Координатное описание границ территориальных зон. Утверждены формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон

Нестеров А.К. Установление границ населенного пункта // Энциклопедия Нестеровых

В настоящий момент не все населенные пункты в Российской Федерации имеют четко установленные и описанные в Государственном кадастре недвижимости границы. Установление границ населенных пунктов осуществляется с целью передачи земель в ведение муниципальных образований. Муниципальные образования получают вследствие этого возможность выполнять свои полномочия в области регулирования земельных отношений в рамках действующего законодательства.

Порядок установления границ населенного пункта

В Российской Федерации действует законодательно определенный порядок в сфере проведения работ по территориальному землеустройству.

Правовые основы установления границ населенных пунктов закреплены в Федеральном законе "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ.

Объектами землеустройства могут быть – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий (ст. 1 ФЗ "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ).

Согласно статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации:

Установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1. утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2. утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов.

Первый способ касается городских округов или поселений.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, при этом учитываются два аспекта:

  • расположение территории;
  • возможные виды использования земельных участков.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Второй способ относится только к сельским населенным пунктам, которые расположены за пределами поселений (на межселенных территориях).

Работы по установлению границ населенных пунктов

Проект установления границ населенного пункта

Проект черты населенного пункта разрабатывается на базе градостроительной документации:

  1. Генеральный план городского поселения, сельского поселения или городского округа.
  2. Генеральный план отдельного населенного пункта, входящего в состав городского, сельского поселения или городского округа.
  3. Схема территориального планирования муниципального района, в состав территории которого входит населенный пункт.
  4. Иные градостроительные документы, утвержденные в установленном порядке.

Граждане и юридические лица, заинтересованные в установлении границ населенного пункта, направляют в адрес органов местного самоуправления мотивированно обращение о рассмотрении вопроса по существу. Вопрос об установлении границ населенного пункта решается администрацией городского, сельского поселения, городского округа, на территории которого находится населенный пункт.

Рассмотрение предложения производится в срок 14 календарных дней со дня поступления обращения. По итогам главой администрации может быть принято решение:

  • разработать проект черты населенного пункта;
  • изменить черту населенного пункта;
  • отказать в изменении или установлении границ населенного пункта.

Отказ должен быть мотивированным. Отказ главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа может быть обжалован в судебном порядке.

Проект установления границ населенного пункта может быть основан на решении главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа об изменении черты населенного пункта. Об этом издается специальный правовой акт, который служит основанием для разработки проекта черты населенного пункта или об изменении черты населенного пункта.

Независимо о того, как было инициировано установление или изменение границ населенного пункта в проекте обязательно указывается следующее:

  • источники финансирования;
  • заказчик;
  • сроки подготовки проекта черты населенного пункта;
  • структурное подразделение администрации, ответственное за подготовку проекта.

Порядок определения координат объекта землеустройства с указанием системы координат, геодезической основы

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о картографической и геодезической основе кадастра.

Координаты объекта землеустройства устанавливаются определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Методы определения координат характерных точек границ объектов землеустройства:

  • геодезический метод;
  • метод спутниковых геодезических измерений;
  • фотограмметрический метод;
  • картометрический метод,
  • аналитический метод.

Выбор конкретного метода осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат, состояния геодезической сети, плотности пунктов в предполагаемом районе работ, открытости местности и плотности ее застройки. Точность должна быть обеспечена не ниже нормативной, указанной в "Инструкции по межеванию земель" и в "Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства". Если используется картометрический метод, то нужно учесть и точность применяемых картографических материалов.

Если характерная точка границ совпадает с характерной точкой границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, в качестве описания объектов землеустройства местоположения такой точки принимаются координаты характерной точки границы указанного земельного участка. Исключение составляют случаи, когда сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. № 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства"

Постановка на государственный кадастровый учет границ населенного пункта

Постановка на государственный кадастровый учет границ населенного пункта производится в рамках трех этапов:

  1. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)

Подготовка карт (плана) объекта землеустройства

Карта (план) объекта землеустройства – это документ, в котором отражены местоположение, размер и границы объекта землеустройства в графической и текстовой форме. Составляется в результате установления границ объекта согласно законодательству Российской Федерации.

Элементы карты (плана) объекта землеустройства:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Основания для проведения землеустроительных работ и исходные данные.
  4. Сведения об объекте землеустройства.
  5. Сведения о местоположении границ объекта землеустройства.
  6. Графическая часть – "План границ объекта землеустройства".
  7. Приложение.

Листы формата А4. Нумерация листов сквозная. Общее количество листов указывается на титульном листе.

Карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе.

Оформление карты (плана) объекта землеустройства карандашом не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Требования к оформлению карты (плана) объекта землеустройства приведены в Постановлении Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".

Описание объекта землеустройства местоположения границ объекта землеустройства

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования:

  1. Границы каждого земельного участка должны принадлежать только к одной территориальной зоне.
  2. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков.
  3. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
  4. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства используются:

  • для административных границ – материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее;
  • для иных объектов землеустройства – материалы и данные картографических работ масштаба 1:50000 и крупнее.

Полученные материалы комплектуются в землеустроительное дело:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Пояснительная записка
  4. Документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов).
  5. Карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в течение 6 месяцев направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территорий, правил землепользования и застройки.

Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, которая должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении ГКН, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

Требования к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении ГКН, установлены приказом Минэкономразвития РФ от 20.10.2010 №503 "Об установлении требований к формату документов, предоставляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости".

Для внесения соответствующих сведений в ГКН лицо, являющееся участником информационного взаимодействия (орган местного самоуправления), направляет следующие документы, удостоверенные электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП):

1. для внесения сведений об установлении или изменении границ населенных пунктов:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в акте уполномоченного органа об установлении или изменении границ населенных пунктов, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ решения представительного органа местного самоуправления поселения (городского округа) (представительного органа местного самоуправления муниципального района) об утверждении генерального плана поселения (городского округа) (схемы территориального планирования) в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления);
  • выписка (в виде электронного образа документа) из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, – выписка из схемы территориального планирования), содержащего в материалах по обоснованию генерального плана перечень земельных участков (с указанием кадастровых номеров в соответствии со сведениями ГКН о таких земельных участках), которые включаются в границы населенного пункта, входящего в состав поселения, городского округа, или исключаются из его границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенная ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления;

2. для внесения сведений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

3. для внесения сведений об утверждении правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя).

В соответствии с п. 6 порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 при описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать требования следующих пунктов:

Согласно ст. 83 ЗК РФ границы населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

При этом в целях оказания содействия органам местного самоуправления во внесении сведений о границах населенных пунктов в ГКН Филиал считает возможным предварительно рассматривать соответствующие документы на наличие возможных пересечений границ объектов землеустройства с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в информационном ресурсе, и (при необходимости) предоставлять рекомендации по устранению таких пересечений. Для проведения органом кадастрового учета названной предварительной проверки на адрес электронной почты Филиала заинтересованным лицам необходимо представить следующие документы:

  • электронный документ, воспроизводящий соответствующие сведения в формате XML;
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя).

Методика определения эффективности проекта установления границ населенного пункта

Эффективность проекта в целом определяется на основе строительных эксплуатационных показателей.

Общая экономическая (абсолютная) эффективность – это отношение эффекта к капитальным вложениям, связанным с осуществлением проекта.

Технико-экономическое обоснование проектов проводится с целью принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической, социальной целесообразности инвестиций. Результаты обоснования инвестиций являются основой для разработки основания экспертизы проекта.

Технико-экономические показатели для оценки проектов планировки и застройки

Показатели

Характеристика

Абсолютные

Абсолютные показатели выражают количество тех или иных конкретных величин (га, м2, км, численность населения и т.п.). Они характеризуют только данный проект.

Относительные

Относительные показатели получают путем сопоставления абсолютных показателей (например, процентное отношение площади улиц к общей площади населенного пункта, площадь под зелеными насаждениями общего пользования, приходящаяся на одного жителя, и т.п.). С помощью этих показателей можно сравнивать между собой варианты одного и того же проекта, а также проекты разных населенных мест.

Фактические

Фактическая эффективность определяется с целью проверки и сравнения осуществленных затрат с реально полученной отдачей, результатами, а также с ранее сделанными расчетами оценки эффективности.

Расчетные

Расчетная эффективность определяется при составлении и обосновании схем и проектов землеустройства, а также осуществлении отдельных землеустроительных действий.

Прежде чем перейти к расчету затрат необходимых при включении земель в границы населенного пункта необходимо определить потребную площадь земли для развития поселка, выявить потребность в количестве жилья и соответственно площадей, необходимых для строительства.

Городские и сельские поселения необходимо проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и муниципальных образований. Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

Расчет перспективной численности может быть выполнен с использованием двух методов расчета: метода трудового баланса и демографического прогноза.


В Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве), понятие землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

При этом в соответствии со ст. 1 Закона о землеустройстве объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определен Правительством Российской Федерации.
Так в соответствии с порядком описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.
1. Граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (далее - административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" (далее – Требования).

Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело, один экземпляр которого передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 Закона о кадастре сведения.

В соответствии с частью 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее – Положение), органом местного самоуправления представляется в орган кадастрового учета выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов); выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Согласно части 2 Положения представление в орган кадастрового учета документов на бумажных носителях допускалось до установления Минэкономразвития Российской Федерации требований к формату этих документов в электронном виде.

Формат таких документов установлен в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.10.2010 № 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости». Описание формата документов размещено на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Государственные услуги\Государственный кадастровый учет недвижимого имущества\ Бланки, XML-схемы».

Таким образом, документы, предназначенные для внесения сведений об объектах землеустройства в государственный кадастр недвижимости, должны предоставляться в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя.

Пройдите аккредитацию на Электронной Площадке. Получение аккредитации - это простая и бесплатная процедура, но занимает около одного рабочего дня.

При необходимости, пройдите обучение работе с торгами на Электронной Площадке.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах.

При необходимости, подготовьте документы и информацию, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 44-ФЗ.

Выберите способ предоставления обеспечения заявки на участие в торгах. Воспользуйтесь нашими решениями.

Вы подали заявку на участие в аукционе?

Ожидайте уведомления о допуске к торгам! На этом этапе рассматриваются первые части заявок.

Допущены к торгам?

Поздравляем! Планируйте свое участие в аукционе.

Организатор торгов отклонил Вашу заявку и Вы не согласны с данным решением?

Аукцион! Выигрывает тот, кто предлагает наиболее выгодные условия и цену.

В случае, если в течение 10 минут с начала торгов ни одним из участников не подано ни одного ценового предложения, такой аукцион признается несостоявшимся.

Если предложенная победителем торгов цена на 25% меньше Начальной Максимальной Цены (НМЦ), такой участник обязан подтвердить свою репутацию и предоставить обеспечение в большем размере.

Если победитель аукциона уклоняется от заключения контракта, информация об этом направляется в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП).

Ожидайте результатов аукциона, отслеживайте соблюдение сроков:

В течение 30 минут после завершения торгов - публикация Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке.

Не более 3 рабочих дней с даты публикации Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке - рассмотрение Заказчиком 2 частей заявок, а также формирование Протокола Подведения Итогов (ППИ).

Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания Протокола Подведения Итогов (ППИ) - размещение заказчиком ППИ на Электронной Площадке и в Единой Информационной Системе (ЕИС)

Вы победитель? Поздравляем! Предоставьте Заказчику обеспечение исполнения контракта и подпишите контракт

Подписание контракта возможно не ранее 10 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС).

Строго соблюдайте сроки. Соотношение рабочих и выходных дней не принципиально:

Не более 5 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС) - Заказчик публикует проект контракта.

Не более 5 дней с момента публикации Заказчиком проекта контракта - Победитель публикует протокол/проект контракта. Победитель, не отправивший протокол разногласий или не отправивший подписанный проект контракта по истечении 13 дней с даты публикации Протокола Подведения Итогов (ППИ) в Единой Информационной Системе (ЕИС), признается уклонившимся от подписания контракта.

Соотношение рабочих и выходных дней принципиально:

Не более 3 рабочих дней с даты публикации победителем в Единой Информационной Системе (ЕИС) протокола разногласий, Заказчик публикует доработанный проект контракта (или в отдельном документе отказ целиком или полностью учесть замечания в протоколе разногласий победителя).

Не более 3 рабочих дней с момента публикации Заказчиком в Единой Информационной Системе (ЕИС) доработанного проекта контракта - победитель публикует протокол/проект контракта + предоставляет подтверждение обеспечения исполнения контракта.

Заместителю министра экономического развития Российской Федерации

Заместителю министра регионального развития Российской Федерации

О проблемах использования систем координат и правилах описания и внесения сведений о территориальных зонах в ГКН

В настоящее время разработка, учет и действие территориальных зон регулируется сферами градостроительства, кадастра и землеустройства.

В соответствии с Градостроительным кодексом границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая утверждается в рамках Правил землепользования и застройки.

В соответствии с Федеральным законом "О землеустройстве" территориальные зоны являются объектом землеустройства и для них должна быть составлена Карта (план) объекта землеустройства.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости » сведения о территориальных зонах также вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

При этом, с одной стороны, в соответствии с пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении кадастра недвижимости утвержденным постановлением Правительства РФ, органы местного самоуправления обязаны предоставлять в орган кадастрового учета сведения о границах территориальных зон в установленной для ведения ГКН системе координат.

С другой стороны, карты градостроительного зонирования, в составе которых утверждаются территориальные зоны, разрабатываются на территории городских округов в местных городских системах координат. Серьезным препятствием для внесения границ территориальных зон в ГКН является отсутствие открытых ключей (параметров) пересчета из местных городских систем координат в местные системы координат, используемые для ведения ГКН. Оптимальный легитимный способ пересчета границ территориальных зон в систему координат, используемую для ведения ГКН для муниципальных образований не предусмотрен и пересчет возможен лишь при заказе этих работ организации, имеющей соответствующие лицензии, что почти вдвое увеличивает стоимость разработки Правил землепользования и застройки. Такие затраты не под силу абсолютному большинству муниципальных образований.

Второй значимой проблемой является вопрос соотношения позиционной точности положения границ территориальных зон и границ земельных участков . Градостроительным кодексом не установлены требования к точности координатного описания границ территориальных зон (ПЗЗ могут разрабатываться на основе генплана , а это масштаб отдо 5 000) и к их правовой определённости (границы могут проходить по линиям магистралей, улиц, проездов разделяющим транспортные потоки противоположных направлений), что противоречит другой норме кодекса о невозможности отнесения земельного участка к различным территориальным зонам (земельные участки элементов улично-дорожной сети, оформляемые в муниципальную собственность всегда будут относиться к двум территориальным зонам). В такой ситуации точный перевод границ территориальных зон полностью лишён смысла.

Третья проблема. Средняя квадратическая ошибка определения границ земельных участков устанавливается инструментально и составляет 10 см. Средняя квадратическая ошибка определения границ территориальных зон определяется аналитически и может составлять более 60 см (например, в случае если такая граница определяется по плану масштаба 1:2000). Таким образом, можно считать допустимым, если одна из поворотных точек земельного участка на 0,5 метра заходит на территориальную зону. Подобным образом ситуация обстоит и в отношении зон с особыми условиями использования территорий.

Наши предложения:

1) Исключить территориальные зоны из состава объектов землеустройства (ФЗ «О землеустройстве»).

2) Росреестру обязать кадастровые палаты безвозмездно производить пересчет координат в упомянутых случаях.

3) Минэкономразвития России и Минрегиону России принять правила установления территориальных зон при разработке схем градостроительного зонирования и допустимые значения расхождения пространственного положения границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий с границами земельных участков.

4) Минэкономразвития России и Минрегиону России для обеспечения совместимости данных, поступающих в ГКН из различных источников, установить единую систему требований к описанию всех пространственных объектов, размещение сведений о которых предусмотрено в ГКН. Система требований должна предусматривать получение и хранение первичных данных в государственной геоцентрической системе координат и определять единые точностные требования к координатному описанию объектов.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас изложить свою позицию по обозначенным проблемам и организовать совместную рабочую группу представителей ГИС-Ассоциации, Минэкономразвития России и Минрегиона России для их решения.

С уважением,

президент
ГИС-Ассоциации

руководитель комитета ГИС-Ассоциации

«Территориальное управление и градоустройство»

Минэкономразвития России установило формы графического и текстового описания местоположения границ населённых пунктов и территориальных зон, а также требования к точности их определения и формату документа, содержащего такие сведения.

Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» текстовое и графическое описание границ в обязательном порядке прикладывается к схемам территориального планирования муниципальных районов, генеральным планам поселений и городских округов, к правилам землепользования и застройки.

Установленные Минэкономразвития формы действуют с 16 июня 2018 года — то есть с момента вступления в силу соответствующего приказа министерства от 04.05.2018 г. № 236 «Об установлении форм графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон».

Помимо утверждения самих форм описания границ в приказе представлены комментарии по заполнению их конкретных реквизитов и граф. Например, оговорено, что в случае, если границы объекта представлены в виде замкнутого контура, список характерных точек, указываемый в реквизите «Сведения о характерных точках границ объекта работ» или «Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта работ», должен завершаться обозначением начальной точки.

Кроме того, в приказе прописано требование к округлению значений координат характерных точек — до 0,01 метра в указанной системе координат. Допущено оформление на отдельном листе каждой части границ объекта, входящей в план границ. В данном случае в составе графической части "Описания местоположения границ" приводится обзорная схема границ объекта. А если отдельные характерные точки невозможно отобразить в масштабе плана границ объекта, то допускается использование выносок, в том числе оформленных на отдельных листах.

Что касается формата документа, содержащего сведения о границах населённых пунктов и территориальных зон, то в случае его направления в орган регистрации прав в электронном виде, он должен создаваться с использованием XML-схем. XML-схемы для формирования такого документа, предоставляемого в орган регистрации прав органами местного самоуправления, Росреестр разместит на своём официальном сайте в срок до 16 сентября 2018 года.

Информация подготовлена пресс-службой филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю