Что относится к маломерным судам в рф. Маломерные суда

Сегодня разработаны десятки видов небольших лодок, которые задействуются в спорте (воднолыжном, гребном, парусном), для обеспечения народнохозяйственных целей и использующиеся для общих нужд. Для определения ходовых качеств и истинной задачи судна следует чётко определить виды на основании конструктивных и эксплуатационных критериев.

По предназначению

Ключевым фактором классификации является предназначение судна. Сегодня выделяют несколько основных направлений использования:

  • для народнохозяйственных задач. Категория дополнительно разделяется на:
    1. спасательные;
    2. гидрографические;
    3. разъездные;
    4. лоцманские;
    5. лесосплавные и т. д.
Спасательные катера класса «Tamar»
  • суда для занятий спортом: греблей, водными лыжами и т. д.;
  • прогулочные разновидности акцентируют внимание на внутреннем обустройстве и удобстве для пассажиров;
  • туристические модели обладают либо большой вместимостью пассажиров, либо предназначены для длительных путешествий;
  • для рыбалки и охоты.

Для народнохозяйственных целей

В сельском хозяйстве используется много небольших судов, которые позволяют транспортировать необходимые ресурсы: сено, продукты, дрова, скот. В таких моделях всегда делается больший упор на вместимость и грузоподъёмность. Предпочитается также остойчивость, экономный расход топлива и надёжная конструкция.

Подобные модели часто лишены предметов интерьера для обеспечения комфорта (мягких сидений, ветрозащитного стекла или тента). В отдельных районах пользуются популярностью модели, приспособленные к местным условиям. Для сельскохозяйственных целей используются исключительно речные суда.

Спортивные

Главное отличие заключается в способности причислить его к одному из существующих видов спорта. В России самыми популярными спортивными катерами являются модели из класса SB-350 и SC-500 – это современные суда, распределённые по объёму цилиндров двигателя, у SB-350 – 350 см 3 , а у SC-500 – 500 см 3 .
Катер спортивный

Для этих моделей разработаны индивидуальные правила строения, они имеют специальный регламент по размерам корпусов. Правила запрещают использование специальных поверхностей с аэродинамическими свойствами, превосходящими установленные нормы. Стандарты предписаны с целью предотвращения несчастных случаев и создания равных условий для получения победы.

Ключевым отличием гоночных лодок является способность развивать высокую скорость при создании определённых условий. Преимущественно их мореходность невысока, а комфортабельности должного значения не придаётся. К исключениям можно отнести крейсерно-гоночные суда, но они относятся к большим конструкциям.

Прогулочные

Применяются для непродолжительных выходов в плавание. Преимущественно прогулки занимают не больше 2 суток. Количество пассажиров от 2 до 6 человек. Акцент в их конструкции сделан на пространный кокпит с повышенными удобствами для размещения пассажиров. Для защиты экипажа от плохой погоды предусматривается мягкий или жёсткий тент, в некоторых моделях встроена рубка-убежище, которая располагается в носовой платформе. Прогулочные суда с навесным мотором комплектуются небольшим топливным баком, горючего в котором достаточно на 100 км, иногда на 120 км.

Гребные лодки также бывают прогулочными и туристическими. Отличить такие модели можно по небольшому количеству пассажиров и широкому кокпиту, так как место необходимо для хранения походных вещей. В таких лодках не ночуют, в основном берут палатки, и разбивают лагерь на берегу.


Прогулочные суда

Туристические

Модели лодок туристического предназначения используются для прогулок на дальние расстояния, соответственно, имеют удобства для обитаемости и обладают высокими мореходными свойствами. Конструкция суден зависит от условий, в которых они будут эксплуатироваться.

К туристическим лодкам относятся как складные каноэ, байдарки (их единственная задача заключается в движении по воде), так и комфортабельные крейсерские яхты, обеспечивающие обитание на несколько дней, недель, а бывает – и месяцев.

Для рыбалки и охоты

Преимущественно подразумевается любительская охота и рыбная ловля. К группе судов могут причисляться многочисленные суда. Часто лодки имеют небольшое количество мест – 1–3 человека. К таким суднам относятся разборные, надувные и быстроходные лодки, ходящие на вёслах или под мотором. Их основная задача заключается в выезде жителей мегаполисов на прилегающие водохранилища.

Владельцам нередко требуется преодолевать большие расстояния до рыбных мест или охотничьих угодий, соответственно, подобным моделям присущи высокая скорость и мореходные характеристики.

Важнейшим параметром суден является проходимость, конструкция обязана без вреда пересекать мелководье и заросли камыша. Такие лодки не должны также выделяться и отпугивать живность или рыбу. По перечисленным причинам эти суда должны быть бесшумными. Предпочтение чаще отдают моделям, которые легко транспортируются в одиночку и могут устанавливаться на обычный автомобиль.
Катер для рыбалки и охоты

Жильё на воде

Это принципиально другой вид водного судна, которое позволяет своим владельцам длительное время проживать на нём, соответственно, обеспечивает достаточным уровнем комфорта и приспособленное для длительных стоянок или путешествий. Передвигаться плавучие дачи способны только при благоприятных метеоусловиях в пределах акватории. Отдельные модели неспособны к самостоятельному передвижению и требуют буксировки.

Жильё на воде имеет крытое помещение с потолками порядка 2 метров, и дополнительно оборудуются открытым участком для складирования вещей и приёма солнечных ванн. Предусматривается небольшой уровень осадки.

По методу передвижения

Суда могут отличаться также по способу передвижения и в зависимости от типа двигателя:

  • моторное судно с подвесным типом мотора;
  • катера, они имеют встроенный двигатель;
  • гребные суда;
  • парусные;
  • комбинированные модели: гребно-моторные, гребно-парусные и парусно-моторные;
  • буксируемые конструкции: причалы, плавучие дачи, лодки с должной грузоподъёмностью для транспортировки большого количества грузов.

Парусные суда

По конструкции двигателя

На основании устройства, которое преобразует момент вращения в движущую силу лодки, различают несколько моделей:

  • винтовые лодки;
  • с винтом воздушного типа работы;
  • колесные суда;
  • с движителем водомётного типа.

Бывают также движители, не относящиеся к двигателям. Они преобразуют энергию ветра и силу человека.

По типу движения

Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:

  • водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
  • глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
  • плоскодонное судно;
  • суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
  • конструкции с воздушной подушкой;
  • комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.

Глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям

По месту плавания

На основании районов использования небольшие суда бывают:

  • Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
  • 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
  • 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
  • 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
  • Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.

По району плавания

Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях. Классификация судов по районам плавания:

  • океанские суда способны плавать на любых расстояниях от берега;
  • морские лодки используются в прибрежных зонах морей;
  • рейдовые могут применяться при недлительных путешествиях;
  • портовые суда плавают только в пределах порта и используются для его обслуживания;
  • речные лодки.

Морские лодки используются в прибрежных зонах морей

Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее 12 человек.

Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда, суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Шлюпки судовые подразделяются на спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строят в соответствии со специальными международными правилами, они служат для спасения команды и пассажиров при аварии судов. Рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируют с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские) служат для удовлетворения культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. Из всего числа , судов индивидуального пользования насчитывается более 90%.

Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и разнообразные габариты, обводы и прочность корпуса.

Особую признательность получили мотолодки и катера для прогулок - прогулочные суда, серийно выпускаемые нашей промышленностью для продажи населению. В соответствии с ГОСТ 19105-73 валовая вместимость этих судов до 10 регистровых тонн, а пассажировместимость до 12 человек. Кроме того, катера и мотолодки судоводители-любители строят своими силами.

2. По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д. Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с переменой района, где происходит движение судна, может вызвать ухудшение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении. Сильное волнение поверхности воды может резко изменить мореходные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденные осложнения.

У судов, выходящих в открытые водные пространства, должны быть хорошие мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотоплямость), а у судов, плавающих на малых реках, минимальная осадка и хорошая поворотливость.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, в зависимости от их мореходных качеств и конструктивных данных, прочности, оборудования и технического состояния, делятся на классы, не зависящие от главных линейных размерений. Классификацию судов производят органы технического надзора.

3. По обводам корпуса

Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса - это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного. Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы - наличием трех килеватых образований днища.

Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть - круглоскулая.

4. По материалу корпуса

Маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, состоящие из нескольких материалов (например, корпус деревянный, а набор металлический), называются композитными судами.

5. По движению

Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт или водометный движитель, могут иметь также парус, весла. По роду движения они делятся на винтовые, водометные, парусные, весельные.

6. По конструкции набора корпуса

Корпуса маломерных судов бывают с набором поперечным, продольным, смешанным и безнаборные.

Маломерные суда представляют собой плавательные средства, которые оборудуются двигателями мощностью менее 75 лошадиных сил. В эту категорию входят парусные и несамоходные агрегаты, показатель мощности которых регулируется регистровыми единицами. Они должны быть не более 80 тонн с валовой вместимостью менее 10 регистров (в тоннах). Кроме того, в эту сферу входят байдарки, гребные лодки и надувные суда грузоподъемностью 100-225 килограмм.

Общая информация

Маломерные суда - это инженерные сооружения, ориентированные на транспортировку определенного числа пассажиров или груза. Рассматриваемые варианты предназначены для туристических походов, рыбной ловли и спортивных соревнований. Часто подобные плавсредства используются в сферах народного хозяйства, особенно в районах Сибири и Поволжья.

На транспортных средствах используются бортовые, навесные или стационарные силовые агрегаты. На также может эксплуатироваться мотор при необходимости буксировки в сложных климатических условиях. Основные правила распространяются на все плавательные средства, причисляемые к классу приспособлений с механическими силовыми установками.

Особенности

Маломерные суда можно разделить по следующим категориям:

  • Водоизмещающие варианты. Они поддерживаются на плаву благодаря архимедовому закону, который основан на поддержании за счет массы воды, равной объему, вытесняемому плавательным средством. Скорость таких экземпляров ниже аналогов, несмотря на достойный показатель мореходности.
  • Глиссеры. Эти маломерные суда в неподвижном состоянии держатся на плаву за счет поддерживающей силы и водоизмещения. При увеличении скорости глиссирующие модели выполняют маневры благодаря динамической подъемной силе, которая образуется в плоских отсеках днища. Глиссирование начинается в момент расположения донной части под углом атаки порядка 3-6 градусов. На данный показатель также влияет загруженность плавательного средства и имеющееся оборудование.

Управление маломерными судами другого типа

К рассматриваемому классу относятся все категории моторных лодок, прогулочные суда, самодельные экземпляры с маломощными навесными или стационарными двигателями, глиссирующие в водоизмещающем режиме движения.

Катера представляют собой маломерные суда, оснащенные силовым агрегатом стационарного типа. Плавательные средства используются для прогулок, а также в качестве специальных машин. Модели с повышенным показателем мореходности оборудуются палубой, кокпитом и надстройкой. Данные конструкции имеют длину не более 8 метров, эксплуатируются преимущественно в открытых водоемах и устьях больших рек, оснащены шлюпочными обводами. Подобные механизмы еще называют ботами. Кроме стационарного мотора, они могут иметь парусное оборудование. Плавательные средства этого типа подразделяются на промысловые, спасательные и лоцманские категории.

Шлюпки и яхты

Рассмотрим еще несколько видов маломерных судов, судоводители которых управляют ими при помощи моторов либо парусов:

  1. Шлюпки. К этой категории относится тип гребных лодок с возможностью использования навесных моторов. Они служат для спасения людей, выполнения транспортных задач и специальных миссий. В зависимости от предназначения, шлюпки причисляют к спасательному, рабочему, транспортному, прогулочному классу.
  2. Яхты - это преимущественно парусные или моторно-парусные суда, которые имеют разное водоизмещение и предназначены для отдыха, туризма или спорта.
  3. Глиссеры - моторные плавсредства, оснащаемые поперечными реданами в виде уступов на днище. Одноместные модели этой категории еще называют скутерами. Моторная лодка с крыльями часто обозначается как катер на подводных крыльях.

Права на управление маломерными судами

Эксплуатация рассматриваемой категории плавательных средств допускается после их регистрации в судовой книге с нанесением регистрационных знаков и технического осмотра. Освидетельствование позволяет определить максимальную мощность лодки, ее и профильное предназначение. Борт должен оборудоваться всеми необходимыми средствами безопасности, включая противопожарные средства, сигнальные огни и навигационное оборудование.

Государственную регистрацию проводят соответствующие органы контроля. Управлять маломерными судами могут лица, прошедшие экзамены на право управления данной категорией транспорта. без навигационной обстановки используются в транспортном направлении с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

Номинальная скорость движения в пределах населенных пунктов, а также место стоянки судов регламентируются инспекцией по маломерным судам, согласно нормативным актам и действующему законодательству.

Безопасность

Права на управление маломерными судами позволяют эксплуатировать агрегат по его прямому назначению. В любом случае запрещается при эксплуатации и обслуживании таких средств следующее:

  • Использовать судно, не прошедшее государственную регистрацию.
  • Переоборудовать транспорт без получения специального разрешения.
  • Управлять лодкой или катером в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения.
  • Передавать управление лицу, не имеющему права на вождение маломерных судов.
  • Превышать номинальный скоростной режим.
  • Наносить повреждения другим бортам или опознавательно-техническим знакам.
  • Заходить в закрытые для плавания районы без соответствующего разрешения.
  • Маневрировать в акватории пляжей и массового скопления людей.

Неисправности, запрещающие эксплуатацию «маломерок»

Эксплуатация и навигация маломерных судов запрещается при наличии следующих неисправностей:

  • Возникновение сквозных пробоин в корпусе.
  • Разгерметизация воздушных ящиков или герметичных отсеков.
  • Отсутствие элементов крепления рулевой колонки или повреждения, влияющие на надежность работы этого узла.
  • Наблюдение утечек горючего, чрезмерной вибрации, неисправность глушителя или реверсного редуктора.
  • Несоответствие стандартам комплектации и оснащения, указанным в судовом билете.
  • Неисправность или отсутствие сигнальных огней и спасательного оборудования.

Обязанности судоводителя

В этот перечень входит несколько основных положений, а именно:

  • Выполнение требований правил государственного образца.
  • Проверка судна перед каждым выходом в плавание.
  • Проведение инструктажа для пассажиров о поведении на плавательном средстве, а также обеспечение их безопасности.
  • Присутствие документального подтверждения права на маломерные суда и их управление.
  • Выполнение требований проверяющих органов и уполномоченных лиц.

Событием, способным оказать существенное влияние на развитие маломерного судостроения стало принятие в 2001 году "Методических указаний по классификации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Российской Федерации" и "Основных технических требований к судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ". В том же 2001 году, после доработки и объединения выше названных документов, были приняты "Временные Правила классификации и технические требования к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС РФ". Основные положения Правил опубликованы В.В.Антоновым и В.В.Романовым в книге "Маломерные суда на водоемах России" в 2002 г.

Все вышеупомянутые документы по классификации создавались на основе проекта Правил классификации маломерных судов, подготовленного при участии Трифонова А.В. и Романова В.В.

Правила классификации имеют структуру традиционную для подобных нормативных документов. Они включают в себя: область распространения, определения и пояснения, категории и классы поднадзорных судов, формулу класса, порядок осуществления технического надзора и технические требования к судам. Последние включают требования: к корпусу; плавучести; остойчивости и непотопляемости; устройствам и снабжению, механическим установкам, системам, электрооборудованию, противопожарной защите и парусному вооружению.

В основном в Правилах отражены требования к судам внутреннего и прибрежного морского плавания, поскольку на момент разработки проекта распространение юрисдикции ГИМС за пределы территориальных вод России не предполагалось. А так как в дальнейшем она была расширена и на маломерные суда, совершающие плавания и вне территориальных вод, то в окончательную редакцию оказались включенными I, II,III категории морских бассейнов, классификация которых основана на проработках коллектива работников ГИМС г. Санкт-Петербурга, под руководством К.Ф.Пашинского. Очевидно, что требования к судам предназначенным для эксплуатации в бассейнах этих категорий нуждаются в специальной разработке и должны быть включены в следующую редакцию Правил.

В разработанных Правилах за основу взята система классификации бассейнов, принятая Российским Речным Регистром с добавлением одного разряда для мелководных водоемов, где высота ветровых волн не превышает 0,2 м (именуемых сегодня в ряде документов "несудоходными" на которых, тем не менее, эксплуатируются десятки тысяч судов), а так же трех категорий морских водных бассейнов.

Удаление от места-убежища (берега) определялось с учетом возможности преодоления расстояния при заметном ухудшении гидрометеоусловий. Следовательно, на ряду с высотой надводного борта и остойчивостью важными характеристиками становятся скорость судна и характер его движения. Очевидно, что более высокий класс при прочих равных условиях должны получать суда, оборудованные несколькими движителями (парусно-моторные, парусные с веслами, моторные с веслами). Парусные суда должны получать более высокий класс, чем гребные, т.к. с усилением ветра эффективность паруса возрастает, а весел – снижается.

В правила включены требования к остойчивости и непотопляемости, позволяющие говорить о возможности создания вполне мореходных и безопасных судов. Так, введены требования по составу судовой документации, включению в нее диаграмм статической остойчивости, проведению опыта кренования, метацентрическим высотам, характеру расположения блоков плавучести, оговорен обязательный учет влияния свободной поверхности для судов с самоотливным кокпитом.

Разработана и внедрена формула класса, отражающая важнейшие особенности конструкции судна в наибольшей мере влияющие на его мореходные качества. Формула класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками. Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:

  1. катер;
  2. моторная лодка;
  3. парусное судно;
  4. парусно-моторное судно;
  5. гидроцикл;
  6. гребное судно;
  7. несамоходное судно.

При этом судам на подводных крыльях или на воздушной подушке добавляется соответственно индекс "К" или "П".

Второй знак кода указывает на наличие или отсутствие у судна водонепроницаемой палубы:

  • 1-судно, имеющее водонепроницаемую палубу;
  • 0-открытое (беспалубное) судно.

Третий знак кода указывает класс судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне:

  • "М" – морской;
  • "В" – внутренний;
  • "Н" – несудоходный.

В формуле класса морского судна после третьего знака указывается категория допустимого района плавания.

Четвертый знак указывает общее допустимое количество людей на борту (экипажа и пассажиров).

Пятый знак указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт.

Шестой знак указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. При этом, если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, шестой знак в формуле не ставится.

Ниже приведены примеры записи формулы класса.

1.1.М 111.10.50 – катер, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, имеет ограничение по мощности главного двигателя 50 кВт, парусного вооружения не предусмотрено.

4.1.М 111.10.50.60 – парусно-моторное судно, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, с ограничением по мощности главного двигателя до 50 кВт и по парусности до 60 м2.

1К.1.М1.6.50 – катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу с разрядом плавания "1" в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек, с ограничением по мощности главного двигателя 50 кВт.

2.0.2В.4.40 – моторная беспалубная лодка с разрядом плавания "2" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек, с ограничением по мощности подвесных моторов 40 кВт.

6.0.5Н.2. – гребная беспалубная лодка с разрядом плавания "5" в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2-х человек.

7.1.4В.4 – несамоходное судно, имеющее водонепроницаемую палубу с разрядом "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающее размещение на борту судна при движении до 4-х человек.

Использование формулы класса позволяет конкретизировать требования к судну в зависимости от предполагаемого района эксплуатации, преобладающих в нем гидрометеоусловий, увязать район плавания судна с конструкцией корпуса, степенью обеспеченности плавучести, остойчивости и непотопляемости, требованиями к механическим установкам, системам, устройствам и снабжению, электрооборудованию, парусному вооружению.

В Правилах также определены минимальные толщины для наружной обшивки корпусов из различных материалов, требования к соединительным мостам многокорпусных судов, леерам, реллингам и трапам. Впервые применительно к маломерным судам определены допустимые пределы износов, повреждений и дефектов.

Важной частью правил является раздел определений и пояснений, содержащий разъяснения по таким терминам, имевшим ранее неоднозначное трактование применительно к маломерным судам, как: место-убежище; водонепроницаемая палуба; несудоходный водоем; перегон; прогулочное судно; судовладелец; судно сертифицированное; судно в постройке; судно в эксплуатации; экипаж; пассажир и пассажировместимость; открытое судно.

Среди важнейших результатов внедрения Правил следует отметить возможность классификации, а следовательно осуществление технического надзора за такими судами, как вспомогательные несамоходные промысловые, а так же надувные буксируемые баллоны.

Правила прошли апробацию в ходе создания ряда проектов судов, в том числе судна для малых рек "Шкипер".

В некоторой доработке нуждается раздел "Непотопляемость". В нем на ряду с требованиями по сохранению положительных плавучести и остойчивости для полностью залитого водой судна при полной загрузке присутствуют требования: по сохранению положительной плавучести при затоплении одной секции плавучести или любого из водонепроницаемых отсеков, а также архаичные требования ГОСТ 19356-79. Последние сводятся к тому, что судно должно сохранять в затопленном состоянии запас плавучести равный 10% грузоподъемности. При этом остойчивость считается удовлетворительной если обеспечивается при размещении на любом борту в районе миделя груза массой 5% грузоподъемности.

Очевидно что каждое из вышеприведенных требований имеет свою логику и должно присутствовать в Правилах. Однако их необходимо поставить в строгое соответствие вполне определенным классам судов. Так по-видимому 10% (от грузоподъемности) запас плавучести целесообразно оставить для беспалубных судов 4 – 5 классов. Требования по сохранению плавучести при затоплении одной секции плавучести следует распространить на беспалубные суда 1 класса. Требования к сохранению плавучести и остойчивости при полном заливании должно быть распространено на беспалубные суда 1 – 3 класса.

Необходимо вводить в Правила определение судов "поплавкового типа", корпуса которых имеют вид поплавков, горловины люков которых постоянной герметично задраены, либо люки вовсе отсутствуют. Нередко внутренняя часть корпуса таких судов заполняется материалов обеспечивающим плавучесть (например пенопластом) даже в случае повреждения. Суда такого типа могли бы быть отнесены к более высоким классам.

классификация судов, категории судов, классы судов, классификация бассейнов

По способу передвижения

Самоходные - это суда приводимые в движение механическими установками.

Несамоходные - всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (пантоны, дебаркадеры и т. д.).

По назначению

Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек*. Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Судовые шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строятся в соответствии со специальными международными или национальными правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами, а рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируются с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские), служащие для культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. От всего числа маломерных судов, судов индивидуального пользования насчитывается более 90%- Они служат главным образом для активного отдыха трудящихся на воде (дальних и ближних туристических путешествий, прогулок, связанных с посещением новых мест, рыбной ловли, охоты и т. п.) и для других транспортных и хозяйственных нужд населения.

Маломерные суда индивидуального пользования могут принадлежать как организациям, так и отдельным гражданам. Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и систем с разнообразным режимом эксплуатации, самые разнообразные габариты, обводы и прочность корпусов.

Основными судами этой группы являются катера и мотолодки с подвесными моторами для прогулок (прогулочные суда), рыбной ловли, охоты, отдыха, туристских походов и т.д.

По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках, - минимальная осадка.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР, в зависимости от конструктивных данных судов, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

Внутренние судоходные пути - реки, озера, водохранилища - разделяются Речным Регистром в зависимости от районов, где могут плавать поднадзорные Речному Регистру суда, на четыре разряда: М, О, Р, Л. Соответственно подразделяются по этим же классам (М, О, Р, Л) суда, поднадзорные Речному Регистру.

Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой 3 м и длиной 40 м . Условия - приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.

К разряду М относятся: устье реки Северной Двины и выход в Белое море до Архангельского плавучего маяка; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа; Енисейский залив от Усть-Порта до о. Диксон и Гыданская губа, восточная часть Финского залива - от Кронштадта до Выборга; Печорский залив от Нарьян-Мара до островов Гуляевской кошки; Амурский лиман ниже г. Николаевска-на-Амуре, а также озера Ладожское, Онежское, Байкал, Иссык-Куль и Аральское море.

Судам класса М, плавающим в бассейнах: Татарский пролив от Амурского лимана вдоль берега материка до Де-Кастри и от Амурского лимана вдоль западного побережья Сахалина до Александровска; Енисейский залив от Уст-Порта до о. Диксон и Гыданская губа; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа, восточная часть Финского залива от Кронштадта до Выборга, разрешается выход в плавание при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и длиной 20 м . Условия плавания - озерные. К разряду «О» относятся следующие районы: озера Балхаш, Севан, Выг-Озеро; Рыбинское, Цимлянское, Каховское и Новосибирское водохранилища; Курский залив, Гранц-Рыбачье, Нида, Финский залив от Ленинградского порта до Кронштадта, Астраханский 12-футовый рейд, Обская губа от Ямсальского бара до Нового порта; низовья рек: Лены - ниже устья реки Алдан до бухты Тикси, реки Амура - от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, Енисея - от Игарки до Усть-Порта, Южного Буга - ниже г. Николаева, Днепробугский лиман до Очакова, Волга от Камского устья до Куйбышевской ГЭС (Куйбышевское водохранилище) и от Саратова до Волгограда (Волгоградское водохранилище), Кама - от Березников до Камской ГЭС (Камское водохранилище) и от Чистополя до устья Камы.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2 м и длиной 12, 5 м . Условия плавания речные, как правило, магистральные реки и большие притоки. К разряду Р относятся озера Чудское, Белое, Ильмень, Зайсан, Кубенское, Иваньковское водохранилище (Московское море); Волга - от Калинина до Коприна, от Рыбинска до Горького (в том числе Горьковское водохранилище), от Горького до Камского устья, от Ставрополя до Саратова, от Волгограда до Астрахани - морской канал; Кама - от Перми до Чистополя, Обь - от Камня до Ямсальского бара; Енисей - от Красноярска до Игарки; Иртыш - ниже Омска; Лена - от Витима до устья реки Алдан; Днепр - ниже Днепропетровска (за исключением Каховского водохранилища); Северная Двина - от реки Пинеги до Бара; реки Нева, Свирь, Колыма, Ясна, Индигирка, Ангара, Алдан, Селенга, Печора- от Усть-Пильмы до Нарьян-Мара, Амур - от Благовещенска до Хабаровска, Дон - от Ростова до морского канала, Южный Буг - от Николаева до с. Терноватое, Куршский залив- от Клайпеды до Ниды, Веселовское водохранилище, канал имени Москвы и его водохранилище, Волго-Донской канал-от Красноармейска до Пятиизбянских рейдов, Вислинский залив (Калининград - Балтийск - устье реки Эльбинская Висла).

Суда класса Р допускаются к плаванию по озерам Ильмень, Чудскому и озеру имени Ленина при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л могут плавать только при незначительном ветровом волнении на поверхности воды. Они имеют малую осадку для того, чтобы плавать на небольших глубинах. К разряду Л относятся верхние плесы больших рек, таких как Лена выше Витима, Енисей выше Красноярска, Волга выше Калинина, Днепр выше Днепропетровска, Печора выше Усть-Цильмы, Амур выше Благовещенска, Северная Двина выше устья реки Пинеги, Кама выше Березников, Обь выше Камня, Иртыш выше Омска, реки Шилки, Зея, Аму-Дарья, Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река, Неман -Калининградский канал, река Данге до Клайпеды, Маныч от устья до Веселовского водохранилища и все остальные реки, не названные выше.

Примечания:

  • Минимальный наводный борт определяется на стоянке меньшим из 3 замеров от миделя в корму, включая наименьший замер на некоторых судах у транца, или же он измеряется от действующей ватерлинии до первого открытого отверстия и негерметичного выреза в корпусе.
  • Для гребных лодок высота надводного борта у форштевня должна составлять не менее 10% длины лодки.
  • В исключительных случаях отдельным судам могут устанавливаться условия плавания на волнении до 5 баллов и район плавания, отличные от заданных таблицей. При этом могут быть заданы условия в том числе: с сопровождающим судном, следование определенной трассой, в определенное время суток и т. д.

Морские суда по району плавания подразделяются на суда: а) с океанским (неограниченным морским) районом плавания; б) с морским районом плавания; в) районом прибрежно-морского плавания; г) районом рейдового плавания; д) плавающие в районе портовых вод. Некоторым малым промысловым судам и мотоботам удаление от берега разрешается только на 10 миль. Они могут выходить в море при ветре до четырех баллов.

Каждому маломерному судну, не поднадзорному Регистру СССР и Речному Регистру, плавающему на внутренних судоходных водоемах и в прибрежной зоне морей присваивается соответствующий класс: первый, второй, третий.

По режиму движения

Маломерные суда делятся на суда с режимом плавания (водоизмещающиеся), режимом глиссирования, переходным режимом с плавания на глиссирование с режимом движения на подводных крыльях, с режимом движения на подводной подушке.

По обводам корпуса

Обводы корпуса маломерных судов могут иметь различные формы. Основные два типа обводов подводной части корпуса - это круглоскулый и остроскулый.

Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулыми называются обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви в бортовой. Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.

Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Плоскокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов (всех или за исключением одного-двух носовых) образованы прямыми линиями.

Изогнутокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов образованы плавно изогнутой S -образной линией.

Смешанными называются обводы, при которых часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая.