Смешанный договор перевозки и транспортной экспедиции образец. Образец договора транспортной экспедиции, заключаемый между юридическими лицами

Страницы в журнале: 81-85

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и трудового права, Государственного университета управления [email protected]

Рассматривается правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Автор раскрывает определение договора транспортной экспедиции, его предмет, права и обязанности сторон, а также их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Ключевые слова: договор транспортной экспедиции, экспедитор, клиент, услуги, связанные с перевозкой груза.

Contract of the Freight Forwarding

Strigunova D.

The aim of the article is to describe the contract of freight forwarding according to the Russian law. In the article the definition of the contra сt of forwarding, its subject, rights and duties of parties of the contract, liability of the parties for the nonperformance or improper performance are revised.

Keywords: сontra сt of freight forwarding, freight forwarder, client, services connected with the transport of freight.

Договор транспортной экспедиции имеет огромное значение для регулирования отношений, складывающихся на рынке транспортных услуг, поскольку он освобождает заинтересованных лиц от «транспортных забот» и возлагает бремя их осуществления на экспедитора, который на профессиональном уровне организует и осуществляет транспортные операции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договорных обязательств, предусмотренным гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Правовое регулирование договора транспортной экспедиции помимо норм ГК РФ осуществляется нормами Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554, и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с легальным определением данного договора, содержащимся в ч. 1 ст. 801 ГК РФ, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиентарузоотправителя или грузополучателя) выполнять или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Существенным условием договора транспортной экспедиции является его предмет, в качестве которого выступают услуги, связанные с перевозкой груза, либо организация выполнения таких услуг. Организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, имеет место в тех случаях, когда экспедитор в силу предоставленной ему ст. 805 ГК РФ возможности привлекает к исполнению своего обязательства третьих лиц.

В литературе указывается на известную неопределенность предмета договора транспортной экспедиции. Действительно, ч. 1 ст. 801 ГК РФ содержит два открытых перечня услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Услуги из одного перечня не имеют названия, но в литературе часто именуются основными. Другие названы в ч. 1 ст. 801 ГК РФ как дополнительные. К так называемым основным услугам отнесены организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также другие услуги, связанные с перевозкой. К дополнительным услугам в ГК РФ относятся осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Рассматривая вопрос о делении услуг транспортной экспедиции на основные и дополнительные, Ф.М. Полянский полагает, что «юридическое значение деления услуг экспедитора на “основные” и “дополнительные” состоит в том, что именно первые имеют для договора экспедиции конституирующее значение, т. е. формируют его как самостоятельный договорный тип». По мнению В.В. Кулешова, «деление транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные не имеет юридического значения, т. к. законодательство не предусматривает специфики правового регулирования того или иного вида услуг». Придерживаясь аналогичной позиции, А.В. Соловых предлагает скорректировать редакцию ст. 801 ГК РФ, устранив упомянутое деление, при этом применив для определения предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический способ, используемый в ст. 779 ГК РФ, - указать примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг и исключительный перечень услуг, которые могут охватываться данным видом договора.

А.Г. Калпин разделил все услуги, связанные с перевозкой груза и оказываемые по договору транспортной экспедиции, на операции, составляющие: а) подготовку к перевозке; б) доставку груза к месту отправки; в) погрузку; г) оформление документов на отправку; д) сопровождение груза в пути; е) выгрузку груза и проверку его веса и состояния; ж) доставку на склад получателя; з) передачу груза получателю и оформление документов на такую передачу. При этом он обоснованно считает, что договор экспедиции может охватывать как все эти стадии, так и лишь некоторые из них, а равно отдельные операции. С учетом этого договор транспортной экспедиции может предусматривать полное транспортно-экспедиционное обслуживание, предполагающее совершение всего комплекса перечисленных операций, то есть доставку груза «от склада до склада», либо частичное транспортно-экспедиционное обслуживание, означающее оказание услуг, относящихся только к одной из названных стадий или даже к отдельному ее элементу конкретной стадии. Схожее деление договора транспортной экспедиции на две разновидности предлагают в своих работах, в частности, И.Е. Данилкина, В.В. Кулешов.

Интересным с правовой точки зрения является вопрос о возможности включения в предмет договора транспортной экспедиции услуг непосредственно по самой перевозке груза. Часть 1 ст. 801 ГК РФ предусматривает в качестве предмета договора транспортной экспедиции заключение экспедитором от своего имени или от имени клиента договора (договоров) перевозки. С другой стороны, в качестве лица, оказывающего транспортно-экспедиционные услуги, может выступать и сам перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

По мнению В.В. Кулешова, предмет договора транспортной экспедиции может включать в себя в качестве одного из элементов услуги по перевозке груза. Как пишет указанный автор, по отношению к договору перевозки груза договор транспортной экспедиции может быть двоякого рода. В тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязанность осуществить перевозку груза, этот договор шире договора перевозки груза по объему оказываемых услуг. Таким образом, по его мнению, договор транспортной экспедиции «поглощает» услугу по перевозке. Он охватывает как само перемещение, так и оказание других услуг, хотя и связанных с перевозкой груза, но не выражающихся в непосредственном перемещении груза (по сортировке груза, снабжению груза ярлыками, погрузке груза, выгрузке груза, оформлению документов и др.). Иная, по мнению В.В. Кулешова, ситуация складывается, когда экспедитор не принимает на себя обязанность по перевозке груза. В этом случае услуги, оказываемые по этим договорам, будут различными. По договору транспортной экспедиции будут оказываться услуги, связанные с перевозкой груза, а по договору перевозки груза будут оказываться услуги непосредственно по самой перевозке груза. Схожего мнения по данному вопросу придерживается И.Е. Данилкина, полагающая, что договор транспортной экспедиции может включать услугу по перевозке.

Представляется, что договор транспортной экспедиции в своем чистом виде не может включать услугу по перевозке. Аналогичного в целом мнения придерживается Ф.М. Полянский, который считает, что предмет договора транспортной экспедиции не может включать саму услугу по перевозке груза. «Если же экспедитор наряду с экспедиционными услугами принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения, то налицо смешанный договор. В этом случае к отношениям сторон будут соответственно применяться нормы гл. 40 и 41 ГК». По нашему мнению, в тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязательство по перевозке груза (следовательно, он является перевозчиком, выполняющим также транспортно-экспедиционные услуги), имеют место два самостоятельных договорных обязательства: по перевозке груза и по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Договор транспортной экспедиции не может «поглощать» договор перевозки груза.

Договор транспортной экспедиции имеет определенные сходства с договорами поручения, комиссии, агентирования. Он подлежит заключению в письменной форме, и, кроме того, клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ). Все это сближает рассматриваемый договор с указанными выше «представительскими» договорами. Более того, предметом рассматриваемого договора выступает некий набор или отдельные юридические и фактические услуги, однако, в отличие от предмета упомянутых договоров, эти услуги всегда связаны с перевозкой груза, что, безусловно, позволяет отграничить его от указанных выше договоров.

Договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным, возмездным. Двусторонний характер рассматриваемого договора проявляется в том, что его участниками выступают клиент (грузоотправитель, грузополучатель) и экспедитор. В литературе часто ставится вопрос о расширении круга клиентов и отнесения к клиенту не только грузоотправителя, грузополучателя, но также и других лиц, заинтересованных в получении транспортно-экспедиционных услуг. В частности, одним из таких лиц называется владелец груза.

Договор перевозки груза является возмездным, так как за оказанные услуги экспедитор получает вознаграждение. А учитывая то, что деятельность экспедитора направлена на систематическое получение прибыли от предоставления транспортно-экспедиционных услуг, на стороне экспедитора, очевидно, вправе выступать лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическое лицо - коммерческая организация. Выполнять функции экспедитора может также и перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

В литературе также ставится вопрос о возможности отнесения договора транспортной экспедиции к реальным или консенсуальным договорам. Так, например, Н.А. Андреева полагает, что договор транспортной экспедиции «находится вне классификации договоров на консенсуальные и реальные». Кроме того, в литературе встречается суждение о том, что рассматриваемый договор «является реальным в том случае, если экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны непосредственно с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т. п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным». Между тем преобладающей позицией в юридической литературе, поддерживаемой автором настоящей работы, является позиция, в соответствии с которой договор транспортной экспедиции является консенсуальным. Наиболее подробно вопрос о консенсуальном характере договора транспортной экспедиции рассмотрен В.В. Витрянским. В частности, как пишет указанный автор, «консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора».

В литературе признается, что договор транспортной экспедиции не является публичным. Иногда в литературе отмечается, что договор транспортной экспедиции может быть заключен в пользу третьего лица. Как по этому поводу пишет В.В. Кулешов, «договор транспортной экспедиции является договором в пользу третьего лица лишь в тех случаях, когда договор транспортной экспедиции допускает совершение экспедитором действий от собственного имени, а также когда из договора не следует совпадение в одном лице получателя и клиента».

Договор транспортной экспедиции, помимо прочего, является взаимным. Это означает, что у обеих сторон рассматриваемого договора имеются корреспондирующие права и обязанности. ГК РФ только в самом общем виде упоминает о правах и обязанностях экспедитора и клиента (например, право сторон расторгнуть договор в одностороннем порядке, обязанность выдать экспедитору доверенность, если таковая требуется, и т. п.). Основные положения о правах и обязанностях сторон договора транспортной экспедиции прописаны в Законе № 87-ФЗ.

Так, клиент вправе выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ч. 6 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Клиент также вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив экспедитора об этом в разумный срок. При этом, заявив об отказе, клиент возмещает экспедитору убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Экспедитор вправе получить необходимые документы и информацию о грузе (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортной экспедиции в случае непредставления необходимой для исполнения обязательства информации (ч. 3 ст. 804 ГК РФ, ч. 4 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос (ч. 1 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента, при этом незамедлительно уведомляя клиента о своих действиях (ч. 2 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), привлекать третьих лиц для исполнения своего обязательства, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор обязан исполнить обязанности лично (ст. 805 ГК РФ), отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Помимо названных, экспедитор имеет и другие права, установленные законом и договором. В частности, одним из таких прав является право экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных частью 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, ответственность несет клиент. Анализируя приведенную норму ч. 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, Ф.М. Полянский обращает внимание на то, что право на удержание груза возникает у экспедитора, только если это предусмотрено договором. По его мнению, это противоречит ч. 1 ст. 359 ГК РФ, по смыслу которого право кредитора на удержание вещи должника возникает исключительно в силу неисполнения последним денежного обязательства и не требует специального упоминания в договоре. Данное противоречие, как считает Ф.М. Полянский, должно разрешаться в пользу ГК РФ. Указанное мнение заслуживает внимания.

Что касается обязанностей экспедитора, то в соответствии с ГК РФ и ст. 4 Закона № 87-ФЗ они могут быть сведены к следующим: оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции, сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации - запрос у клиента необходимых дополнительных данных, уведомление клиента о допущенных отступлениях при исполнении договора транспортной экспедиции, предоставление информации клиенту в соответствии с нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», если в качестве клиента выступает потребитель, а также выдача клиенту экспедиторского документа, предоставление оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента, незаключение от имени клиента договора страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Основными обязанностями клиента в соответствии с ГК РФ и Законом № 87-ФЗ являются прежде всего предоставление экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), уплата причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им расходов в интересах клиента (ч. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции определяется в соответствии с этим договором, ГК РФ, а также Законом № 87-ФЗ и другими законами. Как следует из ст. 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ. «По общему правилу гл. 25 ГК экспедитор как предприниматель обязан возместить клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства безотносительно к наличию своей вины. Экспедитор освобождается от ответственности в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы».

Однако закон предусматривает и ограниченный размер ответственности экспедитора перед клиентом (в том числе это касается ответственности по договорам транспортной экспедиции в международном сообщении, которая в настоящей работе намеренно не рассматривается). Согласно ст. 803 ГК РФ и ч. 2 ст. 6 Закона № 87-ФЗ в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Как известно, ответственность перевозчика в большинстве случаев является ограниченной.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность в виде возмещения ущерба и только в случае, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом размер ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза ограничен пределами, установленными ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

За нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор возмещает убытки, если иное не предусмотрено договором между ними и если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. При этом если клиентом является потребитель, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательства, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона № 87-ФЗ).

Статья 10 Закона № 87-ФЗ содержит правила об ответственности клиента перед экспедитором. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в Законе № 87-ФЗ. При этом ответственность клиента перед экспедитором подчиняется общим правилам об ответственности за нарушение обязательств. В то же время Закон № 87-ФЗ предусматривает и специальные правила. В частности, согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 87-ФЗ если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в связи с исполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, клиент должен уплатить экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% от суммы этих расходов. Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% от вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11 Закона № 87-ФЗ предусматривает возможность для сторон договора транспортной экспедиции установить более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором размером ответственности и признает ничтожными соглашения об устранении имущественной ответственности экспедитора или об уменьшении ее размеров, установленных Законом № 87-ФЗ.

За исключением предъявления иска к экспедитору потребителем, до предъявления клиентом иска по договору транспортной экспедиции требуется предъявление им претензии к экспедитору. Данное положение содержит ст. 12 Закона № 87-ФЗ. Этой же статьей предусматривается, что претензия должна быть подана клиентом в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии, а также указывается момент начала исчисления сроков для предъявления претензий. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров транспортной экспедиции, составляет 1 год.

Библиография

1 См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. - М., 2010. С. 339.

2 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. / под ред. А.П. Сергеева. - М., 2012. Т. 2. С. 566.

3 См., например, Гражданское право: учеб.: в 3 т. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. Т. 2. С. 557; Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 564-565.

4 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 558.

5 Кулешов В.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 59.

6 См.: Соловых А.В. Договор транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8.

7 См.: Калпин А.Г. Глава 11. Договор перевозки // Гражданское право. Часть вторая: учеб. / отв. ред. В.П. Мозолин. - М., 2004. С. 439-440.

8 См.: Данилкина И.Е. Тенденции развития транспортно-экспедиционных отношений: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8; Кулешов В.В. Указ. соч. С. 59.

9 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 6, 90.

10 См.: Данилкина И.Е. Указ. соч. С. 9.

11 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 557.

12 См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. для магистров. - М., 2012. С. 562.

13 Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 8, 60.

14 См.: Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 559.

15 См. например, Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 566; Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. - М., 2008. С. 117; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 341; Соловых А.В. Указ. соч. С. 40.

16 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М., 2004. С. 646-647.

17 См.: Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 342; Соловых А.В. Указ. соч. С. 48.

18 Кулешов В.В. Указ. соч. С. 26.

19 Гражданское право /отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 562.

20 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 111.

"___"_____________ ____г.

Именуем__ в дальнейшем "Экспедитор", в лице _____________, действующ___ на основании ________, с одной стороны, и ______________, именуем___ в дальнейшем "Клиент", в лице ____________, действующ___ на основании ____________, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА И ДРУГИЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки грузов, принадлежащих Клиенту. Указанные услуги осуществляются Экспедитором за вознаграждение и за счет Клиента.

1.2. Клиент вправе поручить, а Экспедитор оказать дополнительные виды услуг, если они будут указаны в заявке на перевозку, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.

1.3. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.

1.4. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации - запросить у Клиента необходимые дополнительные данные.

1.5. В случае непредставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. В соответствии с п. п. 1.1, 1.2 настоящего Договора Экспедитор организует обслуживание Клиента, связанное с предметом Договора.

2.2. Подача груза под погрузку производится в согласованный Сторонами день погрузки.

2.3. Экспедитор обязуется осуществлять следующие транспортно-экспедиционные услуги:

Организовывает перевозку грузов по территории Российской Федерации в пункт назначения, указанный Клиентом, - транспортом и по маршруту, выбранному Экспедитором (или Клиентом);

Заключает договор перевозки груза от имени Экспедитора (или Клиента);

Обеспечивает отправку и/или получение груза;

Обеспечивает погрузку и/или выгрузку груза на всем пути его следования;

Обеспечивает доставку груза до/от склада Экспедитора;

Обеспечивает передачу груза в пункте назначения Клиенту или уполномоченному им лицу - Грузополучателю;

Проверяет количество и состояние груза.

Получает необходимые для импорта/экспорта документы;

Выполняет таможенное оформление груза;

Уплачивает таможенные пошлины, сборы и другие расходы, возлагаемые на Клиента, связанные со следованием груза;

Обеспечивает хранение груза;

Обеспечивает страхование груза;

Обеспечивает дополнительную упаковку груза;

Оказывает иные услуги, заказанные в рамках Договора.

2.4. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего Договора.

2.5. Клиент обязуется:

а) оплатить вознаграждение Экспедитора в соответствии с условиями настоящего Договора;

б) оплатить расходы, связанные с исполнением настоящего Договора, не позднее _________ с момента представления Экспедитором калькуляции затрат;

в) предоставить информацию, необходимую для исполнения настоящего Договора.

3. СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Размер оплаты за транспортно-экспедиционные услуги и иных причитающихся Экспедитору сумм, связанных с транспортно-экспедиционными операциями, устанавливается Экспедитором самостоятельно.

Тарифы, ставки и иные сборы размещены на сайте Экспедитора_______________ (или: указаны в приложении к Договору).

3.2. Об изменении тарифов, ставок и сборов Экспедитор уведомляет Клиента письменно не позднее чем за ____ (_____) рабочих дней до введения изменений следующим способом: ___________________.

3.3. Расходы Экспедитора, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционных услуг, полностью включены в тарифы, ставки и иные сборы Экспедитора и его вознаграждение (или: включены в тарифы, ставки и иные сборы Экспедитора и его вознаграждение, за исключением _____________).

3.4. Услуги Экспедитора оплачиваются Клиентом в следующем порядке предоплатой не позднее чем за ___ (_______) рабочих дней до момента передачи груза для экспедирования (или в течение ___ (_______) рабочих дней после осуществления доставки груза).

3.5. Платежи Клиента считаются исполненными в день поступления денежных средств в полном объеме в кассу Экспедитора или на расчетный счет Экспедитора.

3.6. В пункте назначения на складе Экспедитора прибывший груз хранится без взимания дополнительной платы ___ (_____) рабочих дней со дня уведомления Клиента (Грузополучателя) по телефону. Плата за хранение груза взимается только при его хранении свыше ___ (__________) рабочих дней в соответствии с тарифами, размещенными на сайте Экспедитора ______________ (или: указанными в приложении к Договору).

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ИНЫЕ УСЛОВИЯ

4.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. При задержке погрузки по вине Клиента погрузка переносится на следующие сутки и Клиентом производится доплата в размере _________ за каждые сутки такой задержки.

4.3. Охрана и страхование груза не являются предметом настоящего Договора, если иное не предусмотрено в заявке с указанием их стоимости.

4.4. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если они явились следствием обстоятельств непреодолимой силы, под которыми подразумеваются: авария, наводнение, землетрясение, пожар, военные действия, забастовки, изменение законодательства.

4.5. Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоятельств и их продолжительности будут служить акты и справки в соответствии с действующим законодательством.

4.6. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п. 1.3 настоящего Договора.

5. ПРЕТЕНЗИИ

5.1. Датой предъявления претензии считается дата штемпеля отделения связи о принятии письма.

5.2. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении) не позднее одного месяца с даты получения претензии.

6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

6.1. Споры и разногласия, вытекающие из настоящего Договора, разрешаются посредством переговоров. В случае если путем переговоров Стороны не смогут достичь согласия, все споры и разногласия подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до "___"__________ ____.

7.2. Если за ___ дней до конца действия Договора ни одна из Сторон не заявит письменно о его расторжении, то Договор считается пролонгированным на следующий календарный год.

7.3. Действие настоящего Договора может быть прекращено:

По взаимному согласию Сторон, оформленному письменно;

В любое время любой Стороной с наличием или без наличия причины при подаче письменного заявления не менее чем за ___ дней до момента прекращения его действия.

8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

8.1. Все приложения, подписанные Сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

8.2. В случае реорганизации или ликвидации одной из Сторон обязательства по Договору переходят к правопреемнику.

8.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах: по одному для каждой из Сторон.

8.4. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Договором, Стороны будут руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

9. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

9.1. Экспедитор: ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 9.2. Клиент: __________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ПОДПИСИ СТОРОН: Экспедитор: Клиент: ______________________ _____________________________ М.П. М.П.

Бесплатные образцы исков, жалоб, договоров и др. сайт

ДОГОВОР

транспортной экспедиции в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент », с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор », о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом настоящего Договора являются взаимоотношения Сторон, связанные с организацией перевозок грузов в междугороднем сообщении, экспедиторского обслуживания и прочих услуг силами и средствами Сторон в соответствии с действующим законодательством и настоящим Договором.

1.2. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязательства по перевозке грузов по количеству мест, в том числе мелкими партиями, через накопительные склады Экспедитора в пункты назначения.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Обязанности Экспедитора:

2.1.1. Организует перевозку грузов Клиента, согласно письменным заявкам по форме, определенной в Приложении №1 к настоящему Договору, и в соответствии с тарифами на сборный груз, указанными в Приложении №2.

2.1.2. Контролирует со своей стороны правильность оформления товарно-транспортных документов при приеме груза (погрузки) и сдаче груза (разгрузке), а также своевременно предоставляет Клиенту оригиналы полностью оформленных транспортных накладных, счетов-фактур и актов выполненных работ на выполняемую перевозку.

2.1.3. Осуществляет консультирование Клиента по вопросам повышения эффективности перевозок за счет выбора рациональных маршрутов, снижения расходов по упаковке, погрузо-разгрузочным и другим операциям и т.п.

2.1.4. Экспедитор обязан сообщать Клиенту обо всех обнаруженных недостатках полученной им информации, а в случае её неполноты произвести дополнительный запрос.

2.1.5. Информировать Клиента о вынужденных задержках автомобилей в пути, аварии и других непредвиденных обстоятельствах, препятствующих своевременной доставке груза.

2.2. Обязанности Клиента:

2.2.1. Предоставлять предназначенные к перевозке грузы в согласованном весе, объеме и в исправной таре (упаковке), обеспечивающей их полную сохранность и допускающей загрузку и перевозку предоставленными транспортными средствами.

2.2.2. Извещать Экспедитора о правилах погрузки товаров в мягкой упаковке с определением допустимого количества рядов в транспортном средстве, в том числе предупреждать о наличии изделий из стекла и других хрупких грузов, требующих более осторожного обращения.

2.2.3. Заказывать транспортные средства письменно за 48 часов до дня, предшествующего перевозке, с подробной информацией о местах погрузки, объеме перевозки, времени работы складов.

2.2.4. Обеспечивать предоставление и правильное оформление товарно-транспортных накладных и других документов на перевозимый груз (с указанием в счетах-фактурах страны происхождения товаров, а также номера таможенной декларации для товаров зарубежного происхождения).

2.2.5. Клиент в праве выдать Экспедитору доверенности на право совершения транспортно-экспедиторских операций, указанных в п.1.2 настоящего Договора.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Расчеты за выполненную работу по настоящему Договору производятся на условиях дополнительно согласованных Сторонами.

3.2. 3а выполненную работу по настоящему Договору Экспедитор выставляет Клиенту счет-фактуру за перевозку, по которой Клиент обязуется произвести оплату не позднее следующего (банковского) дня после получения груза путем перечисления денежных средств на расчетный счет Экспедитора в соответствии с банковскими реквизитами, указанными в настоящем Договоре.

3.3. Сумма настоящего Договора складывается из стоимости конкретных перевозок, производимых Экспедитором в течение срока действия настоящего Договора.

3.4. Груз передается при предъявлении платежных документов, доверенности и паспорта получателя, либо при наличии печати и подписи получателя в транспортной накладной.

3.5. Документом, свидетельствующим об исполнении транспортно-экспедиционных услуг, является Акт выполненных работ (услуг), составленный на основании транспортных накладных.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. В случае не выполнения, либо не надлежащего выполнения договорных обязательств, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Договором.

4.2. Экспедитор и Клиент несут взаимную материальную ответственность в пределах своих обязательств по Договору.

4.3. Экспедитор и Клиент не отвечают по долгам друг друга и обязательствам перед третьей стороной.

4.4. В случае невыполнения условий и сроков перевозки Экспедитор и Клиент согласовывают сумму компенсации путем переговоров.

4.5. В случае нарушения условий п.3.2. настоящего Договора Клиент оплачивает Экспедитору пени в размере % от суммы несвоевременно оплачиваемых услуг за каждый день просрочки.

4.6. Уплата неустойки не освобождает Стороны от исполнения своих договорных обязательств.

4.7. 3а предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием его наименования или свойства с Клиента, помимо взыскания причиненных Экспедитору убытков, взыскивается штраф в размере рублей.

4.8. В случае подачи неправильной информации о характере груза, что привело к порче груза других клиентов, Клиент несет материальную ответственность на сумму ущерба, причиненного третьим лицам.

4.9. Экспедитор несет ответственность только за количество мест, принятых у Клиента к перевозке.

4.10. В случае нехватки места или его повреждения по вине Экспедитора, содержимое груза по виду и количеству сверяется в присутствии представителей сторон, определяется к компенсации сумма ущерба и составляется претензия не позднее дней с момента получения груза.Исключение составляют случаи, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошли из-за форс-мажорных обстоятельств. Основанием для определения суммы ущерба являются сопроводительные документы на перевозимый груз (счета-фактуры, ТТН).

4.11. При полной загрузке автомобиля товаром Экспедитор не несет ответственности за повреждение и недостачу груза, сданного к перевозке без соответствующей свойствам груза упаковки (тары), или с нарушением целостности упаковки (тары), обеспечивающих сохранность груза при транспортировке, если груз прибыл в исправной машине с исправными пломбами грузоотправителя.

4.12. Экспедитор не несет ответственности за недостачу груза при сохранении целостности количества упаковок (мест) при сборном грузе.

5. ФОРС-МАЖОР

5.1. В случае возникновения обстоятельств, которые могут помешать полному или частичному выполнению любой Стороной соответствующих обязательств по Договору, таких как пожар или другие стихийные бедствия, война, военные действия любого характера, блокада, запрещение экспорта или любые другие обстоятельства вне контроля Сторон время, установленное для выполнения своих обязательств, должно быть продлено на период, равный периоду, в который эти обстоятельства имели место.

5.2. Если данные обстоятельства продолжаются свыше месяцев, каждая из Сторон имеет право прекратить дальнейшее выполнение своих обязательств по Договору в целом, уведомив об этом другую Сторону. В этом случае ни одна из Сторон не имеет права требовать от другой Стороны компенсации за свои возможные убытки.

5.3. Сторона, для которой стало невозможным выполнять обязательства по Договору, должна в течение суток уведомить другую Сторону о начале и окончании обстоятельств, препятствующих выполнению своих обязательств.

5 4. Сертификаты, выданные соответствующими Торговыми Палатами по местонахождению Экспедитора или Клиента, будут достаточным подтверждением этих обстоятельств и их продолжительности.

6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

6.1. Все споры по настоящему Договору Стороны обязуются решать в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии дней.

6.2. При не достижении согласия возникшие споры передаются на рассмотрение в Арбитражный суд.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Условия настоящего Договора и дополнения к нему носят конфиденциальный характер и могут быть разглашены третьим лицам только с письменного согласия другой Стороны.

7.2. Настоящий Договор не может быть препятствием для выполнения Сторонами своих обязательств по другим Договорам.

7.3. Настоящий Договор заключен до «»2016 года и вступает в силу с момента его подписания.

7.4. Настоящий Договор составлен в 2-х идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

7.5. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями Сторон.

7.6. Стороны обязаны информировать друг друга об изменении адресов и банковских реквизитов в течение трех рабочих дней.

7.7. Изменения, дополнения и приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью и действительны в случае, если они совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными представителями обеих Сторон и заверены печатями Сторон.

7.8. В целях оперативного обмена документами Стороны договорились о возможности использовать в качестве официальных документы, переданные посредством факсимильной связи, с последующим обменом оригиналами этих документов в течение дней.

7.9. Со дня подписания настоящего Договора все предыдущие переговоры и подписанные в связи с ними документы утрачивают силу.

8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Клиент

Экспедитор Юр. адрес: Почтовый адрес: ИНН: КПП: Банк: Рас./счёт: Корр./счёт: БИК:

9. ПОДПИСИ СТОРОН

Клиент _________________

Экспедитор _________________

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК).

Данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и

Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

К обязанностям экспедитора также относятся:

  • выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;
  • сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных;
  • предоставление по требованию клиента, приобретающего услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информации, предусмотренной законодательством РФ о защите нрав потребителей.

Круг обязанностей клиента установлен ст. 5 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». К их числу относятся:

  • уплата экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им в интересах клиента расходов;
  • своевременное представление экспедитору полной, точной и достоверной информации, а также документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

Одна из особенностей транспортно-экспедиционного обязательства заключается в возможности его прекращения в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

Нарушение экспедитором или клиентом обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции, влечет наступление юридической ответственности стороны, совершившей такое нарушение. Ответственность экспедитора и клиента определяется по правилам гл. 25 . Однако для экспедитора законодатель предусматривает одно исключение. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, его ответственность перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности — один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучате­ля) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с ввереннйм ему грузом. Субъектами договора экспедиции являются клиент - сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор - сторона, которая оказывает услуги клиенту. Кли­ентами по договору могут выступать любые лица (прежде всего отправи­тель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора может высту­пать только предприниматель (коммерческая организация или физиче­ское лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специали­зированная организация, так и обычный перевозчик (например, струк­турное подразделение транспортного предприятия). Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой гру­за. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основ­ные (по организации перевозок, включая заключение договора перевоз­ки), и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. Фор­ма договора транспортной экспедиции - простая письменная. Срок договора определяется соглашением сторон. Клиент должен выдать экс­педитору доверенность, если она необходима для выполнения его обя­занностей. Договоры могут быть разовые (для выполнения разовых экс­педиционных поручений) и длительные (заключаются при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании).

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознагражде­ние экспедитора. Оно определяется соглашением сторон. Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей клиента. Ос­новные обязанности экспедитора:

а) организовать перевозку груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором;

б) заключить договор от своего имени или от имени клиента;

в) обеспечить отправку груза и его получение в согласованном месте;

г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с пере­
возкой.

В число дополнительных обязанностей экспедитора могут быть включены:

а) выполнение таможенных и иных формальностей;

б) проверка количества и состояния груза;

в) погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;

г) сопровождение груза в пути;

д) уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента;

е) хранение груза в пункте назначения.

Обязанности клиента могут быть также разбиты на основные и до­полнительные. Основные обязанности клиента:

а) передача грузов для осуществления экспедирования;

б) получение грузов у экспедитора;

в) уплата предусмотренного договором вознаграждения;

г) возмещение понесенных экспедитором при исполнении договора
расходов;

д) информационная обязанность (предоставить экспедитору документы
и иную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и
иную информацию, необходимую для исполнения договора).

Дополнительные обязанности зависят от особенностей каждого до­говора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязанностей по договору транспортной экспедиции влечёт для сторон договора ответственность, объем и условия которой определяются об­щими правилами ГК.

Договор транспортной экспедиции- одна сторона (экспедитор) обязу­ется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Сторонами договора являются экспедитор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и клиент. Экспедитором, как правило, явля­ется лицо, не осуществляющее саму перевозку груза. Однако перевозчик также может выступать в качестве экспедитора.

Договор заключается в письменной форме. Для осуществления экспедито­ром действий, предусмотренных договором, клиент выдает ему доверенность.

Права и обязанности экспедитора:

вправе запрашивать необходимую дополнительную информацию, а при ее непредставлении-вправе не приступать к исполнению своих обязательств;

вправе привлекать к исполнению договора третьих лиц, если в договоре не предусмотрена его обязанность исполнить его лично;

обязан сообщать об обнаруженных недостатках полученной информа­ции;

вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив причиненные убытки;

за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей нет
сет ответственность, предусмотренную законом.

Права и обязанности клиента:

обязан предоставить экспедитору необходимые документы и другую ин­формацию о свойствах груза, об условиях перевозки;

несет ответственность за убытки, причиненные непредставлением необ­ходимых документов и информации;

вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив причиненные убытки.

Договор займа - одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Особенности:

договор является реальным - считается заключенным с момента пере­дачи денег, вещей;

предметом договора могут быть иностранная валюта и валютные ценно­сти, при условии соблюдения требований Закона «О валюте и валютном регули­ровании»;

Форма договора письменная в случаях, если:
сумма займа более 10 МРОТ;

заимодавец-юридическое лицо;

договор может подтверждать расписка заемщика или иной документ, где указана определенная сумма денег или определенное количество вещей;

заемщик имеет право на получение процентов с переданной суммы, раз­мер которых определяется по соглашению либо по ставке рефинансирования в месте жительства (нахождения) заимодавца на день уплаты;



беспроцентным договор займа признается в случаях (если иное не пре­дусмотрено договором), когда:

предметом договора являются вещи, а не деньги;

договор заключен между гражданами на сумму не более 50 МРОТ;

заемщик обязан возвратить заемную сумму:
в срок, определенный договором;

в течение 30 дней со дня предъявления требования, когда срок определен моментом востребования;

досрочно с согласия заимодавца, если с суммы подлежат уплате проценты;

сумма считается возвращенной с момента передачи ее заимодавцу либо зачисления денежных средств на его банковский счет;

в случае просрочки возврата заемной суммы заемщик обязан уплатить проценты за неисполнение денежного обязательства со дня просрочки до дня оплаты. При нарушении срока возврата части займа (когда предусмотрена рас­срочка возврата займа) заимодавец вправе требовать досрочного возврата ос­тавшейся суммы с уплатой причитающихся процентов;

заимодавец вправе требовать досрочного возврата суммы займа в слу­чаях:

если заемщик не выполнил своих обязанностей по обеспечению возврата суммы займа;

при утрате обеспечения возврата суммы займа;

при ухудшении условий обеспечения возврата суммы займа по обстоятель­ствам, за которые заимодавец не отвечает;

Заемщик имеет право оспаривать договор займа по его безденежности
(деньги или вещи по нему не были им получены либо получены в меньшем разме­
ре). В таком случае он признается либо незаключенным (деньги, вещи не получе­
ны), либо заключенным на меньшее количество денег, вещей.

Кредитный договор -банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в"размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полу­ченную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

К такому договору применяются правила о договоре займа, если это не про­тиворечит закону.

Договор о кредите должен быть заключен в письменной форме, несоблю­дение которой влечет его недействительность.

Односторонний отказ:

кредитор вправе отказаться от предоставления кредита при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что сумма не будет возвращена в срок;

кредитор вправе отказаться от дальнейшего кредитования заемщика в случае использования целевого кредита не по назначению;

заемщик вправе отказаться от получения кредита, уведомив об этом кредитора до предоставления кредита, если иное не предусмотрено законом или договором.

Товарный кредит. Предметом договора товарного кредита являются ве­щи, определенные родовыми признаками. Сторонами договора являются лю­бые лица. Договор товарного кредита отличается от займа вещей тем, что до­говор займа заключается в момент передачи вещи взаймы. Договор товарного кредита возлагает обязанность передать вещь.

Коммерческий кредит. Договор коммерческого кредита предполагает пе­редачу в собственность заемщику денежных средств или определенных родовы­ми признаками вещей в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.