Международное сотрудничество в области информационной безопасности. Взаимодействие элементов систем безопасности


Иные виды деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации
Полномочия высших государственных органов власти в вопросах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации

Военная служба
Воинская обязанность

Безопасность Российской Федерации

Что понимается под безопасностью Российской Федерации?

Безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы (национальные интересы) - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 05. 03. 92 г. № 2446-1).

Угроза безопасности Российской Федерации

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»).

Виды угроз безопасности

В зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности, угрозы безопасности можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Обеспечение безопасности Российской Федерации

Безопасность Российской Федерации достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер политического, экономического, военного, разведывательного, контрразведывательного, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Россий-вкой Федерации разрабатывается система правовых Норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в Данной области, формируются или преобразуются Органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по Обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ «О безопасности»).

Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

Законность;

Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

Интеграция с международными системами безопасности.

Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности Российской Федерации

При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 7 Закона РФ «О безопасности»).

Основные функции системы безопасности

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов без-

опасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией (ст. 8 и 9 Закона РФ «О безопасности»).

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации создаются и развиваются в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента России, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

Службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны МЧС;

Пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД;

Органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

Службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности (ст. 12 Закона РФ «О безопасности»).

Организация информационной безопасности предполагает разработку определённых принципов её обеспечения. Одним из основных является принцип баланса интересов личности, общества и государства . Личность заинтересована в конфиденциальности информации об интимной жизни, доходах, социально значимых ошибках и т.д., а общество заинтересовано в получении сведений об антисоциальных проявлениях, коррупции, преступных доходах и т.д.

Принцип законности и правой обеспеченности . Рост значимости ИБ явно опережает развитие соответствующей сферы права, чем умело пользуются и политики, и преступники. Средства массовой информации (СМИ) не несут практически никакой ответственности за ложную информацию, направленную на массового потребителя этой информации (читателя, телезрителя).

Принцип интеграции с международными системами безопасности информации . Глобализация жизни на планете требует развития международных коммуникаций и их согласованности в обеспечении безопасности передачи информации.

Принцип экономической эффективности . Этот принцип говорит о том, что результаты от мер ИБ должны превышать совокупные затраты на них. Если этот принцип не соблюдается, то меры по обеспечению секретности информации не только не окупаются, но даже вредят прогрессу.

Принцип мобильности системы ИБ . Система ИБ должна не допускать неоправданных режимных ограничений, т.к. одновременно с этим государство утрачивает возможность защищать главное богатство своей страны - способность создавать и генерировать новые знания.

Принцип презумпции несекретности информации означает, что строгому нормированию подлежит конфиденциальность, а не гласность.

При разработке и проведении в жизнь политики информационной безопасности в какой-либо организации целесообразно руководствоваться следующими принципами:

Принцип невозможности миновать защитные средства говорит сам за себя и не требует дополнительных пояснений.

Принцип усиления самого слабого звена . Надежность любой обороны определяется самым слабым звеном. Злоумышленник не будет бороться против силы, он предпочтет легкую победу над слабостью. Часто самым слабым звеном оказывается не компьютер или программа, а человек, и тогда проблема обеспечения ИБ приобретает нетехнический характер.

Принцип невозможности перехода в небезопасное состояние означает, что при любых обстоятельствах, в том числе нештатных, защитное средство либо полностью выполняет свои функции, либо полностью блокирует доступ.

Принцип минимизации привилегий предписывает выделять пользователям и администраторам только те права доступа, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей. Назначение этого принципа - уменьшить ущерб от случайных или умышленных некорректных действий пользователей и администраторов.

Принцип разделения обязанностей предполагает такое распределение ролей и ответственности, чтобы один человек не мог нарушить критически важный для организации процесс или создать брешь в защите по заказу злоумышленников.

Принцип эшелонированности обороны предписывает не полагаться на один защитный рубеж, каким бы надежным он ни казался. За средствами физической защиты должны следовать программно-технические средства, за идентификацией и аутентификацией - управление доступом и, как последний рубеж, протоколирование и аудит. Эшелонированная оборона способна, по крайней мере, задержать злоумышленника, а наличие такого рубежа, как протоколирование и аудит, существенно затрудняет незаметное выполнение злоумышленных действий.

Принцип разнообразия защитных средств рекомендует организовывать различные по своему характеру оборонительные рубежи, чтобы от потенциального злоумышленника требовалось овладение разнообразными и, по возможности, несовместимыми между собой навыками (например, умением преодолевать высокую ограду и знанием слабостей нескольких операционных систем).

Принцип простоты и управляемости информационной системы . Залогом информационной безопасности являются не сложность и скрытность, а, напротив, простота и апробированность. Только в простой и управляемой системе можно проверить согласованность конфигурации различных компонентов и осуществить централизованное администрирование.

Принцип обеспечения всеобщей поддержки мер безопасности носит нетехнический характер. Если пользователи и/или системные администраторы считают информационную безопасность чем-то излишним или даже враждебным, режим безопасности сформировать заведомо не удастся. Следует с самого начала предусмотреть комплекс мер, направленный на обеспечение лояльности персонала, на постоянное обучение, теоретическое и, главное, практическое.

В настоящее время остро ощущается необходимость в объединяющей все народы России идее самосохранения в виде научно обоснованной системы мер, механизмов и инструментов обеспечения национальной безопасности России, развивающих ее доктрин и стратегий, касающихся военной, внешне-политической, экономической и информационной, научно-технической и других сфер.

Сложность данной проблемы обусловлена причинами объективного и субъективного характера: недостаточной разработанностью соответст-вую­щей теории и методологии и необходимостью развития соответствующих на­учных школ.

Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности употреблено в 1904 г. в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу США, где он обосновывал военную акцию присоединения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности - националь­ными интересами. В последующие годы эта проблема стала стержневой в иссле­дованиях американских политологов. Источник понятия национальной безопасности американские авторы видят в теории национальных интересов.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения понятие «национальная безопасность», достаточно прочно вошедшее в лексикон и жизнь современного об­щества и государства во многих странах мира.

Нация (государство) находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в состоянии, руководствуясь национальными це­лями, защитить эти интересы посредством политических, экономических, со­циально-психологических, военных и других действий.

На рис. 1 представлен понятийный базис категории «национальная безопасность» (ее состав и некоторые существенные признаки).

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных инте­ресов личностей (граждан), общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, ин­формационных, экологических и др.)

Национальная безопасность - это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, во­енные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

Опасность - вполне осознаваемая, объективно существующая, но не фа­тальная вероятность (возможность) негативного воздействия на социальный организм или на что-либо, определяемая наличием объективных и субъектив­ных факторов, обладающих поражающими свойствами, в результате которого может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние и/или условия жизнедеятельности и придающий его развитию нежелательные динамику (характер, темпы) или параметры (свойства, формы и т.д.).

Угроза - наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т.е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия, или совокупность усло­вий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и госу­дарства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни. С момента своего появления на Земле человек живет в окружении постоян­ных угроз, исходящих извне и существующих внутри его сообщества. Угро­зы исходят от различного рода источников опасности.

Источники опасности - это условия и факторы, таящие в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупно­сти обнаруживающие враждебные намерения, вредоносные свойства, деструк­тивную природу. По своему генезису имеют следующее происхождение: естественно-природное; техногенное; социальное.

Рассмотрим основные положения Федерального закона РФ «О безопасности». Настоящий закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Факторы, определяющие национальную безопасность:

1) сохранение лидерства в политической, экономической, техноло-гиче­ской и военной сферах;

2) защита внутренних и внешних национальных интересов;

3) выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

4) создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

5) управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

6) осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

7) участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Политикой национальной безопасности является взаимоувязанная система целенаправленных усилий государства и других политических институтов общества, призванных обеспечить надежное их функционирование. Кроме этого, защита собственных интересов национальной безопасности и деятельность специальных служб, также являются составной частью политики национальной безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

Законность;

Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

Интеграция с международными системами безопасности.

Безопасность Российской Федерации - одна из качественных характе­ристик того конкретного исторического комплекса (социума), существующе­го в определенных пространственных, временных, географических условиях, составные элементы которого личность, общество и государство.

В России понятие «национальная безопасность» вошло в теорию и прак­тику лишь в 1991 г. Концепция национальной безопасности силу закона в России получила лишь в начале 1992 г., когда Указом Президента Россий­ской Федерации от 5 марта 1992 г. утвержден Закон «О безопасности», хотя термин «национальная безопасность» в нем и не употребляется, но основные категории этого понятия присутствуют.

Первая попытка разработки концепции национальной безопасности наше­го государства предпринята в мае 1990 г. Комитетом ВС СССР по обороне и государственной безопасности. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 утверждена «Концепция национальной безо­пасности Российской Федерации».

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - систе­ма взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Исходя из положений концепции безопасности, разрабатываются концеп­ции (доктрины) во внешнеполитической, экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видах безопасности, включая охрану здоровья населения.

Программа действий по реализации положений концепции национальной безопасности на тот или иной конкретный промежуток времени называется стратегией обеспечения национальной безопасности.

И нтеграция как новый подход к построению систем безопасности.

Журавлев Сергей Павлович,

аспирант Международного Университета «Дубна»,

инженер-программист ОАО «Приборный завод «ТЕНЗОР».

Журавлев Павел Петрович,

соискатель.

Проведен обзор традиционного и интегрированного подходов к построению систем безопасности, детально рассмотрены достоинства и недостатки обоих подходов. Обоснована актуальность использования интегрированных систем безопасности, указаны их преимущества перед традиционными системами. Рассмотрены примеры интеграционных связей. Указаны перспективы дальнейшего развития интегрированных систем.

В настоящее время особую важность имеет вопрос построения высокоэффективных систем безопасности (СБ), представляющих собой совокупность инженерно-технических решений, направленных на защиту жизненно-важных ресурсов объекта от различных угроз [

\\* MERGEFORMAT "">1].

В развитии систем безопасности можно выделить два основных периода:

Легендарная компания. Современные тренды дизайна, профессиональный ремонт

1. Традиционные системы безопасности;

2. Интегрированные системы безопасности.

Традиционные системы безопасности .

Традиционно система безопасности охраняемого объекта строилась из набора автономных базовых систем, каждая их которых обеспечивала защиту от конкретной угрозы:

1. Система охранной сигнализации (СОС) – предназначена для своевременного оповещения службы охраны о проникновении или попытке проникновения на охраняемый объект с фиксацией факта, места и времени нарушения рубежа охраны;

2. Система пожарной сигнализации (СПС) – предназначена для обнаружения очага пожара, сообщения о конкретном месте возникновения пожара, оповещения о пожаре в здании находящихся там людей, формирования управляющих сигналов для систем автоматического пожаротушения. Ввиду схожести организации, СПС часто объединяют с СОС. Далее в тексте систему охранно-пожарной сигнализации будем сокращенно называть ОПС;

3. Система видеонаблюдения (СВН) – осуществляет видеоконтроль помещений охраняемого объекта;

4. Система контроля и управления доступом (СКУД) – позволяет вести контроль доступа лиц на охраняемую территорию, вести строгий учет посещений, организовывать разграничение прав доступа и времени доступа на объекты [

\\* MERGEFORMAT "">2].

Достоинствами применения традиционных систем являются:

1. Надежность и простота использования традиционной аппаратной базы и опробованных технических решений;

2. Сравнительно небольшие затраты на готовые решения.

К недостаткам относятся:

1. Информационная перегрузка оператора. Каждая из подсистем имеет собственные автоматизированные рабочие места (АРМ). Для оценки текущей ситуации на объекте оператору необходимо контролировать одновременно несколько АРМ различных подсистем, что ведет к снижению вероятности правильной, адекватной реакции на происходящие события, особенно в чрезвычайных ситуациях;

2. Отсутствие взаимодействия между системами. Требуется время, чтобы логически сопоставить информацию, поступающую от разных подсистем, и сформировать правильную реакцию на происходящие события. Например, при срабатывании датчика СОС необходимо увидеть соответствующий участок охраняемой территории. При этом время, потраченное на поиск нужного видео-монитора СВН, может оказаться критическим в чрезвычайной ситуации;

3. Установка всех необходимых для обеспечения эффективной защиты объекта систем требует, как правило, значительных затрат и приводит к ненужному дублированию функций и высоким эксплуатационным расходам;

4. Низкая степень автоматизации процессов управления, контроля и принятия решений по обеспечению безопасности. Отсюда большая нагрузка на оператора, сильное влияние человеческого фактора. В большинстве случаев функции управления и анализа возлагаются на человека [

Интегрированные системы безопасности .

Интеграция – качественно новый этап в построении систем безопасности. Основным признаком интегрированной системы безопасности (ИСБ) является совместное использование ресурсов подсистем, в результате чего система как целое приобретает качественно новые свойства, в отличие от случая автономной работы подсистем.

Выделяют следующие уровни интеграции различных систем безопасности:

Пример релейной интеграции: детектор движения видеокамеры через тревожный выход генерирует тревожный сигнал,контроллер нижнего уровня (НУ, аппаратный уровень)ОПС получает его через шлейф сигнализации и передает на ВУ ОПС подобно тому, как передается тревожный сигнал от охранно-пожарных датчиков (

\\* MERGEFORMAT "">Рис. 1). Фактически мы получили еще один тип охранных датчиков, что приводит к увеличению степени защиты охраняемого объекта.

Рис. 1 .

Пример релейной интеграции: аппаратный детектор движения видеокамеры как датчик ОПС.

2. Глубокая аппаратная интеграция . Этот принцип интеграции применяется обычно при построении систем на базе оборудования, выпускаемого, как правило, одним производителем. При этом оборудование, относящееся к различным подсистемам, обладает единым аппаратным интерфейсом, обеспечивающим как программную, так и внутреннюю аппаратную совместимость. У данного способа интеграции есть неоспоримое достоинство – сохранение внутренних логических связей в системе в случае выхода из строя управляющего компьютера/компьютеров. Однако следует заметить, что перечень подсистем безопасности, производимых одной компанией, не бесконечен, к тому же заказчика не всегда может удовлетворить технический уровень или предлагаемая функциональность какой-либо из подсистем.

Пример глубокой аппаратной интеграции: автоматическая разблокировка двери при пожаре (

\\* MERGEFORMAT "">Рис. 2 ). При срабатывании пожарного датчика контроллер НУ ОПС формирует управляющую команду и передает ее через некоторый аппаратный интерфейс (к примеру, RS -232 или RS -485) на контроллер НУ СКУД, который в свою очередь через ключи управления инициирует разблокировку замков двери.


Рис. 2 .

Пример глубокой аппаратной интеграции: автоматическая разблокировка двери при пожаре.

3. Программная интеграция . Взаимодействие подсистем происходит на программном уровне. Данный способ интеграции требуется при построении больших по объему и сложных ИСБ, когда возникает задача согласованной работы оборудования подсистем разного функционального назначения, строящихсяна базе различных программно-аппаратных платформ [

\\* MERGEFORMAT "">4]. Можно выделить два типа программного взаимодействия подсистем:

I. Подсистема A запрашивает необходимую информацию у подсистемы B , используя ее в своих целях (либо подсистема В информирует подсистему А , предоставляя ей свои ресурсы).

Например, ОПС запрашивает информацию о событиях детектора движения видеокамеры СВН (либо СВН информирует ОПС о событиях детектора движения видеокамеры);

II. Наряду с предоставлением информации, подсистема A посылает управляющие команды подсистеме B (или цепочку команд нескольким подсистемам),влияя на ее (их) работу.

К примеру, ОПС дает команду СКУД на закрытие всех дверей в заданном помещении. Здесь следует отличать информирование подсистемой ОПС подсистемы СКУД о пожаре с принятием подсистемой СКУД решения об открытии двери и принятие решения об открытии двери подсистемой ОПС с безусловным выполнением команды на открытие двери подсистемой СКУД.

Оба типа взаимодействия могут быть использованы для реализации механизма сценариев: по событиям одной или нескольких подсистем происходит управление ресурсами других подсистем. Реализация сценариев возможна в рамках некоторой отдельной управляющей подсистемы, где происходит сбор событий и посылка управляющих команд подсистемам. При этом появляется возможность получения максимума разнообразной информации, анализа и выработки разнообразных управляющих воздействий на основе единого информационного поля, а также возможность создания и внедрения сложных алгоритмов функционирования [

\\* MERGEFORMAT "">5].

Можно по-другому взглянуть на эти способы интеграции подсистем.

Интеграция по типу I – это интеграция со слабыми связями. При отказе смежных подсистем сама подсистема продолжает функционировать. Теряются лишь дополнительные возможности приобретенные системой при использовании ресурсов смежной подсистемы.

Интеграция по типу II – это интеграция с сильными связями. Основным недостатком данного способа интеграции является то, что при выходе из строя управляющей подсистемы нарушается логика работы системы в целом. Однако этот недостаток, при необходимости, может быть устранен путем дублирования или резервирования управляющей подсистемы.

Пример программной интеграции: при срабатывании пожарного датчика ВУ ОПС получает тревожное извещение от контроллера НУ ОПС, после чего ВУ ОПС, имея проектную ассоциацию видеокамеры с соответствующим датчиком, запрашивает видео-изображение с ВУ СВН по соответствующей видеокамере (тип интеграции I ,

\\* MERGEFORMAT "">Рис. 3). Вместе с тем, эта цепочка может быть продолжена, к примеру, посылкой команды блокировки дверей в ВУ СКУД (тип интеграции II ).


Рис. 3 .

Пример программной интеграции: вывод «живого видео» на ВУ ОПСс камеры СВН, ассоциированной с объектом охраны ОПС.

На практике обычно используют все три уровня интеграции с учетом их достоинств и недостатков.

По сравнению с простой совокупностью отдельных систем и средств защиты, применение интеграции обеспечивает следующие преимущества:

1. Более быструю и точную реакцию на происходящие события;

2. Существенное уменьшение потока информации, получаемой оператором;

3. Облегчение работы оператора за счет автоматизации процессов управления, контроля и принятия решений по обеспечению безопасности [

\\* MERGEFORMAT "">6].

4. Существенное уменьшение вероятности ошибочных действий оператора (как следствие из двух предыдущих пунктов);

5. Возможность анализа и выработки разнообразных управляющих воздействий на основе единого информационного поля;

6. Простоту и возможность получения максимума разнообразной информации;

7. Возможность создания и внедрения сложных алгоритмов функционированияотдельных элементов системы;

8. Уменьшение затрат на оборудование ввиду многофункционального использования отдельных систем и более полной их загрузки;

К недостаткам интегрированных систем можно отнести повышенные требования к надежности управляющей подсистемы (при ее наличии).

Заключение .

В заключение скажем несколько слов о перспективах развития интегрированных систем безопасности. Основные направления определяются следующими требованиями:

1. Снижение роли человека в процессе обеспечения безопасности за счет повышения интеллектуальности систем;

2. Снижение уровня ложных срабатываний за счет более тесного использования подсистем;

3. Требование открытости. Разработчики ИСБ должны обеспечить заказчику посредством открытых протоколов возможности подключения систем и оборудования других производителей и гибкого настраивания ИСБ под свои нужды.

Реализация указанных требований с одной стороны позволит увеличить эффективность систем безопасности, снизить человеческий фактор, с другой – сделает построение интегрированных систем более прозрачным. 4. Омельянчук А. Integratio sapiens // Все о вашей безопасности. – 2004. – № 4

Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности, интеграция с международными системами безопасности.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается. Определены основные функции этой системы. Рассмотрен вопрос разграничения полномочий органов власти в системе безопасности.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Определены его полномочия, а также полномочия Совета Министров РФ и федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

Самостоятельный раздел Закона посвящен Совету безопасности РФ - конституционному органу, осуществляющему подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Совет рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и несет ответственность перед Верховным Советом РФ за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. В состав Совета безопасности входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Регламентированы порядок принятия решений Советом. Рассмотрены вопросы структурной организации Совета.

Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных средств.

Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности осуществляет Верховный Совет. Функция надзора за законностью деятельности органов обеспечения безопасности возложена на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.