Россия в борьбе с терроризмом. Национальный антитеррористический комитет

Муса Нажмудинович, что представляет собой современный терроризм?

В мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. Согласно данным российских ученых и зарубежных исследовательских центров ежегодный совокупный бюджет террора составляет от 5 до 20 млрд. долларов. Терроризм стал международной индустрией с огромными информационными, финансовыми, технологическими и другими возможностями. В условиях глобализации происходит эскалация технологий терроризма.

Складывается парадоксальная ситуация. Гибель от терактов невинных людей происходит на глазах суперсовременных армий, и классические воинские схемы не срабатывают. Прежние системы коллективной безопасности оказываются неадекватными вызовам времени и требуют радикального пересмотра.

Противостоять терроризму можно только консолидированными действиями при активной позиции гражданских институтов общества.

Как вам видятся основные направления борьбы с террором?

Терроризм - мировое зло, поэтому победить его можно только при условии согласованных действий всех стран. Об этом очень много говорится, но кроме громких заявлений нужны конкретные дела. Глубоко убежден, что в первую очередь необходимо создать международный центр, который объединит пока, к сожалению, разобщенные усилия профессионалов и экспертов. Это первое.

Второе. Недавние трагические события показали, что необходимы более эффективные меры по своевременному, упреждающему выявлению готовящихся бандитских акций и немедленная нейтрализация всех их исполнителей и участников.

И третье, пожалуй, самое сложное. Нужно создавать экономические условия для вовлечения значительного числа людей, прежде всего молодежи, в общественно полезный труд. То есть исключить всякую социальную базу для рекрутирования безработных в террористы.

Еще раз подчеркну: конечно же, с этим злом должны бороться высококвалифицированные, профессионально подготовленные, опытные сотрудники соответствующих служб. Но, на мой взгляд, с терроризмом бороться должны не только они, но и все граждане, кому дороги наша страна и собственная жизнь. Всем хорошо известно, что у террористов нет ни национальности, ни веры, нет ничего святого. Поэтому выявлять террористов, их преступные замыслы спецслужбам должны помогать граждане России и всего мирового сообщества.

Вы сказали, что необходим международный антитеррористический центр. Будет ли он создан?

Президент Путин не раз говорил об этом. Я уверен, что такой центр будет организован в ближайшем будущем. Сегодня над этим активно работают государство, специалисты.

Что вы думаете об использовании потенциала Совета Безопасности ООН для мобилизации международного сообщества на борьбу с терроризмом и необходимости эффективной системы информационного обмена о его угрозах?

Разумеется, Совет Безопасности ООН делает немало, но если мы создадим централизованный международный центр антитеррора, в который будут входить высококвалифицированные специалисты, уверен, будем работать более эффективно, будут быстро отлаживаться обмен информацией и взаимодействие.

Можно ли было избежать жертв в Беслане?

Трудно судить об этом, сидя в Москве. Это наше общее горе. Совершено чудовищное преступление против детей. В подобных случаях главную роль в принятии решений по освобождению заложников должны играть только профессионалы, обученные действовать в нестандартных ситуациях. Среди них должны быть не только снайперы, взрывники, саперы, но и психологи, переговорщики, врачи и так далее, люди, которые знают, кто такие террористы.

Есть ли позитивный опыт борьбы с терроризмом?

Вне всяких сомнений. Спецслужбы работают на очень высоком уровне, но подчас их работа незаметна. Естественно, первым делом бросаются в глаза совершенные теракты, а между тем, спецслужбы ведут огромную профилактическую работу и добиваются значительных успехов.

Конечно, есть случаи, когда в этих подразделениях работают не очень подготовленные люди. Об этом мы говорили на заседании комиссии по Северному Кавказу, членом которой я являюсь.

Чей иностранный опыт можно использовать в борьбе с терроризмом?

Можно перечислить много стран, которые успешно ведут борьбу с терроризмом. В первую очередь это опыт Америки, Израиля, Германии. Но и они работают не без промахов. Вспомните 11 сентября или ситуацию в Израиле.

Борьба с терроризмом - не межгосударственное и не межнациональное противоборство, а глобальная гражданская война человечества за дальнейшую модель своего развития, борьба ценностей и мотивов. Устранить враждебный мотив - значит создать всем равные возможности нормальной жизни без различий по национальному, религиозному, социальному и любому другому признаку, дать всем одинаковую защиту их законных интересов. Разрушать мотив - значит дискредитировать враждебные идеи влиянием на умы и сердца людей, предъявлять лучшую альтернативу. Это задача не армии и спецслужб, а власти и гражданского общества. Что вы думаете об этом?

Во многом согласен с вами. Наши враги используют террористические методы как оружие разобщения наших народов, вбивают клин между нациями, религиями, преследуя враждебные цели. Они бьют по безоружным людям, когда их не ждут. У них коварные планы. Террористы сеют панику, чтобы люди пребывали в состоянии страха и растерянности.

От террористов не стоит ждать ничего хорошего, не стоит надеяться на то, что они осознают весь ужас творимого ими и прекратят сеять зло и вражду. Мы можем надеяться только на самих себя. Необходимо проводить профилактические мероприятия, работать с нашим обществом, и в первую очередь с самой уязвимой его частью - молодежью. Как правило, бандиты ищут самые слабые звенья. Мы должны работать не покладая рук.

Недавно телевидение показало сюжет о том, что в Страсбурге начался судебный процесс с участием чеченцев. Как вы к нему относитесь?

Это еще одно свидетельство, что наша страна демократическая, и мы должны относиться к этому нормально. То, что граждане смогли подать иск на некоторые неправомерные действия соответствующих служб, еще раз подчеркивает победу российского законодательства. Мы можем с уверенностью констатировать, что наше государство демократическое, и приведенный пример - лишнее тому доказательство.

Вы представляете в Совете Федерации Госсовет Чечни. Что, на ваш взгляд, надо сделать для эффективной созидательной работы в республике?

Чтобы эффективнее работали органы правопорядка и спецслужбы в Чеченской Республике, в них должны быть компетентные, честные, высококвалифицированные, решительные и смелые, уважаемые и почитаемые люди, которые всегда смогут сплотить и повести за собой личный состав для выполнения поставленных задач.

Их необходимо полностью обеспечить, в том числе и материально, создать базу для того, чтобы адекватно отвечать на вызовы и на действия террористов, И самое главное - спросить у сотрудников спецслужб, что им нужно, чтобы эффективнее бороться с терроризмом. Это очень важно.

В Совете Федерации работает комиссия во главе с его председателем Сергеем Мироновым, которая вырабатывает неотложные меры по борьбе с терроризмом и готовит законодательные предложения по обеспечению безопасности граждан и укреплению национальной безопасности РФ.

Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение. Россия в борьбе с терроризмом прилагает все силы, чтобы избежать опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.

Без границ

Терроризм - угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Противодействие силам террора

Силами и местных самоуправлений проводится ежечасная неусыпная работа по обеспечению безопасности населения страны. Методы борьбы с терроризмом внутри России применяются следующие.

  1. Профилактика: предупреждение терактов посредством выявления и устранения условий и причин, которые способствуют совершению актов террора.
  2. Россия в борьбе с терроризмом следует по цепочке от выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования каждого подобного случая.
  3. Последствия любого проявления террора минимизируются и ликвидируются.

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

Пресечение терроризма в воздухе

ВС РФ могут применять боевую технику и оружие согласно нормативным правовым актам РФ по устранению угрозы или пресечению террористического акта. Если самолёт не реагирует на команды наземных пунктов слежения и на сигналы поднятых самолётов РФ на перехват либо отказывается подчиниться без объяснения причин, ВС РФ пресекают полёт судна, применяя боевую технику и оружие, принуждая его к посадке. В случае неподчинения и существующей опасности экологической катастрофы или гибели людей полёт судна пресекается путём уничтожения.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

Контртерроризм внутренний и внешний

Нормативные правовые акты РФ определяют решение Президента России в привлечении воинских частей и подразделений ВС РФ к участию в контртеррористической операции. Воинские части, подразделения и соединения ВС РФ применяют боевую технику, специальные средства и оружие. Борьба с международным терроризмом посредством привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется соответственно международным договорам РФ, настоящему Федеральному закону с применением вооружения либо с территории РФ против баз террористов или находящихся за пределами РФ отдельных лиц, а также с использованием ВС РФ за границами страны. Все эти решения принимает лично Президент, в настоящее время В. Путин.

Борьба с терроризмом - важнейшая задача современного мира и очень ответственная. Поэтому общую численность формирования ВС РФ, районы, где оно будет действовать, стоящие перед ним задачи, сроки пребывания за пределами РФ и прочие вопросы, связанные с контртеррористической деятельностью за рубежами РФ, тоже решает лично Президент. Федеральный закон о борьбе с терроризмом отдельно оговаривает это положение. Войсковые части, которые направляются за пределы России, состоят из военнослужащих-контрактников, прошедших специальную предварительную подготовку, и формируются сугубо на добровольной основе.

Национальная безопасность

Терроризм может быть представлен как организациями и группировками, так и отдельными лицами. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года предусматривает любые проявления террористической деятельности. Направленность может быть любого плана - от насильственного изменения основы конституционного строя РФ и дезорганизации функционирования гос. власти до уничтожения промышленных и военных объектов, а также учреждений и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и до устрашения общества применением химического или ядерного оружия.

Проблемы борьбы с терроризмом состоят в том, что нет консолидации всех общественных и государственных структур в объединении усилий по противодействию этому опаснейшему явлению. Здесь не смогут действенно помочь какие-либо специально созданные контртеррористические центры, даже спецслужбы и правоохранительные органы. Нужна совместная деятельность всех структур, ветвей власти, средств информации.

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи - сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики - борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

Основные задачи НАК

  1. Подготовка предложений Президенту РФ относительно формирования гос. политики и совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
  2. Координация всей антитеррористической деятельности федеральной исполнительной власти, комиссий в субъектах РФ, взаимодействие этих структур с местным самоуправлением, общественными организациями и объединениями.
  3. Определение мер устранения причин и условий, способствующих террору, обеспечение защищённости объектов от потенциальных посягательств.
  4. Участие в борьбе с терроризмом, подготовка международных договоров РФ в этой области.
  5. Обеспечение социальной защиты людей, уже осуществляющих или привлекаемых к борьбе с терроризмом, социальная реабилитация пострадавших от терактов.
  6. Решение прочих задач, предусмотренных законодательством РФ.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций - террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока - активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Когда уговорить не удаётся

Для борьбы с терроризмом существует комплекс оперативно-боевых, специальных, войсковых и многих других мероприятий, когда применяется боевая техника, оружие и специальные средства, чтобы пресечь террористический акт, обезвредить боевиков, обеспечить безопасность людей, учреждений и организаций и минимизировать последствия теракта. Здесь задействованы силы и средства органов ФСБ вкупе с создаваемой группировкой, состав которой могут пополнить и подразделения ВС РФ, и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, юстиции, МЧС и многие другие.

В результате таких мощных контртеррористических операций на Северном Кавказе в 2014 году было нейтрализовано 233 бандита, из них 38 главарей. Задержано 637 членов бандподполья. Изъято из незаконного оборота 272 взрывных устройства, много огнестрельного оружия и других средств поражения. Правоохранительные органы, расследовавшие террористические акты, в 2014 году довели до суда 219 уголовных дел, в результате которых преступники понесли уголовное наказание, среди них четыре исполнителя терактов в Волгограде.

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма - самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм - это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград - религиозных, идеологических, политических и любых других, - между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное - организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

«Как бороться с международным терроризмом я знаю»

Международный терроризм как глобальная проблема современности характеризуется:
1) расширяющимися масштабами и географией деятельности террористических организаций в мире. Сегодня международный терроризм дает о себе знать практически во всех уголках земного шара.
2) усиливающимся политическим и религиозным экстремизмом. Политический экстремизм предполагает выработку и распространение взглядов и концепций, оправдывающих применение насилия для достижения различных политических целей, формирование политизированных структур для осуществления насильственных актов и саму практику их использования для решения тех или иных задач политической борьбы.
3) расширяющимися связями с международными, локальными, национальными и этническими конфликтами. Расширение масштабов терроризма в значительной степени обусловлено ростом в мире меж цивилизационных и социально-экономических противоречий, противостоянием между развитым Севером и отстающим в развитии Югом, усилением маргинального экстремизма.
4) стремлением сделать бизнес на торговле людьми в целях использования рабского труда и сексуального рабства.
Основные источники финансирования международного терроризма:
а) прямая преступная деятельность самих террористических групп и организаций (ограбления, выкуп заложников, финансовые аферы и т. д.) - откровенная криминальная деятельность.
б) спонсирование со стороны крупных международных корпораций, заинтересованных либо в устранении конкурентов, либо в изменении бизнес - климата в каких-то регионах мира.
в) традиционный источник - помощь каких-либо стран, использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей.
г) помощь от теневой экономики, напрямую связанная с незаконной торговлей оружием, наркотиками, «живым товаром» (захват заложников, экспорт проституток, рабочих - гастарбайтеров и т. д.). Наркотики и оружие являются самым подходящим товаром для получения тысячапроцентных прибылей, и бизнес от торговли оружием и наркотиками систематически отчисляет «комиссионные» в пользу международного терроризма.
д) спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т. д. Этот источник финансово подпитывает религиозные и националистические террористические организации.
Исключительно опасным стало сращивание терроризма с такими видами организованной преступности, как торговля оружием, людьми, человеческими органами и транснациональный наркобизнес.
Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты. Рассмотрим более подробно наиболее важные из них. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.
Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.
Прикрываясь той или другой религией, как правило, это Ислам, террористы растут как на дрожжах. Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов.
Другой отличительной чертой глобальной проблемы международного терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы. В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.
Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения преступных транснациональных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками. Так, в получившей широкую известность, работе английских ученых «Глобальные трансформации» отмечается: «Существуют и негативные формы международных организаций, такие как террористические и криминальные организации. Несмотря на длящийся много столетий конфликт между контрабандистами и властями, в последние годы рост транснациональных криминальных организаций связан с наркоторговлей (сейчас согласно оценкам экспертов ее годовой оборот составляет свыше 300 млрд. долларов) и широким распространением организованной преступности. Решение этих проблем стало одной из важнейших задач для правительств и полицейских сил во всем мире». Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития.
Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.
Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI века оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн. Ответные меры, вызванные указанными террористическими акциями, привели к созданию международной антитеррористической коалиции, включившей в свой состав десятки государств, что раньше имело место только в случае крупных вооруженных конфликтов и воин. Ответные антитеррористические военные действия также приобрели планетарный масштаб.
Анализ террористической деятельности в мире на протяжении последних десятилетий позволяет отметить следующие отличительные особенности современного терроризма:
- формирование глобальных и региональных руководящих центров, осуществляющих подготовку операций и организацию взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции, при этом национальная и религиозная принадлежность исполнителей не является свидетельством принадлежности к конкретному государству или религиозному движению; использование права на политическое убежище для закрепления присутствия террористов в некоторых государствах;
- осуществление проникновения в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; создание под прикрытием своих агентов в органах власти разветвленных сетей центров и баз по подготовке боевиков, складов оружия и боеприпасов, фирм, компаний, банков, фондов, используемых для финансирования проводимых операций;
- широкое использование наркобизнеса и торговли оружием для пополнения финансовых средств;
- появление тенденции перехода от осуществления отдельных террористических актов к масштабным акциям, приобретающим характер диверсионно-террористической войны, в ходе которой широко применяются методы информационно-психологического воздействия, в том числе для создания атмосферы всеобщего страха, возбуждения антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть.
Частные характеристики международного терроризма.
Это автономность и прочность сетей, ячеек, расширение географии, расширение круга лиц, принимающих решение. Последнее обстоятельство особенно характерно. Как только была выбита верхняя ступень «Аль-Каиды», процесс принятия решений опустился на уровень среднего звена, а следовательно, значительно расширился круг лиц, принимающих решения.
Сегодня террористические организации имеют общую стратегическую цель, но много вариантность тактики. На орбите «Аль-Каиды» вращаются сегодня сотни структур, связанных идеологически, а иногда вообще не связанных между собой. «Аль-Каида», по сути дела, превратилась сегодня в торговую марку, своего рода «лейбл», который выгодно продавать как лицензионно, так и пиратским образом. И это выгодно как тому, кто присваивает себе эту марку, так и тому, который добровольно отдает эту марку в пользование. В отличие от легального бизнеса этот бизнес удовлетворен возможностью того, что эта марка распространяется. Сегодня мы много говорим об Ираке. С тревогой отмечаем, что это, по сути дела, инкубатор терроризма. Это в каком-то смысле большой «Гарвард-клуб» для будущих ячеек терроризма. Опасно не только то, что сейчас там происходит. Гораздо опаснее то, что там накапливается корпоративный профессиональный террористический солидаризм, который потом разойдется во все те страны, во все те регионы, откуда прибыли в Ирак участвующие в боевых действиях люди. Но у них уже будут связи, будет идеологическое, практическое, боевое, технологическое единство. И каждый из них уже будет ощущать себя не просто как какой-то человек с Балканских предгорий, из пустыни Афганистана или из Чечни, а как часть большой выпускной школы. Неуклонно растет и техническая оснащенность терроризма. Это заметно по Афганистану и Сирии. Весь Мир с тревогой наблюдает, что это зло стало привлекательным. Есть масса составляющих этого: отчасти от разочарования цивилизацией, отчасти от безуспешного поиска справедливости, отчасти от неудовлетворенности социальными и другими условиями.
Но терроризм кроме политики одновременно выступает как совершенная технология зла, как очень хорошая и удобная, притягательная, оправдывающая все несправедливости мира «упаковка». Одно дело совершать убийство, уголовное насилие, другое дело - найти красивую лакировку, красивую одежду в странной конфигурации политики и религиозного радикализма.
Мы сегодня много говорим о постмодернистском терроризме. Что в это вкладывается? Конечно, терроризм очень быстро развивается. Терроризм прошлого века, позапрошлого века во многом это не тот, с которым мы имеем дело сегодня. Прежде всего, сегодняшний терроризм - это, как сейчас принято говорить, терроризм апокалипсиса. Ему не важен политический результат. Есть ближайшая цель, после этого будут другие цели, но остановки, конечного политического маршрута у него нет. Есть своеобразный «миражный» маршрут, хотя он может от маршрута апокалипсиса выйти и на политические требования.
Еще одна особенность терроризма сегодняшнего дня - это переплетение криминальных и террористических сетей. Раньше они лишь иногда соприкасались, решали взаимовыгодные какие-то вопросы и затем расходились. Их контакты были не продолжительные и не широкие, локальные. Сегодня мы наблюдаем симбиоз. «Холдинги», «совместные предприятия», образно говоря, которые буквально удесятеряют их возможности, у них появляется одна силовая структура, у них появляется возможность легко переходить из одного состояния в другое. Классический пример - это Балканы. На Балканах создан унифицированный «трубопровод», по которому криминальные сети качают наркотики, живой товар, иные преступные ресурсы, но тут же могут предоставить эту «трубопроводную» инфраструктуру для «прокачки» оружия, для проводки и документирования террористических людских ресурсов. Еще одна чрезвычайно актуальная проблема - это стремление террористов к обладанию оружием массового уничтожения. Она лежит рядом с тематикой нераспространения. Пока эти две линии идут параллельно и мы все - и государственные структуры, и эксперты, и общество с тревогой наблюдаем возможность их сближения, и тем более пересечения.
Говоря о формировании международного сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, многие эксперты, политологи пришли к твердому пониманию того, что эта борьба должна вестись под эгидой Организации Объединенных Наций. Под ее эгидой, и с точки зрения технологии, и с точки зрения правого инструмента. Это простая формула, но это очень большой наш успех. Более того, за это время выпущен ряд очень крупных документов, направленных на противодействие терроризму. Достаточно вспомнить прошлогоднюю конвенцию по борьбе с ядерным терроризмом, резолюции ООН. Особенно упомяну резолюцию, тоже не очень давнюю, которая впервые поставила на перспективу, на профилактику, на преференцию борьбы с терроризмом. Были обозначены три направления: не собственно против преступных актов, а против вербовки, против подготовки, против пропаганды террористических идей. Важно, чтобы резолюция заработала. Более того, и другие структуры, прежде всего крупнейшие региональные и европейские, и натовский формат, и ОБСЕ, и азиатские, и африканские, и латиноамериканские - крупнейшие субрегиональные структуры, так или иначе, держали проблему терроризма в фокусе, также наращивали собственные практические усилия и наработки.
Террористы в достижении своих целей прибегают к тактике совершения взрывов, похищении и убийств граждан. Акты терроризма в подавляющем большинстве осуществляются с применением взрывчатых веществ и взрывных устройств, как правило, в жилых массивах. Принимаются меры по закрытию и опечатыванию подъездов и чердаков жилых домов. Силами сотрудников полиции общественной безопасности осуществляется их обследование. Предпринимаются меры по выявлению квартир, которые могут быть использованы террористами. Проверяется информация о квартирах, используемых, как притоны. Проводятся мероприятия по выявлению и эвакуации брошенного и длительное время отстаивающегося в жилом секторе транспорта, который может быть использован для совершения терактов.
Для безопасности населения принимаются меры по усилению охраны объектов социальной сферы - школ, детских садов, больниц и тому подобное; проводятся учения по борьбе с терроризмом.
Принимаются меры по борьбе с терроризмом в учебных заведениях, введены специальные идентификационные карточки для студентов, учащихся и преподавателей. Вкупе с камерами видеонаблюдения и «тревожной кнопкой» карточки обеспечат беспрецедентно высокий уровень безопасности.
При проведении общественно - политических, культурно - массовых и спортивных мероприятий проводятся обследования объектов и прилегающей территории на предмет обнаружения взрывчатых веществ.
Международный терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Терроризм - это преступление всегда умышленное, совершаемое с прямым умыслом. При этом умысел террориста отличается от умысла на убийство. Если в случае убийства имеются две стороны - преступник и жертва, то в акте терроризма есть и третья - органы власти или общественность, к которым апеллирует террористическая организация или террорист. Жертва террориста может и не интересовать, она не цель, а лишь средство. Их действия направлены на достижение своих целей (политических, корыстных и т.д.) посредством возбуждения общественного внимания, запугивания населения и представителей власти, пропаганды своих политических, религиозных или иных воззрений. При этом проявляется безразличие к жертвам, что ведет к особой жестокости, массовому характеру невинных жертв, гибели случайных людей.
С каждым годом все больше создаются организации по борьбе с международным терроризмом - эта миссия возложена в основном на Организации Объединенных Наций, также выпускаются важные документы, направленные на противодействие терроризму; создаются антитеррористические центры. Сегодня как в России, так и в других странах, как многим кажется, все точки над «i» в идеологической подоплеке борьбе с терроризмом плотно расставлены, определены действующие лица, враги и спасители. Но, несмотря на это Международный терроризм с каждым годом увеличивается.
Терроризм - это лишь метод, тактика, а не политическая программа или идеология. Можно и нужно уничтожать террористов и предпринимать меры по предупреждению терактов, но бороться против тактики как таковой бессмысленно, для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.
На сегодняшний день, нужен новый принцип борьбы с Международным терроризмом и даже не борьбы, а его уничтожения. Не уничтожим мы его, уничтожит он нас. Все знают, что делают с бешеной собакой…
У меня есть новый и очень эффективный план по уничтожению Международного терроризма!

Только всем миром можно победить терроризм. Как бороться с терроризмом?

Никого не оставили равнодушными руины взорванных домов в Москве, рухнувшие небоскрёбы Всемирного торгового центра, события в театральном центре на Дубровке. К сожалению, этот список можно продолжать долго.

Для многих эти происшествия стали трагедией. Мы не знаем, где и в какой момент, террористы снова нанесут удар, и какие последствия от этого будут.

Как победить терроризм?

Только всем миром. Прежде всего, нужно бороться с причинами возникновения терроризма, ведь зачастую, это реакция общества на несправедливость.

Понятие "терроризм", появилось ещё во времена французской революции. Оно означало политику устрашения, которая проводилась революционерами против своих врагов. Если конкретнее, то терроризм - это насилие, для достижения политических целей. Намеренное убийство невинных людей, прикрываемое фальшивыми лозунгами о справедливости. Деятельность таких террористических группировок, как незаконные бандформирования в Чечне, может послужить этому примером.

Эти группировки координируют свои действия, тесно сотрудничая между собой, более тщательно готовятся к своим преступлениям и повышают дисциплину внутри организаций. Поэтому большинство терактов удаётся.

В настоящий момент все поняли, что в борьбе с терроризмом, необходимо применять самые решительные и жесткие меры. Ведь фактически террористы объявили нам войну.

Как бороться с терроризмом?

Силовыми и правовыми мерами, внутренними и внешними.

1. Силовые меры.

Большинство стран борется с терроризмом силовыми методами.

Такие методы малоэффективны, используются более 30 лет, а терактов меньше не стало. Потому, что силовыми мерами борются с проявлениями терроризма, а не с ним самим. Причины возникновения терроризма силовые методы не устраняют.

2. Правовые меры.

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о международном терроризме. Она призывала страны всячески препятствовать терактам.

В России с терроризмом официально борется ФСБ. Но отряды, которые могут при необходимости вступить в борьбу с террористами, созданы при всех силовых структурах. В Уголовном Кодексе РФ есть статьи, в которых предусматривается наказание за терроризм. Но наказания, за эти преступления очень мягкие. Нужно установить более длительные сроки за такие преступления. Может, тогда потенциальные террористы задумаются.

3. Внутренние меры.

Это меры для предупреждения терактов. Они являются наиболее эффективными, потому, что теракт легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Узнать, где произойдёт следующий теракт, практически невозможно. Получить спецслужбам своевременную информацию о новом ударе террористов, достаточно тяжело. У террористов утечка информации происходит очень редко, а с предателями они расправляются жестоко. Хотя в СМИ было написано о том, что ФБР знало о готовящихся 11 сентября событиях, но не успели или не смогли ничего предпринять.

Методы борьбы с террористической угрозой, которые сейчас предлагаются в России и на Западе, являются, по сути, лишь попыткой бороться с симптомами. Борьба с причиной болезни требует от всех стран недостижимого пока уровня сознательности и политической воли.

Теракты во Франции уже породили бурные дискуссии на различные темы, начиная от отставки Олланда и заканчивая необходимостью пересмотра европейского подхода к правам человека. Но одна из основных - какие меры нужно принимать для того, чтобы аналогичная трагедия не повторилась в Париже или любом другом городе цивилизованного мира, войну которому объявила запрещенная в России террористическая группировка ИГ и ей подобные организации.

Множество российских политиков и экспертов рассматривают французский теракт либо как недоработку, либо как свидетельство слабости французских спецслужб. Говорят о том, что при Олланде французские контрразведчики резко сдали, что социалисты привили им беспечное отношение к существующим во Франции гетто. И, соответственно, рекомендации по предотвращению дальнейших терактов сводятся к усилению возможностей спецслужб по контролю за обществом, а также в повышении бдительности самих граждан и уровня их взаимодействия с органами правопорядка. Рекомендации, безусловно здравые и нужные, ведь любой стране нужны сильные и адекватные спецслужбы. Вот только они не решают проблему.

Спецслужбы не спасут

Возможности любых спецслужб предотвращать любые теракты наподобие парижских крайне ограничены. Говоря о этих трагических событиях, большинство экспертов и политиков сравнивают их с 11 сентября, причем не только с точки зрения эффекта, но и с точки зрения организации. А это глубокое заблуждение. Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне в 2001 году тщательно и скрупулезно готовились, к организации было привлечено значительное число людей, требовалось совершить крайне сложные мероприятия (наподобие подготовки летчиков). И, учитывая все это, спецслужбы могли на одном из этапов перехватить информацию (через агентуру, прослушку или электронную разведку) и предотвратить теракт. Парижские же события являются по сути новым типом терактов (аналогичным событиям в Мумбаи в 2008 году), для проработки которых нужна минимальная подготовка. Стоящие за терактами люди отказались от технически или организационно сложных мероприятий, например, закладки бомбы в концертном зале или же поиску мер по проникновению террориста-смертника непосредственно на трибуны Стад-де-Франс (взрыв на котором в присутствии президента Олланда имел бы колоссальный эффект). По сути организация теракта потребовала лишь нескольких смертников, набранных в культурных гетто Европы (например, в эмигрантских районах Брюсселя, жители которых живут в своем маленьком мирке, не интегрируются в бельгийское общество, и уязвимы перед радикальной пропагандой, говорящей о необходимости отомстить за страдающих от рук неверных братьев в Сирии и Ираке). Им дали в руки обычные автоматы, снарядили собранными на коленках поясами шахидов, после чего отправили убивать и умирать.

Предотвратить организацию такого рода терактов спецслужбы смогут только при тотальном контроле за обществом, включая наличие информаторов в каждой из эмигрантских группировок а также жесточайший контроль за оборотом стрелкового оружия в стране. Но оправданны ли такие меры? Сразу же встает вопрос о дилемме свобода/безопасность, а также менее известной дилемме безопасность/развитие? До каких пределов нужно усиливать возможности спецслужб по контролю за обществом в ущерб свободам граждан? До уровня «Патриотического акта»? Или же до уровня антиутопий и «Большого брата»? И до какой степени нужно чрезмерным контролем замораживать развитие и эволюцию общественной системы? Ведь чем больше контроля, тем меньше эволюции и тем выше шанс на то, что развитие этой системы пойдет не по эволюционному, а по революционному пути.

Нужна эволюция режимов

Безусловно, это не значит, что меры по контролю за безопасностью не надо усиливать - надо. В частности, реализовывать (естественно, без перегибов) предложение французского премьер-министра Мануэля Вальса по отлову, посадкам или депортации радикальных исламских имамов, проповедующих внутри этих гетто. Однако нужно четко отдавать себе отчет в том, что эти меры могут снизить частоту терактов, но не предотвратить их. Ведь они являются, по сути, борьбой с симптомами болезни, а не с причиной ее возникновения. А возникла эта болезнь из-за тупиковости социально-политического развития в большинстве мусульманских стран. Власти этих стран не могут предложить населению свободу, социальные лифты, право на развитие, нужный набор ценностей, модернизацию а зачастую и элементарный базовый уровень экономического благосостояния. Более того, они лишают людей даже надежды на то, что эти режимы со временем трансформируются. В результате люди не ощущают себя сопричастными со своими национально-государственными проектами, и ищут иные формы сопричастности, а также иные проекты, которые способны принести с их жизнь цель и справедливость. Зачастую этими проектами становятся наднациональные исламские террористические группировки, которые базируют свою идеологию на традиционалистских трактовках Корана. Именно так и возникла ИГ - как ответ исламского общества, как поиск им нового пути развития.

Поэтому по-настоящему бороться с терроризмом можно лишь через трансформацию этих режимов и стимулирование модернизации ислама в сторону более конформистских версий (своего рода исламскую реформацию). Но, естественно, трансформацию не путем военного вторжения или гуманитарных интервенций (как это делали американцы в Ираке, или сейчас делают в Сирии). И не свержением авторитарных режимов - нужно понимать тонкость момента, ведь способствующие притоку рекрутов к террористам авторитарные режимы являются одновременно и силами, сдерживающими приход этих исламистов к власти. Свержение авторитарных лидеров в Ираке и Ливии развязало руки исламистам, поэтому речь должна идти не о переворотах и шоковых демократизациях, а о последовательной, постепенной эволюции режимов в сторону более открытых и человечных форм правления.

Безусловно, задача выглядит как из категории утопичных. Как минимум потому, что для достижения такой тонкой и аккуратной эволюции нужны совместные последовательные действия всех центров силы современного мира. Нужны гарантии того, что эти центры поумерят свои региональные амбиции (например, по использованию террористов против своих противников) ради достижения общей цели. Очевидно, что коллективный Запад и прежде всего США не готовы на такое открытое сотрудничество с Россией, а тем более с Ираном. Поэтому и настоящая борьба с терроризмом откладывается на неопределенный срок, до которого страны могут лишь продолжать бороться с симптомами.

С другой стороны, Москва имеет все возможности для того, чтобы самостоятельно или с группой обеспокоенных товарищей бороться с причинами, но не во всем мире, а в отдельных его регионах. Не на Ближнем Востоке, но хотя бы в Средней Азии, где местные режимы своей политикой точно так же принуждают людей уходить в исламистское подполье. До сих пор Кремль фактически закрывал на это глаза, опасаясь вмешиваться во внутренние дела среднеазиатских государей. Например, молчал, когда таджикский президент Рахмон взял курс на пересмотр Московских соглашений (завершивших гражданскую войну в Таджикистане через политический компромисс между противоборствующими силами) и начал преследование умеренной Партии Исламского Возрождения Таджикистана, назвав ее чуть ли не филиалом ИГ.

В Кремле должны понять, что дестабилизация Средней Азии через какое-то время приведет к серьезным внешнеполитическим и даже внутриполитическим проблемам России (беженцам, разрыву экономических связей, нестабильности в южном подбрюшье и радикализации российских мусульман). И поскольку эти проблемы грозят не только Москве, но и Китаю, а также Ирану, эти страны могут попытаться решить проблемы возникновения терроризма в отдельно взятом, важном для них регионе. Одновременно, естественно, ведя диалог с Западом о совместной борьбе с причинами возникновения терроризма в глобальных масштабах. И надеясь на то, что со временем западные партнеры будут подходить к этому диалогу более ответственно.

Гигабайты прилетят с орбиты

Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска - спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ

Страну разверстали по-новому

Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития