Программа стажировки водителей на предприятии образец. Стажировка водителей и механизаторов

УТВЕРЖДАЮ

должность

наименование организации

____________________Ф.И.О.

«__»________________201_ г.

Программа

стажировки водителей наименование организации

Цель стажировки

Ознакомление работника с функциональной структурой подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Практическое освоение приемов и методов трудовой деятельности.

Общие требования

В период стажировки работник должен подробно изучить:

  • инструкции по охране труда по основной и смежным профессиями, видам работ;
  • требования к правильной организации и содержанию рабочего места, транспортного средства;
  • порядок проверки исправности оборудования, безопасной подготовки и пуска в работу транспортного средства;
  • назначение контрольно-измерительных приборов, а также блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств, и приспособлений, используемых при эксплуатации транспортного средства;
  • меры противопожарной безопасности, расположение и принципы действия противопожарных средств, и т. п.;
  • способы предупреждения и устранения аварийных ситуаций, действия при тушении пожаров, загораний, загазованности;
  • порядок применения средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ) и предохранительных приспособлений, требования к спецодежде, специальной обуви;
  • правила оказания доврачебной помощи при ДТП, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током и других несчастных случаев.
Содержание и последовательность этапов стажировки Продолжительность смен
1 2 3
1 Ознакомление с рабочим местом, транспортным средством; с оборудованием; производственной территорией, помещениями, маршрутами движения транспортных средств и пешеходов; с содержанием инструкции по охране труда, причем особое внимание следует обратить на необходимость строгого выполнения всех требований инструкции. Схема безопасного передвижения транспортных средств по территории. 1
2

Ознакомление с техническими характеристиками и мерами безопасности при эксплуатации автомобиля, с устройством и порядком обслуживания транспортных и грузоподъемных средств, и механизмов, со всеми опасными местами механизма, машин, с устройством и применением предохранительных ограждений, приспособлений, а также назначением и правилами пользования средствами индивидуальной защиты

Подбор, применение инвентаря, приспособлений, инструмента и др. в соответствии с инструкциями по охране труда и технологических регламентов.

1
1 2 3
3 Ознакомление с особенностями работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также с особенностями эксплуатации в сложных дорожных условиях. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и перевозки грузов. Требование безопасности перед началом и окончанием работ. Обеспечение безопасности и сохранности оборудования на время перерывов в работе и после окончания смены 1
4 Дублирование в присутствии стажирующего лица практических приемов подготовки к эксплуатации и эксплуатации автомобиля и операций при погрузочно-разгрузочных работах, включая применение приспособлений и инструмента при различных вариантах, характере и сложности работ, а также с порядком проверки исправности приспособлений и инструментов. Меры предупреждения пожаров, обязанности при возникновении пожаров, способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, места их расположения. Противопожарные тренировки. Действия при возникновении опасной ситуации. 1
5 Ознакомление безопасными приемами и методами работы, применение которых должно предохранить работника от травмирования, профзаболеваний и отравлений и т.д. в зависимости от характера сложности работ (управления транспортным средством), включая работу с технологическим оборудованием, грузоподъемными механизмами, приспособлениями, инструментом, по результатам которой принимается решение о возможности допуска работника к постоянной самостоятельной работе. 1
Итого 5

Примечание.

Если общая продолжительность стажировки составляет менее 5 смен, то соответственно изменяется продолжительность каждого из этапов или исключаются отдельные этапы. Это устанавливается исходя из практического опыта, конкретных обстоятельств и обязанностей (функций) работника.

Должность (ответственного за БДД) (подпись) Ф.И.О.

Процесс стажировки водителей при их приеме на рабочее место является важным этапом допуска специалиста к исполнению его должностных обязанностей. Многие трудящиеся при этом не понимают, зачем она нужна и при каких ситуациях является обязательной.

Что это такое

Стажировка подразумевает процесс , во время которого новый специалист осваивает навыки и знания, необходимые ему для качественного исполнения должностных обязанностей. Законодательными актами этот процесс регламентируется только со стороны охраны труда.

Сюда относится изучение трудящимся безопасных методов работы, которые позволят сохранить жизнь и здоровье себе и коллегам.

В настоящее время стажировка наиболее часто применяется для выпускников высших учебных заведений . Этот процесс происходит на месте первого трудоустройства. Такой новичок попадает под руководство опытного специалиста.

Для проведения стажировки вновь принятого водителя необходимо учитывать требования ряда нормативных актов :

Зачем и когда нужна

Стажировка – это временной период , когда специалист может приобретать нужный ему опыт для повышения квалификации или же прохождения испытательного срока. В первой ситуации стажировка в основном переназначается для студентов и других учащихся ПТУ или колледжей.

Вторая ситуация применяется в случае, если специалист:

  1. Без опыта работы и впервые приступает к исполнению обязанностей данной должности (может быть студентом). В таком случае он может трудиться под надзором опытных работников до 14 смен, в ходе которых будет приобретен необходимый опыт.
  2. При повышении квалификации и прохождении дополнительного обучения (в таком случае стажировка будет являться частью ученического процесса).
  3. При приеме на работу, где условия труда относятся к вредным или опасным.
  4. В случае если специалист не работал по своей непосредственной профессии более одного года. За такой период он может потерять реальные навыки и ему потребуется время для их восстановления.

Для водителей можно применить две вышеописанные ситуации. Так, вновь принятый работник будет трудиться на первых сменах под руководством более опытного специалиста. Он также может проходить курсы для повышения квалификации (к примеру, для присвоения ему новой категории).

В последнем случае водитель может долгое время работать на другой машине или маршруте, тогда работодатель обяжет его пройти стажировку в течение двух рабочих смен .

  1. Первая . Человек ранее не работал на данной профессии, но при этом имеет образование и права категории «D».
  2. Вторая . Трудящиеся, которые были переучены на категорию «D» с категорий «С» и «В».
  3. Третья . Специалисты, не имеющие опыта вождения автобусов (им присвоен 1 и 2 класс).
  4. Четвертая . Люди, которые имеют право водить автобус, однако перерыв в работе составит более шести месяцев.
  5. Пятая . Водители, имеющие перерыв в работе более трех месяцев.
  6. Шестая . Водители, которые работали за одной маркой автомобиля, а будут вынуждены трудится на другой.
  7. Седьмая . Водители, которые будут переходить на новый маршрут. Их стажировка будет длиться не менее 4 часов. В случае если это горный регион, то не менее 8 часов.

Как проводится водительская стажировка

Стажировка проводится в следующем порядке :

  1. Проведение тестирования или собеседования для определения знания теоретической базы.
  2. Проведение пробных заездов на специально оборудованной площадке.
  3. Вождение в городских условиях или по новому маршруту (присутствует опытный водитель).
  4. Поездка с грузом или пассажирами (своего рода сдача экзамена по практике).
  5. При сдаче экзаменов, последующее оформление сотрудника на постоянной основе.

Как правило, за проведение стажировки отвечают :

  1. Главный инженер . Он обязан периодически отслеживать результаты данной процедуры.
  2. Ответственные лица, которые были назначены главным инженером . Они обязываются вести контроль за соблюдение положения о стажировке.
  3. Непосредственные инструкторы , занимающиеся со стажирующимся и исправляющими его недостатки.

Как и в любом другом обучающем процессе, тут предусмотрены определенные требования и установлен порядок прохождения процедуры . В качестве основных положений следует отметить следующие :

  1. Назначение специалиста, ответственного за обучение претендента. Он должен иметь самый большой опыт на предприятии.
  2. Прикрепление стажера к его непосредственному наставнику, который займется его обучением.
  3. Назначение ответственного лица, принимающего тест после окончания стажировки.

Продолжительность и оплата

Продолжительность прохождения стажировки определяется в зависимости от характера работы и опыта водителя, претендующего на должность . В целом она может варьироваться от 4 до 8 часов .

Так как во время стажировки водитель фактически начнет исполнять свои обязанности, то ему полагается заработная плата. Ее размер будет регламентироваться положениями, зафиксированными в трудовом договоре. При этом, в соответствии с Трудовым кодексом, зарплата стажера не должна быть ниже штатных водителей компании.

Оформление результатов

После прохождения стажировки будет оформлен специальный бланк с оценкой результатов каждого этапа ее прохождения . После чего он передается в отдел кадров, где будет приниматься решение о дальнейшей судьбе специалиста.

В случае если окажется что водитель не получил достаточные навыки, его могут направить на повторную стажировку или же исключить из набора на должность.

Ответственность и штрафы

В целом вся ответственность за прохождение стажировки возлагается на наставника претендента. Ведь именно он находится рядом и, располагая большим опытом, должен вовремя исправлять допущенные ошибки.

Кроме этого, именно наставник организовывает контроль предмаршрутной стажировки, после чего сам же проводит маршрутную.

Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.

Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях. Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут. Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.

При приеме на автобусный маршрут

Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.

Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.

Водитель автобуса должен:

  1. уметь плавно трогаться с места, тормозить и помнить, что не дрова везет}
  2. уметь плавно совершать повороты}
  3. поддерживать скорость без резких рывков}
  4. своевременно прибывать к остановкам общественного транспорта}
  5. своевременно заканчивать маршрут}
  6. соблюдать предосторожности при начале движения или остановке}
  7. наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в дверях}
  8. осуществлять открытие дверей только после полной остановки транспорта}
  9. объявлять остановки}
  10. наблюдать за порядком в салоне при работе без кондуктора}
  11. принимать оплату за проезд от пассажиров при работе без кондуктора.

Некоторые положения

Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.

Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.

Положение о стажировке водителей пункт 2.3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения договора. Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.

Длительность занятий устанавливают исходя из общего стажа работы, времени перерыва работы, а также от вида транспорта, маршрута (междугородный, пригородный, городской, горный). Стажировка водителей на предприятии проводится в реальных условиях работы на дорогах, во время пассажирских перевозок именно по тем маршрутам, где в дальнейшем предстоит работать шоферу. Завершается практика собеседованием и контрольной поездкой с последующей соответствующей отметкой в листке – допускается или не допускается.

Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.

Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса. К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения. Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.

Категории водителей, подлежащих стажировке.

Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.

  1. 1 категория -} ранее не работавшие водителями лица, которые закончили учебное заведение по профессии водитель, сдали экзамены ГИБДД и получили права категории «D». Длительность стажировки составляет – 61 час предмаршрутной и 163 часа маршрутной}
  2. 2 категория – лица, прошедшие переподготовку с категорий «В» и «С» на «D». Практика длиться: предмаршрутная – 30 часов, маршрутная – 72 часа}
  3. 3 категория - водители, ранее не работавшие на автобусе, имеющие I и II класс. Длительность составляет: предмаршрутной – 18 часов, маршрутной – 32 часа}
  4. 4 категория – шоферы, которые имеют права на управление автобусом, имеющие перерыв в управлении более чем полгода. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 16 часов}
  5. 5 категория – работники с трехмесячным перерывом. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 24 часа}
  6. 6 категория – водители автобусов, перешедшие с одной марки на другую. Длительность составляет: предмаршрутная не проводится, маршрутная – 32 часа}
  7. 7 категория – шоферы, переведенные на другие маршруты. Если маршрут не известен был ранее, проводится маршрутная стажировка водителя автобуса не менее чем 4 часа, в сложных горных маршрутах – 8 часов в присутствии наставника, который отлично знает конкретно взятый маршрут.

Ответственность за стажировки

За организацию и контроль стажировок на предприятиях отвечает:

  • главный инженер периодически контролирует выполнение стажировок}
  • периодический контроль над тем, как выполняется положение о стажировках, возлагается на компетентных лиц по поручению гл. инженера}
  • прохождение стажировок также контролируют инструкторы, устраняют замеченные недостатки и контролируют водителей-наставников.

В целом за прохождение стажирования водителем ответственность возлагается на наставника, так как он непосредственно находится рядом с водителем, должен замечать любые ошибки, а также исправлять их. Также наставник контролирует предмаршрутную стажировку, проводит со своим стажером маршрутную стажировку. Вместе со стажером водитель-наставник проверяет автобус перед выездом на маршрут, контролирует прохождение медицинского ежедневного осмотра и получение путевых документов.

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ.

Приказом по Министерству автотранспорта РСФСР от 18.01.67 № 32 "О состоянии и мерах по обеспечению автохозяйств министерства водительскими кадрами и закреплению на работе выпускников учебных комбинатов и автошкол" с 01 04.67 введена обязательная стажировка водителей автомобилей в автохозяйствах после окончания ими учебных комбинатов и автошкол, сдачи экзаменов и получения в органах Гос инспекции удостоверения на право управления автомобилем.

Лица, окончившие обучение в учебных комбинатах и автошколах, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусами (категория "D"), проходят в пассажирских автотранспортных предприятиях стажирование.

Допуск к самостоятельной работе окончивших обучение в качестве водителя автобуса любой модели и вместимости без предварительного стажирования по установленной программе запрещается.

К управлению сочлененными автобусами и автобусами, имеющими пассажирские прицепы, допускаются водители автобусов, имеющие стаж работы не менее 2-х лет, прошедшие обучение по специальной программе, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления подвижными средствами категории "Е".

Управление автобусом за период стажирования осуществляется под руководством водителей-наставников, за которыми стажеры закрепляются приказом по автотранспортному предприятию на весь период стажирования.

Стажировка является системой адаптации водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортными средствами при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузовом автомобиле - не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений Правил дорожного движения, не совершивших за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебных заведениях и имеющих свидетельство водителя-наставника. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

За водителем-наставником на период привлечения его к стажировке водителей сохраняется средняя заработная плата.

Водителям после окончания учебного комбината (автошколы) приказом зачисляются в штат автопредприятия для прохождения стажировки За этот период им выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителей автомобиля, на котором они проходят стажировку.

Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования

Автобусы, выделяемые для стажирования, должны быть оборудованы дублирующими педалями сцепления, тормоза и сиденьем для водителя-наставника, а автобусы ЛиАЗ-677 - дублирующими педалями тормоза, управления дроссельной заслонкой карбюратора и сиденьем для водителя-наставника

Рабочее место водителя-наставника в автобусе должно обеспечивать непосредственный контакт со стажером и возможность для наставника лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации.

Стажирование осуществляется на той же марке автобуса и на тех же маршрутах, на которых водители в дальнейшем будут самостоятельно работать в течение не менее одного года.

К первой категории относятся лица, ранее не работавшие водителями, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверения на право управления автобусом (категория «D») Для них продолжительность стажировки составляет-61 час - предмаршрутная стажировка, 163 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 224 часа.

30 часов - предмаршрутная стажировка;

72 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 102 часа.

Продолжительность стажировки для них составляет:

18 часов - предмаршрутная стажировка, 32 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 50 часов.

К четвертой категории относятся водители, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более полугода. Продолжительность стажировки для них составляет" 8 часов - предмаршрутная стажировка;

16 часов - маршрутная стажировка;

Всего - 24 часа.

8 часов - предмаршрутная стажировка;

24 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 32 часа.

Предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 32 часа.

При переводе водителя на автобусный маршрут той же категории, но на котором он ранее не работал, необходимо организовать его маршрутную стажировку в объеме не менее 4 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов не менее 8 часов; для междугородных маршрутов - не менее одного рейса).

При переводе водителя на маршрут, на котором он ранее стажировался, но не работал в течение более 6 месяцев, он должен вновь пройти маршрутную стажировку в объеме не менее 2 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов не менее одного рейса). Стажировка в этом случае сводится к работе водителя на маршруте в присутствии водителя-наставника, хорошо знающего данный маршрут.

Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов.

Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе и на учебной площадке.

Целью предмаршрутной стажировки является выявление и устранение пробелов в знаниях, совершенствование и закрепление умений и навыков, необходимых водителю для безопасного, экономичного и комфортного управления автобусом.

В реальных условиях перевозки пассажиров на маршрутах по расписанию, подготовить выпускников к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса.

Предмаршрутная стажировка проводится для группы водителей, входящих в одну и ту же категорию стажируемых лиц.

Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся только водителями-наставниками. При проведении теоретических и практических занятий водитель-наставник руководствуется Программой стажировки для данной категории лиц, а также соответствующими методическими пособиями и указаниями.

По окончании теоретических и практических занятий водитель-наставник совместно с водителем-инструктором и работниками службы безопасности движения проводят контрольные проверки теоретической и практической подготовки стажеров.

Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров по расписанию.

Стажирование завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке (листке стажирования) делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса с указанием марки автобуса и маршрутов.

Целью проведения контрольных проверок является оценка уровня профессионального мастерства водителя для определения успешности прохождения этапов стажировки.

Контрольная проверка теоретической и практической подготовки при проведении предмаршрутной стажировки проводится с использованием тестов по оценке теоретических знаний и отдельных навыков управления автобусом.

Контрольная проверка теоретических знаний стажера осуществляется с использованием пяти тестовых вопросов, взятых из программы предмаршрутной стажировки, на которые он должен ответить. Прошедшим контрольную проверку считается стажер, не допустивший ни одного неправильного ответа.

Контрольная проверка практической подготовки стажера осуществляется при помощи тестирования отдельных навыков управления автобусом. Содержание контрольных тестов, а также нормативы их выполнения определяются методическими указаниями по проведению стажировки.

Тестирование водительского мастерства стажера в условиях реального движения по маршруту основано на оценке качества управления автобусом. При этом водителем-инструктором фиксируются любые ошибки, допущенные стажером при движении по маршруту. Количество и характер допущенных ошибок является основанием для принятия решения об успешности прохождения данного этапа стажировки. Такое решение принимается комиссией в составе инженера по безопасности движения и водителя-наставника.

Успешное прохождение водителем-стажером контрольных проверок является основанием для принятия решения о возможности его допуска к самостоятельной работе. Если водитель не проходит контрольной проверки по одному из этапов стажировки (предмаршрутному или маршрутному), ее срок продлевается до 20 часов.

Общая ответственность за правильную организацию стажирования, полноту выполнения программы стажирования возлагается на главного технического руководителя предприятия или по его поручению других компетентных специалистов, которые обязаны периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать методическую работу водителей-наставников.

Конкретную ответственность за прохождение всей стажировки несет водитель-наставник, закрепленный за водителем-стажером.

Водитель-наставник обязан контролировать прохождение предмаршрутной стажировки закрепленного за ним стажера, проводить с ним маршрутную стажировку. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

Оформление результатов стажировки

Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автомобиля и маршрутов, на которых водитель может работать. Указанное заключение служит основанием для рассмотрения квалификационной комиссией предприятия заявления водителя о присвоении ему квалификации II класса в установленном порядке.

Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

В случае, когда стажер, пройдя установленный курс стажировки и предоставляемые дополнительные 20 часов, получил по итогам тестовых проверок неудовлетворительную оценку, водитель-наставник, ответственный за стажировку данного водителя автобуса, имеет право вынести решение о непригодности данного стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса и направить на рассмотрение квалификационной комиссии предприятия.

Особые условия стажирования

Для лиц, ранее не работавших водителями (1 категория)

Стажирование проводится в течение 32 рабочих дней (224 часа) при семичасовом режиме рабочего дня. Первые 15 дней (105 часов) стажирование должно проводиться на менее напряженных маршрутах и в межпиковое время для пассажиров. Последующие 17 дней (119 часов) стажирование проводится на городских маршрутах с пассажирами, в т.ч. в часы "пик".

Стажирование водителей - выпускников учебных комбинатов (автошкол) - должно производиться на 2-3 городских автобусных маршрутах.

Водители, выпускники учебных комбинатов (автошкол), после завершения первого года самостоятельной работы проходят дополнительные занятия по 40-часовой программе в соответствии с методикой совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23.11.82.

При успешном окончании занятий по указанной методике руководством автотранспортного предприятия организуется стажирование водителя на городских и пригородных маршрутах, на которых предполагается его работа.

В этом случае стажирование проводится под руководством водителя-наставника на автобусе с пассажирами в течение 2 дней (14 часов) по каждому маршруту. Аналогичный порядок стажирования должен предусматриваться для водителей, имеющих стаж работы не менее года, но ранее не работавших на маршрутах данного города, или имеющих перерыв в работе на данном предприятии, но работавших на автобусе. При перерыве в практической работе водителя на автобусе от одного до шести месяцев водитель направляется для сдачи тестовых контрольных нормативов, предусмотренных в методике совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23.11.83. Водитель автобуса, имеющий перерыв в работе свыше 6 месяцев и до года, а также перед назначением на работу на автобусы других марок.

Кроме особо больших сочлененных автобусов и автобусов, имеющих пассажирские прицепы, должен пройти в автотранспортных предприятиях стажирование по практическому вождению указанных транспортных средств на городских и пригородных маршрутах, на которых предполагается его работа в течение 3 дней (20 часов) в каждом.

Водители, имеющие право на управление автобусом и не управляющие им более одного года, должны сдать в ГИБДД практический и теоретический экзамен, а также пройти стажирование в автотранспортном предприятии по практическому вождению автобуса в случае, когда: они не работали на маршрутах данного предприятия в течение 3 дней (20 часов) или ранее работали на маршрутах данного предприятия в течение 1 дня (7 часов).

Продолжительность работы на автобусе до годичного перерыва должна быть не менее года. При меньшей продолжительности работы водитель обязан пройти стажирование в соответствии с общим порядком.

Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортные происшествия, не подлежащие учету: после дорожно-транспортного происшествия направляются для сдачи тестовых контрольных нормативов и последующего прохождения стажирования на городских маршрутах в течение 1 дня (7 часов). При повторном дорожно-транспортном происшествии направляются на дополнительные занятия по 40-часовой программе совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов и последующего стажирования в течение 3 дней (20 часов) на маршрутах города.

Водители I и II класса, получившие квалификацию до 1 сентября 1977 года, но не имеющие в водительском удостоверении разрешающей отметки на управление транспортными средствами категории "D", должны сдать в ГИБДД практический экзамен на автобусе и получить разрешение на управление транспортными средствами категории "D". Дополнительного обучения в этом случае не требуется.

Водители I и II класса, получившие водительские удостоверения после 1 сентября 1977 года, должны пройти специальную подготовку в автошколе - 10 дней (80 часов).

Указанные водители перед допуском к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса должны пройти стажирование в автопредприятии: 2 дня (14 часов) на перегоне и 6 дней (42 часа) на маршрутах города с пассажирами.

Водители, переподготовленные с категорий транспортных средств "В" и "С" на "D", могут быть допущены к самостоятельной работе на городских маршрутах после прохождения в автопредприятии стажирования в течение 15 дней (112 часов) на маршрутах города, при этом первая неделя стажирования проводится на менее напряженных маршрутах и в межпиковое время.

Водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, проходят обязательную стажировку на указанных маршрутах в течение 6 дней (42 часа) с пассажирами с последующим утверждением их кандидатур комиссией общественного контроля за безопасностью движения и приказом по автотранспортному предприятию. При переводе с одного горного маршрута на другой проводится стажирование водителей на новом маршруте в течение 2 дней (14 часов) с пассажирами.

Тематический план специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах

Тематический план разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. № 1092 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1967г.

Специальная подготовка (80 часов)

1. Особенности устройства и техническое обслуживание автобусов - 16 часов.

2. Особенности структуры и условия работы пассажирского автотранспортного предприятия - 4 часа.

3. Основные сведения по эксплуатации автобусов -16 часов.

4. Особенности вождения автобусов, обеспечение безопасности и культура обслуживания пассажиров - 30 часов.

5. Правила движения -10 часов.

6. Правила техники безопасности - 4 часа.

Стажировка в пассажирском автотранспортном предприятии (8 дней)

Работа на перегоне - 2 дня

Работа по перегону автобусов на внутрипарковых зонах под руководством водителя-наставника, начальника гаража, дежурных механиков.

Работа на линии - 6 дней

1. Вождение автобуса без пассажиров под руководством водителя-наставника по маршрутам - 1 день.

2. Вождение автобуса с пассажирами под руководством водителя-наставника по маршрутам и расписанию движения - 5 дней.

Методические указания

Цель специальной подготовки и стажировки - подготовить водителей к самостоятельной работе на автобусах, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозки пассажиров.

Водители-стажеры зачисляются приказом по автотранспортному предприятию и направляются в учебный комбинат (автошколу) для специальной подготовки в объеме 80 часов. Учет по прилагаемой форме (приложение А), в учебной заведении, кроме того, - классным журналом.

На занятиях необходимо широко использовать учебное оборудование, технические средства, наглядные пособия (агрегаты, узлы, приборы изучаемых автобусов, плакаты, схемы, графики, таблицы расписаний движения, диапозитивы, учебные фильмы, образцы бланков путевых документов, автобусных билетов и т.п.).

При рассмотрении особенностей устройства, технического обслуживания и эксплуатации автобусов главное внимание следует обратить на изучение тех марок, которые находятся в автотранспортном предприятии.

Водители-стажеры, закончившие специальную подготовку и сдавшие зачет, что отмечается в учетном листке, направляются в автотранспортное предприятие для стажировки и прохождения дальнейшей работы на линейных автобусах.

На основании предложения Министерства автомобильного транспорта РСФСР 02.01.78 № СВ-14/2 введена Программа стажировки водителей автобусов при назначении их на работу на автобусы других марок.

Водители автобуса, имеющие перерыв в работе от 6 до 12 месяцев, а также перед назначением на работу на автобусы других марок должны пройти в транспортных предприятиях стажировку по практическому вождению автобусов не менее 20 часов.

Цель стажирования - закрепить и развить навыки вождения автобуса в реальных условиях перевозки пассажиров на маршрутах по расписанию, подготовить стажера к самостоятельной работе на автобусе данной марки.

Вождение автобуса в период стажирования осуществляется под руководством водителей-наставников, за которыми стажеры закрепляются приказом по автотранспортному предприятию на весь период стажирования.

Стажирование проводится не менее 20 часов при 7-часовом режиме рабочего дня, на реальных пассажирских маршрутах.

В период стажирования водитель-наставник обязан:

Постоянно находиться вместе со стажером как в период управления автобусом, так и при его обслуживании;

Знакомить стажера с особенностями автобусного маршрута, трудными его участками, с расположением и характером средств регулирования движения и др.;

Научить стажера проверять техническое состояние автобуса и особенно агрегатов и механизмов, влияющих на безопасность движения;

Привить стажеру навыки безопасных приемов управления автобусом в различных условиях дорожного движения, строгого соблюдения правил дорожного движения, вождения автобуса на маршруте строго по расписанию;

Водитель-наставник должен вести учет работы стажера, ежедневно перед выездом на линию проверять наличие у него удостоверения на право управления автобусом и карточки учета стажирования. По окончании смены водитель-наставник обязан отметить в карточке учета стажирования количество отработанных часов.

Примечание. В знаменателе - часы работы в темное время суток.

Вождение автобусов с пассажирами под руководством водителя-наставника

Осмотр автобуса, проверка узлов, влияющих на безопасность движения, подготовка к работе, получение путевых документов. Выезд из парка и включение в работу на линии в соответствии с графиком и расписанием движения. Работа на маршруте с соблюдением требований, обязательных при перевозке пассажиров на автобусе, плавное трогание с места, плавное торможение, плавные повороты рулевого колеса, поддерживание скорости, своевременность прибытия к каждому остановочному пункту и конечным станциям и т.д.

Меры предосторожности при подъезде к остановочным пунктам и начале движения от них. Наблюдение с помощью зеркал за входом и выходом пассажиров. Открытие и закрытие дверей салона только на остановках. Действия водителя по сигналам кондуктора. Включение внутреннего освещения при проезде тоннелей, с наступлением темноты и т.д. Включение отопления, вентиляции в салоне.

При работе без кондуктора:

Получение абонементных книжек, месячных проездных билетов, рулонов контрольных билетов, установка их в кассы;

Объявление по микрофону остановочных пунктов, предупреждение правил проезда и перевоза багажа, о мерах предосторожности при выходе на проезжую часть;

Наблюдение при помощи зеркал за порядком в салоне автобуса, за безопасностью входа и выхода пассажиров и т.д.

Допустимая нагрузка автобуса. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автобуса. Основные последствия перегрузки автобуса. Меры предосторожности в случае вынужденной перегрузки автобуса. Влияние стоящих пассажиров на положение центра тяжести и устойчивость автобуса. Меры предосторожности.

Особенности вождения автобуса, значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость и опасность резких поворотов рулевого колеса. Выбор скорости и действия водителя днем и ночью, на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них на перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, при проезде остановок общественного транспорта, зон действия до-рожных знаков, пешеходных переходов, тоннелей, при встречных разъездах с транспортными средствами и т.п. Действия водителя при неисправных тормозах.

Приемы вождения автобусов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.).

Особенности вождения автобусов в транспортном потоке, безопасные дистанции и интервалы.

Высокая культура и безопасность перевозки пассажиров, требования безопасности при посадке пассажиров в автобус. Наблюдение за посадкой, оказание помощи пассажирам с детьми, престарелыми и инвалидами. Соблюдением норм посадки для удобной и безопасной перевозки пассажиров, надежное закрытие дверей. Требования безопасности при начале движения Информация пассажиров в пути следования. Меры водителя автобуса в случае заболевания пассажиров в пути. Меры, принимаемые водителем при возникновении в автобусе пожара. Экстренное открывание дверей салона, порядок эвакуации пассажиров. Оказание помощи при несчастных случаях.

Учет выполнения расписания движения. Возвращение в парк Оформление и сдача путевых документов. Сдача выручки Разбор недостатков в выполнении приемов вождения автобуса на маршрутах движения.

Подготовка водителей-наставников осуществляется на основании ряда постановлений.

Стажировка водителя или другого лица управляющего транспортным средством в организации, как и любого другого работника, заложена в нормативном законодательстве. Цель стажировки - закрепление теоретических знаний, полученных на первичном инструктаже, и приобретение навыков безопасных способов работы.

По поводу стажировки водителей до сих пор есть сомнения: надо проводить или не надо, кто должен проводить, как проводить и так далее. На все вопросы мы конечно не ответим, так как это темы отдельных соответствующих наших семинаров. Но на главный вопрос мы дадим вам ответ.

Тем более, что есть свежий нормативный документ о стажировке водителей:

  • Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Вопрос.

К нам поступает очень много вопросов на тему «стажировки водителей», и мы решили ответить на этот вопрос, так как он действительно многих волнует и нет единого мнения даже у надзорных органов (со слов наших читателей):

…Добрый день! Сообщите каким документом руководствоваться при проведении стажировки водителей при обеспечении БДД: Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» или РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. «Руководящий документ о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»…

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Ответ.

Д авайте будем опять разбираться. Прежде чем мы перейдем к свежему Приказу Минтраса № 59, оценим нормативные документы, которые звучат в вопросе, с юридической точки зрения. И как ни странно ответ лежит на поверхности.

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. не имеет официального статуса, так как не был опубликован, а значит не имеет юридической силы. Другими словами он рекомендательный, он так и называется «Руководящий документ». Вы им можете (а не обязаны) руководствоваться, так как он не противоречит статье 20 ФЗ-196 «О БДД».

Также процитируем один абзац из этого Положения:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Заметим, что про легковые автомобили здесь ничего нет, как нет уже и Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Очень спорный документ, но руководствоваться им все-таки можно при составлении Программы стажировки водителей.

Теперь Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Этот документ имеет официальный статус, был зарегистрирован в Минюсте и опубликован. А значит его никак нельзя игнорировать. Он обязателен. В том чисел и в части стажировки водителя , как вновь принятого работника.

Но! В Постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 есть только единственная скупая фраза про стажировку:

…Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов…

И все. Что будем делать друзья?

  • К сведению!
    Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100% . Это Пакет Готовых Шаблонов (более 100 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.

СТАЖИРОВКА НУЖНА И ТОЧКА.

В от теперь давайте обратимся к Приказу Минтранса №59. Данный документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Из своего названия он обращен ко всем организациям, которые эксплуатируют транспортные средства независимо от того какую деятельность ведет сама организация. Цитирую:

…Настоящий Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств…

Простыми словами, неважно является ваша организация транспортной компанией или в вашей организации всего один служебный автомобиль которым управляет менеджер. Этот порядок един для всех.

Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта, и их профессионального обучения.

Не буду расшифровывать весь документ (это отдельная тема). Обращусь только к цитатам в части стажировки водителей :

…13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки . Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.

15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника . Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
— номер стажировочного листа;
— фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
— дата и время прохождения, количество часов стажировки;
— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет .

20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику…

И самое интересное обозначено в пункте 5. Согласно этого пункта, под водителем понимается лицо, принимаемое на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которого непосредственно связаны с управлением транспортным средством.

Это значит, что речь идет не о штатном водителе, а о любом работнике, который будет управлять служебным автомобилем: специалист, юрист, менеджер, начальник, инженер, руководитель, директор и т.д.

Потому что управление служебным автомобилем — это работа по профессии водитель .

  • К сведению!
    Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное .
Е сть еще один документ: ГОСТ 12.0.004-2015 Дата введения 01.03.2017 года «Организация обучения безопасности труда». Здесь есть целая глава: «Обучение безопасности труда в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте» и здесь четко написано, цитируем:

…9.2 Обучение по охране труда в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте для работников рабочих профессий с целью практического освоения безопасных методов и приемов выполнения работ проводится под руководством руководителя работ, или инструктора производственного обучения, либо опытного рабочего, прошедших соответствующее обучение как инструктор по охране труда, имеющих большой практический опыт и обладающих необходимыми качествами для организации и проведения стажировки…

ВЫВОД и КОНКРЕТНОЕ РЕШЕНИЕ:
  • Теперь мы поняли, что стажировка водителей нужна. Так же как нужна она всем сотрудникам которые были приняты на работу. Допускать к самостоятельной работе можно только после стажировки. Оформлять стажировку необходимо соответствующим Приказом, в котором назначается ответственное лицо. К слову говоря, эти Приказы (образцы) входят в наш комплект.