Утверждении норм потребления коммунальных услуг. Нормативы потребления коммунальных услуг

Сегодня одной из основных статей расходов семейного бюджета является оплата коммунальных услуг. Большинство уже установили учетные приборы, остальные (преимущественно жители многоквартирных домов) ведут оплату согласно тарифам. Норматив потребления влияет на тот лимит израсходованного, за который по истечении месяца придет счет.

В столице фиксированную цену устанавливает московское правительство, а в Санкт-Петербурге этим занимается специальный комитет. Государственное регулирование указывает на то, что тарифы являются отражением качества жизни населения, так что должны удовлетворять минимальному уровню потребности в данных услугах.

Для чего нужен фиксированный тариф?

Нормативы потребления общедомовых коммунальных услуг необходимы для определения следующих величин:

  1. Объема предоставляемых населению услуг (для каждого вида коммунальных услуг показатель рассчитывается отдельно).
  2. Тарифов, имеющих экономическое обоснование.
  3. Размеров ставок на услуги, предоставляемые жилищно-коммунальным хозяйством.
  4. Величины компенсационных выплат (субсидии).
  5. Обобщенного размера финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства.
  6. Нужды в дополнительных средствах из государственного бюджета.


Что включается в тарифы для населения?

Норматив потребления коммунальных услуг устанавливается на все виды услуг, которые предоставляет жилищно-коммунальное хозяйство. В зависимости от способа потребления, предоставляемые услуги делятся на две категории:

  1. Услуги индивидуального или общесемейного потребления. К этой категории относятся все те услуги, которые используются в частном доме или квартире. Сюда можно включить водоснабжение, водоотведение, отопление, электричество, газоснабжение.
  2. Услуги общественного пользования. Это те услуги, которые предоставляют работники ЖКХ для всех жителей. В многоквартирных домах это поддержка должного состояния (лифтов, лестничных площадок, подъездов). Для придомовой территории - работа дворника, утилизация мусора и бытовых отходов. Хорошую работу коммунальных служб можно отметить по всему городу в виде чистых улиц, проведения ремонтных работ на дорогах, мостах, тротуарах, озеленения городов и фонарного освещения.

Что такое общедомовые нужды?

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды представляет собой целый комплекс показателей и определяет минимальный набор услуг, в котором нуждается население. Тарифы устанавливаются согласно нескольким величинам:

  • количеству положенных квадратных метров по социальным стандартам;
  • объему расходуемой воды, газа и электроэнергии.


Тарифы высчитываются относительно одного человека, а затем выводится среднее арифметическое по какой-либо территории (району, городу, региону).

Как устанавливается уровень потребления?

Граница, в рамках которой устанавливается норматив потребления коммунальных услуг, имеет два выражения: натуральное и численное. Кроме того, тариф может колебаться в зависимости от экономической, политической и демографической ситуации в государстве. Также нормативы неоднородны, и в каждом регионе Российской Федерации устанавливаются отдельно. На предоставление таких прав местному самоуправлению повлияла большая протяженность страны и, как следствие, различные климатические условия.

На уровень использования жилищно-коммунальных услуг оказывают существенное влияние и субъективные факторы, которые показывают производительность предприятий. Но формирование тарифов происходит только относительно объективных факторов. Этот процесс осуществляется в два этапа:

  1. Установление норматива для отдельных регионов, которые, как правило, расположены в одинаковой климатической зоне.
  2. Разделение тарифов на группы с учетом особенностей местности для каждого населенного пункта.


Как формируются тарифы?

Нормативы потребления коммунальных услуг (2017), рассчитываются согласно одному важному показателю, а именно по количеству квадратных метров. Норма социальной площади жилья определяется на одного человека. Относительно неё высчитывается и сумма компенсационных выплат на оплату услуг, предоставляемых службами жилищно-коммунальных хозяйств. Факторы, влияющие на установление этого минимума, определяются представителями правительства Российской Федерации. К таким показателям относятся:

  • степень обеспеченности жильем;
  • количество членов в семье;
  • тип помещения из резервов жилищного фонда.

Индивидуальный подход в этом вопросе к каждому гражданину имеет особое значение для общества и экономики государства.

То, что установление норм ведется на государственном уровне, дает населению гарантии на обеспечение не только жильем, но и возможностью вносить за него оплату своевременно и в полном объеме. Показатель, характеризующий размер положенной жилищной площади, зависит от уровня развития экономики, жилищной обеспеченности людей и расширения жилищного фонда за счет пополнения новыми объектами общественного пользования.


На данную величину предусмотрен также всероссийский стандарт, согласно которому на одного человека должно приходиться как минимум восемнадцать квадратных метров площади жилья (для семей, состоящих из трех и более членов), сорок два - для семьи из двух персон. Социальный минимум площади жилья на одинокого человека равен тридцати трем квадратным метрам. Если учитывать среднюю величину по Российской Федерации, то она будет составлять восемнадцать квадратных метров.

Расчет тарифов согласно нормам на площадь жилья является наиболее легким и менее трудозатратным. Особая внимательность уделяется только особым обстоятельствам, например, льготам.

Как определяют тарифы на воду?

Норматив потребления коммунальной услуги по водоснабжению рассчитывается согласно перечню стандартных хозяйственно-бытовых процедур. Это значит, что расчет ведется исходя из применения воды, наличия централизованного водоснабжения и базового сантехнического оборудования. Специалисты собирают статистику по количественным результатам, которые подсчитываются путем анализа анкет пользователей и экспертов.


Какие показатели влияют на

Устанавливаются в соответствии со На минимум потребления воды влияют:

  1. Показатель, отражающий среднюю величину использования ресурса одной жилищной единицей или, иначе говоря, бытовые нужды населения. Сюда входит использование воды и для питья, и для хозяйственных нужд. К индивидуальным нуждам относится потребность человека в гигиене, стирка и готовка. Процедурами общего назначения являются мытье посуды, сантехники, уборка, уход за растениями.
  2. Сверхлимитный расход. Величина рассчитывается на одного человека за сутки.
  3. Расход воды, необходимый на усиление напора. Процесс запускается для постоянной и перебойной подачи воды в квартиры.

Чтобы вычислить потребление воды в целом для всего жилищного фонда, нужно добавить еще общественные нужды, т. е. услуги, которые предоставляются совокупности жителей. К таковым относятся уборка подъездов, полив зеленых насаждений и территории перед домами. Если хотя бы один из принятых во внимание показателей поменяется, то тариф нужно будет пересчитывать.

Снизить объемы расхода воды можно за счет должного технического обслуживания водопроводной техники (как личного, так и общественного использования) и минимизации нерациональных трат.


В тех местах, где жилищный фонд имеет пониженный уровень благополучности, нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению снижены.

Как определяются тарифы на электроэнергию?

Тариф на электричество - это наиболее важный норматив потребления коммунальных услуг. Точно так же как и водоснабжение, он делится на два вида в зависимости от метода использования.

К индивидуальному потреблению относится освещение жилища, затраты на работу мелкой и крупной бытовой техники. Общественное потребление оплачивается из резервов жилищного фонда. В некоторых случаях к общественному может относиться кондиционирование, обеспечение населения отоплением и горячей водой. Методом усреднения полученных данных выводят средние значения потребления электроэнергии.

Что влияет на тариф по отоплению?

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению включает в себя две составляющие: поддержание нормальной температуры в помещении и обеспечение населения горячей водой. Уровень отопления регулируется санитарно-гигиеническими нормами. Этот тариф соотносится не только с площадью помещения, но и с действиями по предотвращению нерационального использования тепла.

Какие особенности влияют на определение необходимости в отоплении?

Нужда в подаче отопления равна произведению удельного расхода тепла в течение года на социальную норму размера жилья. На размер теплопотребления также влияет технические и конструкционные характеристики самого здания (материал, из которого изготовлено строение, количество этажей). В формуле учитываются климатические и метеорологические показатели. Специалистами соответствующей организации подаются данные о температуре окружающей среды, средней температуре воздуха за отопительный период, температуре внутри зданий.

Важным параметром при расчете тарифов является тип застройки. Если жилищный фонд отличается капитальностью, то затраты на отопление будут ниже.

Таким образом, вопрос об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг поднимается в администрациях городов очень часто из-за постоянных изменений в составляющих расчетов тарифов.

Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы потребления коммунальных услуг (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники - 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Нормативы потребления коммунальных услуг

Как известно, с 2015 г. при расчете платы за коммунальные услуги нужно применять повышающие коэффициенты к нормативам потребления в случае отсутствия приборов учета. Данная мера призвана стимулировать установку счетчиков коммунальных ресурсов. На страницах журнала мы уже освещали эту тему. Но некоторые вопросы практического применения законодательных норм о повышающих коэффициентах остались нерешенными. Теперь Минстрой издал официальный комментарий ко многим из них. В настоящей статье предлагаем вашему вниманию обзор Письма Минстроя России от 18.03.2015 N 7288-ач/04.

Документ доступен:

Пример: С. обратился в суд с иском к ООО "ЭУК "Подмосковье-ЖКС" об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей. Указал, что в феврале 2013 года начисления за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение были произведены по индивидуальным приборам учета, которые в квартире не установлены. Жилое помещение в ходе застройки не было оснащено индивидуальными приборами учета. Просил обязать ответчика произвести перерасчет коммунальных платежей исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

С начала 2017 года начало действовать постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 . Этот документ заслуживает особенного внимания, поэтому мы открываем цикл статей о переменах в порядке предоставления КУ.

Сегодня мы расскажем о постановлении в целом и об определении нормативов потребления коммунальных услуг .

Перемены в порядке предоставления коммунальных услуг

Постановление вносит изменения в несколько нормативных правовых актов, о которых мы последовательно расскажем в цикле статей «ПП РФ 1498». Главное же нововведение - с 1 января 2017 года расходы на ОДН входят в плату за содержание общего имущества МКД, становятся жилищной услугой.

Такие расходы будут учтены в нормативах потребления:

необходимых для содержания общего имущества в МКД .

К 1 января 2017 года региональные власти должны были утвердить такие нормативы. ПП РФ N 1498 переносит крайний срок на 1 июня 2017 года, до этого срока будут применяться действующие нормативы. Обновлённые квитанции потребители получат в феврале.

ОДН в составе жилищных услуг

В квитанциях появится новый пункт - общедомовые нужды. Плата за ОДН будет прописываться в платёжке отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

Оплата воды и электричества, используемых на ОДН, для собственников и пользователей помещений МКД не новость. Плата:

  • входила в состав коммунальных услуг,
  • складывалась из разницы между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ с нормативными объёмами тех потребителей, у кого нет сведений ИПУ и ОДПУ.

ОДН пропорционально площади квартир распределялся между жителями МКД. В ОДН входили и объёмы ресурсов, о которых жильцы умалчивали.

То, что теперь плата за ОДН входит в жилищные услуги, - технический момент, и увеличения платежей не будет. Жильцы, которые до сих пор не установили приборы учёта, будут оплачивать ОДН по повышающему коэффициенту . С 1 января 2017 года он равен 1,5.

Верхний предел платы за ОДН ограничен нормативом. Согласно обновлённому постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 , при определении нормативов будут учитываться некоторые конструктивные и технические параметры МКД .

Для воды это:

  • количество этажей,
  • износ внутридомовых инженерных сетей,
  • вид системы теплоснабжения,
  • вид системы ГВС,
  • водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование в местах общего пользования.

Для электричества:

  • количество и типы оборудования и устройств,
  • износ внутридомовых инженерных сетей.

Нормативы потребления ресурсов на ОДН местные власти должны утвердить до 1 июня 2017 года. Напомним, ранее срок стоял до 1 января 2017 года. До 1 июня будут применяться действующие нормативы. Норматив потребления газа принимается равным нулю.

ПП РФ N 1498 устанавливает единые единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов , необходимых для содержания ОИ в МКД:

  • холодная вода - кубический метр на 1 м²,
  • горячая вода - кубический метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 кубического метра холодной воды на 1 м² или кубический метр горячей воды на 1 м²,
  • электричество - кВт · час на 1 м²,
  • отводимые сточные воды - м³.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов для содержания ОИ в МКД действуют не менее 3 лет. В этот период они не пересматриваются.

Высшее должностное лицо субъекта РФ для определения размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг :

  • инвалидам I и II групп,
  • семьям с детьми-инвалидами,

если в доме установлены ИПУ и ОДПУ , может установить нормативы с применением коэффициента в размере от 1,1 до 1,8 к соответствующему нормативу потребления.

Сверхнорматив оплачивают управляющие организации. Минстрой РФ считает, что это должно простимулировать их использовать энергосберегающие технологий и бороться с воровством коммунальных ресурсов.

Порядок установления нормативов

Нормативы потребления коммунальных ресурсов для содержания ОИ в МКД по каждому виду ресурсов включают:

  • технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов,
  • объём коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня.

Не включают - расходы коммунальных ресурсов , возникшие в результате нарушения:

Норматив отведения сточных вод определяется как сумма нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания ОИ в МКД.

ПП РФ N 1498 приводит новую редакцию определения нормативов потребления КУ по ХВС, ГВС и потребления горячей воды в жилых помещениях (м³ в месяц на 1 человека).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО и ТСЖ соответствовать ПП РФ №731 о Стандарте раскрытия информации () и ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). в 6.7 раз. А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

Приборы учета ресурсов, по-простому говоря - счетчики, установлены до сих пор далеко не в каждой квартире и в каждом доме. Если их нет, то жильцы получают квитанции с определенными суммами, рассчитанными по количеству проживающих, или по квадратным метрам площади. То есть платят по нормативам.

Время от времени нормативы меняются. Поэтому вполне логично, что домовладельцы хотят знать несколько моментов. Во-первых, что представляет собой и из чего складывается норматив потребления. Во-вторых, по каким причинам возможны изменения, как часто это происходит. И в-третьих, почему даже в пределах одной области владельцы жилья получают квитанции с заметно разнящимися суммами. Чтобы читатели легко сориентировались, данную тему разделим на 4 вопроса. Ответы дают представители власти.

Предварительно заметим, что нормативы действительно отличаются. И это может ощущаться даже не в разных уголках страны, а буквально на одной улице. Приведем пример. В январе 2013 года в Республике Хакасия были утверждены новые нормативы. В частности они коснулись электроэнергии. Примечательно, что для владельца 1-комнатной квартиры с установленной электроплитой месячная норма составила 268 кВт. А для владельца частного дома при таких же условиях - 763 кВт. Это вытекает из того, что на нормативы кроме прочего влияют конструктивные особенности зданий.

Что такое норматив потребления коммунальных ресурсов?

Норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

Почему нормативы потребления по отоплению различаются в разных городах?

При расчете нормативов потребления по отоплению учитываются климатические условия, которые ограничены набором следующих показателей:

Средняя температура наружного воздуха за отопительный период;

Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования;

Продолжительность отопительного периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8° С и ниже.

Именно климатические параметры в населенных пунктах одного субъекта РФ являются причиной больших различий в потреблении тепловой энергии на отопление при прочих равных условиях. Климатические условия определяются на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд. В Вологодской области выделено 5 температурных зон, которые отличаются разными климатическими условиями и, как следствие, разными нормативами на отопление. Кроме того, нормативы дифференцируются по конструктивным и техническим параметрам (этажность зданий, год постройки).

Как устанавливаются нормативы, как ведется расчет?

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 258). Расчет ведется в соответствии с формулами данных Правил.

Как часто пересматриваются нормативы?

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.

Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:

Изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;

Внесение изменений в Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.