Презентация плюс тест по Экологическому праву материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему. Право на благоприятную окружающую среду Организации по охране природы
План учебного занятия № 46
Тема:
Вид учебного занятия: урок изучения нового материала
Цель занятия:
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить обучающихся с различными способами защиты экологических прав.
Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.
Воспитывающая: формирование бережного отношения к природе. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности.
Методы: проблемного обучения,работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с видеофрагментом.
Межпредметные связи:
География (глобальные проблемы человечества).
Обеспечение занятия:
Фильм «Глобальные проблемы человечества», учебник «Обществознание» под редакцией Боголюбова, раздаточный материал.
Требования к знаниям обучающихся:
Обучающиеся должны знать: обязанности гражданина РФ.
Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема).
Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.
Мотивация:
Сегодняшнее занятие я хотела бы начать словами Н.Ф. Реймера (советский эколог): Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить.
Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.
Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это не воздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней.
Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – экологического права?
Целеполагание: познакомиться со способами защиты права на благоприятную окружающую среду.
Актуализация: (устный опрос)
Перечислите обязанности гражданина РФ;
Сформулируйте определение понятия «Экология»;
Изучение нового материала:
План изучения нового материала:
1. Общая характеристика экологического права. |
|
Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1). Задание для обучающихся 10 минут
| Экологическое право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды (экологические отношения). Специфика экологических отношений – отношения по использованию и охране окружающей среды. Экологические отношения включают: *отношения по использованию окружающей среды – регулирует отношения по рациональному использованию природных ресурсов; *отношения по охране окружающей среды – регулирование этой группы отношений для предотвращения деградации природы. Структурные компоненты НЕЛЬЗЯ рассматривать отдельно друг от друга (только вместе). Составные части окружающей среды: природные объекты (море, воздух), природно-антропогенные объекты (сад, пруд), антропогенные объекты (дороги, город). Структура источников экологического права: Конституция РФ=ФЗ «Об охране окружающей среды» = ст. 3 Право на благоприятную окружающую среду |
2. Право человека на благоприятную окружающую среду |
|
Задание для обучающихся 10 минут
Задание для обучающихся 5 минут
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 10 минут. | Приложение 2 Конституция РФ в ст. 42 закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 11) гражданам также было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Аналогичное требование об обеспечении граждан информацией установлено Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со ст. 29 этого Закона граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него. |
3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения . |
|
Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 241-242). 10 минут стр.244-245 Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 246-247). 5 минут Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 243-244. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут. Задание для обучающихся (Работа с текстом документа стр. 248-249). 10 минут
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут. Просмотр видеофрагмента 3 минуты. | Способы защиты экологических прав: 1) создание общественных объединений; 2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями; 3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды; 4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде. Законодательство предусматривает 4 вида ответственности за совершённые экологические правонарушения: административную (вся 8 глава КоАП РФ посвящена этому); дисциплинарную (трудовой кодекс); имущественную (гражданский кодекс); уголовную (в уголовном кодексе глава 26). |
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Преподаватель И.В. Атаманчук
Приложение 1
Рабочий лист
Тема: Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
План занятия:
1. Общая характеристика экологического права.
2. Право человека на благоприятную окружающую среду.
3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Задание № 1
Общая характеристика экологического права.
(Работа с текстом стр. 239-241). 10 минут
Дайте определение понятию «Экологическое право».
Сформулируйте специфику экологических отношений.
Определите составные части окружающей среды.
Составьте иерархичную структуру источников экологического права.
Задание № 2 Право человека на благоприятную окружающую среду.
Используя текст Конституции РФ, перечислить экологические права и обязанности (оформить в виде таблицы с указанием главы, статьи, содержания). (Работа с текстом Конституции РФ). 10 минут
№№ Главы и статьи | №№ Главы и статьи | ||
Дайте полную характеристику права на информацию о состоянии окружающей среды (составить развернутый план). (Работа с текстом стр. 243-244). 5 минут
Задание № 3 Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Дайте характеристику способов защиты экологических прав, используя стр.244-245. 10 минут
Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 246-247. 5 минут
Ответьте на вопросы к документу стр. 248-249 (устно).
Подведение итогов.
Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»
Домашнее задание: составить таблицу по видеофрагменту (наименование колонок: проблема, вид ответственности, санкция). Внеаудиторная работа: «Экологические правонарушения» (1) – презентация.
Приложение 2
№№ Главы и статьи | Экологические права граждан РФ | №№ Главы и статьи | Экологические обязанности граждан РФ |
Гл. 2 ст. 42. | Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, | Гл. 2 ст. 58. | Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, |
достоверную информацию о ее состоянии | бережно относиться к природным богатствам. |
||
и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. |
План темы:
I. Благоприятная окружающая среда
1.1 Понятие «благоприятная окружающая среда»
1.2 Основные экологические права граждан и иных физических лиц
II. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду
III. Нормативы качества
Благоприятная окружающая среда – это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.
Основные экологические права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)
НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВА | СУЩНОСТЬ ПРАВА |
Право на благоприятную окружающую среду |
Является естественным правом человека, т.е. принадлежащим ему от рождения. Реализация права связана: — с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти; — с собственными определенными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях) |
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды |
Реализация права связана: — с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти; — с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его – федеральный доклад, который затем обнародуется; |
Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением |
Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) устанавливает несколько видов юридической ответственности за экологические преступления: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную |
Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.
НЕСУДЕБНЫЕ:
🔻 Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;
🔻 Обращение в органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам: 1. В целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране 2. С жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее;
🔻 Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
🔻 Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;
🔻 Оказание содействия органам государственной власти РФ, ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
🔻 Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действий/бездействий органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры;
СУДЕБНЫЕ:
🔻 Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путем вынесения решения, например, 1. В возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием 2. Об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды 3. Об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера
🔻 Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например. 1. Отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование 2. Нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании своих обязанностей и др.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:
🔻 Планирование и финансирование природоохранных мероприятий
🔻 Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;
🔻 Введение экологического нормирования – закрепленных в нормативных правовых актах экологических критериев предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.
Нормативы качества – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных воздействий.
Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду:
✔︎ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды воздействия;
✔︎ предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии;
✔︎ возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;
МБОУ «Ульяновская СОШ»
Учитель истории и обществознания Бычков Н.Е.
Тест «Экологическое право» 11 класс
Часть А
1. Экологическое право в РФ формировалось:
а) вместе с уголовным правом, несколько столетий
б) стремительно и за несколько десятилетий прошлого века
в) начало формироваться в современное время
2. Главным
объектом экологического права является:
а) природная среда
б) окружающая среда
в) человек
3. К источнику экологического права относится:
а) судебный прецедент
б) правовые акты, содержащие нормы экологических взаимоотношений
в) естественное право
4. Высшей юридической слой, по сравнению с другими, обладает:
а) конституция субъекта РФ
б) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
в) нормативный акт исполнительной власти субъекта РФ
5. В основе экологического права лежат определенные
принципы, закрепленные в:
а) законе «Об охране окружающей среды»
б) федеральном законе «О недрах»
в) конституциях субъектов РФ
6. Такое правонарушение, как незаконная добыча рыбы регулируется:
а) Кодексом РФ об административных правонарушениях
б) Уголовным Кодексом РФ
в) Гражданским Кодексом РФ
1. Добавьте недостающее:
3. Что содержится в Конституции РФ, а именно в статье 42:
а) право человека на благоприятную окружающую среду
б) право человека на информацию о состоянии окружающей среды
в) право на пользование недрами земли, расположенными на его территории
г) право на покупку разрешения для охоты в заповедниках
д) право на приобретение редких видов животных, занесенных в Красную книгу
4. Соотнесите:
1. болото в лесу А. природный объект
2. парк в городе Б. природно-антропогенный объект
3. огород с овощами В. антропогенный объект
4. мост с клумбами
5. заповедник
6. деревья, посаженные рядом с домом
1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы к нему.
«Из экологической доктрины Российской Федерации» (одобрена Правительством РФ в 2002 г.)
Стратегической целью государственной политки в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы
сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
Как вы понимаете слово «доктрина»? В чем смысл государственной политики в области экологии? Что необходимо сделать для достижения экологической цели государства? Каков смысл фразы «равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей»?
Ответы:
Часть А
1-б
2-б
3-б
4-б
5-а
6-б
Часть В
1-отношения по охране окружающей среды
2-д
3-аб
4-АББВАБ
Тест по обществознанию Экологическое право для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Человек и закон. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания, в части 3 - 2 задания.
1. Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и
1) экологии
2) окружающей среды
3) животного мира
4) экологических организаций
2. Объектом экологического права является
1) экология
2) человек
3) окружающая среда
4) глобальные проблемы современности
3. Экологическое право в классификации отраслей права определяется как отрасль
1) комплексная
2) базовая
3) профилирующая
4) специальная
4. Федеральное законодательство среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, определяет как
1) устойчивую
2) развитую
3) допустимую
4) благоприятную
5. Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является
1) Конституция Российской Федерации
2) Закон «Об охране окружающей среды»
3) Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992)
4) Федеральный закон «О недрах»
6. Естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, в федеральном законе называются
1) природным объектом
3) антропогенным объектом
4) природной средой
7. Природный объект, изменённый в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение, в федеральном законе называется
1) природной средой
2) природно-антропогенным объектом
3) антропогенным объектом
8. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, в федеральном законе называется
1) природной средой
2) природно-антропогенным объектом
3) антропогенным объектом
4) естественной экологической системой
9. Территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях, в федеральном законе называется
1) окружающей природной средой
2) природным ландшафтом
3) естественной экологической системой
4) природным объектом
10. Состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью, в федеральном законе называется
1) качеством окружающей среды
2) загрязнением окружающей среды
3) нормативами допустимых выбросов
4) экологическим аудитом
1. Вставьте пропущенное понятие.
Состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий называется __________ безопасностью.
2.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «объекты охраны окружающей среды».
Животные, леса, человек, генетический фонд, подземные воды, атмосферный воздух.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Установите соответствие между названиями охраняемых природных территорий и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Природные территории
А) государственные природные заповедники
Б) национальные природные парки
В) государственные природные заказники
Г) памятники природы
Определения
1) уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения
2) особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира
3) природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность; предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма
4) территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В соответствии с российским законодательством каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного __________(А), вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную __________(Б) о состоянии окружающей среды и на возмещение __________(В) окружающей среде. Граждане имеют право создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; выдвигать предложения о проведении общественной экологической __________(Г) и участвовать в её проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; предъявлять в __________(Д) иски о возмещении вреда окружающей среде и т.д. В то же время граждане обязаны сохранять __________(Е) и окружающую среду и бережно относиться к природе и природным богатствам.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов
1)экспертиза
2) воздействие
З) суд
4) информация
5) среда
6) вред
7) природа
1. 8 мая подростки Рассадин и Шкатов, 15 и 16 лет, вышли на прогулку в лес недалеко от деревни Дубовка. Решив развести костер и пожарить шашлыки, они забыли о правилах безопасности, вследствие чего огонь перекинулся на ближайшие деревья и вызвал сильный пожар. Подростки прибежали в Дубовку, вызвали пожарную охрану, и через 45 минут пожар был потушен. Как вы считаете, к подросткам будет применена административная или уголовная ответственность? Почему?
2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1) «Природа не потворствует слабости и не прощает ошибок…» (Р. Эмерсон).
2) «Экология — проблема нравственная» (Д. Лихачев).
3) «Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются» (А. Швейцер).
Ответы на тест по обществознанию Экологическое право
Часть 1
1-2
2-3
3-1
4-4
5-2
6-1
7-2
8-3
9-2
10-1
Часть 2
1. экологической
2. человек
3. 2341
4. 246137
Человек имеет право на благоприятную среду . Что такое благоприятная среда, как законы РФ защищают права граждан на данное право, каковы способы его защиты? Об этом материал данной статьи.
Благоприятная окружающая природная среда — это такое состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.
В РФ есть отрасль права, которая регулирует отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Это экологическое право.
Источники экологического права:
- Конституция РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Водный кодекс РФ
- Земельный кодекс РФ
- Лесной кодекс РФ
- законы РФ «О животном мире», «О мелиорации земель», «О недрах РФ», «Об охране окружающей природной среды» и др.
Основные экологические права человека и гражданина в РФ:
- Право на благоприятную окружающую среду.
- Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
- Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
(Из Конституции РФ, статья 42)
Права тесно связаны с обязанностями.
В статье 58 Конституции РФ отмечается, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Правонарушение в области природы называют экологическим правонарушением.
Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее законы по охране природы, и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.
Способы защиты гражданами права на благоприятную окружающую среду
- Несудебные способы:
— участие в общественных организациях, цель которых — защита окружающей среды;
— обращения граждан в органы государственной и местной власти при обнаружении фактов загрязнения природы, а также с целью получения необходимой информации о состоянии окружающей среды.
— участие в митингах в защиту природы
— личное участие в сохранении чистоты природы, например, в субботниках.
- Судебные способы:
— обращение в суд при получении вреда здоровью из-за загрязнения природы
— для получения необходимой информации от соответствующих органов, если запрос на неё остался без ответа
— при отказе на проведение экспертизы среды органами власти и др.
Мероприятия государства по защите окружающей среды:
- Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.
- Проведение экологической экспертизы деятельности предприятий и организаций
- Систематическая проверка состояния окружающей среды — воздуха, воды и пр.
- Создание заповедников, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных
- Проведение санкций к нарушителям законодательства оп охране окружающей среды и др.
Организации по охране природы:
Международный уровень:
- Международный союз охраны природы и природных ресурсов, МСОП (англ. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN ) .основан в 1948 г. При ООН имеет статус наблюдателя. Цель: освещения экологических проблем, поведение с этой целью конгрессов в разных странах мира. Штаб-квартира в Швейцарии, в городе Гланде. Это неправительственная организация, от РФ её членами являются Министерство природы, Всероссийское общество охраны природы, Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН.
- Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Создана в 1972 г. штаб-квартира в Кении, в городе Найроби. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС.
- ЮНЕСКО — организация при ООН, осуществляет руководство экологическими программами, включая более 100 стран. Создана в 1948 г., штаб-квартира в Париже.
- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957г. Цель — обеспечение ядерной безопасности и охраны природы от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на окружающую среду и др.
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ), созданная в 1946г., занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений окружающей среды.
- Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН создана в 1945г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.
- Гринпис (англ..green peace - «зелёный мир») - международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Рассматривает проблемы: глобальное изменение климата, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами и др.В РФ – с 1989 г.
- Римский клуб — международная общественная организация, созданная в 1968 г., объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармоничного отношения человека и природы.
Российский уровень:
- Государственные органы : Правительство Российской Федерации, Министерство охраны природы и природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерства здравоохранения РФ и др.
- Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы .
- Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы”
- Всероссийское общество охраны природы.
- Сибирский экологический центр
- Союз охраны птиц России
- «Кедр»- конструктивное экологическое движение России
- «Зелёный патруль»- общественная организация
- Российская экологическая партия «Зелёные» и др. В
(в каждом субъекте РФ).
Природа — наш дом, наша жизнь. Охрана её — долг каждого, живущего на планете Земля.
«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей».
(Ф.Бэкон)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна