Презентация плюс тест по Экологическому праву материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему. Право на благоприятную окружающую среду Организации по охране природы

План учебного занятия № 46

Тема:

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала

Цель занятия:

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить обучающихся с различными способами защиты экологических прав.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.

Воспитывающая: формирование бережного отношения к природе. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности.

Методы: проблемного обучения,работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с видеофрагментом.

Межпредметные связи:

География (глобальные проблемы человечества).

Обеспечение занятия:

Фильм «Глобальные проблемы человечества», учебник «Обществознание» под редакцией Боголюбова, раздаточный материал.

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: обязанности гражданина РФ.

Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема).

Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.

Мотивация:

Сегодняшнее занятие я хотела бы начать словами Н.Ф. Реймера (советский эколог): Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить.

Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою точку зрения.

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это не воздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней.

Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – экологического права?

Целеполагание: познакомиться со способами защиты права на благоприятную окружающую среду.

Актуализация: (устный опрос)

    Перечислите обязанности гражданина РФ;

    Сформулируйте определение понятия «Экология»;

Изучение нового материала:

План изучения нового материала:



1. Общая характеристика экологического права.

Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1).

Задание для обучающихся 10 минут

Экологическое право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды (экологические отношения).

Специфика экологических отношений – отношения по использованию и охране окружающей среды.

Экологические отношения включают:

*отношения по использованию окружающей среды – регулирует отношения по рациональному использованию природных ресурсов;

*отношения по охране окружающей среды – регулирование этой группы отношений для предотвращения деградации природы.

Структурные компоненты НЕЛЬЗЯ рассматривать отдельно друг от друга (только вместе).

Составные части окружающей среды: природные объекты (море, воздух), природно-антропогенные объекты (сад, пруд), антропогенные объекты (дороги, город).

Структура источников экологического права:

Конституция РФ=ФЗ «Об охране окружающей среды» = ст. 3 Право на благоприятную окружающую среду

2. Право человека на благоприятную окружающую среду

Задание для обучающихся 10 минут

Задание для обучающихся 5 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 10 минут.

Приложение 2

Конституция РФ в ст. 42 закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 11) гражданам также было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Аналогичное требование об обеспечении граждан информацией установлено Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со ст. 29 этого Закона граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него.

3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения .

Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 241-242). 10 минут

    стр.244-245

Задание для обучающихся (Работа с текстом стр. 246-247). 5 минут

    Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 243-244.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Задание для обучающихся (Работа с текстом документа стр. 248-249). 10 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Просмотр видеофрагмента 3 минуты.

Способы защиты экологических прав: 1) создание общественных объединений; 2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями; 3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды; 4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде.

Законодательство предусматривает 4 вида ответственности за совершённые экологические правонарушения:

    административную (вся 8 глава КоАП РФ посвящена этому);

    дисциплинарную (трудовой кодекс);

    имущественную (гражданский кодекс);

    уголовную (в уголовном кодексе глава 26).

Подведение итогов.

    Выставление оценок.

Преподаватель И.В. Атаманчук

Приложение 1

Рабочий лист

Тема: Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

План занятия:

1. Общая характеристика экологического права.
2. Право человека на благоприятную окружающую среду.
3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Задание № 1 Общая характеристика экологического права.
(Работа с текстом стр. 239-241). 10 минут

    Дайте определение понятию «Экологическое право».

    Сформулируйте специфику экологических отношений.

    Определите составные части окружающей среды.

    Составьте иерархичную структуру источников экологического права.

Задание № 2 Право человека на благоприятную окружающую среду.

    Используя текст Конституции РФ, перечислить экологические права и обязанности (оформить в виде таблицы с указанием главы, статьи, содержания). (Работа с текстом Конституции РФ). 10 минут

№№ Главы и статьи

№№ Главы и статьи

    Дайте полную характеристику права на информацию о состоянии окружающей среды (составить развернутый план). (Работа с текстом стр. 243-244). 5 минут

Задание № 3 Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

    Дайте характеристику способов защиты экологических прав, используя стр.244-245. 10 минут

    Сформулируйте виды ответственности за нарушение экологического права стр. 246-247. 5 минут

    Ответьте на вопросы к документу стр. 248-249 (устно).

Подведение итогов.

    Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

    Домашнее задание: составить таблицу по видеофрагменту (наименование колонок: проблема, вид ответственности, санкция). Внеаудиторная работа: «Экологические правонарушения» (1) – презентация.

Приложение 2

№№ Главы и статьи

Экологические права граждан РФ

№№ Главы и статьи

Экологические обязанности граждан РФ

Гл. 2 ст. 42.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,

Гл. 2 ст. 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,

достоверную информацию о ее состоянии

бережно относиться к природным богатствам.

и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

План темы:

I. Благоприятная окружающая среда

1.1 Понятие «благоприятная окружающая среда»

1.2 Основные экологические права граждан и иных физических лиц

II. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду

III. Нормативы качества

Благоприятная окружающая среда – это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВА СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право на благоприятную окружающую среду

Является естественным правом человека, т.е. принадлежащим ему от рождения.

Реализация права связана:

— с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти;

— с собственными определенными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях)

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Реализация права связана:

— с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти;

— с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его – федеральный доклад, который затем обнародуется;

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) устанавливает несколько видов юридической ответственности за экологические преступления: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.

НЕСУДЕБНЫЕ:

🔻 Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам: 1. В целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране 2. С жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее;

🔻 Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

🔻 Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;

🔻 Оказание содействия органам государственной власти РФ, ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действий/бездействий органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры;

СУДЕБНЫЕ:

🔻 Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путем вынесения решения, например, 1. В возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием 2. Об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды 3. Об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера

🔻 Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например. 1. Отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование 2. Нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании своих обязанностей и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

🔻 Планирование и финансирование природоохранных мероприятий

🔻 Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;

🔻 Введение экологического нормирования – закрепленных в нормативных правовых актах экологических критериев предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных воздействий.

Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду:

✔︎ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды воздействия;

✔︎ предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии;

✔︎ возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

МБОУ «Ульяновская СОШ»

Учитель истории и обществознания Бычков Н.Е.

Тест «Экологическое право» 11 класс

Часть А
1. Экологическое право в РФ формировалось:
а) вместе с уголовным правом, несколько столетий
б) стремительно и за несколько десятилетий прошлого века
в) начало формироваться в современное время

2. Главным объектом экологического права является:
а) природная среда
б) окружающая среда
в) человек

3. К источнику экологического права относится:
а) судебный прецедент
б) правовые акты, содержащие нормы экологических взаимоотношений
в) естественное право

4. Высшей юридической слой, по сравнению с другими, обладает:
а) конституция субъекта РФ
б) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
в) нормативный акт исполнительной власти субъекта РФ

5. В основе экологического права лежат определенные принципы, закрепленные в:
а) законе «Об охране окружающей среды»
б) федеральном законе «О недрах»
в) конституциях субъектов РФ

6. Такое правонарушение, как незаконная добыча рыбы регулируется:
а) Кодексом РФ об административных правонарушениях
б) Уголовным Кодексом РФ
в) Гражданским Кодексом РФ

1. Добавьте недостающее:

3. Что содержится в Конституции РФ, а именно в статье 42:
а) право человека на благоприятную окружающую среду
б) право человека на информацию о состоянии окружающей среды
в) право на пользование недрами земли, расположенными на его территории
г) право на покупку разрешения для охоты в заповедниках
д) право на приобретение редких видов животных, занесенных в Красную книгу

4. Соотнесите:
1. болото в лесу А. природный объект
2. парк в городе Б. природно-антропогенный объект
3. огород с овощами В. антропогенный объект
4. мост с клумбами
5. заповедник
6. деревья, посаженные рядом с домом

1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы к нему.

«Из экологической доктрины Российской Федерации» (одобрена Правительством РФ в 2002 г.)

Стратегической целью государственной политки в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы
сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

Как вы понимаете слово «доктрина»? В чем смысл государственной политики в области экологии? Что необходимо сделать для достижения экологической цели государства? Каков смысл фразы «равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей»?

Ответы:
Часть А
1-б
2-б
3-б
4-б
5-а
6-б

Часть В
1-отношения по охране окружающей среды
2-д
3-аб
4-АББВАБ

Тест по обществознанию Экологическое право для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Человек и закон. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания, в части 3 - 2 задания.

1. Экологическое право представляет собой совокупность пра­вовых норм, которые регулируют общественные отноше­ния, возникающие в результате взаимодействия общества и

1) экологии
2) окружающей среды
3) животного мира
4) экологических организаций

2. Объектом экологического права является

1) экология
2) человек
3) окружающая среда
4) глобальные проблемы современности

3. Экологическое право в классификации отраслей права оп­ределяется как отрасль

1) комплексная
2) базовая
3) профилирующая
4) специальная

4. Федеральное законодательство среду, качество которой обес­печивает устойчивое функционирование естественных эко­логических систем, природных и природно-антропогенных объектов, определяет как

1) устойчивую
2) развитую
3) допустимую
4) благоприятную

5. Основным документом, закрепившим требования по эколо­гическому нормированию, является

1) Конституция Российской Федерации
2) Закон «Об охране окружающей среды»
3) Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-­Жанейро, 1992)
4) Федеральный закон «О недрах»

6. Естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природ­ные свойства, в федеральном законе называются

1) природным объектом

3) антропогенным объектом
4) природной средой

7. Природный объект, изменённый в результате хозяйствен­ной и иной деятельности, и (или) объект, созданный чело­веком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение, в федераль­ном законе называется

1) природной средой
2) природно-антропогенным объектом
3) антропогенным объектом

8. Объект, созданный человеком для обеспечения его соци­альных потребностей и не обладающий свойствами природ­ных объектов, в федеральном законе называется

1) природной средой
2) природно-антропогенным объектом
3) антропогенным объектом
4) естественной экологической системой

9. Территория, которая не подверглась изменению в результа­те хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях, в федеральном законе называется

1) окружающей природной средой
2) природным ландшафтом
3) естественной экологической системой
4) природным объектом

10. Состояние окружающей среды, которое характеризуется фи­зическими, химическими, биологическими и иными показа­телями и (или) их совокупностью, в федеральном законе называется

1) качеством окружающей среды
2) загрязнением окружающей среды
3) нормативами допустимых выбросов
4) экологическим аудитом

1. Вставьте пропущенное понятие.

Состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий называется __________ безопасностью.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключени­ем одного, характеризуют понятие «объекты охраны окру­жающей среды».
Животные, леса, человек, генетический фонд, подземные воды, атмосферный воздух.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между названиями охраняемых природных территорий и их определениями: к каждой по­зиции первого столбца подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

Природные территории

А) государственные природные заповедники
Б) национальные природные парки
В) государственные природные заказники
Г) памятники природы

Определения

1) уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, науч­ном, культурном и эстетиче­ском отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения
2) особо охраняемые природные комплексы и объекты, имею­щие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фон­да растительного и животного мира
3) природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают природные комплек­сы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность; пред­назначены для использования в природоохранных, просвети­тельских, научных и культур­ных целях и для регулируемого туризма
4) территории (акватории), имеющие особое значение для сохра­нения или восстановления при­родных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В соответствии с российским законодательством каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую сре­ду, на её защиту от негативного __________(А), вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуа­циями природного и техногенного характера, на достоверную __________(Б) о состоянии окружающей среды и на возмещение __________(В) окружающей среде. Граждане имеют право создавать общественные объединения и иные некоммерче­ские организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; выдвигать предложения о проведении общественной экологической __________(Г) и участвовать в её проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; предъявлять в __________(Д) иски о возмещении вреда окружающей среде и т.д. В то же время граждане обязаны сохранять __________(Е) и окружающую среду и бережно относиться к природе и природным богатствам.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыслен­но заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.­

Список терминов

1)экспертиза
2) воздействие
З) суд
4) информация
5) среда
6) вред
7) природа

1. 8 мая подростки Рассадин и Шкатов, 15 и 16 лет, вышли на прогулку в лес недалеко от деревни Дубовка. Решив развести костер и пожарить шашлыки, они забыли о правилах безо­пасности, вследствие чего огонь перекинулся на ближайшие деревья и вызвал сильный пожар. Подростки прибежали в Дубовку, вызвали пожарную охрану, и через 45 минут пожар был потушен. Как вы считаете, к подросткам будет применена административная или уголовная ответственность? Почему?

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, рас­кройте его смысл, обозначив при необходимости разные ас­пекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспек­тов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргумен­тации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие по­нятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1) «Природа не потворствует слабости и не прощает оши­бок…» (Р. Эмерсон).

2) «Экология — проблема нравственная» (Д. Лихачев).

3) «Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя по­мощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются» (А. Швейцер).

Ответы на тест по обществознанию Экологическое право
Часть 1
1-2
2-3
3-1
4-4
5-2
6-1
7-2
8-3
9-2
10-1
Часть 2
1. экологической
2. человек
3. 2341
4. 246137

Человек имеет право на благоприятную среду . Что такое благоприятная среда, как законы РФ защищают права граждан на данное право, каковы способы его защиты? Об этом материал данной статьи.

Благоприятная окружающая природная среда — это такое состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

В РФ есть отрасль права, которая регулирует отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Это экологическое право.

Источники экологического права:

  • Конституция РФ
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • Водный кодекс РФ
  • Земельный кодекс РФ
  • Лесной кодекс РФ
  • законы РФ «О животном мире», «О мелиорации земель», «О недрах РФ», «Об охране окружающей природной среды» и др.

Основные экологические права человека и гражданина в РФ:

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
  • Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

(Из Конституции РФ, статья 42)

Права тесно связаны с обязанностями.

В статье 58 Конституции РФ отмечается, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Правонарушение в области природы называют экологическим правонарушением.

Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее законы по охране природы, и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Способы защиты гражданами права на благоприятную окружающую среду

  • Несудебные способы:

участие в общественных организациях, цель которых — защита окружающей среды;

обращения граждан в органы государственной и местной власти при обнаружении фактов загрязнения природы, а также с целью получения необходимой информации о состоянии окружающей среды.

участие в митингах в защиту природы

личное участие в сохранении чистоты природы, например, в субботниках.

  • Судебные способы:

обращение в суд при получении вреда здоровью из-за загрязнения природы

для получения необходимой информации от соответствующих органов, если запрос на неё остался без ответа

при отказе на проведение экспертизы среды органами власти и др.

Мероприятия государства по защите окружающей среды:

  • Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.
  • Проведение экологической экспертизы деятельности предприятий и организаций
  • Систематическая проверка состояния окружающей среды — воздуха, воды и пр.
  • Создание заповедников, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных
  • Проведение санкций к нарушителям законодательства оп охране окружающей среды и др.

Организации по охране природы:

Международный уровень:

  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов, МСОП (англ. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN ) .основан в 1948 г. При ООН имеет статус наблюдателя. Цель: освещения экологических проблем, поведение с этой целью конгрессов в разных странах мира. Штаб-квартира в Швейцарии, в городе Гланде. Это неправительственная организация, от РФ её членами являются Министерство природы, Всероссийское общество охраны природы, Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН.
  • Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Создана в 1972 г. штаб-квартира в Кении, в городе Найроби. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС.
  • ЮНЕСКО — организация при ООН, осуществляет руководство экологическими программами, включая более 100 стран. Создана в 1948 г., штаб-квартира в Париже.
  • Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957г. Цель — обеспечение ядерной безопасности и охраны природы от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на окружающую среду и др.
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ), созданная в 1946г., занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений окружающей среды.
  • Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН создана в 1945г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.
  • Гринпис (англ..green peace - «зелёный мир») - международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Рассматривает проблемы: глобальное изменение климата, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами и др.В РФ – с 1989 г.
  • Римский клуб — международная общественная организация, созданная в 1968 г., объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармоничного отношения человека и природы.

Российский уровень:

  • Государственные органы : Правительство Российской Федерации, Министерство охраны природы и природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерства здравоохранения РФ и др.
  • Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы .
  • Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы”
  • Всероссийское общество охраны природы.
  • Сибирский экологический центр
  • Союз охраны птиц России
  • «Кедр»- конструктивное экологическое движение России
  • «Зелёный патруль»- общественная организация
  • Российская экологическая партия «Зелёные» и др. В

(в каждом субъекте РФ).

Природа — наш дом, наша жизнь. Охрана её — долг каждого, живущего на планете Земля.

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей».

(Ф.Бэкон)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна