Мотивированное мнение профсоюзного органа. Учитываем мнение профсоюза: как правильно оформить? По согласованию с профсоюзным органом

Работника — члена профессионального союза - нельзя уволить по инициативе администрации без согласия профсоюзного органа.

Такое увольнение считается и дает право уволенному обратиться в суд с просьбой о восстановлении на работе.

Статья 373 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает следующий порядок прекращения трудового договора с членом профсоюза по инициативе работодателя.

  1. Работодатель представляет в профсоюзный орган копию приказа об увольнении члена профсоюза.
  2. К копии приказа прилагаются документы, на основании которых работник подлежит увольнению. Это могут быть акты о нахождении на рабочем месте в нетрезвом состоянии, докладные и объяснительные записки.
  3. Профсоюзный орган в течение семи рабочих дней после получения документов обязан дать свое мотивированное мнение в письменной форме.
  4. Если в течение недельного срока такое мнение от профсоюзного органа не поступило, администрация вправе в дальнейших своих действиях его не учитывать.

На практике оформление документации выглядит так:

  1. Работодатель формирует пакет документов для профсоюзного органа и отправляет его с сопроводительным письмом, составленном в двух экземплярах.

    Оригинал письма остается в профсоюзном органе, а на копии ставится отметка о том, что пакет документов принят такого-то числа. Такой порядок позволит отследить точную дату отсчета семидневного срока.

    В Кодексе указано, что отсчет ведется именно в рабочих днях, так что этот срок может растянуться на 8-11 календарных дней - с учетом выходных и праздничных дат.

  2. Если в течение семи рабочих дней от профсоюзного органа не поступил письменный ответ, то работодатель имеет полное право не учитывать мнение профсоюза и уволить работника в течение десяти дней со дня получения профсоюзом пакета документов.

ПРИМЕР:

По закону мотивированный письменный ответ должен быть дан не позже 23 октября 2013 года (19 и 20 октября - выходные дни), а он поступил к работодателю 25 октября 2013 года.

Такое мнение профсоюза работодатель не учитывает и может на законном основании уволить нерадивого или проштрафившегося работника.

Мотивированное мнение профсоюзного органа может быть представлено в виде одного из двух документов:

  • согласие на увольнение работника - законодательством не предусмотрено право профсоюзов диктовать работодателю мотивы увольнения, но высказать свое мнение профсоюзный орган имеет право;
  • возражение против увольнения по указанным в проекте приказа основаниям.

И то, и другое мотивированное мнение профсоюзного органа оформляется в виде протокола заседания по данному вопросу.

В протоколе должны присутствовать мотивы отказа в согласии на увольнение, иначе работодатель получает право не принимать немотивированное несогласие.

Проведение дополнительных консультаций

В случае несогласия профсоюзного органа с доводами администрации и основаниями для увольнения и соблюдении всех сроков представления мотивированного мнения по данному поводу профсоюз в течение 3 рабочих дней назначает с работодателем дополнительные консультации.

Результаты таких консультаций необходимо оформить протоколом. Администрация в случае несогласия с мнением профсоюзного органа имеет право принять окончательное решение и уволить работника.

Профсоюзный орган получает право на обжалование действий работодателя в труда.

В течение десяти дней после получения жалобы от профсоюзного органа инспекция направляет в адрес работодателя обязательное к исполнению предписание о восстановлении незаконно уволенного работника и выплате ему компенсации за вынужденный прогул.

По законодательству уволенный работник имеет право обратиться в судебные органы с просьбой отменить приказ об увольнении и восстановлении на работе. Или об изменении в приказе оснований об увольнении.

Такое же право остается и за работодателем, если он не согласен с решением Государственной трудовой инспекции.

Сроки действия мотивированного мнения

Согласно статье 373 ТК РФ действие мотивированного мнения профсоюзного органа ограничено одним месяцем.

Месячный срок исчисляется со дня регистрации получения письменного мнения от профсоюза.

Если в указанное время работник не уволен, то работодатель обязан снова повторить всю процедуру получения согласия на увольнение члена профсоюза: сформировать новый пакет документов и отправить его с сопроводительным письмом.

Отсчет времени начинается со дня регистрации нового пакета документов в профсоюзном органе.

Недопустимость злоупотребления правом

При реализации гарантий, предоставляемых РФ, недопустимо злоупотребление правом, в том числе и со стороны работников.

Так, если подлежащий увольнению работник скрыл свое членство в профсоюзе или другие обстоятельства, предоставляющие ему гарантии увольнения только с согласия выборного профсоюзного органа, то судебные органы вправе отказать ему в восстановлении на работе по указанным основаниям.

Данная заметка прежде всего предназначена для представителей работодателя. Хотел бы обратить ваше внимание на то, в каких случаях требуется учет мнения профсоюза, а в каких случаях работодателю необходимо лишь согласовать свои действия с профсоюзом.

Следует отметить, что учет мнения и согласование – это два совершенно разных понятия. Действующий Трудовой Кодекс РФ вообще не предусматривает согласование действий работодателя с представительным органом работников. Согласно ст. 371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Какие случаи под этим подразумеваются? В частности, это положения ст.ст. 82, 99, 105, 113, 123, 135, 136, 144, 147, 154, 159, 162, 180, 190, 196, 212, 299, 301 ТК РФ.

При этом, думаю, будет не лишним заметить то, какими признаками должен обладать выборный орган первичной профсоюзной организации для того, чтобы представлять интересы работников.

Во-первых, этот выборный орган должен представлять интересы всех или большинства работников организации (или ее филиала).

Во-вторых, выборный орган первичной профсоюзной организации ни в коем случае не должен быть единоличным.

Следует отметить, что работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников также в случаях, предусмотренных не только Трудовым Кодексом РФ, но и другими федеральными законами, а также коллективным договором и соглашениями, принимаемыми на всех уровнях социального партнерства (ч. 2 ст. 8 ТК РФ).

Решения работодателя, принятые по согласованию с представительным органом работников, могут иметь место особенно в случаях, когда они тесно связаны с условиями коллективного договора, например, при принятии правил внутреннего трудового распорядка, положения о системе премирования.

Мой совет администрациям предприятий, учреждений, организаций – не забывайте, что именно вы обладаете реальной властью на предприятии и то, каким будет коллективный договор на будущий год, зависит только от Вас. Внимательно изучайте каждый пункт коллективного договора, даже если в новом проекте коллективного договора в редакции профсоюза, все новшества будут специально для Вас выделены, к примеру, жирным шрифтом, другим цветом и т.п.

Когда я оказывал услуги одной организации по проведению правового анализа проекта коллективного договора, мне был представлен коллективный договор 2009, проект коллективного договора 2010 в редакции работодателя и проект коллективного договора 2010 в редакции профсоюза. Договор в редакции профсоюза содержал в себе пункты, выделенные жирным шрифтом, для того, чтобы наглядно показать работодателю, какие изменения предлагается внести в новый договор. Однако, сравнив коллективные договоры 2009 и 2010, я обнаружил, что профсоюз решил обхитрить работодателя и одно из существенных изменений коллективного договора не выделил жирным, видимо, надеясь, что юрист этого не заметит.

Поэтому, внимательно читайте весь проект коллективного договора от начала и до конца и соотносите эти положения с финансовыми возможностями и бюджетом организации на будущий год.

И запомните, в соответствии с трудовым кодексом РФ работодатель должен лишь учитывать мнение профсоюза, а согласовывать с ним свои действия он не обязан.

Права профсоюзов закреплены в Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ) и в Федеральном законе № 10-ФЗ от 12.01.1996 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»".

В ряде вопросов эти документы противоречат друг другу, поэтому согласно ТК РФ (ст. 5) в случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Эта же норма продублирована в ст. 423 ТК РФ: "впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР… применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу."

Практически это означает следующее: если в ТК РФ по локальным приказам администрации лишь учитывается мнение профсоюза, а в Законе о профсоюзах речь идет о согласовании приказов, то действует ТК РФ. Но если какая-то норма, имеющаяся в Федеральном Законе, в ТК РФ не прописана вообще, действует ФЗ.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, кроме трудового законодательства, иными нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязательную силу для внутренней деятельности предприятия при рассмотрении любых трудовых споров.

Защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников осуществляется в различных формах. Участие профсоюза в рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников способствует установлению наиболее благоприятных для работников условий труда.

Согласно ст.371 ТК РФ В управленческой деятельности организации существует ряд ситуаций, когда работодателю необходимо учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа и принимать решение с учетом мнения профсоюза в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ .

Нарушение процедуры принятия локальных нормативных актов, т.е. принятие их без согласования с профсоюзом влечет негативные последствия для работодателя – соответствующий локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению (ст. 8 ТК РФ).

При взаимодействии работодателя с представительным органом работников следует иметь в виду, следующее: в соответствии с ч. 1 ст. 373 ТК РФ необходимо учитывать мнение только той первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников. Первичная профсоюзная организация представляет интересы всех работников, если она объединяет более половины работающих у данного работодателя либо имеет поручение общего собрания (конференции) на такое представительство.

Существует законодательно закрепленный перечень ситуаций, которые можно объединить в 2 основных раздела, когда организация обязана учесть мнение профсоюза:

I. При принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ)

II. При расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ)

I . Рассмотрим процедуру учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Процедура учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников включает в себя несколько этапов:

1. Администрация направляет проект локального нормативного акта и обоснование (может быть представлено, например, в виде сопроводительного письма) необходимости его принятия в выборный орган первичной профсоюзной организации, т.е. в профком, с просьбой сообщить свое мотивированное мнение по данному локальному акту.

2. Согласно ч. 2 ст. 372 ТК РФ выборный профсоюзный орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального акта в течении 5 рабочих дней.

В этот период профком должен организовать изучение всех представленных документов, при необходимости получить консультации специалистов, организовать заседание, на котором будет выработано по нему аргументированное решение и утвержден документ, отражающий мотивированное мнение данного профсоюзного органа. В мотивированном мнении профсоюзного органа могут быть выражены согласие на принятие локального акта либо несогласие с представленным проектом или изложены предложения по его совершенствованию.

3. Таким образом, документ может содержать три варианта принятия локального нормативного акта: согласие с предложенным проектом локального нормативного акта, предложения по его совершенствованию или отрицательное мнение по проекту документа.

- При положительном мнении профкома, который поддерживает принятие локального акта, он утверждается приказом директора, с указанием, с какого времени этот акт начинает действовать. На документе необходимо указывать, что мнение профсоюза учтено.

При этом работодателям необходимо всегда помнить, что если локальным нормативным правовым актом изменяются условия труда работников (режим работы, системы оплаты труда и премирования, льготы, гарантии и т.д.), то вводить их можно не ранее чем через два месяца, поскольку с ними нужно будет ознакомить работников (ст. 74 ТК РФ).

- При наличии отрицательного мнения или замечаний по совершенствованию проекта со стороны выборного профсоюзного органа работодатель либо может согласиться с мнением профсоюзного органа и утвердить локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом, либо в течение 3 дней после получения указанного мнения обязан провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

- При недостижении согласия в ходе трехдневных переговоров по проекту локального нормативного акта между профкомом и представителем работодателя составляется протокол разногласий, в котором отражаются позиции сторон. После подписания указанного протокола работодатель вправе принять локальный нормативный акт самостоятельно, а профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде (ч. 3, 4 ст. 372 ТК РФ). Одновременно выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК (гл. 61). Безусловно, лучше до суда конфликт не доводить, а разрешить проблему в ходе переговоров.

Представители работодателя часто не хотят считаться с профсоюзами, даже не имея достаточных оснований. Поэтому, в результате и государственные инспекторы, и органы прокуратуры признают незаконными локальные нормативные акты, принятые работодателями. Трудовую инспекцию, обязана в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и по ее результатам вынести решение. В случае, если будут выявлены нарушения трудового законодательства, инспекция выдаст работодателю предписание об отмене указанного локального акта, которое будет являться обязательным для исполнения (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).

Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения профсоюза, установлен ТК РФ, но содержится в разных статьях и их поиск часто вызывает затруднения. Поэтому приводим полный перечень случаев, когда, согласно ТК РФ, локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза.

Случаи, когда учитывать мнение профсоюза обязательно

Введение и отмена режима неполного рабочего времени

ст. 74*

Установление порядка проведения аттестации работников

ст.81

Привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99

ст. 99*

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем

ст. 101

Разделении рабочего дня на части, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы

ст. 105*

Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения

ст. 112*

Привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113

ст. 113*

Установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников

ст. 116*

Утверждение графика отпусков

ст. 123*

Введение системы оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу

ст. 135

Утверждение формы расчетного листка

ст. 136

Определение порядка премиальных выплат

ст. 144

Установление конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

ст. 147

Установление конкретных доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни

ст. 153

Установление конкретных размеров заработной платы за работу в ночное время

ст. 154

Введение и применении систем нормирования труда

ст. 159

Принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда

ст. 162

Введение мер, предотвращающих массовые увольнения работников

ст. 180*

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка

ст. 190

Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей

ст. 196

Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников

ст. 212*

Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

ст. 221*

Утверждение порядка применения вахтового метода

Увеличение продолжительности вахты до 3 месяцев

Утверждение графика работы на вахте

Установление надбавки за вахтовый метод работы

ст. 297*

ст. 299*

ст. 301*

ст. 302*

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

ст. 325*

ст. 326*

Кроме того, в ряде случаев ТК РФ предусматривается участие соответствующего представительного органа работников при решении целого комплекса социально-трудовых вопросов, в частности:

Возможность досрочного снятия с работника дисциплинарного взыскания по ходатайству представительного органа работников

ст. 194

Создание по инициативе представительного органа работников комитета (комиссии) по охране труда

ст. 218*

ТК РФ устанавливает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного орган для двух случаев:

При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

ст. 372

При принятии администрацией приказов, в частности об увольнении работников - членов профсоюза

ст. 373*

* - согласование с ППО, в остальных случаях с представительным органом (более половины работников в профсоюзе или работниками делегированы полномочия ППО)

Этот перечень может быть расширен в коллективном договоре.

II. Рассмотрим процедуру учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя

Согласно ст. 373 мнение профсоюза учитывается при увольнении в связи с:

· сокращением штатов (ст. 81 п. 2);

· отсутствия нужной квалификации (ст. 81 п. 3б);

· неоднократных дисциплинарных нарушений (ст. 81 п. 5).

При этом работодатель направляет в профсоюз не только проект приказа, но и "копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения".

Важно отметить, что увольнение по сокращению штатов, несоответствию должности или за дисциплинарные взыскания руководителей профкомов и их заместителей возможно лишь при согласии профсоюза. Законом не запрещено, чтобы весь актив профсоюза получить должности председателей и зампредседателей (ст. 376). Причем, такая же гарантия на протяжении двух лет распространяется на бывших профлидеров (ст. 377). Так что принцип ротации кадров должен быть запущен в ход.

Сохраняется право на помещение для заседаний, а в организациях численностью более ста человек – и на комнату для постоянной работы (ст. 377).

Причем помещение, естественно, обеспеченное отоплением и электроэнергией. Сохраняется право на пользование средствами связи и необходимым оборудованием.

Кроме того, определенные права профсоюзов предусмотрены теми статьями ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»" 10-ФЗ от 12.01.1996, которые не противоречат ТК РФ.

В первую очередь следует отметить, что профсоюзы неподотчетны и неподконтрольны органам государственной власти и местного самоуправления, работодателям, другим профсоюзам и общественным организациям (ст. 5 ФЗ), самостоятельно разрабатывают и утверждают уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, образуют профсоюзные органы и деятельность в целом (ст. 7 ФЗ).

Важно отметить, что профсоюз может осуществлять профсоюзную деятельность без образования юридического лица (ст. 8 ФЗ), то есть без регистрации в Управлении юстиции. В таком случае он не может обладать обособленным имуществом, счетом в банке или быть истцом (ответчиком) в суде (ст. 48 ГК РФ), но в полном объеме осуществляет обычную профсоюзную деятельность, то есть реализует право на коллективный договор или учет мнения.

Кроме того, согласно ст. 11 ФЗ профсоюз даже без образования юридического лица может выступать в органах власти, включая суд, в интересах своих членов. В этом случае он не является стороной процесса (то есть истцом или ответчиком выступает работник), но представляет интересы работника. Та же ст. 11 ФЗ дает право представителям профсоюзов беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов.

Важно отметить, что работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с профсоюзами по социально-трудовым вопросам (ст. 13 ФЗ).

Это, кстати, продублировано в ст. 19 ФЗ, согласно которой в случае, если профсоюз обнаружил нарушение законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, работодатели обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Наконец, члены выборных профсоюзных органов, включая уполномоченных по охране труда, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или переведены на другую работу без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа (ст. 25 ФЗ). Тот факт, что этой нормы нет в ТК РФ, не означает противоречия между законами, поскольку в ТК РФ нет и прямого отказа от согласования приказов о дисциплинарных взысканиях, как, например, произошло с отказом от согласования увольнений рядовых членов профсоюза при сокращении штатов.

Какой-либо утвержденной формы мотивированного мнения не существует, поэтому профсоюзный комитет может представить его в виде любого письменного документа (выписки из протокола заседания, отдельного документа и т. д.).

1. Примерный образец обращения работодателя к выборному органу первичной профсоюзной организации о получении мотивированного мнения и обоснования к нему

2. Примерный образец мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по проекту локального нормативного акта

3. Примерный образец протокола разногласий к проекту локального нормативного акта

4. Выписка из протокола №___ заседания профсоюзного комитета (по проекту локального нормативного акта)

5. Обращение о даче мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса РФ

6. Выписка из протокола №___ заседания профсоюзного комитета (по вопросу прекращения трудового договора)

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗНОГО

В современных экономических условиях работодатели стремятся максимально сократить расходы на оплату труда , в т. ч. за счет сокращения работников. О предстоящем сокращении работодатель обязан уведомить профсоюзную организацию. Требование об обязательном уведомлении выборного профсоюзного органа организации о предполагаемом сокращении численности или штата организации содержится в ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса РФ.

Вышеуказанная норма обязывает работодателя в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, в связи с их сокращением производится только с учетом мотивированного мнения профсоюзной организации (ст. 373 ТК РФ).

Под мотивированным мнением следует такое мнение профсоюзного органа, которое основано на соответствующих нормах, действующего трудового законодательства и деловых (профессиональных) качествах конкретного работника. Если профсоюзный орган не согласен с мнением работодателя, он должен аргументировать свое мнение, указать причины, послужившие основанием для такого несогласия.

Не может быть признано мотивированным мнение профсоюза, если оно выражено в такой форме, как «считаем увольнение нецелесообразным» или «несправедливым» и т. п. - Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя предусмотрен ст. 373 ТК РФ.

В соответствии с ней мотивированное мнение выборного профсоюзного органа должно быть представлено работодателю в письменной форме в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника.

К числу таких документов относятся, в частности:

Проект нового штатного расписания;

Письменное уведомление работника о предстоящем, сокращении его должности;

Уведомление органов занятости об увольнении работника по сокращению численности или штата;

Документ, подтверждающий, что работнику предлагалась другая работа (вакантные должности) в данной организации, которые работник мог бы занять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья, и он отказался от них;

Документ, подтверждающий факт рассмотрения вопроса об отсутствии у работника преимущественного права на оставление на работе.

Своевременно представленное мотивированное мнение выборного профсоюзного органа по вопросу об увольнении работника работодатель обязан учитывать. (Однако если выборный профсоюзный орган не представит такое мнение в указанный семидневный срок или представит свое мнение в установленный срок, но не мотивирует его, т. е. не обоснует свою позицию по вопросу увольнения данного работника, увольнение может быть произведено без учета мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

В случае если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

Если в ходе таких консультаций взаимоприемлемое соглашение сторонами так и не было достигнуто, работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение по своему усмотрению. Данное решение может быть образовано в соответствующую государственную инспекцию труда .

Соблюдение предусмотренной ст. 373 ТК РФ процедуры учета мотивированного мнения профсоюзного органа не лишает работника или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Это требование относится и к случаям расторжения трудового договора с работником, на увольнение которого дано согласие вышестоящим выборным профсоюзным органом. Другими словами, увольнение таких работников может быть произведено также не позднее одного месяца со дня получения согласия на увольнение вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Течение месячного срока не прерывает ни временная нетрудоспособность работника, ни нахождение его в ежегодном отпуске, ни какие-либо другие обстоятельства. Поэтому, если с момента получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа прошло более одного месяца и работник не был уволен по каким-либо причинам, то процедура учета мнения, предусмотренная ст. 373 ТК РФ, должна быть проведена повторно (п. 25 постановления Пленума ВС РФ от17.03.2004 № 2).

Мнение выборного профсоюзного органа не требуется при увольнении по инициативе работодателя работников, не являющихся членами профсоюза.

Часть 4 ст. 82 ТК РФ предоставляет организации право в коллективном договоре установить иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. Например, может быть предусмотрено, что увольнение по тем или иным основаниям производится с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа и др. Если такой порядок увольнения определен в коллективном договоре, работодатель обязан его соблюдать.

Примерные образцы мотивированного мнения выборного профсоюзного органа о возможном принятии проекта приказа работодателем и искового заявления о восстановлении на работе прилагаются

Н. С.ЖАРОВА

Главный правовой инспектор

Информационный бюллетень №6-2009 МГО Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Какие документы кадровой службе необходимо согласовывать с первичной профсоюзной организацией? Какие документы по сотруднику? Прием? увольнение? и в каком виде нужно уведомлять профсоюз. По какому образцу?

Ответ

Ответ на вопрос:

В частности, получить мнение профсоюза необходимо:

Полный перечень таких случаев приведен в .

При необходимости в профсоюз направляют уведомление. Например:

Случаи, когда организация обязана учесть мнение профсоюза Основание
Принятие локальных нормативных актов ( )
Рабочий день, смена
Разделение рабочего дня на части (на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня)
Введение и отмена режима неполного рабочего дня при угрозе массового увольнения сотрудников ч. , ст. 74 ТК РФ
Определение перечня должностей сотрудников с ненормированным рабочим днем**
Составление графика сменности**
Отпуск
Определение порядка и условий предоставления дополнительных отпусков, самостоятельно устанавливаемых работодателем в локальном нормативном акте
Утверждение графика отпусков
Оплата труда
Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда<**
Определение размера и порядка выплаты сотрудникам дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (за исключением сотрудников, получающих оклад), в локальном нормативном акте
Утверждение формы расчетного листка**
Установление конкретного размера повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда**
Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день**
Правила трудового распорядка
Утверждение Правил трудового распорядка**
Повышение квалификации
Определение формы профподготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников**
Охрана труда
Утверждение правил и инструкций по охране труда
Вахта
Утверждение порядка применения вахтового метода
Увеличение продолжительности вахты
Утверждение графика работы на вахте
Установление размера и порядка выплаты надбавки за вахтовый метод работы в локальном нормативном акте
Крайний Север
Установление компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях (за исключением бюджетных организаций), в локальном нормативном акте
Установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях (за исключением бюджетных организаций), в локальном нормативном акте
Увольнение сотрудников ( )
Сокращение численности или штата сотрудников, являющихся членами профсоюза
Несоответствие сотрудника (являющегося членом профсоюза) занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (подтвержденной результатами аттестации)
Неоднократное неисполнение сотрудником, являющимся членом профсоюза, трудовых обязанностей
Увольнение сотрудников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (вне зависимости от причины увольнения)
Случаи, когда порядок учета мнения профсоюза законодательно не установлен *
Привлечение сотрудников к сверхурочным работам, за исключением случаев, предусмотренных частями , статьи 99 Трудового кодекса РФ
Привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением случаев, предусмотренных частями , статьи 113 Трудового кодекса РФ
Применение систем нормирования труда**
Принятие работодателем необходимых мер при угрозе массовых увольнений (например, уведомление службы занятости)
Установление нормы бесплатной выдачи спецодежды и других средств индивидуальной защиты, улучшающих защиту сотрудников от имеющихся на рабочих местах вредных факторов**
Установление особенностей регулирования труда спортсменов, тренеров

* В указанных случаях организация вправе:
- самостоятельно определить порядок учета мнения профсоюзного органа и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре);
- использовать порядок согласования, предусмотренный статьей или Трудового кодекса РФ (в зависимости от решения, которое нужно согласовать с профсоюзом).

** В указанных случаях решение может (должно) быть принято с учетом мнения иного представительного органа сотрудников ( , ,