Правила работы на швейной машине и безопасность труда. Техника безопасности при выполнении швейных работ Правила работы с утюгом на уроке труда

Правила техники безопасности

Выполнила проект:педагог дополнительного образования Минаева Светлана Алексеевна

2014 -2015 учебного года

И Н С Т Р У К Ц И Я
по правилам техники безопасности
при выполнении ручных работ (шитье, вышивка)

1. Требования безопасности перед началом занятий

    Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке.

    Хранить иголки и булавки в игольнице.

    Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.

    Не приносить на урок ножницы.

2.Требования безопасности во время занятий

    Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.

    Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.

    Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя.

    2.4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.

    Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.

    Следите за тем, чтобы ножницы не падали на пол.

    Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.

    При работе с иглами пользуйтесь пальцевым напёрстком.

    Не размахивать ножницами, спицами и крючками.

3.Требования безопасности в аварийных ситуациях

    При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники.

    В случае травматизма обратитесь к педагогу за помощью.

    При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите педагогу.

    Требования безопасности по окончании занятий

    Проверить количество иголок и булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько было в начале работы.

    Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорный контейнер.

    Убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место.

    Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.

    Приведите свое рабочее место в порядок

    Уходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

Ознакомила всех детей:

ПАМЯТКА детям в случае возникновения пожара

1. При обнаружении признаков пожара сообщите об этом взрослым, позвоните по телефону 01 и назовите адрес, где вы находитесь.

2. Если Вы один в здании, и с Вами находятся младшие дети, успокойте их и выведите из здания.

3. При перемещении закройте двери в помещение, в котором произошел пожар.

4. Если комнаты задымлены, передвигайтесь к выходу ползком по полу, внизу над полом остается кислород.

5. Если огонь отрезал Вам путь к выходу, выйдете на балкон, откройте окно, разбейте стекло и зовите о помощи. В замкнутом помещении стучите в стены, пол, потолок, чтобы Вас услышали люди.

6. Если есть возможность, заполните ванну водой найдите трубку чтобы дышать и погрузитесь в воду.

7. В задымленном помещении дышите через ткань намоченную водой.

8. При загорании на Вас одежды не пытайтесь бежать (горение будет еще сильнее) снимите быстро с себя одежду, бросьте ее в безопасное место, потушите. Если одежду быстро снять невозможно, то обернитесь тканью (одеялом, покрывалом), или упадите на пол, землю и вращайтесь чтобы зажать пламя и затушить его. Так же можно потушить быстро одежду на другом человеке.

9. При пожаре в любом помещении, если Вы не можете выйти, не прячьтесь под сгораемые предметы, держитесь ближе к стенам, при обрушении это наиболее безопасное место.

10. В задымленном помещении реагируйте на окрики, не пугайтесь, дайте себя обнаружить и спасти.

Ознакомила всех детей:

Правила поведения на осенних каникулах.


2. Находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва. 3. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.

Ознакомила всех детей:


Правила поведения на зимних каникулах.


1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
2. В случае гололёда не спешить при ходьбе, не обгонять прохожих. При падении стараться упасть на бок, не хвататься за окружающих.
3. Во время катания на горках и катках, быть предельно внимательным, не толкаться, соблюдать правила техники безопасности:
4.Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м при спусках с горы - не менее 30 м; при спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки; после спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками; немедленно сообщить взрослым (родителям, знакомым) о первых же признаках обморожения; во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной слишком свободной обуви.
5. Во время катания на коньках надо стараться обходить тех, кто плохо катается. При падении держать руки ближе к телу и пытаться как можно быстрее подняться на ноги. Надо считаться с конькобежцами, которые «выписывают» дуги и пируэты спиной вперед столкновения с ними не исключены. По неписаному правилу крытых катков, двигаться следует вдоль борта в одном направлении.
6. Находясь у водоёмов, не ходить по льду (лед может оказаться тонким).
7. Использовать бенгальские огни и т.п. только в присутствии и с разрешения взрослых в специально отведенных для этого местах, соблюдая правила пожарной безопасности и инструкцию по применению.
8. Играя в снежки, не метить в лицо и в голову.
9. Не ходить вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек.

Ознакомила всех детей:

Правила поведения на весенних каникулах:


1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции. 2. Не ходить вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек. 3. Не подходить к водоёмам с тающим льдом. Не кататься на льдинах. 4. При использовании скутеров, велосипедов соблюдать правила дорожного движения. 5. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по тротуару. 6.Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых. 7. Находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва. 8. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.

Ознакомила всех детей:


Правила поведения на летних каникулах.


1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
2. Находясь на улице, надеть головной убор во избежание солнечного удара. При повышенном температурном режиме стараться находиться в помещении или в тени, чтобы не получить тепловой удар.
3. При использовании скутеров, велосипедов соблюдай правила дорожного движения.
4. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помни, что проезжая часть не предназначена для их использования, ты должен кататься по тротуару.
5. Находясь вблизи водоёмов, соблюдать правила поведения на воде. Не купаться в местах с неизвестным дном.
Входить в воду только с разрешения родителей и во время купания не стоять без движений. Не прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды, при необследованном дне водоема и при нахождении вблизи других пловцов. Не оставаться при нырянии долго под водой.
Не купаться более 30 мин., если же вода холодная, то не более 5-6 мин.
Не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна (буйки), не купаться при большой волне, не подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам и пр. плавательным средствам.
Почувствовав озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.
6. Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых.
7. Во время похода в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под н оги.

Ознакомила всех детей:

Техника безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм


1. Общие требования безопасности


1.1. К занятиям по спортивным и подвижным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падениях на мокром, скользком полу или площадке.
1.4. Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.5. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм должна быть медаптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. О каждом несчастном случае с обучающимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
1.8. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий


2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.
2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
2.4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.

3. Требования безопасности во время занятий


3.1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) руководителя занятий.
3.2. Строго выполнять правила проведения подвижной игры.
3.3. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
3.4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях


4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
4.2. При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании занятий


5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.
5.2. Тщательно проветрить спортивный зал.
5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

Ознакомила всех детей:

Правила техники безопасности

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Ознакомила всех детей:

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ.

    Храните иголки и булавки в игольнице.

    Не берите иголки и булавки в рот.

    Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.

    Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.

    Не перекусывайте нитку зубами - можно испортить эмаль и поранить губы.

    До и после работы проверь количество игл.

    Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.

    Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.


ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.

    Свет должен падать слева или спереди.

    Нельзя опираться грудью на стол.

    Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.

    Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.

    В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

Ознакомила всех детей:

Занятия на уроках труда для девочек не менее травмоопасны, чем для мальчиков. Швейные машинки, утюги, острые ножницы и иглы – при неправильном обращении могут служить источником повышенной опасности. Именно поэтому в кабинете труда школьникам необходимо полностью придерживаться техники безопасности, а учителю следить за её неукоснительным исполнением.

Обеспечивается преподавателем и каждым из учащихся, задействованным в процессе обучения. Инструктаж по технике безопасности направлен на снижение риска получения ушибов, ожогов, порезов, поражения электрическим током, а также на снижение опасности возникновения пожара. Помещение, а также всё учебное оборудование должно соответствовать установленным нормативам.

Общие положения по правилам безопасности на уроке труда

  • К уроку допускаются только школьники, одетые в специальную рабочую форму;
  • Нельзя приступать к выполнению задания без ознакомления с техникой безопасности и разрешения учителя;
  • Нельзя пользоваться инструментами и оборудованием не по назначению, а также поврежденными предметами;
  • Задания надо выполнять внимательно и аккуратно, чтобы не нанести вред себе и окружающим;
  • Рабочее место надо содержать в чистоте, предметы хранить в соответствии с техникой безопасности;
  • При получении травмы немедленно прекратить выполнения учебного задания и сообщить об этом учителю;
  • По окончанию урока труда необходимо убрать рабочее место, сложить инструменты на места и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция по безопасности на уроке труда, работа с тканью

Ознакомление школьников с техникой безопасности является необходимым условием допуска к урокам труда. Также ученики должны пройти медицинский осмотр и иметь соответствующее разрешение по работе с предметами, представляющими собой повышенную опасность.

Техника безопасности на уроке труда при работе с ручным инструментом

  • Перед началом работы школьникам надо одеть спецодежду, а длинные волосы заправить под колпак или косынку;
  • Ножницы, иголки и шило необходимо хранить в специально предназначенных для этого местах и доставать только для использования по прямому назначению;
  • Перед работой необходимо проверить отсутствие ржавых иголок и булавок. Запрещается использовать их для выполнения заданий, так как они плохо прокалывают ткань и могут сломаться и поранить руку;
  • Использованные инструменты необходимо класть на место, нельзя оставлять открытые ножницы. Если их надо передать кому-то, то они должны при этом быть закрыты и направлены рукояткой к получателю;
  • Запрещено держать ножницы острыми частями вверх, а также использовать их при наличии ослабленного центрального крепления;
  • При использовании ножниц проденьте в кольца большой и средний палец, указательным пальцем придерживайте их с нижней стороны. Узкое лезвие должно находиться снизу, а остриё направлено от себя. Нельзя резать на ходу;
  • Шить ткань необходимо, используя наперсток;
  • Для крепления ткани надо вкалывать в неё булавки только острыми концами от себя;
  • Нельзя перекусывать нити зубами или рвать их, а также вкалывать свободные булавки в одежду или любые непредназначенные для этого предметы, необходимо использовать специальные подушечки;
  • При работе со спицами надо их держать не ближе чем 35 сантиметров от глаз. Нельзя использовать гнутые и ржавые спицы;
  • Сломанные иглы и булавки необходимо сдать учителю труда.

Правила безопасности на уроке труда при работе со швейной машинкой

  • Перед началом работы на уроке труда надо одеть спецодежду, длинные волосы заправить под колпак или косынку, а манжеты рукавов застегнуть;
  • Необходимо убедиться в работоспособности швейной машинки, отсутствии видимых повреждений и наличии неповрежденного заземления. Проверить прочность креплений иглы и лапки, а также присутствие диэлектрического коврика под ногами;
  • Перед выполнением шитья надо убрать с платформы швейной машины все посторонние предметы;
  • Перед стачиванием изделия убедитесь, что в нем не осталось иголок или булавок;
  • При шитье не наклоняйтесь близко над швейной машинкой, следите за правильной осанкой, не держите пальцы в опасной близости от рабочей иглы. Плотные места прошивайте с использованием пониженных оборотов;
  • По окончанию выполнения задания отключите швейную машинку от источника электропитания.

При работе со швейной машиной оснащенной ручным приводом из инструкции по технике безопасности извлекаются пункты касающиеся электропитания оборудования.

Инструкция по соблюдению правил безопасности на уроке труда при работе с электроутюгом

  • Перед началом работы на уроке труда надо одеть специальную одежду с нарукавниками, длинные волосы заправить под колпак или косынку;
  • Убедится в исправности шнура и вилки, наличии заземления и диэлектрического коврика под ногами, а также термостойкой подставки под утюгом.
  • Перед началом работы, если это предусмотрено в классе, надо включить вытяжную вентиляцию;
  • Надо касаться электрического шнура, переключателя и вился только сухими руками;
  • Необходимо правильно выбирать на утюге термический режим глажения;
  • Не оставлять горячий утюг без присмотра и следить чтобы его подошва не касалась проводов и посторонних предметов;
  • При глажке стоять ногами на диэлектрическом коврике. Не касаться рукой горячих поверхностей утюга и не смачивать обильно проглаживаемую ткань водой;
  • В конце выполнения задания на уроке труда надо отключить утюг от электропитания и установить его на термостойкую подставку.

Каждый ученик обязан соблюдать правила по технике безопасности на уроке труда во избежание травм и пожара. Преподаватель должен следить за соблюдением техники безопасности на уроке труда и оперативно устранять возможные риски.

Ведение в шитье.Техника безопасности при шитье. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Знакомство детей с инструментами, материалами и техникой безопасности при шитье. Получение первичных навыков работы с иголкой и ниткой. Задачи: развивать кругозор, мелкую моторику; 2) формировать умение работать с инструментами и материалами для шитья; 3) научить правилам безопасности при шитье; 4) научить вдевать нитку в иголку, делать узелок. Автор: Васильева Е.А., педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Правила поведения на занятиях кружка «Мастерская рукоделия». Входить в класс и покидать его можно только с разрешения педагога. Учащийся должен занять свое рабочее место. Менять его можно только с разрешения педагога. Подготовить инструменты и материалы. Начинать работу с разрешения педагога. После окончания работы сложить инструменты в отведенное для этого место и убрать свое рабочее место. При получении травмы немедленно обратиться к педагогу!

Шитьё - это скрепление деталей из ткани при помощи иглы и нитки. Без топора - не плотник, без иголки - не портной. На станке её ткачиха, Нам из нитей сотворит, Продавец её отмерит, А закройщик раскроит. Вот и сшили мы обновку, Красота какая - глянь! Для одежды самой разной Нам нужна, конечно, ………. Загадка: Пословица:

Покажи и назови инструменты и материалы для шитья. иглы ножницы наперсток булавки нитковдеватель кнопки пуговицы нитки коробка для рукоделия ткани

Какие опасности возникают при шитье? При работе без напёрстка можно уколоть пальцы иголками и булавками. Если неаккуратно обращаться с ножницами, можно порезаться. Если взять иголку в рот, ее можно проглотить. Если откусывать нитки зубами, можно поранить рот и повредить зубы. Если вколоть в одежду иголку, то можно уколоться При уколе ржавой иглой возможно заражение крови. При потере иголок и булавок последствия непредсказуемы и очень опасны!

Правила безопасности при работе с ножницами Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробке. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. Следить за движением и положением лезвий во время работы. Использовать ножницы только по назначению.

Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. Знать количество иголок и булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, не брать их в рот, не вкалывать в одежду и другие предметы. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань и может сломаться. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы не наколоться. Шить только с наперстком. Не оставлять булавки и иголки в готовом изделии. Правила безопасности при работе с иголками и булавками

Какие правила техники безопасности нарушила портниха? Целый день сегодня шью, Одеваю всю семью. Погоди немножко, кошка, - Будет и тебе одёжка. ИГРОВАЯ МИНУТКА

Подготовим иголку с ниткой к шитью Возьмем катушку хлопчатобумажных ниток. Два способа правильно отмерить длину нити. Как вдеть нитку в иголку. Держите иглу зажатой между большим и указательным пальцами вашей неосновной руки, отверстие игольного ушка должно смотреть на вас. Вставьте нитку в ушко. Протяните нить через ушко, чтобы образовался свисающий хвостик около 10 см. Это предохраняет нить от выскальзывания из иглы во время шитья. Возьмем иглу, ушко которой по размеру соответствует толщине используемой нити. Отмерим нитку и отрежем ее ножницами. Отрезанный конец покрутим между пальцами – «засучим».

Конец нитки возьмите в правую руку между большим и указательным пальцами. Его дважды не очень туго накрутите на указательный палец левой руки, придерживая большим пальцем (а). Полученные витки немного скрутите между указательным и большим пальцами, постепенно снимите их с пальца, одновременно натягивая нитку (б). Как правильно завязать узелок на конце нитки. Трудно? Нужно поупражняться! Ура! ПОЛУЧИЛОСЬ! Как хранить иголку с ниткой? В игольнице, обвив иголку ниткой.

А теперь уберем все в коробку для рукоделия! Занятие закончено. Спасибо за работу.

Литература, интернет ресурсы: Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» М: Школьная пресса, 2006. Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» Изд.: "Просвещение" ,1990, 160 стр. http://ohrana-tryda.com/krujok http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/ tkani_i_voloknistye_materialy/pravila_tehniki_ bezopasnosti/ http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/ rabota_s_tkanu/podgotovka_k_rabote/ http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/ tkani_i_voloknistye_materialy/instrumenty_i_ prisposobleniya/ http://skillville.ru/Homegarden/kak-nauchitsya-shit.html

Опасность подстерегает человека на каждом шагу, поэтому занятие любым делом требует осторожности. Ее надо соблюдать во всем. Любой несет определенную угрозу для здоровья человека. Поэтому, беря в руки иголку и нитку, необходимо помнить, что должна соблюдаться техника безопасности при шитье.

Чего надо опасаться

Любой портной, закройщик или швея знают, что работа по пошиву одежды или обуви, может казаться простой только несведущему человеку. Ее сложность заключается не только в расчетах и вопросах конструирования. Не менее важно, чтобы во время всего процесса соблюдалась техника безопасности.

При шитье человек обязательно использует различные орудия труда, которые изначально несут в себе определенную угрозу. Например, булавки и иглы могут поранить руку, а утюг - нанести серьезный ожог. Ножницы тоже принято считать объектом особой опасности. Все это надо учесть, прежде чем браться за работу. Чтобы сам процесс приносил радость, а не создавал лишние проблемы, нужно быть очень осторожным. Поэтому техника безопасности при шитье должна обязательно соблюдаться. Практически с каждым инструментом надо уметь правильно работать. Кроме того, необходимо организовывать процесс так, чтобы возможная угроза стала минимальной. Техника безопасности при шитье включает в себя свод определенных норм и правил, которые нужно выполнять для получения желаемого результата.

Выполнение швейных работ

Некоторые считают, что вопросы безопасности касаются только работы на производстве. Это не совсем так. Дома иголка в руке человека тоже представляет собой определенную угрозу.

Поэтому всегда необходимо соблюдать при шитье. Их совсем немного:

  1. Во время работы нужно быть предельно внимательным.
  2. Во избежание несчастного случая лучше пользоваться только исправными и чистыми инструментами.
  3. При серьезных ранениях или ожогах надо немедленно обращаться за помощью в медицинское учреждение.
  4. Быть осторожным при работе с электроприборами и не касаться А в случае нарушения изолирующего покрытия обмотать поврежденный участок скотчем или иным материалом во избежание поражения током.
  5. Не разбрасывать по столу иголки, булавки и иные крепежные детали, а собирать их на специальную подушечку.
  6. Ножницы располагать всегда справа от себя с плотно сомкнутыми лезвиями, направленными в противоположную сторону. Передавать другому человеку их нужно так, чтобы он сразу мог взяться за кольца.

Это - лишь самые основные правила техники безопасности при шитье. Для каждого отдельного этапа работы и инструмента есть свои особые тонкости.

Безопасность в школе

В школе воспитанники средних классов уже начинают осваивать технологию пошива некоторых изделий. Это предусмотрено учебной программой. Педагоги обязательно должны следить, чтобы соблюдалась техника безопасности на уроках шитья. В основном это касается девочек, а сама дисциплина называется «домоводство». У мальчиков занятия связаны больше со слесарными и токарными работами. Девочки учатся делать выкройки, а затем с их помощью создавать готовые швейные изделия.

Эта работа обычно связана с таким инструментами, как ножницы, иглы, булавки, швейная машина. Помимо основных правил обращения с такими предметами, ученицы обязаны строго соблюдать санитарно-гигиенические правила:

  1. Работать нужно в переднике и нарукавниках или использовать специальный халат.
  2. Волосы всегда должны быть собраны под косынку.
  3. Соблюдать чистоту на рабочем месте.
  4. Следить за тем, чтобы свет обязательно падал только с левой стороны.

Также учитель должен разъяснить правила обращения со всеми инструментами:

  1. Иглы должны быть острые и не ржавые. Их никогда нельзя брать в рот. В случае поломки испорченные предметы следует складывать в специально отведенную для этого коробку, а не бросать на пол.
  2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены. Использовать их нужно только по назначению и не оставлять в положении с раскрытыми лезвиями.

Все эти тонкости педагог должен рассказать девочкам прежде, чем они приступят к работе.

Обращение с механизмами

Особого внимания заслуживает техника безопасности при шитье на машинке. Ее надо соблюдать не только на производстве или уроках в школе, но и дома.

В последнее время чаще всего используются механизмы с ножным приводом, поэтому свод правил лучше рассматривать на их примере. Во время работы надо:

  1. Работать в косынке, чтобы волосы не попали под лапку вместе с тканью.
  2. Следить, чтобы на поверхности машины не было посторонних предметов.
  3. Следить за правильным положением корпуса, ног и рук. Спину нужно держать ровно, слегка наклоняясь вперед.
  4. Проверять, чтобы на изделии не оставалось булавок, так как при шитье они могут попасть под лапку. Сломанные кусочки в состоянии не только привести к повреждению самой машины, но создать определенную опасность для глаз.
  5. Перед началом работы нужно постоянно проверять целостность шнура и включать его в розетку, только держась за вилку.
  6. Педаль машины нажимать плавно, чтобы рывком не повредить ремень.
  7. Руки нужно держать в непосредственной близости от лапкодержателя, но не подсовывать их под него.

Соблюдая все перечисленные выше правила, можно быть уверенным, что в процессе работы не возникнет проблем.

Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами

Иглы и булавки

1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

Ножницы

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.

Санитарно-гигиенические требования и

правила безопасности при работе на швейной машине

Санитарно-гигиенические требования

1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.

3. Стул должен стоять против иглы.

4. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.

5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку.

Правила безопасной работы

1. Волосы спрятать под косынку.

2. На швейную машину не класть посторонние предметы.

3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.

4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.

5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.

6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.

7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.

8. Осторожно обращаться с педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Правила работы на швейной машине.

1. Маховое колесо вращать только на себя.

2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.

3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.

4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).

5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы - с правой стороны.

6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8-10 см.

7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.

8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.

9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.

Правила безопасности при работе электрическим утюгом

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.

3. Ставить утюг на подставку.

4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

5. По окончании работы утюг выключить.

«Здоровьесберегающие технологии»