Прокуратура российской федерации. Генеральная прокуратура российской федерации Генеральная прокуратура рф о

Юрисдикция: является независимым
органом государственной власти Предшествующая
служба:
Прокуратура РСФСР Руководство Руководитель: Генеральный прокурор РФ , Чайка Юрий Яковлевич Заместитель: Буксман Александр Эмануилович Сайт genproc.gov.ru

Здание Генеральной прокуратуры РФ. 1992 год.

Здание Генеральной прокуратуры РФ. 2006 год.

Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» . Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры . В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

  • за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

Другие направления деятельности прокуратуры:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Система прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации .

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
  • Научные и учебные учреждения прокуратуры
  • Редакции печатных изданий

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель Генерального прокурора
  • Заместитель Генерального прокурора
  • Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
  • Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Основные полномочия прокуроров

Руководство

Генеральный прокурор:

  • Чайка Юрий Яковлевич - генеральный прокурор.

Первые заместители:

  • Буксман Александр Эмануилович - первый заместитель Генерального прокурора.

См. также

  • Заместители Генерального прокурора Российской Федерации

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Серая цапля
  • Нотариат

Смотреть что такое "Прокуратура Российской Федерации" в других словарях:

    Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. См. также: Прокуратура Российской Федерации Прокуратура Российская Федерация … Финансовый словарь

    Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными… … Словарь юридических понятий

    ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение) законности на всей территории РФ. В гл. 7 Конституции РФ Судебная власть содержится специальная статья, закрепляющая… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Военная прокуратура Российской Федерации - Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Допо … Википедия

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.

Назначение генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания). Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации. Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа голосов в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.

После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ. Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.

В случае если Генпрокурор Российской Федерации по различным причинам не может исполнять свои обязательства, его место занимает первый заместитель. При отсутствии обоих лиц (Генпрокурора и первого заместителя) бразды правления Прокуратурой передаются одному из остальных «замов».

Генеральный прокурор РФ – это должность временная, назначение производится на пять лет. После назначения Генпрокурора России или его отстранения с занимаемой должности, соответствующее сообщение появляется в печати.

В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).

Нормативно-правые акты (приказы, указания, распоряжения) Генерального прокурора РФ


В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры. Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения. Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.

Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:

1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных. В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты. Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.


Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.
Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.

2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры. Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач. Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.

3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.

4. Положения - акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.

5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.

Существуют указания Генпрокурора России, которые могут выходить за границы системы Прокуратуры России. При этом указания должностного лица касательно органов дознания вне зависимости от структуры, обязательны для непрекословного выполнения органами дознания. Речь идет не о каких-то определенных уголовных делах (они итак должны выполняться), а общих указаний, имеющих принципиальный характер. База для таких указаний – практический опыт работы в правоохранительной сфере и в сфере применения законов при расследовании тех или иных преступлений. Основная задача «общих» указаний – усовершенствовать деятельность Прокуратуры, повысить гарантии прав и свобод людей, обеспечить соблюдение закона и улучить эффективность работы системы в целом.

Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании "Законность".

Права и обязанности генерального прокурора РФ

Данное должностное лиц выполняет функцию руководителя Генеральной прокуратуры. В связи и с этим у него есть следующие права:

1. Осуществлять полное руководство системой Прокуратуры в целом и органами Прокуратуры РФ в частности. Основание – Федеральный закон «О прокуратуре РФ».

2. Заниматься вопросами реорганизации, формирования или ликвидации структур, органов, отделов прокуратуры, определять их функциональные задачи, права и статус.

3. Передавать некоторые функции прокуратуры РФ на военные прокуратуры в регионах в случае, если в них по тем или иным причинам не работает «гражданская» система прокуратуры. Кроме этого, возможна передача функций военной прокуратуре даже за пределами страны, где есть войска Российской Федерации.


4. Определять структуру Генпрокуратуры России и устанавливать штат подразделений с учетом фонда оплаты труда, устанавливать общую численность персонала, определять полномочия каждого из подразделений.

5. Назначать и снимать с должности всех работников прокуратуры, которые находятся ниже его по рангу:

В Генпрокуратуре России – руководителей всех главных управлений, отделов, главных помощников, советников, старших прокуроров, помощников по особым поручениям и так далее;
- прокуроров всех субъектов РФ, а также приравненных к ним прокурорских работников;
- заместителей прокуроров субъектов РФ, прокуроров регионов страны (районов, городов);
- ректоров образовательный (в том числе и научных) заведений страны, работающих в системе прокуратуры РФ.

6. Вводить новых сотрудников в число коллегии Генпрокуратуры России.

7. Утверждать график приема людей заместителями, а также начальниками других подразделений, план работы Генпрокуратуры России, план проверок работы подразделений прокуратуры.

8. Выступать в роли председателя на заседания коллегии координационного совета руководителей правоохранительных органов или Генпрокуратуры.

9. Менять и устанавливать новый порядок принятия Присяги прокурорами.

10. Определять новые сроки и утверждать измененный порядок аттестации работников органов прокуратуры.

11. С учетом заслуг присваивать новые чины сотрудникам подразделений Прокуратуры Российской Федерации.

12. Налагать дисциплинарные взыскания на провинившихся сотрудников, задействованных в системе прокуратуры, а также давать разрешение на подобные меры наказания вплоть до увольнения сотрудников, ранее награжденных знаком «Почетный прокурор».

13. Менять по своему усмотрению на основе Законов РФ образец удостоверения сотрудника органов Прокуратуры.


14. Менять порядок личных дел сотрудников структуры, определять полномочия прокуроров, подавать представление о снятии с депутатов или членов Федерального собрания неприкосновенности, обращаться к Пленумам ВАС РФ и ВС РФ по вопросам дачи разъяснений касательно практики административных, уголовных, арбитражных и гражданских дел.

15. Участвовать в заседаниях органов исполнительной и местной власти, а также структур коммерческого и некоммерческого характера. При необходимости Прокурор РФ может оформлять обращение к Конституционном Суду РФ касательно грубых нарушений (если таковые имели место) свобод и прав граждан РФ.

16. Участвовать в заседаниях ВС РФ (Верховного Суда России), Пленума ВАС (Высшего Арбитражного Суда) России, Президиума ВАС РФ, палат Федерального Собрания (их комитетов, комиссий).

17. Издавать нормативно-правовые акты (указания, приказы, распоряжения и прочие документы), обязательные для выполнения, а также давать поручения своему подчиненному персоналу по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.

18. Пересматривать и менять решение, касающееся нарушений законодательства РФ, а также приостанавливать исполнение приговора по сметной казни.

Кроме перечисленных выше, Генеральный Прокурор РФ имеет право направлять главе государства представление о снятии с должности лица высших органов власти, давать свою оценку ситуации и принимать решение по выдаче иностранного гражданина в случае совершения им преступления на территории России и так далее.

Руководитель системы Прокуратуры России, кроме своих прав, имеет еще и ряд обязательств:

Раз в год делать доклады перед главой государства и Федеральным Собранием России о состоянии дела в стране относительно уровня правопорядка и законности;
- проводить прокурорский надзор;
- отвечать не выполнение тех или иных задач, которые возложены на структуры прокуратуры РФ;
- выполнять прочие обязательства.

Генеральные прокуроры РФ с 1991 по 2015 год

С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:

1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.

2. . Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ. Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет. Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.

3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.

4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.

5. руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год. В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).

6. Устинов Владимир Васильевич – Генеральный прокурор РФ с 2000 по 2006 год (в 2005 году был назначен повторно). За период деятельности возглавлял расследование, связанное с «Курском», сыграл существенную роль в перераспределении функций Генеральной прокуратуры, возглавлял группу обвинителей в процессе над Салманом Радуевым (известный чеченский командир), в 2002 году стал кандидатом наук, а в 2003-м защитил докторскую степень по теме борьбы с терроризмом. В 2006 году был представлен к освобождению должности «по собственному желанию».

7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Юрий Чайка – «старожил» российского правительства, который более 20 лет занимает руководящие должности в высших эшелонах власти страны. Биография Юрия Чайки началась с Министерства юстиции, где чиновник несколько сроков подряд выполнял обязанности руководителя, а после стал Генеральным прокурором России. Деятельность генпрокурора периодически сотрясают скандалы, что не мешает уверенно продолжать карьеру, а также проводить надзор за исполнением законов со стороны федеральных органов исполнительной власти в государстве.

Родился Чайка Юрий Яковлевич 21 мая 1951 года в городе Николаевске-на-Амуре, расположенном в Хабаровском крае. Яков Михайлович, отец будущего чиновника, был секретарем Николаевского горкома КПСС. Мария Ивановна, мать Юрия, работала преподавателем математики, а позже стала директором школы. Будущий генпрокурор РФ был младшим сыном в семье – у него есть еще трое старших братьев и сестер.

Детство и школьные годы Юрия Яковлевича прошли в обычном режиме. Юрий окончил местную школу № 4, вскоре поступил в политехнический институт на факультет кораблестроения. Через 1,5 года учебы Чайка бросил вуз и пошел работать электриком на судостроительном заводе. С 1970 по 1972 Юрий прошел срочную службу в рядах Советской армии, а после решил получить высшее образование и поступил в Свердловский юридический институт на факультет правоведения.

В этот период будущий генпрокурор познакомился с Юрием Скуратовым, который после развала СССР занимал должность генпрокурора РФ. Это знакомство сыграло ключевую роль в карьере Юрия Чайки, так как благодаря этому смог с должности обычного следователя дослужиться до высшего чина в российской прокуратуре и удержаться в прокурорском кресле много лет.

Служба в органах

Прокурорская карьера Юрия Чайки стартовала в прокуратуре Усть-Удинского района с должности заместителя межрайонного прокурора. С 1979 по 1985 годы работал в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре, откуда переведен в областную прокуратуру Иркутска, которую возглавлял с 1992 по 1995 гг.


В тот период Юрий Яковлевич прославился тем, что стал первым российским прокурором, направившим в суд уголовное дело по статье «Бандитизм», чем обратил на себя внимание ведущих прокуроров страны. Благодаря этому о нем вспомнил тот самый Юрий Скуратов, знакомый по институту, возглавлявший Генпрокуратуру РФ. Скуратов назначил Чайку своим первым замом, так как считал, что тот показал результаты после работы в Иркутской области, являющейся в то время криминогенным регионом.

В 1999 году после отстранения от должности Юрия Скуратова Чайку назначили исполняющим обязанности генпрокурора страны. Вскоре Юрий Яковлевич возглавил Министерство юстиции РФ, где проявил себя энергичным, требовательным и жестким чиновником, которые борется с преступностью. Это позволило провести кардинальные изменения в уголовном законодательстве страны, повлияло на сокращение количества заключенных в РФ почти на 200 тысяч человек. Также Чайка создал Управление за соблюдением прав граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Достижения Юрия Чайки на должности министра юстиции также заключаются в принятии закона о некоммерческих организациях и отмене смертной казни в России.


23 июня 2006 года постановлением Совфеда РФ Юрий Чайка назначен генпрокурором страны, обязанности которого исполняет уже второй срок. В этот период на его счету раскрытие многих преступлений, связанных с коррупцией, ротация кадров в ведомстве, что позволило сделать прозрачной деятельность российской прокуратуры, а также расширить понимание обществом реализуемых в стране планов.

Имеет почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Скандалы

Генеральный прокурор РФ неоднократно становился фигурантом «прокурорских» скандалов, самым громким из которых стала история с подпольным казино в Подмосковье. Тогда высокопоставленных чиновников обвиняли в прикрытии организаторов нелегального бизнеса, одним из которых якобы стал сын генпрокурора Артем. Позже причастные к этому делу преступники были наказаны в соответствии с российским законодательством.


В 2015 году Юрий Яковлевич, а вернее его семейный бизнес, вновь попал под внимание общественности. На этот раз выдвинул обвинения прокурорскому сыну Артему Чайке оппозиционер , который провел антикоррупционное расследование в отношении семьи генпрокурора и обнародовал факты перед общественностью. Навальный также представил новый о коррупции в правоохранительных органах.

«Фонд борьбы с коррупцией» Навального назвал бизнес семьи Чайки «бандитизмом, рэкетом и рейдерством», которым покровительствует генеральный прокурор страны. Речь идет об инвестировании десятков миллионов евро в греческую недвижимость, которые, по мнению Навального, сын Чайки заработал в совместном бизнесе с преступными бандами.

Юрий Яковлевич назвал обвинения оппозиционера лживыми и беспочвенными. Чайка считает разоблачения Навального «заказом» и пообещал в скором времени назвать имена тех, кто за ним стоит.


Позже Юрий Чайка рассказал представителям СМИ, что не помогал сыновьям, поскольку они «ребята смышленые» и всего добиваются сами, а новости относительно правонарушений со стороны членов семьи назвал вымыслом. Тем не менее генпрокурор добавил, что сыновья получали и госзаказы, «но ни о каких 300 млрд рублей речи не идет».

Чайка добавил, что Игорь «всегда в срок выполнял взятые на себя обязательства», а также вложил личные средства в благотворительные проекты, которые развивал в Подмосковье. По словам Чайки, сын «занимается благотворительностью не ради благодарностей или наград, а по зову сердца».

Юрий Яковлевич отметил, что его сын Артем «часто берется за то, от чего другие отказываются» и «много времени уделяет помощи тем, кто в ней нуждается».


В подтверждение своих слов генпрокурор называет приобретение Артемом у РЖД убыточной компании ПНК, которая объединяла два десятка щебеночных заводов. По словам Юрия Яковлевича, эту компанию сын превратил в прибыльное предприятие за короткое время.

Личная жизнь

Личная жизнь Юрия Чайки стабильна. Еще на заре прокурорской карьеры чиновник познакомился с Еленой, будущей супругой, на которой женился в 1974 году. Жена генпрокурора РФ по образованию преподаватель, но после рождения собственных детей посвятила себя их воспитанию и отстранилась от педагогической работы.


Особый интерес у народа вызывают дети Юрия Чайки – сыновья Артем и Игорь 1975 и 1988 годов рождения. Артем и Игорь неоднократно становились фигурантами скандалов, в которых их обвиняли в нелегальной деятельности и незаконном заработке. Известно, что сыновья Чайки пошли по стопам отца и стали юристами. Сегодня они посвятили себя бизнесу и являются соучредителями нескольких фирм.

Доход

Доход Юрия Чайки за 2014 год составил 8,5 млн рублей, а его супруги – 8,28 млн рублей. У генпрокурора РФ нет недвижимости, в собственности чиновника числится только раритетный автомобиль ГАЗ-13, знаменитая советская «Чайка», выпускавшаяся малой серией в 1959-1979 годы. Также в пользовании Юрия Яковлевича имеются два машиноместа и квартира площадью 203 кв. м, половина которой принадлежит жене генпрокурора.


В 2016 году совокупный доход генерального прокурора РФ чуть более 9,275 млн рублей.

Юрий Чайка сейчас

В апреле 2017 Юрий Чайка потребовал для ведомства, которое возглавляет, права санкционировать аресты. По словам Юрия Яковлевича, сегодня следователи – «рабочий инструмент в руках прокурора». Как утверждает чиновник, подобную ситуацию необходимо менять, поскольку это грозит серьезными последствиями для правоохранительной системы в будущем.


Генеральный прокурор, выступая в Совете Федерации, заявил, что за последние 2 года сотрудники Следственного комитета незаконно возбудили тысячи уголовных дел, в рамках которых правоохранительные органы просили судебные инстанции арестовать фигурантов.

«Когда затрагиваются конституционные права гражданина, подобные действия должен санкционировать прокурор. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. В России, к сожалению, нет ни той, ни другой функции», –– заявил генпрокурор.

Чайка считает, что, прежде чем начать процедуру обращения в суд и попросить отправить фигуранта дела в изолятор, представителю следствия нужно получить на это санкцию прокурора. Генпрокурор также отметил, что оперативно-разыскные действия обязано санкционировать его ведомство. Речь идет о контрольных закупках и об оперативных экспериментах.

Эксперты отмечают, что между прокуратурой и Следственным комитетом уже давно складываются напряженные отношения. Обе структуры фактически ведут борьбу, пытаясь получить контроль над юридическими принципами ведения дел. Аппаратная структура требует увеличения полномочий, а также борется за расширение прав для своей системы.

В июне 2017 года Юрий Чайка заявил, что намерен проверить соблюдение законов и соглашений, которые касаются запрета на импорт овощей и фруктов. Поручение президента РФ ведомство Чайки обязано выполнить до 1 декабря 2017.


Компании будут проверены на предмет использования плана по импортозамещению, а также эффективного направления федеральных ресурсов. Как считают в российском правительстве, подобная инициатива поддержит российскую сельхозпродукцию, а также избавит внутренний рынок от некачественного товара.

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • Орден Александра Невского
  • Орден Почёта
  • «Заслуженный юрист Российской Федерации»
  • «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»

Как становятся прокурорами? Данная профессия обязывает ее владельца обладать достаточно сильной волей, железной выдержкой, аналитическим умом и справедливостью.

Для того чтобы стать прокурором, потребуется изначально пройти обучение в вузе, имеющем юридическую направленность. Для также потребуется высшее образование, но для этой специальности уже есть отдельные вузы. Например, Военный университет, где можно выбрать юриспруденцию.

Качества, которыми должен обладать прокурор

Как становятся прокурорами, какие качества и знания нужно иметь в своем багаже человеку, желающему получить эту должность? Необходимо отлично знать гражданский, уголовный и остальные кодексы, регулярно следить за всеми изменениями в законодательстве, иметь хорошую память, быть дисциплинированным, точным в суждениях, уравновешенным, ответственным и обладать еще множеством положительных качеств, так как из конфликтного и неграмотного человека прокурора не получится вообще.

Как становятся прокурорами после обучения

На данную должность обычно назначается лицо, которое было следователем длительное время, так как прокурорская работа очень ответственна, и без стажа в на нее назначения просто не получить. Помимо этого, необходимо пройти медкомиссию и представить справку о здоровье, которое должно соответствовать должности. Как становятся прокурорами? Их назначает на эту должность Генеральный прокурор РФ.

Помощники прокурора

Даже после обучения прокурором сразу не становятся, придется поработать его помощником некоторое время. При этом, показав свои качества, в дальнейшем можно рассчитывать на получение должности "старший помощник". Затем стать и прокурором, предварительно получив определенный стаж работы.

Помощник прокурора готовит акты на подписание своему непосредственному начальнику. Он вправе самостоятельно принимать решения, например указания, касающиеся следствия. В обязанности входит подготовка для прокурора процессуальных актов и принятие многих решений, кроме:

  • выписывания ;
  • продления срока ареста;
  • помещения в психиатрический диспансер обвиняемого, который не находится под стражей;
  • продления сроков следствия и т. д.

Полномочия прокурора

Деятельность прокурора включает в себя предупреждение, выявление и последующее устранение нарушений закона. Ему никто не имеет права чинить препятствия при надзоре. Он может беспрепятственно проникать на поднадзорную территорию, даже если она имеет пропускной режим.

Прокурор имеет право:

  • запросить любые документы для проверки, даже содержащие ;
  • опротестовать несоответствующие закону акты;
  • освобождать граждан, которых задержали незаконно, если не было решения суда об аресте;
  • выписывать ордер на арест или обыск;
  • производить надзор за органами, которые занимаются расследованием, розыском и дознанием.

До суда его полномочия можно подразделить на некоторые группы. Итак, прокурор:

  • дает разрешение на избрание, отмену или изменение наказания (обыск, арест, взятие под стражу, записи телефонных переговоров, полное отстранение от дел и т. д.);
  • дает санкции и непосредственные указания письменно;
  • принимает участие в следствии;
  • может продлить расследование при необходимости;
  • решает любые возникающие следственные вопросы;
  • имеет право давать отводы и самоотводы следователей и прокуроров (ниже рангом);
  • отстраняет от ведения следствия неквалифицированных следователей;
  • производит изъятие уголовного дела и осуществляет последующую передачу его следователю;
  • передает уголовные дела другим правоохранительным органам;
  • утверждает и затем направляет в суды необходимые обвинительные акты;
  • может как приостановить, так и прекратить начатое уголовное дело.

Прокурор в суде имеет дополнительные полномочия государственного обвинителя и является должностным лицом, на которое возлагаются функции по исправлению нарушений закона.

Прокурор обязан соблюдать правила неразглашения полученной информации при работе с секретными документами.

Генпрокурор РФ

Генеральный прокурор Российской Федерации - высшее в прокуратуре страны. Он возглавляет генпрокуратуру и назначает на должности своих представителей в районах и городах. Он имеет чин: государственный советник юстиции.Генпрокурор имеет личных советников и несколько помощников, в том числе и по особым поручениям. Руководит полностью всей системой прокуратуры, издает приказы и поручения, которые должны выполняться всеми правоохранительными подразделениями РФ. Устанавливает необходимый штат и структуру Генпрокуратуры РФ в рамках фонда оплаты и расписания трудовой деятельности. Он определяет полномочия подразделений, их необходимую структуру и численность. Прокурор отвечает за все задачи, которые возложены на ведомство согласно закону РФ.

Генеральная прокуратура РФ

Полномочия Генпрокуратуры РФ:

  • Координировать действия по борьбе с орг. преступностью тех органов, которые находятся в федеральном округе.
  • Осуществлять наблюдение за надлежащим выполнением закона РФ всеми правоохранительными органами.
  • Осуществлять наблюдение за надлежащим соблюдением свобод и прав российских граждан всеми органами.
  • Осуществлять наблюдение за надлежащим выполнением закона РФ в тех округах, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, розыскную и оперативную деятельности. Тот же надзор проводится за региональными правоохранительными органами и отделами, которые борются с преступностью.
  • Расследовать уголовные дела о самых опасных и значимых преступлениях РФ.

В Генпрокуратуре РФ существует Научно-консультативный Совет, в котором рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью всей структуры. Положение Совета утверждается Генеральным прокурором в виде приказа, он же его и возглавляет. Решения Совета имеют рекомендательный характер, затем направляются в соответствующие вышестоящие органы на рассмотрение.

Структура

Генеральная прокуратура РФ

Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Юрий Яковлевич

«Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества. Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться прежде всего с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства».

Ю.Я.Чайка родился в 1951 году в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края. После возвращения из армии в 1972 году поступил в Свердловский юридический институт. В 1995 году Ю.Я.Чайка назначен на должность первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. С 1999 по 2006 год возглавлял Министерство юстиции Российской Федерации. 23 июня 2006 г. постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.Я.Чайка назначен Генеральным прокурором Российской Федерации. Классный чин - действительный государственный советник юстиции. Имеет государственные награды, в том числе орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени и орден Почета.Почетные звания - "Заслуженный юрист Российской Федерации", "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации".Женат, двое детей: Артем Юрьевич Чайка и Игорь Юрьевич Чайка.

Первый заместитель Генерального прокурора

Буксман Александр Эмануилович

Родился в 1951 году в Шахунском района Горьковской области. В 1976 году окончил Свердловский юридический институт. С 2006 - по настоящее время – первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. «Почётный работник прокуратуры Российской Федерации». Государственный советник юстиции 1 класса

Первый заместитель Генерального прокурора - Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации

Бастрыкин Александр Иванович

Родился в 1953 году в г.Пскове. В 1975 году окончил Ленинградский государственный университет им А.А.Жданова. 1970-1975 гг. – студент Ленинградского государственного университета им А.А.Жданова. 2006-2007 гг. - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. С 2007 года - постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначен на должность Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Государственный советник юстиции 1 класса.

Заместители Генерального прокурора

  • Валеев Эрнест Абдулович
  • Гринь Виктор Яковлевич
  • Гулягин Юрий Александрович
  • Гуцан Александр Владимирович
  • Забарчук Евгений Леонидович
  • Звягинцев Александр Григорьевич
  • Золотов Юрий Михайлович
  • Кехлеров Сабир Гаджиметович
  • Малиновский Владимир Владимирович
  • Семчишин Иван Григорьевич
  • Сыдорук Иван Иванович
  • Фридинский Сергей Николаевич

Главное организационно-инспекторское управление

o Организационное управление

o Аппарат Генерального прокурора Российской Федерации

o Инспекторское управление

o Информационно-аналитическое управление

Управление кадров

3. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства

o Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики

o Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан

o Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере

o Организационно-методический отдел

Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельности

Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Правовое управление

Руководство

Председатель Следственного комитета Бастрыкин Александр Иванович, 1953 г.р. Первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, государственный советник юстиции 1 класса

Заместители председателя комитета:

Нырков Юрий Михайлович , 1946 г.р.
Заместитель Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, государственный советник юстиции 1 класса.

Салмаксов Борис Иванович , 1944 г.р.

Пискарев Василий Иванович , 1963 г.р.
Заместитель Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, государственный советник юстиции 2 класса.

Сорочкин Александр Сергеевич , 1958 г.р.
Заместитель Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации – руководитель военного следственного управления, генерал-лейтенант юстиции.

Организационная структура

Управление кадров

Правовое управление

Поступление на федеральную государственную службу осуществляется на основании ст.ст. 40–40.4 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Раздел V. СЛУЖБА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ. КАДРЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

Статья 40. Служба в органах и учреждениях прокуратуры

1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

2. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, военных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

1. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, а также следователей следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно: имеет гражданство иностранного государства;

o признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

o лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

o имело или имеет судимость;

o имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

o состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

o отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

3. Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

4. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 статьи 43.4 настоящего Федерального закона, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее - организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

5. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Статья 40.2. Ограничения и обязанности, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

1. На лиц, занимающих должности прокуроров и следователей, распространяются ограничения и запреты, установленные статьями 16 и 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

2. Лица, замещающие должности прокуроров и следователей, ежегодно представляют сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных ими доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Поступление на федеральную государственную гражданскую службу осуществляется на основании ст.ст. 21–22 и 25–27 Федерального закона РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Статья 26. Заключение служебного контракта

1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

2. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

o заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

o собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

o паспорт;

o трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

o страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

o свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

o документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

o документ об образовании;

o сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

3. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

4. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

6. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

7. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Приём на работу на должности технических исполнителей и рабочих осуществляется на основании ст.ст. 63 – 71 Федерального закона РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».

ГЛАВНАЯ ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

Руководство

Структура

Военная прокуратура
Московского военного округа

113127 гор. Москва, ул. Садовническая 62, код МГТС-095.

Московская городская военная прокуратура
123007 гор. Москва, Хорошевское шоссе 38б, код МГТС-095.

Военная прокуратура (РВСН)
119160 гор. Москва, код МГТС-095.
Военная прокуратура
Ленинградского военного округа

191055 гор. Санкт-Петербург, Невский просп. 4, код МГТС-812.

Военная прокуратура
Северо-Кавказского военного округа

344011 гор. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 72а, код МГТС-8632.

Военная прокуратура
объединённой группировки войск (сил) на Северном Кавказе

Чеченская Республика, п. Ханкала

Военная прокуратура
Приволжско-Уральского военного округа

620055 гор. Екатеринбург, ул. Луначарского 215а, код МГТС-3432.

Военная прокуратура
Сибирского военного округа

672000 гор. Чита, ул. Пушкина 3, код МГТС-3022.

Военная прокуратура
Дальневосточного военного округа

680030 гор. Хабаровск, ул. Шеронова 55/5, код МГТС-4212.

Военная прокуратура
Балтийского флота

236015 гор. Калининград, ул. Брамса 16, код МГТС-0112.

Военная прокуратура
Северного флота

184600 Мурманская обл., гор. Североморск, ул. Сивко 9, код МГТС-81537.

Военная прокуратура
Тихоокеанского флота

690003 гор. Владивосток, ул. Посьетская 15, код МГТС-4232

История

Зарождение органов прокуратуры в России уходит корнями в начало XVIII века и связана с реформами русского царя Петра Первого по созданию регулярной армии. 12 января 1722 г. своим Указом Петр I повелел "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны рапортовать генерал-прокурору ". По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России и ведет свое летоисчисление. Предназначение прокурора в тот период ёмко выражено строкой Указа: "сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет" . Последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях, при надворных судах и прокурор при Святейшем Синоде. Одновременно происходило становление института прокурорских чинов в армии и на флоте. Именно в петровскую эпоху во всех полках пехоты и кавалерии, в местах дислокации флота были введены должности полковых аудиторов-юристов, сочетавших в одном лице полномочия следователя, прокурора и судьи. В течение последующих полутора веков органы прокуратуры подвергались в России всевозможным реформированиям, то упразднялись, то создавались заново. Только в 1864 г. прошедшая в России судебная реформа окончательно закрепила основополагающие принципы деятельности прокуратуры. В 1867 г. в ходе военно-судебной реформы в России введены новые принципы военного судоустройства и судопроизводства, обеспечивающих суд "скорый, правый и милостивый, равный для всех подданных" . Для этих целей были созданы постоянные военные суды в соответствии с изменившейся структурой армии. Организационно оформляется и военная прокуратура, её так называемая "вертикаль". Основным законом, установившим впервые в русской армии военно-прокурорский надзор и пост Главного военного прокурора, являлся Военно-судебный устав 1867 г., согласно которому предварительное следствие в войсках осуществляли военные следователи при содействии военного начальства и полиции и под наблюдением военных прокуроров.

Первым Главным военным прокурором 1 сентября 1867 г. Императором Александром II был назначен действительный тайный советник, генерал-аудитор Владимир Дмитриевич Философов . С этой даты и ведёт свой отсчёт история военной прокуратуры, которая в следующем году будет отмечать своё 140-летие. Сложившаяся во второй половине XIX века система органов военной прокуратуры в дальнейшем совершенствовалась, в нее вносились определенные уточнения, и она устойчиво действовала в русской армии до 1917 г. Однако с падением самодержавия институт военной прокуратуры был ликвидирован. На основании одного из первых советских законодательных актов, - Декрета "О суде" (1917 г.), - были упразднены "доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора" . Этим же декретом были созданы новые, советские суды. В декабре 1921 года принято решение об учреждении в составе Народного комиссариата юстиции Государственной прокуратуры, а в ноябре 1922 года после проведения судебной реформы в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью была учреждена Государственная военная прокуратура. В этот же период сформированы первые восемь военных прокуратур округов.

Суровым испытанием для нашей страны явилась Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). С первых дней структура органов военной прокуратуры была приведена в соответствии с требованиями действующей армии. Офицеры военных прокуратур осуществляли свою деятельность в боевой обстановке, а при необходимости с оружием в руках сражались с врагом в боевых порядках. На протяжении всей войны военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессионалами и смелыми офицерами. На полях сражений погибли 278 офицеров военных прокуратур, за мужество и героизм более 1800 военных и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

К числу людей, внесших значительный вклад в развитие органов военной прокуратуры в послевоенный период, безусловно, относится генерал-полковник юстиции Артем Григорьевич Горный , который в 1957 году возглавил Главную военную прокуратуру и руководил ее коллективом на протяжении 29 лет (1957-1986 гг.). С распадом СССР, в начале 90-х годов прошлого века, органы военной прокуратуры, как и вся страна, переживали непростые времена: трудности в экономике резко осложнили финансирование, вооруженные конфликты в различных регионах, лавинообразный всплеск преступности, многочисленные реорганизации вызвали отток кадров прокуроров и следователей, существенно затрудняли обеспечение законности и правопорядка в войсках. Поворотным пунктом стало принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) в статье 129 которой закреплено понятие прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Принятием в 1995 г. новой редакции Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" завершается правовое оформление органов прокуратуры Российской Федерации. Отдельной главой Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено правовое положение органов военной прокуратуры как самостоятельного структурного подразделения в составе прокуратуры России, возглавляемого заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором, структура органов военной прокуратуры, а также полномочий её должностных лиц.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Никто не вправе без разрешения следователя разглашать материалы предварительного следствия, проводимого следственными органами прокуратуры, до его завершения.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона «О прокуратуре», подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Специализированные прокуратуры Научные и образовательные подразделения

Генеральная прокуратура РФ

СТРУКТУРА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ