Типовая технологическая карта (ТТК). Технологическая карта на разгрузку, погрузку, транспортировку и складирование Технологические карты на погрузочно разгрузочные работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Экология и безопасность жизнедеятельности"

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Расчетно-пояснительная записка

Разработка технологической карты на погрузочно-разгрузочные работы для Курганского представительства ООО "Уралтранс"

Дисциплина: Безопасность труда

Студент группы

Специальность 280101

"Безопасность жизнедеятельности

в техносфере"

Руководитель

Курган

2008

Курганский государственный университет

Кафедра Экологии и безопасности жизнедеятельности

ЗАДАНИЕ №__

на курсовой проект

Группа ____________ Специальность 330100

Фамилия ____________ Имя ________________ Отчество ___________

Руководитель проекта __________________________________________

Срок проектирования __________________________________________

Тема курсового проекта «Разработка технологической карты на погрузочно-разгрузочные работы для Курганского представительства ООО «Уралтранс»

В соответствии с требования Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98 и ГОСТ 12.3.009-76* «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» разработать технологическую карту на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в ходе осуществления производственной деятельности Курганского представительства ООО «Уралтранс».

В соответствии с требованиями методических указаний:

Оформить расчетно-пояснительную записку;

Оформить техническую документацию;

Разработать графическую часть:

1-й лист «Основные подходы к обеспечению безопасности при размещении грузов»

2-й лист «Схема безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ»

Руководитель курсового проекта _________________________

Введение

1. Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах

2. Требования безопасности к технологическим процессам

3. Требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ

4. Требования безопасности при выполнении отдельных видов работ

4.1 Подъёмно-транспортные машины и приспособления

4.2 Выгрузка пакетов из транспортных средств

4.3 Порядок разборки штабеля и отгрузки продукции потребителю

4.4 Размещение и крепление пакетов на автомобильном транспорте

5. Разработка мероприятий по повышению уровня безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ Курганским представительством ООО «Уралтранс»

5.1 Общая информация о предприятии

5.2 Характеристика безопасности производственного процесса

5.3 Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Погрузочно-разгрузочные работы являются неотъемлемой частью производственной деятельности любой организации.

Данные работы относятся к категории работ с повышенной опасностью и в определенных случаях выполняются по наряду-допуску. Широк спектр применяемой при этом техники.

В таких условиях к персоналу применяются дополнительные требования в связи с ответственностью за собственную безопасность и безопасность других работников, сохранность оборудования и грузов.

Вполне очевидно, что погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться по строго определенной технологии с соблюдением последовательности операций и порядка применения оборудования и механизмов.

В данной курсовой работе рассмотрены принципы организации безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ, даны рекомендации по совершенствования технологии погрузки и выгрузки грузов на отдельно взятом предприятии – в Курганском представительстве ООО «Уралтранс», разработана соответствующая технологическая карта.


1. Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах

К нормативным документам, регламентирующим требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ относятся:

1. ГОСТ 12.3.009-76(2000) (СТ СЭВ 3518-81) Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности;

2. ГОСТ 12.3.020-80(2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности;

3. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98;

4. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ-10-14-92;

5. РД 10-231-98 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями ПОТ Р М-007-98, ПБ-10-14-92 и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, и соблюдение которых обеспечивает безопасность работ.

Организация работ должна обеспечивать безопасное производство работ, надлежащий контроль за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности, локализацию и ликвидацию последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте в случае их возникновения и определять порядок технического расследования их причин, разработки и реализации мероприятий по их предупреждению и профилактике.

С учетом конкретных условий и в соответствии с перечнем в организации должны быть разработаны или приведены в соответствие с ними положения и инструкции по охране труда по профессиям и видам работ, при этом перечень инструкций должен быть составлен службой охраны труда при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов, организации труда и заработной платы, утвержден руководителем организации и разослан структурным подразделениям.

Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ в организации должна быть возложена приказом на специалиста, организующего эти работы. На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на работника, замещающего его по должности.

Руководители и специалисты, обеспечивающие содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию, и работники, ответственные за безопасное производство работ кранами, должны руководствоваться инструкциями, разработанными на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемников (вышек) и других правил Ростехнадзора.

Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:

Перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и неисправным инвентарем запрещается;

Проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;

Следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;

При возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

Служба охраны труда организации должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда, оказывать разработчикам (подразделениям) методическую и организационную помощь и содействие.

Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми по ГОСТ 12.0.003, при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов являются:

Загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Повышенный уровень шума на рабочем месте;

Повышенная или пониженная влажность воздуха;

Повышенная или пониженная подвижность воздуха;

Недостаточная освещенность рабочей зоны;

Прямая и отраженная блесткость;

Расположение рабочего места на значительной высоте;

Движущиеся машины и механизмы, подвижные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, цепи, стропы, крючья, траверсы, клещи, балансиры, захваты и т.д., острые кромки транспортируемого груза, выступающие рым-болты, движущиеся краны, транспорт и др.;

Для кранов на автомобильном шасси или шасси автомобильного типа токсические воздействия этилированного бензина и др.

Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов кранами должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном порядке.

При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов: от стен помещений – 0,7 м, от приборов отопления – 0,2 м (должны увеличиваться по условиям хранения груза), от источников освещения – 0,5 м, от пола – 0,15 м, между ящиками в штабеле 0,02 м, между поддонами и контейнерами в штабеле - 0,05 – 1 м.

Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно – транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м.

Переноска груза грузчиком допускается массой не более 50 кг. Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков.

Женщинам разрешается поднимать и переносить тяжести вручную: постоянно в течение рабочей смены – массой не более 7 кг, периодически (до 2 раз в час) при чередовании с другой работой массой не более 10 кг.

Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, должна быть не более 1750 кгм при перемещении груза по рабочей поверхности и не более 875 кгм при перемещении груза с пола.

При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие для женщин не должно превышать 10 кг.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы, производимые с применением грузоподъемных кранов, должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, назначаемого приказом по организации из числа мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров, в распоряжении которых находятся эти краны.

Погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, мостики, сходни должны содержаться в исправном и чистом состоянии, а в зимнее время очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение, твердое и ровное покрытие, содержаться в чистоте и своевременно очищаться от мусора, а зимой от снега и льда и не загромождаться. Складирование материалов, каких-либо предметов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ не допускается.

2. Требования безопасности к технологическим процессам

Транспортирование грузов, в основном, осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортными средствами.

Складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т.д.

Технологическая карта должна выполняться в виде плана склада, площадки складирования, на котором должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, проходы для работников, крановые рельсовые пути и зоны обслуживания кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и т.д.

Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки с применением съемных грузозахватных приспособлений, тары и др. средств, указанных в документации на транспортирование этих грузов. Применяемые грузозахватные приспособления и средства должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Перемещение грузов неизвестной массы должно производиться после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления.

Для обеспечения безопасного перемещения, кантовки, погрузки и выгрузки грузов в организации должны быть разработаны схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы.

Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами должны производиться при отсутствии людей на местах перегрузок грузов на площадках и в транспортных средствах, за исключением стропальщика при зацепке и отцепке грузозахватных приспособлений и проверки правильности строповки груза при его подъеме на высоту не более 200 - 300 мм от уровня пола (площадки).

Стропальщик или зацепщик груза должен удалиться в безопасное место после проверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки).

При постановке транспортного средства под погрузку или разгрузку должны быть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения.

При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, должны применяться подкладки и прокладки, предотвращающие повреждения грузозахватных устройств.

Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы.

При перемещении груза авто- и электропогрузчиками с вилочными захватами груз должен быть расположен равномерно относительно элементов захвата и в соответствии с руководством по эксплуатации автопогрузчиков, при этом груз должен быть приподнят от пола на 300 - 400 мм. Максимальный уклон площадки при транспортировании грузов погрузчиками не должен превышать угла наклона рамы.

Выступание груза за пределы опорной поверхности захватов должно быть симметрично справа и слева и не должно превышать одной трети длины его опорной поверхности, а положение центра тяжести груза обеспечивало бы его устойчивость на вилочных захватах.

Транспортирование тары и установка ее в штабель авто- или электропогрузчиком с вилочными захватами должны производиться по одной штуке.

Перемещение авто- и электропогрузчиками грузов больших размеров должно производиться задним ходом и только в сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку и транспортирование груза. В обязанность этого лица входит указание водителю погрузчика дороги, подача предупредительных сигналов и обеспечение безопасности при движении погрузчика.

Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать:

1. Устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них.

2. Возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования.

3. Безопасность работающих на штабеле или около него.

4. Безопасность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники.

5. Циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции закрытых складов.

6. Соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Авто- и электропогрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием.

При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии с технологическими документами по ГОСТ 3.1120.

Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов должны оснащаться предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении.

Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежно фиксирующими и удерживающими их на захватах.

Перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю автопогрузчика, должно производиться в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.

Перевозка людей допускается только при наличии на транспортных средствах сидений, выполненных в соответствии с документацией предприятия-изготовителя транспортного средства.

Перевозка грузчиков в кузове автомобиля, как правило, не допускается. Если по роду работы необходимо перевозить экспедиторов или грузчиков, то они должны находиться в кабине автомобиля.

3. Требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно - транспортных машин. Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5 град., при применении авто- и электропогрузчиков - не более 3 град.

Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией организации, и регулироваться разметкой и дорожными знаками на въездах, выездах, в местах разворотов и постановки под разгрузку (погрузку) транспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие нормальный фронт работ. На площадке для погрузки и выгрузки тарных штучных грузов, хранящихся в складах и пакгаузах, должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м и иметь уклон не более 5 град. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк. В случае необходимости освещения больших площадей может быть применено прожекторное освещение.

При размещении грузов не должно возникать помех естественному освещению, вентиляции, безопасной эксплуатации оборудования, проезду транспортных средств, проходу работников, безопасному производству работ, использованию противопожарного оборудования, маршрутам эвакуации работников в аварийных ситуациях и т.д.

Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должен быть предусмотрен тротуар и отбойный брус.

Исходные материалы, заготовки, полуфабрикаты, детали, готовая продукция и отходы производства (обрабатываемые грузы) не должны оказывать вредного воздействия на работающих при контакте с ними.

При необходимости работы с грузом, являющимся источником вредных и опасных производственных факторов, должны применяться соответствующие средства защиты (как коллективные, так и индивидуальные), включая и организационные меры.

4. Требования безопасности при выполнении отдельных видов работ

4.1 Подъёмно-транспортные машины и приспособления

Технология погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работ на складах определяет порядок и последовательность выполнения операций по погрузке, выгрузке, транспортировке и складированию пакетов, используемые технические средства, а также устанавливает требования по охране труда. Технологию ПРТС работ удобно рассмотреть на примере пакетов, сформированных на стандартных плоских поддонах размерами 800х1200х150 мм, изготавливаемых по ГОСТ 9078-84. Требования к пакетам сформулированы в ГОСТ 24597-81.

Пакетированию на поддонах подлежат грузы в транспортной таре или без нее, имеющие стабильную правильную геометрическую форму, не меняющуюся в процессе пакетирования, складирования и транспортировки. Необходимую прочность обвязки пакета на плоских поддонах обеспечивают средства скрепления грузов – упаковочная стальная и полимерная ленты, стальная проволока, усадочная и растягивающаяся пленки, клей и т. п.

4.2 Выгрузка пакетов из транспортных средств

Пакеты выгружают в такой последовательности: сориентировав вилы погрузчика (при необходимости с помощью приспособлений), следует ввести их в проемы поддона и плавно подъехать к пакету до упора в его торец; приподнять пакет и наклонить грузоподъемную раму назад; транспортировать взятый на вилы пакет в склад на высоте не более 300 мм над полом склада.

При штабелировании пакетов внутри помещения на пол необходимо соблюдать следующие требования:

Пакеты укладывают в штабель прямой кладки до трех ярусов по высоте, с уступами и смещением к центру штабеля – при высоте более трех ярусов (рис. 1); укладка пакетов должна быть по возможности более плотной, параллельными рядами без перекосов (исключение составляют зазоры, предусмотренные требованиями технологии хранения продуктов);

Рисунок 1 – Схемы укладки штабелей:

а – прямой кладки; б – с уступами; в – со смещением

Допускается использование деревянных прокладок для выравнивания пакетов;

Ширина штабеля не должна превышать 6,0 м. Длина штабеля определяется местными условиями;

Укладка в штабель деформированных пакетов не допускается (в зависимости от степени деформации пакеты необходимо исправлять или переформировывать);

Высота штабеля определяется исходя из условий максимального использования высоты секции склада, технологии хранения, с учетом прочности тары и допустимой нагрузки на пол склада;

Расстояние от верха штабеля до светильников на складе должно составлять не менее 500 мм.

Автофургоны разгружают с заездом в них по переходному трапу погрузчика, тележки или штабелера. Пакетированный груз, поступивший в крупнотоннажных контейнерах, разгружают с помощью ручных гидравлических или электрических тележек или со стола-платформы. Снятый с контейнеровоза контейнер разгружается с заездом погрузчика внутрь контейнера или с помощью тележки.

4.3 Порядок разборки штабеля и отгрузки продукции потребителю

Разборку штабеля и погрузку пакетов в транспортные средства выполняет бригада из двух-трех человек: двух водителей-погрузчиков и при необходимости одного рабочего для выполнения вспомогательных операций.

При перевозке пакетов автомобильным транспортом используют универсальные бортовые автомобили и специализированные: автомобили-самопогрузчики, автофургоны, автопоезда. При отгрузке пакетов в контейнерах используют полуприцепы-контейнеровозы соответствующей грузоподъемности. Пакеты в кузове автомобиля и контейнерах устанавливают, как правило, в один ярус. Пакеты с легкими грузами могут быть установлены в два яруса при условии обеспечения их сохранности в процессе перевозки. К перевозке их следует принимать после внешнего осмотра, без их разборки.

Универсальные бортовые автомобили и автопоезда обычно загружают со стороны бортов, что не вызывает особых сложностей, если высота рампы находится ниже или на уровне настила кузова. Пакеты устанавливают погрузчиком с рампы непосредственно в кузов, при этом загрузка проводится с перестановкой автомобиля загружаемой стороной кузова к фронту работ. Кузова крытых автомобилей грузоподъемностью 8,0 т и более, а также крупнотоннажные контейнеры загружают с въездом погрузчика в кузов или контейнер. Для обеспечения возможности въезда погрузчика в фургон или контейнер с рампы можно использовать переходной трап при условии, что его уклон не превышает 7°.

Фургон или контейнер загружают, как правило, в два этапа. С помощью одного погрузчика пакеты устанавливают на край стола-платформы. Другим погрузчиком, перемещающимся по рампе или перекидному пандусу, пакеты перегружают в кузов или контейнер. Допускается подъем погрузчика на рампу другим грузоподъемным средством. Для загрузки автофургонов грузоподъемностью до 8,0 т или крупнотоннажных контейнеров рекомендуется использовать гидравлические или электрические тележки.

4.4 Размещение и крепление пакетов на автомобильном транспорте

На автомобильном транспорте размещение и крепление пакетов проводят в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, действующими с 1972 г. Пакеты размещают в кузовах бортовых грузовых автомобилей, как правило, в один ярус. Выступание пакета над бортами автомобиля не должно быть более чем на величину их высоты. Возможно размещение пакетов в два яруса и более (в зависимости от их высоты) в автомобилях, полуприцепах-фургонах типа «АЛКА». Крепление пакетов в кузовах автомобилей должно исключить их перемещение и опрокидывание в процессе перевозки. Их необходимо укрывать влагопрочным материалом (брезентом) для защиты от атмосферных осадков при перевозке.

5 Разработка мероприятий по повышению уровня безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ Курганским представительством ООО «Уралтранс»

5.1 Общая информация о предприятии

Курганское представительство ООО «Уралтранс» оказывает полный комплекс транспортно-логистических услуг по организации перевозок в прямом и смешанном сообщениях с участием железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта, как во внутрироссийском, так и в экспортно-импортном сообщении.

Железнодорожные перевозки - срочная доставка грузов из Москвы и Санкт-Петербурга в города Уральского региона. Любые партии, от коробки до вагона. Прием груза по ассортименту, в т.ч. с проверкой вложения. Получение груза на складе отправителя по доверенности.

Почтово-багажные перевозки по России, в т.ч. по схеме "из рук в руки". Экспортно-импортные и мультимодальные перевозки по всему миру. Выгодные условия по СНГ, Европе, Азии, США, Китаю, Африке и др. Успешный опыт с иностранными экспедиторами. Оптимальные схемы.

Повагонные и контейнерные перевозки по всей России. Прямые договора с железной дорогой. Доставка контейнеров "дверь - дверь", организация погрузо-разгрузочных работ с любыми видами грузов, согласование схем погрузки и крепления колесной и сложной техники, прием и отправление клиентских грузов в свой адрес. В наличии сети контейнерных депо по ремонту и складированию приватных контейнеров.

Авиаперевозки - международные авиаперевозки грузов, в т.ч. скоропортящихся, перевозка животных и опасных грузов по всему миру. Ответственность за браки и нарушение сроков доставки.

Собственные универсальные вагоны вместимостью 120 куб. м на любые направления.

Юридические услуги - претензионная работа с Железной Дорогой. Огромный опыт. Оценка перспектив претензионно-искового урегулирования спора с Железной Дорогой, предложение эффективных мер. Юридические, правовые консультации, адвокаты - экспертиза договоров, представительские функции в любых органах, уполномоченных рассматривать хозяйственные, гражданские и административные споры.

Складские услуги - ответхранение. Два склада общей площадью 1800 кв. м.

Услуги по обеспечению охраны и безопасности - вооруженное сопровождение грузов охранниками-экспедиторами (ЧОП).

Офис представительства располагается по адресу г. Курган, ул. Красина, д. 53, производственная база – по адресу г. Курган, ул. Омская, д. 170б.

Аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, в связи чем невозможно привести достоверную информацию о фактических условиях труда в ООО «Уралтранс».

5.2 Характеристика безопасности производственного процесса

На производственной базе располагаются складские помещения, автомобильные боксы, открытые места хранения автотранспортных средств и автопогрузчиков, места производства погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются только с применением электропогрузчиков с вилочными захватами. Из штабеля, расположенного в складе, груз помещается на захват, затем транспортируется на место погрузки, как правило, располагающееся вне склада. Определенного места производства погрузочно-разгрузочных работ нет.

Места погрузки и разгрузки, расположенные вне помещений не освещены, имеют песчаную неровную поверхность.

Подобная ситуация является потенциально опасной, так как влечет за собой опасность, обусловленную наличием движущихся автомобилей и погрузчиков, перемещаемых грузов.

В октябре 2007 г. на производственной базе Курганского представительства при выполнении работ по выгрузке контейнера с грузчиком-экспедитором произошел несчастный случай. Травмы, полученные пострадавшим, по заключению ФГУ «РНЦ «ВТО» относятся к категории тяжелых.

Бригада работников в составе грузчика-экспедитора, водителя автопогрузчика и двух грузчиков выполняла работы по выгрузке грузового контейнера из автофургона. Работы выполнялись на открытой площадке в сумеречное время суток, при этом освещение рабочего места не было организовано.

Грузчики неровно установили контейнер на вилочном захвате автопогрузчика, при выемке контейнера из фургона заднее колесо погрузчика попало в углубление в грунте площадки, при этом произошел перекос неровно установленного грузчиками на вилочных захватах контейнера, в результате чего произошел изгиб левого захвата и падение груза на находившегося под ним грузчика-экспедитора.

Комиссией, проводившей расследование данного несчастного случая, были установлены следующие причины инцидента:

1. Неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии организационно-технической документации (технологической карты, проекта производства работ) на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, применение автоподъемника несоответствующей массе контейнер грузоподъемностью

2. Недостатки в содержании рабочего места, выразившиеся в недостаточной освещенности и невыровненности площадки производства работ.

3. Недостатки в подготовке работников в области охраны труда, выразившиеся в непроведении стажировки на рабочем месте, обучения по охране труда и проверки знаний.

Как видно, все причины носят организационный характер, их устранение не требует больших капительных вложений. При этом особый интерес вызывает величина ущерба от данного несчастного случая.

Время отсутствия пострадавшего на работе составило 334 часа. Заработная плата работника составляла 76 руб./час. Работодатель получил от Фонда социального страхования РФ компенсацию за расходы по оплате труда в сумме 25384 руб.

Объем работ, потерянный за период нетрудоспособности, был частично компенсирован за счет перераспределения работ внутри представительства. Кроме того, были организованы сверхурочные работы в объеме 40 ч. Затраты, связанные с дополнительной трудовой нагрузкой, составили порядка 30 руб./час.

Затраты времени управленческого персонала и специалиста по охране труда на расследование несчастного случая и реорганизацию труда составили 10 ч. Оказание помощи пострадавшему и уборка территории, на которой произошел несчастный случай, заняла 10 ч.

В результате груза произошло повреждение вилочного захвата автопогрузчика. Затраты на ремонт автопогрузчика и замену захвата составили 79 тыс. руб.

В таблице 1 приведены результаты расчета ущерба от несчастного случая.

Таблица 1 – Расчет величины ущерба от несчастного случая на производстве

Потери от несчастного случая на производстве
Прямые затраты ч. руб./ч. Итого, руб.
Заработная плата за период отсутствия на работе 334 76 25384
Косвенные затраты
Оплата сверхурочных работ 40 30 1200
Потерянный объем продукции (невыполненная работа) 0,5 76 38
Потерянный объем продукции (работа, выполнявшаяся другими) 334 30 10020
Другие затраты по персоналу
Расследование несчастного случая 10 76 760
Стоимость расчистки, ремонта и уборки 10 76 760
Ущерб имуществу
Оборудование и др. 79000
Перебои в производственном процессе и потери от простоев
Потери от простоя 10 76 760
Прочие затраты
Влияние на размер страхового взноса и др.
Подлежит вычитанию из суммы потерь
Компенсация от страховой компании 25384
Итого прямые и косвенные расходы 92538
Расходы по заработной плате без учета несчастного случая 334 76 25384
Итого потери от несчастного случая 67154

Таким образом ущерб, нанесенный работодателю в результате произошедшего несчастного случая составляет 67154 руб.

5.3 Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда

Исходя из установленных причин несчастного случая и величины нанесенного им ущерба, очевидно, что основными мероприятиями по профилактике производственного травматизма при выполнении погрузочно-разгрузочных работ должны стать:

1. Разработка организационно-технической документации на производство погрузочно-разгрузочных работ и других работ с повышенной опасностью.

2. Назначение лица, ответственного за безопасное производство работ с применением грузоподъемных машин и механизмов.

3. Организация надзора со стороны административно-технического персонала за выполнением опасных работ.

4. Документальное определение мест производства работ и приведение погрузочно-разгрузочных площадок в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

5. Проведение обучения и проверки знаний требования охраны труда персонала, постоянно занятого на погрузочно-разгрузочных работах.

6. Наряду с этим рекомендуется применение самоходных штабелеров. Конструкции этого типа удобно использовать в помещениях с узкими проходами или там, где нагрузка на пол ограничена, а использование более тяжелой складской техники или классических вилочных погрузчиков исключено. Применение штабелеров повысит уровень безопасности при выемке грузов из фургонов автомобилей и их установке на захваты погрузчиков (в настоящее время в большинстве случаев данная операция выполняется вручную)

Организационно-технологическая документация может быть представлена в виде технологической карты или проекта производства работ, последний, как правило, разрабатывается на разовые или редко выполняемые работы с повышенной опасностью.

В соответствии с ПОТ Р М-007-98 погрузочно-разгрузочные работы выполняются по технологическим картам с указанием мест и размеров площадок производства работ, размеров проходов, проездов и т.д.

Как правило, технологические карты выполняются в виде таблицы, содержащей основные мероприятия по соблюдению технологии и безопасности при выполнении работ, а также виде плана площадки, на котором должны быть обозначены места установки автомобилей и подъезда погрузчиков, размеры штабелей грузов, проходы для работников и т.д.

В таблице 2 представлена текстовая часть предлагаемой технологической карты.

Таблица 2 – Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ

№ п/п Наименование операции

Оборудование,

приспособления,

персонал

1 Разгружаемый автомобиль устанавливают на погрузочно-разгрузочной площадке, обозначенной сигнальной разметкой. Автомобиль ставят на стояночный тормоз, под колеса устанавливают противооткатные упоры. Автомобиль, водитель автомобиля
2 Разгрузка производится через задний борт автомобиля. В случае необходимости грузчики придвигают груз к краю заднего борта с целью обеспечения простоты выемки груза и кузова автомобиля. Грузчики
3 Получив задание, водитель автопогрузчика подъезжает к автомобилю на расстояние, обеспечивающее безопасность выполнения работ.
4 Груз устанавливается на вилочные захваты и извлекается из кузова автомобиля. Автопогрузчик, водитель автопогрузчика
5 Груз транспортируется в склад, устанавливается в штабель или снимается с вилочных захватов и устанавливается в определенное место для дальнейшего его размещения с применением самоходных штабелеров. Автопогрузчик, водитель автопогрузчика
6 В случае применения самоходных штабелеров оператор штабелера устанавливает груз на вилочный захват, транспортирует его до штабеля, затем устанавливает в штабель. Самоходный штабелер, оператор штабелера
7 Размещение грузов в складском помещении выполняется по технологической карте на размещение грузов. Автопогрузчик, самоходный штабелер, водитель автопогрузчика, оператор штабелера
8 Погрузка грузов в автомобиль выполняется в обратной последовательности.
9 Перед началом погрузочно-разгрузочных работ персонал должен быть ознакомлен с инструкциями по охране труда, данной технологической картой, технологической карте на размещение грузов и другими локальными нормативными актами по охране труда.

Заключение

Независимо от масштабов производственной деятельности организации выполнение погрузочно-разгрузочных работ с применением оборудования и механизмов проводится строго в соответствии с технологией, определяемой технической службой организации и утверждаемой руководителем.

Величина рассчитанного ущерба от несчастного случая производстве, произошедшего с работником Курганского представительства ООО «Уралтранс», обосновывает экономическую выгоду и заинтересованность работодателя в планировании и выполнении мероприятий по улучшению условий труда и повышению уровня безопасности работников.

Реализация определенных профилактических мер организационного характера, таких как организация производства работ и рабочих мест в соответствии с нормативными требованиями охраны труда, позволит повысить защищенность работников от опасных производственных факторов, снизить затратность деятельности организации, повысить конкурентоспособность на рынке грузоперевозок и облагородить корпоративный имидж.

Список использованных источников

1. ГОСТ 12.2.003-91(2001) ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.

2. ГОСТ 12.3.002-75(2000) ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.

3. ГОСТ 12.3.009-76(2000) (СТ СЭВ 3518-81) Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.

4. ГОСТ 12.3.020-80(2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности.

5. ГОСТ 12.4.026-2001 Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические характеристики. Методы испытаний.

6. ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов.

7. ГОСТ 3.1120-83 ЕСТД. Общие правила отражения и оформления требований безопасности в технологической документации

8. ГОСТ 25546-82(1993) Краны грузоподъемные. Режим работы.

9. Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых РД 11-07-2007.

10. Межотраслевые правила по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов ПОТ Р М-007-98.

11. РД 10-231-98 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.

12. О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации (Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 12.08.94 № 937).

13. Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методические указания по разработке правил и инструкций по охране труда (Постановление Минтруда России от 01.07.93 № 129).

14. Трудовой кодекс Российской Федерации.

15. «Экономическая оценка затрат по совершенствованию производственной среды» – В.Хусберг, старший эксперт по охране труда и безопасности на производстве Московского бюро МОТ.


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РУЧНЫМ СПОСОБОМ

1. Область применения

Технологическая карта предназначена для организации работ по погрузке и разгрузке различных грузов. Погрузочно-разгрузочные работы являются наиболее распространенными при осуществлении производственной деятельности любой организации. Эти работы относятся к категории работ с напряженной деятельностью и в определенных условиях с повышенной опасностью, что требует оформления наряд-допуска. В условиях выполнениястроительных работ к исполнителям предъявляются дополнительные требования по соблюдению техники безопасности и обеспечению безопасности других работников, сохранности оборудования, техники и грузов.

Целью формирования технологического процесса при разработке технологической карты является обеспечение своевременной обработки поступающих грузов, рациональное использование простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспорта (тачки, тележки, транспортеры и др.), построение безопасной работы с грузами, повышение производительности труда и снижение себестоимости выполняемых работ .

Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов для их складирования с применением кранов и автопогрузчиков должны выполняться по отдельным технологическим картам с учетом требований ГОСТ 12.3.009.

2. Общие положения

К нормативным документам, регламентирующим требования по организации, технологии и безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ относятся:

1. ГОСТ 12.3.009-76 (2000) (СТ СЭВ 3518-81). Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности ;

2. ГОСТ 12.3.020-80 (2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности;

3. ГОСТ 12.2.003-91 (2001) ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.

4. ГОСТ 12.3.002-75 (2000) ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.

5. ГОСТ 12.3.020-80 (2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности.

6. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98;

7. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ-10-382-00.

Весь производственный процесс обработки грузов разделяется на основной и вспомогательный. К основному производственному процессу относится перемещение груза вручную с одного транспортного средства на другое или на место складирования (технологический процесс). Вспомогательные процессы обеспечивают выполнение основного процесса - компоновка переносимого (перемещаемого) пакета грузов, сортировка, штабелирование и др.

Технологические и вспомогательные процессы расчленяются на отдельные операции, являющиеся основными объектами построения производственного процесса. К операции относится однородная часть производственного процесса, выполняемая одним или группой исполнителей при осуществлении определенных действий над предметом труда (грузом) на одном рабочем фронте. Соответственно, операции делятся на основные (технологические) и вспомогательные. К технологическим операциям относятся захват груза, подъем, перемещение и укладку груза в требуемом положении. Вспомогательные операции включают в себя:

Открытие и закрытие люков, бортов, дверей транспортных средств;

Установка лебедок, подъемных блоков, трапов, скатов и других приспособлений;

Крепление и укрытие грузов;

Очистка транспортных средств;

Чистка и смазка приспособлений;

Переноска щитов, трапов, скатов и др.

К вспомогательным операциям относятся также подсчет, сортировка, перетаривание, маркировка грузов.

3. Организация и технология выполнения работ

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться с применением четкой организации процессов по строго определенной технологии с соблюдением предусмотренной последовательности операций и порядка применения оборудования, механизмов, инструментов и инвентаря. Организация работ обеспечивает выполнение работ в установленные сроки с соблюдением принятой технологии, предусматривает выполнение требований охраны труда и промышленной безопасности, планирует возможность локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов на опасном производстве.

Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ на предприятии возлагается приказом на специалиста, знающего технологию их выполнения. На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на работника, замещающего его по данной должности. Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:

Перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается;

Проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства данных работ;

Следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;

При возникновении аварийных ситуаций или опасности травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

3.1. Погрузочно-разгрузочные работы.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ ручным способом необходимо соблюдать следующие правила:

Острые, режущие, колющие изделия и инструменты кантуются, грузятся и переносятся только в чехлах и пеналах;

Грузы в жесткой таре и лед без упаковки разгружаются и переносятся только с использованием соответствующих рукавиц;

Грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой и др. не допускаются к кантованию и переноске;

Стеклянную посуду следует устанавливать на устойчивые подставки. Пустую стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами. Нельзя работать и использовать битую посуду, имеющую сколы и трещины;

Для погрузки грузов на транспортные средства или их разгрузки запрещается применять доски, толщиной менее 50 мм. Для исключения прогибов под доски устанавливаются прочные подпорки.

Технология погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на предприятиях требует определения очередности и последовательности выполнения операций по погрузке, выгрузке, транспортировке и складированию грузов. Производство погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ (ПРТС) следует осуществлять при наличии возможностей на основе пакетирования грузов. Пакеты формируются на стандартных плоских поддонах размерами 800х1200х150 мм и 1200х1600х150 мм, изготавливаемых по ГОСТ 9078-84. Требования к пакетам сформулированы в ГОСТ 24597-81.

Пакетированию на поддонах подлежат грузы в транспортной таре или без нее, имеющие стабильную правильную геометрическую форму, не меняющуюся в процессе укладки на поддон, транспортирования, погрузки и складирования. Необходимая прочность пакета на плоском поддоне обеспечивается компоновкой груза в соответствии с геометрией грузов и размерами пакета или средствами скрепления - упаковочной стальной лентой, полимерной лентой, стальной проволокой, растягивающейся пленкой, скотчем и т. п.

Пакеты формируются при выгрузке из транспортных средств штучных грузов (коробок, ящиков, комплектов изделий в картонной таре и др.) для их последующей транспортировки, погрузки, складирования или штабелирования. Отдельные штучные грузы сложной формы весом до 50 кг разгружаются с помощью транспортеров или вручную на тачки или тележки для последующего перемещения. Тачки и тележки должны иметь соответствующую конфигурацию для транспортировки вручную непакетируемых грузов.

При разгрузке больших бортовых машин, железнодорожных платформ, автофургонов, прицепов и др. грузы и пакеты могут размещаться на гидравлических или электрических тележках при их заезде по переходному трапу.

3.2. Перемещение и складирование грузов.

При перемещении грузов и их складировании наибольшую эффективность ручного производственного процесса обеспечивает технология пакетирования в процессе выполнения предшествующих погрузочно-разгрузочных или транспортных работ. Транспортировку и складирование пакетов целесообразно осуществлять с помощью ручной транспортной вилочной тележки с ручным гидродомкратом. Вилы транспортной тележки следует ввести в проемы поддона, ручным рычагом с помощью гидродомкрата поднять пакет на 10-15 см и осуществлять перемещение до места складирования. Складирование осуществляется путем опускания пакета разгерметизацией гидродомкрата.

Отдельные штучные грузы перемещаются тачками или обычными тележками до места складирования. Укладку грузов следует производить в штабеля по возможности плотной структурой параллельными рядами без перекосов.

Рис.1. Схема работы погрузчика и бригады:

1 - вагон с грузом; 2 - автомобиль под погрузкой; 3 - электропогрузчик; 4 - штабель груза

Пакеты укладываются в штабеля прямой кладки высотой до трех ярусов в зависимости от веса пакетов и их размеров. При применении автопогрузчиков штабели могут формироваться уступами и со смещением к центру штабеля высотой более трех ярусов.

Укладку грузов и пакетов на пол следует производить с соблюдением следующих требований:

https://pandia.ru/text/80/248/images/image004_43.gif" width="12" height="12 src=">для выравнивания кладки и штабеля допускается применение деревянных прокладок и подкладок;

https://pandia.ru/text/80/248/images/image004_43.gif" width="12" height="12 src=">высота кладки или штабеля определяется исходя из условий максимального использования высоты склада, технологии хранения и допустимой нагрузки на пол. При определении высоты хранения учитывается также характер грузов и прочность используемой тары;

https://pandia.ru/text/80/248/images/image004_43.gif" width="12" height="12 src=">расстояние от верха кладки и штабеля до светильника не должна быть менее 500 мм.

Рис.2. Схемы пакетов различных грузов на стандартных поддонах

Рис.3. Схемы укладки штабелей: а - прямой кладки; б - с уступами; в - со смещением

Основными операциями, которые выполняются при размещении и хранении грузов, являются складирование, хранение, сортировка, подборка, взвешивание, маркировка и выдача потребной партии. К основным требованиям к организации размещения и хранения грузов следует отнести рациональное использование складской площади, полная сохранность грузов и свободный подход и подъезд для компоновки собираемой для погрузки или перемещении партии. Для выполнения данных требований вся площадь склада разбивается на отдельные секции, которые специализируют по направлениям и закрепляют по партиям однородных грузов.

3.3. Разборка штабелей и отгрузка продукции.

При отгрузке продукции со склада выполняются операции по разборке кладки или штабеля, подборке партии грузов, перемещению пакетов и штучных грузов к фронту погрузки на транспортные средства, по погрузке на транспорт (автомашины, прицепы, железнодорожные платформы, судно). При выполнении этих операций вручную в зависимости от конкретных условий применяют различные приспособления и инвентарь - конвейеры, транспортеры, тачки и тележки. При наличии возможностей могут применяться автопогрузчики для выполнения наиболее сложных операций.

Разборку кладки и штабеля, формирование новых пакетов выполняет бригада, состоящая из двух-трех звеньев. Одно звено производит разборку штабеля или кладки, другое формирует новые пакеты и третье комплектует отгружаемую партию грузов. Каждое звено состоит от двух до четырех человек в зависимости от веса штучных грузов.

Скомплектованную партию грузов перемещают с помощью транспортеров, ручных тачек и тележек к фронту погрузки на транспортные средства. При перевозке пакетов и штучных грузов автомобильным транспортом используются универсальные бортовые автомобили, специализированные автомобили-самопогрузчики , автофургоны и автопоезда. Для перевозки пакетов могут применяться контейнеры, которые устанавливаются на полуприцепы-контейнеровозы или на железнодорожные вагоны (платформы). Штучные негабаритные и крупногабаритные грузы могут устанавливаться на автомобильный или железнодорожный транспорт .

Универсальные бортовые машины, прицепы и автопоезда загружают со стороны бортов при высоте рампы, близкой к уровню настила кузова. Аналогично устанавливаются железнодорожные вагоны - платформы, полувагоны, крытые вагоны. Для доставки пакетов и штучных грузов в кузов автомобиля, на пол вагона или на палубу судна устанавливают трапы между рампой и настилом транспортного средства. Уклон трапов не должен превышать 7 градусов. Доставка грузов осуществляется переноской или гидравлическими и электрическими тележками. При необходимости транспортное средство может быть переставлено для загрузки с другой стороны.

Пакеты и грузы в открытых транспортных средствах устанавливают, как правило, в один ярус. Легкие грузы могут быть установлены в два яруса при условии обеспечения их сохранности в процессе перевозки. Выступ пакета или груза над бортом автомобиля не должен превышать половины его высоты. Грузы к перевозке принимаются после внешнего осмотра без снятия упаковки и разборки. Крепление грузов производится в соответствии с Правилами перевозки грузов. Крепление грузов должно исключить их перемещение и опрокидывание в процессе перевозки. Для защиты от атмосферных осадков при перевозке грузы необходимо укрывать влагопрочным материалом (брезентом).

Технология погрузки 100 т грузов с площадки на транспортное средство.

А. Состав работ по технологическим схемам и операциям

Вариант работ

Технологическая схема

Операции

Описание работ по операциям

Площадка складирования - транспортное средство

Площадка складирование - комплектование грузов-транспортное средство

Формирование пакетов и комплектование грузов

Сортировка, укладка части грузов на поддоны, подготовка штучных грузов к перемещению

Переноска грузов к транспортным средствам

Взятие груза из штабеля, передвижение с грузом, опускание на землю

Перевозка пакетов ручными тележками

Установка тележки под поддон, приподнимание груза, перемещение пакета, опускание поддона, извлечение тележки

Погрузка ленточными транспортерами

Погрузка штучного груза на ленту, перемещение его транспортером, снятие груза на настил кузова

Погрузка штучных грузов вручную

Установка приспособлений (трапов), погрузка грузов с укладкой, уборка приспособлений

Б. Характеристика приспособлений и инвентаря

В. Состав бригады и расстановка рабочих по операциям

Технологическая операция

Состав бригады

Расстановка по операциям

Профессия

Комплек - тование

Переноска грузов

Перевозка пакетов

Погрузка транспортерами

Погрузка вручную

Площадка складирования - комплектование - транспортное средство

Транспортерщик

Д. Калькуляция затрат труда

Наименование работы

Объем работ

Обоснование (нормативы)

Затраты труда

На ед. чел.-ч.

Всего чел.-ч.

Комплектование грузов и укладка на поддоны при массе до 30 кг

Комплектование штучных грузов в пакеты

Переноска грузов вручную на 40 м

Перевозка грузов ручными тележками

Погрузка вручную на транспортные средства

Погрузка материалов ленточными транспортерами

Укладка грузов и пакетов в транспорты вручную

Общая трудоемкость

235,8 чел.-ч.

Прим. В калькуляции применены нормативы - ЕНиР - 1987 г. (Единые нормы и расценки).

4. Требования к качеству работ

Все грузы и пакеты должны иметь целую упаковку, чистый внешний вид и не иметь вмятин и деформаций. Грузы аккуратно размещаются на поверхности кузова и платформы и тщательно крепятся веревками и лентами. Крепление грузов должно исключать их смещение, перемещение и опрокидывание. Грузы накрываются брезентом или другим влагостойким материалом для защиты от атмосферных осадков.

5. Потребность в материально-технических ресурсах

Основными потребными материально-техническими ресурсами являются тележки и тачки для перемещения грузов, приспособления для переноски и погрузки (трапы, носилки, сходни и др.). Грузчики и рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой, рукавицами, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты в необходимых случаях.

6. Техника безопасности и охрана труда

Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми по ГОСТ 12.0.003, при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании грузов являются:

Загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Повышенный уровень шума на рабочем месте;

Повышенная или пониженная влажность воздуха;

Повышенная или пониженная подвижность воздуха;

Недостаточная освещенность рабочей зоны;

Прямая и отраженная блесткость;

Расположение рабочего места на значительной высоте;

Движущиеся машины и механизмы, поднимаемый и перемещаемый груз, канаты, веревки, ленты, цепи, клещи и др., острые кромки груза, транспорт и др.;

Токсическое воздействие этилированного бензина, выхлопных газов и др.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с технологическими картами, проектами производства работ, а также правилами, нормами, инструкциями и другими нормативно-технологическими документами, содержащими требования безопасности при производстве данного вида работ. Перемещать и поднимать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.

Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схемам, утвержденным администрацией предприятия, с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, применяемых на железнодорожном транспорте. Места производства работ должны быть отведены на специальной территории с ровным твердым покрытием, способным воспринимать нагрузку от грузов и транспортных машин. Территория, где ведутся погрузочно-разгрузочные работы, должна содержаться в чистоте, проходы и проезды хорошо освещены, свободны и безопасны для движения пешеходов и транспорта.

Все применяемые механизмы и приспособления должны быть зарегистрированы в специальных журналах, которые хранятся у лиц, ответственных за их исправное состояние. Они должны храниться в сухих помещениях на стеллажах, настилах или на специальных крюках и быть хорошо смазаны.

Каждый рабочий перед началом погрузочно-разгрузочных работ обязан привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду, надеть головной убор и убрать волосы. Если возможно падение предметов с высоты персонал должен носить каски, а при работе на высоте пользоваться предохранительным поясом. Необходимо осмотреть свое рабочее место, проверить его освещенность, убрать все лишние предметы из-под ног. Лица, не имеющие прямого отношения к проводимым работам, должны быть удалены из зоны перемещения и погрузки пакетов и грузов.

Перевозить и переносить грузы следует по свободному и прямому пути. Ходить по уложенным грузам не допускается. При переноске тяжестей грузчиком (мужчины старше 18 лет) допускается максимальная нагрузка 50 кг (разовый вес груза). При большем весе груз должны поднимать и перемещать не менее 2-х человек, при нагрузке на каждого не более 50 кг. Штучные грузы, ящики и бочки следует располагать в кузове так, чтобы они не могли сдвинуться с места во время движения транспорта. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами, необходимо связывать и крепить.

Разгружать длинномерные штучные материалы следует с применением покатов с металлической оковкой на концах. Работать должны два человека, располагающиеся сбоку движения грузов (бочки, трубы, бревна и др.). Складирование этих грузов производится с исключением возможностей их самопроизвольного раскатывания и развала штабелей. При погрузке таких катящихся грузов применяются наклонные плоскости или слеги с оттягиванием грузов канатами или веревками.

После окончания работы привести в порядок рабочее место, отключить электропитание механизмов и освещения, убрать все приспособления, инвентарь и инструмент. Об окончании работы доложить руководителю работ. Привести в порядок спецодежду, очистить от пыли и грязи, принять душ. При возникновении аварийной ситуации немедленно сообщить непосредственному руководителю о ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью людей. Соблюдая требования безопасности, оказать по возможности доврачебную помощь пострадавшим и вызвать работников медицинской службы. При возникновении пожара сообщить в пожарную службу по телефону 01, сообщить руководителю и приступить к тушению пожара.

7. Технико-экономические показатели

Технико-экономические показатели применительно к 100 т грузов, перемещаемых со складской площадки и укладываемых в транспортные средства.

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс"

"Технология, организация и экономика строительства"

Инженерно-строительного факультета

Санкт-Петербургского государственного

политехнического университета

Санкт-Петербург, 2011

26-02 ТК
Технологическая карта на погрузочно-разгрузочные работы с использованием автомобильных кранов


Опубликован

ОАО ПКТИпромстрой № 2002

Утверждён

04 октября 2002 г. ОАО ПКТИпромстрой

Разработан

Президиум РААСН

^ Открытое акционерное общество

Проектно-конструкторский и технологический
институт промышленного строительства
ОАО ПКТИпромстрой




УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор, к.т.н.

___________ С.Ю. Едличка

«_ 04 _» __ октября __ 2002 г.

^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

26-02-ТК

Главный инженер

___________ А.В. Колобов

Начальник лаборатории

___________ Б.И. Бычковский

1 Область применения. 2

2 Общие указания по производству работ. 2

3 Технология производства погрузочно-разгрузочных работ. 6

4 Требования техники безопасности и охраны труда, экологической и пожарной безопасности. 36

5 Схемы строповок грузов. 42

6 Перечень нормативно-технической литературы.. 49

Приложение А. Форма наряда-допуска на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов. 50

Приложение Б. Форма наряда-допуска на производства работ краном вблизи воздушной линии электропередачи . 51

^ 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Технологическая карта разработана на погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах и площадках с использованием автомобильных кранов КС-3562А, КС-3562Б, КС-3571, КС-35715-2, КС-3577, КС-4571, КС-45717К-1, КС-4572.

1.2 Технологической картой предусмотрены погрузочно-разгрузочные работы на следующие виды изделий, материалов и конструкций:

Сборные железобетонные изделия;

Металлопрокат;

Арматурные изделия;

Кирпич на поддонах;

Пиломатериалы и столярные изделия;

Средства подмащивания;

Материалы в контейнерах;

Бытовые помещения контейнерного типа.

Масса грузов не должна превышать номинальной грузоподъемности автомобильных кранов, указанных в п. 1.1 , на требуемом вылете. При использовании других типов грузоподъемных кранов для погрузочно-разгрузочных работ они должны быть привязаны по вылету и грузоподъемности.

1.3 При производстве погрузочно-разгрузочных работ технологическая карта должна быть привязана к конкретной площадке с учетом используемого грузоподъемного крана, наличия воздушных линий, инженерных сетей и коммуникаций, зданий и сооружений.

^ 2 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

2.1 Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы следует осуществлять в соответствии с проектом производства работ или технологической картой, ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора России, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ГОСТ 12.3.009-76* «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности», ПОТ РО-200-01-95 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» и ПОТ РМ-007-98 «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

2.2 Пожарную безопасность в местах производства погрузочно-разгрузочных работ следует обеспечивать в соответствии с требованиями ППБ 01 -93** «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», введенными в действие приказом МВД Российской Федерации, ГОСТ 12.1.004-91* и других нормативных документов, действующих в строительстве.

2.3 Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 и СНиП 23-05-95 . Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих.

2.4 Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть размещены на специально отведенной территории с твердым и ровным покрытием, способным воспринимать наибольшую проектную нагрузку от грузоподъемного крана с грузом, от транспортных средств и грузов. Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны быть спланированы и с целью отвода поверхностных вод должны иметь уклон не более 5° в сторону внешнего контура площадки складирования. Размеры и покрытие площадок для погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать проекту производства работ. В соответствующих местах необходимо установить знаки: «Въезд», «Выезд», «Разворот» и др.

2.5 На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Ширина проходов между штабелями должна быть не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и грузоподъемного крана, обслуживающих склад. Максимальная длина штабеля не должна превышать 20 - 30 м. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

2.6 При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), - не менее 1,5 м.

Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м.

Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

2.7 При производстве погрузочно-разгрузочных работ автокран устанавливают на площадку, выполненную в соответствии с требованиями п. 2.4 . Автокран должен быть установлен таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного подтаскивания груза при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться краном при условии установки его на все выносные опоры (аутригеры). Масса поднимаемых грузов должна быть в пределах грузовой характеристики используемых кранов.

2.8 Транспортные средства и оборудование, применяемое для погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать характеру груза.

2.9 При необходимости установки крана на краю откоса котлована или траншеи необходимо соблюдать расстояния, указанные в таблице 1 .

^ Таблица 1 - Наименьшее допустимое расстояние от основания откоса выемки или траншеи до ближайших опор машины ( СНиП 12-03-2001 )


Глубина выемки, м

Грунт ненасыпной

песчаный

супесчаный

суглинистый

глинистый

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины, м

1

1,50

1,25

1,00

1,00

2

3,00

2,40

2,00

1,50

3

4,00

3,60

3,25

1,75

4

5,00

4,40

4,00

3,00

5

6,00

5,30

4,75

3,50

2.10 Установка и работа автомобильных кранов на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В должна производиться по наряду-допуску и под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ кранами. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно расписаться в наряде-допуске и обеспечить выполнение указанных в нем безопасных условий работы. Работы производятся только при наличии письменного разрешения организации-владельца линии электропередачи (ЛЭП).

^ Таблица 4 - Зависимость величины отлета падающего груза от высоты падения


Высота возможного падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета перемещаемого краном груза в случае его падения, м

До 10

4

» 20

7

» 70

10

» 120

15

» 200

20

» 300

25

» 450

30

Примечание - При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.

Величина опасной зоны при работе крана определяется согласно рисунку 1 по формуле:

R оп.зоны = R макс. + 0,5B гр. + L гр. + L отл. , (1)

Где R оп.зоны - величина опасной зоны, м;

R макс. - максимальный рабочий вылет крюка крана, м;

В гр. - наименьший габарит перемещаемого груза, м;

L гр. - наибольший габарит перемещаемого груза, м;

L отл. - минимальное расстояние отлета груза при его падении, м.

Где ^ В гр. - наименьший габарит перемещаемого груза;

L гр. - наибольший габарит перемещаемого груза;

L отл. - минимальное расстояние отлета груза.

^ Рисунок 1 - Определение границы опасной зоны

3.5 Горизонтальная и вертикальная привязка кранов и схемы погрузки и разгрузки грузов даны на рисунках 2 - 27 .

^ Рисунок 2 - Горизонтальная привязка крана КС-3562А (КС-3562Б)

Рисунок 3 - Вертикальная привязка крана КС-3562А (КС-3562Б)

^ Рисунок 4 - Погрузка и разгрузка бытовых помещений контейнерного типа массой до 5 т краном КС-3562А

^ Рисунок 5 - Горизонтальная привязка крана КС-3571

Рисунок 6 - Вертикальная привязка крана КС-3571

^ Рисунок 7 - Погрузка и разгрузка бытовых помещений контейнерного типа массой до 5 т краном КС-3571

^ Рисунок 8 - Грузовые характеристики крана КС-35715-2

Таблица 5 - Высотные характеристики


Длина стрелы, м

8

10

12

14

21 (стрела 14 м с гуськом)

Высота подъема, м *

9,0

6,9

3,0

10,7

8,7

3,3

12,8

10,6

3,9

14,5

11,3

4,3

21,6

18,5

14,0

Вылет, м

1,9

5,0

7,0

3,0

6,0

9,0

3,3

7,0

11,0

4,0

9,0

13,0

6,5

12,0

16,0

* - без учета деформации стрелы

^ Рисунок 9 - Высотные характеристики крана КС-35715-2

Рисунок 10 - Горизонтальная привязка крана КС-35715-2

Рисунок 11 - Вертикальная привязка крана КС-35715-2

Рисунок 12 - Погрузка и разгрузка контейнера с грузом краном КС-35715-2

Рисунок 13 - Горизонтальная привязка крана КС-3577

Рисунок 14 - Вертикальная привязка крана КС-3577

Рисунок 15 - Погрузка и разгрузка контейнера с грузом до 5 т краном КС-3577

Рисунок 16 - Горизонтальная привязка крана КС-4571

Рисунок 17 - Вертикальная привязка крана КС-4571

^ Рисунок 18 - Погрузка и разгрузка плит перекрытий краном КС-4571

Таблица 6 - Грузовые характеристики крана КС-45717К-1 при работе с обычными грузами


Вылет, м

Грузоподъемность, т, на выдвинутых выносных опорах при длине стрелы (L), м

Зона работы, градус

9

9

12

15

18

21

28 (стрела 21 м с гуськом 7 м)

9 - 21 (выдвижение секций)

2,0

25,00

15,00

-

-

-

-

-

3,00

240 *

3,0

25,00

15,00

15,00

-

-

-

-

3,00

3,2

23,00

15,00

15,00

-

-

-

-

3,00

3,5

20,00

15,00

15,00

-

-

-

-

3,00

3,8

17,70

15,00

15,00

13,75

-

-

-

3,00

4,0

17,00

15,00

15,00

13,25

-

-

-

3,00

4,5

15,00

15,00

14,25

12,75

10,00

-

-

3,00

5,0

13,00

13,00

12,25

11,55

9,75

-

-

3,00

5,5

11,30

11,30

10,60

10,00

8,80

6,35

-

3,00

6,0

9,65

9,65

9,05

8,55

7,85

6,05

-

3,00

7,0

7,55

7,55

6,95

6,45

5,95

5,45

-

3,00

7,7

6,35

6,35

5,90

5,50

5,00

4,60

-

3,00

8,0

-

-

5,55

5,15

4,75

4,35

1,95

3,00

9,0

-

-

4,55

4,30

3,90

3,55

1,90

3,00

10,0

-

-

3,90

3,60

3,25

3,00

1,60

3,00

10,7

-

-

3,50

3,15

2,80

2,70

1,40

В соответствии с грузовыми характеристиками для длин стрел 9 - 21 м, но не более 3,0 т

12,0

-

-

-

2,65

2,35

2,25

1,15

13,7

-

-

-

2,15

1,85

1,75

0,95

15,0

-

-

-

-

1,50

1,45

0,80

16,0

-

-

-

-

1,45

1,40

0,70

16,7

-

-

-

-

1,35

1,25

0,65

17,0

-

-

-

-

-

1,20

0,60

18,0

-

-

-

-

-

1,05

-

19,7

-

-

-

-

-

0,90

-

Кратность полиспаста (m)

8

5

5; 8

5; 8

5; 8

5; 8

1

5; 8

Примечания:

1 При увеличении длины стрелы свыше 9 м максимальная грузоподъемность крана снижается с 25 т до 15 т и ниже в зависимости от длины стрелы и вылета, что контролируется ограничителем грузоподъемности.

2 Массы крюковой подвески (основной - 0,25 т или вспомогательной - 0,05 т) и съемных грузозахватных приспособлений входят в массу поднимаемого груза.

3 При работе крана с гуськом, закрепленным на основании стрелы в транспортном положении, грузоподъемность крана снижается на 0,2 т, что контролируется ограничителем грузоподъемности.

4 Грузоподъемность для промежуточных длин стрелы определяется по грузовой характеристике ближайшей большей длине стрелы.

Технологические карты на погрузочно-разгрузочные работы

Технологическая карта должна содержать:

Технологическую последовательность операций (установка крана и транспортных средств, строповка, перемещение, укладка груза);

Указания по привязке кранов и транспортных средств (грузовые характеристики крана, минимальные расстоя­ния приближения, зоны обслуживания крана);

Нормы складирования грузов;

Мероприятия по безопасному проведению работ;

Перечень съемных грузозахватных приспособлений и специальных устройств.

Существуют типовые технологические карты на про­изводство погрузочно-разгрузочных работ грузоподъем­ным краном какого-либо одного типа, не привязанные к конкретному месту и конкретному грузу. Для привязки к конкретному месту проведения погрузочно-разгрузочных работ технологическую карту следует дополнить планом рабочей площадки, схемой складирования грузов с указа­нием проходов, проездов, перечнем грузов со схемами их строповки, указанием массы и необходимыми грузоза­хватными приспособлениями.

Вид работ: разгрузка груза с автомобиля.

Состав бригады: машинист крана, два стропальщика.

Участок:__________________________

Наименование груза: барабаны с электрокабелем ___ т.

Оборудование, приспособления, инвентарь: кран типа г/п;

стропы г/п; оттяжки, подкладки с упорами, лестница.

Схема строповки №___

Подготовка к производству работ

1.Установить кран (рис. 9.4).

2.Проверить исправность стропов и оттяжек.

3.Подобрать подкладки и прокладки для складирования.";

4.Проверить наличие свободных проходов.

Подготовка автомобиля к выгрузке

1. Подать автомобиль к месту работ по команде лица, руководящего разгрузкой.

2. Поставить автомобиль на стояночный тормоз. Заглу­шить двигатель. Установить под колеса противооткатные упоры. Водитель должен покинуть кабину.

3. Стропальщик (1) поднимается по лестнице на плат­форму автомобиля для осмотра груза. При осмотре обратить внимание на состояние груза и возможность его строповки.

4. Стропальщик (1) освобождает груз от крепежных де­талей и приспособлений.

5. Стропальщик (2) проверяет по характеристике крана возможность подъема груза.

6. Стропальщики (1 и 2) открывают борта автомобиля, находясь при этом сбоку от него.

7. Стропальщики (1 и 2) проверяют, нет ли людей в опасной зоне, включая водителя автомобиле, и выставля­ют сигнальные ограждения.

Строповка и подъем груза

1. Стропальщик (2) подает сигнал машинисту крана ус­тановить крюковую подвеску над центром груза.

2. Стропальщик (1) поднимается по лестнице на плат­форму автомобиля и выполняет строповку в соответствии со схемой строповки, закрепляет оттяжки.



3.Стропальщик (2) подает машинисту крана сигнал на­тянуть стропы. Стропальщик (1) при этом находится на платформе автомобиля на безопасном расстоянии от груза.

4.Стропальщик (1) проверяет натяжение стропов.

5.Стропальщик (2) подает машинисту крана сигнал о подъеме груза на 200-300 мм. Стропальщик (1) при этом находится на платформе автомобиля на безопасном рас­стоянии от груза.

6.Стропальщик (1) проверяет правильность строповки и отсутствие самопроизвольного опускания груза. После этого он покидает платформу автомобиля.

7.Стропальщик (2) подает сигнал о подъеме груза на высоту не менее чем 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

Перемещение и опускание груза

1.При перемещении груза стропальщики (1 и 2), нахо­дясь на безопасном расстоянии, удерживают груз оттяж­ками от раскачивания и вращения.

2.Стропальщик (2) подает сигнал машинисту крана опустить груз на предназначенное для складирования место.

3.Стропальщики (1 и 2) проверяют устойчивость груза и освобождают стропы.

Окончание работ

1.Стропальщики очищают площадку и кузов автомо­биля от мусора, закрывают борта автомобиля.

2.Съемные грузозахватные приспособления, оттяжки и прочий инвентарь укладывают в места хранения.

Схемы строповки

Владельцем крана или эксплуатирующей организаци­ей должны быть разработаны способы правильной стро­повки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений.

Схемы строповки грузов и перечень применяемых гру­зозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. ВНИМАНИЕ! Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано вывешивать на месте производства работ схемы строповки и список перемещае­мых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ, схемы строповки и список должны быть выданы на руки.

ВНИМАНИЕ! Перемещение груза, на который не раз­работаны схемы строповки, должно производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

10. УСТАНОВКА КРАНОВ

Общие требования Правил к установке кранов

1. Установка кранов должна производиться в соответ­ствии с проектами, Правилами и другими нормативными документами.

2. Устройство кранового пути для установки кранов мостового типа, башенных и портальных кранов должно производиться по проекту, разработанному в соответствии с Правилами и другими нормативными документами.

3. Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость пред­варительного его подтаскивания при наклонном положе­нии грузовых канатов и имелась бы возможность пере­мещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающегося на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т. п.

4. Установка кранов для выполнения строительно-мон­тажных работ должна производиться в соответствии с про­ектом производства работ кранами (ППРк).

Установка кранов для подъема и опускания груза через проемы в перекрытии

1.Установка кранов над производственными помещени­ями для подъема и опускания грузов через люк (проем) в перекрытии допускается лишь при расположении одного помещения непосредственно над другим.

2.Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограж­дение высотой не менее 1000 мм со сплошным ограждени­ем понизу на высоту 100 мм с обязательным устройством световой сигнализации (светящаяся надпись), предупреж­дающей как о нахождении груза над люком, так и об опус­кании груза, а также с наличием надписей, запрещающих нахождение людей под перемещаемым грузом.

Размеры проема должны быть такими, чтобы расстоя­ние между краем проема и грузом было не менее 500 мм.

В исключительных случаях допускается уменьшить это расстояние при сопровождении груза через проем с помо­щью оттяжки.

3. Установка над производственными помещениями ста­ционарных электрических талей или лебедок для подъема грузов через люк в перекрытии не разрешается.