Пассажирские перевозки фз. ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ — Российская газета

2. Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.

3. Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

4. Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

4.1. Заявка на участие в открытом конкурсе должна в том числе содержать следующие сведения:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

4.2. Среднее количество транспортных средств, учитываемое при определении критерия, предусмотренного пунктом 1 части 3 настоящей статьи, рассчитывается исходя из общего количества в течение года, предшествующего дате размещения извещения, дней действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности в отношении указанных в заявке на участие в открытом конкурсе транспортных средств, отнесенного к количеству дней в соответствующем году.

5. Каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер в порядке уменьшения ее оценки. Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер.

6. В случае, если заявкам нескольких участников открытого конкурса присвоен первый номер, победителем открытого конкурса признается тот участник открытого конкурса, заявка которого получила высшую оценку по сумме критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 3 настоящей статьи. Если высшую оценку по сумме указанных критериев получили несколько этих заявок, победителем открытого конкурса признается тот участник открытого конкурса, заявке которого соответствует лучшее значение критерия, указанного в пункте 4 части 3 настоящей статьи, а при отсутствии такого участника - участник открытого конкурса, заявке которого соответствует лучшее значение критерия, указанного в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

7. В случае, если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок.

8. Результаты открытого конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.

9. В случае, если победитель открытого конкурса отказался от права на получение хотя бы одного свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.

10. Если участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, отказался от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, такой конкурс признается несостоявшимся и назначается повторное проведение открытого конкурса.

11. Порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.


Судебная практика по статье 24 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 26 декабря 2018 г. по делу № А13-11684/2018

    Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)

    Критерий «Средний срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, предпринимателем или участником простого товарищества» - пункт 3.5 Приложения № 5 к Извещению). Согласно части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям: 1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или...

    Постановление от 25 декабря 2018 г. по делу № А73-10661/2017

    Относятся: наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики (пункт 3 части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ). Из материалов дела видно, что общество в течение одного года дважды привлекалось к ответственности по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ: постановлением...

    Постановление от 20 декабря 2018 г. по делу № А50-25175/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    Свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок установлен статьями 21- 24 Закона № 220-ФЗ. При этом, согласно части 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ (в редакции, действовавшей до 29.12.2017) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган...

    Постановление от 17 декабря 2018 г. по делу № А73-6456/2018

    Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)

    Статьи 23 Закона № 220-ФЗ (пункт 3.6 Порядка). Протоколом от 16.12.2016 № 1 установлено, что ООО «Вираж» в составе заявок по маршрутам №№ 14, 24 , 26, 27, 32 представлены документы, подтверждающие намерения по приобретению транспортных средств в срок не позднее даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Согласно документам, ...

    Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А78-14919/2018

    Арбитражный суд Забайкальского края (АС Забайкальского края)

    82). Из заявления предпринимателя следует, что вышеуказанные документы необходимы ему для подтверждения достаточного опыта осуществления деятельности регулярных пассажирских перевозок, так как в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и...

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А74-11639/2018

    Арбитражный суд Республики Хакасия (АС Республики Хакасия)

    В. на основании доверенности от 15.01.2018 № 05-207 (сл. удостоверение); от индивидуального предпринимателя Маслаковой Оксаны Геннадьевны – Кожевникова Г.М. на основании доверенности от 24 . 07.2014 (паспорт); от индивидуального предпринимателя Ермалюк Екатерины Александровны – Кожевникова Г.М. на основании доверенности от 28.04.2015 (паспорт); от индивидуального предпринимателя Тымко Оксаны Вячеславовны – Новожилова...

    Решение от 7 декабря 2018 г. по делу № А63-16359/2018

    Арбитражный суд Ставропольского края (АС Ставропольского края)

    Бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества). В соответствии со статьей 24 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

Осуществление перевозок регулируется законодательно практически в любой стране мира. Россия здесь не исключение. В нашем государстве действует ФЗ-220 "Об организации регулярных перевозок", в котором закрепляются все основные нормы, касающиеся представленной сферы.

Общие положения

Какие отношения регулирует ФЗ-220? Статья № 1 представленного нормативного акта говорит про организацию, установление, изменение и отмену регулярных перевозок при помощи наземного транспорта. Закон касается как юридических, так и физических лиц.

Статья № 2 ФЗ-220 гласит про юридическую базу рассматриваемого явления. Так, важнейшими правовыми источниками здесь являются Гражданский кодекс, непосредственно Федеральный закон, а также некоторые другие нормативные акты, в которых закреплены нормы, касающиеся перевозок на регулярной основе. Все документы, составляемые в целях планирования регулярных перевозок, должны соответствовать рассматриваемому Федеральному закону.

Закрепляет норму, согласно которой субъекты РФ могут перераспределять полномочия по формированию и организации пассажирских перевозок и провоза багажа.

Основные понятия ФЗ

Что представляет собой маршрут регулярных перевозок межрегионального типа? Согласно статье 3 рассматриваемого закона, это стандарт по осуществлению перевозок в границах более двух регионов России. Маршрут перевозок может быть и муниципальным; здесь закон говорит о границах всего одного субъекта.

Закон закрепляет понятия начального и конечного остановочных пунктов. В случае с начальным пунктом речь идет про самый первый пункт, с которого отправляется транспорт. Конечным же пунктом называют последнюю остановку, указанную в расписании и маршруте.

ФЗ-220 закрепляет три основных вида транспортных средств: это троллейбусы, трамваи и автобусы. Регулярные перевозки также делятся на несколько видов. Они могут регулироваться или не регулироваться тарифами.

Об установлении и изменении маршрутов

Согласно статье 4 220-ФЗ от 13.07.2015, маршруты межрегионального типа могут устанавливаться только федеральными исполнительными органами. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут влиять на процесс формирования маршрута. Например, они имеют право на внесение предложений или на обжалование уже составленных документов. На изменение уже составленных маршрутов у заявителей есть всего три дня. Стоит также отметить возможность изменять маршруты сроком до 30 дней в случае чрезвычайного происшествия.

Попадает в специальный реестр маршрутных перевозок, имеющих регулярную основу. Особые требования закон предъявляет к остановочным пунктам. Располагаться они должны на оптимальном расстоянии, обязательно поблизости от мест пересечения автомобильных дорог подъездного типа.

В статье 5 рассматриваемого нормативного акта рассказывается про составление заявления, касающегося установления или изменения того или иного маршрута. Заявление должно содержать:

  • протяженность маршрута;
  • данные о юридическом лице или ИП;
  • наименование маршрута;
  • информация об улицах и дорогах, через которые проходит маршрут;
  • характеристика транспортных средств, проходящих по установленному маршруту.

Таким образом, 220-ФЗ от 13.07.2015 наглядно иллюстрирует тот факт, что составление и изменений маршрутов - это довольно сложный и обширный процесс.

О полномочиях по установлению и изменению маршрутов

Если речь идет про маршруты в границах всего лишь одного городского поселения, то обязанности по установлению, ликвидации или изменению пути возлагаются на местный самоуправленческий орган. То же самое касается регулируемых тарифов, а также маршрутов, проходящих более чем через два поселения в рамках одного района муниципального уровня.

Если же речь идет про коих на данный момент три, то установление, изменение и отмена транспортных маршрутов являются обязанностями исполнительных инстанций соответствующих субъектов. Маршруты же межрегионального уровня формируются исполнительными органами тех субъектов, через которые пролегает маршрут.

О реестре маршрутов

Вся информация об организации пассажирских перевозок должна содержаться в специальных государственных реестрах. Статья № 25 Закона 220 (ФЗ "Об организации перевозок") гласит о том, что подобные реестры должны вести регионы. На федеральном же уровне существует единый реестр, содержащий в себе данные о наиболее крупных перевозках. Ведением реестра занимаются региональные исполнительные органы власти.

Что именно должно быть включено в реестр? Вот на что указывает статья № 26 220-ФЗ "О перевозках":

  • наименование маршрута;
  • номер регистрации маршрута;
  • порядковый номер маршрута;
  • сведения об остановочных пунктах промежуточного типа;
  • протяженность маршрута;
  • вид перевозок, имеющих регулярную основу;
  • дата начала и окончания перевозки;
  • примерное расписание для каждого остановочного пункта;
  • виды транспортных средств, эксплуатируемых на указанном маршруте;
  • иные требования, закрепленные в ФЗ-220.

О требованиях к объектам транспортной инфраструктуры

Остановочные пункты являются неизменными объектами инфраструктуры транспортного типа. В каких случаях допускается использование остановочных пунктов? Вот на что указывает статья № 30 Федерального закона № 220:

  • при подъезде к автовокзалу или автостанции;
  • в поселении, если остановочный пункт, не являющийся автовокзалом или автостанцией, находится в его границах.

Все остановочные пункты должны подлежать обязательной регистрации.

Статья 33 повествует о стоянках для транспортных средств. Согласно закону, с 22 вечера до 6 утра они должны осуществляться на специальных парковках, которые полностью соответствуют требования закона. Места расположения стоянок также являются объектами транспортной инфраструктуры, а потому информация о них входит в соответствующий реестр.

Что запрещается делать владельцу объекта инфраструктуры транспортного типа? Статья № 34 рассматриваемого закона говорит о невозможности отказать в пользовании услугами лицам, имеющим право осуществлять перевозки, о запрете на взимание платы за использование элементов обустройства дорог, а также на навязывание платных услуг, в которых водители не могут быть заинтересованы.

О проведении государственных проверок

Какими полномочиями обладают государственные контрольно-надзорные инстанции в области осуществления перевозок на регулярной основе? В статье № 35 ФЗ-220 от 13.07.2015 (с комментариями от этого же года) говорится о необходимости соответствующими органами проверять:

  • соблюдение условий договора ИП, юридическими лицами или сторонами простого товарищества, а также требований по контракту - муниципального или федерального уровня;
  • наличие у водителя маршрутной карты и соответствий указанным техническим характеристикам транспортного средства.

В обязанности водителей входит качественное осуществление регулярных перевозок, а также предъявление по требованию соответствующих инстанций всей необходимой документации, в том числе и маршрутной карты.

Составление отчетов

Юридические лица или ИП, входящие в систему транспортной инфраструктуры, обязаны своевременно направлять в исполнительные властные органы ежеквартальные отчеты об осуществлении перевозок, имеющих регулярную основу. Форма и сроки таких отчетов устанавливаются самими государственными органами.

Стоит также отметить, что органы транспортного контроля обязаны своевременно информировать федеральные инстанции о следующих происшествиях:

  • приостановлении или аннулировании лицензии на перевозки;
  • вступлении в законную силу решения о ликвидации отдельного остановочного пункта;
  • привлечении юридического лица или ИП к ответственности.

Таким образом, рассматриваемый нормативный акт устанавливает довольно сложную, но очень эффективную и действенную систему транспортных перевозок.

За громкими новостями последних недель, ньюсмейкерами которых выступали в том числе органы государственной власти, малозаметным осталось подписание Президентом России В.В. Путиным ещё одного Федерального закона, который касается практически всех и каждого. Ибо сфера его применения – общественный транспорт.

сайт восполнит для вас этот пробел. Итак, знакомьтесь. Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями.

Несмотря на то, что рыночная экономика действует в России уже третий десяток лет, и пассажирскими перевозками ещё с начала 1990-х активно занялся частный бизнес, правовая сторона этого вопроса на федеральном уровне до сих пор была слабо урегулирована. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, на смену старому «советскому» Уставу 1969 года, был принят лишь в 2007 году – почти на полтора десятилетия позже, чем это было необходимо. Но он устанавливал лишь базовые понятия и термины, общие условия перевозок пассажиров и багажа, общие условия предоставления услуг по перевозке и взаимоотношения сторон, возникающие при этом. То есть, если некая услуга по перевозке оказывается, она должна подчиняться Уставу, а также рожденными в дополнение к Уставу в 2009 году Правилам перевозок.

Всё это прекрасно для того мира, где всё давно придумано и ничего менять не надо. Но спрос на услуги по перевозке – меняется. Появился новый микрорайон – возникает спрос на услуги по перевозке к этому району. Закрылся завод или рынок – соответствующий спрос на услуги по перевозке исчезает. Построили новую дорогу, закрыли железнодорожный переезд, и так далее – факторов, влияющих на изменение спроса, достаточно. Кроме того, услугу по перевозке должен кто-то оказывать. А чтобы желающих не было слишком много, или слишком мало, рынок услуг кто-то должен регулировать.

В треугольнике взаимоотношений «государство – перевозчик – пассажир» не хватало регулирующего документа о том, кем и как перевозки организуются, как они могут измениться или прекратиться, как подобрать для них перевозчика, как защитить право пассажира на существование его потребностей в перевозке.

Все равны, но некоторые - равнее

Конечно, в большинстве регионов приняли свои местные законы по транспортному обслуживанию населения, и отчасти это спасало ситуацию. Но для двух «горячих точек» это решение абсолютно не годилось. Это города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которые являются отдельными субъектами Российской Федерации, и имеют тесные связи со своими пригородами, которые находятся уже в другом субъекте РФ (для Санкт-Петербурга это Ленинградская область, для Москвы – Московская или Калужская области). Объем перевозок тут немалый – несколько сотен маршрутов, на которых ежедневного работают тысячи автобусов и перевозятся миллионы пассажиров.

Каждый из регионов считал себя вправе быть главным в вопросе организации перевозок. При этом взгляды регионов-соседей на один и тот же вопрос мог различаться диаметрально. Например, несколько лет назад и в Московской области и в Москве решили одновременно провести конкурсы на право обслуживания маршрутов. По правилам, принятым в Московской области, победитель должен был получить наибольшее количество баллов, в то время как в Москве победителем признавался претендент с наименьшим количеством баллов. Утвержденные одним регионом маршруты в другом регионе могли быть признаны нелегальными, а перевозчики – получать штрафы за работу на нелегальных маршрутах, с перспективой при этом получить штрафы за прекращение работы маршрута от той стороны, которая его всё-таки согласовала.

Как «комфортно» себя в такой ситуации ощущали перевозчики, и как потом удивлялись пассажиры, когда из-за санкций одной или другой стороны полюбившийся им маршрут вдруг пропадал – представить несложно.

Начали нынешний закон разрабатывать еще в конце «нулевых», после принятия Устава. Но уже к тому времени в разных регионах страны транспортная ситуация развивалась по слишком противоположным сценариям – в одних регионах основой транспортной системы были перевозки по тарифам, регулируемым местным правительством, а главными (а порой единственными) перевозчиками – ГУПы и МУПы, а в других и само слово «автобус» давно выпало из лексикона, безнадежно заменившись на «маршрутку».

Поэтому принятие закона растянулось на долгие годы. В итоге, по очень многим вопросам, освещаемым законом, удалось найти компромиссные решения – не только взять в новый закон как наработки по формированию транспортных систем таких прогрессивных регионов как Москва, Московская область, но и прислушаться к мнению и нуждам периферийных регионов, а также максимально постараться не допустить глобального передела на рынке транспортных услуг, сохранив маршруты и перевозчиков на них.

Не на все вопросы закон даёт ответ сам. Регионам и муниципальным образованиям ряд полномочий остаётся на их усмотрение. Но появляется строгая иерархия вертикали власти – местные акты могут дополнять федеральные требования тогда и только тогда, когда Федеральный закон это допускает.

Без реестра теперь никуда

Новый закон уже вступил в силу, но большинство его положений начнет действовать только 11 января 2016 года. Срок в 180 дней со дня принятия закона необходим для того, чтобы в регионах на уровне субъектов и муниципальных образований успели переписать местные документы таким образом, чтобы они не противоречили 220-ФЗ. Также за это время должны быть сформированы и (что важно для пассажиров) опубликованы на официальных интернет-сайтах соответствующих уполномоченных органов в открытом доступе без взимания платы реестры маршрутов регулярных перевозок. Во многих субъектах РФ реестры маршрутов существовали и до этих пор, но их форма, содержимое и доступность содержащейся в них информации были на усмотрение уполномоченных органов, и, как правило, не в пользу пассажиров.

Теперь требования к реестрам единые по всей стране, сами реестры становятся более информативными и публичными.

Федеральный уполномоченный орган, подчиненный Министерству транспорта России, будет вести реестр межрегиональных маршрутов, т.е. проходящих по территории двух и более субъектов РФ.

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты, комитеты и т.п.) – реестры межмуниципальных маршрутов, т.е. маршрутов, проходящих в границах одного субъекта РФ по территории нескольких муниципальных районов и (или) городских округов.

Уполномоченные органы городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации – реестры муниципальных маршрутов.

Уполномоченные органы для ведения реестров смежных межрегиональных маршрутов (к ним относятся маршруты между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Москвой и Московской областью, Москвой и Калужской областью, Севастополем и Республикой Крым) определятся, скорее всего, еще до конца 2015 года по соглашению сторон соответствующих регионов. Законом 220-ФЗ предусмотрено обязательное заключение соглашений об организации пассажирских перевозок между городами федерального значения и их соседями, причем время, за которое стороны должны договориться, также ограничено законом, поэтому затянуть процесс заключения соглашений на долгие годы, как это могло быть раньше, не удастся.

Федеральному уполномоченному органу также поручено вести реестр остановок для межрегиональных маршрутов, который тоже должен сформироваться к 11 января 2016 года.

А что внутри?

В реестры маршрутов регулярных перевозок в обязательном порядке должны быть включены сведения о самом маршруте (номер маршрута, наименование, промежуточные остановочные пункты, трасса следования, протяженность). Также реестром определяется порядок посадки и высадки пассажиров на маршруте (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) – по сути это разделение между «автобусом (троллейбусом, трамваем)» и «маршрутным такси». Вид транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) также определяется реестром, равно как классы транспортных средств (их решено определять по длине транспортного средства – от особо малого (менее 5 метров) до особо большого (свыше 16 метров)), которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также максимальное количество транспортных средств каждого класса, и их экологические характеристики.

Тариф, применяемый на маршруте, тоже находится в поле зрения реестра маршрутов, но не в виде некоей денежной суммы, а как вид перевозок – по регулируемым тарифам (устанавливаются правительствами субъектов Российской Федерации или администрациями муниципальных образований, с предоставлением пассажирам всех установленных льгот на проезд), либо по нерегулируемым тарифам (тарифы устанавливает перевозчик исходя из своих соображений).

Заглянув в общедоступные реестры, пассажир сможет узнать информацию и о перевозчике по каждому из маршрутов.

В дополнение к этим сведениям, уполномоченные органы субъектов РФ и муниципальных образований для своих реестров могут вводить иную информацию. Для межрегиональных маршрутов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, законом уже определено, что в соответствующий реестр вносится расписание для каждого остановочного пункта.

Срок подачи документов для внесения действующих маршрутов в реестры у перевозчиков истекает уже в августе 2015 года, после чего поданные сведения будут проверяться уполномоченными органами и в случае успешного прохождения проверки они попадут в итоговые реестры.

Если перевозчики не успеют своевременно подать сведения о маршрутах, то с 11 января 2016 года их можно будет зарегистрировать только как новые. И такие маршруты должны уже будут выдерживать проверку на «совместимость» с ранее утвержденной маршрутной сетью. В частности, вновь регистрируемые межрегиональные маршруты не должны будут по времени отправления совпадать, либо отличаться на величину, меньше разрешенной, с ранее зарегистрированными рейсами. То есть при наличии рейса 17.00 сообщением «Вологда – Ярославль», нельзя будет открыть рейс отправлением 16.55 из Вологды ни до Ярославля, ни до находящихся в том же направлении Костромы, Иванова или Москвы.

Санкции и антисанкции

Интересным новшеством, вводимым законом, является использование судебных органов для расторжения договоров, контрактов и аннулирования свидетельств на право выполнения пассажирских перевозок. Раньше, как правило, в случае недовольства работой перевозчика (как правило, из-за грубого нарушения последним условий выданных разрешений), государственные (муниципальные) органы расторгали договорные отношения с перевозчиками, а те, в свою очередь, оспаривали невыгодные для них решения в судах разных инстанций и периодически их выигрывали. При этом, как правило, перевозчики продолжали на протяжении всего времени судебных разбирательств работать на маршрутах. И контролирующие органы пребывали в замешательстве – с одной стороны, перевозчики работают без разрешений, то есть их надо штрафовать, с другой стороны, в любой момент может появиться решение суда, по которому расторжение договора могут признать незаконным, а значит и все штрафные санкции (а порой это сотни тысяч или даже миллионы рублей) также будут подлежать отмене. Теперь, получив достаточную доказательную базу оснований для расторжения договоров, уполномоченные органы сначала будут обращаться в суд. В случае признания судом справедливости требований уполномоченного органа, договоры будут расторгаться в судебном порядке, и после вступления в силу решений суда недоразумений по поводу того, легальные ли перевозки по маршруту или нет, ни у кого уже не будет.

Предусмотрены новым законом и меры, позволяющие улучшить безопасность движения. Не секрет, что многие частные компании сейчас используют «арендные» машины, которым они лишь выдают путёвки и собирают с их владельцев некую ренту за право работать на маршрутах, закрепленных за компанией. Ночуют такие машины зачастую во дворах, с утра водитель, не пройдя медосмотр, сразу садится за руль автобуса, не прошедшего предрейсовый техосмотр, и едет на маршрут. Результатами таких поездок нередко становятся ДТП с человеческими жертвами. 220-ФЗ вводит положение, заключающееся в том, что в отсутствие водителя стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время (с 22.00 до 6.00) должна осуществляться, только на парковках, соответствующим требованиям Минтранса России, а места парковок определяются уполномоченными органами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ещё одна негативную тенденцию, которую хочет переломить новый закон – это межрегиональные «заказные» перевозки. В отличии от рейсов регулярного сообщения с автовокзалов и автостанций, выполняемых компаниями, получившими лицензии на право выполнение пассажирских перевозок, заказные рейсы могут выполняться любой компанией, и за качество их услуг никто по сути не отвечает. Например, в Москве уже много лет борются с таким явлением, как «заказные» автобусы от точек, находящихся в районе железнодорожных вокзалов, но кроме локальных побед, кардинального изменения здесь ситуации не достигнуто. Новый закон позволяет уполномоченным органам регионов определять места отправления межрегиональных автобусов, тем самым поставив вне закона все пункты отправления «серых» перевозчиков, оставив перед теми выбор – либо перейти в регулярные перевозки, с отправлением от согласованных автовокзалов/автостанций, либо перевозки прекратить.

В одной, даже большой статье, полностью пересказать все нюансы нового, фундаментального для целой отрасли, закона практически невозможно, поэтому в обзоре останавливаемся лишь на наиболее существенных моментах.

Автобус движется по направлению к границе

И, конечно же, нельзя обойти вниманием негативные последствия закона.

Наибольшее количество неприятностей новый закон сулит пассажирам пригородных межрегиональных маршрутов – то есть маршрутов, проходящих по территориям нескольких субъектов РФ, расстояние между границами начального и конечного пункта которых менее 50 километров. Как правило такие маршруты соединяют соседние райцентры по обе стороны границы между регионами, либо приграничные деревни одного региона с приграничным райцентром другого региона, а остановки располагаются каждые 2-3 километра или даже чаще.

Для того, чтобы все остановки такого маршрута были внесены в реестр, по новой процедуре их должен в федеральный орган подать владелец остановочного пункта. Типичный остановочный пункт пригородного межрегионального маршрута – это павильон ожидания «без удобств», а то и просто столбик в чистом поле. Владельцем, как правило, является дорожная организация, на балансе которой находится дорога, элементом которой эта остановка является. То есть у хозяина остановки нет заинтересованности в функционировании межрегионального маршрута, особенно если через нее проходят другие, «местные» маршруты, и желание готовить документы для внесения остановки в федеральный реестр, у него более чем отсутствуют.

Между тем, перевозчиков за посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, не внесенных в маршруты, предполагается штрафовать, для чего законом 220-ФЗ внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 11.33 «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса» начнет действовать уже с 15 июля 2016 года. Помимо посадки и высадки пассажиров, штрафам перевозчики будут подвергаться за стоянку в ночное время вне установленных мест, отсутствие карты маршрута в автобусе, троллейбусе или трамвае (она выдается на каждое транспортное средство по маршруту, согласованному соответствующим уполномоченным органом), а также если такая карта есть, но сам автобус (троллейбус, трамвай) не соответствует заявленным в ней требованиям.

Но вернемся к межрегиональным маршрутам. Помимо всего прочего, по ним теперь не смогут выполняться перевозки по регулируемым тарифам. Между тем в настоящее время только из Московской области в соседние Тверскую, Владимирскую, Калужскую, Рязанскую, Тульскую области таких маршрутов более 20 («Талдом – Кимры», «Зарайск – Жоково», «Шатура – Спас-Клепики», «Серпухов – Кремёнки», «Дубна – Фёдоровка» и другие). О льготах на этих маршрутах придется забыть, как, возможно, и вообще о некоторых из этих маршрутов.

Переходный период

После формирования к 11.01.2016 на всей территории Российской Федерации новых реестров маршрутов, перевозчикам, чьи маршруты попадут в реестр, будут выданы свидетельства на право выполнения регулярных перевозок по маршрутам, и карты маршрутов на каждый автобус (троллейбус, трамвай), предусмотренный расписанием маршрута. Тем самым предполагается реализация первого этапа по трансформации «исторически сложившейся» транспортной ситуации в правила, сформулированные новым законом. Срок действия этих свидетельств будет либо равен срокам старых разрешений, либо (если он не указан, или истек в первые месяцы после принятия нового закона) установлен до 14 июля 2016 года. После чего уполномоченные органы будут выдавать новые свидетельства сроком не менее чем не 5 лет, которые потом (в случае работы перевозчика без существенных нареканий) могут быть продлены на срок не менее 5 лет. Все маршруты, оставшиеся без перевозчиков (из-за его отказа, прекращения действия свидетельства по решению суда и т.д.), будут выставляться на конкурсы. Такая ситуация по маршрутам по нерегулируемым тарифам. Разрешения и сроки их действия по маршрутам по регулируемым тарифам будут зависеть от сроков действия бюджетов соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Со временем власти могут переводить маршруты по нерегулируемым тарифам в регулируемые тарифы, но с информированием перевозчика не позднее чем за полгода.

Уполномоченные органы смогут развивать маршрутные сети подвластных им территорий путём утверждения документов территориального планирования – так смогут появляться на свет маршруты, о которых не заявил бы не один перевозчик, но которые нужны пассажирам, изменяться или отменяться существующие маршруты. Для действующих перевозчиков решение властей об отмене или изменении маршрута при этом не будет внезапным – ведь оно должно поступить к ним не позднее чем за 180 дней до предполагаемого закрытия маршрута. Такой срок вполне достаточен для того, чтобы перевозчику либо перестроить работу своей компании, либо попытаться оспорить решение о закрытии маршрута в судах.

Будущее покажет, насколько новый закон будет жизнеспособен. Возможно, какие-то «точечные» изменения и дополнения появятся еще в первый год его жизни. В любом случае, с точки зрения транспортной системы, единый закон для единой России – это несомненный шаг вперёд.

Чтобы осуществлять перевозку пассажиров и багажа, необходимо соблюдать множество законодательных норм. Главным постановлением, регулирующим сферу деятельности организаций, осуществляющих перевозки, является закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный Закон № 220 был принят депутатами Государственной Думы 30 июня 2015 года. Сотрудники Совета Федерации одобрили законопроект 8 июля того же года. В законную силу вступил документ 13 июля.

Помните, что все поездки не зависимо от типа транспорта регламентируются уставом автомобильного транспорта РФ (последняя редакция закона ).

1-ая статья настоящего Федерального Закона содержит предмет регулирования. Согласно рассматриваемому законодательному акту, в качестве предмета регулирования выступает — организация постоянных маршрутов по транспортировке пассажиров и багажа наземным транспортным средством. Также законодательный акт определяет:

  • путь и рейс общественного транспортного средства;
  • изменение маршрутного пути;
  • отмену конкретного рейса;
  • контроль в области регулярных перевозок.

Состоит Федеральный Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из 8 глав и 42 статей. Основные положения ФЗ № 220:

  • Глава 1 (ст 1-3) содержит общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование;
  • Глава 2 (ст 4-10) описывает правила организации межрегиональных регулярных перевозок;
  • Глава 3 (ст 11-24) указывает на принципы организации систематических перевозок по муниципальным маршрутам;
  • Глава 4 (ст 25-26) обуславливает правила ведения реестра по регулярным перевозкам;
  • Глава 5 (ст 27-29) содержит указания по оформлению и переоформлению документов о регулярных перевозках пассажиров и багажа;
  • Глава 6 (ст 30-34) характеризует перечень требований, предъявляемый к объектам транспорта и к транспортной инфраструктуре;
  • Глава 7 (ст 35-37) содержит условия по осуществлению контроля за регулярными перевозками на общественном транспорте;
  • Глава 8 (ст 38-42) состоит из заключительных положений настоящего закона № 220.

Вышеуказанные главы ФЗ РФ № 220 преследуют цель — установить права, обязанности и ответственность пассажиров и перевозчиков. В настоящий закон изменения не вносились.

По закону, для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным транспортом, водителю необходимо иметь при себе пакет документов:

  • лицензия, позволяющая осуществлять подобные регулярные перевозки;
  • водительские права, подтверждающие умения водителя управлять транспортным средством из категорий — D, DE, D1 и так далее;
  • страховой полис ОСАГО;
  • путевой лист, означающий право следовать установленному маршруту;
  • справка из медицинского учреждения, свидетельствующая о надлежащем здоровье водителя;
  • документ, подтверждающий, что ТС прошло техосмотр;
  • технический паспорт ТС.

При отсутствии одного из вышеперечисленных документов или при отказе их предъявить — водитель будет оштрафован сотрудниками дорожной полиции.

Скачать федеральный закон 220

Согласно положениям настоящего закона, все пассажиры и перевозчики обязаны соблюдать определенные нормы. Требования, предъявляемые к водителям:

  • обязательное наличие водительского удостоверения соответствующей категории;
  • знать и соблюдать правила дорожного движения;
  • следить за техническим состоянием транспортного средства;
  • при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа обязательно иметь при себе пакет необходимых документов;
  • ехать по специальному маршруту с соблюдением расписания передвижения транспортного средства;
  • осуществлять прием и выдачу багажа пассажирам;
  • следить за выполнением пассажирами правил безопасности при поездке;
  • высаживать людей из транспортного средства в специализированных местах при осуществлении заправки;
  • при посадке пассажиров обязательно надо проверять наличие билетов;
  • останавливать ТС только в специальных местах;
  • периодически проходить медицинский осмотр;
  • продавать билеты до отправления ТС;
  • соблюдать опрятный внешний вид и вежливо относиться к пассажирам;
  • сообщать все остановки, указанные в маршрутном листе.

По закону, при переезде на общественном транспорте пассажиры обязаны соблюдать правила:

  • приобретать посадочный билет до начала поездки;
  • садиться на место, указанное в билете;
  • сохранять билет до окончания поездки и предъявлять его контролеру;
  • прибыть на место отправления заранее до отъезда (за 15 минут);
  • при произошедшем ДТП, незамедлительно сообщить в спасательную службу;
  • не мусорить в салоне ТС;
  • не отвлекать водителя во время управления ТС.

Если водитель и пассажир не соблюдают вышеуказанные правила, то им грозит штраф за нарушения правил Федерального Закона № 220. Для изучения правил регулярных перевозок, рекомендуется ознакомиться со всеми аспектами настоящего законодательного акта. Скачать закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно по

Изменения, внесенные в 220 ФЗ «Перевозка пассажиров»

Во все законодательные акты время от времени вносятся изменения, поправки и дополнения. Периодическая корректировка законов необходима для поддержания актуальности законопроектов. Но в рассматриваемый закон о маршрутном транспорте изменения еще не вносились.

Статья 34 закона о регулярных перевозках людей и багажа

В рассматриваемой статье закреплены правила пользования объектами транспортной инфраструктуры. Данные правила гласят, что пользование платными услугами, которые оказываются на транспортном объекте, должны осуществляться на основании подписанного договора. По закону, с владельцем объекта заключить договор вправе — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник простого товарищества. Согласно о пассажирских перевозках ФЗ, владельцу объекта транспортной инфраструктуры нельзя:

  • навязчиво предоставлять платные услуги, не интересующие юридическое лицо;
  • обязывать юридических лиц платить за пользование элементами обустройства автомобильных дорог. (Читайте )

В последней редакции законодательного акта изменения в настоящую статью не вносились.

Федеральный Закон о пассажирских перевозках ст 23

23 статья содержит в себе требования, которым должны соответствовать участники открытого конкурса. Принять участие в открытом конкурсе могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники простого товарищества. Все перечисленные участники должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь специальную лицензию на ведение деятельности по перевозке пассажиров;
  • иметь в собственности транспортные средства, предназначенные для регулярных перевозок пассажиров и багажа;
  • не быть банкротом или на стадии ликвидации;
  • по закону, у потенциального участника не должно быть задолженностей по обязательным платежам в бюджеты;
  • для участников простого товарищества необходимо предъявить соответствующий договор.

Нововведения в настоящую статью не вносились.

Статья 42

Положения 42-ой статьи 220 ФЗ о пассажирских перевозках гласят о порядке вступления в силу документа. Основная часть закона вступает в силу со дня официального публикования, но за исключением статей:

  • С 4 по 32, 36 и 38 — вступают в законную силу через 180 дней после опубликования закона;
  • С 33 по 35, 40 — вступают ровно через один год после официального публикования закона.

Остальные статьи Федерального Закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступили в силу в день публикования документа (13.07.2015).

1. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

2. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

4. Государственный или муниципальный контракт может предусматривать использование билетов, выданных от имени государственного или муниципального заказчика и подтверждающих право проезда пассажиров по всем маршрутам регулярных перевозок, в отношении которых государственный или муниципальный заказчик заключил государственные или муниципальные контракты.

5. Документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:

1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;

2) назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ;

3) порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.

6. Если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы.

7. Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.

8. Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.


Судебная практика по статье 14 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 9 января 2019 г. по делу № А73-19031/2018

    Карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту. Статьей 14 Федерального закона № 220-ФЗ установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам; осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской...

    Постановление от 25 декабря 2018 г. по делу № А73-10661/2017

    Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)

    Наличии правовых оснований для прекращения действия свидетельства серии 00ХА27 №000059, в связи с чем удовлетворили заявленное управлением транспорта требование. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № ...

    Постановление от 21 декабря 2018 г. по делу № А32-21236/2018

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ). Частью 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской...

    Решение от 19 декабря 2018 г. по делу № А83-16911/2018

    Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым)

    Crimea.arbitr.ru E-mail: [email protected] Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 19 декабря 2018 года Дело №А83-16911/2018 Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2018 года. Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2018 года. Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем...

    Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А70-18020/2018

    Выявлены нарушения: отсутствует карта маршрута и свидетельство о регулярных перевозках на маршрут 780 «Тюмень - Тавда», чем нарушены требования п. 10 ст.4; п.8 ст. 14 ; п.2,3 ст. 17; п.20 ст.3.п. 1 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных...

    Постановление от 14 декабря 2018 г. по делу № А29-4003/2018

    Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров Дело № А29-4003/2018 14 декабря 2018 года Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года. Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2018 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сандалова...

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А70-8090/2018

    Арбитражный суд Тюменской области (АС Тюменской области)

    Автоконтроль-Сервис», дела № А70-8090/2018 и №А70-8091/2018 объединены в одно производство с присвоением единого номера №А70-8090/2018 (с учетом определения от 14 . 09.2018 года л.д.79,82 т.4). Исковые требования ГКУ Тюменской области «УАД» со ссылками на статьи 12, 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, ...