Право в доктринальном смысле. Юридический словарь

Неофициальное толкование - это разъяснение норм права, кото­рое дается не уполномоченными на то субъектами (различными об­щественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками (адвокатами, учеными и др.)) в форме рекомендаций и советов. Оно не является юридиче­ски значимым. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридических последствий. Сила и значение неофициального толкования заключаются в убеди­тельности, обоснованности, научности, в компетентности и авторите­те тех субъектов, которыми оно дается. Не являясь обязательным, неофициальное толкование, тем не менее, оказывает большое воздей­ствие на формирование правосознания и поведение граждан.

Приме­ром здесь могут служить комментарии к кодексам, которые разраба­тываются учеными-юристами и пользуются особым авторитетом у следователей и судей. Комментарии к законодательству относятся к наиболее часто применяемым нормативным актам и являются важ­ным средством юридического обучения и правового воспитания.

По внешней форме неофициальное толкование может быть как устным (разъяснение какой-либо нормы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т.д.) так и письмен­ным (в периодической печати, в различных комментариях).

По уровню компетентности неофициальное толко­вание подразделяется на три разновидности: доктринальное, профес­сиональное и обыденное.

Доктринальное (научное ) толкование - научное разъяснение правовых актов, которое дается в результате творческих поисков, научного анализа права.

Отсюда основная черта данного вида толкования состоит в том, что оно является результатом научного поиска, характеризуется использованием существующих научных методов, теорий или же дается в процессе разработки и обоснования теоретических концепций.

Доктринальное толкование осуществляют, как правило, ученые-юристы, используя достижения юридической науки. Это научные статьи, монографии, научно-практические комментарии, консультации, лекции, беседы. «Сила доктриального толкования заключается в его убедительности и научности, в авторитете тех лиц и органов, которыми оно осуществляется».

Высокий уровень научного познания участников доктринального толкования создает необходимые условия для объективного, всестороннего и полного толкования права. Результаты доктринального толкования в виде интерпретационных актов и предложений органам, обладающим законодательной инициативой о юридическом регулировании тех или иных общественных отношений, носят постоянный характер. Многие из подобных предложений ученых реализованы в практике российского законодательства. Например, при подготовке проекта Конституции Российской Федерации, проекта Гражданского, Таможенного кодексов и др.

Профессиональное (компетентное) толкование - это разъяснение права специалистами-практиками: адвокатами, прокурорами, судьями, редакциями юридических журналов, газет и телевидения в специально-юридических консультациях и обзорах.

Неофициальное профессиональное толкование проводится адвокатами путем реализации задач адвокатуры по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям. Виды и формы толкования - самые различные. (Например, дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству, составление жалоб, заявлений, объяснений и других документов правового характера; представительство в суде, арбитражном суде, других государственных органах и общественных организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, участие на Предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитника, представителя гражданского истца и гражданского ответчика).

Эти разъяснения основаны на профессиональных знаниях в об­ласти права и играют роль в обеспечении единого пони­мания и применения правовых норм. Учитывая, что «знания юристов в области права значительно полнее и детальнее, чем у других граждан, и достигают экспертного уровня», можно определить неофициальное толкование как процесс качественного уяснения и разъяснения норм права, осуществляемый юристами.

Обыденное (бытовое) толкование дается гражданами в быту, в повседневной жизни, на основе житейского опыта, данных повсе­дневной жизни, массового правосознания. Хотя в таком толковании нередко имеются заблуждения, опрометчивые, поверхностные осуждения, но порой оно не лишено здравого смысла, житейской мудро­сти, и оно существенно в таких случаях, когда представители населе­ния, общественности принимают участие в решении юридических дел (например, в качестве присяжных заседателей или в ходе рефе­рендума). Наибольшее значение обыденное толкование приобретает в демократическом обществе, где к управлению государством при­влекаются широкие массы народонаселения.

1. Обыденное толкование - разъяснение, которое может дать каждый человек.

2. Профессиональное толкование - только то, которое исходит от юристов-практиков (адвокаты, прокуроры, нотариусы).

3. Доктринальное толкование - разъяснение ученых, преподавателей, например, в монографиях, научных комментариях практики и т.д.

Интерпретационный акт.

Интерпретационные акты - это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Интерпретационный акт является одной из разновидностей правового акта, а следовательно, отвечает его основным характеристикам, признакам.

Признаки интерпретационный акта.

1. Имеет письменную документальную форму, предполагающую особую структуру акта, специально-юридический язык, наличие обязательных реквизитов.

2. Издание интерпретационного акта от имени особого властного субъекта, компетенция которого предусматривает возможность издания таких актов.

3. Общеобязательность, предполагающую обязанность его соблюдения всеми физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, к которым адресован интерпретационный акт.

4. Направленность на упорядочение, регулирование общественных отношений.

5. Ненормативный характер интерпретационных актов, т.е. такой акт не содержит новых правовых норм он лишь разъясняет содержание толкуемых норм права.

Поскольку интерпретационные акты - акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ и публикуются в “Бюллетене Верховного Суда РФ”. Конституционный Суд РФ издаёт свои акты в форме постановлений, которые публикуются в “Собрании законодательства РФ” и в “Вестнике Конституционного Суда РФ”. Центральная избирательная комиссия РФ свои интерпретационные акты издаёт в форме разъяснений, которые публикуются в “Вестнике Центральной избирательной комиссии” и в “Российской газете”.

Семенова Мария Юрьевна

соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России (e-mail: tgp_1978@mail,ru)

Идея законности как результат доктринального осмысления правовой действительности

Аннотация

В статье анализируются принципиальные различия доктринального и обыденного правосознания и особенности содержания идеи законности в рамках каждого из них; также рассматриваются факторы, обусловливающие специфические моменты в содержании доктринальных трактовок законности.

This article analyzes the fundamental difference doctrinal and everyday awareness and especially content ideas of the rule of law in each of them; also discusses the factors contributing to specific points in the content of the doctrinal interpretations of law.

Ключевые слова: законность, обыденное правосознание, доктринальное правосознание, философско-правовой компонент, идеологизация, правопонимание.

Key words: legitimacy, everyday sense of Justice, legal doctrine, philosophical and legal component, ideological indoctrination, law understanding.

В Важным моментом, по ■ позволяющим достигнуть понимания сущности идеи законности, является признание того, что она формируется не только как результат ценностного восприятия права обыденным сознанием, но и как результат теоретического, доктринального осмысления правовой действительности. Последний аспект, как правило, самостоятельного освещения в специальной литературе не получает и в этой связи, очевидно, нуждается в особом к себе внимании.

Особенности конструирования и трансляции доктринальным и обыденным правовым сознанием идеи законности выступают естественным следствием различия в базовых основаниях и механизмах их воспроизводства. Формирование обыденного правосознания связано с повседневным осмыслением правовой действительности, предполагающим первичность эмоционально-чувственного восприятия. Доктринальное правосознание формируется как ре-зультат философско-правового и (или) научно-теоретического осмысления правовой проблематики, и в этом смысле может рассматриваться как итог целенаправленного

интерпретационного анализа правовой действительности, опирающегося на аксиомы и универсальные принципы разделяемого исследователем правопонимания. Особую роль в формировании идейного строя доктринального правосознания играет рефлексивная обработка тех представлений, в которых правовая реальность находит свое отражение. Такая обработка на практике как раз и оказывается тем моментом, который в значительной степени способствует освобождению доктринального правосознания от того, что привносят в его содержание эмоционально-чувственные переживания, сопровождающие процесс познания правовой действительности, и что делает его принципиально отличным от обыденного сознания.

Анализ имеющихся в специальной литературе определений доктринального правосознания свидетельствует о том, что на сегодняшний день весьма широко распространено представление о совпадении его с правосознанием научным. Доктринальное правосознание рассматривается как результат накопления и систематизации знаний о праве, как итог целенаправленного рационально-логического теоретизированного познания. Вместе с тем, такое понимание доктринального правосознания представляется

нам не вполне обоснованным в связи с тем, что в основе его лежит не только научное, но и философское осмысление правовой действительности. Научное осмысление правовой действительности выступает результатом понятийного анализа, и в этой связи теория законности, как и всякая иная теория, "выражается в серии понятий" . Вместе с тем, понятийный анализ, лишенный идейной основы, осуществляемый на основе чисто формальнологических рассуждений, оказывается схоластическим, не дает реального представления о предмете, а, значит, доктринальное правосознание не может ограничиваться исключительно понятийным анализом.

Правовая наука служит способом и средством рационализации уже сложившихся представлений о правовом, философия же права такие представления вырабатывает. Значит, философское осмысление правовой реальности следует рассматривать как неразрывно связанное с научным познанием и даже предшествующее ему.

Подтверждением суждению о том, что доктринальные представления не могут основываться лишь на результатах научного исследования, служит и то, что философское осмысление действительности является исторически первым способом теоретического познания. Изначально именно философско-правовой компонент в доктрине преобладает, и лишь с течением времени в результате постепенной идеологизации последней роль научного компонента в ней возрастает.

Предложенное понимание доктринального правосознания предполагает, прежде всего, признание того, что законность, как его идея, предстает как результат философского и научного познания соответствующего явления в их сочетании. Следовательно, для того, чтобы установить смысл и содержание рассматриваемой идеи, необходимо определить, какова философско-правовая спе-цифика осмысления идеи законности и какова роль понятия законности в аппарате юридической науки. При этом, признавая то, что в доктринальном правосознании философско-правовое осмысление как бы предшествует теоретическому, рациональному анализу, определяя специфику доктринального осмысления законности, следует, прежде всего, выявлять особенности законности как философско-правовой идеи. Понятийный же анализ должен носить вспомогательный характер, служить скорее не выяснению того, что есть законность в доктринальном понимании, а каким образом эта

идея рационализируется в практических целях.

Выявление особенностей философского осмысления идеи законности предполагает анализ того, какое выражение данная идея получает в политико-правовых трудах. При этом решение данной проблемы применительно к последовательно сменяющим друг друга историческим периодам в развитии политико-правовой мысли позволяет выявить, с одной стороны, универсальные, вневременные компоненты, выражающие специфику доктринального понимания законности, характерную для того или иного общества, а, с другой стороны, особенности ее эволюции.

На первый взгляд, выявить смысл законности как доктринальной идеи вообще представляется невозможным в силу множественности тех школ и направлений, которыми характеризуется развитие политико-правовой мысли на любом этапе человеческой истории. Однако при ближайшем рассмотрении подобная постановка вопроса - о доктринальном понимании законности вообще, вне его связи с воззрениями конкретной школы - оказывается вполне возмож-ной.

Вопрос о доктринальном правосознании - это вопрос не о правосознании определенной социальной группы, а об определенном способе осмысления и отражения правовой действительности. Соответственно, о доктринальном правосознании, как и об обыденном, можно говорить не только в применении к индивидуализированным или групповым представлениям, но и в применении к выработанным на основе философско-правового познания и научного анализа общим мнениям, точкам зрения, имеющим "массовый" характер.

Объективная возможность существования представлений, универсальных для любого философского течения, для любой правовой школы, обусловливается целым рядом обстоятельств.

Во-первых, тесная связь правовой доктрины с правовой культурой общества предопределяет то, что, как бы философ или ученый-правовед ни стремились путем рефлексии исключить из осмысления государственно-правовых явлений субъективный момент, полностью решить эту задачу никогда не удается. Вне зависимости от того, какими методологическими средствами осуществляется познание, оно неизбежно в той или иной степени сохраняет связь с базовыми установками, ценностями, идеями, характерными для правосознания конкретного общества. Доктринальное правосознание не формируется "с нуля", оно как бы "надстраивается" на тех установках и ценностях, которые уже при-обрел

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА человек в процессе социализации, т.е. формируется посредством трансформации обыденных представлений. Следовательно, сколь бы существенной эта трансформация ни оказалась, она, скорее всего, все равно не будет связана с полным замещением представлений о законности, характерных для обыденного правосознания.

Во-вторых, правовая доктрина - это всегда осмысление социального опыта. Поскольку она всегда стремится дать интерпретацию последнего, на конкретном историческом этапе в конкретном обществе она всегда неизбежно будет связана с осмыслением одних и тех же идей и представлений. Разной может в конечном итоге оказаться оценка идей и установок массового правосознания, но характер интерпретируемых идей для любой правовой доктрины будет одним и тем же. Как следствие, в определенном культурно-историческом контексте представителями различных течений политико-правовой мысли в качестве законности будет интерпретироваться явление, обладающее одними и теми же с ней чертами. Универсальный характер таких черт для любого осмысления законности и позволит считать их базовыми, основополагающими для доктринального понимания законности.

В-третьих, все философско-правовые и юридические теории, характерные для общества на определенном историческом этапе его развития, неразрывно связаны между собой в силу того, что опираются на уже разработанные идеи и теории. Представители различных течений оперируют одним и тем же языком, ссылаются, по большому счету, на одни и те же научные положения, принимая их как аксиомы или доказывая их несостоятельность. Применение разной методологии и использование разных критериев ценностной оценки в конечном итоге дает специфическое видение законности, однако, общие исходные моменты философско-правового анализа или теоретического осмысления законности предопределяют то, что в ее доктринальное понимание с большой долей вероятности будет привнесено нечто универсальное.

Что касается факторов, обусловливающих специфические, уникальные моменты в содержании доктринальных трактовок законности, то они весьма многочисленны и разнообразны. К числу наиболее значимых из них, на наш взгляд, могут быть отнесены:

тип правопонимания. Наличие связи между типом правопонимания и доктринальной трактовкой законности может быть

констатировано, в первую очередь, в силу признания аксиоматичности положения о том, что право выступает нормативной основой законности . Кроме того, необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что тип правопонимания предопределяет привнесение в доктринальные трактовки законности специфического также в силу того, что влияет на содержание иных идей, в смысловом каркасе которых разворачивается законность как содержательная единица доктринального правосознания, - в частности, идей закона, порядка, меры, справедливости и т.д.;

характер целей и задач, в связи с решением которых ставится вопрос о законности, а сама категория включается в понятийный аппарат исследования. Разработка проблемы законности может быть обусловлена различными факторами. В частности, ее анализ может быть обусловлен стремлением интерпретации массового сознания, основанного на исторически сложившихся идеалах, либо она, наоборот, может иметь своей целью решение практических задач, связанных с формированием или трансформацией общественной идеологии. В одних случаях разработка проблемы законности может выступать самостоятельной целью, а в других случаях -задачей, решение которой обеспечивает достижение основной цели. При этом каждый раз в содержание законности будет привноситься что-то уникальное, специфическое;

избранная методология. "Ситуация, в которой предмет уже существует, а методология его познания еще не определена, является абстрактной. Такие ситуации следует считать скорее теоретическим предположением, чем отражени-ем реального факта" . И в этой связи конкретная, единичная трактовка законности в значительной степени определяется тем, какие способы, приемы, средства и принципы анализа применены исследователем. Особо следует подчеркнуть, что избранная методология привносит специфическое как в строго науч-ное, так и в философско-правовое осмысление законности;

характер тех мыслительных операций, которым подвергается идея законности в самом правосознании исследователя. В частности, отдельные принципиально своеобразные моменты в содержание идеи законности могут привноситься в зависимости от специфики психологических механизмов отражения правовой действительности, субъективных критериев ее оценки и степени рефлексии правосознания исследователя.

Рассуждая об идее законности как результате

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 № 1 (33)

доктринального осмысления правовой действительности, особо следует подчеркнуть, что она, не совпадая с обыденным пониманием законности, тем не менее, не существует автономно, независимо от них.

Это обусловливается уже тем, что обыденное и доктринальное правосознание никогда не существуют в "чистом" виде. И в правосознании ученого-теоретика, и в правосознании юриста-практика, и в правовом сознании обыва-теля и первое, и второе неизбежно присутствуют , лишь представлены в разном соотношении. С одной стороны, в правосознании ученого компоненты, представляющие доктринальное правосознание, неизбежно "надстраиваются" на тех составляющих, которые формируются как обыденное сознание. С другой стороны, "историческая практика человечества неизбежно приводит ко все более широкому вторжению научных знаний в сферу бытовых представлений... или к расширению сферы этих бытовых представлений за счет научных понятий" .

Отдельно следует отметить тот момент, что правовая наука занята не только интерпретацией общественной идеологии, но и решением проблем, связанных с ее формированием. Как следствие, не только доктринальное осмысление законности как смысловой единицы обыденного правосознания влияет на ее теоретико-правовое и философско-правовое понимание, но и последнее оказывается способным, по крайней мере, в определенной степени привнести новый смысл в содержание законности как идеи массового сознания.

Завершая рассмотрение законности как доктринальной идеи, полагаем необходимым подчеркнуть то обстоятельство, что она связана с обыденным пониманием законного не только содержательно, но и функционально. Именно в своей взаимосвязи законность как идея обыденного правосознания и законность как смысловая единица доктринального правового сознания определяют и спе-цифику принципов и требований законности как ее юридизированных

выражений, формально закрепляемых действующими нормативными правовыми актами, и то, какие воплощения рассматриваемая идея получает в правовой практи-ке.

1. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000; Рослов С.А. Роль правосознания в формировании гражданского общества в России. Дисс.... канд. социол. наук. Саратов, 2005; Пшава В.В. Особенности правосознания жителей сельской местности (по материалам Краснодарского края). Дисс.... канд. юрид. наук. Майкоп, 2005; Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2003 и др.

2. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М, 2009. С. 130.

3. Хачатуров Р.Л. О законности // Вектор науки ТГУ. 2009. №3(6). С. 60.

4. Палазян А.С., Малахов В.П. Функциональная характеристика права: вопросы методологии. М., 2009. С. 9.

5. Это обстоятельство дает основания для того, чтобы согласиться с мнением тех исследователей, кто рассматривает обыденное и доктринальное не в качестве типов, видов правосознания, а в качестве его уровней (См., например: Абдуллаев М.И. Теория государства и права. М., 2004; Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права. М., 2009; Смирнова Н.В. Уровни правосознания -обыденное теоретическое и профессиональное правосознание // Научные труды РАЮН. Вып. 9. Т.1. М., 2009; Бреднева В.С. Уровни правосознания и юридическая деятельность в правовом регулировании // Ленинградский юридический журнал. 2008. №2(12). С. 193 и др.).

6. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1: Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., 1995. С. 299.

Список основных терминов ТГП

1. Аналогия закона есть применение к не урегулированному конкретной нормой правоотношению нормы закона, которая регламентирует сходные отношения. Необходимость применения данного приема обусловлена тем, что решение по любому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому в случае отсутствия нормы, прямо предусматривающей спорный случай, требуется отыскать норму, регулирующую возможно более сходные со спорным отношения.

2. Аналогия права применение к спорному отношению, которое не урегулировано некой конкретной нормой и на которое нельзя распространить действие регулирующей подобные отношения нормы, общих начал и смысла (то есть принципов) законодательства.

3. Аутентическое толкование вид толкования норм права; представляет собой разъяснение норм права, даваемое органом, издавшим их. Аутентическое толкование норм права характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм и носит обязательный характер для тех, кто их применяет. Является средством восполнения пробелов в законодательстве и наиболее авторитетным видом толкования

Базис

5. Власть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие, даже вопреки сопротивлению, и независимо от того, на чем такие способность и возможность основаны. Властвующий может достигать своих целей, действуя различными методами: демократическими и авторитарными, честными и нечестными, насилием и местью, обманом, провокациями, вымогательством, стимулированием и т. д. В. как явление необходима. Она призвана обеспечивать потребности человеческого общежития.

6. Гарантии законности это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности

1. Экономические гарантии . Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т. д.). Безработица также является «резервом» преступности.



2. Политические гарантии . Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.

3. Духовные гарантии . Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.

4. Общественные гарантии . Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).

7. Государство это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

8. Государственный аппарат целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства . Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Признаки:

· Целостность - механизм государства представляет из себя целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов ;

· Иерархичность - механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя из себя сложную властную пирамидальную структуру ;

· Особый состав - государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей ;

· Специальные цели деятельности - фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства ;

· Материально-техническая обеспеченность

Государственный прогресс

Государственный режим

11. Государственный служащий работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

12. Государственный суверенитет независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах . Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти . Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета . В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина .

13. Гражданское общество это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе

Признаки:

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитая демократия;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· высокий образовательный уровень населения;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· самоуправление;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

· сильная социальная политика государства;

· многоукладная экономика;

· большой удельный вес в обществе среднего класса.

14. Демократия политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии . Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных исостязательных выборов [прим. 1]

2. Народ является единственно легитимным источником власти

3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

15. Дееспособность это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста

16. Деликтоспособность способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием). Является элементом дееспособности. Выражается в способности субъекта самостоятельно сознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность. Наступает с 16 лет, хотя согласно статье 20 УК РФ существуют преступления, ответственность за которые наступает в 14 лет (против личности, собственности и т. п.).

17. Диктатура форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции, принадлежащей либо одному человеку (диктатору), либо правящей группе лиц (партии, союзу, классу и т. д.).

Доктринальное толкование

19. Закон в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы

20. Законность политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы,должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы

Доктринальное толкование - разъяснение смысла правовых предписаний, даваемое научными и другими квалифицированными юридическими учреждениями (работниками) на основе уяснения и анализа правовых норм. Формально оно не имеет обязательной силы.

функции доктринального толкования норм права:

Гносеологическая - выражается в том, что толкование выступает как процесс познания, уяснения смысла правовой нормы, получения, усвоения и применения научно-теоретических знаний при осуществлении доктринального толкования норм права.

Объяснительная - состоит в разъяснении смысла и целей норм права при помощи определенных средств и способов, а также различных форм внешнего публичного выражения и направлена на убеждение граждан в необходимости строгого следования предписаниям правовых норм.

Конкретизирующая - состоит в том, что в процессе толкования осуществляется перевод правовых предписаний и иных правовых явлений с более высокого уровня обобщения на более низкий, детализация содержания общих предписаний правовых норм.

Аксиологическая - заключается в осуществлении научной интерпретации в зависимости от того, какое место занимают объект и предмет толкования в системе правовых и социальных ценностей, исходя из закрепленной в Конституции РФ (ст. 2) иерархии ценностей - человек, общество, государство.

Онтологическая - являет собой объективизацию интерпретационной деятельности субъекта доктринального толкования норм права в форме интерпретационных актов и других способов выражения и закрепления результата научного толкования норм права (например, устное выступление или размещение в Интернете).

Воспитательная - проявляется в том, что результаты доктринального толкования норм права способствуют повышению уровня правового сознания, правовой культуры адресатов интерпретации, формированию представлений о способах и средствах реализации правовых норм.

Идеологическая - состоит в ориентированности на интеллектуальное и духовное развитие общества, способствует внедрению в сознание субъектов общественных отношений установленной системы нравственных, этических, политических, правовых и других взглядов.

Информационная - заключается в том, что акты доктринального толкования доводят до граждан, организаций, учреждений или других заинтересованных лиц конкретизированную государственную волю, выраженную законодателем.

Мотивировочная - состоит в обосновании и аргументации интерпретатором своей правовой позиции в комментариях, лекциях, статьях, монографиях правовой направленности путем ясных, последовательных и логически непротиворечивых высказываний.

Правосозидательная - характеризует способность результатов доктринального толкования норм права служить правообразующим материалом, проектами будущих норм права и важнейшим инструментом совершенствования законодательства.



Структура доктринального толкования включает в себя следующие элементы: объекты, субъекты, способы, а также результат, зафиксированный в интерпретационном акте.

Необходимо различать субъектов и участников доктринального толкования норм права. Субъектами доктринального толкования являются ученые-юристы и другие лица, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью.

Участниками доктринального толкования являются отдельные лица (эксперты, специалисты, переводчики), их объединения и организации.Процесс доктринального толкования норм права осуществляется только субъектом, а участие других лиц не обязательно, хотя в ряде случаев крайне желательно.

Объектами доктринального толкования норм права выступают законы и подзаконные нормативно-правовые акты (государственных и негосударственных органов, материальные и процессуальные, правоустанавливающие и правоотменяющие, локальные); правоприменительные акты; интерпретационные акты; договоры нормативного содержания; субъективные права и юридические обязанности; процессы и состояния; приемы юридической техники и иные юридические феномены.

Предметом доктринального толкования норм права выступает содержание данного правового явления.

Непосредственными предметами доктринального толкования норм права могут быть конкретные статьи нормативных актов, нормативные и индивидуальные предписания, структурные элементы нормы, понятия, термины, способы и средства их осуществления. В качестве примера в последнем случае можно привести постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 года № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия».



Основания возникновения доктринальной интерпретационной практики - это такие обстоятельства реальной жизни, которые с необходимостью требуют научного уяснения и разъяснения норм права и иных связанных с ними правовых явлений, теоретического установления подлинности содержания и формы правовых предписаний.

Все основания интерпретационной практики разделяются на две большие группы. Первую - составляют нормативно-правовые предписания, закрепляющие полномочия (компетенцию) определенных субъектов по официально-доктринальному толкованию соответствующих нормативных и иных правовых актов. Условно их можно назвать нормативно-правовыми основаниями (например, ст. 125 Конституции РФ, закрепляющая полномочие Конституционного Суда РФ давать толкование Основного Закона).

Вторую группу составляют фактические основания интерпретационной практики. В большинстве случаев реальная действительность «сама указывает» на разнообразные социальные ситуации, порождающие интерпретационный процесс (например, неопределенность, возникшая в ходе квалификации преступления, требует соответствующего разъяснения в комментарии УК РФ). Примерный перечень фактических оснований складывается также в ходе интерпретационной практики, составляя важнейший элемент интерпретационного опыта, либо вырабатывается юридической наукой.

Одним из критериев классификации доктринального толкования норм права является степень обязательности его результатов.

Выделяются:

Общеобязательное доктринальное толкование норм права (например, постановление Конституционного Суда РФ);

Доктринальное толкование норм права, имеющее рекомендательный характер (комментарии, лекции, статьи, монографии).

В зависимости от сферы действия интерпретационных актов доктринального толкования норм права, в диссертации различаются:

Нормативное доктринальное толкование - характеризуется степенью обязательности и распространенности на всех субъектов права на определенной территории;

Казуальное доктринальное толкование - выражается персонифицированным характером интерпретации и распространением ее на персонально определенных участников дела.

По форме выражения и закрепления результатов доктринальное толкование норм права может осуществляться:

Устно (здесь форма выступает внешней материальной оболочкой интеллектуально-волевой деятельности интерпретатора);

Письменно (когда толкование формализовано, обладает более узким набором коммуникационных средств и менее подвержено влиянию социальных и психологических особенностей интерпретатора).

В зависимости от субъектов интерпретационной практики в диссертации разграничивается доктринальное толкование норм права, осуществляемое коллективно (например, Конституционным Судом РФ) и единолично (например, путем написания ученым комментария к закону, его разделу или даже отдельной статьи).

По объему диссертант выделяет буквальное, расширительное и ограничительное доктринальные толкования норм права.

В диссертации подвергается анализу специфика классификации доктринального толкования норм права применительно к отраслям действующего российского права. С этой точки зрения особо выделяется своеобразие доктринального толкования норм публичного и частного, материального и процессуального права.