Нормативные акты ссср действующие на сегодняшний день. Минюст избавит российские законы от норм времен ссср — российская газета

Действие правовых актов СССР на территории России

Вопрос:

Каковы условия действия нормативных актов СССР, нужна ли их обязательная регистрация в Минюсте РФ?

Александров А.В.,
Редактор газеты “Знамя труда”

Ответ:

В период существования СССР многие сферы жизни были урегулированы союзным законодательством. После распада Советского Союза российский законодатель не мог в одночасье отменить законодательство СССР и заменить его нормативными актами России, поэтому и на сегодняшний день многие общественные отношения урегулированы законодательством СССР.

Первый съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Указанная Декларация установила полноту власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно переданы в ведение Союза ССР, верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР, возможность приостановления действия Республикой на своей территории актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года N 1831-1 с 1 ноября 1991 года по 1 декабря 1992 года был установлен особый порядок правового регулирования проведения и обеспечения радикальной экономической реформы в РСФСР, в соответствии c которым Законы РСФСР, указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы в РСФСР, подлежали приоритетному исполнению. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы применялись в части, не противоречащей актам, принятым в соответствии с указанным постановлением. Законодательные акты Союза ССР, препятствующие проведению экономической реформы, могли быть приостановлены Верховным Советом РСФСР или Президентом РСФСР.

В декабре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление N 2014-1 “О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств”. Указанным постановлением Верховного Совета РСФСР было установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

Регистрация правовых актов в Министерстве юстиции РФ была введена следующими правовыми актами:

Указом Президента Российской Федерации от 05.12.91 N 261 “О Министерстве юстиции РСФСР”;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 “О государственной регистрации ведомственных нормативных актов”;

Указом Президента Российской Федерации от 21.01.93 N 104 “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации (утратил силу с 5 июня 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763)”.

В Министерстве юстиции РФ подлежат регистрации нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, принятые после 15 мая 1992 года, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер.

С 5 мая 1996 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”.

Этот Указ расширил круг нормативных правовых актов подлежащих обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Теперь подлежат регистрации не только нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, но и акты, устанавливающие правовой статус организаций.

Следует также отметить, что Указ Президента вместо привычного термина “акты министерств и ведомств” использует термин “акты федеральных органов исполнительной власти”. Содержанием термина “акты федеральных органов исполнительной власти” не охватываются акты Президента и Правительства. Акты Президента и Правительства не подлежат регистрации в Министерстве юстиции.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 14.08.96 N 1177 “О структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 29 ноября 1996 года)”.

Таким образом, нормативные акты СССР применяются на территории России, если они не признаны утратившими силу или не пришли в противоречие с правовыми актами Российской Федерации, принятыми после 12 июня 1990 года (после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР). Никакой регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативных актов СССР не требуется.

Долженко А.Н., юрист
Центр правовых услуг

За последние двадцать лет в нашей стране были приняты новая Конституция, новый Трудовой кодекс, десятки законов и нормативных актов, составляющих основу правового регулирования трудовых отношений. При этом до настоящего времени продолжают применяться нормы советского законодательства, которые не были отменены официально и не потеряли своей актуальности. О некоторых из них работодатели просто не знают, другие сознательно игнорируют, полагая, что нормы устарели. Вообще же вопрос соответствия не отмененных нормативных актов СССР и Трудового кодекса РФ достаточно сложный. Не всегда можно с уверенностью сказать, надо или нет руководствоваться тем или иным советским документом.

Потребность в использовании нормативных актов бывшего СССР во многом объясняется пробелами действующего правового регулирования, отсутствием необходимых федеральных нормативных актов, конкретизирующих те или иные нормы Трудового кодекса РФ.

Особенности применения актов бывшего СССР установлены ст. 423 ТК РФ: законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ.

Памятка, которая поможет уберечь компанию от

Таким образом, если нормативный акт бывшего СССР официально не отменен, это еще не значит, что он может применяться.

Верховным Судом РФ было рассмотрено дело о признании частично недействующим подп. «а» п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» (см. определение Верховного Суда РФ от 12.11.2008 № ГКПИ08-2113).

Согласно указанному нормативному акту сотрудникам, работающим в двух- и трехсменном режиме, была установлена доплата за работу в вечернюю смену в размере 20%, а в ночную - 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене.

Верховный Суд РФ, сославшись на норму ч. 2 ст. 154 ТК РФ, согласно которой минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ, признал, что указанное постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС в части установления иных минимальных размеров доплаты за работу в ночное время не может применяться. При этом оспариваемый акт был отменен лишь три года спустя постановлением Правительства РФ от 28.04.2011 № 332.

Причем, если советский нормативный акт противоречит действующему законодательству и в этой связи не может применяться, не имеет принципиального значения, ухудшали или улучшали его нормы положение работника по сравнению с действующими законами. Но, как верно указал Роструд в своем письме от 28.10.2009 № 3201-6-1 на примере официально не отмененных актов Совмина СССР и Совмина РСФСР, устанавливающих повышенные по сравнению с действующим законодательством размеры оплаты труда в ночное время, нормы таких документов могут учитываться при определении конкретных размеров вознаграждения за ночные работы в коллективном договоре, локальных нормативных актах работодателя.

Что значит «могут учитываться»? Они не являются обязательными для работодателя, но коль скоро речь идет об улучшении положения работника по сравнению с тем, как это предусмотрено действующим законодательством, повышенная оплата труда в ночное время в размере, указанном в советских документах, может быть предусмотрена для сотрудников на уровне локального регулирования.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 (далее - Постановление № 554) установлен минимальный размер повышения вознаграждения за работу в ночное время - 20% часовой тарифной ставки. При этом официально не отменено распоряжение Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 985-р «Об установлении дополнительной оплаты за сверхурочную работу рабочим автомобильного транспорта», согласно которому надбавка за работу в ночное время (в отсутствие многосменной организации труда) названной категории сотрудников должна составлять 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час такой работы.

Таким образом, работодатель не вправе установить сотрудникам транспортного предприятия повышение оплаты за работу в ночное время в размере меньше 20%, как это определено Постановлением № 554, но в коллективном или трудовом договоре, локальном нормативном акте может предусмотреть надбавку в 35%, как предусмотрено данным распоряжением Совмина РСФСР, или даже больше.

В декабре при составлении графика отпусков на 2014 год я столкнулась с такой неприятной ситуацией. Несколько наших многодетных сотрудниц заявили, что имеют право использовать отпуск летом или в другое удобное для них время. Якобы сначала нужно учитывать их пожелания, а потом уже производственные интересы и просьбы других сотрудников. Я не понимаю, откуда они это взяли? В Трудовом кодексе таких правил нет.

На сегодняшний день официально не отменено в том числе постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», согласно подп. «б» п. 3 которого работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставляется первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время. Возникает вопрос: действует ли указанная норма сейчас? Кстати, может быть, эти положения распространяются и на одиноких мужчин, имеющих двух и более детей в возрасте до 12 лет, учитывая распоряжение Совмина СССР от 30.10.1985 № 2275р «О предоставлении отпуска для одиноких работающих мужчин, имеющих двух и более детей в возрасте до 12 лет»?

На наш взгляд, ответ на эти вопросы должен быть отрицательным. Согласно ст. 123 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по желанию работников в удобное для них время только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Ни постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235, ни распоряжение Совмина СССР от 30.10.1985 № 2275р федеральными законами не являются, поэтому, несмотря на то что они улучшают положение работников, предоставляя некоторым из них дополнительные гарантии по использованию ежегодного отпуска в удобное время, применяться не должны. В то же время вопрос о предоставлении женщине или одинокому работающему мужчине, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время может быть решен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Нормативные правовые акты СССР применяются главным образом в тех случаях, когда нет возможности обратиться к более поздним актам ввиду их отсутствия, а соответствующие нормы ТК РФ носят общий характер и нуждаются в конкретизации.

Например, в настоящее время действуют Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30.04.1930 № 169 (далее - Правила).

Статья 127 ТК РФ устанавливает, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, однако не определяет порядок ее исчисления. Возникший пробел восполняют пп. 28 и 29 Правил.

Напомним, согласно п. 29 Правил полная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается в размере среднего заработка за полный отпуск. Пропорциональная компенсация выплачивается:

а) при отпуске в 12 рабочих дней - в размере дневного среднего заработка за каждый месяц работы, подлежащий зачету в срок, дающий право на отпуск;

б) при отпуске в 24 рабочих дня и месячном - в размере двухдневного среднего заработка за каждый месяц;

в) при полуторамесячном отпуске - в размере трехдневного, а при двухмесячном - четырехдневного среднего заработка за каждый месяц.

При исчислении срока работы, дающего право на компенсацию, применяется раздел I Правил.

Верховный Суд РФ указал, что данное положение не направлено на дискриминацию работников и не противоречит действующему законодательству, в частности ст. 3, 114, 127 ТК РФ. При том что ст. 291 ТК РФ порядок компенсации неиспользованного отпуска определен только для работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев: им денежная компенсация выплачивается из расчета два рабочих дня за месяц работы. В отношении же остальных сотрудников в аналогичных ситуациях применяется п. 29 Правил (решение Верховного Суда РФ от 01.12.2004 № ГКПИ04-1294).

Продолжает действовать и постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», а также постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, утвердившее Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Причиной тому отсутствие современного правового акта, предусмотренного п. 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», который позволил бы дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда. Данный вывод подтвержден судебной практикой (определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.11.2012 № АПЛ12-651, от 28.03.2013 № АПЛ13-102, определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-О).

В обоснование своих требований работники нередко ссылаются в судах на положения нормативных актов бывшего СССР. И такие требования признаются законными.

Работница, уволенная по сокращению штата, сочла, что в нарушение действующего трудового законодательства работодателем при расчете компенсации за неиспользованный отпуск не применялись положения Правил об очередных и дополнительных отпусках.

Сотрудница проработала более пяти с половиной месяцев - компенсация была ей начислена за девять.

Между тем согласно п. 28 Правил увольняемые по каким бы то ни было основаниям сотрудники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Но ее также получают и проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются, в частности, вследствие ликвидации предприятия или сокращения штата.

При разрешении спора суд исходил из того, что п. 28 Правил продолжает действовать в соответствии со ст. 423 ТК РФ. Данным пунктом, по сути, предоставляются дополнительные гарантии работникам при увольнении по сокращению штата, что не противоречит ни ст. 127, ни ст. 165 ТК РФ.

При таких обстоятельствах суд посчитал, что сотрудница, проработавшая более пяти с половиной месяцев и уволенная по сокращению штата, имела право на полную компенсацию за неиспользованный отпуск.

Однако в пользу работников решения принимаются далеко не всегда.

Работник просил признать недействующим п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства (далее - Рекомендации), утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 № 162/12-55, как ухудшающий его положение по сравнению с действующим законодательством и противоречащий нормам ТК РФ.

В пункте 5.5 Рекомендаций указано, что в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормированным рабочим днем, переведенными на режим ГРВ, почасовой учет этих работ ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (неделя, месяц), т. е. сверхурочными считаются только часы, отработанные сверх установленной для этого периода нормы. Оплата производится в соответствии с действующим законодательством - в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, и в двойном - за остальные.

В обоснование своих требований работник сослался, в частности, на письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 № 22-2-3363 «Об оплате сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени», где сказано, что при суммированном учете рабочего времени исходя из определения сверхурочной работы подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормы в учетном периоде оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за остальные - не менее чем в двойном.

Однако Верховный Суд РФ не согласился с этим требованием, заявив, в частности, что по смыслу ст. 152 ТК РФ в двойном размере оплачивается работа по прошествии первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учетного периода. Таким образом, поскольку законодательством РФ установлен порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), но не определен механизм такой оплаты за учетный период при суммированном учете рабочего времени, в данном случае необходимо руководствоваться п. 5.5 Рекомендаций, который по своему содержанию законодательству РФ не противоречит (определение Верховного Суда РФ от 27.12.2012 № АПЛ12-711).

Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.

"Заключительные и переходные положения" Конституции 1993 г. устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Москва: Эксмо,2015. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

Акты органов местного самоуправления

Конституция отмечает, что "местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно" (ст.12) Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Москва: Эксмо,2015. Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.

Имея в виду другие виды источников конституционного права, следует отметить, во-первых, что в некоторых мусульманских и иных странах таким источником служит религия, свод религиозных правил (например, шариат как свод норм мусульманского права является высшим источником права в Ираке); и во-вторых, что в ряде западных стран источником конституционного права признаются и правовые доктрины (т.е. труды, теории, взгляды крупнейших правоведов-конституционалистов), опираясь на которые суды могут выносить свои решения по конституционным вопросам. Ни первое, ни второе не признается источником права в РФ.

Промежуточный итог: обсуждение свелось к выяснению являются ли документы СССР НПА или нет и от этого зависит следует ли их применять или нет.
Однако, этот вопрос (НПА или нет) по сути не важен. Документы СССР с 1 июля станут "вне закона" и если даже будут применяться, то судебная практика это поправит. Почему?
Немного истории.
307-ФЗ (которым внесены обсуждаемые изменения) разработан и принят по итогам Аналитического доклада - 2013 "Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации" подготовленным в основном Российским союзом промышленников и предпринимателей, под эгидой Министерства экономического развития Российской Федерации, которое фактически уполномочено Правительством РФ "рулить" сферой государственного контроля.
Недопустимость применения документов СССР - один из лейт-мотивов этого документа.
В основном причиной исключения документов СССР является следующее (выдержка из Доклада (стр.100)): "В сфере административного законодательства остается множество других проблем. Одной из самых существенных проблем является обилие отсылочных норм в Кодексе об административных правонарушениях к положениям иных нормативных правовых актов (в том числе к подзаконным и ведомственным). В условиях наличия в статьях КоАП Российской Федерации таких норм на нарушения тех или иных правил (ветеринарных правил и норм (ст. 10.6 КоАП Российской Федерации), санитарных правил (ст. 6.3 КоАП Российской Федерации), правил пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП Российской Федерации) без конкретизации о каких именно нормах таких правил идет речь, к административной ответственности может быть привлечено лицо за любое даже незначительное нарушение таких правил. При этом к корпусу таких ведомственных правил могут относиться и акты Советского Союза с неясным правовым статусом и отсутствием каких-либо сведений об их официальной публикации. Так, судьи систематически выносят решения ссылаясь на акты, изданные в СССР. Например, Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27.12.1983".
Т.е. Минэк рассматривает документы СССР именно так.
В целом в государстве позиция к бизнесу весьма лояльная и направлена на снижения требований.
Поэтому вопрос "применять документы СССР или нет" не стоит.
Вопрос наверное нужно сформулировать следующим образом:
"Требования каких документов следует предъявлять к объектам построенным до дня вступления в силу ТРоПБ, в случае если положения ранее действующих для этих объектов норм устанавливали более низкие требования?".
Т.е. актуальна проблема для обсуждаемого выше случая:
здание 1954 года. По факту ширина выхода 0,71м. По старым нормам д.б. 0,8м., в данное время ширина д.б. 1,2м. Что, и на основании чего требовать?

Министерство юстиции приступило к масштабной ревизии советских правовых актов, которые все еще остаются в силе. Старые нормы будут пересмотрены в соответствии с действующим законодательством.

Как сообщил "Российской газете" заместитель министра юстиции России Виктор Евтухов, по предварительным оценкам ведомства, сейчас действует порядка 45 тысяч правовых актов, принятых еще при советской власти.

Например, полковникам положены лишние 20 квадратных метров жилья, чтобы создать там кабинет. Такое право военачальникам предоставили ВЦИК и Совнарком еще в 1930 году. А на охотников распространяются Типовые правила охоты, утвержденные в 80-х годах прошлого века. По ним человека могут оштрафовать даже за простую прогулку по лесу с собакой. Ведь, согласно документу, охота - это не стрельба по зверям, а нахождение в лесу с чем-нибудь из джентльменского набора охотника. Допустим, с ружьем, капканами или собаками.

Конечно, советское - не значит плохое. Но все же времена изменились, нормы пора освежить. Среди действующих документов есть постановления, подписанные еще всесоюзным старостой Михаилом Калининым. По отзывам специалистов, эти бумаги составлены грамотно, иначе бы они не продержались так долго.

Быть может, - кто знает? - под некоторыми работающими актами стоят еще подписи Сталина или Берии? Ревизия только началась, не исключено, что правоведов ждет еще немало удивительных открытий.

За чтение советских грамот специалисты минюста взялись по поручению главы государства. Задача: проверить все документы, оставшиеся в наследство от Советского Союза. Устаревшие нормы надо списать в архив истории, актуальные - встроить (юристы говорят - инкорпорировать) в современное законодательство.

Допустим, мало кто знает, что полковники и генералы получают прибавку к жилью на основе постановления "О праве пользования дополнительной жилой площадью", принятого в 1930 году ВЦИКом и Советом народных комиссаров.

Согласно ему офицеры в чине от полковника, а также научные сотрудники, стоящие в очереди на жилье, сохраняют право на получение большей жилплощади либо в виде отдельной комнаты, либо дополнительной площади размером не менее 20 квадратных метров.

Еще этим правом могут пользоваться заслуженные артисты, члены Союза писателей, работники искусств. Правда, так сложилось, что полковникам сегодня квартиры дают чаще, чем ученым или писателям. Но само по себе замечательно, что постановление все еще живо, несмотря на реформы жилищного хозяйства.

А на получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать и больные люди, список же заболеваний определялся долгое время циркуляром НКВД от 13 января 1928 года.

Как известно, советские законы были направлены на защиту трудящихся, - говорит Виктор Евтухов. - Безусловно, в старых актах много здравого смысла. Думаю, такие законы, которые актуальны и применяются до сих пор, будет правильным последовательно инкорпорировать в действующее законодательство, чтобы оно соответствовало принципу простоты применения.

Также в очереди на пересмотр находится постановление Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 "О введении в действие положения о переводном и простом векселе". Оно было подписано еще "всесоюзным старостой" Михаилом Калининым.

Вся курьезность состоит в том, что до сих пор социалистический закон регулирует капиталистическую сферу деятельности, - поясняет Виктор Евтухов. - В некоторых частях документ, конечно, устарел, но применяется в той части, которая не противоречит современному законодательству.

Другой пример корреспондент "РГ" узнал в Верховном суде России. Как уже написано выше, пока остаются в силе Типовые правила охоты, утвержденные Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РСФСР в 1988 году. Недавно документ пытался обжаловать гражданин, которого задержали в охотничьих угодьях с разобранным ружьем, лежавшим в чехле. Поскольку время для охоты было неурочное, человека наказали, ссылаясь на указанные правила.

Более того, корреспонденту "РГ" рассказали случай, когда и безоружных людей оштрафовали за прогулку с таксой в лесу. Встречный егерь решил, раз собака охотничья, значит, люди нарушители. Верховный суд признал Типовые правила законными: они не противоречат российскому законодательству. Но в ходе того процесса обсуждалась абстрактная норма, она в порядке. В конкретных же случаях надо разбираться отдельно. Однако правоведы полагают, что правила тоже можно обновить. Например, отредактировать некоторые формулировки, упомянуть, возможно, про разобранное ружье, уточнить насчет собак, чтобы мирные легавые не подводили хозяев под статью. И так далее. Специалисты минюста посмотрят в том числе и этот документ, и решат, что с ним делать.

Нам предстоит поэтапная трудоемкая работа, которая потребует полной ревизии правовых актов СССР и РСФСР, проведение экспертизы на предмет продолжения их действия (полностью или в части) на территории Российской Федерации, а также определение в официальном порядке судьбы каждого из этих актов, - сказал Виктор Евтухов.

По его словам, мероприятия по инкорпорации осуществляются на основании ежегодного плана, который утвержден министерством с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти и региональных органов государственной власти субъектов РФ. О результатах работы по инкорпорации необходимо будет ежегодно докладывать президенту страны.

На сегодняшний день необходимо активно совершенствовать юридическую технику, устранять имеющиеся противоречия и дублирования, в том числе, за счет инкорпорации советской нормативно-правовой базы, - говорит Виктор Евтухов. - Все это в дальнейшем обеспечит стабильность и системность российского права. В результате чего законодательство, несмотря на своё многообразие, станет более доступным для граждан.

В ряде стран до сих пор действуют законы и 19 века. Но у нас своя история. По словам представителей минюста, в России за прошедший век мы фактически трижды в той или иной степени кардинально меняли законодательство, причем переписывали его нередко ценой жизней тысяч людей, ценой глобальных геополитических потерь. Так что сейчас речь должна идти об эволюции законодательства - его инкорпорации, кодификации, своевременном обновлении, но никак не о революционной ломке.

Заместитель министра юстиции России Виктор Евтухов в эксклюзивном интервью сайту "Российской газеты" рассказал о начавшейся работе по инкорпорации советского законодательства. Подробный материал на эту тему читайте в свежем номере "Российской газеты".

Российская газета: Какой самый старый советский акт сейчас действует? Расскажите о некоторых "раритетных" нормативных актах.

Виктор Евтухов: Вместе с креслом постоянного члена Совета безопасности ООН и обязательствами платить по внешнему долгу новая Россия получила "в наследство" от Советского Союза советскую правовую систему. И кстати, народившаяся в 90-е годы демократия опиралась, в том числе, в самом начале и на советскую законодательную базу. В тот период, когда проходил капитальный слом социально-политических формаций и была реальная опасность свалиться в хаос и беспредел, предотвращать это довелось как раз советским законам. Именно они восполнили тот юридический вакуум, который мог возникнуть у новой российской государственности. Мы долгое время пользовались этими законами: выигрывались суды, отстаивались интересы граждан. Так, только в 2001 году появился Трудовой кодекс, до этого трудовое законодательство регулировал советский КЗОТ. В 2002 году был обновлен Гражданско-процессуальный Кодекс, до этого мы жили по ГПК РСФСР 1964 года.

Из наиболее старых советских актов могу назвать постановление Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 07.08.1937 № 104/1341 "О введении в действие положения о переводном и простом векселе", которое было подписано еще "всесоюзным старостой" Михаилом Калининым. Вся курьезность состоит в том, что до сих пор социалистический закон регулирует капиталистическую сферу деятельности. В некоторых частях документ, конечно, устарел, но применяется в той части, которая не противоречит современному законодательству. Как известно, советские законы были направлены на защиту трудящихся. Несмотря на все реформы жилищного хозяйства, продолжает действовать постановление "О праве пользования дополнительной жилой площадью", принятое в 1930 году ВЦИКом и Советом народных комиссаров. К примеру, научные сотрудники, стоящие на очереди на жилье, сохраняют право на получение большей жилплощади либо в виде отдельной комнаты, либо дополнительной площади размером не менее 20 кв. м. Это распространяется не только на ученых, этим правом могут пользоваться офицеры в чине от полковника, заслуженные артисты, члены Союза писателей, работники искусств. На получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать и больные люди, список заболеваний определялся долгое время циркуляром НКВД от 13 января 1928 года.

РГ: Зачем требуется менять или, точнее говоря, инкорпорировать советские акты? И вообще, что это значит: просто убрать старую советскую "шапку", поставить современные "выходные данные", а текст оставить старый? Кстати, многие советские акты подготовлены неплохо, может, и нет особого смысла их менять?

Евтухов: Дело не только в том, чтобы поменять "шапку", как вы сказали. Главное проверить, возможно ли применение правового акта советской эпохи в современных условиях, не противоречит ли он Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.

Также инкорпорация позволит исключить случаи дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами. Безусловно, в старых актах много здравого смысла, и я уже выше привел соответствующие примеры. Но я думаю такие законы, которые актуальны и применяются до сих пор, будет правильным последовательно инкорпорировать в действующее законодательство, которое должно соответствовать принципу простоты применения. С каждым годом наблюдается активизация законотворческого процесса. У этой тенденции есть как положительные моменты, так и отрицательные, потому что нельзя ставить "на поток" разработку нормативно-правовых актов. Как говорится, законотворческий процесс не терпит суеты. Как российское, так и международное право, в том числе и законодательство, представляет собой упорядоченную внутренне согласованную систему. К сожалению, придется признать, что имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу нормативно-правовых актов, многие предписания не приведены в соответствие с Конституцией РФ. Все это создает опасность правовой инфляции в стране и способствует правовому нигилизму в обществе. И потому на сегодняшний день необходимо активно совершенствовать юридическую технику, устранять имеющиеся противоречия и дублирования, в том числе, за счет инкорпорации советской нормативно-правовой базы. Все это в дальнейшем обеспечит стабильность и системность российского права. В результате чего законодательство, несмотря на свое многообразие, станет более доступным для граждан.

РГ: Кстати, в советские годы суды входили в систему юстиции и подчинялись Минюсту. А сейчас они -самостоятельная ветвь власти. В связи с этим вопрос: может ли (и вправе ли?) Минюст заниматься инкорпорацией постановлений пленумов Верховного суда России советских времен? Или Верховный суд страны должен сам постепенно обновлять эти постановления?

Евтухов: В рамках инкорпорации рассматриваются только правовые акты, принятые в период с 1917 года по декабрь 1991 года. Министерство юстиции одновременно с работой над правовыми актами СССР и РСФСР, затрагивающих сферу деятельности юстиции, координирует деятельность по инкорпорации иных федеральных органов исполнительной власти и ежегодно докладывает Президенту Российской Федерации о ее результатах.

Рассмотрение постановлений пленумов Верховного Суда СССР, которые не являются нормативными правовыми актами, выходит за рамки компетенции Министерства юстиции. Кроме того судебные прецеденты в Российской Федерации не выступают в качестве источников права. Согласно сложившейся судебной практике некоторые такие постановления, принятые в советский период, признаются утратившими силу Пленумами Верховного Суда Российской Федерации.

РГ: У нас в стране, кстати, и во многих других государствах, возрастает роль подзаконных актов. Это - правильная тенденция? Или есть планы что-то изменить, чтобы законы действовали напрямую? Формально, они, конечно, и сейчас действуют напрямую, но часто бывает, что пока не принят целый пакет подзаконных актов - новые нормы не реализуются.

Евтухов: Да, в законодательстве Российской Федерации с каждым годом возрастает количество федеральных законов, из которых вытекает необходимость издания подзаконных актов. Я думаю, что такая тенденция является логически необходимой и вытекает из положений Конституции Российской Федерации. Однако тут необходимо говорить о надлежащем правовом обеспечении исполнения федеральных законов, поскольку затягивание принятия актов на подзаконном, ведомственном, субъектовом или местном уровнях, а также пробелы и коллизии законодательства негативно сказываются на процессе реализации законов, дают возможность правоприменительным органам произвольно трактовать и применять его нормы. Замечу, что на решение этой проблемы в огромной мере направлена деятельность по мониторингу правоприменения.

РГ: Как часто другие страны полностью обновляют свое законодательство? Есть ли примеры? Должна ли страна регулярно обновлять свои законы? В некоторых странах законы, порой, действуют веками.

Евтухов: В ряде стран континентальной системы права, входящих в романо-германскую правовую семью, которая возникла на основе рецепции римского права, до сих пор сохраняют действие акты, принятые еще в XIX веке. Например, во Франции поныне сохраняет свою юридическую силу классический Французский гражданский кодекс 1804 года, основное содержание которого было определено еще в наполеоновскую эпоху. Хотя он подвергся значительным изменениям, и в нем заново регламентированы крупные правовые институты, такие как право собственности, брачно-семейный институт. "Классические акты" как Германское гражданское уложение 1896 года и Германское торговое уложение 1897 года остаются действующими в системе законодательства ФРГ. В ФРГ особенность обновления законов была связана с вхождением в 1990 году в ее состав ГДР, на территорию которого были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы. В скандинавском праве, к примеру, можно отметить обновление норм уголовного права Швеции спустя столетие, которое произошло в 1965 году, когда вступил в силу нынешний Уголовный кодекс Швеции.

Что касается периодичности обновления законов, то в разных странах континентальной Европы она продиктована историческими и политическими процессами. В России за прошедший век мы фактически трижды в той или иной степени кардинально меняли законодательство, причем переписывали его нередко ценой жизней тысяч людей, ценой глобальных геополитических потерь. И сейчас речь должна идти об эволюции законодательства - его инкорпорации, кодификации, своевременном обновлении, но никак не о революционной ломке.