Сложные вопросы осуществления закупок в сфере культуры: контракты жизненного цикла, конкурсы с ограниченным участием и закрытые торги (Лисовенко О.К.). Договор запутался в законах Добавили случаи заключения

Закона N 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством РФ, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Перечень таких случаев определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (далее - Постановление N 1087).


Следует обратить внимание, что Постановлением N 1087 перечислены именно случаи, когда предмет контракта объединяет закупку или изготовление вещи и ее дальнейшее обслуживание, и (или) ремонт, и (или) эксплуатацию. Однако ни данное Постановление, ни ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ни какая-либо иная норма этого Закона не говорит о том, что приобретение или заказ на создание вещей, упомянутых в Постановлении N 1087, обязательно должны осуществляться в рамках контракта жизненного цикла. Закон N 44-ФЗ в принципе не регулирует формирование предмета контракта. Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок или запроса предложений. Однако из этого не следует обязательности объединения технологически и функционально связанных товаров. работ, услуг в предмет одного контракта. По общему правилу формирование предмета контракта определяется потребностями заказчика.

Соответственно, перечень, утвержденный Постановлением N 1087, следует понимать, как перечень случаев, когда объединение в предмете контракта обязанностей поставщика или подрядчика (далее - контрагент), образующих предмет контракта жизненного цикла, возможно (следует учесть, что по общему правилу объединение в предмете одного контракта проектирования и строительства объекта представляется недопустимым, что рассмотрено в отдельном материале). Заключение контрактов жизненного цикла в случаях, не упомянутых в Постановлении N 1087, недопустимо (см. также письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 N Д28и-1110). Однако само по себе объединение указанных обязанностей контрагента в предмет одного контракта определяется потребностями заказчика. Аналогичный вывод следуют из разъяснений, данных в письмах Минэкономразвития России от 25.12.2015 N Д28и-3744 , от 20.01.2014 N Д28и-30 . Из этих писем, а равно письма Минэкономразвития России от 26.02.2016 N Д28и-441, разъяснений по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2797, можно также сделать вывод, что контрактом жизненного цикла считается только тот контракт, который предусматривает сочетание всех обязательных элементов контракта жизненного цикла соответствующего вида, предусмотренного Постановлением N 1087.


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Сложные вопросы осуществления закупок в сфере культуры: контракты жизненного цикла, конкурсы с ограниченным участием и закрытые торги (Лисовенко О.К.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Особого интереса как в практическом, так и в научном плане заслуживает правовое регулирование в рамках контрактной системы отдельных аспектов осуществления закупок в сфере культуры. При этом под закупками в сфере культуры представляется обоснованным и логичным понимать не любые закупки заказчиков, осуществляющих те или иные функции и полномочия в сфере культуры, а лишь закупки, имеющие непосредственное отношение к культурным ценностям, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). Тем не менее закупки в сфере культуры представляют первоочередной интерес именно для специалистов в области управления культурой, а также для лиц, задействованных в процессе организации и проведения закупок для нужд учреждений культуры, в том числе для контрактных управляющих и работников контрактных служб, членов закупочных комиссий.

В данном докладе будут рассмотрены 3 блока вопросов, представляющих наиболее сложные аспекты закупочной деятельности в сфере культуры:
- контракты жизненного цикла;
- конкурсы с ограниченным участием;
- закрытые торги.
Рассмотрим последовательно каждый из перечисленных пунктов.

Контракты жизненного цикла

Согласно ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий:
- закупку товара или работы;
- при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы;
- последующие обслуживание, ремонт;
- при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Такой контракт именуется контрактом жизненного цикла.
В связи с внесением изменений в соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации с 2016 г. появилась возможность заключать следующие контракты жизненного цикла в сфере культуры:
1. На проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов).
2. На проектирование, реконструкцию с элементами реставрации и (или) приспособление для современного использования (при необходимости) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства РФ об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов РФ или нахождения таких объектов в руинированном состоянии.
Возможность заключения таких контрактов появилась после внесения 29 декабря 2015 г. изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла".
Основное отличие между двумя указанными основаниями заключается в следующем: второе основание заключения контрактов жизненного цикла применимо только для уже существующих объектов, при этом находящихся в аварийном или руинированном состоянии, вместе с тем второе основание, в отличие от первого, предполагает закупку не только работ, но и необходимого для реконструкции объектов культурного наследия оборудования, предусмотренного проектной документацией.
При этом заключение соответствующих контрактов связано с рядом практических трудностей.
Ввиду того что ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расчет стоимости жизненного цикла созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 44-ФЗ, то в первую очередь встает вопрос, связанный с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, если в такой контракт включены и проектирование, и строительство.
Еще один очень существенный вопрос - может ли контракт жизненного цикла не предусматривать последующие обслуживание, ремонт объекта, созданного в результате исполнения такого контракта? Закон N 44-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 позволяют неоднозначное толкование по данному вопросу, а правоприменительной практики на сегодняшний день нет.

Конкурсы с ограниченным участием

В рамках Закона N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ (единые требования и требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков), предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ; дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Таким образом, отличительная особенность конкурса с ограниченным участием - предъявление к участникам закупки дополнительных требований наряду с едиными требованиями, установленными ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
П. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения конкурсов с ограниченным участием при осуществлении целого ряда закупок в сфере культуры, а именно:
- сохранение объектов культурного наследия;
- реставрация музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
- работы, услуги, связанные с необходимостью допуска к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек;
- работы, услуги, связанные с необходимостью допуска к хранилищам музеев, к системам обеспечения безопасности в музеях, архивах, библиотеках.
Вместе с тем согласно ч. 2.1 указанной статьи заказчик вправе осуществлять закупки указанных работ, услуг путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); при этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Дополнительные требования к участникам закупок в сфере культуры (закупок по указанной в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ тематике) установлены в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Сложность применения дополнительных требований при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия, включая реставрационные работы, а также работ и услуг иной "культурной тематики", указанной в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, вытекает из приведенной выше ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ.
Тонкость состоит в том, что приложением N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования не только к участникам конкурсов с ограниченным участием, но и к участникам аукционов, а это, в свою очередь, означает, что дополнительные требования будут применяться, даже если, например, реставрационные работы будут закупаться электронным аукционом.
Также необходимо обратить внимание и на следующий сложный момент: при проведении конкурсов с ограниченным участием по "культурной тематике" (по п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ) не могут применяться такие показатели по критерию оценки заявок "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", как "опыт по успешному выполнению работ" и/или "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" (п. 30 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085).
Также стоит отметить, что при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия в любом случае является обязательным предъявление к участникам закупки единого требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ о наличии у них лицензии на соответствующий вид деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом в рамках одной такой закупки при необходимости (если это обусловлено требованиями градостроительного законодательства) может устанавливаться как требование о наличии такой лицензии, так и требование о наличии допуска саморегулируемой организации к осуществлению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (так называемого генподрядного допуска СРО). Однако требование о наличии генподрядного допуска СРО никогда не заменяет собой требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Закрытые торги

Принципиальным отличием закрытых способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) от других способов закупок является то, что участие в них могут принимать исключительно лица, которым заказчиком были направлены специальные приглашения. Так, под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при проведении которых в соответствии с положениями ст. ст. 85, 86 Закона N 44-ФЗ информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц , которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. При этом проводить закрытые закупки возможно только в случаях, прямо установленных законом.
Согласно ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в том числе в случаях заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.
Однако закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются не просто в случаях, прямого оговоренных в законе, но и исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций. На сегодняшний день данным органом является Федеральная антимонопольная служба.
Порядок согласования применения закрытых аукционов и конкурсов установлен Приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 189 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Необходимо подчеркнуть следующую сложность применения закрытых конкурсов и закрытых аукционов при закупках в сфере культуры: Законом N 44-ФЗ прямо не регламентировано, какой из двух возможных закрытых способов закупки выбрать - закрытый конкурс или закрытый аукцион, однако согласно письму Минкультуры России от 14 мая 2016 г. N 165-01-39-ВА "О страховании музейных предметов" в случае оплаты страхования за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе за счет средств, выделяемых музеям в рамках исполнения государственного задания, либо за счет доходов музеев от их основной деятельности, российская страховая компания должна быть определена по результатам закрытого конкурса, проводимого в соответствии со ст. 84 Закона N 44-ФЗ. Письма Минкультуры России не являются нормативными правовыми актами, тем не менее при решении вопроса о выборе способа закупки услуг по страхованию музейных предметов целесообразно учитывать позицию профильного министерства и отдавать предпочтение именно закрытому конкурсу.
Резюмируя сказанное, необходимо отметить ряд интересных и немаловажных моментов:
- на момент подготовки настоящего доклада в единой информационной системе не размещена ни одна закупка на заключение контракта жизненного цикла в сфере культуры;
- целый ряд заказчиков в нарушение требований ст. 56 Закона N 44-ФЗ закупают работы по сохранению объектов культурного наследия, в том числе реставрационные работы, путем проведения "обычных" открытых конкурсов без установления дополнительных требований, а также иные услуги и работы "культурной тематики" (указанные в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ) путем проведения электронных аукционов без установления дополнительных требований к участникам;
- многие заказчики, закупающие транспортировку, страхование, охрану музейных предметов, музейных коллекций и пр., проводят по данной тематике открытые закупки с публикацией всей информации о закупке в единой информационной системе, что, безусловно, также должно расцениваться как нарушение положений Закона N 44-ФЗ.

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) хорошо зарекомендовал себя в зарубежной практике. Контрактная модель КЖЦ позволяет госзаказчику переложить все проектные, строительные и эксплуатационные риски на частную сторону, сконцентрироваться лишь на основных параметрах объекта и контроле достижения заданных параметров. Тем самым после ввода объекта в эксплуатацию бремя содержания полностью лежит на частной стороне. Объем текущих расходов зависит от того, насколько качественно исполнители выполнили работы по проектированию и строительству, то есть стимулируется повышение качества работ на всех стадиях проекта.

У КЖЦ есть и другие преимущества для государственных и муниципальных органов. Не нужно сразу резервировать большой объем бюджетных средств, поскольку оплата происходит с момента ввода объекта в эксплуатацию и разбита на этапы. КЖЦ дает возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете. А фиксированный размер максимальных платежей позволяет планировать расходы, необходимые для исполнения контрактных обязательств.

Бизнесу также выгоден КЖЦ: долгосрочное бюджетное финансирование позволяет обслуживать долг, обеспечить возвратность и доходность инвестиций. Компания свободна в выборе средств реализации проекта и заинтересована в передовых технологиях, чтобы снизить собственные издержки. Кроме того, риски спроса на объекты инфраструктуры ложатся на государство.

Широкое применение КЖЦ в России стало возможно после принятия закона N 44-ФЗ "О контрактной системе..." и постановления правительства РФ N 1087. Однако согласно ему, КЖЦ можно заключать только в отношении объектов инфраструктуры, невозможно заключать подобные контракты, например, в отношении вооружения, военной и специальной техники, машин и оборудования, транспорта. Более того, постановление N 1087 также не относит к потенциальным объектам КЖЦ инфраструктуру соцсферы (объектов образования, здравоохранения, спортивных объектов). Такой неоправданно узкий подход к трактовке и пониманию объектов КЖЦ делает эту модель недостаточно интересной для публичных заказчиков.

Реализация КЖЦ в госсекторе сегодня возможна и по Закону N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" при строительстве и эксплуатации платных автодорог, и по Закону N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (согласно корпоративным конкурсным процедурам в госкомпаниях и предприятиях). Но отсутствие нормативно определенного понятия КЖЦ и потенциальная конкуренция норм законов 44-ФЗ и 115-ФЗ приводит к правовой неопределенности, что создает дополнительные риски для потенциальных инвесторов и снижает их интерес к долгосрочным контрактам такого типа.

Необходимо разобраться с определением термина "контракт жизненного цикла" и закрепить его нормативно, установив общие признаки таких контрактов и возможность их реализации в рамках различных правовых форм, будь то концессия, госзакупки или другие модели договоров. Другой важной проблемой, которой, к сожалению, пока никто не озадачился, является различие подходов к структурированию и сопровождению КЖЦ в зависимости от предмета контракта. КЖЦ можно условно разделить на два вида: контракты на объекты инфраструктуры и контракты на поставку, техническое обслуживание и утилизацию тех или иных видов товаров. Природа, специфика и структура таких контрактов по сути своей различны. В первом случае мы должны говорить о специфической форме ГЧП или, если хотите, "квази-ГЧП". Идентичная концепция закладывалась в понятие КЖЦ и в рамках постановления N 1087. КЖЦ на инфраструктуру не могут заключаться на срок менее 5-10 лет, иначе теряется весь смысл объединения в один контракт нескольких этапов жизненного цикла. Зато второй вид КЖЦ, например на технику (за исключением военной техники и тяжелого машиностроения), целесообразнее заключать на 2-3 года, что вполне соответствует закупочному и бюджетному законодательству. Однако постановление N 1087 ограничило возможность заключения КЖЦ только объектами инфраструктуры, при этом не установив специальных механизмов их бюджетного обеспечения, что не позволяет заключать КЖЦ на срок более трех лет и делает саму форму такого взаимодействия с бизнесом нереализуемой.

Павел Селезнев, председатель Правления Центра развития ГЧП

Изменения, касающиеся контрактов жизненного цикла, изложены в Федеральном законе от 27.12.2019 № 449-ФЗ . В 44-ФЗ с января внесли определение контракта жизненного цикла. Раньше оно не было нормативно закреплено. Часть 1 статьи 3 дополнили пунктами 81 и 82. В пункте 81 дается определение термина «контракт», а в пункте 82 раскрывается термин «контракт жизненного цикла».

Контракт жизненного цикла (далее - КЖЦ) - это контракт, который предусматривает не только поставку товара или выполнение работы, но и обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию товара, который поставлен или создан в результате выполнения работы.

Добавили случаи заключения

Теперь заказчики могут заключать контракты жизненного цикла на поставку новых машин и оборудования.

Все случаи, при которых допускается заключение КЖЦ, перечислены в ПП РФ от 28.112013 № 1087. Это закупки:

  • работ по проектированию и строительству дорог, инфраструктуры портов, аэродромов, объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов ЖКХ, объектов инфраструктуры метро, городского транспорта, железнодорожного транспорта;
  • работ по проектированию и строительству уникальных объектов капстроительства;
  • подвижного ж/д состава, вагонов метрополитена, транспортных средств уличного транспорта;
  • воздушных судов, морских и речных судов;
  • работ по проектированию, возведению и реконструкции объектов капстроительства для нужд здравоохранения, объектов для проживания военных, объектов для соцобслуживания населения, культурных объектов;
  • работ по возведению и реставрации объектов культурного наследия;
  • работ по созданию автоматизированных ИИС для учета энергетических и коммунальных ресурсов и т.д.

О контрактах жизненного цикла говорится в части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Закон № 449-ФЗ внес в нее изменения. Они вступили в силу в январе 2020 года. По новым правилам, помимо случаев, установленных Правительством РФ и перечисленных выше, заказчики вправе заключать КЖЦ на поставку новых машин и оборудования.

Преимущества

Контракты жизненного цикла популярны за рубежом. В России они не так распространены из-за некоторых нюансов, но тоже применяются. Плюс таких контрактов в том, что они позволяют заказчикам забыть о проектных, строительных и эксплуатационных рисках. Все они перекладываются на подрядчика. Заказчику остается контролировать достижение заданных целей.

Оплата КЖЦ разбита на этапы. Соответственно, оплачиваются они тоже поэтапно. А это значит, что заказчику нет необходимости сразу закладывать на проект большой объем средств. КЖЦ дают возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете. Размер фиксированных платежей известен наперед, что позволяет заказчику планировать будущие расходы.

Бизнесу исполнение таких контрактов также выгодно, ведь речь идет о стабильном долгосрочном бюджетном финансировании. Риски спроса на объекты инфраструктуры при этом ложатся на государство.

Минусы контрактов жизненного цикла

У таких контрактов есть и свои минусы. Во-первых, жизненный цикл проекта может быть гораздо длительнее срока планирования бюджетных трат. Заказчики могут испытывать сложности с расчетом стоимости КЖЦ в условиях нестабильной экономики и постоянно меняющихся цен. Также существует риск того, что контракт будет расторгнут из-за ошибок на стадии расчета и подготовки контракта жизненного цикла как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Еще одна проблема - разные подходы к структурированию и сопровождению КЖЦ в зависимости от предмета контракта. Условно такие контракты делят на две группы: контракты на объекты инфраструктуры и контракты на поставку и обслуживание товаров. Если говорить о первом типе, то КЖЦ должны заключаться на период не меньше 5-10 лет. В ином случае теряется весь смысл включения в один контракт нескольких этапов жизненного цикла.

При этом второй вид КЖЦ целесообразнее заключать на 2-3 года. В ПП РФ № 1087 нет специальных механизмов бюджетного обеспечения таких контрактов. В итоге заказчики не могут заключать КЖЦ на срок более трех лет.

Контракт жизненного цикла - соглашение о выполнении комплекса работ, начиная с проектирования, изготовления или строительства объекта, заканчивая его последующим обслуживанием, возможно эксплуатацией и даже утилизацией. Заключать подобные контракты можно только в определенных Правительством РФ случаях. К примеру, строительство дорог, аэродромов или закупка железнодорожных составов, воздушных, морских судов. Порядок выбора поставщика и заключения контракта жизненного цикла, за исключением некоторых особенностей, не отличается от порядка, предусмотренного для обычных контрактов.

Случаи заключения контракта жизненного цикла

Поскольку заключение контракта жизненного цикла в угоду качеству все-таки имеет признаки ограничения конкуренции, Закон N 44-ФЗ разрешает их заключать только в определенных Правительством РФ случаях ().

Вы можете заключить контракт жизненного цикла, если вам необходимо:

Спроектировать и построить:

  • автомобильную дорогу с технологическими сооружениями, дорожными объектами и элементами обустройства;
  • инфраструктуру морского или речного порта;
  • аэродром;
  • объект коммунального хозяйства, в том числе снабжения коммунальными ресурсами, водоотведения, очистки сточных вод, переработки, утилизации отходов;
  • объект инфраструктуры подземного, наземного электрического транспорта, а также ж/д транспорта общего пользования;
  • уникальный объект капитального строительства.

Закупить:

  • железнодорожный состав, транспорт метрополитена, монорельса, трамвай, троллейбус;
  • воздушное, морское или речное судно.

Спроектировать, построить и укомплектовать оборудованием объект капстроительства:

  • в сфере здравоохранения (больницы, поликлиники, санатории);
  • тылового назначения (для проживания семей военнослужащих, для учебно-материальной базы боевой подготовки и др.);
  • для социального обслуживания граждан (интернаты, пансионаты, реабилитационные центры и т.д.);
  • в сфере культуры (театры, мемориалы, концертные залы и т.д.).

Спроектировать и реконструировать и укомплектовать оборудованием аварийный объект культурного наследия, памятник истории и культуры или его остатки.

Порядок заключения контракта жизненного цикла

Контракт жизненного цикла заключается в общем порядке с учетом процедур и ограничений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. В зависимости от НМЦК и предмета контракта вы сами принимаете решение о способе определения поставщика. Однако особенности у таких закупок все же имеются.

Включите в контракт условие о его банковском сопровождении , если заключаете его для федеральных нужд (п. 3 Постановления N 963).

В качестве критерия оценки заявок участников вы можете предусмотреть не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий - стоимость жизненного цикла (). Не забудьте отразить информацию об этом в (п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

При формировании стоимости жизненного цикла используйте Методические рекомендации по определению НМЦК (). Рекомендуем также использовать Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 27.202-2012.

Соблюдайте ограничения, установленные Бюджетным кодексом для долгосрочных контрактов, если срок вашего контракта жизненного цикла выходит за пределы финансового года (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Учтите особенности контрактов, которые помимо обслуживания и эксплуатации одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства - «под ключ» (). Для заключения таких контрактов Правительством РФ установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований Закона N 44-ФЗ для заключения такого вида контракта жизненного цикла вам необходимо:

  • получить решение Правительства РФ или ГРБС для объектов федеральной собственности либо решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия.