Договор сделка указана не указана заявка. Правомерно ли отклонение заявки на основании отсутствия в решении об одобрении крупной сделки данных о предмете закупки и начальной цена договора

Сделка будет считаться крупной, если она выходит за границы обычной хозяйственной деятельности и при этом связана с покупкой или продажей имущества акционерного общества (более 30 % акций) либо предусматривает передачу имущества во временное пользование или по лицензии (п. 1 ст. 46 № 14-ФЗ). Причем в обоих случаях цена таких операций должна составлять не менее 25 % балансовой стоимости активов общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Если требуется, то одобряют крупные соглашения в соответствии с законодательством РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.) или по правилам, которые установлены в Уставе участника закупки. В других вариантах этим занимается представитель поставщика, уполномоченный на получение аккредитации на .

В ООО одобрение находится в компетенции общего собрания. Если у организации образован совет директоров, то на основании Устава принятие соглашений о подобных операциях может быть передано в его ведение.

26.06.2018 Верховный Суд выпустил Постановление Пленума, в котором разобрал основные споры по вопросу одобрения крупных сделок и соглашений, в совершении которых есть заинтересованность.

Скачать Постановление Пленума Верховного Суда № 27 от 26.06.2018

Когда нужно такое одобрение в контрактной системе

Чтобы начать участвовать в госзакупках, нужно . Для этого предоставляют общий пакет документов, в который входит и согласие на сделку. Причем это требуется всегда, в том числе когда закупка не относится к категории крупных. Что же касается поставщиков, которые аккредитовались до 31.12.2018, то они обязаны зарегистрироваться в ЕИС до конца 2019 года. И тем и другим понадобится актуальный образец решения о крупной сделке 44-ФЗ.

Информацию необходимо включить и во вторую часть заявки, если того требуют законодательство или учредительные документы, а также когда и или , и сам контракт будут крупными для участника. При отсутствии этих сведений на любом этапе до заключения контракта. За проверку данных несет аукционная комиссия заказчика (п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44 ФЗ).

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели, в отличие от ООО, не относятся к юридическим лицам. Поэтому они освобождены от обязанности подавать такой документ для аккредитации на ЭТП.

Важное изменение 2019 года

А вот включать эту информацию в состав второй части не обязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает в рассматриваемую категорию. Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения. Такие случаи оспаривают в ФАС, но при этом увеличивается период заключения контракта.

На что обратить внимание при составлении: форма и содержание

В первую очередь стоит отметить, что в законодательстве РФ отсутствует единый образец одобрения. Но п. 3 ст. 46 № 14 ФЗ поясняет, что в таком документе должно быть указано:

  1. Лицо, которое является стороной соглашения и выгодоприобретателем.
  2. Цена.
  3. Предмет соглашения.
  4. Другие или порядок их определения.

Выгодоприобретателя можно не указывать, если невозможно его определить к моменту согласования документа, а также если контракт заключается по результатам торгов.

При этом ст. 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно.

П. 4 ст. 181.2 ГК РФ закрепляет перечень сведений, которые необходимо отразить в решении очного собрания учредителей. В протоколе требуется указать следующие сведения:

  • дату, время и место проведения собрания;
  • лица, которые участвовали в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • лица, которые считали голоса;
  • лица, которые голосовали против одобрения соглашения и потребовали внести запись об этом.

Случается так, что заказчики отклоняют участника, если в решении указана общая сумма одобряемых сделок, а не каждого соглашения в отдельности. Поэтому рекомендуем использовать формулировку «Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________» по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму ____________ (_____________) рублей 00 копеек».

Добрый вечер, Денис.

На этот счёт есть две противоположные позиции:

Позиция госорганов 1. Отклонение заявки на том основании, что в решении об одобрении крупной сделки не указаны ее существенные условия, правомерно (допуск неправомерен).

ФАС России, управления ФАС России
Решение ФАС России от 30.08.2013 N 223ФЗ-10/2013

«Пунктом… Формы заявки установлено, что… предоставляются, в том числе - решение об одобрении и/или о совершении крупной сделки…
<...> В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.
<...> Из пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
Таким образом… сроки выполнения работы являются существенными условиями договора подряда.
Протоколом… одобрено участие ООО… в торгах… заключение… договора.
… Протокол… не содержит указания на начальный и конечный сроки выполнения работ.
Таким образом, Протокол… противоречит требованиям части 3 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью [Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ] и нарушает требования… Формы заявки».

Похожие решения:

Решение ФАС России от 22.03.2013 по делу N Т-23/13
Решение Московского УФАС России от 13.07.2016 по делу N 1-00-1244/77-16
Решение Московского УФАС России от 27.06.2016 по делу N 1-00-1094/77-16
Решение Московского УФАС России от 29.02.2016 по делу N 1-00-320/77-16
Решение Московского областного УФАС России от 16.12.2015 по делу N 1-00-2097/77-15
Решение Московского УФАС России от 19.10.2015 по делу N 1-00-1718/77-15
Решение Московского УФАС России от 07.10.2015 по делу N 1-00-1647/77-15
Решение Московского УФАС России от 27.10.2014 по делу N 1-00-1725/77-14
Решение Московского УФАС России от 08.09.2014 по делу N 1-00-1263/77-14
Решение Московского УФАС России от 13.08.2014 по делу N 1-00-1123/77-14
Решение Свердловского УФАС России от 28.07.2014 по делу N 143-А

Позиция госорганов 2. Отклонение заявки на том основании, что в решении об одобрении крупной сделки не указаны ее существенные условия, неправомерно, если требование о таком одобрении на участника не распространяется.

Управления ФАС России
Решение Московского УФАС России от 01.02.2016 по делу N 1-00-156/77-16

«Пунктом… Конкурсной документации установлен перечень документов, входящих в состав заявки… в том числе решение об одобрении крупной сделки… в случае, если требование о необходимости наличия такого решения… установлено законодательством… Решение… должно содержать указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора.
<...>… Согласно пункту 1 части 9 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ положения… о порядке одобрения крупных сделок не применяются в том числе к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества. <...>… В представленном… решении отсутствует указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора.
<...>… Порядок одобрения крупных сделок… неприменим к… [участнику]… Следовательно, заявка… неправомерно отклонена… В действиях Заказчика усматривается нарушение… пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ]».

Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс» . Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ).

Но наиболее распространена именно первая позиция - о правомерности отклонения.

Недавно вступили в силу новые требования к оформлению решения или протокола об одобрении крупной сделки. Для ООО они установлены новой редакцией Закона № 14-ФЗ, а для АО - новой редакцией Закона 208-ФЗ

Недавно вступили в силу новые требования к оформлению решения или протокола об одобрении крупной сделки. Для ООО они установлены новой редакцией Закона № 14-ФЗ , вступившей в силу с 1 сентября 2017 года, а для АО - новой редакцией Закона 208-ФЗ , которая действует с 30 июля 2017 года. Указанные законы установили новое требование: должен быть указан срок действия решения/протокола об одобрении крупной сделки. Если такой срок не установлен - решение по умолчанию будет действовать в течение года со дня его принятия. В материале предложены для скачивания готовые формы указанных документов в формате «MS Word».

В чем отличие решения о крупной сделке от протокола?
Решение о совершении крупной сделки вправе принять единственный участник (учредитель) ООО. В отличие от решения, протокол составляется на общем собрании, в случае, если у ООО или АО несколько участников-собственников. В протоколе нужно указать председателя и секретаря собрания, наличие кворума для принятия решения. Это основные отличия. Для краткости далее в статье используется термин "решение".

Для чего участникам необходимо решение о крупной сделке?
В первую очередь, оно требуется для прохождения аккредитации на 6 электронных торговых площадках (ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ), а также на многих коммерческих (в соответствии с регламентами таких ЭТП).
Во вторых, при подаче заявок на участие в электронных аукционах (п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). При передаче заказчику вторых частей заявок такое решение или протокол автоматически передается Заказчику из документов, размещенных на ЭТП при аккредитации. Однако любой участник при подаче заявки может приложить актуальный документ об одобрении сделки, который также попадет к заказчику для рассмотрения. При этом юридическую силу будет иметь документ с более поздней датой.
В третьих, при подаче заявки на участие в открытом конкурсе (пп. «е» ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ) или в закрытом аукционе (пп. «д» ч. 2 ст. 88 44-ФЗ),
В четвертых, такое решение требуется банкам при рассмотрении заявки на выдачу банковской (независимой) гарантии на участие в тендере или для исполнения своих обязательств по контракту/договору.

Как изменения законов влияют на участников закупок?
1. Участнику может быть отказано в аккредитации на ЭТП. При этом придется ждать повторного решения об аккредитации (до 5 рабочих дней – ч. 4 ст. 61 Закона №44-ФЗ), а за это время на «вкусный» тендер уже может окончиться подача заявок.

2. Отклонение поданной заявки на участие в электронном аукционе, открытом конкурсе, закрытом аукционе. Так как ранее не было конкретизировано, сколько времени действует принятое решение, заказчик достаточно формально подходил к рассмотрению такого решения, проверяя по большому счету его наличие и сумму разрешенной сделки, и не мог отклонить заявку, если с даты принятия решения/протокола о крупной сделке прошло более года.

Как нужно сделать уже сейчас?

1. Проверить, указан ли срок действия в вашем решении либо протоколе о крупной сделки.

2. Если срок действия не указан, оформить новый протокол внеочередного собрания участников и в нем обозначить принятые решения. Если собственник у организации один, он единолично принимает такое решение.

3. Внесите изменения в документы вашей организации на каждой ЭТП – удалите или отметьте неактуальным прежнее решение и загрузите новое.

4. Если не вносили изменения, нужно прикреплять новое решение к каждой подаваемой заявке.

Способы принятия решения

Согласно п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются:

1. Нотариальным заверением (почти нереально на практике и дорого).

2. Способом подтверждения принятия решения, указанным в Уставе (вряд ли указан в большинстве Уставов компаний).

3.Способ подтверждения принятия решения, указанный в конкретном решении (оптимально), либо указанный в отдельном решении. При этом одним из пунктов повестки дня необходимо указать вопрос «О выборе способа подтверждения принятия решений по всем вопросам повестки дня». Затем в самом решении по вопросам повестки дня указать выбранный способ (например, «Постановили: определить в качестве способа подтверждения принятия внеочередным общим собранием участников ООО решений и состава участников ООО, присутствующих при их принятии – подписание протокола всеми участниками ООО».

Из практики : желательно в решении не указывать конкретные названия ЭТП и их сайты. Они довольно часто меняются, что приводит к отклонению заявок по формальным основаниям, например:

«Приложено решение об одобрении или о совершении сделок по результатам аукционов, проводимых на электронной площадке ЭТП ММВБ «Госзакупки» www.etp-micex.ru. Оператором Национальной Электронной Площадки www.etp-ets.ru является Акционерное общество «Электронные торговые системы» (АО «ЭТС»). Необходимо указать верное наименование оператора электронной площадки. Вы можете скорректировать свою заявку и отправить ее на повторное рассмотрение.

«п.5 Решение об одобрении или о совершении по результатам торгов сделок от имени поставщика: В приложенном решении нужно исправить наименование нашей площадки - АО "Единая электронная торговая площадка", а не ОАО (с 7 сентября 2015 произошло переименование нашей ЭТП с ОАО на АО).»

Надо ли для аккредитации указывать способ госзакупки в решении об одобрении сделок?

Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 29.06.2017 по делу N А40-132329/2016 пояснил, что такой обязанности у участников закупки нет. Если же способ закупки назван в заявлении на аккредитацию, отказать в ней оператор электронной площадки не вправе.

Несмотря на то что суд в данном деле поддержал участника, лучше заранее снизить риск отказа в аккредитации. Для этого рекомендуем указывать в решении об одобрении или о совершении сделок по результатам закупок способы их проведения: «в том числе - электронный аукцион».

Кто вправе участвовать в закупках без решения о крупных сделках?

Прикладывать к заявке решение не требуется:

1. Индивидуальным предпринимателям. Для них процедура одобрения сделок не предусмотрена законом.

В протоколе нужно указать председателя и секретаря собрания, наличие кворума для принятия решения. Это основные отличия. Для краткости далее в статье используется термин «решение». Для чего участникам необходимо решение о крупной сделке?В первую очередь, оно требуется для прохождения аккредитации на 6 электронных торговых площадках (ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ), а также на многих коммерческих (в соответствии с регламентами таких ЭТП).Во вторых, при подаче заявок на участие в электронных аукционах (п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). При передаче заказчику вторых частей заявок такое решение или протокол автоматически передается Заказчику из документов, размещенных на ЭТП при аккредитации. Однако любой участник при подаче заявки может приложить актуальный документ об одобрении сделки, который также попадет к заказчику для рассмотрения.

Образец решения об одобрении крупной сделки

При этом юридическую силу будет иметь документ с более поздней датой.В третьих, при подаче заявки на участие в открытом конкурсе (пп. «е» ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ) или в закрытом аукционе (пп. «д» ч. 2 ст. 88 44-ФЗ),В четвертых, такое решение требуется банкам при рассмотрении заявки на выдачу банковской (независимой) гарантии на участие в тендере или для исполнения своих обязательств по контракту/договору. Как изменения законов влияют на участников закупок?1. Участнику может быть отказано в аккредитации на ЭТП.
При этом придется ждать повторного решения об аккредитации (до 5 рабочих дней – ч. 4 ст. 61 Закона №44-ФЗ), а за это время на «вкусный» тендер уже может окончиться подача заявок. 2. Отклонение поданной заявки на участие в электронном аукционе, открытом конкурсе, закрытом аукционе.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает для него в рассматриваемую категорию. Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения.


Такие случаи оспаривают в ФАС, но при этом увеличивается период заключения контракта. На что обратить внимание при составлении: форма и содержание В первую очередь стоит отметить, что в законодательстве РФ отсутствует единый образец решения о совершении крупной сделки. Но п. 3 ст.

Компания

Способы принятия решения Согласно п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются: 1. Нотариальным заверением (почти нереально на практике и дорого). 2. Способом подтверждения принятия решения, указанным в Уставе (вряд ли указан в большинстве Уставов компаний).


3.Способ подтверждения принятия решения, указанный в конкретном решении (оптимально), либо указанный в отдельном решении. При этом одним из пунктов повестки дня необходимо указать вопрос «О выборе способа подтверждения принятия решений по всем вопросам повестки дня».

Решение об одобрении крупной сделки — зачем оно нужно?

Нужно понимать, что такое решение должно приниматься лицами, имеющими полномочия на принятия решений в Обществе. Чаще всего, в ООО и других видах Акционерных Обществ, высшим органом управления является общее собрание учредителей. Получается, что Решение о крупной сделке должно приниматься на общем собрании участников общества.

Здесь следует внимательно изучить Устав общества (ООО, ЗАО, ПАО и т.д.). Наиболее популярные варианты, когда в компании один учредитель и когда в Обществе несколько участников. В разных случаях Решение о максимальной сумме сделки будет оформляться по своим требованиям.

Решение об одобрении крупной сделки одним учредителем (ОБРАЗЕЦ): Если в компании один участник (учредитель) тогда Решение о крупной сделке оформляется Решением Единственного участника Общества.

Образец решения об одобрении крупной сделки 2018 г.

Внимание

Так как ранее не было конкретизировано, сколько времени действует принятое решение, заказчик достаточно формально подходил к рассмотрению такого решения, проверяя по большому счету его наличие и сумму разрешенной сделки, и не мог отклонить заявку, если с даты принятия решения/протокола о крупной сделке прошло более года. Как нужно сделать уже сейчас? 1. Проверить, указан ли срок действия в вашем решении либо протоколе о крупной сделки. 2. Если срок действия не указан, оформить новый протокол внеочередного собрания участников и в нем обозначить принятые решения.

Если собственник у организации один, он единолично принимает такое решение. 3. Внесите изменения в документы вашей организации на каждой ЭТП – удалите или отметьте неактуальным прежнее решение и загрузите новое. 4. Если не вносили изменения, нужно прикреплять новое решение к каждой подаваемой заявке.

Решение об одобрении крупной сделки

Форма заказчика: УВЕДОМЛЕНИЕ о крупной сделке (Форма)Настоящим ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА И НАИМЕНОВАНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ, участник НАИМЕНОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПРОЦЕДУРЫ (Извещение № от « » 201 года) сообщает, что: Заключение и исполнение договора на ПРЕДМЕТ ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ИЗВЕЩЕНИЕМ с начальной (максимальной) ценой договора рублей копеек, заключаемого по итогам проведения закупки, являются для ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА И НАИМЕНОВАНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ сделками, совершаемыми в процессе обычной хозяйственной деятельности и не требуют принятия решения об одобрении крупной сделки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Собственно вопрос — правомерны ли действия заказчика? С одной стороны документация говорила: или решение или справка.

An error occurred.

ФЗ поясняет, что в таком документе должно быть указано:

  1. Цена.
  2. Предмет соглашения.

Выгодоприобретателя можно не указывать, если невозможно его определить к моменту согласования документа, а также если контракт заключается по результатам торгов. При этом ст. 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно. П. 4 ст. 181.2 ГК РФ закрепляет перечень сведений, которые необходимо отразить в решении очного собрания учредителей.
Одобрить заключение контрактов (договоров) по итогам проведения процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых по Закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по Закону от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «Юнидефенс». 2. Одобрить максимально возможную сумму крупной сделки для заключения контрактов (договоров) по результатам проведения процедур закупок товаров, работ, услуг в размере 20 000 000 (Двадцать миллионов) рублей. Заявку отклоняют по следующей причине:Состав документов заявителя не соответствует требованиям Извещения о проведении запроса предложений в электронной форме: отсутствуют документы предусмотренные п.п.
«Ж» раздела 13 Извещения.

Решение об одобрении сделки по цене указанной в заявке

На что обратить внимание при составлении: форма и содержание В первую очередь стоит отметить, что в законодательстве РФ отсутствует единыйобразец решения о совершении крупной сделки. Но п. 3 ст. 46 № 14 ФЗ поясняет, что в таком документе должно быть указано:

  1. Лицо, которое является стороной соглашения и выгодоприобретателем.
  2. Цена.
  3. Предмет соглашения.
  4. Другие значимые условия или порядок их определения.

Выгодоприобретателя можно не указывать, если невозможно его определить к моменту согласования документа, а также если контракт заключается по результатам торгов. При этом ст. 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно.

В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки . Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника. При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.

При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Какая сделка является крупной

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

А вот для унитарных предприятий крупная сделка - это сделка стоимостью от 5 млн. рублей . Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО . Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью - закон № 14-ФЗ. Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной .

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку - крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ . Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров .

Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно .

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно. В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной. И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется . В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии. Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.