Задания егэ по экологическому праву. Право на благоприятную окружающую среду

Экологическое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Окружающая среда - главный объект экологического права. Состоит из:

    природных объектов,

    природно-антропогенных объектов,

    ан­тропогенных объектов.

Основные экологические права гражданина (см. ст. 42 Конституции РФ):

а) на благоприятную окружающую среду;

б) на достоверную инфор­мацию о ее состоянии;

в) на возмещение ущерба, причиненного экологи­ческим правонарушением.

Благоприятность среды определяется ее соответствием нормативам: чистоты, ресурсоемкости, видового разнообразия, эстетического бо­гатства.

Способы защиты экологических прав:

    создание общественных природозащитных организаций;

    обращение с жалобами, заявлениями, предложениями;

    участие в собраниях и митингах;

    обращение в суд.

Принципы охраны окружающей среды:

    законность;

    контроль за соблюдением обязательных программ природопользования и охраны окружающей среды;

    совмещение государственного и местного регулирования экологи­ческих правоотношений;

    возмещение вреда, нанесённого окружающей среде.

За экологические правонарушение предусмотрены административ­ная, гражданско-правовая и уголовная ответственности.

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное гуманитарное право - совокупность норм, опреде­ляющих единые для международного сообщества права и свободы чело­века, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, за­креплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное сущест­во.

К ним относятся:

    право на жизнь,

    на свободу и личную неприкос­новенность,

    на честь и достоинство,

    на гражданство (а, следователь­но, на защиту государства),

    свобода совести,

    равенство перед законом и судом,

    презумпция невиновности,

    свобода выбора места жительства,

    неприкосновенность жилища и частной жизни,

    право на тайну пере­писки,

    политические права,

    экономические права,

    культурные права,

    право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,

    право на достойное существование и право на развитие народа.

Система международной защиты прав.

В рамках ООН (193 государства):

    Генеральная Ассамблея ООН.

    Третий комитет ООН.

    Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете (ЭКОСОС).

    Комитет по правам человека.

Основной документ - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

    Европейский суд по правам человека.

    Комиссар Совета Европы по правам человека.

Основной документ - Европейская конвенция о защите прав чело­века и основных свобод (1950 г.)

В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ):

    наблюдатели ОБСЕ.

Основной документ - Заключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

Основные положения международного гуманитарного права, всту­пающие в силу в военное время:

1) гражданское население (не занятое в вооружённом конфликте) имеет право на жизнь, уважение к своей чести и достоинству, личную неприкосновенность;

2) ведение военных действий только против военных объектов, не касаясь мирного населения;

4) уважительное отношение к военнопленным, лечение в случае не­обходимости, запрет на убийство добровольно сдавшихся в плен;

5) соблюдение основных судебных гарантий.

План темы:

I. Благоприятная окружающая среда

1.1 Понятие «благоприятная окружающая среда»

1.2 Основные экологические права граждан и иных физических лиц

II. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду

III. Нормативы качества

Благоприятная окружающая среда – это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВА СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право на благоприятную окружающую среду

Является естественным правом человека, т.е. принадлежащим ему от рождения.

Реализация права связана:

— с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти;

— с собственными определенными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях)

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Реализация права связана:

— с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти;

— с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его – федеральный доклад, который затем обнародуется;

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) устанавливает несколько видов юридической ответственности за экологические преступления: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.

НЕСУДЕБНЫЕ:

🔻 Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам: 1. В целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране 2. С жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее;

🔻 Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

🔻 Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;

🔻 Оказание содействия органам государственной власти РФ, ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действий/бездействий органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры;

СУДЕБНЫЕ:

🔻 Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путем вынесения решения, например, 1. В возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием 2. Об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды 3. Об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера

🔻 Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например. 1. Отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование 2. Нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании своих обязанностей и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

🔻 Планирование и финансирование природоохранных мероприятий

🔻 Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;

🔻 Введение экологического нормирования – закрепленных в нормативных правовых актах экологических критериев предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных воздействий.

Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду:

✔︎ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды воздействия;

✔︎ предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии;

✔︎ возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

Лекция:

Экологическое право

Благоприятной называется окружающая среда, не наносящая негативного воздействия на здоровье человека. Она охраняется Конституцией РФ. Согласно статье 42 основного закона РФ, человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением. Нельзя забывать и о том, что Конституция возлагает на каждого обязанность охранять окружающую среду и бережно относиться к природе.

Среди отраслей российского права особое место занимает экологическое право, регулирующее отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования в целях обеспечения экологической безопасности. Нормы экологического права закреплены в различных кодексах (КоАП, УК РФ, Лесном Кодексе РФ, Земельном Кодексе РФ, Водном Кодексе РФ) и федеральных законах (ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ "О недрах" и многие другие).

К объектам окружающей среды, подлежащим охране относятся земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, флора и фауна, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство. Эти объекты являются основой жизнедеятельности людей, поэтому государство проводит целенаправленную экологическую политику, направленную на:

  • обеспечение экологической безопасности;
  • предотвращение вредного воздействия людей и заводов на окружающую среду;
  • внедрение в производство экологических технологий;
  • восстановление нарушенных экосистем;
  • формирование экологической культуры граждан и т.д.

Нарушение норм экологического права является экологическим правонарушением и влечёт различные виды ответственности, к примеру:

    незаконная вырубка леса – уголовная ответственность,

    незаконная порубка дерева – административная ответственность,

    незаконная сделка с природными ресурсами – гражданско – правовая ответственность,

    невыполнение работником норм по охране природы – дисциплинарная ответственность.

Самое страшное экологическое преступление – экоцид: массовое уничтожение флоры и фауны.

Способы защиты окружающей среды

Существует несколько способов защиты гражданами своих экологических прав:

  • создание общественных движений и организаций;
  • обращение в госорганы и органы МСУ для получения информации о состоянии окружающей среды;
  • принятие участия в собраниях, митингах по вопросам и проблемам экологии;
  • требование проведения экологической экспертизы и личное присутствие при этом;
  • предъявление иска в суд и пр.

Решение о строительстве небезопасных для окружающей среды сооружений или зданий, может приниматься только с согласия местного населения! Если такого соглашения нет, граждане могут обратиться в суд и требовать запрета строительства.

Дополнительные материалы к уроку :


Интеллект-карта по обществознанию №74

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 или 👉

Описание презентации 11 класс. Экологическое право ПЛАН 1. Общая по слайдам

ПЛАН 1. Общая характеристика экологического права. 2. Право человека на благоприятную окружающую среду. 3. Способы защиты экологических прав. 4. Экологические правонарушения и ответственность за них.

Совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды Экологическое право

Цель экологического права – соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду Специфика экологических отношений выражается в использовании и охране окружающей среды природная среда

Окружающая среда –главный объект экологического права Природные объекты (земля, воды, недра, воздух, флора, фау-на, космос) Природно-антропо-г енные объекты (парки, сады, лесо-полосы, пруды) Антропогенные объекты (здания, до-роги, линии электро-передач, мосты) А В БПриродная среда

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ право ПРИРОДООХРАННОЕ право Регулирует рациональное использование природных ресурсов (земли, воды, леса) Регулирует охрану окружающей среды

Источники экологического права * Декларация по окружающей среде и развитию (Рио де Жанейро, 1992 г.) * Конституция РФ * Федеральный закон «Об охране окружающей среды» * Федеральный закон «О недрах»

На благоприятную окружающую среду. На достоверную информацию о ее состоянии. На возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Статья

Благоприятная окружающая среда Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Благоприятная окружающая среда – это среда, которая соответствует нормативам, установленным экологическим законодательством. Экологическое нормирование – закреплённые в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на среду.

Признаки благоприятной среды Чистота (незагрязненность) Ресурсоемкость (неисчерпаемость) Видовое разнообразие Эстетическое богатство (заповедники, заказ-ники, национальные парки, ботанические сады, курортные зоны и т. д.)

НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НОРМАТИВЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМОГО ИЗЪЯТИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Способы защиты экологических прав * Создавать общественные объединения для охраны окружающей среды * Обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями, предложениями * Принимать участие в собраниях, митингах, акциях * Предъявлять иски о возмещении вреда * Обращаться в Европейский суд по правам человека

Экологические правонарушения Несанкционированные свалки Истощение почвы Порча Браконьерство Лесные пожары Загрязнение воздуха, воды Незаконная порубка леса Строительство объектов в природоохранной зоне

Виды ответственности Имущественная (гражданско-правовая) Административная Дисциплинарная Уголовная (Гражданский Кодекс РФ –гл. 59) (Кодекс об админист-ративных проступках РФ – гл. 8) — штраф Трудовой Кодекс РФ – гл. 39) – возмещение ущерба (Уголовный Кодекс РФ – гл. 26)

3) Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. 2) Природно антропогенный объект — природный объект, измененный в результате воздействия человека, или же объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного (искусственные посадки, сады, лесополосы и т. д.). 1) Антропогенный объект - это объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов (здания, дороги, инженерные сети и т. д.).

Выберите «лишний» объект окружающей среды, укажите критерий выбора

Экологическое право регулирует отношения 1. В области использования недр 2. В сфере водопользования 3. В области использования и охраны окружающей среды 4. В использовании Арктики

Какое экологическое право закреплено в Конституции РФ 1. Право на свободное использование природных богатств 2. Право на свободу охоты и рыбной ловли 3. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды 4. Право на свободное перемещение в воздухе

Что регулируют экологические нормативы? 1. Предельно допустимое воздействие на окружающую среду 2. Правила поведения на природе 3. Количество заповедников в стране 4. Размер штрафов за нарушение экологического законодательства

Выберите признаки благоприятной среды 1. Наличие рекреационных ресурсов 2. Близость к морю 3. Чистота 4. Видовое разнообразие 5. Наличие полезных ископаемых 6. Эстетическое богатство

Из предложенного перечня выберите экологические правонарушения 1. Квартирная кража 2. Охота на редких животных 3. Несанкционированные свалки 4. Превышение скорости 5. Продажа просроченных морепродуктов 6. Сброс сточных вод непосредственно в водоемы

Задание на дом § 21. Написать эссе (тема на стр. 247 или эпиграф к теме)

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных конституционных прав человека , относящееся к разряду экологических прав . По времени конституционализации это право относится к самому последнему "поколению". Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.