Прочитай образные определения общества данные. Готовимся к олимпиаде по обществознанию консультация по обществознанию на тему

⁠Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

  1. скромный
  2. умный
  3. честный
  4. откровенный
  5. искренний
  6. уверенный в себе
  7. решительный
  8. целеустремлённый
  9. собранный
  10. смелый, храбрый
  11. уравновешенный
  12. спокойный, хладнокровный
  13. добрый
  14. отходчивый
  15. щедрый, великодушный
  16. находчивый, сообразительный
  17. благоразумный, рассудительный
  18. здравый, здравомыслящий
  19. уступчивый, сговорчивый
  20. трудолюбивый
  21. кроткий, мягкий
  22. заботливый, внимательный к другим
  23. сочувствующий
  24. вежливый
  25. бескорыстный
  26. милосердный, сострадательный
  27. остроумный
  28. весёлый
  29. жизнерадостный, бодрый
  30. серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

  1. самодовольный, тщеславный
  2. глупый
  3. нечестный
  4. лживый, подлый
  5. хитрый, коварный
  6. неискренний
  7. неуверенный в себе,
  8. нерешительный
  9. рассеянный
  10. трусливый, малодушный
  11. вспыльчивый
  12. неуравновешенный
  13. злобный, жестокий
  14. злопамятный
  15. жадный
  16. скупой
  17. несообразительный, тупой
  18. неблагоразумный, безрассудный
  19. упрямый
  20. ленивый
  21. жесткий
  22. жестокий
  23. эгоистичный
  24. равнодушный, безучастный
  25. грубый, невежливый
  26. корыстолюбивый
  27. безжалостный, беспощадный
  28. cкучный, мрачный, угрюмый, хмурый

Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.

Определение общества

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений лю­дей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и це­лей, включая акционерные общества и другие экономические органи­зации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная систе­ма, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как ис­торический этап, определенная форма социального развития (перво­бытное общество, феодальное общество, капиталистическое общест­во); либо как конкретное общество в рамках одной страны (француз­ское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных един­ством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интере­сов (потребительское общество, благотворительное общество, спортив­ное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся ком­мерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество - это мировое сооб­щество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная со­циальная система, объединяющая все население Земли, имеющая над­национальные органы управления, универсальные для всех стран пра­вила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международ­ные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокуп­ность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политиче­скую систему управления.

Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассо­циация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потреб­ностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых

выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количе­ственному критерию.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить ог­ромное количество определений общества. В одном случае его пони­мают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассо­циируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс по­нимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочис­ленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современ­ной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не исполь­зуется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства ис­торической и социальной науки, заставляют нас задать другой во­прос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в за­блуждение противоречивых определений. Общество -это термин, ис­пользование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению со­циальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философ­ский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают раз­ную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда как го сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км 2 , а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

    оно не является частью какой-либо более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;

    у него собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;

    его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью дру­гого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная сис­тема, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заме­тим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Об­щество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, со­ставляющих это самое общество. Таким образом, государство высту­пает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господи­на, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значе­ние, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географи­ческие границы, общую законодательную систему и некое националь­ное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают со­циологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при кото­рых социальное объединение следует считать обществом:

    постоянная территория -например, Испания в своих государ­ственных границах;

    пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

    высокоразвитая культура - модели культуры могут быть доста­точно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности обще­ственной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные об­щества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.

Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет при­нимать только мировое общество в качестве единственной закры­той системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, те­лефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объе­диняют людей в единое общество. В таком случае национальные об­щества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бед­ных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, суще­ствующими на планете. А если быть верным коммуникативному под­ходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.

Вариант № 598891

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Ха-рак-тер-ной чер­той на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния яв-ля-ет-ся

1) пер­со­ни­фи­ка­ция при­род­ных яв-ле-ний

2) при­ня­тие важ­ней­ших истин на веру

3) кри­ти­че­ское вос­при­я­тие яв­ле­ний дей-стви-тель-но-сти

4) опора на по­все­днев­ный опыт

Ответ:

Суб-куль-ту-рой при­ня­то на-зы-вать

1) тра­ди­ци­он­ные куль­тур­ные цен-но-сти

2) от­ри­ца­ние важ­ней­ших куль­тур­ных цен-но-стей

3) куль­ту­ру какой-либо со­ци­аль­ной или де­мо­гра­фи­че­ской груп-пы

4) но­ва­тор­ство в об­ла­сти ху­до­же­ствен­но­го твор-че-ства

Ответ:

За по­след­ние не­сколь­ко лет Бол­га­рия столк­ну­лась с рез­ким со­кра­ще­ни­ем чис­лен­но­сти граж­дан тру­до­спо­соб­но­го воз-рас-та, обу­слов­лен­ным ста­ре­ни­ем на-се-ле-ния. Про­яв­ле­ни­ем какой гло­баль­ной про­бле­мы яв­ля­ет­ся дан­ный факт?

1) эко-ло-ги-че-ской

2) про-до-воль-ствен-ной

3) де-мо-гра-фи-че-ской

4) про­бле­мы Север - Юг

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­ствен­ном про-грес-се?

А. Со­дер­жа­ни­ем об­ще­ствен­но­го про­грес­са яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость удо­вле­тво­ре­ния че­ло­ве­че­ством воз­рас­та­ю­щих по-треб-но-стей.

Б. Про­гресс в одних сфе­рах жизни об­ще­ства все­гда со­про­вож­да­ет­ся ре­грес­сив­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми в дру-гих.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к ин­тен­сив­ным фак­то­рам эко­но­ми­че­ско­го роста?

1) уве­ли­че­ние объёма ис­поль­зу­е­мых ре-сур-сов

2) уве­ли­че­ние про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го дня

3) рас­ши­ре­ние по­сев­ных пло-ща-дей

4) при­ме­не­ние энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех-но-ло-гий

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к по­сто­ян­ным за­тра­там фирмы?

1) за­тра­ты на сырьё

2) опла­та по-треблённой элек-тро-энер-гии

3) амор­ти­за­ци­он­ные от-чис-ле-ния

4) опла­та труда ра-бо-чих

Ответ:

К внут­рен­ним ис­точ­ни­кам фи­нан­си­ро­ва­ния биз­не­са от­но­сит­ся (-ятся)

1) при­быль фирмы

2) бан­ков­ские кре-ди-ты

3) го­су­дар­ствен­ные фонды

4) раз­ме­ще­ние цен­ных бумаг фирмы на фон­до­вом рынке

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о струк­тур­ной без-ра-бо-ти-це?

А. На­ли­чие в стра­не струк­тур­ной без­ра­бо­ти­цы сви­де­тель­ству­ет о вступ­ле­нии на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки в ста­дию ре-цес-сии.

Б. Струк­тур­ная без­ра­бо­ти­ца обу­слав­ли­ва­ет­ся лик­ви­да­ци­ей уста­рев­ших от­рас­лей и про-фес-сий.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

Как мо-раль-ные, так и пра­во­вые нормы

1) под­дер­жи­ва­ют­ся си­ла­ми об­ще­ствен­но­го мне-ния

2) носят фор­маль­но опре-делённый ха-рак-тер

3) со­зда­ют­ся в ходе об-ще-ствен-но-ис-то-ри-че-ско-го раз-ви-тия

4) носят обя­за­тель­ный ха­рак­тер для всех без ис­клю­че­ния чле­нов об-ще-ства

Ответ:

В стра­не Z про­во­ди­лось со­цио­ло­ги­че­ское ис-сле-до-ва-ние, в ходе ко­то­ро­го ре-спон-ден-там, про­жи­ва­ю­щим в населённых пунк­тах раз­но­го типа, за­да­вал­ся во-прос: «Как часто за по­след­ние 10 лет вы ме­ня­ли место жи-тель-ства»?

Ре-зуль-та-ты опро­са пред­став­ле­ны в таб­ли­це в про­цен­том со­от­но­ше­нии от числа от-ве-чав-ших.

Ко-ли-че-ство

жи-те-лей

Ни разу 1 раз 2 раза и более
менее 10 тысяч 90 9 1
10–100 тысяч 84 12 4
100–500 тысяч 75 21 6
более 500 тысяч 67 22 11

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве дан­ных этой таб-ли-цы?

1) Менее по­ло­ви­ны жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью более 10 тысяч че­ло­век за по­след­ние 10 лет не ме­ня­ло место про-жи-ва-ния.

2) Около трети жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью более 500 тысяч че­ло­век за по­след­ние 10 лет ме­ня­ли место про-жи-ва-ния.

3) Более трети жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью 10–100 тысяч че­ло­век ме­ня­ли место жи­тель­ства хотя бы 1 раз за по­след­ние 10 лет.

4) Пятая часть жи­те­лей населённых пунк­тов с чис­лен­но­стью 100–500 че­ло­век ме­ня­ла за после 10 лет место жи­тель­ства 2 и более раз.

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о се­мьях де­мо­кра­ти­че­ско­го типа?

А. Среди семей де­мо­кра­ти­че­ско­го типа пре­об­ла­да­ют мно­го­по­ко­лен­ные семьи.

Б. В семье де­мо­кра­ти­че­ско­го типа вос­пи­та­ни­ем детей за­ни­ма­ют­ся оба су-пру-га.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

В сов­мест­ном ве­де­нии фе­де­раль­но­го цен­тра и субъ­ек­та РФ на-хо-дит-ся

1) при-ро-до-поль-зо-ва-ние; охра­на окру­жа­ю­щей среды

2) ме­тео­ро­ло­ги­че­ская служ-ба, стан-дар-ты, эта-ло-ны, мет­ри­че­ская си­сте­ма и ис­чис­ле­ние вре-ме-ни

3) внеш­няя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от-но-ше-ния

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние и за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж-да-ни-на

Ответ:

По идео­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу при­ня­то вы­де­лять пар-тии

1) ре-во-лю-ци-он-ные, ре-фор-мист-ские

2) со-ци-а-ли-сти-че-ские, ли-бе-раль-ные

3) пра-вя-щие, оп-по-зи-ци-он-ные

4) кад-ро-вые, мас-со-вые

Ответ:

В стра­не Z про­изо­шли рез­кие по­ли­ти­че­ские из-ме-не-ния. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит су-дить, что в стра­не Z про­ис­хо­дит пе­ре­ход к де­мо­кра­ти­че­ско­му по­ли­ти­че­ско­му ре-жи-му?

1) Про­ис­хо­дит сра­щи­ва­ние ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной вла-сти.

2) При­ня­та новая Кон-сти-ту-ция.

3) Cнижен пен­си­он­ный воз-раст.

4) Вве­де­на про­це­ду­ра от­че­та пра­ви­тель­ства перед пар-ла-мен-том.

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских пар-ти-ях?

А. За­ре­ги­стри­ро­ван­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии по­лу­ча­ют фи­нан­си­ро­ва­ние из го­су­дар­ствен­но­го бюд-же-та.

Б. По­ли­ти­че­ские пар­тии вы­пол­ня­ют функ­цию по­ли­ти­че­ской со­ци­а­ли­за­ции граж-дан.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

К пол­но­мо­чи­ям Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от-но-сят-ся

1) на­зна­че­ние ре-фе-рен-ду-ма

2) над­зор за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе-де-ра-ции

3) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб-ствен-но-стью

4) от­прав­ле­ние пра-во-су-дия

Ответ:

К внеш­ним функ­ци­ям го­су­дар­ства от-но-сит-ся

1) ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­ных от-но-ше-ний

2) борь­ба с не­га­тив­ны­ми внеш­ни­ми эф­фек­та­ми эко­но­ми­че­ской де-я-тель-но-сти

3) под­дер­жа­ние об­ще­ствен­но­го по-ряд-ка

4) охра­на го­су­дар­ствен­ных гра-ниц

Ответ:

С 1 ян­ва­ря 2013 года в стра­не Z всту­пил в силу закон о по­ли­ти­че­ских пар-ти-ях. Какую под­си­сте­му по­ли­ти­че­ской си­сте­мы ха­рак­те­ри­зу­ет дан­ный факт?

1) нор-ма-тив-ную

2) куль-тур-но-идео-ло-ги-че-скую

3) ком-му-ни-ка-тив-ную

4) функ-ци-о-наль-ную

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ском об-ще-стве?

А. В усло­ви­ях граж­дан­ско­го об­ще­ства дей­ству­ет боль­шое ко­ли­че­ство са­мо­де­я­тель­ных ор-га-ни-за-ций, за­щи­ща­ю­щих част­ные ин­те­ре­сы людей.

Б. На­ли­чие граж­дан­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся зна­чи­мым усло­ви­ем функ­ци­о­ни­ро­ва­ния де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре-жи-ма.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

За-пи-ши-те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Ответ:

Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную стра-ти-фи-ка-цию.

Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

Ответ:

Уста-но-ви-те со­от­вет­ствие между ти­па­ми из­би­ра­тель­ных си­стем и их ха-рак-те-ри-сти-ка-ми: к каж­дой по-зи-ции, дан­ной в пер­вом столб-це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб-ца.

За-пи-ши-те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук-ва-ми.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по-ряд-ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук-вам:

А Б В Г Д

Ответ:

Най-ди-те в при-ведённом ниже спис­ке при-ме-ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие ин­сти­ту­ци­о­наль­ную под­си­сте­му по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об-ще-ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) по­ли­ти­че­ские права и сво-бо-ды

2) по­ли­ти­че­ские пар-тии

3) по­ли­ти­че­ская идео-ло-гия

4) сред­ства мас­со­вой ин-фор-ма-ции

5) го-су-дар-ство

6) по­ли­ти­че­ские нормы и тра-ди-ции

Ответ:

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре-делённой бук-вой.

(А) В стра­не Z в про­из­вод­ство внед­ря­ют­ся наукоёмкие тех-но-ло-гии. (Б) Это не­опро­вер­жи­мо сви­де­тель­ству­ет о фор­ми­ро­ва­нии ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства в стра­не Z. (В) Учёные счи-та-ют, что в ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­стве про­цесс ком­пью­те­ри­за­ции даст людям до­ступ к ин­фор­ма­ци­он­ным тех-но-ло-ги-ям, обес­пе­чит ав­то­ма­ти­за­цию об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции в про­из­вод­ствен­ной и со­ци­аль­ной сфе-рах. (Г) Ин­фор­ма­ци­он­ная тех-но-ло-гия - про-цесс, ис­поль­зу­ю­щий со­во­куп­ность средств и ме­то­дов сбора, об­ра­бот­ки и пе­ре­да­чи дан­ных для по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции но­во­го ка­че­ства о со­сто­я­нии объ-ек-та, про­цес­са или яв-ле-ния. (Д) Это поз­во­лит в бу­ду­щем из­ба­вить людей от ру­тин­ной ра-бо-ты, осво­бо­дить им время для удо­вле­тво­ре­ния ду­хов­ных по-треб-но-стей.

Опре-де-ли-те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха-рак-тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж-де-ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер-жде-ний

За-пи-ши-те в таб­ли­цу под бук-вой, обо­зна­ча­ю­щей по-ло-же-ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха-рак-тер.

A Б В Г Д

Ответ:

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про-пус-ков.

«В ин­ду­стри­аль­ном об­ще­стве семья пе­ре­ста­ла вы­пол­нять _______ (А) функ-цию. В ре­зуль­та­те от­па­ла не­об­хо­ди­мость жёстко-го _______ (Б) се­мей­ных от-но-ше-ний. Мно­гие тра­ди­ции и обы-чаи, под­дер­жи­ва­ю­щие жёсткую се­мей­ную кон­струк­цию и име­ю­щие _______ (В) обос-но-ва-ние, пе­ре­ста­ли быть не-об-хо-ди-мы.

По-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние_______ (Г) семья, т.е. семья, со­сто­я­щая толь­ко из су­пру­гов и их детей. Сле­ду­ет от-ме-тить, что пе­ре­ход к такой семье мно­ги­ми вос­при­ни­мал­ся как ка-та-стро-фа, как отход от _______ (Д) и па­де­ние нра-вов. В дей­стви­тель­но­сти се­мей­ные нравы как раз улуч-ши-лись: к при-ме-ру, фи­зи­че­ское воз­дей­ствие на жён и детей, счи­тав­ше­е­ся нор­маль­ным в тра­ди­ци­он­ной семье, стало ухо­дить в про-шлое.

В _______ (Е) об­ще­стве дети были нужны пре­жде всего как ра­бо­чие руки в хо-зяй-стве. В ин­ду­стри­аль­ном об-ще-стве, на-про-тив, дети не толь­ко не спо­соб­ство­ва­ли уве­ли­че­нию се­мей­но­го до-хо-да, но стали тре­бо­вать до­пол­ни­тель­ных средств на дли­тель­ное обу-че-ние.»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па-де-же. Каж­дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру-гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про-пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль-ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про-пус-ков.

Спи-сок тер-ми-нов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:

Ху-до-же-ствен-ное про­из­ве­де­ние ав­то­ра N стало пред­ме­том раз­бо­ра в ли­те­ра­тур­ном жур-на-ле. Вы­бе­ри­те из при-ведённого ниже спис­ка ха-рак-те-ри-сти-ки, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что это ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние от­но­сит­ся к эли­тар­ной куль-ту-ре, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) Про­из­ве­де­ние слож­но по сво­е­му со-дер-жа-нию.

2) Про­из­ве­де­ние со­зда­но из­вест­ным пи-са-те-лем.

3) Про­из­ве­де­ние тре­бу­ет зна­ком­ства с со­вре­мен­ны­ми фи­ло­соф­ски­ми кон-цеп-ци-я-ми.

4) Ху­до­же­ствен­ные приёмы, ис­поль­зу­е­мые ав-то-ром, вы­зы­ва­ют не­по­ни­ма­ние мно­гих чи-та-те-лей.

5) Среди чи­та­те­лей про­из­ве­де­ния люди раз­ных воз­рас­тов и уров­ней об-ра-зо-ва-ния.

6) Про­из­ве­де­ние со­зда­ва­лось с расчётом на ком­мер­че­ский успех.

Ответ:

Най-ди-те по-ня-тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука-за-но.

Ответ:

При-ве-ди-те три со­дер­жа­щих­ся в тек­сте опре­де­ле­ния по­ня­тия «об-ще-ство» в узком смыс­ле и три опре­де­ле­ния по­ня­тия «об-ще-ство» в ши­ро­ком смыс-ле.


(по В.В. Миронову )

На ос­но­ва­нии тек­ста рас­крой­те ав­тор­ское по­ни­ма­ние про­блем со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии как науки. При­ве­ди­те три по-ло-же-ния.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

(по В.В. Миронову )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Ис-поль-зу-ют ли, по мне­нию ав-то-ра, учёные-об-ще-ство-ве-ды по­ня­тие «об-ще-ство» для опи­са­ния при­род­ных ре-а-лий? При­ве­ди­те фразу из тек-ста, ко­то­рая по­мо­га­ет от­ве­тить на дан­ный во-прос. На­зо­ви­те один при­мер со­ци­аль­ных ре­а­лий из числа со­дер­жа­щих­ся в тек­сте и при­ве­ди­те два соб­ствен­ных при­ме­ра об­ще­ствен­ных ре-а-лий.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний, рас-крой-те его смысл, обо-зна-чив при не-об-хо-ди-мо-сти раз-ные ас-пек-ты по-став-лен-ной ав-то-ром про-бле-мы (за-тро-ну-той темы).

При из-ло-же-нии своих мыс-лей по по-во-ду под-ня-той про-бле-мы (обо-зна-чен-ной темы), при ар-гу-мен-та-ции своей точки зре-ния ис-поль-зуй-те зна-ния , по-лу-чен-ные при изу-че-нии курса об-ще-ст-во-зна-ния, со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия , а также факты об-ще-ствен-ной жизни и соб-ствен-ный жиз-нен-ный опыт Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия: «Лич-ность - это че-ло-век как но-си-тель со-зна-ния» (К.К. Пла-то-нов).

29.2 Эко-но-ми-ка: «На-ло-ги - это день-ги, взи-ма-е-мые вла-стью с части об-ще-ства в ин-те-ре-сах це-ло-го» (С. Джон-сон).

Вопрос: Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.

Помогите пожалуйста обществознание 8 класс практикум 1.Найди определения сло?? ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО в двух-трех словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить. 2.Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй. 3.Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств(таблицу из двух колонок:Положительные качества Отрицательные качества) Обсудите его в классе 4 Л.Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры. 5.раскрой смысл арабской пословицы "Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов" Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу.

Ответы:

Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Общество объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Похожие вопросы

  • Поможіть Розвязати подвійну нерівність 9 клас
  • Упростите выражения: а) син2а - (син а + кос а)^2
  • Какие проблемы решает Верховный суд
  • Август среди участниц русскогт медвежонка встрепетилось немного.а сколько еще названий месяцев можно подставидь вместо первого слова чтобы фраза оставалась грамматически правильной? 1 ни одного 2одно 3два 4три 5четыре. некоторые русские числительные примечательны тем что в них при склонении изменяются не только конец слова но и середина например пятьдесят пятидесяти а какое географическое название рекомендавалось склонять похожим образом еще в серединеи 19 века? 1волоколамск 2екатеринослав 3новгород 4симбирск 5тобольск сколько глаголов из данного списка:возвещать, завещать, извещать, обещать, оповещать, предвещать относиться только к несовершенному виду 1 все 2пять 3 четыре 4три 5два
  • Выпишите сначала предложения с однородными членами,а потом сложные предложения. ??аскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. 1. Ветер по морю гуля...т и кораблик подгоня...т¹ . (П.) 2. Осе...ий ветер буш...вал и волны вскид...вал высоко. (Сурк.) 3.Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дыш...т ароматом⁴. Ещё трава полна прозрачных² слез и гром (в)дали гремит ра...катом. (Бл.) 4. Ночью¹ месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (Л.) 5. А звезды (не)жданно в туман... бл...снули и свет свой холодный над липами льют. (Саян.) 6.Белка песенки поет да оре...ки все грызет. (П.)

Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

отходчивый

щедрый, великодушный

зобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

нечестный

лживый, подлый

хитрый, коварный

неискренний

неуверенный в себе,

нерешительный

рассеянный

трусливый, малодушный

вспыльчивый

неуравновешенный

злобный, жестокий

злопамятный

несообразительный, тупой

неблагоразумный, безрассудный

жестокий

эгоистичный

равнодушный, безучастный

грубый, невежливый

корыстолюбивый

безжалостный, беспощадный

мрачный, угрюмый, хмурый

Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.