Причины возникновения теории суверенитета бодена. Политическое учение Ж

Жан Боден (1530–1596) – выдающийся французский политический мыслитель. Его взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). «Республикой» здесь называется то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения.

С защитой королевского абсолютизма выступил идеолог Французской буржуазии Жан Боден (1530-1596), автор трактатов "Шесть книг о республике", "О государстве". Автор пытается подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена - это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени - идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

Государство - правовое, справедливое управление множеством семей и тем, что у них есть под единой суверенной властью. Именно наличие права отличает государство от шайки воров или разбойников.

Признаки государства:

1.Семья - ячейка государства.

2.Частная собственность.

3.Правовое управление соответствует естественным, божественным законам.

4.Суверенитет государства. Суверенитет - верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.

Признаки и содержание суверенности власти: Постоянство (власть по наследству). Абсолютность суверенной власти. Собственность правителя. Надзаконная власть. Власть сама является источником закона.

1. Законодательная власть.



2. Распорядительная власть.

3. Военная власть.

4. Право назначения и смещения чиновников.

5. Право судебной власти.

6. Право помилования.

7. Вопросы войны и мира.

8. Чеканка монет.

Но суверенность власти не означает у Ж. Бодена того, что ею может обладать только единоличный правитель, ибо суверенитет есть и у монархии, и у республики. Власть может быть устроена сложно: она может быть выражена в государе и одной палате, в двух палатах и государе и т.п., но как единое целое эта власть всегда обладает верховенством, постоянством, стоит выше всех других властей.

Боден - убежденный сторонник действительной суверенной (в его трактовке - абсолютистской) монархической власти. Однако в условиях монархизма он допускает существование отдельных элементов аристократических и демократических форм правления

По способу осуществления власти Ж. Боден делит государства на три вида:

1) Законные (подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность).

2) Вотчинные или сеньориальные (в которых суверен силой оружия стал обладателем имущества и людей, и правит ими как отец семейства).

3) Тиранические (где суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).

Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив». Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, включающего в себе принципы равенства и подобия.

Жан Боден (1530-1596) – французский правовед, вы­дающийся политический мыслитель.

Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566); «Шесть книг о республике» (1576).

Логическое основание политико-правового учения. По­литическое и правовое мышление Бодена сформировалось под влиянием теоцентризма; историзма; рационализма.

Лучшему познанию права, полагал Боден, должно слу­жить знание юридической практики: «Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительно­сти глубоко ошибается – и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление во­енной битвой».

Боден уделяет пристальное внимание институту госу­дарства (для обозначения понятия государства им исполь­зуется латинский термин «respublica» и его французский аналог «uneRepublique», но не современный французский термин «Etat»).

Боден ставил перед собой цель осмыслить государство иначе, чем его предшественники (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли, Мор и др.). Он упрекал Аристотеля и Цицерона за то, что они не пред­ложили детального описания верховной власти, без ко­торой невозможно представить себе государство. Боден оспаривает исключительное значение и такого признака государства, как «согласие в вопросах права», на котором настаивал Цицерон: « ...Глупо утверждать, что империя ту­рок, которая включала народы, проживающие вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была госу­дарством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти».



Боден понимает государство следующим образом: «Го­сударство – это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». В этом определении еще нет упоминания о территории как признаке государства (для западных теоретиков государства этот признак приоб­ретет значение, начиная с XIX в.). Государство понимается Боденом как правовое управление, что позволяет ему отли­чать государство от шайки разбойников (в этой части Бо­ден продолжает придерживаться взглядов Цицерона и Аврелия Августина). Основным элементом государства для Бодена является семья: «Государство не может существо­вать без семьи как город без домов или как дом без фунда­мента».

Вслед за Аристотелем Боден различает три вида соци­альной власти внутри семьи: родительскую; супружескую; господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства.

Важнейший признак государства – суверенная власть (четвертый вид социальной власти), под которой Боден по­нимает постоянную, абсолютную и неделимую власть госу­дарства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Именно Бодену принадлежит научное первен­ство в создании теории государственного суверенитета.

Суверенная власть государства, с точки зрения Боде­на, – это власть:

ü постоянная, которая отличается от временной, подоб­ной власти диктаторов Древнего Рима;

ü абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как соб­ственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолют­ной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэ­тому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Никто, считает Боден, не имеет право брать чужую собственность без со­гласия ее владельца. Боден был одним из первых мыслите­лей, критически оценивших утопийское государство Тома­са Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;

ü единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу. Боден был противником теории смешанной формы государства, кото­рой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Компетенция суверенной власти государства – комп­лекс исключительных прерогатив:

ü право издавать, отменять и обнародовать законы без согласия граждан (основная прерогатива);

ü право объявлять войну и заключать мир;

ü право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;

ü правосудие в последней инстанции для всех должност­ных лиц и граждан;

ü право помилования в тех случаях, «когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания»;

ü чеканка монет;

ü определение мер и весов;

ü взимание налогов и податей.

Боден обстоятельно исследует проблему форм государ­ства. Вслед за Аристотелем он рассматривает проблему обусловленности форм правления государства различны­ми факторами (климатом, почвой и др.). В XVIII в. эта же проблема будет рассматриваться французским мыслите­лем Ш. Л. Монтескье. Вместе с тем Боден критикует Арис­тотеля, который делил формы правления государства на правильные и неправильные, и предлагает собственную классификацию.

Классификация форм правления государства. В своей классификации форм правления государства Боден ис­пользует критерий принадлежности власти тому или ино­му суверену (табл. 6). Боден выделяет три формы правле­ния: демократию; аристократию; монархию.

В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми.

В аристократии меньшая часть граждан обладает суве­ренной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление «лучших» в понимании Аристотеля. Боден считает, что коррупция «может появиться в любом госу­дарстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уваже­нием окружающих, ни личной добродетелью, ни соответ­ствующим образованием».

В монархии суверенная власть всегда принадлежит од­ному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, который считал, что тиран – это правитель, действующий всегда вопреки желаниям народа. Тогда, зак­лючает Боден, «сам Моисей, наиболее мудрый и справед­ливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему наро­ду почти все, действуя против его воли».

Таблица 6

Формы правления государства

Ж. Боден рассматривает различные формы правления государства с точки зрения их эффективности для обеспе­чения общественного порядка.

Демократию он оценивает отрицательно: «Народ – это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом дела­ет что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел – это все равно, что спрашивать совета у безумного».

Недостаток аристократии – неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общий недостаток демократии и аристократии, по Бодену, заключается в следующем: «В демократическом или арис­тократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма правления государства для преодоления политического и религиозного кризиса – монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден был сторонником наследствен­ной, а не выборной монархии. Выборная монархия – это всегда междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Идеальная форма государства для Франции XVI в., по Бодену, – легитимная монархия. Это такая форма правле­ния государства, при которой подданные, пользуясь лич­ной свободой и собственностью, подчиняются законам мо­нарха, а монарх – законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх бу­дет нарушать естественные законы, рассматривая соб­ственность своих граждан как свою собственную и отно­сясь к гражданам как рабам.

Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием, но Боден не признает такого права, если монарх ведет себя как тиран, занимая престол на основе действующего закона о престолонаследии. Боден уповает только на Божественный суд: «Считается незакон­ным для частного лица не только попытка убить своего за­конного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа».

Нестабильность форм правления государства определя­ется следующими факторами:

Крайне неравномерным распределением богатства;

Отсутствием свободы вероисповедания.

Следовательно, необходимы законы против ростовщи­чества, законы о наследовании имущества, а также законы, допускающие веротерпимость.

Содержание правовой теории. Как правовой мысли­тель Боден сформулировал концепцию универсального пра­ва. Это право нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства, будь это даже римское государ­ство. Напротив, необходимо провести сравнительный ана­лиз законодательства древних народов (персов, евреев, гре­ков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона: «Пусть бы они почитали Платона, который пола­гал, что другого способа утвердить закон или наладить го­сударственное управление не существует, мудрый человек соберет вместе законодательные структуры всех или наиболее известных ему государств и, сравнив, из них выделит лучшую форму».

Однако Боден признает зависимость законов от формы правления государства: «Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристокра­тических (законы являются столь же разнообразными, как и формы правления)».

Боден классифицирует законы и в зависимости от их источника. Он выделяет:

Законы, установленные Богом;

Законы, установленные природой;

Законы, установленные суверенной властью;

Законы, установленные народами;

Законы, установленные общим соглашением, в кото­ром берет начало суверенная власть (для монархии – это закон престолонаследия, подобный Салическому Закону (LexSalica)).

Исторический подход к праву привел Бодена к такому пониманию права, в основе которого лежит синтез право­вых взглядов Фомы Аквинского, римских юристов, а также собственное понимание Боденом современных правовых систем.

Основная научная заслуга Бодена – это создание тео­рии государственного суверенитета. Она сформировалась в эпоху становления европейских абсолютных монархий. Те­ория государственного суверенитета оказалась очень про­дуктивной.

В XVII в. понятие суверенитета как абсолютной власти государства было воспринято английским философом То­масом Гоббсом. Государство у Гоббса стало представлять собой великого Левиафана – «смертного Бога», которому по силе в земной жизни никто и ничто не может противо­стоять. В XVIII в. суверенитет как абсолютную власть го­сударства понимал и французский философ Жан-Жак Руссо. Но в отличие от Бодена и Гоббса носителем этой власти у Руссо могла быть только Общая Воля (Volontй Gftnftrale), которая исходила от народа как единого целого. Суверенитет, считал Руссо, никому нельзя передать. Боден же полагал иначе: «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может пе­редать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить».

В XIX в. немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель предложил понимать государство как «шествие Бога в мире», наделив его абсолютной властью над индиви­дами, т.е. суверенитетом в трактовке Бодена. Только в го­сударстве, писал Гегель, человек понимает кто для кого: че­ловек для государства или государство для человека.

В XX в. теория государственного суверенитета Бодена подверглась основательной критике. Так, французский правовед Леон Дюги предложил отказаться от понятия суверенитета государства, которое приводит к представле­нию о неподотчетности государства. Дюги считал, что госу­дарство связано в своей деятельности нормой солидарности. Критически оценивал теорию государственного суверени­тета также австрийский правовед Ганс Кельзен, признавая приоритет норм международного права над внутригосудар­ственными нормами права.

Весьма скептически относился к концепции суверените­та государства французский религиозный философ Жак Маритен. Он полагал, что понятие «суверенитет» может быть применимо только к Богу, папе римскому или мудре­цу. Это понятие необходимо исключить из политической философии, ведь оно «есть не что иное, как аналог понятия абсолютизм». Маритен считал, что «в сфере политики и в отношении тех людей и организаций, которые ответствен­ны за земную судьбу людей, понятие суверенитета не мо­жет использоваться адекватно. Потому что, в конечном счете, ни одна земная власть не есть образ Бога и не явля­ется представителем Бога».

Но, несмотря на существенную критику, теория госу­дарственного суверенитета Бодена до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия решений на государственном уровне.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1 Биография Жана Бодена

2 Теория государственного суверенитета. Политическое учение Жана Бодена

Заключение

Введение

В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой -- протестанты. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну, создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось, что только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней. Мир в общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад.

Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский политический мыслитель Жан Боден (1530--1596).

1 Биография Жана Бодена

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха г. Анже. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы -- одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания академии он некоторое время преподает в ней.

Так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж, чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в Париж, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть.

Известность приходит к Бодену в 1566 году, после публикации труда «Метод легкого изучения истории». В «Методе» Жан не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

Как и большинство сторонников партии «политиков» Жан Боден был близок двору наследника французского престола герцога Франсуа Анжуйского, но после его смерти стал склоняться к поддержке Католической Лиги.

В мае 1587 года к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лана. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лаона (Лана -- в источниках разночтения), причем на этом посту он продержался два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести и, например, отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но зато по его собственным признаниям принимал участие в процессах над 200 женщин по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

Умер в Лане в 1596 году от чумы.

2 Теория государственного суверенитета. Политическое учение Жана Бодена

Жан Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными. Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы».

Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государ- ство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, “было бы прямо противоположно законам бога и природы”. Частная собственность связана с законами природы, поскольку “естественный закон запрещает брать чужое”. “Имущественное равенство гибельно для государств”, - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, “то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим”.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее “монархия”, противники - “тирания”. Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть “аристократия”, недовольные ею - “олигархия” и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить “поровну”, какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе - разум и справедливость, на юге - религия. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ - “зверь многоглавый и лишенный рассудка” - не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования). “Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими”.

Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт - монархии существуют тысячи лет и это никого не удивляет; если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики. Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один).

Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в “законные монархии”, в которых народ повинуется законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать “законы бога и законы природы”, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной - в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выбраный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле.

Боден считал наилучшей королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства (но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления тирану в виде отказа платить подати).

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю). Второй вид соединений государств основан на равенстве - такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.

Заключение

государственный суверенитет боден

Жан Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием.

Боден -- противник теории смешанной формы государства. Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ -- это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел -- это все равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии -- неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден -- сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.

Список используемых источников

1. История политических и правовых учений: учебник / В.С. Нерсесянц [и др.]; под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - Москва: Норма, 2009. - 704 с.

2. История диалектики XIV - XVIII веков / З.А. Каменский [и др.]; под общ. ред. З.А. Каменского. - Москва: Мысль, 1989. - 355 с.

3. Лейст, Н.И. История политических и правовых учений / Н.И.Лейст; под общ. ред. Н.И. Лейста [Электронный ресурс]. - Юридическая литература, 2000. - Режим доступа: http://referat.deport.ru/art/18543.zip. - Дата доступа: 16.02.2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторический подход Жана Бодена к исследованию государства. Идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности. Идея государственного суверенитета. Характеристика и признаки государства по Бодену.

    реферат , добавлен 29.11.2009

    Історичні передумови становлення культури Відродження у Західній Європі. Характеристика правової та політичної думки у середні віки. Особливості політичних та правових вчень епохи Відродження і Реформації. Політико-правові ідеї мислителя Жана Бодена.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Причины происхождения неравенства, его виды, этапы развития. Учение Руссо о государстве и праве. Учение о народном суверенитете. Закон как выражение общей воли.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2004

    Общее понятие государственного суверенитета РФ. Самостоятельность государственной власти. Проблемы суверенитета РФ и его защита. Функции Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и судов РФ по укреплению государственного суверенитета.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2017

    Возникновение и строение государства согласно учению Томаса Гоббса. Сущность абсолютности государственной власти. Цели, задачи и формы государства. Оценка доктрины Гоббса в истории политической мысли. Идея единого государства и права, власти и закона.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2011

    Творческое наследие Аристотеля. Сборник логических трактатов Аристотеля. Учение Аристотеля о праве и государстве. Правильные и неправильные формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. Вопрос социальной справедливости.

    реферат , добавлен 08.02.2013

    Политические и правовые учения Древнего Египта, Древней Руси. Учение о государстве Полибия, о праве средневековых юристов в Западной Европе. Новозаветные идеи о власти, государстве и праве. Формирование и развитие политико–правовых воззрений в исламе.

    шпаргалка , добавлен 14.11.2010

    Понятие формы правления как основы формирования высшей государственной власти в политической системе, которая бывает выборной или наследственной. Основные аспекты типологии и классификации форм правления как представления о существенных признаках.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Идеология политико-правового учения Ж.Ж. Руссо: политический радикализм и теория естественного права. Понятие общественного договора. Происхождение неравенства - один из центральных вопросов в проблеме свободы человека. Религиозное мировоззрение Руссо.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Формы государственного правления. Понятие монархии как государственной формы правления, ее достоинства и недостатки. Сущность абсолютной и дуалистической монархии. Конституционные монархии и современность. Нетрадиционные виды монархии и их характеристика.

Идеологом теории «государственного суверенитета» считается Жан Боден (1530-1596) – французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. В период религиозных войн во Франции он выступил с обоснованием абсолютизма, критикой монархомахов, против феодальной децентрализации и религиозного фанатизма.

В труде "Шесть книг о государстве" Боден впервые сформулировал и обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными".

Власть государства постоянна и абсолютна; это – высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти – только бог и законы природы. Суверенитет, по Бодену – это, прежде всего, независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

Государство – правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство – совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские.

Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает деление форм государства на правильные и неправильные. Боден отрицал смешанную форму государства – власть никак не разделить "поровну", какой – то элемент будет иметь решающее значение в государстве.

По мнению Бодена целесообразность и прочность каждой из форм государства зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. Аристократия немыслима в большом государстве.


Наилучшей форма государства - монархия (особенно для больших государств). В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один).

По мнению Бодена, первоначально все государства созданы завоеванием и насилием. В результате справедливой войны возникли господские государства. Таковы монархии Востока. Монарх должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания, неприкосновенность имущества.

Боден выступал против избирательной монархии – в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной.

Наилучшая форма правления – королевская монархия: верховная власть целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть, улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Генеральные штаты могут давать королю советы, а принимать решения не могут; государь не вправе облагать подданных податями без их согласия.

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал 2 вида государственных соединений. Первый вид – соединения государств основанных на неравенстве. К ним он относил государственные образования , включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию , которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид – соединения государств основанных на равенстве. К ним он относил Швейцарскую конфедерацию, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.

Религиозные войны во Франции привели к распаду страны на воюющие между собой лагеря. С одной стороны - католики, с другой - протестанты. Междоусобицы мешали нормальной жизни общества. С критикой такого положения и обоснованием абсолютизма выступил в XVI ст. Жан Боден (1530-1596), юрист по образованию.

Жан Боден родился седьмым ребенком в большой семье в городе Анже. Рос и приобретал знания в монастыре, занимался метафизикой, которая на то время была "царица средневекового знания", но у Бодена это сформировало негативное отношение к ней. Завершил образование в университетах Парижа, Анже, Тулузы. Образование для таких людей - это единственный путь к власти, получить возможность участвовать в судьбе отечества.

Когда Жан учился в Париже, у него сформировалось негативное отношение к католической церкви, после изучения трактатов немецких протестантов, французских гугенотов, Кальвина. Для Бодена авторитет Ветхого Завета выше чем Нового Завета. Наступил период, когда он отказывается от законов жизни монаха, оправдывая свой поступок тем, что был "пострижен", когда ничего не сознавал и был недееспособным.

Право Жан учился в Тулузском университете, который принадлежал до лучших учебных заведений Франции, где обучалось четыре тысячи студентов. Все они были опорой короля Франции. После окончания университета в Тулузе, преподает римское право.

Жан Боден становится великим юристом французского Возрождения, и любовь к Родине приводит его на путь служения королю. Во Франции более 30 лет велись междоусобные религиозные войны. Кровопролитие, особенно в Варфоломеевскую ночь, резня гугенотов католиками в 1572 г. привела страну к упадку. Поэтому самые верные и патриотически настроенные силы стали объединяться вокруг короля Франции, кроме того, они также устали от религиозных войн. Жан Боден чудом остался жив во время Варфоломеевской ночи, убегая через окно своего дома. События во Франции XVI века, которую раздирали религиозные, политические, экономические и правовые противоречия, тысячи убитых людей, вызвали у Бодена большое желание мира, спокойствия, согласия в обществе. Он мечтал о справедливом государстве, где будут существовать правовые гарантии свободы, развития личности. Человек должен быть спокойна за себя, за свое будущее, за свою семью, должны быть защищены ее личные права.

Авторитет Бодена как юриста был огромный. Когда он работал прокурором в Нормандии, то провел около 400 судебных дел, даже против дворянства и представителей высшей знати. В 1571 г. Жан Боден возглавляет партию политиков, которая считала, что главная задача государства - установить порядок, право и мир, а не господствующее положение той или иной веры. То, что он так выступил против религии, вызвало при дворе у многих непонимание, а то и подозрения. Чем больше Боден становился популярным во Франции, тем больше терял поддержку короля. Он вынужден был отойти от политики. Переехал в город Лан, женился на вдове, а после смерти ее брата унаследовал должность королевского прокурора. Умер Жан Боден от чумы во время эпидемии. Так закончилась жизнь великого юриста во времена смуты во Франции и Европе.

Жан Боден написал сочинение "Шесть книг о государстве" в 1576 г. Латыни для всей Европы книга была издана в 1584 г. Основные политико-правовые идеи этой работы следующие: 1. Ж. Боден выступал против феодальной децентрализации. 2. Призвал прекратить религиозный фанатизм. 3. Самая основная и главная идея заключалась в том, что Же. Боден первый в истории политико-правовой мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства. Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными.

Власти государства - постоянная и абсолютная. Это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными государствами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет Же. Боден понимал как независимость государства от Папы Римского, от церкви, от другого государства.

Суверенитет как верховная власть дает права: 1. Издавать и отменять законы. 2. Объявлять войну и заключать мир. 3. Назначать высших должностных лиц. 4. Осуществлять верховный суд. 5. Миловать. 6. Чеканить монету. 7. Устанавливать эталоны меры и веса. 8. Взимать налоги.

Государство Боден определял как правовое управление многими семьями и тем, что в них есть общее, на основе суверенной власти. Государство - это правовое управление согласно со справедливостью и законами природы. Правом оно отличается от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов. Государство - совокупность семей, а не отдельных лиц. Семья - основа и средоточие государства. В семье Же. Боден различает три вида властных отношений: 1. Супружеские. 2. Родительские. 3. Барские.

Рабство Же. Боден не признавал и был против его существования. Он также выступал против различных форм государства, как правильных так и неправильных, и даже смешанных. Надо исходить из того, поучал Боден, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим, большинству.

К демократии Же. Боден относился отрицательно, потому что при демократии много законов, а общее дело в наследственные. Лучшая форма государства - монархия. Монарх, как Бог, без помех правит подданными. Власть передается наследнику, и она существует тысячу лет. Много кто советует, но решает один.

Жан Боден выступил в защиту частной собственности, потому что она связана с законами природы. Природный закон запрещает брать чужое, а имущественное равенство - гибель для государства.

По способу осуществления власти Же. Боден делит все государства на три вида: 1. Законны. 2. Вотчинные. 3. Тиранические. В законных подданные повинуются законам, а сам руководитель только законам природы. В вотчинных - силой, оружием руководитель захватил имущество людей и правит как отец в семье. В тиранических - руководитель презирает естественные законы, распоряжается свободными людьми как рабами, а их собственностью как своей.

В наше время учение Жана Бодена достаточно актуален. Во-первых: Суверенитет присущ только государству, как неотъемлемое качество верховной власти в стране. Во-вторых: Суверенитет - неограниченный, он или есть, или его нет, его нельзя ограничить. В-третьих: Суверенитет неделим.