Трехполосная дорога пдд. Правила движения по полосам

А если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки или , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами , - , Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

А если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами , знаками и (или) разметкой.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1 , 24.2 , 24.3 , 24.4 , 24.7 , 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения. (абзац изменён в редакции Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.



8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.


16.1. На автомагистралях запрещается:

  • движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
  • движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
  • остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 или 7.11;
  • разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
  • движение задним ходом;
  • учебная езда.
  • 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

    • по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
      • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
      • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
      • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
    • по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
    • по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
      • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
      • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

    Колонны гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

    12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

    На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

    8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если

    Тема 12. Расположение транспортных средств на проезжей части (ПДД, глава 9).

    В наше время количество транспортных средств существенно превышает пропускные способности автомобильных дорог. Именно поэтому их правильное и компактное расположение на проезжей части приобретает особое значение. Так можно значительно снизить угрозу ДТП и уменьшить потери времени в поездках. Нарушение правил расположения ТС на дороге становится причиной заторов, пробок и ДТП. От них страдают не только сами нарушители, но и все остальные участники движения. Соответственно, соблюдая требования 9-ой главы ПДД, водитель облегчает как свою собственную автожизнь, связанную с пребыванием на дороге, так и окружающих его людей.

    Деление проезжей части на полосы движения

    Проезжая часть дороги делится на полосы движения. Границы полос обозначаются линиями разметки. Пункт 9.7. ПДД требует от водителей двигаться строго по полосам. Таким образом, исключается возможность столкновения с попутными или встречными ТС, едущими по соседним полосам. При необходимости водитель может сменить занимаемую полосу или перестроиться в другой ряд. После окончания перестроения необходимо придерживаться выбранной полосы движения. Недопустима езда правыми колесами по одной полосе, а левыми по другой, а также перестроение через сплошные линии.1.1. и 1.3.

    Если разметки нет, она загрязнена или скрыта под водой или снегом, а знаки, распределяющие движение по полосам, отсутствуют, водитель должен самостоятельно приблизительно определить границы полос и следовать тем же требованиям (пункт 9.1.). Соответственно, находясь на дороге с двухсторонним движением без разделительной полосы нужно придерживаться правой стороны дороги, в то время как левая предназначается для встречных ТС.

    Если дорога довольно широкая, попутные ТС могут двигаться по ней в два, три и более ряда. При отсутствии разметки следует мысленно вообразить границы полос движения и ехать, соблюдая пределы одной из них. При возникновении сложностей можно просто повторять траекторию впереди идущего транспортного средства.

    Двухполосные и трехполосные дороги

    Автомобильные дороги могут быть двухполосными, трехполосными и многополосными. Двухполосные дороги встречаются в нашей стране чаще всего. Движение на них организовано достаточно просто: одна полоса с ТС, едущими в одну сторону, и вторая с ТС, следующими в другую сторону. Однако именно двухполосные дороги являются самыми опасными. По причине отсутствия на них разделительной полосы любая водительская ошибка может привести к выезду на встречную полосу и последующему лобовому столкновению. Такие ДТП случаются, когда водитель совершает опасный обгон на высокой скорости, засыпает за рулем или просто не справляется с управлением автомобиля.


    Принимая во внимание безопасность дорожного движения, следовало бы совсем запретить обгоны на таких дорогах. Однако сделать это невозможно, так как всем водителям придется ехать со скоростью самого медленного ТС, что значительно усложнит дорожную обстановку. Поэтому любому водителю приходится периодически совершать обгоны и выезжать для этого на встречную полосу. При этом очень важно соблюдать необходимые меры предосторожности.

    Выше уже говорилось о том, что любая дорога с количеством полос большим, чем две, даже трехполосная, намного безопаснее двухполосной. Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ. Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения.

    На трехполосной дороге движение может быть организовано двумя способами. Первый из них предполагает деление дороги на отрезки одинаковой протяженности. На таких отрезках средняя полоса поочередно относится то к одному, то к другому направлению. Если на каком-то отрезке две полосы предназначено для движения в Вашу сторону и одна полоса встречная, то на следующем участке в Вашем направлении будет только одна полоса и две у встречных ТС. На расширенном отрезке дороги водитель может выполнить опережение медленно движущегося ТС без выезда на встречную сторону проезжей части. Для правильной ориентации участников движения встречные направления отделяют друг от друга сплошной линией разметки, а попутные – прерывистой.


    Второй вариант организации движения описан в пункте 9.3. ПДД. Он используется исключительно на хорошо просматриваемых прямых горизонтальных участках дорог. Все три полосы разделены между собой прерывистыми линиями разметки. Крайняя правая полоса предназначена только для движения в прямом направлении. Крайняя левая полоса – встречная. Двигаться по ней несмотря на наличие прерывистой, а не сплошной линии разметки, категорически запрещено, что является исключением из общего правила.


    Средняя полоса на таких дорогах играет большую роль. Она нужна для объезда препятствий и опережения других ТС. Этой полосой могут пользоваться водители двух направлений. Однако, при такой организации движения все равно существует риск столкновения с ТС, движущимся навстречу и также начавшим маневр по опережению, но такие ситуации встречаются достаточно редко. Так как участок дороги хорошо просматривается, водитель имеет возможность заранее увидеть, что средняя полоса занята и, соответственно, воздержаться от маневра до тех пор, пока полоса не освободиться. При этом риск лобового столкновения намного ниже чем на обычной двухполосной дороге.

    Помимо этого средняя полоса может применяться для поворота налево и разворота. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. На двух полосной дороге такой маневр задерживает другие автомобили, едущие прямо. На дороге со средней полосой остальные участники движения, двигающиеся сзади, могут свободно продолжать движение в прямом направлении. Тем, кто движется навстречу по крайней левой полосе, также ничего не мешает. Значит, никаких предпосылок для образования заторов и пробок на таких дорогах не существует.


    Многополосные дороги

    Многополосными дорогами называют широкие дороги с несколькими полосами для движения в каждую сторону. К ним относят магистрали около крупных населенных пунктов, а также широкие городские улицы. Встречные потоки на таких дорогах отделены друг от друга двойной сплошной линией разметки 1.3. или разделительной полосой. Пересекать их категорически запрещается. Однако, согласно пункту 9.2. Правил, даже если на многополосной дороге отсутствует разметка, нельзя выезжать на встречную сторону для обгона или объезда и двигаться по ней навстречу другим ТС. Очевидно, что выезд на встречную полосу может спровоцировать серьезное ДТП. К тому же для решения возникших проблем, таких как объезд препятствий или опережение друг друга, в пределах своей половины дороги, водителям предоставлены две (и более) попутных полосы. Занимать встречную сторону для этого необязательно.

    Пункт 9.4. ПДД описывает, какие полосы многополосных дорог предназначены для движения, а какие нет. По сути, он рассматривает три варианта расположения транспортного средства на проезжей части.

    1. Вне населенного пункта при свободных правых полосах занимать левые запрещено. По возможности водитель должен двигаться по крайней правой полосе. Если следующее впереди ТС едет с меньшей скоростью, можно перестроиться левее и опередить его, а после этого вернуться обратно на правую полосу. Это требование позволяет обеспечить безопасность движения. Держась от встречного потока как можно дальше, то есть, находясь у правого края проезжей части, водитель намного меньше рискует стать участником столкновения с теми водителями, которые, например, не справились с управлением или уснули за рулем, и вылетели на противоположную сторону дороги. К тому же пропускная способность дороги существенно снижается, когда ТС едут в шахматном порядке по разным полосам с одинаковой скоростью. На многополосных дорогах работает правило: чем медленнее движется ТС, тем правее оно должно располагаться на проезжей части. Данный принцип иллюстрирует знак «Число полос». Он призван упорядочить движение плотного транспортного потока.

    Действие этих правил распространяется и на населенные пункты, если через них проходит автомагистраль, дорога для автомобилей, обозначенная знаком 5.3. или другая улица, по которой можно ехать со скоростью быстрее 80 км/ч.

    2. В населенных пунктах движение имеет некоторые особенности: более низкая скорость и более плотный транспортный поток. Здесь действует другой принцип расположения ТС на проезжей части. При наличии двух полос для движения в одном направлении водителям разрешено двигаться по любой из них. Единственное, пункт 9.4. рекомендует при интенсивном движении не перестраиваться постоянно из одной полосы в другую в попытках выгадать несколько секунд времени и несколько метров расстояния. Это может спровоцировать столкновение. При интенсивном движении перестраиваться можно только для объезда или с целью занять правильное положение перед разворотом или поворотом.

    3. Третье условие относится одновременно и к загородным дорогам, и к городским и накладывается на описанные выше требования. На любой дороге, имеющей три полосы и более для движения в одном направлении, запрещено заниматься крайнюю левую полосу без особой на то причины. При этом в населенном пункте водители могут использовать для движения все остальные полосы, за городом – только свободные правые. Крайний левый ряд предназначен для беспрепятственного проезда спецавтомобилей – «Скорой помощи», «Службы спасения» и др. Выезд любых ТС на крайнюю левую полосу оправдан при необходимости совершения поворота налево и разворота. Положения 8-ой главы ПДД требуют выполнения этого маневра из крайнего левого положения. Интенсивное движение, когда заняты все остальные ряды, также может стать поводом занять левую полосу. Однако, это разрешено только легковым автомобилям, мотоциклам, автобусам и грузовикам, РММ которых не превышает 2,5 тонны. Такие транспортные средства обладают хорошей динамикой и маневренностью. Громоздкие автомобили, напротив, при необходимости не смогут быстро освободить занимаемую левую полосу, а значит, будут задерживать движущихся сзади.


    Следует обратить внимание на тот факт, что в данной ситуации Правила отступают от принятого деления грузовиков на «легкие» категории В, имеющие РММ не более 3,5 тонн, и «тяжелые» категории С с РММ более 3,5 тонн.

    Медленно едущие ТС не должны мешать тем, кто двигается с более высокой скоростью. Об этом подробно говорится в пункте 9.5. Он относится к тем автомобилям, которые не могут или не имеют права ехать со скоростью более 40 км/ч. Эти транспортные средства обязаны придерживаться при движении крайней правой полосы. При возникновении необходимости объехать препятствие разрешено кратковременное перестроение влево с последующим возвращением обратно. Опережение или обгон тихоходным транспортным средством другого тихохода, едущего с еще меньшей скоростью, не считается нарушением Правил. ТС, упомянутые в пункте 9.5 ПДД, как и остальные транспортные средства, должны выполнять поворот налево и разворот с крайней левой полосы. Соответственно, перед маневром им необходимо перестроиться в крайний левый ряд, не создавая при этом помех остальным участникам движения.

    Движение по трамвайным путям

    При определенных условиях безрельсовые транспортные средства могут использовать для движения трамвайные пути. Эти условия перечислены в пункте 9.6. Правил.

    Во-первых, трамвайные пути должны соответствовать двум требованиям – находиться слева от ТС и быть на одном уровне с проезжей частью. При этом разрешена только езда по рельсам попутного направления. Описанный вариант движения актуален для ситуации, когда трамвайные пути расположены посередине улицы с двухсторонним движением.

    Движение по обособленным трамвайным путям, проложенным по разделительной полосе или сбоку от дороги, всегда запрещено. Даже если уровень рельс и проезжей части совпадает, но рельсы отделены от дороги сплошной линией разметки 1.2.1., водители автомобилей все равно не должны выезжать на трамвайные пути и ехать по ним.



    Захват водителем территории, предназначенной для трамвайного движения, может быть произведен только в том случае, если все вышеперечисленные условия соблюдены и к тому же водитель имеет уважительную причину. В их число вошли:

    • поворот налево или разворот;
    • необходимость опережения, обгона или объезда препятствия;
    • интенсивное движение.

    Пункт 8.5. описывает, что следует считать крайним левым положением на дороге, где посередине проложены рельсы. При наличии перед перекрестком знаком или разметки, которые стрелками показывают разрешенные направления движения по полосам, поворот налево или разворот выполняется в соответствии с их требованиями, а именно без заезда на рельсы, так как над трамвайными путями знаков «Направления движения по полосе» никогда нет. При отсутствии на перекрестке знаков 5.15.1. и 5.15.2. или разметки 1.18. крайним левым положением считают попутные трамвайные пути, а левая полоса освобождается для тех, кто едет прямо.



    От наличия и отсутствия знаков 5.15.1., 5.15.2. и разметки 1.18. также зависит и возможность проезда перекрестка в прямом направлении. Если они есть, езда по рельсам запрещена в любом направлении. Водителю следует перестроиться на ту полосу, с которой разрешено движение прямо. Если знаком и разметки нет, водитель может продолжать движение по рельсам. Пункт 9.6. Правил описывает это с целью исключения возможности столкновения на трамвайных путях тех, кто по рельсам движется прямо через перекресток и тех, кто разворачивается или поворачивает налево с крайней левой полосы.


    Упомянутые знаки и разметка встречаются только на перекрестках. Соответственно, вне перекрестка крайним левым положением всегда считаются трамвайные пути попутного направления. Левый поворот на прилегающую территорию, а также разворот выполняются как раз с них.

    Двигаясь по рельсам, водитель занимает чужую территорию. Он не должен создавать помех трамваям. При выполнении маневра сначала следует уступить дорогу трамваю и только после этого пересекать или занимать его пути. В противном случае при ДТП виновным будет признан водитель безрельсового ТС.

    Особые случаи

    Реверсивное движение организуется таким образом, чтобы движущиеся навстречу друг другу ТС не оказались по ошибке в одно и то же время на одной и той же полосе. В этом помогает особая разметка, которая указывает на реверсивные полосы, а также специальные светофоры, которые обеспечивают ориентацию водителей в обстановке. Если транспортная обстановка ясна не до конца, транспортному средству следует оставаться на той полосе, движение по которой всегда направлено в одну сторону. Крайняя правая полоса на любых дорогах с реверсивным движением реверсивной быть не может. Именно поэтому, выезжая на такую дорогу, рекомендуется сначала занять положение на правой полосе, а после определения направления движения по соседним полосам перестроиться левее, если это разрешено разметкой и сигналами реверсивных светофоров. Пункт 9.8. Правил требует, чтобы при наличии на въезде на перекресток знака «Выезд на дорогу с реверсивным движением», водители, поворачивая, как направо, так и налево занимали крайнюю левую полосу.


    Пункт 9.9. ПДД говорит о том, что проезжая часть предназначена для движения любых безрельсовых ТС. Другие элементы дороги, а именно обочины, тротуары, разделительные полосы, обособленные трамвайные пути для езды не служат. Однако, существуют исключения из правила:

    • для транспортных средств, заезжающих для остановки и стоянки на тротуар или обочину и съезжающих с них на проезжую часть;
    • для велосипедистов, едущих по обочине при отсутствии велосипедной дорожки;
    • для работающей уборочной и дорожно-эксплуатационной техники с включенными оранжевыми и желтыми проблесковыми маячками;
    • для мопедов и гужевых повозок, которые могут ехать по обочине, если не мешают другим участникам дорожного движения;
    • для транспортных средств, подвозящих к расположенным на тротуаре или обочине торговым точкам и другим объектам грузы, при отсутствии иной возможности подъехать к ним.

    По тротуарам и пешеходным дорожкам, обозначенным знаком 4.5.1. разрешено передвигаться исключительно пешеходам и велосипедистам в возрасте до 14 лет. Взрослые велосипедисты могут ехать по ним только при отсутствии возможности езды по дороге или по велосипедной дорожке. Велосипедные дорожки, обозначенные знаком 4.4.1., предназначены только для движения велосипедистов за исключением пешеходов, которые могут идти по ним при отсутствии тротуара, обочины или пешеходной дорожки. Велосипедная сторона велопешеходной дорожки, обозначенной знаками 4.5.2., 4.5.4., 4.5.5. и разметкой 1.23.3., используется для движения только пешеходов и велосипедистов старше 7 лет. Полоса для велосипедистов в отличие от велосипедной дорожки представляет собой элемент дороги. По ней могут двигаться только велосипедисты и водители мопедов. Движение мопедов по пешеходным, велопешеходным и велосипедным дорожкам не разрешается.

    Во всех случаях движения велосипедисты и водители отвечают за безопасность перед пешеходами, идущими по тротуару, пешеходной дорожке или обочине.

    Боковой интервал и дистанция

    Безопасный боковой интервал между транспортными средствами, движущимися бок о бок в попутном направлении или навстречу друг другу, а также безопасная дистанция между транспортными средствами, едущими по одной полосе друг за другом, играют очень важную роль при расположении ТС на проезжей части. Пункт 9.10. Правил советует каждому водителю выбирать их так, чтобы полностью исключить возможность столкновения при внезапном торможении впереди идущего транспортного средства или при возникновении необходимости объезда препятствия, например, неровности на проезжей части.

    Правила не регламентируют величину безопасного бокового интервала и безопасной дистанции. Однако, принято считать, что при движении по соседним полосам интервал должен равняться 1 метру. Это вполне соотносится с реальной действительностью, если соблюдать дорожную разметку. При езде с высокой скоростью, встречном разъезде, при движении по неровной или скользкой дороге, при возможности выброса гравия из-под колес транспортных средств боковой интервал следует увеличить. Так же необходимо поступить при повороте в непосредственной близости длинномера (автопоезда, автобуса, троллейбуса или трамвая). Имея большой интервал между передними и задними колесами, кузов этих ТС сильно смещается к центру поворота, и стандартного интервала может быть недостаточно для удачного завершения маневра.


    Транспортные средства, имеющие задний свес, то есть большое расстояние от задних колес до заднего края кузова, также представляют некоторую опасность. При повороте их задний правый или задний левый угол выдвигается во внешнюю, а не во внутреннюю сторону закругления. При этом водитель длинномерного ТС может даже не заметить столкновения и покинуть место происшествия. Виноват в такой ситуации не только он сам, но и водитель, не соблюдающий безопасный боковой интервал. При участии в ДТП такого рода трамвая ответственность за него будет нести водитель автомобиля, так как маневренность трамвая ограничена рельсами, и он не может изменить заданную траекторию движения.


    Условия при выборе безопасной дистанции, так же как и при выборе оптимальной скорости движения, постоянно меняются. Величина дистанции находится в прямой зависимости от погоды, состояния проезжей части, уклона дороги, видимости, скорости движения, качества шин и тормозов, времени реакции водителя. Дистанцию следует увеличивать, если условия неблагоприятные. При отсутствии опасностей на дороге дистанцию можно сократить. Правильной принято считать такую дистанцию, которая позволяет остановиться и избежать столкновения в случае внезапного экстренного торможения. В ситуации, когда сложно правильно определить величину безопасной дистанции, лучше несколько завысить ее значение. От слишком большой дистанции неприятных последствий намного меньше, чем от слишком маленькой, так как в последнем случае легко оказаться виновником ДТП.

    Точно указать допустимую дорожную дистанцию для огромного количества дорожных ситуаций – невозможная задача. Однако, существует общее правило, согласно которому безопасным является расстояние, которое автомобиль преодолевает за две секунды за исключением варианта со скользким дорожным покрытием.

    Статья 12.15. КоАП РФ описывает виды наказаний, предусмотренных за нарушение правил расположения ТС на проезжей части, а также правил обгона и встречного разъезда. За неправильный выбор полосы движения или езду по обочине придется заплатить штраф 1500 рублей. Запрещенное движение по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам карается 2000 рублями штрафа. Штраф от 1000 до 1500 рублей налагается за выезд на встречную сторону дороги или на встречные трамвайные пути для объезда препятствия. Все остальные случаи езды по встречной полосе, а именно:

    • выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки,
    • движение по проезжей части встречного направления,
    • въезд под «кирпич» на дорогу с односторонним движением,
    • попытка повернуть налево при въезде на круговое движение,
    • запрещенный обгон;

    предполагают штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное такое нарушение наказывается лишением прав на 1 год при условии, что оно зафиксировано сотрудником автоинспекции. В случае, когда фиксация произошла при помощи автоматической фото- или видеокамеры, нарушителю грозит только штраф в размере 5000 рублей.

    Согласно пункту 1.2. Правил ТС, стоящее в пробке или остановившееся для пропуска пешеходов перед зеброй, не считается препятствием. Опережение такого автомобиля там, где это запрещено ПДД, является нарушением статьи 12.15.4. Кодекса.


    Правила дорожного движения:

    1.2. …«Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

    Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

    продолжить чтение

    Правила дорожного движения:

    9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

    продолжить чтение

    Правила дорожного движения:

    9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

    продолжить чтение

    Правила дорожного движения:

    9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

    продолжить чтение

    Правила дорожного движения:

    9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

    В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

    Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота…

    продолжить чтение

    Правила дорожного движения:

    9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

    продолжить чтение

    Правила дорожного движения:

    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

    продолжить чтение

    Правила дорожного движения:

    9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

    продолжить чтение

    Статья 12.15, часть 1

    Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней - влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

    Статья 12.15, часть 2

    Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей.

    Статья 12.15, часть 3

    Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

    Статья 12.15, часть 4 Статья 12.15, часть 5

    Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

    продолжить чтение

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 12.15, часть 4

    Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

    продолжить чтение

    Дорожная разметка

    Чтобы без труда ориентироваться в линиях горизонтальной разметки, полезно сразу же усвоить простое правило: сплошные линии пересекать нельзя, а прерывистые можно, но только по уважительной причине – при перестроении, повороте, развороте и т.д. Это правило имеет некоторые исключения, однако нормально работает в 99 случаях из ста. Об исключениях мы поговорим отдельно.

    продолжить чтение

    Реверсивное движение

    При реверсивном движении одни и те же средние полосы проезжей части в разные моменты времени могут использоваться для движения в прямом или в обратном направлении, в зависимости от того, в какую сторону идет более интенсивный поток транспорта. Это необходимо для повышения пропускной способности дорог и сокращения количества заторов и пробок. Реверсивные полосы обозначаются специальными линиями дорожной разметки и оборудуются особыми светофорами, разрешающими или запрещающими в данный момент движение в данном направлении по этой полосе.

    продолжить чтение

    На самом деле содержание этого раздела Правил больше соответствует вот такому названию:

    Расположение транспортных средств на дороге .

    Почему? Да потому что речь идёт не только о том, когда и кому разрешается движение по той или иной полосе проезжей части, но также и о том, когда и кому разрешается (или не разрешается) движение и по другим элементам дороги – по разделительной полосе, по трамвайным путям, по тротуарам и по обочинам.

    В первой теме настоящего учебного пособия мы достаточно подробно разобрались с тем, что такое разделительная полоса и что такое трамвайные пути. Настало время поближе познакомиться с обочиной и тротуаром, а также поговорить о том, что такое проезжая часть и что такое полоса движения.

    Обочина.

    Правила. Раздел 1. “Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

    То, что обочина примыкает к проезжей части, находится на одном уровне с ней и отличается типом покрытия – это понятно.


    Но, оказывается, обочина может и не отличаться типом покрытия, а просто отделяется от проезжей части с помощью разметки.

    И ещё, оказывается, обочина может использоваться для движения, остановки и стоянки .

    Что касается движения по обочине , то спешу вас успокоить – Правила в данном случае имели в виду пешеходов.

    Пешеходы не просто могут, а именно должны двигаться по обочинам.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

    Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

    Допускается движение водителей мопедов по обочине , если это не создает помех пешеходам.

    Вы заметили – даже движение на велосипеде или мопеде по обочине не разрешается, а всего лишь допускается, да и то при соблюдении целой кучи условий! Что уж тогда говорить о мотоциклах и автомобилях? Конечно же, движение автомобилей и мотоциклов по обочинам смертельно опасно для пешеходов и потому разрешено быть не может. Это всё равно, как если бы Правила разрешили нам ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

    Другое дело, если речь идёт о парковке. Правила не просто разрешили парковаться на обочине, а именно предписали:

    При наличии обочины всем парковаться только на обочине!

    И это совершенно правильно – зачем же занимать проезжую часть припаркованным транспортом, если есть обочина.

    На самом деле в Правилах вы нигде не встретите именно такое предписание: «При наличии обочины всем парковаться только на обочине». В Правилах Вы прочитаете следующее:

    Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на обочине, а при её отсутствии – на проезжей части.

    А вот уже из этого со всей очевидностью следует, что остановка на проезжей части (при наличии обочины!) – нарушение Правил.

    На современных высококлассных дорогах обочину делают укреплённой, то есть покрывают асфальтом. В этом случае, как мы уже говорили, обочину отделяют от проезжей части с помощью дорожной разметки, и, как правило, это сплошная продольная линия (разметка 1.2.1).

    Движение любых механических транспортных средств по обочинам запрещено, и сплошная линия разметки напоминает водителям об этом требовании Правил.

    Однако если водитель намерен остановиться, сплошную продольную линию разметки, отделяющую обочину от проезжей части, не просто можно, а именно «д О лжно» пересекать. При остановке и стоянке эту «продольную сплошную» нужно рассматривать просто как границу между проезжей частью и обочиной.

    И ещё один, важный для водителей момент – Правила разрешают использовать обочину при развороте (в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения).

    Прежде, чем закончить разговор про обочину, упомянём ещё об одном исключении. Непосредственно у обочин могут располагаться магазины или иные предприятия. Если других путей подъезда нет, Правила разрешают подъезжать к этим предприятиям по обочине, но только тем транспортным средствам, которые обслуживают данное предприятие!

    Резюмируем:

    1. «Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и предназначенный для движения пешеходов, а также для остановки и стоянки транспорта.

    2. Допускается движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при условии, что это не создаёт помех движению пешеходов.

    3. Как исключение разрешается подъезд по обочине транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у обочин и при условии, что других путей подъезда нет.

    4. При развороте, если ширины проезжей части недостаточно, манёвр можно выполнять с использованием обочины.

    5. При наличии обочины остановка транспортных средств разрешена только на обочине!

    Тротуар.

    Правила. Раздел 1. «Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

    Наиболее комфортно пешеход чувствует себя, конечно же, на тротуаре. Тротуар поднят над проезжей частью, как минимум, на высоту бордюрного камня, что создаёт дополнительные условия безопасности.

    А если тротуар ещё и отделен от проезжей части газоном, так и вообще можно расслабиться.

    Движение транспортных средств по тротуару запрещено.

    Как и в случае с обочиной, по тротуару разрешается только движение транспортных средств, обслуживающих торговые или иные предприятия, расположенные непосредственно у этого тротуара (если других путей подъезда нет).

    Стоянка на тротуаре, в отличие от обочины, запрещена. Однако, в некоторых случаях, с целью увеличения пропускной способности дороги, стоянка транспорта может быть организована на краю тротуара.

    Правила разрешают использовать тротуар, но только для стоянки велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии знака 6.4 «Место стоянки» , применённого с одной из следующих табличек:

    Резюмируем :

    1. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

    2. Движение и остановка транспортных средств на тротуаре запрещены.

    3. Как исключение разрешается подъезд по тротуару транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у этого тротуара, и при условии, что других путей подъезда нет.

    4. Стоянка транспорта на краю тротуара возможна, но только для велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии соответствующих знаков.

    В сборнике ГИБДД по этому поводу имеется пара задачек и обе без рисунков.

    Проезжая часть.

    Основной и обязательный элемент дороги – это, безусловно, проезжая часть. Дорог без проезжей части просто не может быть. Правила дают такое определение проезжей части:

    Правила. Раздел 1. “Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    В принципе, только из одного этого определения уже следует, что движение автомобилей, мотоциклов и велосипедов по всем другим элементам дороги (по обочинам, тротуарам, трамвайным путям и по разделительным полосам) запрещено (раз уж для движения безрельсовых ТС предназначена проезжая часть).

    Но Правила, как и всякий Закон, кроме основных положений содержат дополнения и исключения, разрешающие в некоторых случаях использовать водителям и другие элементы дороги.

    С обочиной и тротуаром мы уже разобрались, о трамвайных путях поговорим позднее, а сейчас всё внимание основному элементу дороги – проезжей части, а точнее, как её делят на полосы движения, и что для водителей это означает.

    Полоса движения.

    Чтобы упорядочить движение и сделать его максимально безопасным, проезжую часть разбивают на полосы движения с помощью продольных линий дорожной разметки.

    Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

    Большинство водителей даже не подозревают, что, двигаясь колёсами по разметке, они нарушают Правила.

    Согласно пункту 9.7 Правил, движение всегда должно осуществляться строго по полосам.

    Более того, и внутри полосы водитель должен располагать своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.

    И это тоже требование Правил:

    Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал , обеспечивающий безопасность движения.

    Вообще, с позиции максимальной безопасности идеальная ситуация – это когда:

    1. Все двигаются, соблюдая рядность (то есть двигаются строго по полосам).

    2. Никто не перестраивается из ряда в ряд (любое перестроение – это потенциальная опасность).

    3. Никто не выезжает на половину дороги, предназначенную для встречного движения (это угрожает лобовым или касательным столкновением).

    4. Крайняя левая полоса в обоих направлениях свободна (по ней могут беспрепятственно двигаться автомобили оперативных служб).

    Это идеальная картинка. К ней можно и нужно стремиться.

    Но с учётом потребностей и интересов всех участников дорожного движения.

    Посмотрим, как это удалось сделать Правилам на различных дорогах.

    Двухполосная дорога.

    Запретить выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, можно с помощью дорожной разметки – достаточно посередине проезжей части нанести сплошную осевую линию.

    Однако, в случае с двухполосной дорогой, это будет означать, что любое препятствие неизбежно заблокирует движение.

    Сейчас водители попали в западню – объехать возникшее препятствие без нарушения невозможно. Если следовать «букве» Правил, все должны стоять и дожидаться инспектора, который один только может разрешить «объезд с нарушением».

    Поэтому на двухполосных дорогах осевая линия, как правило, прерывистая.

    Прерывистая линия разметки ничего не запрещает. Теперь в обоих направлениях можно обгонять движущиеся транспортные средства и объезжать неподвижные препятствия с выездом на полосу встречного движения, а также поворачивать налево и разворачиваться.

    Применительно к двухполосной дороге Правила были вынуждены пойти на разумный компромисс между безопасностью и пропускной способностью:

    Выезжать на «встречку» можно, но движение по «встречке» запрещено.

    То есть после завершения обгона или объезда, водитель обязан незамедлительно вернуться на свою половину проезжей части.

    Что интересно, в Правилах нигде не сказано, что разрешается выезжать на встречку на двухполосных дорогах. Но также нигде не сказано, что это запрещено. А как следует понимать любой Закон – «Что не запрещено, то разрешено»! Авторам Правил и не нужно было давать такое прямое разрешение, достаточно было не запретить.

    Что же касается дорог с числом полос более двух, то здесь про выезд на встречку Правила высказались очень даже определенно.

    Трёхполосная дорога.

    На трёхполосной дороге возможны различные варианты организации движения.

    Вариант 1 . В нашем направлении одна полоса, во встречном – две.

    Сплошная продольная линия разметки разделяет встречные потоки транспортных средств.

    В данном случае нам возможно только одно – двигаться строго по своей (единственной) полосе, не наезжая на сплошную осевую линию разметки.

    Вариант 2. В нашем направлении две полосы, во встречном – одна.

    Ну, наконец-то, в нашем направлении более одной полосы, в данном случае – две. Ну и что, как будем делить на всех эти две полосы?

    Можно, например, ввести драконовские требования и запретить всем (кроме автомобилей оперативных служб) занимать левую полосу.

    Можно разрешить движение по левой полосе, но не всем и не всегда.

    Правила рассудили следующим образом. Всего-то две полосы и делить тут особо нечего, и если дело происходит в населённом пункте, пусть у всех будут равные права. В населённом пункте движение характерно и без того большим количеством перестроений. Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

    Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все – и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

    И опять-таки в Правилах вы нигде не найдёте прямого указания, что, мол, если дело происходит в населённом пункте, и в вашем направлении две полосы, то всем разрешается движение по любой из этих двух полос. Авторы Правил снова применили основной принцип любого Права – «Что не запрещено, то разрешено» и изложили требования в следующем виде:

    Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах , водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

    Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Третий абзац. три полосы и более только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота.

    Как видим, требование не занимать крайнюю левую при свободных правых касается только дорог с тремя и более полосами в данном направлении.

    Отсюда как раз и следует, что в населённых пунктах на дороге с двумя полосами в данном направлении разрешено занимать любую полосу независимо от интенсивности движения.

    Вне населённого пункта скорости существенно выше, и Правила, заботясь о безопасности, постарались как можно дальше развести друг от друга встречные потоки транспортных средств. Это требование изложено в том же пункте 9.4, только в первом абзаце:

    Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Первый абзац. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей», или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

    Как видим, это требование действует на любой дороге вне населённого пункта. Но не только. Даже в населённом пункте, если на данном участке разрешена скорость более 80 км/час, все обязаны держаться как можно правее.

    Правая полоса занята, и сейчас водитель синего джипа ничего не нарушает.

    А вот сейчас нарушает.

    В данной ситуации водитель синего джипа обязан двигаться по крайней правой полосе.

    Вариант 3. Проезжая часть разделена на три полосы прерывистыми линиями дорожной разметки.

    В этом случае средняя полоса отдана в одновременное пользование водителям обоих направлений.

    Однако, в отличие от предыдущего варианта, здесь водители должны расценивать выезд на среднюю полосу, как разрешённый выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения.

    То есть предварительно необходимо оценить, свободна ли средняя полоса от встречных транспортных средств, а, завершив обгон или объезд, необходимо незамедлительно вернуться на правую полосу.

    Несмотря на прерывистые линии разметки, выезд на крайнюю левую полосу на трехполосной дороге Правилами категорически запрещён!

    Такое нарушение квалифицируется, как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

    Вот как об этом сказано в Правилах:

    На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

    Вот как об этом вас спросят на экзамене:

    В этом месте на занятиях в автошколе ученики всегда задают вопрос: «Разрешено ли на такой дороге развернуться?».

    А почему нет? На любой дороге, разворот может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо Правилами. Разметка прерывистая, знаков никаких нет, а Правила запрещают выезд на крайнюю левую полосу только с целью обгона или объезда препятствия.

    Более того, Правила про разворот на такой дороге всё написали прямым текстом (повторим ещё раз пункт 9.3):

    Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота .

    Конечно же, перед перестроением на среднюю полосу с целью разворота водитель должен убедиться в том, что она свободна от встречного движения.

    А если ширины проезжей части недостаточно для разворота, то, как и на любой дороге, вне перекрёстка его можно выполнять от правого края проезжей части (или даже с обочины).

    Конечно же, при этом необходимо уступить дорогу не только встречным, но и попутным транспортным средствам.

    Итак, разворот на такой трёхполосной дороге разрешён. И на участках вне перекрёстка его нужно осуществлять либо со средней полосы, либо от правого края проезжей части, либо с обочины.

    Но на перекрестках , как вы уже знаете, разворот всегда и везде разрешён только из крайнего левого положения!

    И на такой дороге крайнее левое положение – это средняя полоса!


    В каком направлении Вы можете продолжить движение по средней полосе?

    1. Прямо или налево.

    2. Только налево.

    3. Налево или в обратном направлении.

    Комментарий к задаче

    На трёхполосной дороге для движения прямо предназначена ПРАВАЯ полоса.

    Среднюю полосу разрешено использовать только для обгона или объезда, а также для поворота налево или разворота.

    И была до 1-го сентября 2016 года ещё и такая задачка (я, правда, немногое её изменил, но это непринципиально):


    Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, НЕ нарушает Правила?

    1. Только легкового.

    2. Только грузового.

    3. Оба не нарушают.

    Комментарий к задаче

    Обратите внимание! – все дороги – ТРЁХПОЛОСНЫЕ! На таких дорогах НАЧИНАТЬ поворот налево надо СО СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ.

    А на какую полосу можно заезжать ЗАВЕРШАЯ поворот налево?

    Если вы не пропустили предыдущую тему (маневрирование), то уже знаете, что на любой дороге, завершая поворот налево, водитель не должен оказаться на полосе встречного движения!

    Всё правильно сделал только водитель грузовика, и его манёвр не грозит никому никакими неприятностями.

    Уж не знаю почему ГИБДД посчитала эту задачу неактуальной и удалила её из экзаменационных билетов, но на сегодняшний день дело обстоит так:

    Если повернуть налево на среднюю полосу (на такой дороге), это квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается штрафом 5000 рублей или лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

    Многополосные дороги.

    Дорога с любым количеством полос более трёх – уже многополосная дорога. На многополосных дорогах осевая линия, разделяющая потоки встречных направлений, не просто сплошная, а в обязательном порядке! – сдвоенная сплошная линия.

    На многополосных дорогах Правила, наконец, смогли в полной мере реализовать один из основных принципов безопасности – здесь категорически запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину, предназначенную для встречного движения! Все опережения и объезды – только в пределах своей половины проезжей части!

    Вариант 1. В нашем направлении две полосы.

    Но это вы уже знаете. На любой дороге с двумя полосами в данном направлении в населённом пункте всем разрешается занимать любую удобную полосу.

    И это вам тоже знакомо. На любой дороге вне населённого пункта все должны держаться как можно правее. В данной ситуации, завершая опережение, водитель обязан вернуться на правую полосу.

    Левые полосы можно занимать только при занятых правых .

    И на экзамене об этом спрашивают:

    Вариант 2. В нашем направлении более двух полос.

    На дорогах с тремя и более полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу.

    То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.

    В населённом пункте такое требование означает следующее:

    1. Если в вашем направлении, например, целых десять полос движения, вы вправе выбрать любую удобную полосу из девяти правых, даже если дорога абсолютно свободна.

    2. Если девять правых полос заняты, вы можете занять и десятую (крайнюю левую).

    3. Если, двигаясь по крайней левой полосе, вы доехали до места, когда справа стало свободно, вы обязаны покинуть крайнюю левую полосу.

    И это так! Но не для всех!

    Это так, если вы управляете мотоциклом, легковым автомобилем или малым грузовиком (до 2,5 т). Однако если вы пересядете за руль среднего грузовика (более 2,5 т), то на вас начнёт действовать совсем другая норма Правил. Правила решили – раз уж нереально совсем освободить крайнюю левую полосу, то совершенно необходимо освободить её хотя бы от средних и больших грузовиков, и на таких дорогах (с тремя и более полосами в данном направлении) Правила запретили им занимать крайнюю левую полосу.

    И сразу же возникает вопрос – а как же им поворачивать налево или разворачиваться? Ведь это нужно совершать как раз с крайней левой полосы! Правила не забыли об этом, и разрешили им выезд на крайнюю левую, но только перед поворотом налево или разворотом.

    И всё! Даже если все остальные полосы заняты, грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн на крайнюю левую не сметь!

    И никаких опережений или объездов с выездом на крайнюю левую!

    В Правилах об этом сказано следующим образом:

    Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. В населенных пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

    Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более , занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении , когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота , а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота.

    Вы обратили внимание! – грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн запрещено занимать крайнюю левую вообще на любых дорогах с числом полос более двух в данном направлении (как в населённом пункте, так и вне населённого пункта).

    И если вам с правами категории «В» доведётся управлять таким грузовиком (например, Газелью), помните об этом.

    И на экзамене по этому поводу задачки есть:


    Разрешается ли Вам, управляя грузовым автомобилем с разрешённой максимальной массой более 2,5 т, выехать на третью полосу в данной ситуации?

    1. Разрешается.

    2. Разрешается только для поворота налево или разворота.

    3. Разрешается только для опережения.

    4. Запрещается.

    Комментарий к задаче

    Если уж так случилось, и Вы с правами категории «В» сели за руль грузовика с разрешённой максимально массой более 2,5 тонн, тогда на любой дороге с тремя и более полосами в данном направлении, крайнюю левую Вам разрешено занимать только для поворота налево или разворота.


    Можно ли Вам, управляя грузовым автомобилем, осуществить опережение в данной ситуации?

    1. Можно.

    2. Можно, если разрешённая максимальная масса Вашего автомобиля не более 2,5 т.

    3. Нельзя.

    Во многом безопасность поездки связана с тем, насколько правильно вы расположите свое транспортное средство на проезжей части. Поток автомобилей похож на живое существо, все, что не вписывается в его рамки – отторгается. Представьте, что произойдет, если попытаться ехать со скоростью 30 км/ч. в третьем ряду…

    Существует одно общее положение вне зависимости от расположения и скоростных ограничений дороги: транспортные средства, скорость которых ниже 40 км/ч., должны использовать для движения крайнюю правую полосу. Покидать эту полосу они могут при выполнении объезда или обгона, а также при перестроении перед выполнением поворота налево или разворотом.

    В случае, если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение должно осуществляться строго по полосам. Рассмотрим расположение транспортных средств на проезжей части в зависимости от общего количества полос на ней, при двухстороннем движении.

    Дорога, где всего две полосы для движения

    При таком количестве полос особо выбирать не приходится: в нашей стране движение правостороннее и соответственно крайняя правая полоса является попутной и только ее можно использовать для движения. Другими словами двигаться можно только по правой полосе, но возможен выезд на встречную полосу (естественно с учетом имеющихся ограничений):

    • при выполнении объезда;
    • при выполнении обгона;
    • в населенных пунктах для остановки или стоянки.

    Дорога с тремя полосами для движения

    На такой проезжей части крайняя правая полоса является попутной, крайняя левая полоса – встречной, а вот средняя полоса – общая, правильнее назвать ее «резервная». В крайнюю левую полосу заезжать нельзя, тем более по ней нельзя двигаться. Двигаться по средней полосе запрещено, но заезжать в нее можно (с учетом имеющихся ограничений) для следующих целей:

    • при выполнении объезда;
    • при выполнении обгона;
    • при перестроении перед выполнением поворота налево или разворота.

    Рис. 3 Выполнение поворота налево на трехполосной дороге

    На приведенном на схеме перекрестке при повороте налево траектория «А» неврная т.к. завршается поворот в средней полосе, а использовать для движения ее нельзя. Так же неверна и траектория «В», т.к. поворот начинается не из средней полосы как предписано Правилами. Единственно привильной траекторией поворта является траектория «Б» — поворот начинается из среднего ряда и завершается в попутном (правом) ряду. Более подробно вопрос выполнения поворотов рассматривается в главе «Начало движения, маневрирование».

    В таком случае встречные потоки, как правило, отделяются друг от друга с помощью белой двойной сплошной линии разметки, которую нельзя пересекать, как результат выезд на встречную сторону запрещен. Даже в случае отсутствия разметки, водитель не имеет право заезжать на встречную половину проезжей части.

    Существует два варианта расположения транспортных средств на проезжей части:

    • если максимальное ограничение скорости на данной дороге не превышает 80 км/ч. (чаще это дороги в населенном пункте), для движения можно использовать любую из попутных полос;

    Также как и в предыдущем случае, встречные потоки отделяются белой двойной сплошной линией разметки, также водитель не имеет право выезжать в любом случае выезжать на встречную половину проезжей части.

    На такой дороге действуют следующие принципы расположения транспортных средств:

    • если максимальное ограничение скорости на данной дороге не превышает 80 км/ч. (чаще это дороги в населенном пункте), для движения можно использовать любую из попутных полос, кроме крайней левой;
    • грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т. Двигаться можно только в пределах двух крайних правых полос, покидать их можно только перед поворотом налево или разворотом;
    • если максимальное ограничение скорости на данной дороге превышает 80 км/ч. (чаще это дороги вне населенного пункта), для движения нужно использовать по возможности только крайнюю правую полосу;

    Дорога с реверсивным движением

    Реверсивное движение - движение, регулируемое по направлению, соответственно реверсивная полоса – полоса, направление движения по которой регулируется. Т.е. двигаться по такой полосе можно только в одном направлении, а направление движения регулируется с помощью специальных светофоров, вывешенных непосредственно над полосой. Обозначается реверсивное движение с помощью знаков 5.8 «Реверсивное движение», 5.9 «Конец реверсивного движения» и 5.10 «Выезд на дорогу с реверсивным движением». Границы полосы с реверсивным движением обозначаются двойной прерывистой линией разметки .

    Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

    Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

    Сначала разберемся, для чего вообще нужна реверсивная полоса. Предположим у нас есть дорога, связывающая два района города – жилой и промышленный. Движение по этой дороге достаточно интенсивное, но есть одно «но», интенсивность в противоположных направлениях неодинакова и меняется в течение суток – утром больше людей едут из дома на работу, а во второй половине дня наоборот. Выгодно организовать движение и равномерно загрузить дорогу можно, если мы одну или несколько полос будем отдавать тому направлению, где движение более интенсивное. Вот эти «переходящие» полосы и являются реверсивными.

    Заехать на реверсивную полосу можно только в непосредственной видимости светофора и только на разрешающий сигнал. Если светофор не работает, так же как и при запрещающем сигнале, заезжать на реверсивную полосу нельзя. В случае если, двигаясь по реверсивной полосе сигнал светофора сменился на запрещающий или светофор отключился, вы обязаны немедленно перестроится в свою полосу. А вообще покинуть реверсивную полосу можно в любой удобный для вас момент.

    Рис. 8 Выезд на дорогу с реверсивным движением

    При повороте налево, правила разрешают завершить поворот в любой попутной полосе, но в случае, когда осуществляется выезд на дорогу с реверсивным движением, водитель обязан завершить поворот только в крайней правой полосе. В дальнейшем поменять полосу водитель может, только убедившись в том, что и другие полосы используются для движения в попутном направлении. На приведенной схеме, поворот по траектории «Б» запрещен, несмотря на то, что светофор показывает разрешающий сигнал.

    Трамвайные пути и их использование

    У нас в городе отсутствуют и трамваи, и трамвайные пути, поэтому я часто вижу в глазах учеников недоумение и непонимание - зачем все это нужно, ведь в ближайшей перспективе встреча с трамваями не запланирована. Увы, это заблуждение, приходится ездить не только по своему городу, но и жизнь иногда заставляет съездить и в другие, аппетит, как говорится, приходит во время еды. Более того, никаких особых тонкостей при встрече с трамваем попросту не существует.

    Трамвайные пути по ширине примерно такие же, как и полоса для движения (не путайте рельсы и трамвайные пути не одно и то же), значит, автомобиль на трамвайных путях поместиться может и в случаях, когда заняты все попутные полосы, их можно использовать для движения. При этом трамвайные пути не являются полосой для движения.

    Трамвайные пути доступны водителям безрельсовых транспортных средств при трех обязательных условиях:

    • трамвайные пути расположены слева от водителя;
    • трамвайные пути попутные;
    • конструктивно трамвайные пути выполнены в одном уровне с проезжей частью.

    Используются трамвайные пути также как и крайняя левая полоса, т.е. с них производится поворот налево и разворот. Есть важное ограничение: если перед перекрестком установлены знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» или 5.15.2 «Направления движения по полосе», нельзя двигаться по трамвайным путям на перекрестке.