Прочитай образные определения общества данные. Готовимся к олимпиаде по обществознанию консультация по обществознанию на тему
Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.
Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.
Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.
Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.
«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:
- скромный
- умный
- честный
- откровенный
- искренний
- уверенный в себе
- решительный
- целеустремлённый
- собранный
- смелый, храбрый
- уравновешенный
- спокойный, хладнокровный
- добрый
- отходчивый
- щедрый, великодушный
- находчивый, сообразительный
- благоразумный, рассудительный
- здравый, здравомыслящий
- уступчивый, сговорчивый
- трудолюбивый
- кроткий, мягкий
- заботливый, внимательный к другим
- сочувствующий
- вежливый
- бескорыстный
- милосердный, сострадательный
- остроумный
- весёлый
- жизнерадостный, бодрый
- серьёзный
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
- самодовольный, тщеславный
- глупый
- нечестный
- лживый, подлый
- хитрый, коварный
- неискренний
- неуверенный в себе,
- нерешительный
- рассеянный
- трусливый, малодушный
- вспыльчивый
- неуравновешенный
- злобный, жестокий
- злопамятный
- жадный
- скупой
- несообразительный, тупой
- неблагоразумный, безрассудный
- упрямый
- ленивый
- жесткий
- жестокий
- эгоистичный
- равнодушный, безучастный
- грубый, невежливый
- корыстолюбивый
- безжалостный, беспощадный
- cкучный, мрачный, угрюмый, хмурый
Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».
Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.
Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.
Определение общества
Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей, включая акционерные общества и другие экономические организации.
В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В более узком смысле общество есть сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как исторический этап, определенная форма социального развития (первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество); либо как конкретное общество в рамках одной страны (французское общество, российское общество, японское общество и т. д.).
Общество может также означать круг людей, объединенных единством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интересов (потребительское общество, благотворительное общество, спортивное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.
В широком социологическом смысле общество - это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления, универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения.
Общество в узком социологическом смысле обозначает совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политическую систему управления.
Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассоциация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.
Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.
Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.
Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).
Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.
Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых
выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию.
В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества. В одном случае его понимают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс понимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочисленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:
«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не используется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства исторической и социальной науки, заставляют нас задать другой вопрос: «Когда и где есть общество?»
«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от которого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной многозначности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в заблуждение противоречивых определений. Общество -это термин, использование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению социальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».
В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают разную методологию его анализа.
Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда как го сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.
Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км 2 , а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.
Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:
оно не является частью какой-либо более крупной системы;
браки заключаются между представителями данного объединения;
оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;
у него собственное название и собственная история;
оно обладает собственной системой управления;
объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;
его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.
Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заметим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.
Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Общество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, составляющих это самое общество. Таким образом, государство выступает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господина, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.
Понятие общества приобретает совершенно определенное значение, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают социологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
постоянная территория -например, Испания в своих государственных границах;
пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;
высокоразвитая культура - модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.
Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.
Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.
Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет принимать только мировое общество в качестве единственной закрытой системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, телефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объединяют людей в единое общество. В таком случае национальные общества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бедных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах
Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, существующими на планете. А если быть верным коммуникативному подходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.
Вариант № 598891
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Ха-рак-тер-ной чертой научного мировоззрения яв-ля-ет-ся
1) персонификация природных яв-ле-ний
2) принятие важнейших истин на веру
3) критическое восприятие явлений дей-стви-тель-но-сти
4) опора на повседневный опыт
Ответ:
Суб-куль-ту-рой принято на-зы-вать
1) традиционные культурные цен-но-сти
2) отрицание важнейших культурных цен-но-стей
3) культуру какой-либо социальной или демографической груп-пы
4) новаторство в области художественного твор-че-ства
Ответ:
За последние несколько лет Болгария столкнулась с резким сокращением численности граждан трудоспособного воз-рас-та, обусловленным старением на-се-ле-ния. Проявлением какой глобальной проблемы является данный факт?
1) эко-ло-ги-че-ской
2) про-до-воль-ствен-ной
3) де-мо-гра-фи-че-ской
4) проблемы Север - Юг
Ответ:
Верны ли следующие суждения об общественном про-грес-се?
А. Содержанием общественного прогресса является необходимость удовлетворения человечеством возрастающих по-треб-но-стей.
Б. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессивными изменениями в дру-гих.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
Что из перечисленного относится к интенсивным факторам экономического роста?
1) увеличение объёма используемых ре-сур-сов
2) увеличение продолжительности рабочего дня
3) расширение посевных пло-ща-дей
4) применение энергосберегающих тех-но-ло-гий
Ответ:
Что из перечисленного относится к постоянным затратам фирмы?
1) затраты на сырьё
2) оплата по-треблённой элек-тро-энер-гии
3) амортизационные от-чис-ле-ния
4) оплата труда ра-бо-чих
Ответ:
К внутренним источникам финансирования бизнеса относится (-ятся)
1) прибыль фирмы
2) банковские кре-ди-ты
3) государственные фонды
4) размещение ценных бумаг фирмы на фондовом рынке
Ответ:
Верны ли следующие суждения о структурной без-ра-бо-ти-це?
А. Наличие в стране структурной безработицы свидетельствует о вступлении национальной экономики в стадию ре-цес-сии.
Б. Структурная безработица обуславливается ликвидацией устаревших отраслей и про-фес-сий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
Как мо-раль-ные, так и правовые нормы
1) поддерживаются силами общественного мне-ния
2) носят формально опре-делённый ха-рак-тер
3) создаются в ходе об-ще-ствен-но-ис-то-ри-че-ско-го раз-ви-тия
4) носят обязательный характер для всех без исключения членов об-ще-ства
Ответ:
В стране Z проводилось социологическое ис-сле-до-ва-ние, в ходе которого ре-спон-ден-там, проживающим в населённых пунктах разного типа, задавался во-прос: «Как часто за последние 10 лет вы меняли место жи-тель-ства»?
Ре-зуль-та-ты опроса представлены в таблице в процентом соотношении от числа от-ве-чав-ших.
Ко-ли-че-ство жи-те-лей | Ни разу | 1 раз | 2 раза и более |
менее 10 тысяч | 90 | 9 | 1 |
10–100 тысяч | 84 | 12 | 4 |
100–500 тысяч | 75 | 21 | 6 |
более 500 тысяч | 67 | 22 | 11 |
Какой вывод можно сделать на основе данных этой таб-ли-цы?
1) Менее половины жителей населённых пунктов с численностью более 10 тысяч человек за последние 10 лет не меняло место про-жи-ва-ния.
2) Около трети жителей населённых пунктов с численностью более 500 тысяч человек за последние 10 лет меняли место про-жи-ва-ния.
3) Более трети жителей населённых пунктов с численностью 10–100 тысяч человек меняли место жительства хотя бы 1 раз за последние 10 лет.
4) Пятая часть жителей населённых пунктов с численностью 100–500 человек меняла за после 10 лет место жительства 2 и более раз.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о семьях демократического типа?
А. Среди семей демократического типа преобладают многопоколенные семьи.
Б. В семье демократического типа воспитанием детей занимаются оба су-пру-га.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
В совместном ведении федерального центра и субъекта РФ на-хо-дит-ся
1) при-ро-до-поль-зо-ва-ние; охрана окружающей среды
2) метеорологическая служ-ба, стан-дар-ты, эта-ло-ны, метрическая система и исчисление вре-ме-ни
3) внешняя политика и международные от-но-ше-ния
4) регулирование и защита прав и свобод человека и граж-да-ни-на
Ответ:
По идеологическому принципу принято выделять пар-тии
1) ре-во-лю-ци-он-ные, ре-фор-мист-ские
2) со-ци-а-ли-сти-че-ские, ли-бе-раль-ные
3) пра-вя-щие, оп-по-зи-ци-он-ные
4) кад-ро-вые, мас-со-вые
Ответ:
В стране Z произошли резкие политические из-ме-не-ния. Какая дополнительная информация позволит су-дить, что в стране Z происходит переход к демократическому политическому ре-жи-му?
1) Происходит сращивание исполнительной и судебной вла-сти.
2) Принята новая Кон-сти-ту-ция.
3) Cнижен пенсионный воз-раст.
4) Введена процедура отчета правительства перед пар-ла-мен-том.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политических пар-ти-ях?
А. Зарегистрированные политические партии получают финансирование из государственного бюд-же-та.
Б. Политические партии выполняют функцию политической социализации граж-дан.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
К полномочиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации от-но-сят-ся
1) назначение ре-фе-рен-ду-ма
2) надзор за соблюдением Конституции Российской Фе-де-ра-ции
3) управление федеральной соб-ствен-но-стью
4) отправление пра-во-су-дия
Ответ:
К внешним функциям государства от-но-сит-ся
1) регулирование общественных от-но-ше-ний
2) борьба с негативными внешними эффектами экономической де-я-тель-но-сти
3) поддержание общественного по-ряд-ка
4) охрана государственных гра-ниц
Ответ:
С 1 января 2013 года в стране Z вступил в силу закон о политических пар-ти-ях. Какую подсистему политической системы характеризует данный факт?
1) нор-ма-тив-ную
2) куль-тур-но-идео-ло-ги-че-скую
3) ком-му-ни-ка-тив-ную
4) функ-ци-о-наль-ную
Ответ:
Верны ли следующие суждения о гражданском об-ще-стве?
А. В условиях гражданского общества действует большое количество самодеятельных ор-га-ни-за-ций, защищающих частные интересы людей.
Б. Наличие гражданского общества является значимым условием функционирования демократического политического ре-жи-ма.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
За-пи-ши-те слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стра-ти-фи-ка-цию.
Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они ука-за-ны.
Ответ:
Уста-но-ви-те соответствие между типами избирательных систем и их ха-рак-те-ри-сти-ка-ми: к каждой по-зи-ции, данной в первом столб-це, подберите соответствующую позицию из второго столб-ца.
За-пи-ши-те в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук-ва-ми.
За-пи-ши-те в ответ цифры, расположив их в по-ряд-ке, соответствующем бук-вам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Най-ди-те в при-ведённом ниже списке при-ме-ры, иллюстрирующие институциональную подсистему политической системы об-ще-ства. Запишите цифры, под которыми они ука-за-ны.
1) политические права и сво-бо-ды
2) политические пар-тии
3) политическая идео-ло-гия
4) средства массовой ин-фор-ма-ции
5) го-су-дар-ство
6) политические нормы и тра-ди-ции
Ответ:
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено опре-делённой бук-вой.
(А) В стране Z в производство внедряются наукоёмкие тех-но-ло-гии. (Б) Это неопровержимо свидетельствует о формировании информационного общества в стране Z. (В) Учёные счи-та-ют, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к информационным тех-но-ло-ги-ям, обеспечит автоматизацию обработки информации в производственной и социальной сфе-рах. (Г) Информационная тех-но-ло-гия - про-цесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объ-ек-та, процесса или яв-ле-ния. (Д) Это позволит в будущем избавить людей от рутинной ра-бо-ты, освободить им время для удовлетворения духовных по-треб-но-стей.
Опре-де-ли-те, какие положения текста имеют
1) фактический ха-рак-тер
2) характер оценочных суж-де-ний
3) характер теоретических утвер-жде-ний
За-пи-ши-те в таблицу под бук-вой, обозначающей по-ло-же-ние, цифру, выражающую его ха-рак-тер.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место про-пус-ков.
«В индустриальном обществе семья перестала выполнять _______ (А) функ-цию. В результате отпала необходимость жёстко-го _______ (Б) семейных от-но-ше-ний. Многие традиции и обы-чаи, поддерживающие жёсткую семейную конструкцию и имеющие _______ (В) обос-но-ва-ние, перестали быть не-об-хо-ди-мы.
По-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние_______ (Г) семья, т.е. семья, состоящая только из супругов и их детей. Следует от-ме-тить, что переход к такой семье многими воспринимался как ка-та-стро-фа, как отход от _______ (Д) и падение нра-вов. В действительности семейные нравы как раз улуч-ши-лись: к при-ме-ру, физическое воздействие на жён и детей, считавшееся нормальным в традиционной семье, стало уходить в про-шлое.
В _______ (Е) обществе дети были нужны прежде всего как рабочие руки в хо-зяй-стве. В индустриальном об-ще-стве, на-про-тив, дети не только не способствовали увеличению семейного до-хо-да, но стали требовать дополнительных средств на длительное обу-че-ние.»
Слова в списке даны в именительном па-де-же. Каждое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за дру-гим, мысленно заполняя каждый про-пуск. Обратите внимание на то, что в списке слов боль-ше, чем вам потребуется для заполнения про-пус-ков.
Спи-сок тер-ми-нов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Ху-до-же-ствен-ное произведение автора N стало предметом разбора в литературном жур-на-ле. Выберите из при-ведённого ниже списка ха-рак-те-ри-сти-ки, свидетельствующие о том, что это художественное произведение относится к элитарной куль-ту-ре, и запишите цифры, под которыми они ука-за-ны.
1) Произведение сложно по своему со-дер-жа-нию.
2) Произведение создано известным пи-са-те-лем.
3) Произведение требует знакомства с современными философскими кон-цеп-ци-я-ми.
4) Художественные приёмы, используемые ав-то-ром, вызывают непонимание многих чи-та-те-лей.
5) Среди читателей произведения люди разных возрастов и уровней об-ра-зо-ва-ния.
6) Произведение создавалось с расчётом на коммерческий успех.
Ответ:
Най-ди-те по-ня-тие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно ука-за-но.
Ответ:
При-ве-ди-те три содержащихся в тексте определения понятия «об-ще-ство» в узком смысле и три определения понятия «об-ще-ство» в широком смыс-ле.
(по В.В. Миронову )
На основании текста раскройте авторское понимание проблем социальной философии как науки. Приведите три по-ло-же-ния.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
(по В.В. Миронову )
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ис-поль-зу-ют ли, по мнению ав-то-ра, учёные-об-ще-ство-ве-ды понятие «об-ще-ство» для описания природных ре-а-лий? Приведите фразу из тек-ста, которая помогает ответить на данный во-прос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных ре-а-лий.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).
Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?
Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.
В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.
Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.
И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний, рас-крой-те его смысл, обо-зна-чив при не-об-хо-ди-мо-сти раз-ные ас-пек-ты по-став-лен-ной ав-то-ром про-бле-мы (за-тро-ну-той темы).
При из-ло-же-нии своих мыс-лей по по-во-ду под-ня-той про-бле-мы (обо-зна-чен-ной темы), при ар-гу-мен-та-ции своей точки зре-ния ис-поль-зуй-те зна-ния , по-лу-чен-ные при изу-че-нии курса об-ще-ст-во-зна-ния, со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия , а также факты об-ще-ствен-ной жизни и соб-ствен-ный жиз-нен-ный опыт Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.
Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.
Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).
Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.
Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).
29.1 Фи-ло-со-фия: «Лич-ность - это че-ло-век как но-си-тель со-зна-ния» (К.К. Пла-то-нов).
29.2 Эко-но-ми-ка: «На-ло-ги - это день-ги, взи-ма-е-мые вла-стью с части об-ще-ства в ин-те-ре-сах це-ло-го» (С. Джон-сон).
Вопрос: Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.
Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.
Ответы:
Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Общество объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Похожие вопросы
- Поможіть Розвязати подвійну нерівність 9 клас
- Упростите выражения: а) син2а - (син а + кос а)^2
- Какие проблемы решает Верховный суд
- Август среди участниц русскогт медвежонка встрепетилось немного.а сколько еще названий месяцев можно подставидь вместо первого слова чтобы фраза оставалась грамматически правильной? 1 ни одного 2одно 3два 4три 5четыре. некоторые русские числительные примечательны тем что в них при склонении изменяются не только конец слова но и середина например пятьдесят пятидесяти а какое географическое название рекомендавалось склонять похожим образом еще в серединеи 19 века? 1волоколамск 2екатеринослав 3новгород 4симбирск 5тобольск сколько глаголов из данного списка:возвещать, завещать, извещать, обещать, оповещать, предвещать относиться только к несовершенному виду 1 все 2пять 3 четыре 4три 5два
- Выпишите сначала предложения с однородными членами,а потом сложные предложения. ??аскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. 1. Ветер по морю гуля...т и кораблик подгоня...т¹ . (П.) 2. Осе...ий ветер буш...вал и волны вскид...вал высоко. (Сурк.) 3.Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дыш...т ароматом⁴. Ещё трава полна прозрачных² слез и гром (в)дали гремит ра...катом. (Бл.) 4. Ночью¹ месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (Л.) 5. А звезды (не)жданно в туман... бл...снули и свет свой холодный над липами льют. (Саян.) 6.Белка песенки поет да оре...ки все грызет. (П.)
Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.
Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.
Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.
Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.
«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:
скромный
откровенный
искренний
уверенный в себе
решительный
целеустремлённый
собранный
смелый, храбрый
уравновешенный
спокойный, хладнокровный
отходчивый
щедрый, великодушный
зобретательный, находчивый, сообразительный
благоразумный, рассудительный
здравый, здравомыслящий
уступчивый, сговорчивый
трудолюбивый
кроткий, мягкий
заботливый, внимательный к другим
сочувствующий
вежливый
бескорыстный
милосердный, сострадательный
остроумный
жизнерадостный, бодрый
серьёзный
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
самодовольный, тщеславный
нечестный
лживый, подлый
хитрый, коварный
неискренний
неуверенный в себе,
нерешительный
рассеянный
трусливый, малодушный
вспыльчивый
неуравновешенный
злобный, жестокий
злопамятный
несообразительный, тупой
неблагоразумный, безрассудный
жестокий
эгоистичный
равнодушный, безучастный
грубый, невежливый
корыстолюбивый
безжалостный, беспощадный
мрачный, угрюмый, хмурый
Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».
Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.
Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.