Федеральный закон "о противодействии терроризму". Перечень основных нормативных правовых актов в сфере противодействия терроризму и экстремизму Федеральный закон о терроризме рф

Дата изменения: 18.07.2017 10:18

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».
Направлен на дальнейшее развитие государственной системы противодействия терроризму, на комплексное решение проблем противодействия террористической опасности в различных сферах.
Указанный Федеральный закон вносит согласованные изменения в пятнадцать действующих законов, в том числе в 4 кодекса.
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».
(В части, касающейся участия сотрудников милиции в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также наделения правом применения мер и временных ограничений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», подразделений милиции и сотрудников милиции, участвующих в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции).
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
(В части, касающейся порядка сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции, а также условий освещения контртеррористической операции в средствах массовой информации).
Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
(В части, касающейся полномочий органов федеральной службы безопасности в области борьбы с терроризмом).
Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ
«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
(В части, касающейся участия внутренних войск в борьбе с терроризмом и режима контртеррористической операции).
Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
(В части, касающейся денежной компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо предоставления дополнительных суток отдыха служебного времени при участии в мероприятиях, проводящихся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(В части, касающейся расширения полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области противодействия терроризму, а также расширения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации и осуществлению на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации).
Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
(В части, касающейся изменения основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе; расширения круга участников экстремистской деятельности; а также оснований включения иностранных и международных организаций в список организаций, операции с денежными средствами или иным имуществом которых подлежат обязательному контролю в случае признания их судами Российской Федерации террористическими).
Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».
(В части, касающейся обязанностей операторов связи и ограничения прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлению следственных действий).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
(В части, касающейся участия органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований различного уровня).
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 1470 «О внесении изменений в Положение о Национальном антитеррористическом комитете, в состав Национального антитеррористического комитета по должностями в состав Федерального оперативного штаба по должностям», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 116».
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
Налоговый кодекс Российской Федерации .
Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
Российской Федерацией ратифицировано 13 универсальных международных антитеррористических конвенций и протоколов к ним:

  • Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.12.1987 г. № 8109-XI);
  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1971 г. № 2000-VIII);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.12.1972 г. № 3719-VII);
  • Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1988 года) (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.02.1989 г. № 10153-XI);
  • Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 1973 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.1975 г.
  • № 2727-IX);
  • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.05.1987 г. № 6941-XI);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена,
  • 1980 года) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.05.1983 г. № 9236-X);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 года) (ратифицирована Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 22-ФЗ);
  • Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 1988 года) (ратифицирован Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 22-ФЗ);
  • Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1 марта 1991 года) (ратифицирована Федеральным законом от 24.07.2007 г.
  • № 201-ФЗ);
  • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 1997 года) (ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 г. № 19-ФЗ);
  • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 1999 года) (ратифицирована Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 88-ФЗ);
  • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 года) (ратифицирована Федеральным законом от 02.10.2006 г. № 158-ФЗ).

Резолюции Совета Безопасности
Организации Объединенных Наций:

  • Резолюция 1267 (1999), принятая Советом Безопасности на его 4051-м заседании 15 октября 1999 года (о замораживании финансовых средств «Аль-Каиды» и движения «Талибан» и создании Комитета по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»);
  • Резолюция 1373 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4385-м заседании 28 сентября 2001 года (о недопустимости финансирования террористической деятельности и создании Контртеррористического Комитета);
  • Резолюция 1535 (2004), принятая Советом Безопасности на его 4936-м заседании 26 марта 2004 года (об учреждении Исполнительного Директората Контртеррористического Комитета, задачей которого стало наблюдение за исполнением резолюции 1373);
  • Резолюция 1540 (2004), принятая Советом Безопасности на его 4956-м заседании 28 апреля 2004 года (о мерах по противодействию доступа террористов к оружию массового поражения и создании Комитета 1540);
  • Резолюция 1566 (2004), принятая Советом Безопасности на его 5053-м заседании 8 октября 2004 года (создана Рабочая группа для разработки рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»);
  • Резолюция 1624 (2005), принятая Советом Безопасности на его 5261-м заседании 14 сентября 2005 года (о недопустимости подстрекательства к террористическим актам, противодействии идеологии терроризма и пропаганде его идей).

Региональные соглашения:

  • Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 года);
  • Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 года);
  • Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (Страсбург, 15 мая 2003 года);
  • Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Страсбург, 16 мая 2005 года);
  • Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 года);
  • Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года);
  • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года);
  • Решениями Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года и от 2 июня 2006 года 17 организаций признаны террористическими, и их деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Председателем Национального антитеррористического комитета утверждены:

  • Положение о Федеральном оперативном штабе от мая 2006 года, оперативных штабах в субъектах Российской Федерации и их аппаратах, а также их структура;
  • Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации от 7 июля 2006 года и регламент ее работы.
  • Организована деятельность АТК в 83 субъектах Российской Федерации. Создано 83 оперативных штаба на территориях субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года № 333 «Об определении компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2006 года № 300 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
(в целях приведения в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 актов Правительства Российской Федерации).
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года № 425 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму».
План мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года № 442-р).
Федеральный план повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2010 года (принят Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 19 июня 2007 года).
В рамках усиления антитеррористической защищенности объектов критической инфраструктуры:
Федеральный закон от 5 февраля 2007 года № 13-ФЗ
«Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года № 456).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечение такого террористического акта (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Положение о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 года № 324 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года № 425 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму»).
Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского пароходства, в том числе в подводной среде, или при пресечении такого террористического акта (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2007 года № 465дсп
«Об утверждении Порядка принятия решения о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористических актов в воздушной среде, во внутреннем море, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения таких террористических актов».
Правила возмещения расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 года № 278 «О возмещении расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам»).
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2007 года № 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом».
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2007 года № 651 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 105).
Правила возмещения лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года № 167).
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие в борьбе с терроризмом».

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Судебная практика и законодательство - 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности

мониторинг средств массовой информации на соответствие требованиям статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности";

лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей, лицензионный контроль, долицензионные проверки соискателей лицензий;


5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.


    организационные основы противодействия терроризму;

    условия и правовой режим проведения контртеррористических операций;

    силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции;

    порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, а также социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта;

    правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом;

    ответственность организаций за причастность к терроризму;

    вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом.

Указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г. «О мерах по противодействию терроризму» (в редакции Указа Президента РФ от 2 августа 2006 года № 832 с) в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму создан Национальный антитеррористический комитет. ПредседателемНационального антитеррористического комитета по должности является директор федеральной службы безопасности Российской Федерации. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Национального антитеррористического комитета создан Федеральный оперативный штаб.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов российской Федерации.Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации созданы оперативные штабы. Руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации по должности являются руководители территориальных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, если председателем Национального антитеррористического комитета не принято иное решение.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации образован аппарат Национального антитеррористического комитета.

Другие документы в области защиты населения от террористических проявлений:

    Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 года № 660 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 847);

    Указ Президента Республики Башкортостан от 28 июля 2006 года № УП - 341 «Об утверждении состава антитеррористической комиссии Республики Башкортостан» (в редакции Указа Президента РБ от 10 октября 2006 года № УП – 450);

    Постановление Главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2006 года № 5465 «Об антитеррористической комиссии в городском округе город Уфа республики Башкортостан».

Общественная опасность терроризма .

Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны.

Непосредственные насильственные посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан, а также на материальные объекты различного назначения влекут за собой тяжкий ущерб для безопасности населения и экономики страны, но одновременно подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже парализуют действия властей и способствуют подрыву их авторитета среди населения.

Организаторы террористических акций стремятся посеять страх среди населения, выразить протест политике правительства, нанести экономический ущерб государству или частным фирмам, уничтожить своих соперников, затруднить работу правоохранительных органов.

При определенных условиях акции террористов могут привести к возникновению крупномасштабных экологических, экономических катастроф и массовой гибели людей. Так, в последнее время значительно возросло число угроз взрывов объектов атомной энергетики, транспорта, экологически опасных производств и в местах массового скопления людей, включая метро, крупные торговые и зрелищные комплексы, образовательные учреждения.

Остаточный же эффект террористических актов – деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.

Термин «терроризм» происходит от латинского «terror» – страх, ужас. И именно доведение людей до состояния ужаса – психологическая ставка современного терроризма. С этой целью теракты часто происходят в так называемых спальных районах, по ночам. То есть именно там и тогда, где и когда человек привык чувствовать себя в наибольшей безопасности – под крышей собственного дома. Характерной особенностью и вместе с тем бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей террористы используют страх, ужас, а зачастую и гибель совершенно других, большей частью не причастных людей или материальных ценностей. Таким образом, современный терроризм – это война психологическая, это война, прежде всего, на уничтожение человеческого достоинства. Уничтожение страхом.

Терроризм как средство достижения определенных целей известен с древнейших времен. Наиболее ярким примером является политика французского революционного правительства против контрреволюционной оппозиции в 1973 г. Во второй половине XIX века терроризм ассоциировался со взрывами бомб народовольцев, а также с убийствами и разрушениями, совершенными группами националистов.

Государственный терроризм прошлого столетия связан прежде всего с событиями в России после революции 1917 г., в частности с действиями сталинского руководства, гитлеровской Германии, а также политикой США во Вьетнаме, Чили, Сальвадоре, Никарагуа и других странах, практикой некоторых развивающихся стран.

Пик террористической активности за период с конца 70-х гг. до середины 90-х годов приходится на 1987 г., когда во всем мире произошло свыше 600 террористических актов.

Беспрецедентный рост террористических актов приходится на последнее десятилетие XX-XXI в. Только в 1990 г. террористы осуществили свою деятельность в 73 странах, а в 1995 г. 440 террористов атаковали цели в 51 стране.

К началу 90-х годов в мире действовали порядка 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности.

За десять лет своей деятельности они совершили 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тыс. человек, пострадали более 11 тыс. человек. Только в 2000 г. в мире было совершено 423 террористического акта, что на 8 % больше, чем в 1999-м. В 2001 г. возросло также количество жертв терактов: 405 человек погибли и 791 получили ранение (в 1999 г. 233 и 706 человек соответственно).

От рук террористов погибли известные политические деятели, такие, как Джон и Роберт Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, Мартин Лютер Кинг и другие. Жертвами террора оказались тысячи простых граждан в разных странах мира, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Буденновске, Первомайске, Грозном, в ряде районов Дагестана.

В XX веке понятие «терроризм» вплотную сошлось с понятием «катастрофа». Возможность террористической деятельности с применением оружия массового поражения, а также диверсий на крупных промышленных опасных объектах породила угрозу катастроф большого масштаба.

Таким образом, в течение XIX-XX столетий терроризм проделал путь от единичных действий террористов-одиночек до высокой организованности и не только в одной стране, но и на международном уровне. Традиционный терроризм при всей его опасности не угрожал основам общества, тогда как современный терроризм, основанный на применении новых технологий, других достижений научно-технического прогресса, способен вызвать общий кризис всего мирового сообщества, и прежде всего стран с развитой инфраструктурой.

В настоящее время продолжает наблюдаться рост общественной опасности терроризма как для международных отношений, так и для национальной безопасности, конституционного строя и прав граждан самых различных по своему уровню стран мира.

Созданию условий и росту терроризма в России способствует очень много факторов.

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:

    рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;

    социально-политическую и экономическую нестабильности в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;

    наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;

    стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;

    отсутствие надежного контроля за въездом – выездом из России и сохраняющуюся «прозрачность» ее границ;

    наличие значительного «черного рынка» оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах.

К числу внутренних факторов роста терроризма относятся:

    наличие в стране большого нелегального «рынка» оружия и относительная легкость его приобретения;

    наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других «горячих точках», и их недостаточная социальная адаптированность в обществе;

    ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;

    наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;

    широкая криминализация в обществе, расширение масштабов деятельности организованной преступности и в том числе внедрение ее в государственные структуры;

    утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;

    резкое расслоение граждан по уровню материального благосостояния, что порождает социальную напряженность;

    обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;

    настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;

    слабая работа правоохранительных, социальных, государственных, общественных органов по защите прав граждан;

    низкий уровень политической культуры в обществе;

    широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий. Сейчас без труда можно найти пособия по изготовлению взрывчатых веществ из подсобных средств, организации взрывов, совершению убийств, насилия.

Таким образом, для обеспечения необходимой эффективности борьбы с терроризмом требуется одновременное целенаправленное воздействие на социальные факторы и условия, которые детерминируют терроризм и благоприятствуют его распространению.

Психологические последствия террора горазда более деструктивны и имеют большее влияние, чем действительное физическое разрушение. Основная задача террористов – это поставить общество на колени перед угрозой предстоящего насилия. В нынешнем веке, когда во многих семьях чуть ли не на каждого человека приходится по телевизору, заложниками становятся не только те, кого захватили террористы, не только их родственники, но и, по сути, все, кто смотрит телепередачи и сопереживает людям, попавшим в беду. Следовательно, существуют первичные и вторичные жертвы терроризма. Первичные жертвы – это те, которых напрямую коснулся террористический акт. Вторичные жертвы – это все те люди, которые оказались свидетелями совершавшегося теракта.

Таким образом, террористы в своей деятельности эксплуатируют ряд моментов:

    они осознали, что власть зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения и на власть можно надавить, используя общественное мнение;

    есть мощные средства массовой информации (СМИ), падкие на террористические сенсации и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение не только в государственном, но и в планетарном масштабе;

    люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его. Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – это насилие против мирных, беззащитных, не имеющих отношения к адресату террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических последствий при помощи средств массовой информации.

Терроризм теснейшим образом привязан к средствам массовой информации. Без газет, радио, телевидения, интернета террористы не имели бы такой известности, их действия не привлекали бы внимания и они не были бы способны создавать атмосферу страха своими действиями. Без известности терроризм не имеет смысла, а именно средства массовой информации создают террористам эту известность. Конечно, средства массовой информации обязаны информировать общественность о происходящих событиях, но только в той степени, чтобы не нарушать один из принципов противодействия терроризму – конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом (ФЗ № 35 от 06.03 2006 г.). Иначе СМИ непроизвольно становятся активными участниками террористических акций, они безответственно подвергают опасности жизнь заложников своей деятельностью и сами становятся инструментами террористической пропаганды. Поскольку одной из главных целей террористического акта является оказание психологического воздействия на индивидов, не являющихся непосредственными жертвами данного преступного деяния, то средства массовой информации способны вызвать неуверенность среди населения не только в национальном, но даже в международном масштабе. Примером того могут служить события, освещаемые каналом «Аль-Джазира» в США и Азии или отечественными средствами массовой информации – в Буденновске и Москве (террористическая акция в театральном центре на Дубровке).

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Виды террористических акций, их общие и отличительные черты, возможные способы осуществления. Оценка риска их возникновения, материальный и моральный ущерб. Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

Непосредственно терроризм воплощается в виде террористического акта - совершения преступления террористического характера, являющегося завершающим этапом террористической операции.

Все виды террористических актов, выделяемые на сегодняшний день, можно классифицировать по двум признакам:

    По способу осуществления.

    По характеру используемых средств насилия.

ВИДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

по способу осуществления

по характеру используемых средств насилия

ДИВЕРСИЯ

ТЕРРОРИЗМ

ПОХИЩЕНИЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

ПОКУШЕНИЕ И

УБИЙСТВО

ХИМИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

ОГРАБЛЕНИЕ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ

ТЕРРОРИЗМ

ЗАХВАТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

КОСМИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

ЗАХВАТ ЗДАНИЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

ВООРУЖЕННОЕ

НАПАДЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕРРОРИЗМ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ

ТЕРРОРИЗМ

По способу осуществления выделяют:

1. Диверсия – (взрыв, распыление отравляющих веществ и т. п.). Производятся взрывы транспортных средств или в зданиях с целью нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы, а также на открытом пространстве для уничтожения людей. В результате взрывов страдает большое количество случайных людей, поэтому именно такая тактика приводит к наиболее сильному психологическому эффекту и имеет место в тех случаях, когда террористы абсолютно все потенциальные жертвы рассматривают в качестве политических противников.

В настоящее время террористами используются взрывные устройства самые разнообразные как по внешнему виду, так и по принципу их действия.

Например, взрывное устройство в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть.

Взрыв может произойти и в результате срабатывания какого-либо механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет, по истечении заданного времени замедления.

Если взрывное устройство имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с взрывным устройством в любой момент времени по команде, переданной по радио.

Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока.

Большое распространение получили взрывные устройства, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек. Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда взрывчатого вещества.

В автомобиле взрывное устройство может сработать при повороте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания либо включаются потребители энергии (фары, стеклоподъемники, стеклоочистители и т. д.) Взрыватель может быть установлен в выхлопной коллектор двигателя, в глушитель. При этом замыкание контактов произойдет после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до определенной температуры.

Могут использоваться также взрывные устройства с часовым механизмом от механических, электромеханических или электронных часов. Также взрывные устройства в состоянии срабатывать в установленное заранее время.

При воздействии на взрывное устройство срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие.

Кроме того, во взрывном устройстве могут находиться еще взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля Земли, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного, а также все типы взрывателей замедленного действия.

Демаскирующими признаками взрывного устройства являются:

    наличие взрывчатого вещества в конструкции взрывного устройства;

    наличие антенны с радиоприемным устройством у радиоуправляемого взрывного устройства;

    наличие часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя);

    наличие проводной линии управления;

    наличие локально расположенной массы металла;

    неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т. д.);

    наличие теплового контраста между местом установки и окружающим фоном;

    характерная форма взрывного устройства.

Часто объектом подрыва является личный или служебный автомобиль. Основные места для минирования в машине это – сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот и другие места. Кроме того, мина большой мощности может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным.

Настораживающими вас признаками должны служить следующие:

    появление какой-либо новой детали внутри или снаружи автомобиля;

    остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов неподалеку от автомобиля или внутри салона;

    натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленная к любой части автомобиля;

    чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике;

    появившиеся уже после парковки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т. п. недалеко от автомобиля.

Для покушения может использоваться и почтовый канал. Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание взрывного устройства при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т. д. Например, взрывные устройства в бандеролях срабатывают либо при открывании, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки. Взрывные устройства в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика.

Взрыватели замедленного действия по истечении заранее установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое положение, после чего срабатывание взрывного устройства происходит мгновенно в случае внешнего воздействия на него.

Поражающее действие взрывоопасных предметов

Поражающее действие взрывоопасных предметов в основном заключается в воздействии воздушной ударной волны и осколков (см. табл.).

Терроризм — политика, созданная с целью систематического применения террора. Термин «терроризм» часто используется в юридической области. Однако на практике его значение до настоящего времени остается неоднозначным. Синонимом к слову «террор» может быть «запугивание» и «насилие».

В России терроризм означает совокупность методов насилия. Также практикуется воздействие на общественное сознание. При помощи органов местного самоуправления, международных организаций и правовых документов, используют силовое воздействие на устрашение населения. Применяются и иные формы противоправных насильственных действий, которые определяются в законе «О противодействии терроризму».

Закон был принят Государственной думой 26 февраля 2006 года. Действующий ФЗ №35 устанавливает главные аспекты, способствующие выполнению условий защиты от террористических действий. Также используются организационные и правовые принципы, при помощи которых проводятся профилактические мероприятия для устранения терроризма в стране. Последние изменения вступили в силу 6 июля 2016 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ-35 «О противодействии терроризму» рассматривает следующие вопросы :

  • В законе перечислены основные понятия;
  • Описываются предложения по организационным действиям для защиты населения от террористических действий;
  • Предлагаются способы защиты от террористических действий в воздушной, подводной и наземной среде;
  • Описаны условия, способствующие проведению контртеррористической операции;
  • В законе предусмотрена ответственность компаний и организаций за причастность к террористическим действиям;
  • Описаны способы вознаграждения в случае содействия в борьбе с терроризмом.

Скачать

ФЗ-35 «О противодействии терроризму» гласит о том, что Российская Федерация сотрудничает с зарубежными странами в сфере противодействия терроризму на основании международных договоров.

В списке значатся :

  • Иностранные государства;
  • Специальные службы;
  • Правоохранительные органы.

Следует отметить, что Россия руководствуется интересами в области повышения безопасности каждого гражданина, общества в целом и государства. Если на территории РФ находятся обвиняемые или подозреваемые лица, которые причастны к терроризму, Правительство РФ устанавливает для них жесткие условия и правила существования. Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по следующей .

Последние изменения в ФЗ-35 «О противодействии терроризму»

Следует отметить, что значительные изменения, внесенные в Федеральный закон о терроризме, вступили в силу 20 июля 2016 года. Был изменен перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму.

Статья 15

В ст 15 действующего закона описываются силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Чтобы предотвратить действия террористических групп, используются средства федеральной службы безопасности.

Также создается группировка сил и средств. В их состав включаются воинские части, подразделения и соединения Вооруженных Сил РФ. Сюда относятся и подразделения федеральных органов исполнительной власти, которые решают вопросы в сфере обороны, безопасности, внутренних дел для обеспечения деятельности .

Подразделения Вооруженных сил РФ защищают не только территорию, но и население от возможных чрезвычайных ситуаций, появлению которых способствуют террористические группировки. Также обеспечивается пожарная безопасность и защита людей на водных объектах.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ РФ о противодействии терроризму с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей .

Государственной Думой

Советом Федерации

Безопасность функционирования организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов (в части действия федеральных законов "О радиационной безопасности населения", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "О техническом регулировании" , "О противодействии терроризму" , "О транспортной безопасности" , "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации)