Неисполнение подрядчиком обязательств по муниципальному контракту. Удержание неустойки из суммы обеспечения контракта. Ставка рассчитывается так

Оно отменяет Постановление Правительства № 1063 от 25.11.2013 и кардинально меняет правила расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств по госконтракту, а также за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий сделки как заказчиком, так и поставщиком. Постановление дополняет , а именно части 5-9. В этой статье содержатся общие правила расчета неустоек.

Также изменения затронули Постановление № 570 от 15.05.2017. Во-первых, утратил силу абзац, в котором утверждались ранее сделанные изменения, утвержденные уже не актуальным ПП № 1063 от 25.11.2013. Во-вторых, подпункт "в" пункта 2 дополнили, теперь он предусматривает ответственность поставщика не только за на ненадлежащее исполнение госконтракта, но и за неисполнение вовсе.

Общим новым правилом является то, что сумма всех неустоек, выставленная как заказчику, так и исполнителю, не может превышать цену контракта.

Изменения в расчете пеней

Стоит отметить, что изменений в расчете неустойки за просрочку исполнения обязательств со стороны заказчика не произошло. Как и установлено в п. 5 ст. 34 44-ФЗ, за каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы.

Обращаем внимание, что в настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ. С 19 июня 2017 года она составляет 9% годовых. Таким образом, чтобы узнать, сколько придется заплатить за день просрочки, нужно сумму госконтракта умножить на 0,0003%.

А вот расчет пеней поставщика революционным образом изменился. Раньше использовалась неудобная формула. Теперь же расчет упростился. Пени поставщика рассчитываются и начисляются подобно заказчику: за каждый день задержки в исполнении обязательств в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены госконтракта, которая должна быть уменьшена на сумму фактически выполненных обязательств.

Изменения в расчете штрафов

Штраф, как и ранее, является фиксированной суммой, которая определяется, как процент от цены госконтракта. Сейчас к этому постулату добавлено, что для многоэтапных контрактов процент рассчитывается исходя из стоимости каждого этапа. То есть для каждого этапа будет своя сумма штрафа.

При старых порядках нарушитель всегда платил бы 0,5% за любой контракт, стоимость которого выше 100 млн. руб. Новые правила расширяют диапазон цен контрактов и процентов взысканий от них. Теперь поставщики будут платить штрафы исходя из информации, которая указана в таблице.

Также добавлен порядок определения неустойки для случаев:

  1. Если закупка проводилась только для СМП и СОНКО (ч.1 ст.30).
  2. Если участник закупки стал победителем, предложив самую высокую цену за право заключить контракт.
  3. Если нарушены обязательства, не имеющие стоимостного выражения.
  4. Если исполнитель не привлек субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, хотя это был оговорено в контракте.

Неустойка за некачественное исполнение работ по строительству составляет 5% от стоимости этих обязательств.

Претерпели изменения и порядок начисления штрафов для заказчиков-нарушителей. Теперь это фиксированные суммы от 1 000 до 100 000 руб. в зависимости от цены контракта за каждый факт нарушения. Старый документ устанавливал в этом случае только проценты.

Нарушение контракта о госзакупках всегда ущемляет права одного из участников. В законодательстве отдельно оговариваются случаи просрочки выполнения договоренностей по соглашению. Это грозит нарушителю выплачиванием неустойки (штрафы, пени).

Чем грозит просрочка исполнения обязательств по контракту 44-ФЗ?

Контракт обычно прописывает права и круг обязанностей обеих сторон, между которыми он заключается. Нередко случается, что одна из сторон (подрядчик или заказчик) нарушает положения документа. Закон в данном случае встает на защиту интересов пострадавшего лица и определяет размеры неустойки, которую обязательно будет выплачивать виновник просрочки выполнения договоренностей по контракту. Этот вопрос рассматривается в статье 34 ФЗ-44.

Штрафные санкции по 44-ФЗ для исполнителя упоминаются в части 8 действующего ФЗ, однако точные данные по этому вопросу описаны в Правилах (об определении размера штрафов-неустойки). Неустойка, а именно штрафы, начисляются только за неподобающее исполнение или абсолютное невыполнение обязательств. Сюда относят недобросовестное выполнение сборки, обнаруженный брак или поставка товара в неполной комплектации. За просрочку выполнения обязательств назначается пеня — другой вид оплаты неустойки.

Величина штрафа зависит от цены контракта. Значение является фиксированной суммой и указывается в содержании документа. Рассмотрим величину штрафа для исполнителя и заказчика:

Для исполнителя

  • если цена контракта не больше 3 млн. руб. — 10% от стоимости;
  • если цена от 3 млн. — 50 млн. рублей — 5%;
  • от 50 — 100 млн. руб. — 1%;
  • больше 100 млн. руб. — 0,5%.

Для заказчика

  • в первом случае — 2,5% от цены контракта;
  • во втором — 2%;
  • в третьем — 1,5%;
  • и в четвертом — 0,5%.

Избежать наложения штрафа можно, если обвиняемая сторона докажет, что произошедшее случилось не по его вине, а в силу непреодолимых обстоятельств или по вине других лиц.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Размер пени четко оговорен в тексте статьи 34 ФЗ-44 в части 5. По содержанию этой части значится, что неустойка (пеня) начисляется обвиняемому за каждый день просрочки контракта.

Для заказчика неустойка (пеня) определяется в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждый день неуплаты (просрочки) от невыплаченной вовремя суммы. Рассмотрим на соответствующем примере расчет неустойки:

Цена контракта составляет 500.000 рублей. Дата, которая считается последней для перечисления оплаты исполнителю — 18 июля. Заказчик выплатил всю сумму только 29 июля. Рассчитаем размер неустойки за просрочку выполнения обязательств:

500.000 руб. х (1/300 х 9%) х 11(количество дней между последним сроком оплаты и днем окончательной оплаты) = 1649 рублей 99 копеек.

Если в срок было уплачено только часть суммы (например 300.000 рублей), а остальные деньги (200.000 рублей) были переведены с просрочкой, то

200.000 рублей х (1/300 х 9%) х 11 = 659 рублей 99 копеек

Размер неустойки (пени) нельзя изменить по соглашению сторон, закон этого не позволяет.

Формула расчета пени для исполнителя по 44-ФЗ за просрочку договоренностей следующая:

Пени = (Цена контракта — Стоимость фактического выполнения обязательства) х Размер ставки

Ставка рассчитывается так:

Ставка = Учетная ставка ЦБ с коэф. К х Количество дней просрочки

Коэффициент К:

Коэф. К = Количество дней просрочки / Период выполнения обязательств х 100%

Если К:

  • 0-50%, то ставка 0,01;
  • 50-100%, то ставка 0,02;
  • больше либо равно 100%, то ставка 0,03.

Чтобы понять сложный подсчет, рассмотрим пример расчета неустойки (пени) за просрочку поставки товара по 44-ФЗ:

Допустим, что цена контракта равна 500.000 рублей, а срок исполнения договора — 30 дней. Исполнитель не выполнил условия контракта и количество дней просрочки составляет — 12 дней.

Рассчитываем коэффициент К: (12/30) х 100% = 40%

40 процентов попадает в диапазон от 0 до 50% и, следовательно, ставка = 0,01 значения учетной ставки ЦБ (на 2017г. — 9%)

Рассчитываем ставку: (0,01 х 0,09) х 12 = 0,0108 (или 1,08%)

Наконец рассчитываем неустойку за просрочку: (500.000 руб. — 0 руб.) х 1,08% = 5400 рублей.

Госзаказчик может взыскать неустойку по госконтракту из суммы обеспечения контракта, а исполнитель вправе потребовать неустойку, если госзаказчик вовремя не вернет обеспечение контракта.

В договорной практике, связанной с государственными контрактами, возникает немало вопросов, касающихся неустойки, рассмотрим два из них:

  • имеет ли право госзаказчик удерживать неустойку по контракту из обеспечения контракта,
  • может ли исполнитель требовать штраф с госзаказчика за несовоевременный возврат средств обеспечения госконтракта.

Неустойка из обеспечения контракта

Госзаказчик может удержать неустойку из денежного обеспечения исполнения контракта. Это подтверждает судебная практика ().

Минэкономразвития о неустойке из обеспечения контракта

Минэкономразвития дважды высказывалось по вопросу оплаты неустойки из обеспечения исполнения контракта. Эти позиции противоречат друг другу.

В одном письме министерство не считает неустойку обязательством, которое оплачивается за счет средств обеспечения исполнения контракта (). Оно сообщает, что банковские гарантии и другие способы обеспечивают только основное обязательство, которое принял на себя исполнитель по условиям контракта.

В более позднем втором письме министерство разъяснило, что заказчик вправе производить оплату контракта за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пеней) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней ().

Удержание неустойки из суммы обеспечения контракта

Судебная практика руководствуется вторым (более поздним) разъяснением и считает законным удержание неустойки с суммы обеспечения. Стороны часто прописывают такое условие в тексте контракта.

Например, исполнитель потребовал взыскать неосновательное обогащение с заказчика. Суд отказал, поскольку истец нарушил обязательства, а договор предусматривал штраф за просрочку и позволял удерживать неустойку из обеспечения договора или окончательного платежа ().

Однако можно найти и другую практику.

Например, суд указал, что обеспечительный взнос не считается штрафом. Заказчик вправе удерживать сумму, если докажет, что исполнитель допустил нарушение. Если этого не произойдет, суд взыщет сумму обеспечения исполнения контракта. Например, заказчик (ответчик) не возвращал обеспечительный платеж. Он заявил, что удерживает эти средства в связи с просрочкой исполнения истцом своих обязательств. Это соответствует условиям государственного контракта.

Суд не согласился с такой позицией. Он указал, что в предмет доказывания по делу не входит установление просрочки исполнения истцом обязательств. Ответчик не обращался с таким требованием в рамках встречного иска. Суд взыскал с заказчика сумму обеспечительного взноса ().

Неустойка за отсутствие обеспечения контракта

Заказчик может взыскать неустойку, если исполнитель не предоставит обеспечение контракта (). Он вправе требовать оплаты штрафа, если исполнитель нарушил условия обеспечения обязательства. Это возможно, если исполнитель представил банковскую гарантию на меньший срок или ее действие прекратилось ().

Оспаривание неустойки по госконтракту

Если сумма списанной со счета исполнителя неустойки несоразмерна последствиям нарушений, должник вправе ее оспорить. Например, суд взыскал с заказчика оплату за работы. Он указал, что статья 333 применяется в том числе к списанной со счета должника сумме неустойки ().

Неустойка за несвоевременный возврат обеспечения контракта

Исполнитель может начислить неустойку заказчику за несвоевременный возврат средств, которыми обеспечивался контракт. Это возможно при наличии двух условий:

  • стороны согласовали такое условие в контракте,
  • заказчик несвоевременно вернул средства, которыми исполнитель обеспечивал исполнение контракта ().

Начислять неустойку на общую сумму государственного контракта без учета выполненной части неправомерно ().

Исполнитель может выдвигать требование о неустойке одновременно с иском о возврате средств, которыми обеспечивалось исполнение контракта (). Исполнитель также вправе взыскать неустойку, если заказчик вернет сумму позже установленного соглашением срока.

Так, в одном деле заказчик вернул средства, которыми обеспечивалось исполнение договора, позже установленного срока. Исполнитель через суд потребовал оплатить неустойку за просрочку.

Заказчик указал, что контракт не предусматривает ответственность за несвоевременное возвращение денежных средств, предоставленных в обеспечение его исполнения. Исполнитель вправе начислить неустойку только в случае неоплаты выполненных работ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком своих обязательств, к которым относится оплата выполненных работ. Заказчик исполнил договор в этой части, поэтому основания для начисления неустойки отсутствуют.

Позиция суда выразилась в следующем: закон предписывает обязательно согласовывать условие о сроках возврата заказчиком средств, которые исполнитель внес в качестве обеспечения контракта (). Стороны включили такое условие в текст соглашения. Оно составляет обязательство заказчика по уплате денежных средств, за ненадлежащее исполнение которого начисляется неустойка ().

Отказ в иске о неустойке за задержку обеспечения контракта

Если заказчик правомерно не возвращает средства в обеспечение контракта, суд откажет в иске. Например, истец потребовал вернуть перечисленные во исполнение контракта средства. Суд установил, что заявитель просрочил выполнение своих обязательств. Заказчик правомерно начислил неустойку и удержал ее из суммы обеспечения контракта (). Если обе стороны контракта нарушили обязательства, суд вправе произвести зачет. Оставшуюся после этого разницу получит сторона, чья финансовая ответственность оказалась меньше ().