В россии. Ведомственные нормативные правовые акты Ведомственные нпа примеры

Ведомственный нормативный правовой акт

(англ. departmental act) - в РФ традиционное понятие теории права, означающее федерального органа исполнительной власти, изданный на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федерального органа исполнительной власти в пределах его компетенции. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены приказом Министра юстиции РФ от 14.07.1999 г. № 217.

В.н.п.а. издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Акты, изданные в ином виде, напр., указания и др., не должны иметь нормативного характера.

Структурные подразделения и органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать В.н.п.а.

В.н.п.а. может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект В.н.п.а. подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а также если в готовящемся акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся др. министерств и ведомств. Согласование В.н.п.а. оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную визирующего, расшифровку подписи и дату.

Структура В.н.п.а. должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия В.н.п.а., то в проекте дается вступительная часть -преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему В.н.п.а. могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

В.н.п.а. подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Подписанный (утвержденный) В.н.п.а. должен иметь следующие реквизиты: наименование органа (органов), издавшего ; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и лица, подписавшего акт. В.н.п.а., изданный совместно с др. федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату. См. также ведомственных нормативных актов.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Ведомственный нормативный правовой акт" в других словарях:

    Ведомственный нормативный правовой акт - (англ. departmental act) в РФ традиционное понятие теории права, означающее нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный на основе и во исполнение … Энциклопедия права

    Нормативный правовой акт - (англ normative act) вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий… … Энциклопедия права

    Письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов,… … Большой юридический словарь

    Подзаконный правовой акт - (англ. by law) правовой акт, изданный гос ным органом исполнительной власти в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. П.п.а. производны от законов, призваны обеспечивать их … Энциклопедия права

    - (англ. by law) правовой акт, изданный гос ным органом исполнительной власти в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. П.п.а. производны от законов, призваны обеспечивать их реализацию, но могут также… … Большой юридический словарь

    - (от лат. ministro служу, управляю) родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI XVII вв. В России учреждены в 18Q2 г. В 1917… … Большой юридический словарь - см. Ведомственный нормативный правовой акт … Энциклопедия права

    норма права - ▲ правило официальный, поведение человека норма права форма выражения права. нормативный акт. закон установленное государством и обязательное для всех правило; официальная норма поведения (# регулирует). законодательство. законоположение.… … Идеографический словарь русского языка

Управленческие решения в органах внутренних дел могут быть представлены в следующих формах: нормативного правового акта МВД России; индивидуального правового акта.

Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц. Нормативный правовой акт может быть представлен в форме приказа, распоряжения, директивы, протокола, акта, плана и др.

Приказ - правовой акт, устанавливающий управленческие решения по вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Распоряжение - документ, издаваемый по вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, который имеет организационно-распорядительный характер. Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования может содержать нормативные предписания.

Директива - документ, определяющий перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.

Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях и заседаниях коллегиальных органов.

План - документ, устанавливающий точный перечень намечаемых к выполнению работ или мероприятий, их последовательность, объем, сроки выполнения, подразделения, руководителей (начальников) либо конкретных исполнителей.

Текст документа отражает его основное смысловое содержание - управленческое действие, решение. Необходимо сказать, что в органах внутренних дел существуют определенные требования к оформлению документов.

Составление проекта документа должно начинаться с изучения существа вопроса, подлежащего урегулированию, действующего по этому вопросу законодательства Российской Федерации, нормативных правовых, организационно-распорядительных актов и иных материалов информационно-справочного характера.

Документирование информации в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется с использованием технических средств, в том числе средств вычислительной техники.

Более подробно вопросы документационного обеспечения управления будут рассмотрены в лекции по теме 9.

§ 4. План как вид управленческого решения. Система планирования в органах внутренних дел

Под планированием, как общей функцией процесса управления , понимается деятельность субъекта управления по определению целей и задач социальных систем на предстоящий период деятельности, способов и средств их достижения, а также последовательности их решения, порядка и сроков выполнения на основе выдвижения гипотезы, оперирования информацией, выработки и принятия специфических управленческих решений – планов.


Под планом подразумевается соответствующим образом оформленные управленческие решения, предусматривающие комплекс мероприятий, направленных на достижение целей и решения задач в определенный период времени, содержащий сроки исполнения, перечень исполнителей, иные положения, конкретизирующие порядок исполнения таких мероприятий.

Планирование оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел имеет своей целью ее совершенствование путем достижения эффективного использования сил и средств на основе определения последовательности решения возложенных задач, обеспечения равномерности и ритмичности использования кадровых, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.

Специфичность плана, как разновидности управленческого решения, выражается в сложном характере его содержания: план состоит из взаимосвязанной совокупности отдельных решений, имеет особую форму изложения. При его разработке применяются специфические методы, процедура разработки плана имеет строгую последовательность этапов, операций и процедур.

План состоит из преамбул и основной части. В преамбуле плана обязательно находят отражение ретроспективный и прогностический анализ оперативной обстановки на уровне тенденций, а также задачи органа на предстоящий период деятельности. В основной части плана отражены мероприятия (организационные, профилактические, оперативные и др.), вытекающие из указанных в преамбуле задач, которые подлежат выполнению в предстоящий период, сроки реализации, исполнители, и способы контроля за выполнением этих мероприятий.

В настоящее время в органах внутренних дел существует сложившаяся система планирования , позволяющая организационно обеспечить все основные направления их оперативно-служебной деятельности.

Всю совокупность планов, разрабатываемых в системе органов внутренних дел, на всех уровнях управления по их назначению и временным периодам можно подразделить на четыре вида : стратегические, организационно-тактические, организационно-оперативные и личные планы работы лиц среднего и старшего начальствующего состава.

К стратегическим планам относятся документы, разрабатываемые, главным образом, на федеральном и региональном уровнях. Основным документом МВД России, подводящим итоги проделанной работы и определяющим комплексные задачи, которые необходимо решать в предстоящий период, является Директива Министра внутренних дел Российской Федерации «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».

Организационно-тактические планы представлены в системе органов внутренних дел годовым планами основных организационных мероприятий, разрабатываются: вМВД России, главных управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

Также в эту группу планов входят планы работы на год , разрабатываемые: в подразделениях МВД, находящихся в ведении Министра, в Главных управлениях МВД России по федеральным округам, в управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в министерствах внутренних дел по республикам, в управлениях, отделах МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, образовательных учреждениях МВД России, в научно-исследовательских организациях системы МВД России.

К этому же виду организационно-тактических планов относится подготавливаемые в системе органов внутренних дел планы снабжения, капитального строительства, производственно-хозяйственной и финансовой, а также планы научного и научно-технического обеспечения основных направлений деятельности органов внутренних дел, планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также подготовки и издания учебной и специальной литературы и планы проведения документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности подчиненных органов и подразделений). На полугодие в этих подразделениях системы разрабатываются планы работы коллегий, а ежеквартально - планы командировок.

Организационно-оперативные планы разрабатываются для решения конкретных задач по мере их возникновения (например, при проведении массовых мероприятий на территории обслуживания ОВД).

Большое значение имеет личное планирование, которое является элементом научной организации труда .

Требования, предъявляемые к планам:

Требование обоснованности вытекает из содержания преамбулы плана и состоит в том, что разработка плана должна строиться на учете выводов комплексного анализа оперативной обстановки за предшествующий период и прогнозов ее развития, а также конкретных задач, поставленных перед органом внутренних дел вышестоящими органами внутренних дел, а также федеральными, региональными и местными органами власти.

Требование комплексности просматривается в содержании основной части плана, которая состоит из совокупности взаимосвязанных мероприятий, преимущественно носящих комплексный характер, ввиду того, что характер задач, стоящих перед органами внутренних дел, требует для их успешного решения согласованных усилий всех отраслевых и функциональных подразделений органа. При разработке внутренней структуры разделов необходимо учитывать иерархичность планируемых мероприятий.

Реальность, напряженность и оптимальность выражаются в том, что при планировании необходимо обязательно учитывать имеющиеся ресурсы, объем предстоящей работы, общую и специальную подготовку исполнителей планируемых мероприятий, а также возможные изменения оперативной обстановки. Под напряженностью понимается достаточная насыщенность плана мероприятиями, позволяющая мобилизовать все силы личного состава органа на творческое, ритмическое и в то же время интенсивное решение поставленных задач в течение всего планируемого периода. Под оптимальностью же планов понимается их качество, позволяющее достигать намеченных результатов с минимальными затратами людских и материальных ресурсов и в минимальные сроки.

Стабильность и преемственность - предполагает определенную устойчивость намечаемых мероприятий и постоянство плана, исключающих необходимость разработки дополнительных планов. В то же время необходимо создание резерва времени для проведения каких-либо дополнительных работ, внеочередных заданий и внеплановых мероприятий, которые бывают, зачастую, не менее ответственными и сложными. Преемственность означает, что план должен исходить из результатов выполнения предшествующих планов, должен быть увязан по целям, задачам, средствам и срокам с планами вышестоящих органов, других правоохранительных органов.

Организация и методика планирования в органах внутренних дел

Организация планирования заключается в выработке управленческого решения на основе обобщения, систематизации и анализа информации, необходимой для разработки плана; сборе согласованных в установленном порядке предложений заинтересованных органов, организаций и подразделений, их структурных подразделений; подготовке и последующем согласовании с ними проекта плана; утверждении его руководителем и доведении до заинтересованных исполнителей.

Субъектами организации планирования являются руководители органов внутренних дел, субъектами осуществления этой работы, как правило, являются штабные (организационно-аналитические, организационно-инспекторские) подразделения.

Алгоритм планирования в органах внутренних дел:

1. Сбор предложений служб и подразделений ОВД в план работы.

Руководителем органа издается распорядительный документ о представлении всеми службами и подразделениями своих предложений в штабные подразделения к определенному сроку и осуществлении планирования. В зависимости от уровня управления сроки представления предложений в план отличаются: например, 5 ноября года, предшествующего планируемому (План основных организационных мероприятий МВД РФ), 15 декабря года, предшествующего планируемому (предложения структурных подразделений в план работы территориальных органов МВД России на районном уровне), и др.

Разрабатываемые предложения должны быть аргументированными, четко сформулированными, обеспеченными финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами; основываться на требованиях законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Директивы, они должны носить комплексный характер, не быть формальными и не повторять функциональных обязанностей сотрудников, т.к. в план работы органа вносятся только мероприятия, выполнение которых возможно лишь при сложении усилий нескольких служб и подразделений органа. Мероприятия, направленные на решение задач в рамках одной службы включаются не в план работы органа, а в план работы соответствующей службы. Отбор мероприятий в проект плана – это вопрос профессиональной грамотности руководителей и конкретных исполнителей. Мероприятия должны быть эффективны не вообще, а именно для данного региона, при данной оперативной обстановке.

2. Подготовки проекта плана и его согласования , осуществляемого штабными подразделениями органа, представленные предложения оцениваются штабом с позиций соответствия главным задачам органа на планируемый период, имеющимся ресурсам, реальности выполнения и после этого включаются в проект плана работы. Необходимо помнить о важности сопряжения, стыковки мероприятий собственного плана работы с плановыми решениями вышестоящих органов внутренних дел.

3. Согласование проекта плана . Проект плана подлежит обязательному согласованию с заинтересованными органами (подразделениями), а также с субъектами контроля, согласование осуществляется в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня регистрации документов, поступивших на согласование. Все замечания передаются разработчикам проекта плана. В случае возникновения принципиальных разногласий между соисполнителями об этом ставится в известность руководитель ОВД.

4. Окончательная доработка проекта плана, с учетом по возможности замечаний и предложений, имеющих конструктивный характер. В ходе согласования объектом планирования осуществляется окончательная доработка проекта плана с учетом полученных замечаний и предложений. Производится корректировка плана по существу. Согласование осуществляется не позднее двух рабочих дней, следующим за днем регистрации документов, поступивших на повторное согласование в заинтересованный орган (подразделение).

5. Заключительный этап процесса планирования - утверждение плана руководителем органа и доведение его до исполнителей . Принятие плана работы ОВД является весьма ответственным этапом стадии выработки и принятия управленческого решения. Здесь необходимы творческий подход, исключение шаблонов и формализма. Проект плана вносится на рассмотрение руководителя, утверждающего план, в течение рабочего дня, следующего за днем окончания согласования.

Принятие плана происходит путем его утверждения руководителем органа в сроки, определенные приказом МВД РФ. Так, план основных организационных мероприятий должен быть утвержден Министром внутренних дел РФ до 1 декабря года, предшествующего планируемому, план работы территориальных органов его начальником – до 25 декабря года, предшествующего планируемому, и др.

Копии плана в пятидневный срок со дня утверждения направляются субъектам планирования в установленном порядке.

Субъект контроля проводит постоянный мониторинг выполнения плана.

Не позднее месяца после завершения периода реализации плана субъект контроля обобщает результаты мониторинга его выполнения в отчетном документе, и представляет его руководителю, утвердившему план.

В случае невыполнения отдельных мероприятий плана, ответственный исполнитель в течение пятнадцати дней по завершении периода реализации плана в установленном порядке представляет субъекту контроля письменное мнение о целесообразности, формах и сроках их дальнейшей реализации.

Несколько специфическим является содержание оперативного плана действий органа внутренних дел и его подразделений при чрезвычайных ситуациях и чрезвычайных происшествиях .

В заключении необходимо отметить большое значение функции принятия управленческого решения в органах внутренних дел, как залога эффективности управленческой деятельности в целом.

В юридической литературе выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенных по иерархии.

1. Указы Президента РФ . В Российской Федерации указами называют акты Президента РФ и акты, издаваемые президентами некоторых республик в составе РФ.

Президент РФ – глава государства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». В соответствии со ст. 90 Конституции РФ, Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам РФ. Указы Президента РФ занимают главенствующее место среди подзаконных актов. В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, Указы Президента могут быть по своему назначению нормативными и ненормативными .

Важная роль отводится нормативным указам , что обусловливается статусом Президента как главы государства, который является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи можно сказать так: Указ – нормативный правовой акт, издаваемый Президентом РФ, предусматривающий общие правила поведения (нормы права), рассчитанные на многократное применение . Назовем в этой связи Указ Президента РФ от 31 декабря 2003 г. «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

В то же время подменять или замещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушится принцип «верховенства закона».

Ненормативные указы Президента РФ регулируют вопросы индивидуального характера, не являются источниками права. К таковым относятся указы о назначении на должность, о присвоении почетного звания, о награждении и т.д. Назовем в этой связи Указ Президента РФ от 13 февраля 2007 г. «О присуждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года».

Нужно заметить: некоторые Указы носят комплексный характер и включают как нормативные, так и оперативно-распорядительные индивидуальные предписания.

Указы Президента РФ не подлежат утверждению Федерального Собрания. Исключение составляют Указы о введении чрезвычайного положения, требующие утверждения Совета Федерации (ст. 102 Конституции РФ). Своеобразие здесь состоит и в том, что ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять или изменять указы Президента РФ либо приостанавливать их действие.

Вместе с тем, проверка соответствия нормативных указов Президента РФ Конституции РФ осуществляется Конституционным Судом РФ. Этот суд может в необходимых случаях признать нормативный указ Президента неконституционным.



К числу актов Президента РФ относятся и распоряжения , которые отличаются ненормативным характером. Они, как правило, принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств и др.).

2. Постановления Правительства РФ . Правительство РФ – в соответствии с Конституцией РФ (ст. 110) коллегиальный орган, осуществляющий исполнительную власть. В Российской Федерации Правительство формируется Президентом РФ, обладает общей компетенцией. Основные направления его деятельности определены в ст. 114 Конституции РФ. Реализуя свои полномочия, Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Постановление Правительства РФ – подзаконный акт управления нормативного содержания, издаваемый в пределах компетенции этого коллегиального органа. Сфера нормотворческой деятельности Правительства РФ достаточно многообразна, определяется и Конституцией РФ, и Федеральным Конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 3 – ФКЗ «О правительстве Российской Федерации».

Постановления Правительства РФ издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Постановления Правительства обычно носят нормативных характер . Вместе с тем они могут иметь и ненормативное значение.

Постановления подписываются Председателем Правительства РФ и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Назовем в этой связи Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Или: Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации альтернативной гражданской службы».

Решения Правительства РФ по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений .

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, Федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

3. Ведомственные нормативные правовые акты. В числе подзаконных актов значительное место занимают ведомственные нормативные правовые акты , издаваемые центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, агентствами и иными учреждениями, подчиненными Правительству РФ.

Ведомственные нормативные акты принимаются в форме инструкций, указаний, положений, уставов, правил, инструктивных писем. Особенность в том, что они подлежат утверждению соответствующими приказами .

В юридической литературе различают нормативные правовые акты ведомств следующих двух видов. Во-первых, акты, регулирующие общественные отношения в пределах компетенции данной исполнительной структуры , подлежащие исполнению только органами, учреждениями и организациями данного ведомства. Во-вторых, нормативные правовые акты исполнительных структур, который носят межведомственный характер. Правом издания таких нормативных правовых актов обладают министерства юстиции, финансов, внутренних дел, образования и науки, природопользования и т.д.

Названные акты принимаются строго в соответствии с компетенцией определенного органа, на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Приказы и инструкции – основные разновидности подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти. Различают нормативные и ненормативные приказы. Федеральные органы исполнительной власти принимают приказы нормативного характера во исполнение актов высших органов государственной власти либо по их поручению, а также в рамках своей компетенции.

Нормативные приказы федеральных органов, как правило, регулируют внутриорганизационную деятельность аппарата управления и должностных лиц. Они включают вопросы создания, реорганизации, ликвидации органов управления или их структурных подразделений и др. К числу таких нормативных документов относится Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

Ненормативные приказы распространяются на конкретных субъектов правоотношений, наделяют их определенными правами и обязанностями или освобождает от таковых.

Министерства, государственные комитеты и др. издают также ведомственные акты в форме инструкций . Инструкции, как правило, носят нормативный характер, издаются с целью разъяснения и определения порядка применения законодательного акта. Подобного рода вопросы решаются в «Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г.

Издание таких «ведомственных», как их часто называют, актов предусмотрено Законом «О Правительстве Российской Федерации», положениями о министерствах и других федеральных органах исполнительной власти.

В Российской Федерации введена государственная регистрация нормативных правовых актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация таких актов возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, публикуются в газете «Российские вести» и специальном «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

4. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ . Особенности таких актов выражаются в их юридическом содержании, в доминирующем отражении в них специфики регионов, национальных особенностей населения, проживающего на соответствующей территории и др.

К подзаконным актам республиканского уровня относятся указы президентов республик (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления региональных правительств, а также республиканских министерств и др.

К подзаконным актам областного (краевого) уровня относятся постановления губернаторов, других глав администрации, постановления региональных правительств, а также ведомственные нормативные правовые акты региональных органов исполнительной власти (приказы, распоряжения, инструкции и т.д.).

Отметим и то, что главы администрации субъектов Федерации, краев, областей и др. (губернаторы) и правительства, созданные во многих таких субъектах в пределах своей компетенции принимают не только постановления, но и распоряжения – акты индивидуального, правоприменительного характера.

Очевидно и то, что названные акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.

В случае противоречия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения такими актами прав и свобод человека и гражданина Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ вправе приостанавливать их действие до решения этого вопроса соответствующим судом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных (негосударственных) органов . Подзаконные нормативные правовые акты принимают также местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (городов, районов и др.). В России это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответствующей территории и обязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на этой территории. В число местных нормативных актов включаются решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы и др.), постановления, приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы администрации).

Важнейший акт местного правотворчества – Устав муниципального образования . Эти акты принимаются на основе федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации, представительным органом местного самоуправления, либо непосредственно населением (референдум, сход граждан).

Структура устава определяется самим муниципальным образованием с учетом действующего законодательства. В этом нормативном акте устанавливаются: 1) границы и состав территории муниципального образования; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименование и полномочия выборных, других органов и должностных лиц местного самоуправления и др.

Существенно то, что Уставом муниципального образования определяются виды подзаконных актов органов местного самоуправления и их должностных лиц, которые могут быть как нормативного, так и индивидуального содержания.

Представительные органы местного самоуправления , в пределах своей компетенции, принимают акты, именуемые, как правило, решениями . Глава администрации муниципального образования издает постановления и распоряжения . Определяющее значение имеет то, что постановления имеют нормативно-правовой характер, а распоряжения не нормативны, реализуются применительно к конкретным фактическим обстоятельствам. Должностные лица муниципальных образований в пределах своей компетенции издают приказы , а также другие акты, предусмотренные положением о данном органе местного самоуправления.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, законодательству субъектов РФ могут быть отменены в судебном порядке.

6. Локальные нормативные акты . К подзаконным нормативно-правовым актам относятся акты локальной направленности. Имеются в виду нормативные и правовые акты общественных объединений, предприятий, организаций, основанных на различных формах собственности. Это учредительные документы (уставы, положения), правила внутреннего распорядка, приказы, распоряжения руководителей обществ, объединений, предприятий, учреждений и т.д., которые действуют в пределах данных организаций. Особенности таких актов: во-первых, их назначение – решение внутренних вопросов; во-вторых, распространяются только на членов данных организационных структур. Вместе с тем, такие акты принимаются во внимание при решении управленческих и иных вопросов органами исполнительной власти, учитываются судебными органами и др.

Таким образом, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных правовых актов, органически взаимосвязанных, и в свою очередь подразделяющиеся на различные виды. Ко всем нормативным правовым актам, независимо от видов, предъявляются следующие требования: а) они издаются компетентной инстанцией; б) должны быть законными по содержанию; в) принимаются в установленном законом порядке и в предусмотренной законом форме.

Ведомственные акты - это все виды актов, издаваемых министерствами, госкомитетами, комитетами, службами, департаментами, инспекциями и иными разновидностями центральных органов управления.

Ведомственные акты как административные предписания - это общие правила, которые издаются:

  • а) внутри одноступенчатой административной организации руководителем для подчиненных (служебные инструкции, правила режима работы и т.д.);
  • б) внутри многоступенчатой административной организации и передаются от вышестоящего учреждения к нижестоящему (например, циркуляр Минфина для руководителей территориальных управлений) ;
  • в) направляются отраслевым органом государственного управления всем учреждениям и органам местного самоуправления (например, циркуляр Министерства здравоохранения о борьбе с эпидемией) .

Предписания могут регулировать либо вопросы организации учреждений, либо их деятельность. В последнем случае они должны:

  • – обеспечить по возможности однородные действия, совершаемые в порядке «свободного усмотрения»;
  • – дать единое толкование неопределенных правовых понятий.

Чрезвычайно важно, чтобы административные предписания не противоречили правовым, не создавали конфликтные ситуации, когда служащий должен делать непростой выбор, высказывать начальнику свои сомнения в правомерности административных предписаний.

Если административные предписания - это нормы внутренних правоотношений, то уместен вопрос: влияют ли они на отношения государственных органов (должностных лиц) с гражданами? Да, иногда они приобретают юридическое значение и учитываются судами при контроле за законностью управленческой деятельности (например, учреждение отходит от практики принятия решения, что квалифицируется как самоограничение в проявлении усмотрения при принятии решений, нарушающее принцип равенства перед законом).

Ведомственные акты, наряду с признаками, присущими всем правовым актам, имеют специфические признаки: отличаются конкретностью своих предписаний, адресованностью строго определенному кругу лиц и организаций; это акты, обязательные к исполнению в той или иной сфере, отрасли управления, изданные в пределах полномочий соответствующих органов; это акты, содержащие как правовые нормы, так и конкретные, и оперативные меры индивидуального и разового характера, а также информацию об актах вышестоящих органов.

Относительно последнего следует особо подчеркнуть, что в современный период на передний план выдвигаются методы, связанные с реализацией законов и гибким регулированием социально-экономических процессов. Это, в свою очередь, обусловливает возрастание такого вида ведомственных актов, как разъяснение законов и иных нормативно-правовых актов. Оно имеет юридически обязательный смысл, если «заложено» в компетенцию министерств, комитетов и др., или реализуется по поручению либо делегированию полномочий, если не выходит произвольно за рамки содержания правовых норм и не искажает их смысл. Тогда такой вид разъяснений способствует правильному применению законодательных и иных актов.

Содержание ведомственных актов в решающей степени определяется объемом и характером полномочий, которыми обладают соответствующие органы. Следует отметить, что акты служат важнейшим, но не единственным средством реализации этих полномочий. Используются также экономические, организационные, материально-технические, кадровые средства. И хотя они чаще всего облекаются в оболочку правовых актов, различие и известная самостоятельность всех названных средств очевидны. Их умелый выбор предопределяет успех дела.

Новым явлением стала государственная регистрация ведомственных актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или актов, имеющих межведомственный характер. Регистрацию актов осуществляет Министерство юстиции Республики Беларусь, после чего они подлежат официальному опубликованию. Ведомственные акты имеют различные формы: приказы, указания (своего рода распорядительные акты); инструкции, инструктивные письма, письма (акты методического характера). Чаще всего с помощью первой группы актов утверждаются и вводятся в действие акты второй группы. Вместе с тем множественность форм актов усложняет правильный выбор для решения вопросов определенного рода.

Приведем более подробно характеристики некоторых из них.

Приказ - распорядительный документ министерства.

Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями министерства по поручению руководства или по собственной инициативе.

Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный, иной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указываются его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.

Распорядительная часть начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ».

В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий.

Если приказ дополняет, отменяет или изменяет ранее изданные приказы, либо их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа.

В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа в целом.

Проекты приказов представляются руководителю юридической службы, который несет ответственность за правильность их оформления. Приказ подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра (заместитель руководителя ведомства). Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

Указание - распорядительный документ, издаваемый министерством преимущественно по вопросам информационно-методического характера, по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов министерства и вышестоящих органов.

Указания подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра, руководители структурных подразделений в пределах их компетенции. Подготовка и оформление указаний проводятся в соответствии с установленным порядком подготовки и оформления приказов. Распорядительная часть указания начинается словом ПРЕДЛАГАЮ (ОБЯЗЫВАЮ).

Указания нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

Инструкция - документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности министерства.

В заголовке к тексту инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются ее требования. Текст инструкции состоит из разделов, внутри которых делится на пункты и подпункты. В тексте инструкции используются слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается» и т.п.

Инструкция визируется руководителем структурного подразделения-разработчика и утверждается министром (руководителем ведомства) или по его поручению заместителем министра путем издания приказа об утверждении инструкции или проставлением грифа утверждения.

Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях, конференциях.

Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. Во вводной части заполняются следующие реквизиты: «председатель», «секретарь», «присутствовали», «повестка дня». На бланке протокола эти реквизиты могут иметь типографское исполнение.

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола (краткая форма протокола применяется в случаях, когда прилагаются тексты докладов и выступлений); постановление (решение) печатается полностью. Текст постановления строится по образцу текста приказа.

Документ, утверждаемый коллегиальным органом, прилагается к протоколу.

Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем. право управление акт юридический

Протоколы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года. Протоколы совместных заседаний (совещаний) должны иметь составные номера, включающие порядковые номера протоколов министерств (организаций, принимавших участие в работе коллегиального органа).

Все ведомственные акты должны отвечать определенным требованиям:

  • – обеспечивать целостность государства и государственного управления, скоординированность государственно-управляющего воздействия, не противоречить друг другу и, главное - Конституции;
  • – быть согласованными по характеру, содержанию, создавать в совокупности систему правового регулирования;
  • – приниматься своевременно: не ранее, чем возникает общественная потребность, и не тогда, когда процесс уже набрал силу;
  • – быть устойчивыми, достаточно стабильными. Нормы нельзя менять без конца, иначе люди не успевают их усвоить, понять, оценить, применить на практике. Это своего рода «правила игры», которые не меняются, пока идет сама игра. В государственном управлении отсутствие стабильности нормативных актов приводит к беззаконности и волюнтаризму;
  • – быть целесообразными, содержательно обоснованными;
  • – быть ясными и однозначно толкуемыми, определенными, предсказуемыми в последствиях .

Итак, скоординированность, системность, своевременность, устойчивость, целесообразность, определенность - вот начальные основы, принципы нормотворчества органов государственного управления.

Оно предполагает наличие не только общей культуры, но и требует специальных знаний, определенных навыков, владение искусством формирования и формулирования нормативных актов. Эти требования обусловлены сложностью и тонкостью нормотворческой деятельности.

Разумеется, особенности развития правотворчества определяются, прежде всего, специфическими свойствами, признаками, чертами данной сферы деятельности. На этот процесс воздействует не только практика создания нормативных актов сама по себе, но и внешняя среда. С другой стороны, правотворческая практика потому и носит творческий характер, что не просто отражает изменения в развитии общества, а является сложным процессом его целенаправленного нормативно-правового преобразования. Чем глубже и всесторонне познана внешняя среда, чем продуктивнее использованы предыдущие знания, чем больше они отражают назревшие и назревающие потребности жизни, тем выше уровень нормотворчества, эффективнее действие правовых норм, рациональнее достижение целей и задач правового регулирования.