;
⇒ Местные власти могут вступать в консульские помещения только с согласия консула или дипломатического представительства.
⇒ Такое согласие предполагается в случае пожара или иного стихийного бедствия.
3) освобождение консульского имущества от обыска и реквизиции;
4) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;
5) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;
⇒ Консульство сносится непосредственно с властями консульского округа ,
⇒ а с центральными властями - через свое посольство .
⇒ Иное положение может быть установлено местным правом или международным договором.
6) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.
⇒ Соответствующие органы государства пребывания безотлагательно сообщают в консульство
Обо всех случаях ареста или задержания граждан представляемого государства
Обо всех случаях смерти и установления опеки в отношении граждан представляемого государства,
А также об авариях судов и самолетов , зарегистрированных в этом государстве.
⇒ Консулы могут посещать своих граждан, находящихся под стражей, если последние против этого не возражают.
⇒ Консулы вправе предпринимать меры по обеспечению юридического представительства своих граждан, но сами делать этого не должны .
7) Консульство вправе взимать консульские сборы за совершение относящихся к его компетенции актов. Сборы не подлежат налогообложению .
Иммунитет персонала консульства зависит от его категории.
Консульские должностные лица - лица, которые выполняют консульские функции.
Консульские служащие - лица, выполняющие административные или технические обязанности.
Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.
Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:
1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений .
⇒ В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;
2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций;
3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;
4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.
5) Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра.
⇒ Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу.
⇒ Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица
!!!Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет!!!
Привилегии консульских служащих и обслуживающего персонала:
Консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей.
Служащие , а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов.
Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату.
Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний.
Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний.
Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то кнему не должны применяться меры принуждения.
Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение.
Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.
56. Понятие и состав государственной территории
В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как:
сухопутная;
водная поверхность земного шара;
его недра;
воздушное пространство;
космос, включая Луну и другие небесные тела.
С точки зрения МП территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства.
В МП в соответствии с существующим правовым режимом различают три вида территорий:
1) государственная территория;
2) территория со смешанным режимом;
3) территория с международным режимом.
Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства . К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100-110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически - на доступную для проникновения глуби-
ну). Над гос территорией государство осуществляет свою верховную власть (суверенитет в старом понимании слова). К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.
Квазитерритории - это так называемые ≪плавучие≫ и ≪летучие≫ территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств .
Это лишь условное отождествление (лишь юридическая, но не природная сущность). На квазитерриториях государство также осуществляет суверенитет.
К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных МП, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов.
К такого рода территории относятся:
исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль от берега;
континентальный шельф (подводная часть материка).
Территория с международным режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с МП.
К таким территориям, в частности, относятся:
открытое море;
воздушное пространство над ним;
морское дно;
недра морского дна за внешней границей континентального шельфа;
Антарктика;
космос и небесные тела в нем.
Режим территорий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции, определяется исключительно МП.
В Конвенциях, регулирующих статус Луны и морского дна, говорится, что это «общее наследие всего человечества. »Причем государства-участники согласились с тем, что не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего
наследия человечества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО В ЭТОМ ВОПРОСЕ!!!
Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности, в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др.
Специальные функции консульских учреждений весьма разнообразны. К ним относятся:
- -- информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;
- -- информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;
- -- учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;
- -- консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;
- -- паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;
- -- выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
- -- консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;
- -- выполнение соответствующих действий по истребованию документов;
- -- охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;
- -- совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;
- -- выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.
Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть, М., 2005. - с. 311.
Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение.
Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства.
Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов.
Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами.
Очень важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания. Работники консульского учреждения пользуются свободой передвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности Теория международных отношений: Учебное пособие / Цыганков П.А.. - М.; Гардарики, 2004. - с. 364.
В ходе осуществления своей деятельности консульские учреждения обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и правила.
Государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уважение и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц.