Что такое консул определение. Значение слова консул

Которое назначается правительством с согласия другого государства. Консул осуществляет защиту интересов и прав пребывающих в другой стране подданных своей страны. отличается от дипломатических агентов, так как защищает

Немного истории

Консульская должность впервые была введена в первом веке до нашей эры. Во время стремительного разрастания империи, бесконечных войн державе требовались новые государственные должности, упрощающие общее управление страной.

Консул в Риме - это одна из высоких коллегиальных должностей. Их было сразу двое, и избирались они сроком на один год. Учредили коллегию двух консулов уже после изгнания Тарквиния Гордого. Сначала консулов выбирали только из патрициев, но после борьбы между ними и плебеями последние также получили право быть избранными.

Права и обязанности консулов в Древнем Риме

В Риме консул - это человек, который обладал высшей военной и гражданской властью. Они могли набирать легионы и возглавлять их, созывать комиции и сенат, председательствуя там, назначать диктаторов и проводить ауспиции. Изначально консулы имели право вести все судебные процессы, затем оно перешло к преторам.

Консулы имели помощников (квесторов) и знаки отличия: тоги с пурпурной широкой каймой, кресло, украшенное слоновьей костью, постоянное сопровождение из 12 ликторов. По окончанию срока консульства они получали звание проконсула и провинцию в личное управление. Впоследствии консулы утратили свою основную власть, и должность перешла в почетный титул, а вместо выборной стала назначаемой.

В современное время в Риме консул - это должностное лицо, которое назначается постоянным представителем в районе или городе другой страны для того, чтобы защищать юридические и экономические интересы не только своей страны, но и своих подданных. Основное направление работы консульства - выдача виз и забота о гражданах, находящихся на территориях вверенных им государств. В основном функции, которые выполняет консул Рима, совпадают с теми, которые выполняют на той же должности и в России.

Обязанности консула России

Консул - это государственная должность, поэтому предполагает определенные обязанности, возложенные государством на должностное лицо:

Права консула

Консул - это лицо, представляющее государство и имеющее по роду службы определённые права:

Легализация

Консульская легализация подразумевает установление и обязательное засвидетельствование подлинности поставленных подписей на актах и документах и отслеживание соответствия всем законам страны пребывания. Легализует такие документы непосредственно консул России, принимают их на рассмотрение только при консульской легализации, если международным договором или законом РФ не предусмотрено иное.

Юрист-консул

Юрист-консул - это работник государства, обеспечивающий соблюдение его законодательства. Он должен иметь и владеть актуальными знаниями обо всех изменениях в законе. Он участвует в разработке необходимой правовой документации и готовит юридические заключения, рассматривает вопросы следит за соблюдением законодательства, занимается подготовкой договоров и юридической документации, а также проводит консультации по юридическим вопросам. Он защищает права граждан в другой стране, рассматривает жалобы и обеспечивает полную юридическую поддержку.

в Древнем Риме должностное лицо, обладавшее высшей гражданской и военной властью. Избиралось два консула сроком на один год. В эпоху империи консулы теряют реальную власть, звание консула становится почетным титулом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСУЛ

Республиканскими заместителями царей, изгнанных в 510 г. до Р. X., были два консула (pari potentia), которые первоначально назывались praetores (praeire), но после законодательства децемвиров стало преобладать название consules. Избирали (сrеаrе) их на один год в центуриатских комициях и до 336 г. до Р. X. только из среды патрициев. По их именам, подобно тому как в Афинах по имени первого архонта (??????? ?????????), назывались годы (обыкновенно с пропуском союза et). С 154 г. до Р. X. они вступали в свою должность постоянно с 1 января. Им, как избранным блюстителям государства, tutores reipublicae, должны были повиноваться все магистраты, за исключением народных трибунов; во время же диктатуры прекращалась их должностная деятельность. На их решения можно было апеллировать к народу, по закону lex de provocatione (см. Provocatio, Воззвание). Впрочем, по сложении с них звания, их можно было привлекать к ответственности за их действия по должности. В городе они не имели Imperium; эта неограниченная верховная власть предоставлялась им только во время похода на основании особого решения куриатских комиций и заключала в себе ius vitae necisque. В Риме они имели право созывать сенат и народное собрание (comitia centuriata) и председательствовать на обоих собраниях (ius cum populo et patribus agendi). Созывать comita tributa, кажется, было также предоставлено и со времени lex Valeria Horatia, в 448 г. до Р. X. (Liv. 3, 71. 72), потому что вследствие этого закона и патриции были поставлены в необходимость защищать в этих собраниях свои интересы подачею голосов. Высшая судебная власть была снята с К. в 366 г. до Р. X. и передана в ведомство вновь учрежденной должности преторов, подобно тому как раньше уже, в 443 г. до Р. X., вследствие учреждения особой цензуры (см. Censor, Цензор) с них была сложена обязанность производить ценз и заведовать финансами. Чрезвычайные почетные дела, вроде освящения храма, провозглашения диктатора, часто возбуждали спор между обоими товарищами по должности; в таком случае, если соглашение не состоялось, обыкновенно дело решалось жребием. Во время внутренней или внешней опасности сенат «крайним постановлением» (senatus consultum extremum, Caes. b. c. 1, 5): videant consules ne quid respublica detrimenti capiat - поручал им назначить (dicere) диктатора; когда же должность диктатора вышла из употребления, тогда этим поручением консульская власть возвышалась фактически до диктаторской, причем К. получали также domi imperium atque iudicium summum (Sall. Cat. 29. Cic. Мil. 26). Впрочем, подобное полномочие не защитило, однако, Цицерона от привлечения к личной ответственности. Двойственное число (par potestas) считалось для консульства делом существенным; поэтому в случае смерти одного консула другой должен был тотчас же назначить выборы нового товарища (comitia ad subrogandum или sufficiendum consulem); вновь избранный назывался consul suffectus и пользовался равною властью с consul Ordinarius. Отсрочка и упущение этих выборов всегда сильно беспокоили народ, поэтому такие случаи встречались очень редко, хотя в самом начале Республики Публий Валерий управлял одно время sine collega. B 499 г. до Р. X. выборы не были произведены вследствие краткости времени, оставшегося до срока должности, а в 67 г. до Р. X. вследствие религиозного соображения, т. к. только что выбранный consul suffectus умер до вступления в должность. Совершенно незаконно оставался без товарища после Цинны в 83 г. до Р. X. Карбон; Помпея же назначили в 51 г. до Р. X. консулом sine collega только для того, чтобы избежать имени и безответственности диктатора. Во время похода каждый К. командовал двумя легионами и принадлежавшими к ним союзными войсками (exercitus consularis), в главном же начальстве они чередовались каждый день. Если они сражались в разных местах, то тогда разделяли между собою местность (provincia от provincere, быть первым, сильнейшим). Если один только из К. выступал в поход, то он назывался consul armatus, в противоположность оставшемуся в Риме товарищу своему (consul togatus). Во время пребывания их в городе знаки, присвоенные их званию, insignia, были: у каждого по 12 lictores, со связками прутьев (fasces; топоры присоединялись только во время похода); у заведующего делами консула (cuisus fasces erant, p?nes quem fasces erant; в заведовании делами они чередовались каждый месяц) 12 lictores шли длинным рядом впереди, у другого же они шли сзади, а в прежние времена последний имел только одного служителя, accensus (см. Accensi, Акцензы), который шел перед ним. Вопрос о том, кому получить какую провинцию, решался обоими консулами по взаимному соглашению (comparare, parare inter se provincias), в случае же несогласия решал жребий (sortiri provincias). Сенат, однако, неоднократно старался оставить право назначения за собой и распределять провинции extra sortem, extra ordinem. Жалобы консулов, считавших себя обиженными, возбуждались перед трибунами и народом и обыкновенно имели успех. С расширением территории Римского государства двух консулов оказалось недостаточно для ведения войн; поэтому было увеличено число преторов и провинции были разделены на prov. consulares и praetoriae: разделение же это зависело каждый раз от сената, а т. к. при этом назначении часто играли большую роль личные отношения, то законом К. Гракха lex Sempronia de provinciis consularibus в 122 г. до Р. X. было постановлено, чтобы определение о том, какие провинции будут назначены консульскими, происходило перед выборами самих К. В последнем столетии Республики Суллою были сделаны большие изменения в круге деятельности К. Они должны были оставаться весь год в Риме и, таким образом, лишились главного источника власти, военного Imperium. Прямым последствием такого ограничения консульской власти явилась невозможность для К. успешно защищать интересы государства от честолюбия отдельных личностей. Вследствие влияния отдельных выдающихся людей консульство во время междоусобных войн совершенно утратило свое значение. Сулла, будучи диктатором, сохранил, однако, консульство; но это была только тень прежней высшей власти. Цезарь управлял в качестве К. в 59 г. до Р. X., но не в силу значения этой должности, а благодаря главным образом могуществу триумвирата; товарищ его, Бибул, не имел никакого значения. Помпеи, не будучи К., на самом деле был гораздо могущественнее выборных К. Все консульства Цезаря во время его диктатуры были только простою формальностью, и мнимая республиканская добросовестность, выразившаяся в назначении выбора К. (consul suffectus) на полдня, служила только для обмана народа. Еще раз после смерти Цезаря в 43 г. до Р. X. в лице Гирция и Панзы возникло консульство как законная распорядительная власть в государстве, но новый триумвират снова лишил его значения. Консульство оставалось и во времена императоров, но мало-помалу превратилось в пустой титул и давалось лишь на несколько месяцев, чтобы иметь возможность награждать большее число приверженцев дарованием этой формально все еще высшей государственной должности; под конец начали давать только insignia consularia без должности; отсюда различие между consulatu functi и consulares honorarii. Действительную пользу бывшие К., viri consulares, извлекали еще из того, что две богатейшие сенатские провинции, Азия и Африка, обыкновенно каждый год отдавались в управление двум старшим consulares. Настоящим консулам оставалось теперь только отправление правосудия в известных пределах, заведование играми в цирке и празднествами, приготовляемыми для императора и, кроме того, председательство в сенате. ср. : Brambach, de consulatus mutata inde a Caesaris temporibus ratione (1864).

- (лат. consul) - должностное лицо, назначенное в качествепостоянного представителя в каком-либо городе или районе другогогосударств... и еще 1 определение Энциклопедический словарь

Консул

- М. лат. в республиках, первое правительственое лицо; | род поверенного от правительства, в торговом городе иной державы. Консульша... Словарь Даля

Консул

- Pублевая купюpа. Словарь воровского жаргона

Консул

- Должностное лицо дипломатического ведомства, защищающее интересы своего государства и его граждан перед местными властями в каком-... и еще 1 определение Словарь Ожегова

Консул

- (лат. consul) - Г) в Древнем Риме в период республики - титул двух выборных высших должностных лиц; В эпоху империи К. - только... и еще 1 определение Политический словарь

консул

- В античности - высшее должностное лицо римской республики; в настоящее время данным термином обозначается представитель, которо... Энциклопедия Кольера

КОНСУЛ

- А, м., одуш 1. ист. В Др. Риме: один из титулов высших должностных лиц, а также лицо, имевшее этот титул.. Словарь иностранных слов

консул

- К"ОНСУЛ, консула, ·муж. (·лат. consul). 1. Уполномоченный от государства в городе какого-нибудь другого государст... Толковый словарь Ушакова

Соответственно этому консульское учреждение может являться генеральным консульством, консульством, вице-консульством (редко) или консульским агентством (ещё реже). В штате консульского учреждения помимо главы обычно состоят консульские должностные лица, которые могут именоваться консулами-советниками, консулами, вице-консулами, атташе.

Порядок открытия консульских учреждений, содержание и порядок выполнения консульских функций, назначение консульских должностных лиц, объем преимуществ, привилегий и иммунитетов консульских учреждений и штатных консульских должностных лиц регулируются Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу 19 марта 1967 года).

Основными консульскими функциями являются:

  • защита прав и интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц), а также оказание им помощи и содействия;
  • содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;
  • распространение официальной информации о внешней и внутренней политике представляемого государства;
  • выдача виз иностранным гражданам;
  • выдача паспортов гражданам представляемого государства;
  • осуществление нотариальных действий ;
  • регистрация актов гражданского состояния ;
  • рассмотрение вопросов гражданства ; соответствующие функции в отношении морских судов представляемого государства;
  • осуществление правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;
  • ведение учёта граждан представляемого государства, находящихся в пределах консульского округа.

Нештатный (почётный) консул - лицо, не состоящее на дипломатической службе представляемого государства, но выполняющее некоторые консульские функции. Как правило, это представители деловых кругов государства пребывания. Обычно почётные консулы не могут выдавать документы строгой отчётности (паспорта, визы и т. д.), но могут выступать с ходатайствами перед властями государства пребывания (гражданами которого они обычно и являются). Не получая за исполнение консульских функций от представляемого государства заработной платы, они могут обращать в свою пользу часть консульских сборов. Известны случаи недобросовестного использования прерогатив почётного консула (некоторые слаборазвитые страны фактически продают консульские патенты). [

1. Специфика работы консула

2. Консул (Древний Рим)

Консул - это должностное лицо, к которому поручено представляемым государством выполнение консульских функций в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания. Фактически консульские функции от имени представляемого государства осуществляются специально открываемыми с согласия государства пребывания консульскими учреждениями.

Консул - это высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

Специфика работы консула

Главы консульских учреждений делятся на 4 класса:

генеральный консул

вице-консул

консульский агент

Соответственно этому консульское учреждение может являться генеральным консульством, консульством, вице-консульством (редко) или консульским агентством (еще реже). В штате консульского учреждения помимо главы обычно состоят консульские должностные лица, которые могут именоваться консулами-советниками, консулами, вице-консулами, атташе.

Порядок открытия консульских учреждений, содержание и порядок выполнения консульских функций, назначение консульских должностных лиц, объем преимуществ, привилегий и иммунитетов консульских учреждений и штатных консульских должностных лиц регулируются Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу 19 марта 1967 года).

Основными консульскими функциями являются:

защита прав и интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц), а также оказание им помощи и содействия;

содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;

распространение официальной информации о внешней и внутренней политике представляемого государства;

выдача виз иностранным гражданам;

выдача паспортов гражданам представляемого государства;

осуществление нотариальных действий;

регистрация актов гражданского состояния;

рассмотрение вопросов гражданства; соответствующие функции в отношении морских судов представляемого государства;

осуществление правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

ведение учёта граждан представляемого государства, находящихся в пределах консульского округа.

Нештатный (почётный) консул - лицо, не состоящее на дипломатической службе представляемого государства, но выполняющее некоторые консульские функции. Как правило, это представители деловых кругов государства пребывания. Обычно почётные консулы не могут выдавать документы строгой отчётности (паспорта, визы и т. д.), но могут выступать с ходатайствами перед властями государства пребывания (гражданами которой они обычно и являются). Не получая за исполнение консульских функций от представляемого государства заработной платы, они могут обращать в свою пользу часть консульских сборов. Известны случаи недобросовестного использования прерогатив почётного консула (некоторые слаборазвитые страны фактически продают консульские патенты).

Консул (Древний Рим)

Консул (лат. consul) - высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого.

Согласно римской традиционной истории, консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов стал Луций Секстий). Однако современные историки ставят это под сомнение, указывая, что около 30% консулов, правивших до Луция, носили не патрицианские, а плебейские имена.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - преторам.

Помощниками консулов были квесторы.

Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. Sella curulis), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались лат. CONSULES ORDINARII).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет.

По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул, а из выборной должность превратилась в назначаемую.

Источники

ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия

dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике