Что такое адвокатский запрос? Образец адвокатского запроса. Айнур Зулькарнаев Адвокатский запрос: границы возможностей Адвокатский запрос изменения в закон образец

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) и Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909, N 29 (ч. 1), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49 (ч. 7), ст. 6396, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. 2), ст. 3515, N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108, N 19, ст. 2806, N 37, ст. 5130; 2016, N 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211; N 19, ст. 2672), приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса.

Утверждены
приказом Минюста России
от _____________ N ____

Требования
к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса

Настоящие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (далее - Требования) определяют форму, порядок оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) (далее - Федеральный закон).

I. Порядок оформления адвокатского запроса

1. Адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде по форме согласно приложению N 1 к Требованиям.

2. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть выполнен от руки, машинописным способом или распечатан посредством электронных печатающих устройств.

3. При оформлении адвокатского запроса в электронном виде он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием электронных подписей.

4. Адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (последнее - при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) адвоката;

4) реестровый номер и наименование субъекта Российской Федерации, в реестр которого внесены сведения об адвокате, направляющем запрос;

5) реквизиты ордера (доверенности): номер и дата выдачи;

6) полное наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый и электронный адрес (последнее - при наличии), номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер в Журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

12) сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе справки, характеристики и иные документы;

13) указание на способ передачи запрашиваемой информации (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, выдача по доверенности посыльному);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов;

15) дату составления адвокатского запроса;

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии).

5. К адвокатскому запросу прилагаются копии ордера (доверенности) и удостоверения адвоката. Адвокат вправе, при необходимости, приложить к адвокатскому запросу иные документы.

6. Действие статьи 6.1 Федерального закона не распространяется на обращения в форме адвокатского запроса, связанные с разъяснением законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции органа государственной власти, органа местного самоуправления.

II. Порядок направления адвокатского запроса

7. Адвокатский запрос может быть направлен в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

8. Адвокатский запрос может быть направлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через курьера (посыльного).

9. Адвокатский запрос в форме электронного документа может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в общественные объединения и иные организации - при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

10. Адвокатский запрос регистрируется в Журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием, по форме согласно приложению N 2 к Требованиям.

Приложение N 1
к требованиям к форме, порядку оформления и направления
адвокатского запроса, утвержденным приказом Минюста России
от "____" __________ 2016 г.

Форма
адвокатского запроса

__________________________________ (полное или сокращенное (последнее - при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, кому направляется адвокатский запрос) __________________________________ (почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, кому направляется запрос) от адвоката _______________________, (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) имеющего реестровый N ___________ в реестре адвокатов ________________, (наименование субъекта Российской Федерации, в реестр которого внесены сведения об адвокате, направляющем запрос) ордер (доверенность) _______________, (номер, дата выдачи) осуществляющего деятельность в ____ __________________________________ (полное наименование адвокатского образования) __________________________________ (почтовый и электронный адрес (последнее - при наличии), номер телефона/факса)

АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС N ______________

(регистрационный номер)

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в целях оказания квалифицированной юридической помощи ___________________ (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) физического лица или полное наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат; процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делу об административном правонарушении) прошу предоставить ______________________________________________________. (сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе справки, характеристики и иные документы) Сведения прошу передать ____________________________________________. (указать способ передачи: почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, выдать по доверенности посыльному) Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (статья 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Дата составления запроса _______________ (________________)

(подпись адвоката) (имя, отчество (последнее - при наличии), фамилия)

Приложение N 2
к требованиям к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденным
приказом Минюста России
от "____" __________ 2016 г.

Журнал
регистрации адвокатских запросов

Рег. N адвокатского запроса Дата направления адвокатского запроса Наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и (или) иной организации Имя, отчество (последнее - при наличии), фамилия адвоката, направившего запрос Краткое содержание адвокатского запроса Реквизиты ответа на адвокатский запрос

Обзор документа

В июне 2016 г. в Закон об адвокатской деятельности были внесены изменения. В частности, появилась статья, посвященная направлению адвокатского запроса.

Представлен проект приказа Минюста России, которым определяются требования к форме, порядку составления и направления такого документа.

Адвокатский запрос допускается формировать в бумажном и (или) в электронном виде. Приводится перечень указываемых сведений.

Документ может быть направлен в органы госвласти, местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в их компетенцию вопросам о представлении справок, характеристик и иных материалов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

Согласно ст. 6, п.3 Закона "Об адвокатуре", юрист имеет право запрашивать информацию, необходимую ему для оказания помощи клиенту. Это может быть справка, характеристика и прочая документация. Адвокатский запрос на предоставление информации может быть отправлен в органы госвласти и территориального самоуправления, различные общественные организации и объединения.

Правовая основа

Ст. 48 Конституции устанавливает общий порядок, определяющий, каким должен быть адвокатский запрос и его исполнение. В указанном выше ФЗ предписано, что право юриста на осуществление определенных действий с целью оказания квалифицированной помощи возникает при наличии соответствующего соглашения. В качестве нормативной основы, позволяющей отправлять адвокатский запрос, может выступать также особое поручение. Оно может быть предусмотрено в решении суда, постановлении органа предварительного расследования, дознания и прочих уполномоченных подразделений. По такого рода поручениям может осуществляться адвокатский запрос в ГИБДД (образец документа будет представлен далее).

Из закона следует, что упомянутое действие считается легитимным только в случае юридического обоснования права на оказание помощи. Именно это наделяет адвоката полномочиями на истребование необходимой для него информации. Это, в свою очередь, порождает ответную обязанность органов власти и прочих организаций и учреждений (в том числе коммерческих, которые оказывают населению платные услуги) передавать юристу сведения на безвозмездной основе. При этом непосредственно сам адвокатский запрос должен содержать ссылку на соответствующее назначение, поручение либо соглашение. Однако в законодательстве установлено, что никто не имеет права требовать от юриста или его представителя непосредственного предъявления документации, выступающей в качестве обоснования действий.

Сопутствующие документы: ордер

Полномочия, которыми наделяется адвокат, согласно ст. 6, ч. 2 соответствующего ФЗ, должны быть оформлены соответствующими бумагами. Это требование реализуется ордером (в предусмотренных законом случаях) или доверенностью (в прочих ситуациях). В нормативных актах не прописана необходимость предъявлять указанные документы. В связи с этим прилагать их при реализации полномочия необязательно.

Исключением является адвокатский запрос по уголовному делу. Это обусловлено положениями ст. 49 УК. В соответствии с ними, юрист допускается к участию в таком процессе только на основании ордера. Это требование в подобных случаях является обязательным. Таким образом, ордер необходим для вступления адвоката в процесс в качестве защитника, причем на любой его стадии, в т.ч. на этапе исполнения приговора. Также данная бумага необходима, если оформление доверенности не представляется возможным. Например, в случае назначения юриста представителем ответчика, в соответствии с порядком, прописанным в ст. 50 ГК, и прочих ситуациях, определенных законом.

Доверенность

Она оформляется, если гражданин желает, чтобы юрист отстаивал его интересы. В данном случае законом не предусмотрено нотариальное заверение доверенности. В связи с этим, документ может составляться в обычной письменной форме. Доверенность может содержать указание на существование между клиентом и адвокатом соглашения. Эти сведения заверяются подписью и печатью руководителя юридического образования. В ряде случаев адвокатский запрос (в ЗАГС, поликлинику и другие учреждения) предполагает получение личных данных клиента (если это не запрещается законом). Документ в таких ситуациях должен содержать согласие доверителя на это.

Форма адвокатского запроса

Для данного документа, как и для многих других, предусмотрены определенные требования по заполнению. Рассмотрим, как должен выглядеть адвокатский запрос. Образец документа позволяет соблюсти нормативные предписания. Вне зависимости от того, в какое учреждение отправляется бумага, в ней должны присутствовать все элементы, предусмотренные законом. Первое, что должен содержать адвокатский запрос (образец, представленный в конце статьи, иллюстрирует это) - это данные о юристе. В частности, должны быть указаны его Ф.И.О., сведения о том, что он является сотрудником (членом) соответствующей организации (ассоциации).

В документе в обязательном порядке должен присутствовать номер юриста в реестре, ссылки на наличие соглашения с клиентом и необходимость получения определенной информации (цель, с которой составляется адвокатский запрос). Образец в больницу или иное учреждение, располагающее сведениями о клиенте, предполагает также наличие указания доверителя на их передачу юристу. Как правило, если бумага содержит такую информацию, сложностей в получении требуемых данных не возникает.

Законодательная база

Право юриста на сбор информации, касающейся третьих лиц, регламентировано положениями ст. 48 Конституции. Они обеспечивают граждан возможностью получать квалифицированную помощь адвоката. Также отраслевыми процессуальными законами предусматривается право юриста собирать доказательства по производству. Однако при этом в ст. 23 Конституции содержатся положения, гарантирующие сохранение семейной и личной тайны, неприкосновенности частной жизни человека.

Ст. 24 Основного Закона запрещает сбор персональных данных без согласия людей. Это же положение содержится в ст. 8 Конвенции о защите свободы и права человека. Согласно ст. 55, ч. 3 Конституции, могут быть установлены определенные ограничения для гражданина. В частности, ФЗ гласит, что свободы и права могут ограничиваться в той мере, которая необходима для обеспечения защиты нравственности, основ конституционного режима, здоровья, интересов и возможностей иных лиц, безопасности государства и обороны страны.

Виды сведений

ФЗ № 27 от 26 июля 2006 года классифицирует информацию в соответствии с категорией доступа к ней. Так, выделяют:

  • Общедоступные сведения. К ним относятся общеизвестные данные и прочая информация, не имеющая ограничений по доступу.
  • Частные данные. К этой категории относят информацию, доступ к которой ограничивается федеральными нормативными актами для обеспечения защиты государства, здоровья, нравственности, интересов и прав лиц и прочего.

Вместе с тем закон выделяет и такие категории сведений, которые могут составлять тайну (коммерческую, служебную и так далее). Нормативными актами устанавливается требование соблюдения конфиденциальности и порядок привлечения к ответственности в случае обнародования таких данных.

Персональная информация

В ФЗ № 152 от 27 июля 2006 года приведен неполный список личных сведений о гражданине, подлежащих защите. Согласно ст. 3, п. 1, к персональным данным следует отнести любую информацию, которая относится к определяемому на ее основании либо определенному в соответствии с ней физическому лицу. Сюда входят его фамилия, имя и отчество, дата рождения (число, месяц и год), имущественное, социальное и семейное положение, адрес, доходы, профессия, образование и прочее.

Ограничение в отношении подобной информации вытекает также из некоторых других федеральных законов. Они, в частности, устанавливают требование по сохранению коммерческой, государственной, банковской, врачебной тайны и так далее. Соответствующими отраслевыми нормативными актами предусматривается возможность рассекречивания данных. Однако для этого необходим запрос следственного органа или суда. При обращении защитника такие сведения не передаются. Так, адвокатский запрос в налоговую службу может быть не удовлетворен, если содержит просьбу о разглашении доходов либо финансового состояния гражданина.

Случай из практики

Для наглядности приведем такой пример. В Конституционный суд обратился адвокат с жалобой. В ее содержании гражданин, осуществлявший на тот момент защиту доверителя в рамках уголовного производства, указал на отказ таможенных органов передать ему затребованную информацию. Неисполнение адвокатского запроса было обосновано ст. 10 ТК и частью 3 ФЗ "О коммерческой тайне". Защитник обратился в таможенный орган за получением сведений, касающихся партии телефонов, которые, как он предполагал, были ввезены потерпевшим на территорию страны. Основанием отказа удовлетворить адвокатский запрос явилось то, что защитник не входит в круг лиц, которые по закону имеют право доступа к такого рода сведениям.

В своей жалобе адвокат обращался к суду с просьбой признать ст. 10 ТК, на которую ссылались таможенные органы, противоречащей положениям ст. 45, 37 и 123 (ч. 3) Конституции. Связывал он это с тем, что предписания, наряду со ст. 6 (ч. 3) и ст. 3 и 5 ФЗ, регламентирующего порядок сохранения коммерческой тайны, препятствуют сбору юристом необходимых доказательств в пользу его клиента. Кроме того, все эти положения нарушают его конституционное право свободно распоряжаться своими трудовыми способностями, равно как и принцип равноправия и состязательности сторон в ходе производства по делу.

Конституционный Суд, отказывая вышеупомянутому гражданину в удовлетворении жалобы, пояснил, что законодатель не включает адвокатов в список лиц, чьи запросы по передаче сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть удовлетворены. Ст. 10 ТК, как разъяснил Суд, находясь во взаимосвязи с соответствующим ФЗ о сохранении коммерческой тайны, устанавливает особый правовой режим, касающийся доступа к таким сведениям и исключающий их получение третьими лицами. При этом предусмотренный порядок не дает каких-либо оснований сделать вывод о том, что были нарушены гарантируемые Конституцией права заявителя. Это объясняется тем, что предписания не запрещают участниками уголовного производства реализовывать свои права на защиту всеми способами, разрешенными законодательством, в том числе составлением ходатайств об истребовании необходимых сведений органами предварительного расследования, дознания или судом.

Из приведенного примера следует, что юрист может получать только ту информацию, которая не представляет собой вышеупомянутые защищённые данные (доступ к которым ограничен федеральными законами), т.е. личную, семейную, врачебную, банковскую, коммерческую, государственную тайну и т. д. А значит, вопросов такого характера не должен содержать адвокатский запрос. Образец в больницу, таким образом, предусматривает необходимость указания только тех сведений, доступ к которым разрешен третьим лицам, даже несмотря на наличие согласия клиента на обнародование данных, составляющих врачебную тайну.

Важные моменты

В Конституции предусмотрено право каждого человека свободно передавать, получать, искать, распространять и производить информацию любыми законными способами. В ст. 24 Основного Закона установлена обязанность органов госвласти и территориального самоуправления, должностных лиц обеспечивать граждан возможностью знакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают их интересы и права, если прочее не предписано нормами.

Ввиду прямого действия приведенного положения, любые персональные данные, кроме тех, которые содержат коммерческую, семейную и прочую тайну, конфиденциальных сведений о профессиональной, предпринимательской, служебной, изобретательской деятельности, должны быть доступны для людей, конечно, при условии, что законодательно не предусмотрен особый правовой статус этой информации. Эта обязанность исходит и из предписаний ст. 48 Основного Закона и ряда отраслевых нормативных актов, регламентирующих деятельность юристов-защитников на территории РФ. Таким образом, адвокатский запрос на раскрытие тех или иных сведений может быть удовлетворен при условии, что обнародование данных не нарушает конституционные права и интересы лиц, которые ими располагают. Исключение составляют случаи, когда необходимость в подобных мерах продиктована особыми обстоятельствами. Однако и в этом случае сведения раскрываются только тем лицам, которые входят в перечень уполномоченных законом.

Необходимые реквизиты

В соответствии со ст. 14, ч. 3 ФЗ о персональных сведениях, доступ к собственной личной информации производится по запросу непосредственно субъекта либо его законного представителя. В качестве последнего может выступать юрист-защитник. Форма адвокатского запроса в этом случае должна содержать фамилию, имя и отчество заявителя, серию и номер документа, который удостоверяет личность, наименование выдавшего его органа, дату выдачи, подпись. Проводя анализ перечисленных выше законодательных актов, можно сделать вывод о том, что в ходе сбора конфиденциальных сведений защитником в отношении его клиента, органы госвласти, территориального самоуправления и прочие уполномоченные подразделения обязуются передать требуемую информацию только в том случае, если данная инициатива исходит от самого доверителя, а документ включает в себя все упомянутые реквизиты.

Пример адвокатского запроса

Адвокат юридического образования___________ в г.___________, имеющий регистрационный № _____ в реестре _________________ , удостоверение № ______________, _________________________(Ф.И.О.), находящийся по адресу _____________________________________, для оказания юридической помощи гражданину___________________________(Ф.И.О.), в том числе для осуществления консультирования по вопросам подготовки искового требования (возражения) в соответствии с ч. 2, ст. 24 Конституции, п. 3, ст. 6 ФЗ "Об адвокатуре в РФ", прошу предоставить следующие сведения:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Приложение: копия ордера (доверенности)

Дата:_________________. Подпись__________________

Наличие соглашения об оказании квалифицированной помощи подтверждаю

Руководитель образования:_____________________ (ФИО) М. П.

В заключение

Рано или поздно каждому практикующему адвокату придется решать проблему получения требуемой информации, без наличия которой невозможно представлять интересы доверителя должным образом. Следует более четко определить права юриста. В частности, защитник может:

  • Вести сбор сведений, которые могут выступать в качестве доказательства в уголовных, хозяйственных, гражданских, административных судопроизводствах по факту тех или иных нарушений.
  • Запрашивать и получать оригиналы и копии документов от учреждений, организаций, предприятий, а также от граждан – при их согласии.
  • Знакомиться непосредственно на месте с необходимыми материалами, кроме тех, которые составляют тайну, охраняемую законом.
  • Получать в письменном виде заключения экспертов по вопросам, которые требуют особенных знаний, вести опрос граждан.

Как правило, обращения юристов не связаны с раскрытием секретных данных, в связи с этим сложностей при удовлетворении просьбы возникать не должно. Однако часто руководители предприятий уклоняются от передачи нужных сведений защитнику. В качестве обоснования может выступать, например, недостаточная техническая оснащенность. В ответе на адвокатский запрос начальство, в свою очередь, часто предлагает юристу самому посетить предприятие и найти нужную информацию. Эти и иные обстоятельства зачастую весьма усложняют деятельность.
Следует также сказать, что законом не установлен срок ответа на адвокатский запрос. В связи с этим юристам приходится указывать его самостоятельно. В запросе необходимо максимально четко и ясно изложить свою просьбу. Наличие копии доверенности либо ордера считается обязательным условием в практике. Приложение копий упомянутых документов имеет особенное значение при запросе адвокатом сведений персонального характера. Вместе с этим, юрист должен строго соблюдать букву закона, не превышать своих полномочий. Адвокат вправе оспорить действия или бездействия организации, к которой он обращается в случаях, предусмотренных законодательством. Порядок обжалования установлен соответствующими положениями ФЗ и прочих отраслевых актов. В любом случае при осуществлении своей деятельности защитник не должен ущемлять или ограничивать интересы и права других лиц.



юрист

Руководителю любого государственного или муниципального учреждения или организации хотя бы изредка приходится сталкиваться с тем, что принято называть адвокатскими запросами. Адвокаты, представляя интересы своих доверителей, запрашивают разнообразную информацию: о судимостях, фактах привлечения граждан к административной ответственности, о праве собственности на автотранспортные средства, об учете в наркологических, венерологических и психоневрологических диспансерах, о фактах обращения за медицинской помощью и т. п.

При этом энергия профессионального правозащитника и ссылка на положения Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон №63-ФЗ) наряду с отсутствием опыта работы с этой категорией представителей юридического труда часто дезориентируют руководителей организаций, у которых указанная и иная информация запрашивается. Действительно, руководителю государственного учреждения довольно трудно принять решение о том, нужно ли давать адвокату ответ. И, что намного важнее - можно ли такой ответ давать.

С одной стороны, в соответствии с рядом законов отказ в предоставлении информации грозит наказанием. Так, например, ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) грозит штрафом за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо за несвоевременное пре доставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации. Поэтому если адвокату будет необоснованно отказано в предоставлении информации или его запрос будет проигнорирован, руководитель организации рискует быть подвергнутым административному наказанию по ст. 5.39 КоАП РФ.

С другой стороны, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 13.11 КоАП РФ.

Но это еще не все. Спектр составов административных правонарушений в этой сфере довольно широк. Это и ст. 13.14 КоАП РФ, карающая за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 указанного кодекса, и еще несколько узкоспециальных составов, на которых мы отдельно останавливаться не будем.

Как же действовать руководителю, в подразделение которого поступил адвокатский запрос, чтобы соблюсти закон? В этом мы разберемся на страницах предлагаемой статьи.

Во-первых, нельзя искать простой выход. Рассматриваемая ситуация не относится к разряду таких, в которых для подстраховки можно действовать по единому, наиболее безопасному шаблону. В частности, нельзя отказывать подряд всем адвокатам (и прочим гражданам), так как в том случае, если отказ будет необоснованным, возникает угроза наказания по ст. 5.39 КоАП РФ. Нельзя и отвечать на все запросы без разбора - ведь в случае предоставления излишнего объема информации грозит наказание уже по ст. 13.14 КоАП РФ.

Поэтому каждый запрос должен быть проанализирован на соответствие действующему законодательству.

Алгоритм действий по проверке адвокатского запроса включает:

  1. проверку полномочий адвоката;
  2. проверку права адвоката на доступ к информации.

По первому пункту проблема состоит в том, что адвокаты часто, обращаясь в административные органы, ссылаются на ст. 6 Закона № 63-ФЗ и прилагают к своим запросам ордер. Нередко лицо, к которому поступил такой запрос, проверяет полномочия адвоката на основании этого ордера. Это неправильно. Необходимо запомнить правило:

Юридическая аргументация здесь такая. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

В настоящее время случаи, в которых адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием, предусмотрены следующими федеральными законами:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях, ч. 3 ст. 25.5 которого гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. При этом необходимо принимать во внимание ч. 2 той же статьи, в которой идет речь о том, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Следовательно, ордер представляется адвокатом только тогда, когда он вступает в производство по делу об административном правонарушении;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 4 ст. 49 которого адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Гражданским процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 5 ст. 53 которого право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Статья 31.2 этого закона называется «Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», а абз. 3 ч. 1 этой статьи гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно ч. 1 ст. 18 этого закона подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому в качестве защитника к участию в производстве (в военных судах) по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 28.1);
  • эта же норма дублируется в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

Приведенный список исчерпывающий. Это значит, что никаких других федеральных законов, допускающих (и предписывающих) удостоверение полномочий адвоката посредством предъявления ордера, не имеется.

Из приведенного перечня видно, что все действия адвоката, для которых требуется (и допускается) оформление ордера, исчерпываются судебным процессом и посещением следственного изолятора.

Следовательно, согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ при обращении во все другие органы и организации полномочия адвоката должны быть подтверждены доверенностью.

Согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность, оформленная от имени гражданина, должна быть нотариально удостоверена.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

  1. доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
  2. доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединения, учреждения или заведения;
  3. доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
  4. доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Если все же найдется (или будет издан после выхода в свет настоящей статьи) федеральный закон, позволяющий адвокату обращаться в органы определенного вида с запросами на основании ордера, следует проверить, оформлен ли такой ордер в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. Форма ордера утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 08.08.2002 № 217. Согласно этому приказу ордер должен содержать следующие реквизиты:

  • реквизиты соглашения, на основании которого выписан ордер (номер, дата);
  • фамилию и инициалы должностного лица, выдавшего ордер;
  • номер ордера;
  • дату выдачи ордера;
  • полное наименование и адрес адвокатского образования, руководитель которого подписал ордер;
  • место, где предстоит исполнить поручение;
  • фамилию и инициалы доверителя.

Лицом, уполномоченным на подписание ордера, является только руководитель адвокатского образования. Такими руководителями являются:

  • председатели президиумов, председатели коллегий адвокатов;
  • управляющие партнеры адвокатских бюро;
  • руководители юридических бюро;
  • адвокаты, учредившие адвокатский кабинет (в этом случае адвокат подписывает ордер, выданный себе же. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, не вправе подписать ордер, выданный другому адвокату).

Другие лица из числа руководителей адвокатских структур не вправе подписывать ордера. В частности, этого права лишены:

  • заместители руководителей адвокатских образований, тем более секретари этих образований;
  • президенты адвокатских палат субъектов федерации;
  • президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Здесь необходимо обратить внимание еще на один момент. Адвокат только тогда действует в этом статусе, когда он представляет интересы иного лица. Если лицо, наделенное статусом адвоката, действует в своем интересе, то его действия являются частными, а не адвокатскими.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Если в рамках интересующего адвоката дела он не оказывает какому-либо физическому либо юридическому лицу, которые могли бы являться по отношению к нему доверителями, квалифицированную юридическую помощь, а действует исключительно в своем интересе, то при таких обстоятельствах деятельность по защите своих собственных интересов не может быть признана адвокатской деятельностью в смысле ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ.

Следовательно, права и полномочия, предоставляемые адвокатам Законом № 63-ФЗ, применительно к рассматриваемой ситуации на адвоката, действующего в своем интересе, не распространяются.

Вторая часть алгоритма предполагает проверку того, может ли быть предоставлена адвокату (полномочия которого проверены) запрошенная информация.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

  1. нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. информации о состоянии окружающей среды;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  4. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  5. иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Приведенная статья федерального закона довольно обширна, но для упрощения восприятия ее содержание можно подать кратко:

Это означает, что, если лицо запрашивает у организации любые сведения, касающиеся самой организации, включая организационную структуру, должностные инструкции работников, регламенты работы, отчеты об основной и дополнительных видах деятельности, вполне можно принять решение о направлении лицу такой информации в случае, если она не имеет грифа секретности или ограниченного доступа. При этом гриф секретности или ограниченного доступа может применяться к информации только в соответствии с прямыми предписаниями нормативных правовых актов.

При этом следует учитывать, что представляется такая информация только в обезличенном виде. Это означает, что она не может содержать персональных данных сотрудников учреждения. Поэтому не могут быть представлены в ответ на адвокатский запрос такие документы, как:

Также следует помнить, что понятие коммерческой тайны применимо только к коммерческим юридическим лицам. Основным признаком коммерческого юридического лица является извлечение прибыли в качестве основной цели его деятельности. Поэтому руководитель любого государственного или муниципального органа не может отказать в выдаче информации со ссылкой на коммерческую тайну.

Какую информацию не следует выдавать? Выдавать действующим законодательством запрещено (кроме информации, отнесенной к государственной или служебной тайне законом) персональные данные граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, составляет персональные данные.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

  1. в случае обезличивания персональных данных;
  2. в отношении общедоступных персональных данных.

Если запрашиваемая адвокатом информация (персональные данные) не относится к числу общедоступных в смысле ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», то такой адвокатский запрос выходит за пределы правовых предписаний, содержащихся в чч. 1 и 2 ст. 7 указанного закона, по причине чего не может быть удовлетворен.

Вышеизложенные правила об ограничении доступа к персональным данным применяются только в том случае, если адвокат, действуя в интересах одного лица, запрашивает информацию о другом лице. Тогда следует отказать в ответе на запрос.

Если же адвокат, действуя в интересах доверителя, подтвердивший свои полномочия доверенностью, оформленной и заверенной в установленном законом порядке, запрашивает информацию, касающуюся личности своего доверителя, то он имеет на это полномочия, и на адвокатский запрос должен быть дан положительный ответ.

И последнее: при рассмотрении адвокатского запроса следует соблюдать установленный для этого месячный срок (п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). В этот срок нужно дать адвокату либо положительный, либо отрицательный ответ об интересующей его информации. При этом не следует направлять ответ по почте, так как статус адвоката подтверждается удостоверением адвоката. Поэтому в адрес адвоката следует направить уведомление о том, где и в какое время он может получить ответ на свой запрос, а ответ выдать ему на руки после предъявления адвокатом удостоверения, выданного управлением юстиции субъекта Российской Федерации.

В приложении к статье приводится образец письма с различными мотивировками отказа в удовлетворении адвокатского запроса.

Также по этой теме.


Нормативная база по адвокатскому запросу

Утверждены

приказом Минюста России

от 14.12.2016 N 288

ТРЕБОВАНИЯ

к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса

I). Общие положения

1) Настоящие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (далее - Требования) определяют форму, порядок оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 6.1 N 63-ФЗ (далее - Федеральный закон).

II). Порядок оформления адвокатского запроса

2) Адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Рекомендуемый образец адвокатского запроса содержится в приложении к Требованиям.

3) Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть выполнен от руки, машинописным способом или распечатан посредством электронных печатающих устройств.

4) При оформлении адвокатского запроса в электронной форме он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

5) Адвокатский запрос должен содержать:

1). полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2). почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3). фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4). регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта РФ;

5). реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера , либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6). полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования , в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7). почтовый адрес; при наличии - электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8). наименование документа (адвокатский запрос);

9). регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10). указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11).

Фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат;

Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат,

Номер дела (последние 2 пункта - при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

12). указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости - обоснование получения запрашиваемых сведений;

13). указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);

14). перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

15). дату адвокатского запроса;

16). подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

6) Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

III). Порядок направления адвокатского запроса

7) Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через представителя.

8) Адвокатский запрос в электронной форме может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в общественные объединения и иные организации - при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

9) Адвокатский запрос регистрируется в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием. Рекомендуемый образец журнала регистрации адвокатских запросов содержится в приложении к Требованиям.

Приложение N 1

СКАЧАТЬ простой бланк: advokatskiy-zapros_-blank.doc (cкачиваний: 146)

- ,

Порядку ,

Порядку адвокатского запроса.

Наименование органа государственной

Адвокатский запрос)

_______________________________________

(почтовый адрес органа государственной

Власти, органа местного самоуправления,

Общественного объединения или иной

Организации, куда направляется

Адвокатский запрос)

От адвоката __________________________,

(фамилия, имя, отчество

(при наличии)

Имеющего регистрационный N ___________,

Соглашение либо ордер, либо

Доверенность _________________________,

(номер, дата)

Осуществляющего деятельность в ________

_______________________________________

(полное или сокращенное (при наличии)

Наименование адвокатского образования)

_______________________________________

(почтовый; электронный адрес номер

Телефона/факса (при наличии)

АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС N _______________________________

(регистрационный номер в )

В соответствии с п.1 статьи 6.1 закона об адвокатуре в целях оказания квалифицированной юридической помощи ______________________________________________________________________

(Ф.И.О. физического лица или полное наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат; процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние - при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делу об административном правонарушении)

прошу предоставить _______________________________________________________.

(запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости - обоснование получения запрашиваемых сведений)

Сведения прошу передать ______________________________________________.

(указать способ передачи: почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, выдать на руки)

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влекут ответственность, установленную

законодательством РФ (5.39 КоАП )

Приложение (при наличии):_______________

Дата регистрации адвокатского запроса __________ (________________________)

(подпись, фамилия, инициалы адвоката)

Приложение N 2

ЖУРНАЛ регистрации адвокатских запросов (рекомендуемый образец)

Рег. N запроса

Дата регистрации адвокатского запроса

Наименование адресата - органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и (или) иной организации

Ф.И.О., адвоката, направившего запрос

Реквизиты ответа на адвокатский запрос

Адвокатский запрос — это официальное обращение в различные органы и организации о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. С 13 июня 2016 года введена (Федеральный закон от 02.06.2016 № 160-ФЗ (далее - Закон № 160-ФЗ)) норма об адвокатском запросе и административной ответственности за уклонение от предоставления адвокату запрошенной информации. Рассмотрим, как адвокатский запрос применим на практике

18.01.2017

В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатской деятельности) (ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ в прежней редакции) ранее указывалось, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Однако порядка предоставления информации и никаких санкций за игнорирование запросов адвоката законодательством предусмотрено не было.

В 2016 году Федеральным законом от 02.06.2016 № 160-ФЗ (далее - Закон № 160-ФЗ) в Закон об адвокатской деятельности и Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения.

Направление адвокатского запроса

В частности, Закон об адвокатской деятельности был дополнен статьей 6.1 «Адвокатский запрос», согласно которой адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в установленном порядке официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос). Вышеуказанные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, при этом адвокат, направивший запрос, должен быть уведомлен о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в следующих случаях:

  1. субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;
  2. нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;
  3. запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Неправомерный отказ в предоставлении сведений, нарушение сроков их предоставления влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Если определен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется согласно требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Если ответ на адвокатский запрос не последовал

За уклонение от предоставления адвокату информации установлена административная ответственность.

В частности, в Кодекс об административных правонарушениях (ст. 5.39 КоАП РФ) была внесена норма о том, что неправомерный отказ в предоставлении адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей.

Помочь адвокату реализовать свое право на получение информации должен прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). Именно он может возбуждать административное производство в отношении должностных лиц организаций в случае нарушения ими вышеуказанной нормы. Дело по данному административному правонарушению рассматривает суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Адвокатский запрос в теории и на практике

Казалось бы, введение конкретных норм можно оценивать положительно. Ранее адвокатам приходилось для получения информации идти на различные процессуальные ухищрения: обжаловать бездействие организаций по правилам Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса , обращаться в прокуратуру, полицию, налоговые органы с просьбами оказания содействия (зачастую безрезультатно), использовать личные связи и прочее.

Однако многие адвокаты отмечают, что вышеуказанные нормы применить будет сложно.

Пока не ясно, какую именно информацию получит адвокат по запросу, так как в самой статье 6.1 Закона об адвокатской деятельности говорится о том, что в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом. Например, адвокат запрашивает информацию о размере средней заработной платы на предприятии, о заработной плате руководителей фирмы. Ему отвечают - коммерческая тайна. Запрашивает о сумме уплаченных налогов - налоговая тайна, о средствах в банке - банковская тайна, сведения о заболевании - медицинская. И везде санкции за разглашение сведений. А еще есть защита персональных данных, защита служебной и государственной тайны, защита компьютерной информации и электронных сетей, страховая тайна и прочее.

Автор полагает, что самыми беззащитными перед адвокатскими запросами станут юридические лица в области трудовых споров, защиты прав потребителей , корпоративных отношений, в которых имеются прямые предписания о предоставлении информации (например, ст. 15.19 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках»). Однако мизерный размер штрафов (за исключением корпоративных отношений, где существуют специальные нормы) позволит легко пренебрегать запросами адвокатов, как и раньше.

Предоставляя адвокату право на получение информации по адвокатскому запросу, законодатель ужесточает требования к самим адвокатам.

Новым основанием прекращения статуса адвоката теперь является незаконное использование и (или) разглашение информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическое несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу (подп. 2.1 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатской деятельности). С «разглашением информации» более-менее ясно, так как адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (ст. 8 Закона об адвокатской деятельности). За разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), адвокат будет привлечен к административной ответственности как должностное лицо в виде штрафа от 4000 до 5000 рублей (ст. 13.14 КоАП РФ).

Положения же о лишении статуса адвоката за систематическое несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу являются спорными. Что значит «несоблюдение требований»? Это злоупотребление правом адвоката на запрос? Может быть, это формальное нарушение расстановки запятых и приложений к запросу? Исходя из вышеприведенной формулировки можно сделать вывод, что законодатель хочет наказать адвоката не за суть запрашиваемой информации, а за форму запроса, что, на взгляд автора, является меньшим злом. С учетом того, что представление о возбуждении дисциплинарного производства, внесенное в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации территориальным органом юстиции, рассматривается квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном кодексом профессиональной этики адвоката, то есть самим адвокатским сообществом, есть определенная уверенность, что за свою активную позицию по делу, если она находится в рамках адвокатской этики, адвокаты не пострадают.

Из вышеизложенного следует, что закон напрямую требует от руководителя организации предоставить ответ на адвокатский запрос. Но что делать, если очень не хочется на него отвечать? Если запрос направлен на защиту интересов явного и известного сутяжника, если есть подозрения, что за запросом стоят рейдеры или конкуренты? Ответы приведены выше: нет сведений; нарушены форма и порядок оформления и направления адвокатского запроса; запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Автор полагает, что основные страсти разгорятся вокруг «предоставления информации с ограниченным доступом». В организациях с высокой корпоративной и юридической культурой должны быть заранее разработаны и утверждены положения о той информации, которая составляет коммерческую или иную тайну и (или) таковой не является, чтобы лихорадочно не изобретать документы, подгоняя их под запрос адвоката. Нужно также внимательно изучить сам текст запроса. Нередки случаи, когда в нем не учитывается специфика деятельности предприятия и в запросе употребляются ошибочные понятия и термины. Также не следует забывать о многолетних спорах предприятий с налоговыми органами, когда фирмам удавалось не только не представлять запрашиваемые документы, но и доказывать в арбитражном суде, что запрос не соответствует закону (Налоговому кодексу ) и не корректен: не содержит перечня и наименований документов, учетные регистры не существуют, документы являются документами не налогового учета, а только бухгалтерского, или наоборот, и т.д.

Кроме того, даже давая на тридцатый день с момента получения запроса ответ, что фирма не располагает информацией или просто отказывается ее предоставлять, руководитель уже затягивает процесс значительно больше, чем на месяц. Пока ответ по почте будет получен, пока поступит жалоба в прокуратуру, прокурор проведет проверку, обратится в суд, суд приступит к рассмотрению, известит стороны, вынесет судебный акт, акт будет обжалован... Пройдет не один месяц. И каков итог? Максимальный штраф в сумме 3000 рублей.

Остается только надеяться, что реальная жизнь и судебная практика внесут коррективы, законодательство будет развиваться в интересах общества, а интересы сторон будут со временем сбалансированно учтены. Но уже сам факт того, что адвокатский запрос узаконен, при всем несовершенстве юридической техники - это большой шаг в развитии правового государства, развития института адвокатуры, а значит, и правовой защищенности граждан и бизнеса.