Законодательная база российской федерации. Защита прав предпринимателей – последние изменения Контроль предпринимательской деятельностью фз 294

В современных условиях, при активном развитии частного предпринимательства, необходимость контроля возросла в разы. Для защиты прав предпринимателей и инспекторов, составлен федеральный закон 294. Он заменил ФЗ 134 от 8 августа 2001 года.

Закон о защите прав юридических лиц предусматривает не только защиту прав граждан, осуществляющих контроль за предпринимательской деятельностью, и лиц, с которыми они работают. ФЗ 294 контролирует порядок плановых и внеплановых проверок, условия и требования к их проведению, вопросы, связанные с уведомлением предпринимателей и т. д.

Плановые проверки, по ФЗ 294, проводятся не чаще одно раза за три года, и не ранее, чем через три года после регистрации ИП или создания ЮЛ. Внеплановые проводятся на основании соответствующих заявлений или подозрений в недобросовестности предпринимателя. Оспаривание постановлений инспекторов происходит на основе настоящего закона, по пункту 12, статьи 16 ФЗ 294.

Закон был одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года, и вступил в силу - 26 декабря. Первые поправки в ФЗ 294 внесены 28 апреля 2009 года. Последняя редакция закона была одобрена 1 мая 2017 года. Поправки и дополнения ФЗ 294 вступили в силу 1 июля 2017 года.

Скачать ФЗ 294

294 ФЗ «О защите прав юридических лиц с изменениями», за время своего существования претерпел много изменений. Количество совершенных редакций составляет около четырех десятков. Поэтому, обращаться к изначальному тексту законопроекта - бессмысленно.

Чтобы составить представление о настоящем состоянии ФЗ 294, рекомендуем скачать последнюю редакцию по .

Последняя редакция закона «О защите прав юридических лиц»

294 ФЗ «О защите прав юридических лиц» — в чем его задача, рассмотрено - защита прав юр. лиц и индивидуальных предпринимателей. Но в чем именно заключаются главные изменения закона, и какие статьи ФЗ 294 избежали поправок, а какие были затронуты? Ответы на вопросы - в статье.

Последняя редакция ФЗ 294 от 1 июля 2017 года не внесла большого количества поправок. Они коснулись всего двух пунктов закона:

Рассмотрим некоторые статьи ФЗ 294.

Эта статья федерального закона о защите прав юридических лиц рассматривает порядок уведомления предпринимателями об официальном начале их деятельности. Указание рода предоставляемых услуг, документы, разрешающие запуск бизнеса, бумаги, удостоверяющие принятие персонала на работу, наличие помещения и оборудования. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

В 9 пункте ФЗ 294 рассматриваются особенности организации и проведения плановых проверок предприятий. На каких основаниях они проводятся, как часто (стандартный вариант - раз в три года, но возможны исключения), какая информация указывается при оформлении ежегодного плана проведения плановых проверок юрлиц и т. п. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 10

Данный законопроект о защите прав юридических лиц рассматривает уже внеплановые проверки, которые предпринимаются в исключительных случаях:

  • при получении жалобы со стороны одного из сотрудников;
  • по истечении срока для исправления требований, предоставленных в постановлении после плановой проверки;
  • возникновение нарушений в технике безопасности на производстве.

Пункт закона под номером 10 указывает, когда в проведении внеплановой проверки будет отказано, или в каких случаях исполнительные органы имеются право прекратить ее. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 11

Ни одна компания не обходится без ведения документации. Для контроля за ней, в ФЗ 294 приведен порядок проведения документарной проверки.

Статья 11 закона предоставляет порядок проведения данной процедуры, при каких условиях она начинается/прерывается, список документов, предоставляемых предпринимателем по требованию исполнительных органов РФ. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 12

В некоторых случаях информация, полученная из документов, не полная или не внушает доверия. Тогда исполнительные органы прибегают к выездным проверкам по месту нахождения юридического лица, что рассматривается в ст. 12 ФЗ 294.

Выездная проверка, по принципу проведения, сходна со стандартными плановыми. Данная статья закона указывает состав инспекции и обязанности руководителя предприятия. Например, предприниматель, в день проверки, отсутствовал на месте и не оставил уполномоченного представителя. Тогда выносится постановление о повторной внеплановой проверке. Она проводится без предварительного уведомления предпринимателя. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 16

Когда инспекция заканчивает проверку предприятия, они обязаны составить соответствующий акт. Содержание и правила оформления этого документа регулируются данной статьей ФЗ 294.

Согласно ей, акт проверки содержит следующие пункты:

  • информация о времени и месте составления документа;
  • наименование надзорного органа, проводившего инспекцию;
  • данные руководителя предприятия, или его заместителя;
  • данные инспекторов;
  • наименование проверяемого ИП или ЮЛ;
  • информация о времени, месте и продолжительности процедуры проверки;
  • результаты инспекции предприятия;
  • подписи должностных лиц, которые проводили проверку.

Кроме того, в ст. 16 ФЗ 294 указывается право предпринимателя на ведение журнала проверок. Это способствует оспариванию внеплановых инспекционных процедур, проводимых без законных оснований. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 20

Должностные лица, инспектирующие предприятия, юридических лиц, или ИП, не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям, и допускают определенные нарушения. В статье 20 ФЗ 294 рассматривается, какие постановления подлежат обжалованию. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

В данной статье мы рассмотрим Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля", в том числе раскроем основные принципы и способы защиты прав юрлиц и ИП, порядок организации и проведения проверок в рамках государственного контроля, а также права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, и другое.

Защита прав предпринимателей - это относительно молодое направление в политике России. Поддержка реализуется специальными мерами, направленными на улучшение жизни российских бизнесменов посредством их защиты от бюрократизма, коррупции и вымогательства. Государственные меры защиты прав предпринимателей призваны организовать контроль коммерческой деятельности, который не нарушает законных прав ее участников.

Скачать Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей с последними изменениями

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Защита материального права - материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ - защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита - как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной - проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная - осуществляется по месту нахождения предпринимателя.

Кроме того, проверки подразделяются на:

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) - проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) - проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это:
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны:

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную - при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя.

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ. В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право:

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ.

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля - причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ).

Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает:

  • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
  • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке. Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством. Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров;

2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

3.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

3.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

3.4. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

3.5. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

14. В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

15. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

18. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

19. Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

20. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

21. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО


В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 365-ФЗ) в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) внесены следующие изменения.

1. Расширен круг отношений, на которые распространяется действие Закона N 294-ФЗ

Из ч.1 ст.1 Закона N 294-ФЗ , определяющей сферу применения этого закона, исключены ограничивающие слова "при осуществлении ими предпринимательской деятельности" (п."а" ч.1 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2010 года действие Закона N 294-ФЗ распространяется на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении всех юридических лиц (коммерческих и некоммерческих) и индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, указанных в частях 3 -5 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).

Согласно определению, приведенному в статье 48 Гражданского кодекса РФ , юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, в частности, относятся хозяйственные товарищества и общества (общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, полные товарищества, товарищества на вере), производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, ассоциации, союзы.

2. Ужесточен предельный общий срок проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства

2.1. В соответствии с изменениями, установленными ч.10 ст.15 Закона N 365-Ф3 , с 1 января 2010 года в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) в течение года не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия (в первоначальной редакции ч.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ ограничения были установлены в отношении каждой плановой проверки).

Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой), в том числе малых и микропредприятий.

Важно также учитывать, что при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий для соблюдения ограничений, установленных п.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ , в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Соответственно, в данный срок (в часах) не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки и журнале учета проверок необходимо указывать дату, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки).

2.2. Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ) и превышение установленных сроков проведения проверок (в отношении любых проверенных лиц) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

2.3. Согласно ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий;

в) до пятнадцати человек для микропредприятий;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения без учета НДС:

микропредприятия - 60 млн.рублей за предшествующий год;

малые предприятия - 400 млн.рублей за предшествующий год;

средние предприятия - 1000 млн.рублей за предшествующий год.

2.4. В случае сомнений в правильности отнесения подлежащего проверке лица к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, во избежание нарушения прав и законных интересов проверяемого лица, органу Роспотребнадзора при подготовке плановой проверки рекомендуется предварительно запросить в территориальном органе ФНС России сведения о конкретных юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из которых, например, можно узнать место нахождения, данные руководителей и участников (учредителей), наличие филиалов (представительств) и т.п.

Согласно п.24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 , сведения о юридических лицах, содержащиеся в указанном государственном реестре, в электронном виде органам государственной власти предоставляются бесплатно.

Аналогичное правило закреплено в п.32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 .

Кроме того, информация, необходимая для отнесения проверяемого лица к средним, малым или микропредприятиям (о выручке от продажи товаров, работ, услуг; о численности работников проверяемого лица и т.п.), содержится в формах статистической отчетности, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.09.2008 N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год" . До проведения проверки рекомендуется запросить необходимые данные в территориальных органах Росстата в отношении конкретных лиц, в отношении которых планируется проверка.

3. Административные регламенты

Устранена двойственность толкования положений п.3 ч.2 ст.4 Закона N 294-ФЗ в части процедур принятия административных регламентов проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии с ч.2 ст.15 Закона N 365-ФЗ в состав полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), включены не только принятие, но и разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).

К компетенции контрольных (надзорных) федеральных органов исполнительной власти добавлены полномочия по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия.

4. Дополнен перечень отдельных видов деятельности, начало которых носит уведомительный порядок

В указанный в ч.2 ст.8 Закона N 294-ФЗ перечень отдельных видов предпринимательской деятельности, уведомление о начале осуществления которых должно представляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, добавлены пункты (согласно ч.5 ст.15 Закона N 365-ФЗ):

14) производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

15) производство молока и молочной продукции;

16) производство соковой продукции из фруктов и овощей;

17) производство масложировой продукции;

18) производство сахара;

19) производство мукомольной продукции;

20) производство безалкогольных напитков.

5. Изменен порядок предоставления ежегодных планов (проектов) проведения плановых проверок в прокуратуру

5.1. Согласно изменениям, указанным в части 6 статьи 15 Закона N 365-ФЗ , устанавливается следующий порядок предоставления в органы прокуратуры ежегодных планов (проектов планов) проведения плановых проверок.

Разработанные органами Роспотребнадзора и подписанные их руководителями (заместителями руководителей) проекты ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов Роспотребнадзора о проведении совместных плановых проверок с иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля.

Органы Роспотребнадзора должны рассмотреть указанные выше предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направить в соответствующие органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок, подписанные руководителями органов Роспотребнадзора либо их заместителями.

Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (www.genproc.gov.ru) в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

5.2. С 1 января 2011 года проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, относится к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Данное дополнение установлено .

6. Дополнен перечень оснований для проведения внеплановых проверок

В соответствии с дополнением, указанным в ч.7 ст.15 Закона N 365-ФЗ , перечень оснований для проведения внеплановой проверки, содержащийся в ч.2 ст.10 Закона 294-ФЗ , дополнен следующим пунктом:

"3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.".

7. Расширены полномочия прокуратуры по учету и мониторингу проводимых внеплановых выездных проверок

Из ч.19 ст.10 Закона N 294-ФЗ , уполномочивающей органы прокуратуры осуществлять учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также их ежегодный мониторинг, исключены слова "субъектов малого и среднего предпринимательства" (п."г" ч.7 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2010 года указанный выше учет и мониторинг органы прокуратуры осуществляют в отношении любых внеплановых выездных проверок.

8. Расширен перечень документов, которые запрещено требовать в ходе документарной проверки

Согласно дополнению, приведенному в ч.8 ст.15 Закона N 365-ФЗ , при применении документарной проверки проверяющие должностные лица не вправе требовать у проверяемого лица не только сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, но и сведения и документы, которые могут быть получены проверяющим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Необходимо учитывать, что данный дополнительный запрет начинает действовать с 1 января 2011 года (ч.3 ст.19 Закона N 365-ФЗ).

9. Установлены дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям

9.1. В соответствии с дополнительными требованиями, приведенными в ч.9 ст.15 Закона N 365-ФЗ , органы государственного контроля (надзора) не вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и экспертные организации, состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

С 1 января 2011 года участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, относится к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (п."в" ч.12 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Привлечение экспертов и экспертных организаций, являющихся аффилированными лицами проверяемого лица, запрещено с 1 января 2010 года.

Аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность или объективность выводов эксперта (представителя экспертной организации).

Аффилированными лицами проверяемого лица, например, являются:

- по отношению к руководителю или иному должностному лицу, учредителю (участнику), представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, представителю индивидуального предпринимателя его супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и их аффилированные лица;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит проверяемое лицо;

- юридическое лицо, в котором проверяемое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли юридического лица.

- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли проверяемого лица.

9.2. В соответствии с п."а" ч.12 ст.15 Закона N 365-ФЗ ужесточены неблагоприятные последствия в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Данные нарушения с 1 января 2011 года будут относиться к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Указанный срок вступления в силу данной правовой нормы установлен ч.3 ст.19 Закона N 365-ФЗ .

10. Дополнены требования к порядку организации проверки

10.1. В соответствии с требованиями п."а" ч.11 ст.15 Закона N 365-ФЗ в распоряжении о проведении проверки помимо перечня административных регламентов проведения мероприятий по контролю должен содержаться перечень административных регламентов взаимодействия.

Контекстный анализ позволяет сделать вывод, что в распоряжении должны быть указаны только действующие административные регламенты взаимодействия (если имеются), которыми должны руководствоваться проверяющие должностные лица. При отсутствии утвержденных административных регламентов взаимодействия информация об этом должна содержаться в распоряжении о проведении проверки.

10.2. Обязанности должностных лиц, проводящих проверку, дополнены обязанностью по предоставлению информации об экспертах, экспертных организациях по требованию подлежащих проверке лиц (п."б" ч.11 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Прошу принять вышеизложенную информацию к руководству в деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора).

Руководитель
Г.Г.Онищенко



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок. Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

  • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности". В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
  • 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
  • 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
  • 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
  • 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
  • 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
  • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
  • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
  • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
  • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • - государственную тайну;
  • - коммерческую тайну;
  • - служебную тайну;
  • - иную охраняемую законом тайну.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

  • а) руководитель юридического лица;
  • б) иное должностное лицо юридического лица;
  • в) уполномоченный представитель юридического лица;
  • г) индивидуальный предприниматель;
  • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
  • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, - если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

  • - 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
  • - 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.