Смотреть что такое "Лондонский клуб" в других словарях. Россия и Лондонский клуб (справочная информация) Лондонский клуб кредиторов представляет собой

Лондонский клуб Парижский клуб и РФ.

Работу выполнила: Маковская Мария

Группа: 51 Б

1. Деятельность Парижского клуба

Парижский клуб (создан в 1956г.) – межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран. Его цель – пересмотр условий внешних займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Клуб практикует продление сроков погашения долга или его части, списание 30-60% задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям.

Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают его практику работы. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции, небольшой секретариат также размещается во французском казначействе. Главной функцией клуба являются проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба являются развитые страны – члены ОЭСР. По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба подписывают Согласованный протокол реструктуризации долга, содержащий:

Условие о консолидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей;

Дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию;

Консолидационный период, в течение которого должна произойти реструктуризация долга;

Доля долга, подлежащая реструктуризации;

Условия первого взноса по реструктуризованной задолженности;

График платежей.

Условия согласованного протокола вступают в силу только после того, как страна-кредитор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации.

Время от времени Парижский клуб согласовывает условия, на которых реструктуируются долги развивающихся стран.

В апреле 1996 года договорённости с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности (включая предварительные договорённости) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долларов. Из них 45% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 года, а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 года.

Таким образом, вступление России в Парижский клуб (в 1997 г.) заставило страну признать свое обязательство по долгу СССР отказаться от части дебиторского долга. В то же время Россия добилась фиксации курса рубля по задолженности на уровне 1990 г. – 60 копеек за доллар. Кроме того, она приобрела дополнительные возможности по возврату долгов от своих собственных должников. Бывший СССР активно поддерживал страны "социалистической ориентации", которых было больше 20. Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба, Сирия, Монголия, Вьетнам, Ирак, Эфиопия, Йемен, Мозамбик, Сомали. Почти все эти государства – должники СССР имеют соглашения с Парижским клубом.

2. Лондонский клуб

Лондонский клуб – это международное объединение представителей более 60 крупнейших частных коммерческих банков, сформировавшееся в 80-е годы. Цели этой организации – разрешение проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности. Лондонский клуб в основном кредитовал развивающиеся и социалистические страны. Россия в списке должников занимает четвертое место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Именно на этом рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции.

Лондонский клуб не имеет какой-либо организационной структуры и собирается в составе тех банков, которые имеют наиболее крупные требования к стране-должнику, дело которой они рассматривают. В рамках Лондонского клуба банки заключают с правительством страны-должника либо о ежегодной реструктуризации долга, либо о многолетней реструктуризации. Условием подписания соглашения о реструктуризации обычно являются принятие страной программы МВФ по структурной корректировке экономики и осуществлению экономических реформ и наличие жесткого мониторинга за ее исполнением. Реструктуризации подлежат только выплаты основного долга, тогда как все просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации. Набор мер по реструктуризации в рамках Лондонского клуба обычно ограничивается:

Соглашениями о выкупе, по которым правительство страны-должника покупает частный долг своих компаний со скидкой у иностранных банков;

Об обмене со скидкой долгов на другие активы, такие как акции национальных компаний;

Сокращение платежей по обслуживанию долга и предоставлении новых займов для выплаты старых долгов.

В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что должником Лондонского клуба со стороны России будет выступать Внешэкономбанк.

В 1996 году с Лондонским клубом было заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце 1997 года, когда Внешэкономбанк непосредственно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга на общую сумму в 28,5 млрд. долларов. Было выпущено два новых инструмента – PRIN (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 годах соответственно. Подписанный договор о реструктуризации предусматривал погашение основной части долга (22,5 млрд. долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объём которых – 6 млрд. долл.

В конце 1997 г. Россия вступила в Лондонский клуб.

Общие и отличные характеристики Лондонского и Парижского клубов

Функциональный признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Цель деятельности

Решение финансовых проблем стран, которые развиваются, относительно обслуживания и погашение внешнего обязательства

Статус и организационная структура

Неформальные компании без официального мандату с непостоянным составом участников

Процедурная компания деятельности

Основные подходы к оценке финансового поведения дебиторов и условий кредитования идентичные

Периодичность созывов заседаний

Жестко не регламентируется; заседания проводятся в случае текущей потребности

Начало деятельности

1976 г.

1956 г.

Сфера деятельности

Реструктуризация долга коммерческим структурам

Реструктуризация долга официальным (государственным) кредиторам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты обязательств)

Определяется кредитором (дата, из которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые займы)

Представительство интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы кредиторов представляют самые влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы задолженности

Условия «старых» задолженностей не пересматриваются. Клуб согласовывает пакет мероприятий по реструктуризации займа, и банки становятся владельцами новых евробондов

Договоренности прошлых периодов могут быть пересмотренные

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательной

Реструктуризация обязательства объединяется с требованием подписания соглашения на выделение траншей МВФ и альтернативное кредитование из других источников

3. Внешний долг России

В прошедшем десятилетии Россия систематически прибегала к масштабным внешним заимствованиям. С середины 90-х годов этот процесс дополнился экспансией внутреннего долга. Девальвация рубля в 1998 году мгновенно утяжелила относительное бремя внешнего долга в несколько раз, так что к 2000 году оно составило 95% ВВП, что почти вдвое превышает критическую отметку, установленную международными финансовыми организациями на уровне 50%. В результате Россия оказалась одним из крупнейших должников в мире, и перед ней со всей остротой встала проблема обслуживания и погашения своих долгов.

Вместе с тем, в начале октября 2001 года два международных рейтинговых агентства, Fitch IBCA и Standard & Poor’s, повысили долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной и местной валюте в евробондах. Fitch увеличило свой кредитный рейтинг России с B до B+, а Standard & Poor’s изменило свой прогноз российского рейтинга кредитоспособности со стабильного на позитивный. По заявлениям рейтинговых агентств, улучшение кредитных оценок России связано с положительными сдвигами в экономике страны. Одновременно отношение внешнего государственного долга к ВВП сократилось до 50% (по материалам Financial Times).

Впервые с конца 2001 года Минфин опубликовал официальную информацию по внешнему долгу России. Как говорится в официальном сообщении Министерства финансов России, госдолг России на 1 января 2003 года (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации) составил $122,1 млрд. против $130,1 млрд. на 1 января 2002 года.

Долг странам - членам Парижского клуба кредиторов составляет $44,7 млрд., странам, не вошедшим в Парижский клуб кредиторов - $7,7 млрд. "Коммерческая" задолженность на 1 января 2003 года составляла $3,9 млрд.

Задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 января 2003 года составила $13,9 млрд., в том числе, Международному валютному фонду Россия должна $6,5 млрд., Всемирному банку - $7,0 млрд., Европейскому банку реконструкции и развития - $0,3 млрд.

Долг по еврооблигациям на начало года составил $36,9 млрд., по облигациям внутреннего валютного займа (4-8-го траншей) - $9,3 млрд.

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России - $6,2 млрд.

Сейчас, после завершения процесса урегулирования внешней задолженности бывшего СССР, акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на "нулевой" вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга. В последние годы это правило строго соблюдается: с начала 1999 по 2001 год совокупный внешний долг России сократился с более чем 150 млрд. долларов до менее чем 147 (на 1.01.01).

Другим составным элементом, требующим серьёзной проработки, является формирование оптимальной структуры внешних заимствований. Следует обратить внимание прежде всего на структуру заимствований по срочности. Вновь привлекаемые иностранные кредиты и займы – это новый долг, меняющиё графики погашения и обслуживания ранее накопленного внешнего долга. Из опыта бывшего СССР известно, что неоптимальная структура заимствований привела к образованию "пиков" платежей, спровоцировавших долговой кризис. Причём даже приемлемые условия каждого нового кредита, займа, выпуска ценных бумаг в отдельности не исключают их негативного совокупного воздействия на общий график платежей по внешнему долгу.

Список литературы

  1. http://odiplom.ru/ekonomika/parizhskii-i-londonskii-klub
  2. http://forexaw.com/TERMs/Corporations_and_companies/European_companies/l796_%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1_London_Club
  3. http://model.vscc.ac.ru/vers3/DE/mvko/95mvko_lec95.htm

Введение. 3

1.Государственный долг. 4

1.1 Правовой статус и история развития. 4

1.2 Лондонский клуб кредиторов. 6

1.3 Современное состояние. 11

1.4 Причины и последствия. 13

2. Внешние отношения России. 16

2.1 Международные финансовые институты.. 16

2.2 Парижский и Лондонский клубы. Отношения с Россией. 17

2.3 Внешний долг Российской Федерации. 19

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28


Введение

В прессе можно встретить очень много публикаций на тему государственного внешнего и внутреннего долга и соответственно истории его возникновения. Толпы политиков сражаются за право называться первооткрывателями в области урегулирования государственного внешнего долга . Кто-то как коммунисты в каждом выступлении буквально кричат о том, что государство должно отказаться платить по долгам, совершенно не задумываясь о том, к каким последствиям для России это может привести. Проблема долга важна и для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг , оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т. д.

Цель данной работы проанализировать и выяснить историю возникновения долга России, ведь всем интересно, откуда взялись миллиарды долларов долга; как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики; и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы, опираясь на международный опыт, а также проанализировать управление государственным долгом и отношения с Россией других стран.

Для раскрытия темы необходимо изучить крупнейших кредиторов на мировом рынке, как-то Лондонский клуб, Парижский клуб и так далее. И изучить роль стабилизационного фонда Российской Федерации в управлении государственным долгом.

В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: логический, аналитический, монографический, статистический.

1.Государственный долг

1.1 Правовой статус и история развития

Итак, разберём для начала, что такое государственный долг, в правовом понимании. При обсуждении проблемы государственного долга, прежде всего необходимо обратить внимание на его качество. Потребность в заемных средствах обусловлена различными причинами. Например, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т. д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям.

Государственный долг может быть следствием экономической политики государства . Идея привлечения займов для решения различных социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним .

Не для кого не секрет, что немалую часть в общем внешнем долге России составляют долги бывшего Советского Союза. Последний в свою очередь осуществлял заимствования на протяжении всей истории существования. Но сказать, что основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР, было бы некорректно. России действительно достался достаточно крупный внешний долг СССР. Однако и суверенный велик. Попробуем разобраться в истории данного вопроса. Это достаточно проблематично, т. к. сумма некоторых обязательств бывшего СССР ещё до конца не урегулирована, это связано с постоянно ведущимися переговорами России с внешними кредиторами, о методах и способах исчисления «союзного» долга.

Начнём с 50-х годов прошлого столетия, времени когда в СССР сформировалась долговая политика. В 1950-е гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.

Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990 г. при обсуждении проекта бюджета на 1991 г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР. В то время он составлял 55 коп. за 1 долл. Следовательно, величина задолженности в пересчете на доллары должна была составить около 71 млрд. долл. Поскольку Россия не смогла после распада Советского Союза "распределить" между республиками его внешний долг и стала его правопреемницей, общая величина формирующегося суверенного долга включала и это наследие. Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основав 1992 г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР). Поэтому история суверенных интенсивных заимствований России у названных международных организаций связывается с 1992 г. После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.

В самом начале рыночных реформ дефицит федерального бюджета финансировался главным образом за счет прямого кредитования Центробанка РФ. В мае 1993 г. правительством было принято решение о запрещении прямого кредитования и создан рынок краткосрочных государственных облигаций . На еженедельных аукционах размещались новые выпуски государственных ценных бумаг , доход от которых направлялся на финансирование дефицита бюджета, а участниками рынка были как российские юридические и физические лица, так и Центробанк РФ. Вплоть до 1996 г. данный рынок рос, более того, периодически использовался для привлечения избыточной рублевой массы с целью снижения давления на валютный рынок и инфляции.

Для решения данной проблемы был найден вполне логичный выход - в 1996 г. на данный сегмент был разрешен доступ внешним инвесторам. Вполне естественно, что зарубежные инвесторы, ориентированные на доходность в 18-20% в долларах США, присущую развивающимся рынкам, сочли российские госбумаги привлекательными инструментами, и в скором времени доля внешних инвестиций достигла 30% от объема рынка, а доходность снизилась до 17-19% годовых.

Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 году, когда Москва отказалась заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба был образован специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков - крупнейших кредиторов России. Главная и единственная задача совета формулировалась донельзя просто: урегулирование задолженности бывшего СССР коммерческим банкам. Вместе с тем, задача оказалась чрезвычайно сложной и вплоть до осени 1997 года консультативный совет регулярно заседал, каждые три месяца принимая решение об отсрочке выплаты долгов и процентов еще на три месяца. Совет (с 1993 года, Банковский консультативный комитет - БКК, председателем в котором на настоящий момент является Deustche Вапк AG) стал основным партнером, с которым Министерство финансов России вело переговоры о реструктуризации задолженности.

При этом позиция БКК с самого начала была очень жесткой: Москва, пусть и с отсрочкой, должна выплатить все до последнего цента. Еще в 1993 году она была предельно четко сформулирована на заседании совета представителями немецких банков: соглашение о реструктуризации рассматривается только как кредит, предоставленный России на сверхльготных условиях.

Следует отметить, что вплоть до 1993 года в российском правительстве вообще плохо представляли размеры внешней задолженности бывшего СССР. Предположения колебались от 80 до 120 млрд. долл. Если учесть, что все золотовалютные резервы страны составляли в 1993 году около 5 млрд. долл., становится ясно, что осуществление платежей практически не представлялось возможным.

После образования БКК первые реальные шаги в деле урегулирования задолженности Российской Федерации перед Лондонским клубом были сделаны в конце 1994 года Александром Шохиным, тогдашним вице-премьером правительства РФ. Ему удалось договориться с главой БКК Кристианом Фонтцем об отсрочке по процентам на пять лет и выплате долга через десять лет. Однако данное решение рассматривалось даже самими участниками переговоров лишь как временная мера, за которой должно последовать кардинальное переоформление основной части долга и накопившихся процентов в российские государственные облигации. В ноябре 1995 года новый вице-премьер Владимир Пансков сделал следующий шаг - добился реструктуризации на 25 лет.

Далее у российского правительства существовала альтернатива: либо настаивать на списании значительной части долга, либо идти по пути его дальнейшей реструктуризации. Первый вариант выглядел наиболее предпочтительным, однако крайне жесткая позиция немецких банков, на долю которых приходилось около 53% всей суммы долга, не оставила никаких шансов добиться его принятия. После колебаний было решено, что следует идти по пути реструктуризации долга.

Номинальный дефицит бюджета - Величина госдолга на начало года х Темп инфляции.

При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать как активы, так и обязательства.

Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько путей:

1. Сокращение расходов госбюджета. Данный путь не всегда выполним, т. к. уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет возможность роста ВВП.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения.

Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

2. Внешние отношения России

2.1 Международные финансовые институты

Внешняя задолженность (Foreign debt) - сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам , кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Внешний долг - это задолженность государства гражданам и организациям других стран.

Российское государство, используя международный опыт, воспользовалось различными формами управления иностранной задолженностью, в том числе реструктуризацией внешнего долга и привлечением зарубежных активов. Формы, масштабы, да и сама возможность реструктуризации внешнего долга любой страны в немалой степени зависят от его величины, "качества", то есть платёжеспособности, и структурного состава, который рассматривается, как правило, лишь на основе одного критерия - по субъектам предоставления кредитов.

Внешние заимствования в современном мире превратились в прочную составляющую мировой экономики. Россия, как и любая современная страна, должна иметь адекватную систему управления внешним долгом. Эта система предполагает прежде всего реализацию мероприятий по изысканию внутренних источников своевременного погашения долгов, а также широкое использование других форм повышения платёжеспособности страны.

В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках . В структуру государственного долга включаются: задолженность по долгам Советского Союза, долги царской России, гарантии правительства.

Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Под реструктуризацией государственного долга понимают изменение сроков погашения основной суммы кредитов и перенос сроков выплаты процентов или уменьшение их величины. Изменения этих условий, касающихся доходности, называется конверсией, а изменения, относящиеся к его срокам, называются консолидацией государственного долга.

Трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны) Однако проблема погашения старых долгов в существенной мере решается ими с помощью получения новых кредитов. Технический кредит - это кредит, берущийся на выплату процентов для того, чтобы избежать штрафных санкций по предыдущей задолженности.

Долги России в рамках Парижского клуба, объединяющего кредиторов на правительственном уровне, достигают сегодня, по германским подсчётам, почти 48 млрд долларов (примерно треть всего внешнего российского долга), из них почти сорок миллиардов - долги бывшего СССР.

2.2 Парижский и Лондонский клубы. Отношения с Россией

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, объединяющий представителей банков-кредиторов 19 стран. Лондонский клуб объединяет на неформальной основе около 600 крупнейших коммерческих банков.

Лондонский клуб весьма отличается от Парижского - как коммерческий банк отличается от государства. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

2.3 Внешний долг Российской Федерации

В структуре госдолга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть - долг бывшего СССР - Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть - новый российский долг - долговые обязательства перед нерезидентами , возникшие за время существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе должен сокращаться. Величина нового российского долга зависит от потребностей заемщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам. Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (гг.)отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд дол. США, т. е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. Внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП.

Второй этап (гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд дол. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20млрд дол. (до 78 млрд), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд дол. (против прежнего максимума - на 42 млрд дол., или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. Внешний долг превосходил последние всего в 4 раза. Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд дол. до отметки ниже 25 млрд (против максимального уровня - более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд дол. (на 371 млрд, или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд дол. Этот рост продолжается и в текущем году: на1 апреля 2008 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд дол. Заметим, однако, что из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро - она поднялась с 4,4 трлн до 11,4 трлн руб., или в 2,6 раза. Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период гг. показывают следующее. Общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете почти на 346 млрд дол., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80млрд дол., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд дол., т. е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.

Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз)

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (), банки и прочие секторы(ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления , все остальное - это новый российский долг, государственный или частный. Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые после кризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.

В своих заемных операциях российские структуры использовали практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа. В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства - члены Лондонского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации - МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет (их доля в российском внешнем долге - чуть более одного процента).Для негосударственных заемщиков кредиторами были и остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации. Ссуды и займы - главная составляющая нынешнего внешнего долга российских банковских и небанковских корпоративных структур, в особенности последних. В течение 2007 г. весь корпоративный внешний долг России увеличился на 155 млрд дол., в том числе на 135 млрд дол.­ - за счет ссуд и займов. В результате их доля в сумме этого долга поднялась с 72 до 77% (у банков - с 67 до 69, у небанковских предприятий - с 75 до 83%).Представляют интерес опубликованные на сайте данные за 2007 г. об операциях небанковских корпораций по привлечению и погашению ссуд и займов. Эта группа заемщиков в течение года получила новые кредиты в размере 180 млрд дол., из которых более половины (91 млрд) было использовано на погашение старых долгов, а остальное добавилось к общей сумме внешней задолженности, достигшей почти 254 млрд дол. (в том числе по ссудам и займам - около 210 млрд дол.).Привлеченные кредиты в основном номинированы в долларах (свыше 71%), заимствования в остальных свободно используемых валютах (евро, фунт стерлингов, иена) немногим превысили 10%.Свыше 18% составили ссуды и займы, номинированные в российских рублях

В последние годы, благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, добившись также существенных улучшений в отношениях с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Оно снижается как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время, как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов, при этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.

Ставится задача дальнейшего снижения стоимости его обслуживания и наращивания рыночной составляющей долга. Россия планирует совершенно отказаться от заимствований на международном рынке капиталов.

Возможность выплат по внешним долгам страна получила благодаря накоплению средств в Стабфонде за счет высоких цен на нефть. Накопленные за счет нефтяных сверхдоходов средства помогут нам выстоять перед глобальными финансовыми катаклизмами, благо кризис не должен затянуться надолго. По-видимому, 2010 год будут хуже для российской и мировой экономики, чем предыдущие. Но не стоит ожидать повторения Великой депрессии 70- летней давности. Западные страны за 2-3 года переживут негативные последствия кризиса. Хотя действительно стоит ожидать снижения темпов роста мировой экономики и сокращения спроса на энергоносители. А поскольку Россия крайне серьезно зависит от их экспорта, уменьшение доходов от их реализации будет ощутимой потерей для нашей экономики. Однако, отмечают независимые эксперты, необходимо четко понимать разницу между ростом ВВП и качественным развитием. Локомотивом прогресса и катализатором высоких темпов роста экономики являются высокие технологии, которые позволяют производить товары с высокой добавленной стоимостью и продавать их тем, у кого таких технологий нет. А РФ наращивает свой ВВП за счет нефтедолларов , то есть низкотехнологичным путем доходит до тех показателей развития, которые должна была иметь, инвестируя средства в разработки хай-тека. Очевидно, что подобным образом превзойти США или Германию по научно-техническому потенциалу не получится никогда.

Заключение

Полезно дать оценку имеющейся на сегодняшний момент долговой ситуации в российской экономике, поскольку периодически возникает дискуссия о допустимости дефицита российского бюджета. Действительно, зачем сводить федеральный бюджет с профицитом, если в фазе устойчивого экономического роста такая стратегия не приносит пользы? До 2012г. профицит бюджета необходим. Дело в том, что в нашей стране на протяжении длительного периода (вплоть до дефолта 1998г.) управление долгом было ошибочным - федеральный бюджет сводился с дефицитом в фазе длительного экономического спада. Нарушался целый перечень макроэкономических ограничений на размер долга. Заемные денежные ресурсы тратились на потребительские цели, а не на инвестиционные. Нарушался критерий социальной справедливости. Нарушался критерий устойчивости динамики объема дол га. Займы на рынке внутреннего долга истощали инвестиционные и кредитные потоки в реальный сектор экономики. Отсутствовали механизмы ограничения размера внешнего долга. Для трансформации госдолга в механизм ускорения экономического развития необходимо погасить ту часть долга, которая образовалась в ходе реформ с нарушением практически всех макроэкономических критери­ев. Для этого необходим профицит бюджета. Новые государственные займы необходимо использовать в соответствии с макроэкономической теорией. Погасить указанную часть госдолга, по оценкам, ранее 2012г. не представляется возможным. Если оценивать не только текущее состояние федерального бюджета, а его перспективы хотя бы на десятилетний период, то выгода от досрочного погашения долга очевидна.

Если же от такой стратегии отказаться, т. е. эту часть госдолга не погашать, а рефинансировать, то в обозримой перспективе госдолг останется проблемным элементом. Не эффективное использование заемных денежных ресурсов в период реформ превратило госдолг в чужеродный элемент в структуре российской экономики. Возможность обслуживания внутренней и внешней задолженности сохранится, но для трансформирования госдолга в механизм ускорения экономического развития этого недостаточно. Нужны проработанная научная теория государственного долга и план ее реализации на практике.

На сегодняшний день Российская Федерация активно ведет работы по погашению долгов Лондонскому клубу и стремится как можно скорее погасить внешний долг, чтобы её экономическим отношениям с другими государствами это никак не мешало. Наиболее активно идут переговоры по досрочным выплатам долга. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Список использованной литературы

1. , Вечканова. - СПб.: Питер, 20стр.

2. Виноградов России: Учеб. Пособие. - М.: Юритсъ, 2002., 90 стр.

4. Государственный долг РФ// Колпакова. Денежное обращение. Кредит/ .- М.: Финансы и статистика.2005.-54 – 60 стр.

5. Жигаев макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ // Деньги и кредит.-20с.54-61.

6. Красавина долг России: уроки и перспективы/ , // Деньги и кредит.-20с.70-77.

7. Об управлении внешним долгом/ // Финансы.-20с.22-24.

8. Об управлении внешним долгом/ // Финансы.-20с.22-24.

9. Теоретическая экономика (политэкономия)./ Под ред. . - М.: ЮНИТИ, 1997.57 стр.

10. Мещерский А. Тяжкий крест долгов наших.// Аргументы и факты. 2003, 10 стр.

11. Семенищев С. Парадоксы российского государственного долга.// Финансист. 20стр.

12. Стахович и сущность управления государственным внутренним долгом/ , // Финансы и кредит.-200с.56-63.

13. Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России/ А. Столяров// Общества и экономика.-200с.163-170

15. Финансы/ под ред. , .- М.: Финансы и статистика. 2005.-501с.

16. Хейфец государственным долгом в царской России/ //Финансы.-200с.67-70.

17. Из истории государственного долга России/ // Вестник Российской экономической академии имени.-20с.107-115.

Семенищев С. Парадоксы российского государственного долга.// Финансист. 20стр.

Теоретическая экономика (политэкономия)./ Под ред. . - М.: ЮНИТИ, 1997.57 стр.

Об управлении внешним долгом/ // Финансы.-20с.22-24.

Воистинова Т. Инвесторы стали осторожней.// Консультант. 2008. 17стр.

Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России/ А. Столяров// Общества и экономика.-200с.163-170

Красавина долг России: уроки и перспективы/ , // Деньги и кредит.-20с.70-77.

Жигаев макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ // Деньги и кредит.-20с.54-61.

Из истории государственного долга России/ // Вестник Российской экономической академии имени.-20с.107-115.

Государственный долг РФ// Колпакова. Денежное обращение. Кредит/ .- М.: Финансы и статистика.2005.-54 – 60 стр.

Воистинова Т. Инвесторы стали осторожней.// Консультант. 2008. 17стр.

Россия и Лондонский клуб

(справочная информация)

28-11-2005

Лондонский клуб объединяет коммерческие банки-кредиторы ведущих стран мира. Его возглавляет Дойче-банк (Франкфурт-на-Майне).

Лондонский клуб - неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Статуса международной организации не имеет. Основные принципы его деятельности - индивидуальный подход к каждой стране-должнику, обусловленность пересмотра погашения долга, равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами - весьма схожи с принципами Парижского клуба.

Задолженность Российской Федерации перед Лондонским клубом включает займы бывшего СССР, а также гарантированные государством заимствования Внешэкономбанка и составляет около 31,8 млрд.долл.США -основной долг по реструктурированным кредитам (PRINs) - 22,2 млрд.долл. США со сроком погашения в 2002-2020 гг. и по облигациям Внешэкономбанка (IANs) – 6,8 млрд.долл.США, а также просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США,.

Переговоры по погашению российских обязательств начались в 1991г. Важным фактором в сближении позиций сторон явилось Заявление Правительства Российской Федерации от 18 октября 1994г. о порядке урегулирования межбанковского долга в качестве коммерческой задолженности.

16 ноября 1995г. во Франкфурте подписано соглашение о 25-летней реструктуризации основного долга бывшего СССР с правом отсрочки платежей на 7 лет. В отношении процентов российская сторона приняла обязательство выплатить 1,5 млрд.долл.США в течение 1996г., а оставшуюся часть погасить в течение 20 лет с тем же периодом отсрочки.

Договоренность с Лондонским клубом создала важный прецедент, на основе которого было достигнуто сходное соглашение о долгосрочной реструктуризации внешнего долга бывшего СССР перед Парижским клубом (38 млрд.долл.США) на аналогичных условиях.

6 октября 1997г. в Москве подписан пакет документов об урегулировании банковской задолженности России перед членами Лондонского клуба, что формализовало ранее достигнутые договоренности.

В декабре 1997г. Россия выплатила Лондонскому клубу около 3 млрд.долл.США - часть суммы консолидированных просроченных процентов по основной задолженности. В 1998г. выплаты России в счет погашения задолженности перед Лондонским клубом должны были составить 724 млн.долл.США, в т.ч. 578 млн.долл.США - наличными. В результате переговоров в ноябре 1998г. достигнута договоренность о реструктуризации графика платежей, приходящихся на 1998г. Сумма просроченных платежей России за счет причитавшихся к погашению в 1999г. составила свыше 1,2 млрд.долл.США.

Активная торговля в последние годы на международном финансовом рынке долговыми требованиями к Внешэкономбанку привела к существенным изменениям в первоначальной расстановке сил в составе кредиторов.

На момент подписания соглашения 1997г. у России в Клубе было 420 кредиторов, в большинстве – европейские. Впоследствии значительная часть требований по реструктуризированным кредитам (порядка 33%) перешла к американским банкам и инвестиционным фондам, которые долго не поддерживали идею пересмотра параметров и сроков погашения российской задолженности. В дальнейшем общее количество кредиторов увеличилось до 1000, что значительно осложнило достижение единого подхода в работе с российской задолженностью. В результате предложения по условиям капитализации процентных платежей по реструктуризированным кредитам в течение длительного времени не поддерживались требуемым числом голосов (необходимо было 95%, а поддержали только 70%).

11 февраля 2000 г. было подписано соглашение о реструктуризации российской коммерческой задолженности. Параметры урегулирования предусматривают списание 36,5% (10,6 млрд.долл.США) основной суммы долга (PRINs) и 33% (2,2 млрд.долл.США) облигаций Внешэкономбанка (IANs). Оставшаяся сумма конвертируется в еврооблигации, под гарантии российского правительства, с отсрочкой погашения в 30 лет с 7-летним льготным периодом. В первые 6 месяцев после выпуска доход по купонам евроооблигаций составил 2,25 %, в следующие 6 месяцев – 2,5%, далее в течение 6 лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного погашения – 7,5%.

Соглашение распространилось и на просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США, на которые также выпущены еврооблигации, но с 10-летним сроком погашения. Кредиторы получили 9,5% номинала в момент эмиссии, а затем предусматривались выплаты по купонам в размере 8,25% при 6-летнем льготном периоде.

В 2001 г. обмен российских долгов Лондонскому клубу на новые еврооблигации был завершен.

Урегулирование отношений с Лондонским клубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России. Был создан также прецедент, укрепивший российскую позицию в рамках переговорного процесса с Парижским клубом по всеобъемлющей реструктуризации российской задолженности в части долгов бывшего СССР.

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.
Парижский клуб кредиторов - это неинституционализированное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.
Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:
 выдача кредитов развивающимся странам;
 реструктуризация уже имеющейся задолженности.
Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принять участие в заседании при пересмотре условия погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Достаточным доказательством этого могут быть крупные задолженности по платежам в счет погашения внешних кредитов. При этом клуб пользуется прогнозами МВФ по состоянию платежного баланса той или иной страны.
2. Проведение должником определенной экономической политики. Программа макроэкономических преобразований финансируется при помощи дополнительных ссуд МВФ.
3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов. Странам, предоставившим кредит данному государству, будет установлен один и тот же льготный период погашения. Государство-должник обязуется добиваться аналогичных уступок и от других кредиторов.
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.
Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.
Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:
 индивидуальный подход к каждой стране-должнику;
 обусловленность пересмотра погашения долга;
 равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами;
 отсутствие постоянного председателя или секретариата.
Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав» нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.
Но Лондонский клуб весьма отличается от Парижского. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.
В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге).
Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.
Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкостьподхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба.
При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.
Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга.
Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.
Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения, затем согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.
В рамках Лондонского клуба существует весьма гибкий подход в пересмотре условий погашения в зависимости от государства. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90 - 95% непогашенных обязательств должника. Только после этого официальное соглашение может быть подписано. И здесь соглашения с МВФ не требуется.

Лекция, реферат. 5. Парижский и Лондонский клубы кредиторов - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.






В. Парижском клубе реструктуруються долги правительств и гарантированные ими долги, а в. Лондонском клубе - задолженности перед коммерческими банками

В рамках. Парижского клуба страны, испытывающие затруднения в оплате долгов другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей

Особенность структурной организации. Парижского клуба заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов, на котором председательствует чиновник. Государственного. Казначейства. Ф. Франц.

Условия переоформления задолженности. Парижским клубом, как правило, зависят от уровня доходов страны-должника, от категории займа (коммерческая ссуда, предоставленная по рыночным ставкам, или заем, предоставленный на льготных условиях в порядке официальной помощи на цели развития и т.п..

Разновидности условий реструктуризации государственного долга:. И. Торонтской условия включают рекомендации о повышении эффективности пересмотра внешних долгов беднейших стран с высокими уровнями внешней заб женности и могут применяться лишь к странам, доход на человека в которых не превышает установленного. Всемирным банком уровня, что дает право получать кредиты от. Международной ассоциации развития. Кредит. Орам предложено несколько вариантов условий, которые они могут использовать при реструктуризации долгау:

o вариант. А: уменьшение суммы долга. Списание трети долга, пересмотр условий погашения по рыночным ставкам процента для остальной части долга и установление срока погашения 14 лет, в том числе п льготный восьмилетний период;

o вариант. В: долгосрочные долги. Начисление процентов по рыночным ставкам и установление срока погашения 25 лет, в том числе льготный период 14 лет;

o вариант. С: уменьшение платежей по обслуживанию долга. Предоставление льготных процентных ставок (3,5% или половина рыночной ставки, из которых нужно выбрать большую величину), установление срока погашения 1 14 лет, в том числе льготный восьмилетний периодомд.

2. Хьюстонским условия - предназначены для реструктуризации долга беднейших стран со средним уровнем дохода, которые имели значительную внешнюю задолженность. Согласно. Хьюстонским условиями:

o срок погашения коммерческих кредитов увеличивался до 15 лет, в том числе льготный период 8 лет;

o срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального развития, увеличивался до 20 лет с льготным периодом 10 лет;

o кредиторы получали право продавать или обменивать обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках официального содействия развитию, или 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (или зоб. Обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму 10 млн долл.. США, если величина будет больше указанные 10%).

Для того чтобы получить право на реструктуризацию долга. Хьюстонским условиями, страна-должник должна соответствовать как минимум двум из трех критериев:

o годовой доход на человека не должна превышать установленную. Всемирным банком верхнюю границу для данной группы стран;

o соотношение суммы долга кредиторам. Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должна равняться 1,5;

o объем задолженности должно характеризоваться следующими показателями: сумма долга не менее 50%. ВВП, соотношение долга к стоимости экспорта не меньше 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не меньше 3.

3. Тринидатськи условия - предусматривают списание 2/3 долга беднейших стран и стран с наибольшими суммами внешнего долга

4. Лондонские условия - предусматривают четыре варианта 50-проц-ного сокращения чистой приведенной стоимости сумм, подлежащих консолидации и принадлежали к непогашенным коммерческих кредитов (т.е. сумм, н не принадлежали к остатка долга). Варианты. Лондонских условийв:

o аннулирование 50% долга и реструктуризация остаточной суммы на 23 года с шестилетним льготным периодом и начислением процентов по рыночной ставке;

o реструктуризация долга по льготным процентным ставкам на 23 года без льготного периода;

o реструктуризация долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом;

o реструктуризация обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных как официальное содействие развитию на 30 лет с 20-летним льготным периодом

5 неаполитанских условия - направленные на преодоление проблемы задолженности стран с низким уровнем дохода и предусматривают такие варианты:

o 67-процентное списание по чистой приведенной стоимости или реструктуризации долга с целью его сокращения на 67% по ставкам, меньше рыночные (для стран с. ВВП на душу населения менее 500 долл.. СШ. ША), или с коэффициентом долг / экспорт больше 350%;

o 50-процентное списание для других категорий стран;

o капитализация процентов (50%) и их выплата в течение 33 лет с восьмилетним льготным периодом, остаток оплачивается в течение 23 лет с шестилетним льготным периодом с прогрессивной шкалой. Амортиз зации

o реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, ставка процентов является неизменной (по кредитам в рамках официальной помощи развитию)

6. Лионские условия - рассчитаны на страны с низким уровнем дохода и предусматривают 80-процентное снижение долговых обязательств и приведения соотношений"внешний долг / экспорт"до уровня 200-250% и"п платежи / экспорт"- до 20-25%. Действие. Лионских условий дополняется программой. МВФ и. Всемирного банка по снижению платежей в. МВФ, внедренной в 1997запровадженою в 1997 р.

7. Инициатива HI PC (Highly Indebted Poor Countries Initiative). С целью преодоления кризиса задолженности беднейших стран с наибольшей внешней задолженностью. МВФ и. Всемирный банк впервые согласились я списать часть долгов этих стран, выступив в 1996 г с общей. Инициативой. НИРС. В 1999 г данную инициативу было пересмотрено, и теперь она масс название"Усиленная. Инициатива. НИРСтива. НІРС".

Инициатива. НИРС имеет следующие особенности:

o расширяет список долгов, подпадающих под сокращение, включая в него задолженность перед многосторонними кредиторами (международными финансовыми организациями);

o устанавливает четкий индикатор устойчивого внешнего долга, которого достичь страна. Устойчивое внешний долг - это такой объем внешнего долга страны, за которого ожидается, что она способна выполнять пото глазные и будущие обязательства по обслуживанию долга в полном объеме без необходимости сокращении или отсрочке долга, без аккумулирования неуплаченных сумм долга и без угрозы росту экономики страны. В рамках. Инициативы. НИРС индикатор устойчивого внешнего долга установлен в виде двух соотношений: приведенной стоимости долга к экспорту (не более 150%) и в государственных доходов (не более 250%);

o определяет новые источники и механизмы финансирования сокращения долга. Они охватывают продажу части золотых запасов. МВФ и предоставление возможности. Всемирному банку и другим международным организациям использовал ваты часть своих ресурсов. Было также создано. Доверительный фонд. НИРС (НИРС Trust Fund), в который могут делать взносы официальные доноры для того, чтобы помочь международным организациям сокращать долгг;

o предусматривает условия реализации программы:

Чтобы получить право на сокращение долга по этим условиям, края-на-должник не только показать хорошие результаты проведения экономических реформ, как предполагалось первым вариантом, но и разработать и упр ровадиты в жизнь. Стратегию преодоления бедности

Был снят жесткие временные ограничения начале заключительной стадии программы, т.е. стадии, когда кредиторы предоставляют 90-процентное списание чистой приведенной стоимости долга. В первом варианте инициатором мотивы эта стадия начиналась после трех лет успешного выполнения запланированных мероприятий, а в"усиленном"варианте она может начаться раньше при условии успешного выполнения взятых обязательств и, отв овидно, позже чем через три года, если страна не сможет достичь необходимого результат результату.

8 стандартных классические условия - реорганизация внешнего долга для стран со средним уровнем дохода: реструктуризация до 100% долга (в некоторых случаях только основной суммы долга) со сроком погашения 1 10 лет с пятилетним льготным периодом и на основе рыночных ставок процента.

Недостатки работы. Парижского клуба кредиторов:

o"игра"происходит по правилам, установленным кредиторами. Из-за слабости своей позиции должники, хотя они и не согласны с этими правилами, вынуждены соглашаться на условия, что им диктуются. В. Парижско ом клубе должники участвуют в переговорах по одному, а кредиторы - все вместе, значит должнику приходится выступать против всего картеля кредиторов кредиторів;

o процесс ведения переговоров и принятия решений не регулируется никакими положениями. При принятии решений кредиторы открыты для различных политических влияний, и должники никак не защищены от предвзятости на основе политических размышленияь.

Лондонский клуб кредиторов, официально известный под названием"Консультативный комитет коммерческих банков", представляет собой форум, на котором происходит реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (б без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов). Как в. Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов меняется по мере необходимости. Общие и отличительные характеристики. Лондонского и. Парижского кл убивать можно проследить с помощью табл 32 и 3табл. 3.2 і 3.3.

таблице 32. Отличительные характеристики. Лондонского и. Парижского клубов кредиторов

Функциональная признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Сфера деятельности

Реструктуризация задолженности коммерческим структурам

Реструктуризация задолженности официальным (государственным) кредиторам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты долгов)

Определяется кредитором (дата, с которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые кредиты)

Представительство интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы кредиторов представляют влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы долга

Условия"старых"долгов не пересматриваются Клуб согласовывает пакет мер по реструктуризации задолженности и банки становятся владельцами новых евробондов

Договоренности прошлых периодов могут быть пересмотрены

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательным

Реструктуризация задолженности сочетается требованием подписания соглашения на выделение траншей МВФ и альтернативного кредитования из других источников

. Таблица 33. Общие характеристики. Лондонского и. Парижского клуба кредиторов

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой. Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

o положение о совместном доступе. При выплате задолженности не допускается дискриминация одного из кредиторов;

o положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, предусматривающей равные права на платежи и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;

o положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе. Этапы реструктуризации долга. Лондонским клубом мм:

1. Должник объявляет мораторий на платежи и составляет. Информационный меморандум

2. Кредитор формируют. Банковский консультативный комитет

3. Выбор посредников по обслуживанию, адвокатов и юридических консультантов

4 сбора по изучению состояния задолженности, должника

5. Согласование основных условий

6. Документальное оформление соглашения о пересмотре долга

7. Подписание юридических документов всеми сторонами