Ненормированный рабочий день 79 фз. Ненормированный рабочий день госслужащих

Традиционно рабочее время воспринимается как 5-дневная неделя с 8-часовым рабочим днем. Большинство трудовых коллективов с разной формой владения действуют в таком порядке. Наряду с этим существует другой рабочий режим — ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ). Разберемся, какие льготы предоставляются гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день.

Такое понятие, как (НРД) ассоциируется с особыми условиями работы. Государственные служащие порой вынуждены напряженно и долго трудиться. Регламент служебных действий выходит за пределы ограниченного нормой служебного времени.

Руководитель эпизодично привлекает сотрудников к выполнению своего трудового долга за гранью нормального рабочего дня. Обычно такая мера вводится исключительно для нескольких лиц, которым в силу производственной необходимости приходится работать сверх плановых 8 часов в смену. Их рабочий день может начинаться раньше обычного распорядка и заканчиваться позже общей смены.

Работодатель на законном основании может вносить изменения во внутренний распорядок с целью привлечь отдельных работников к труду помимо существующего на предприятии рабочего графика. Одновременно вносятся изменения в контракт, оформляется вспомогательный документ к трудовому договору.

Такая ситуация продиктована необходимостью выполнить появившиеся задания разового характера. Но на практике встречаются примеры, когда локально наниматель устанавливает ненормированный день на длительный промежуток времени для некоторых сотрудников.

Закон о государственной службе не предоставляет толкования НРД, поэтому для применения берутся нормы из Трудового кодекса.

ТК РФ, регулирующий трудовые отношения между руководством и работниками, рассматривает обстоятельства пребывания на рабочем месте больше положенного времени с учетом безвредных для здоровья человека условий. Учитывается при этом запас времени для отдыха и восполнения физических сил.

Если для исполнения служебного долга нужно превышать временной норматив, то согласно ст. 101 ТК РФ - это трудовой спецрежим. Работодатель по необходимости может приказом периодически мобилизовывать сотрудников к работе независимо от официальной продолжительности рабочего дня. Кого привлечь, руководитель определяется исходя из обстоятельств, оформляя НРД местным нормативным актом.

Важно! Не допускается обязывать служащих работать в режиме НРД систематически, это противоречит законным гарантиям на отдых.

ГГС в условиях ненормированной рабочей сетки пользуется добавочным отпуском с оплатой.

Кому устанавливается НРД

Законодательно не установлен реестр штатных единиц, подпадающих под ненормированный рабочий день. Предлагаются лишь рекомендации по этой теме. Решение об определении длительности рабочего времени принимается на местном уровне.

Правительственное постановление № 884 от 11 декабря 2002 года рассматривает круг должностей, которые могут быть задействованы на рабочем месте больше положенного времени. В этом реестре указаны службы:

  1. Подразделение руководящих кадров.
  2. Техперсонал.
  3. Сотрудники административно-хозяйственного штата (АХО).
  4. Сотрудники с особым рабочим распорядком. К примеру, риэлтор по служебным обязанностям может заниматься показом недвижимости в удобное для клиента время, то есть, сверх нормированного дня.
  5. Люди творческого ремесла, которые имеют обязательство, но для которых не уточняется отрезок времени, когда оно будет отработано.

Работодатели имеют право должностного выбора для определения ненормированного дня. На частных предприятиях длительность рабочего дня устанавливается по усмотрению руководства.

В трудовом законодательстве нет четкой формулировки НРД. Поэтому его легко можно перепутать с понятиями переработки или сверхурочных работ.

Особенности для государственных служащих

Все хозяйственные отрасли в стране стабильно работают при содействии специальных координирующих и управляющих органов. Специальный закон, в котором утверждены основы госслужбы в РФ, обозначил особенности функционирования госслужбы.

Ненормированный рабочий день госслужащего предполагает выплату компенсаций

Эффективность работы зависит от уровня квалификации государственных деятелей. Деятельность работников организаций государственной структуры осуществляется на профессиональной основе и представляет собой единое целое.

В систему госслужбы РФ включены такие виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительные органы. Лица, занятые на государственной гражданской службе, являются госслужащими, которые занимают определенную должность по обеспечению государственной деятельности.

Существуют различия в определениях федерального госслужащего (ФГС) и государственного гражданского служащего (ГГС). ФГС привлекает на работу Российская Федерация и денежное содержание служащие получают из федерального бюджета.

ГГС содержится на средства субъекта РФ и средства федерального бюджета. Дополнительную оплату ГГС устанавливает федеральный закон, при отмене нормы закона дополнительное вознаграждение отменяется.

Законами РФ и региональных субъектов предусмотрены меры поощрения служащих за добросовестный труд, долгую и безукоризненную службу, исполнение значимых поручений. О видах поощрений и порядке их применения говорится в федеральных законах и законодательстве субъектов РФ.

Госслужба действует в системе сложного и многогранного социального и правового образования. Фундаментальные основы удерживают прочные правовые, экономические, социальные и организационные структуры. Отсюда исходят особенности работы госслужащего, который воплощает в себе связь между государством и народонаселением страны.

Человек на государственной службе лично отвечает за порученную функцию власти. Его работа сочетает в себе несколько ветвей деятельности:

  • исполнительная функция;
  • управленческая;
  • инновационная направленность;
  • консервативная линия с обеспечением постоянства в обществе.

Принятие специфических, необычных решений в период реформ – это и есть инновационные направления. У госслужащего оплата труда оценивается по итогам эффективности служебных действий.

  1. Добавку к окладу за многолетний труд. К примеру, сотрудник получает ежемесячно 10%-ю доплату за отработанные годы (5 лет). В дальнейшем каждая пятилетка отмечается 5%-й доплатой. Максимум прибавки составляет 1/3 должностного оклада.
  2. Премиальные доплаты за сложность и важность заданий, которые определяются в каждом органе госслужбы индивидуально.
  3. Выплачивается надбавка за исполнение работы, связанной с государственной тайной, или за особые служебные условия. Размер доплаты может составлять 200% от оклада.
  4. Служащим предусмотрена материальная помощь. При оформлении очередного отпуска выдается единовременная выплата. В функциональные обязанности входит моделирование всевозможных последствий человеческих действий, результаты возможных конфликтных ситуаций, умение действовать в особых ситуациях.

Российская государственная служба находится в стадии развития с массой проблем. Ощущается нехватка квалифицированных работников, часть госслужащих погрязла в коррупции, нет заинтересованности в развитии, подъеме государства.

От эффективной работы каждого госслужащего зависит успех деятельности госаппарата.

Работник, исполняющий долг на государственной службе в РФ, пользуется социальными гарантиями в форме свободного отпускного времени в течение нескольких дней подряд с оплатой и без оплаты (ДО).

Дополнительный отпуск положен госслужащим за ненормированный рабочий день

Основанием для получения отпуска без содержания является заявление сотрудника при возникновении уважительных обстоятельств в виде:

  • лечения в санаторно-курортных условиях;
  • выполнения обязанностей по общественным требованиям;
  • особые обстоятельства в семье.

В ТК РФ закреплена установка на оплату служащим добавочного отдыха.

В 2018 году введены законодательные нормы, дающие право госслужащим на дополнительный к основному ежегодному оплачиваемому отпуску:

  1. За стаж в соответствии с ФЗ № 79 ст.46.
  2. Ненормированный рабочий график.
  3. За вредность и опасные условия работы.
  4. Работу на Крайнем Севере или в приравненных местностях.

Общая продолжительность отпуска ежегодно рассчитывается для каждого сотрудника по причине происходящих изменений в стаже.

В 2018 году для всех государственных служащих введена единая длительность основного отпуска – 30 дней. В соответствии со ст.123 ТК РФ работодатель при составлении графика отпусков обязан учитывать пожелания сотрудников.

Важно! Дополнительные дни к отпуску предоставляются, если у сотрудника в текущем году предполагается очередной отпуск.

Отдельным моментом проходит определение очередного отдыха сотрудника, приуроченного к декретному отпуску супруги.

Законом разрешено делить отпуск на части с учетом того, что должна быть не меньше 14 дней.

Государственная служба сопряжена с определенными издержками, расходами, которые необходимо компенсировать. Издержки в данном случае обозначают всевозможные запреты и требования, ограничивающие жизнь госслужащих. В РФ государство гарантирует возмещение в виде специальных льгот и предпочтений:

  • повышения заинтересованности по службе госслужащих;
  • обеспечения соцзащиты и юридической защищенности;
  • укрепления персонала;
  • доведения до минимума коррупционных фактов.
  1. Оптимизировать порядок несения службы.
  2. Устанавливать трудовые нормы, обоснованные учеными.
  3. Обеспечивать трудовые охранные мероприятия.
  4. Оптимизировать условия труда и отдыха.

Это достигается путем установления рабочей недели, равной 40 часам.

Очередной ежегодный отдых с оплатой

В первый год работы наниматели стараются предоставить отдых специалисту в строгом соответствии со статьей закона об отпусках. Во второй и дальнейшие годы труда служащий может получить отдых в любой временной отрезок в течение рабочего года согласно очередности, практикуемой у конкретного работодателя.

Длительность отпусков у государственных служащих определяется ст.46 ТК РФ.

В отпускное время входят выходные и праздники. Во время заслуженного отпуска за служащим сохраняется место на работе, его должность. Он получает денежные выплаты за отдых.

Анализируя рабочую занятость госслужащих, можно заметить, что в РФ служебное время часто дополняется понятием ненормированного дня. Продолжительность ежегодного отпуска складывается из суммы двух периодов: основного за рабочий год и дополнительного за совокупность особых рабочих факторов.

ГГС высших и главных должностей имеют отпуск продолжительностью 35 дней. Служащие других групп ГС располагают отпуском в 30 календарных дней. При расчете выплат суммируются дополнительные отпуска с оплатой.

За отработанное время начисления производятся в таком порядке:

  • при стаже до 5 лет к отпуску добавляются 1 сутки;
  • надбавка 5 суток дается за службу от 5 до 10 лет;
  • отработка в 10–15 лет дает прибавку в 7 дней;
  • 15 и более лет работы дает право на 10 дополнительных календарных дней к отпуску.

Свыше основного отпуска даются дополнительные дни за НРД, за вредность или служебную опасность.

В ТК РФ и Законе № 79-ФЗ рассматривается допустимость переноса отпуска на другое время. На это обстоятельство может повлиять решение работодателя, самого служащего или сложившиеся особые обстоятельства.

Компенсация

В силу законных постановлений сотрудник может частично заменить оплачиваемый отдых на денежное возмещение, подав письменное заявление. могут ежегодные оплачиваемые отпускные периоды. В ситуациях, когда прекращается действие служебного контракта или сотрудник увольняется, а также при освобождении его от должности, он получает финансовую выплату за количество неиспользованных отпускных дней.

В целях охраны здоровья матери и ребенка женщинам не разрешается законом (ст.126) заменять денежным восполнением время отдыха по БиР и очередной отпуск. А также не позволяется компенсировать дополнительный отдых служащим на опасных участках работы. Возмещается деньгами только часть свыше 7 дней отпуска, если это обстоятельство оговорено в отраслевых соглашениях или коллективных договорах.

В правовых документах употребляется термин «служебный год». Ситуация может сложиться таким образом, что в зачет общего отработанного срока (стаж) не включены несколько периодов, тогда служебный год будет по вынужденным причинам сдвинут на какое-то время относительно календарного.

В новых условиях не разрешается накапливать отпуска. Чтобы совершенствовать действия госорганов, структурных объединений с целью оптимизации трудового процесса, нужно развивать законодательную практику.

Работника можно привлекать к дополнительной работе, если установить ему ненормированный рабочий день. Об этом следующее видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

КонсультантПлюс: примечание.

Гражданские служащие, неиспользовавшие ежегодный отпуск до 02.08.2016, сохраняют право на денежную компенсацию или сам отпуск, исчисляемый по новым правилам ст. 46 (в ред. от 02.06.2016 N 176-ФЗ) с их нового служебного года.

Статья 46. Отпуска на гражданской службе

1. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

3. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;

2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;

3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;

4) при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.

7. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

9.1. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

9.2. В исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью, исчисленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.

9.3. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего могут быть заменены денежной компенсацией.

10. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

11. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

12. При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

14. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

15. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

16. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.

(Старцева Е. Н.)

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2009, N 9)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НЕНОРМИРОВАННОГО СЛУЖЕБНОГО ДНЯ

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Е. Н. СТАРЦЕВА

Старцева Е. Н., главный специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров Управления Минюста РФ по Свердловской области.

Не секрет, что деятельность государственных гражданских служащих по реализации полномочий органов государственной власти нередко носит непрерывный, напряженный и ненормированный характер. Представителю нанимателя часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда необходимо привлекать государственных гражданских служащих к выполнению служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени. Таким образом, для совершенствования практики является крайне актуальным правовой анализ норм, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе) служебное время — это время, в течение которого гражданский служащий должен исполнять свои должностные обязанности.

Законом о госслужбе установлено, что служебное время гражданского служащего фиксируется служебным распорядком государственного органа или графиком службы. В служебном контракте в случае необходимости может быть установлен особый режим служебного времени, если он будет отличен от режима служебного времени, указанного в служебном распорядке государственного органа.

Нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю. Установление более длительной продолжительности служебного времени допускается только в случаях, предусмотренных законом.

Как правило, для гражданских служащих устанавливается единый режим служебного времени — пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями. Руководствуясь правилами Трудового кодекса РФ, общим выходным днем является воскресенье, на основе сложившейся практики выходным днем также является и суббота. Однако возможны случаи, когда в соответствии с административным регламентом государственного органа гражданским служащим устанавливаются выходные в другие дни недели.

В соответствии со ст. 45 Закона о госслужбе ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

В соответствии со ст. 56 Закона о госслужбе служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Таким образом, содержание служебного распорядка должно учитывать мнение и потребности не только представителя нанимателя, но и всех государственных гражданских служащих, выражающих свою волю через выборный орган.

В соответствии со ст. 24 Закона о госслужбе существенным условием наряду с другими условиями служебного контракта является режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от установленного служебным распорядком государственного органа). То есть если служебный распорядок содержит единые для всех гражданских служащих нормы служебного времени и времени отдыха и данные нормы распространяются на конкретного государственного гражданского служащего, то их можно не включать в служебный контракт гражданского служащего. Таким образом, при приеме на государственную гражданскую службу гражданскому служащему может быть установлен ненормированный служебный день. А также, если у представителя нанимателя возникает необходимость, он может изменить служебный распорядок и включить в него нормы о том, что в соответствии с принятым им перечнем у конкретного гражданского служащего возникает обязанность исполнять свои должностные обязанности за пределами нормальной продолжительности служебного времени. Также необходимо внести изменения в служебный контракт гражданского служащего путем заключения дополнительного соглашения к служебному контракту.

В Законе о госслужбе мы не найдем понятия ненормированного служебного дня, поэтому мы вынуждены воспользоваться аналогией норм и провести параллели с Трудовым кодексом РФ. Толкование ненормированного трудового дня дает ст. 101 Трудового кодекса РФ. Под ним надо понимать особый режим работы, в соответствии с которым гражданский служащий по распоряжению представителя нанимателя может эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

Получается, что привлечение гражданских служащих сверх установленного окончания или начала служебного дня должно носить бессистемный характер, однако понятие «эпизодичность» определяется субъективно. Под ней можно понимать привлечение гражданского служащего к исполнению служебных обязанностей раз в три месяца, и раз в месяц, и раз в неделю, и каждые два, три дня. Между тем выполнение обязанностей сверх установленной нормы служебного времени должно быть обусловлено объективными причинами.

Важным является недопущение возложения на гражданских служащих обязанности систематически работать за пределами служебного дня, поскольку это приведет к фактическому увеличению продолжительности служебного времени и вступит в противоречие с установленными для них гарантиями, в частности с правом на отдых.

Специфичной чертой этого режима служебного времени является то, что в случае необходимости гражданский служащий может быть привлечен к исполнению своих должностных обязанностей как до начала служебного дня, так и после его окончания. При этом переработка сверх нормальной продолжительности служебного времени не считается сверхурочной работой, понятие которой раскрывается в ст. 99 Трудового кодекса РФ. Закон о госслужбе не содержит термина «сверхурочная работа». Согласно ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса РФ привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в определенных случаях. Также имеются ситуации, когда привлечение к сверхурочной работе не требует согласия работника. Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, что, без сомнения, отражает социальную направленность имеющегося ныне трудового законодательства. Существуют также и ограничения по продолжительности сверхурочной работы, которая не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Таким образом, на практике возможно существование противоречия между исполнением должностных обязанностей в условиях ненормированного служебного дня и при привлечении гражданского служащего к сверхурочной работе.

В соответствии с Законом о госслужбе государственным гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого должна составлять не менее трех дней. Этот отпуск предоставляется независимо от того, привлекался ли гражданский служащий к работе за пределами служебного времени. Он призван компенсировать сам факт установления такого (связанного с дополнительными неудобствами) режима служебного времени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1090 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день» определяется порядок предоставления отпуска за ненормированный служебный день. Так, данными Правилами регламентированы порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день. Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям гражданской службы определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы.

В случае если дополнительный отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительный отпуск суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. В случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольнения гражданского служащего с гражданской службы право на дополнительный отпуск реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Подводя итог вышеизложенному, представляется, что для совершенствования деятельности государственных органов, их кадровых служб, для повышения правовой стабильности государственной гражданской службы необходима более детальная проработка юридических вопросов, связанных с деятельностью гражданских служащих за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

——————————————————————

Пункт 1 статьи 45 Закона №79-ФЗ устанавливает, что служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Таким образом, перечень периодов времени, которые включаются в служебное время не является исчерпывающим.

Согласно данному определению продолжительность служебного времени и его распределение в календарном периоде определяется служебным распорядком государственного органа, графиком службы либо условиями служебного контракта. Надо отметить, что основным актом, закрепляющим продолжительность и режим служебного времени, на практике выступает служебный распорядок. В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Закона №79-ФЗ служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. График службы - новое понятие, введенное в пункте 1 статьи 45 Закона №79-ФЗ. Обычно графики службы не составляются, поскольку государственные органы работают в определенном режиме, одинаковом для всех гражданских служащих. По сложившейся практике графики составляются при использовании сменного режима работы, служащим же установлена пятидневная рабочая неделя в одну смену, что исключает потребность в утверждении графиков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прохождение государственной гражданской службы в режиме сменной работы, предусмотренной ТК РФ для работников, осуществляющих работу на основании трудового договора, на практике не применяется.

В случае, если режим служебного времени и времени отдыха отличается у гражданского служащего от служебного распорядка государственного органа, то данное условие становится существенным условием служебного контракта в силу подпункта 7 пункта 3 статьи 24 Закона №79-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 45 Закона № 79-ФЗ допускается установление для государственных гражданских служащих особого режима работы - ненормированного служебного дня. В соответствии с указанно нормой, для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, установление ненормированного служебного дня обязательно в силу предписания Закона №79-ФЗ, что является особенностью так как, например, статьями 57 и 101 ТК РФ ненормированный рабочий день по общему правилу устанавливается по соглашению сторон. Для остальных гражданских служащих ненормированный служебный день может устанавливаться с учетом особенностей должностных обязанностей и условий их выполнения.

Однако надо иметь в виду, что выполнение работы сверх установленной нормы служебного времени должно быть обусловлено объективными причинами и носить эпизодический характер. Недопустимо обязывать гражданских служащих систематически работать за пределами служебного дня, поскольку это приведет к фактическому увеличению продолжительности служебного времени и вступит в противоречие с установленными для них гарантиями, в частности с правом на отдых.

Гражданским служащим, которым установлен ненормированный служебный день, в соответствии с пунктом 4 статьи 45 Закона №79-ФЗ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы.

Порядок и условия предоставления гражданским служащим ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день были приняты Правительством Российской Федерации 31 декабря 2008 года.

В тех случаях, когда отпуск не предоставляется или по каким-либо обстоятельствам не может быть предоставлен, то согласно пункту 4 статьи 45 Закона №79-ФЗ с письменного согласия гражданского служащего работа за пределами нормальной продолжительности служебного времени компенсируется как сверхурочная работа. В данном случае применяется общая норма - гарантия по оплате, предусмотренная статья 152 ТК РФ. Отсюда вытекает обязанность нанимателя вести точный учет работы за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

Это положение отличается от общего правила, так как статьей 119 ТК РФ для работников предусмотрен только дополнительный оплачиваемый отпуск без возможности оплаты труда, как сверхурочной работы.

Работа по совместительству (статья 60.1 ТК РФ), является одной из форм работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В отношении гражданских служащих запрет на работу по совместительству заменен на ограничения, установленные Законом №79-ФЗ. В частности, согласно пункту 2 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Лишь статья 17 Закона №79-ФЗ устанавливает запрет на участие гражданского служащего в деятельности органа управления коммерческой организации на платной основе.

Конфликт интересов (пункт 1 статьи 19 Закона №79-ФЗ) - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Понятие личной заинтересованности, а также порядок урегулирования конфликта интересов осуществляется в соответствии со статьей 19 Закона №79-ФЗ.

Право на отдых - это одна из гарантий гражданского служащего, а также конституционное право каждого человека, что закреплено в статье 37 Конституции РФ, которая гарантирует всем работающим по трудовому договору установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Конституционные гарантии, безусловно, распространяются и на гражданских служащих. Однако для них существуют особенности, установленные Законом N 79-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона №79-ФЗ право на отдых реализуется предоставлением государственному гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной Законом №79-ФЗ нормальной продолжительности служебного времени. А также в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

Статьей 107 ТК РФ предусмотрены следующие виды отдыха:

Перерывы в течении рабочего дня (смены);

Ежедневный (междусменный) отдых;

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

Нерабочие праздничные дни;

Законом №79-ФЗ никаких иных видов отдыха для гражданских служащих не предусматривается.

Общие правила и гарантии, установленные трудовым законодательством, касаются и продолжительности периодов отдыха, условий и оснований их предоставления гражданским служащим, обязанностей представителя нанимателя, охраны права гражданских служащих на получение и использование времени отдыха.

Определенной спецификой у гражданских служащих обладает такой вид отдыха, как отпуск (статья 46 Закона №79-ФЗ).

Особенностью для гражданских служащих является, то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона №79-ФЗ ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Продолжительность основного оплачиваемого отпуска зависит от должностного положения гражданского служащего. Для служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, установлен основной отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Для других гражданских служащих продолжительность основного оплачиваемого отпуска составляет 30 дней.

Таким образом, в соответствии со статьей 115 Трудового кодекса РФ государственным гражданским служащим устанавливается удлиненный основной оплачиваемый отпуск в соответствии с Федеральным законом.

К основному отпуску присоединяются дополнительные отпуска. Для государственных гражданских служащих предусмотрено три вида дополнительных отпусков: за выслугу лет (часть 5 Статьи 46 Закона №79-ФЗ), за ненормированный рабочий день (рассмотрен ранее), в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы (часть 7 статьи 46 Закона №79-ФЗ).

Отпуск за выслугу лет предоставляется всем без исключения гражданским служащим и носит стимулирующий характер, т.е. имеет целью стимулировать гражданских служащих к продолжительной работе в сфере государственного управления.

Продолжительность отпуска зависит от стажа гражданской службы. За каждый год службы дополнительно предоставляется один календарный день отпуска, но не более 10 календарных дней.

Закон №79-ФЗ предусматривает еще один вид дополнительных отпусков - отпуска в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями. Указанные отпуска должны предоставляться государственным гражданским служащим в соответствии с законодательством РФ.

Однако на практике такие отпуска лишь в исключительных случаях могут быть предоставлены гражданским служащим, поскольку они не заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на тяжелых работах. В соответствии со статьей 117 ТК РФ к работам с вредными и (или) опасными условиями труда относятся подземные горные работы и открытые горные работы в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, другие работы, связанные с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда имеют только те работники, которые заняты в производствах, на работах, по профессиям и должностям, перечисленным в специальных перечнях, утверждаемых Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время до принятия соответствующих перечней действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22. Указанный Список не предусматривает должностей гражданских служащих.

Пункт 7 статьи 46 Закона №79-ФЗ практически применена быть не может, за исключением предоставления отпуска за прохождение службы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. В связи с наличием прямого указания Закона №79-ФЗ на государственных гражданских служащих распространяются нормы трудового законодательства (статья 321 ТК РФ), предусматривающие предоставление проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях дополнительного отпуска.

Законом № 79-ФЗ не устанавливается порядок утверждения графика отпусков, поэтому в соответствии со статьей 123 ТК РФ график отпусков утверждается не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Он обязателен как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

При наличии соответствующих обстоятельств гражданский служащий вправе воспользоваться предусмотренными законодательством льготами.

Исходя из статьи 73 Закона №79-ФЗ нужно допустить и возможность замены ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, денежной компенсацией, поскольку прямого запрета статья 46 Закона о гражданской службе не содержит.

Специальное правило предусмотрено для тех случаев, когда гражданский служащий, увольняясь, хочет воспользоваться своим правом на отдых и получить отпуск. В этом случае по согласованию с представителем нанимателя ему может быть предоставлен отпуск с последующим увольнением.

Надо подчеркнуть, что Закон №79-ФЗ (равно как и статья 128 ТК РФ) не закрепляет безусловного права гражданского служащего требовать при увольнении предоставления отпуска "в натуре". Этот вопрос решается с учетом интересов обеих сторон служебного правоотношения.

Применение правила о предоставлении отпуска с последующим увольнением недопустимо в случаях освобождения от замещаемой должности и увольнения гражданского служащего с гражданской службы за виновные действия (статьи 33, 37 Закона№79-ФЗ), ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск (отпуска).

Помимо ежегодного отпуска гражданский служащий может использовать отпуск без сохранения денежного содержания (пункт 15 статьи 46 Закона №79-ФЗ). Он предоставляется по уважительным причинам, связанным с семейными и иными обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 15 статьи 46 Закона №79-ФЗ продолжительность отпуска без сохранения денежного содержания определяется по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя в зависимости от обстоятельств (причин), по которым возникла необходимость в таком отпуске. Максимальная продолжительность указанного отпуска составляет один календарный год (12 месяцев). Это является отличительной особенностью, так как статьей 128 ТК РФ по общему правилу максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы не устанавливается.

Из смысла пункта 15 статьи 46 Закона №79-ФЗ следует, что отпуск без сохранения денежного содержания может быть предоставлен только при наличии у гражданского служащего уважительной причины, поэтому в заявлении о предоставлении такого отпуска служащий обязан такую причину указать. Оценку уважительности обстоятельств производит представитель нанимателя. Если он сочтет указанную гражданским служащим причину неуважительной, в предоставлении отпуска может быть отказано.

На период отпуска за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы. Получив отпуск без сохранения заработной платы, гражданский служащий может в любой момент прервать его, поставив об этом в известность представителя нанимателя.

Случаи, когда представитель нанимателя обязан предоставить отпуск без сохранения денежного содержания аналогичны, случаям, установленным ТК РФ.

Рабочее время — это время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности. Продолжительность рабочего времени установлена законом и не может превышать 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников ТК РФ установлена меньшая продолжительность рабочего времени. Вместе с тем ТК РФ наделяет работодателя правом эпизодически привлекать работников к выполнению их трудовых функций за пределами установленного для них рабочего времени. Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с этим.

Понятие ненормированного рабочего дня

Ненормированный рабочий день является особым режимом работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ). Однако, дав определение, законодатель не установил критерии эпизодичности применительно к ненормированному рабочему дню, случаи привлечения работников для работы в условиях ненормированного рабочего дня, не указан и порядок документального оформления распоряжения работодателя. Так, если для привлечения к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ) необходимо получение письменного согласия работника, то для ненормированного рабочего дня подобных условий не установлено.

В Письме Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1 отмечено, что работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены). Однако законодательством не установлена предельная продолжительность работы в условиях ненормированного рабочего дня. Правила, предусмотренные ст. 99 ТК РФ для сверхурочной работы, указывающие, что ее продолжительность не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год, не применяются к режиму ненормированного рабочего дня. Но работа в таких условиях не должна носить постоянный характер. Работодателю следует учитывать, что на работников, которым установлен ненормированный рабочий день, распространяются правила внутреннего трудового распорядка, закрепляющие начало и окончание рабочего дня.

Также установление работнику ненормированного рабочего дня не дает работодателю права привлекать его к работе в выходные и праздничные дни. Данный вывод следует из анализа ст. 111 ТК РФ, устанавливающей для всех работников еженедельный непрерывный отдых (два выходных дня в неделю при пятидневной рабочей неделе, один — при шестидневной). То есть привлечение работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни должно осуществляться с применением положений ст. ст. 113 и 153 ТК РФ.

Работодатель вправе установить ненормированный рабочий день не всем работникам, а лишь тем, должности которых нашли отражение в соответствующем перечне, закрепленном в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения представительного органа работников.

Более подробно порядок установления такого режима работы регламентирован Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее — Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884 (далее — Постановление N 884). В частности, указано, что в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются:

— руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;

— лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;

— лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

По каждому случаю привлечения лица, должность которого включена в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, установленный коллективным договором, к выполнению трудовых обязанностей за пределами недельной (или месячной) нормы рабочего времени издавать приказ не нужно.

Для работы в указанном режиме можно привлекать лишь по основному месту работы. Это следует из ст. 284 ТК РФ, устанавливающей, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. Сверх того работник может исполнять свои обязанности лишь в дни, когда по основному месту работы он свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Компенсация за ненормированный рабочий день

Работа в условиях ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ). Если эти дни отдыха не были использованы, по письменному заявлению работника возможна выплата денежной компенсации (ст. 126 ТК РФ). Исключение составляют беременные женщины и работники в возрасте до 18 лет, которым замена в том числе ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков запрещена (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ (Постановление N 884), в финансируемых из бюджета субъекта РФ — органами власти субъекта РФ, а в финансируемых из местного бюджета — органами местного самоуправления. Рассмотрим порядок предоставления отпуска на примере Правил, утвержденных Постановлением N 884.

———————————
Например, Постановление Правительства Нижегородской обл. от 30.08.2004 N 201 “Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета“.

Как было указано, отпуск не может быть менее трех календарных дней. Эта норма продублирована в п. 3 Правил, и отмечено, что продолжительность отпуска может быть дифференцирована по соответствующим должностям в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. Данные положения должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка организации.

Максимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день ранее была ограничена 12 рабочими днями (п. 8 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169). Правило применялось в отношении работников государственных учреждений и предприятий, а также смешанных акционерных обществ с преобладающим участием государственного капитала.

В настоящее время максимальная продолжительность такого отпуска ТК РФ не ограничена, а указанный выше правовой акт применяется в части, не противоречащей ТК РФ. Правилами, утвержденными Постановлением N 884, также установлена лишь минимальная продолжительность отпуска, на что суды обращают внимание. Поэтому работодатели при составлении локальных нормативных актов, регулирующих данный вопрос, вправе устанавливать и более продолжительный дополнительный отпуск за работу в режиме ненормированного рабочего дня, чем предусмотрен Правилами об очередных и дополнительных отпусках. Оплата работникам дополнительного отпуска подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Постановление ФАС СЗО от 17.10.2006 N А56-28496/2005).

Законодатель установил обязанность работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня. Однако право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (п. 4 Правил). То есть установленный правилами внутреннего трудового распорядка отпуск за работу в режиме ненормированного рабочего дня должен быть предоставлен работнику и в случае, если в течение года он отработал сверх нормальной продолжительности рабочего времени один-два часа, и в случае, если такая переработка составила, например, 100 часов.

Отпуск предоставляется путем суммирования с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также с другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (п. 5 Правил). Оплата такого отпуска производится в пределах фонда оплаты труда (п. 7 Правил). В случаях, предусмотренных ст. 124 ТК РФ, возможен перенос отпуска на другой срок.

Обратим внимание на следующий момент: п. 4 Правил установлено, что, если такой отпуск не предоставляется, переработка за пределами нормальной продолжительности рабочего времени компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа (то есть за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере). Аналогичная норма ранее содержалась в ст. 119 ТК РФ. Однако Федеральным законом N 90-ФЗ данное положение было исключено. Поскольку Правила утверждены в 2002 г., а указанная редакция ТК РФ датируется 2006 г. и учитывая, что постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК РФ (ст. 5 ТК РФ), п. 4 Правил в настоящее время утратил силу. На основании этого правомерен вывод, что часы переработки лицам, работающим в режиме ненормированного рабочего дня, даже по их заявлению не могут быть оплачены как сверхурочная работа и должны компенсироваться предоставлением дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска.

———————————
Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“.

Ненормированный рабочий день государственных служащих

Статьей 11 ТК РФ установлено, что на государственных и муниципальных служащих действие ТК РФ и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1090 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день (далее — Правила предоставления отпуска служащим). В частности, в п. 2 указано, что дополнительный отпуск предоставляется гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности федеральной государственной гражданской службы. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, дополнительный отпуск предоставляется согласно служебному распорядку государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Продолжительность дополнительного отпуска по должностям гражданской службы определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы, однако не может быть менее трех календарных дней (п. 3 Правил предоставления отпуска служащим).

Перечень должностей и продолжительность отпуска государственных служащих различных министерств и их территориальных органов устанавливаются ведомственными правовыми актами. Например:

— Приказом МИД России от 29.12.2006 N 21000 “О продолжительности ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков в центральном аппарате МИДа России, территориальных органах — представительствах МИДа России на территории Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных организациях“ установлено, что отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. Продолжительность отпуска составляет 15 календарных дней для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы, 12 — для замещающих главные должности гражданской службы, 10 — для замещающих ведущие должности, 8 — для замещающих старшие должности, 6 — для замещающих младшие должности;

— Приказом Минюста России от 28.02.2008 N 44 “О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске руководителей государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации“ данной категории служащих установлен дополнительный отпуск продолжительностью семь календарных дней;

— Приказом ФСКН России от 12.05.2008 N 166 “Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ“ установлена лишь минимальная продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день — три календарных дня. Однако при этом указано, что продолжительность служебного (рабочего) времени сверх установленной нормы не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника (п. 11);

— компенсация работникам системы Пенсионного фонда дополнительной нагрузки за эпизодическое привлечение к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени осуществляется в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 01.11.2007 N 274п “Об утверждении Перечня должностей работников системы ПФР с ненормированным рабочим днем и установлении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам системы ПФР“. Он составляет от 3 до 14 дней в зависимости от занимаемой должности.

В части исчисления общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, а также переноса дополнительного отпуска на другой срок действуют положения, аналогичные указанным выше для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Внимание! В отношении гражданских служащих действует положение об оплате времени исполнения должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени как сверхурочной работы (п. 4 Правил предоставления отпуска служащим). Однако такое возможно лишь в случае, если дополнительный отпуск не предоставляется.

Обобщим сказанное: для работы в условиях ненормированного рабочего дня работодатель вправе привлекать лишь работников, должности которых закреплены в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации. Такое возможно только по основному месту работы. Каждый раз издавать письменное распоряжение о привлечении к работе в определенный день не нужно, достаточно устного распоряжения. Однако в табеле учета рабочего времени часы, отработанные сверх нормальной его продолжительности, должны быть учтены.

К работе в указанном режиме работодатель вправе привлекать работников эпизодически, однако такая работа не должна носить постоянного характера, а труд работников в выходные и праздничные дни должен осуществляться в порядке, установленном ст. ст. 113 и 153 ТК РФ. Время работы в режиме ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней. Максимальная его продолжительность законом не ограничена. Компенсировать часы работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени путем оплаты как за сверхурочную работу возможно лишь гражданским служащим и лишь в случае непредоставления им дополнительного отпуска.

Служебное время и время отдыха для государственных гражданских служащих РФ

Правовое регулирование рабочего времени основано на нормировании его продолжительности, то есть определении продолжительности времени, подлежащего отработке в течение конкретного календарного периода.

Статья 91 Трудового кодекса Российской Федерации определяет рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

Не включается в рабочее время:

Неоплачиваемый перерыв для отдыха и питания, но от его продолжительности зависит время окончания рабочего дня;

Отпуска без сохранения заработной платы, а также прогулы, опоздания, преждевременный уход с работы. В централизованном порядке установлены максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в течение суток, недели и т. д., о запрещении в качестве общего правила работы в нерабочее время и порядок привлечения к работе в исключительных случаях сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни. Соблюдение норм трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха является обязанностью как работодателя, так и работников.

В трудовом законодательстве помимо общего понятия рабочего времени по тем или иным признакам различаются также его виды:

1) нормальное время, продолжительность которого не может превышать 40 часов в неделю;

2) сокращенное время, устанавливается для определенных категорий работников;

3) неполное время — часть нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени.

По общему правилу продолжительность рабочего времени не может превышать нормальную кроме случаев, прямо предусмотренных трудовым законодательством.

Так, Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает за пределами нормальной продолжительности рабочего времени как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника, но при этом должны соблюдаться необходимые условия:

Наличие письменного согласия работника (при производстве работ, носящих исключительный, непредвиденный характер и перечисленных в части 2 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации);

Наличие письменного согласия работника и соблюдение работодателем процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Основным для привлечения к внеурочной работе является приказ работодателя. Если такого приказа нет, но будет установлено, что было устное распоряжение работодателя, то такую работу следует считать внеурочной.

Режим рабочего времени — это порядок распределения рабочего времени в организации в рамках определенного календарного периода (рабочего дня, недели, месяца и др.). Он устанавливается самими организациями в правилах внутреннего трудового распорядка или коллективных договорах в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и т. д.

Так, закон о государственной гражданской службе установил для гражданских служащих нормальную продолжительность служебного времени, которая не должна превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная неделя.

Кроме того, гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы устанавливается ненормированный рабочий день, а для гражданских служащих иных групп ненормированный рабочий день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Что касается времени отдыха, то в соответствии с трудовым законодательством под ним понимается время, в течение которого гражданский служащий в соответствии с законом и правилами внутреннего трудового распорядка, служебным контрактом должен быть свободен от работы и которое может использовать по своему усмотрению.

Федеральное законодательство закрепляет порядок предоставления времени отдыха, его продолжительность, возникающие в связи с этим обязанности представителя нанимателя и гражданского служащего. Нор- мы трудового права о времени отдыха относятся ко всем работодателям независимо от их организационно-правовых форм.

Согласно статье 107 Трудового кодекса Российской Федерации ко времени отдыха относятся:

Перерывы в течение рабочего дня;

Ежедневный отдых (междусменный);

Нерабочие праздничные дни;

Отпуска гражданским служащим устанавливаются в соответствии с Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который установил, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков за выслугу лет и за тяжелую, ненормированную службу.

Закон предусматривает, что гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а для гражданских служащих иных групп — 30 календарных дней.

Дополнительно оплачиваемый отпуск за выслугу лет доставляется из расчета один день за каждый год службы, но не более десяти дней. Таким образом, общее количество дней отпуска для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы не должен превышать 45 дней, а для гражданских служащих других групп — 40 календарных дней. Ежегодно оплачиваемый отпуск и дополнительно оплачиваемые отпуска суммируются и предоставляются гражданскому служащему единовременно. По просьбе гражданского служащего отпуск может дробиться. Обязательным условием такого дробления должно быть то, что каждая часть отпуска не должна быть менее 14 календарных дней.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным представителем нанимателя. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

Путин утвердил новый порядок предоставления отпусков госслужащим

За ненормированный рабочий день предоставляются дополнительные три дня отдыха

МОСКВА, 2 июня. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон о сокращении гражданским служащим срока основного отпуска до 30 дней. При этом за ненормированный рабочий день предоставляются дополнительные три дня отдыха.

Закон устанавливает продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска 30 календарных дней для всех категорий гражданских служащих, тогда как ранее занимающие высшие и главные должности гражданской службы лица отдыхали ежегодно по 35 календарных дней.

Цель закона — оптимизация бюджетных расходов. Экономия госбюджета за счет сокращения отпускных выплат составит более 3 млрд рублей в год.

При этом законом предлагается уточнить порядок предоставления гражданским служащим дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 3 календарных дня за ненормированный рабочий день. Ранее действовала норма, согласно которой этот вопрос определялся коллективным договором или служебным распорядком государственного органа.

За выслугу лет законом устанавливается продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от стажа госслужащего. При стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день, при стаже от 5 до 10 лет — 5 календарных дней, от 10 до 15 лет — 7 календарных дней, а при стаже свыше 15 лет — 10 календарных дней.

Закон вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования, однако новые правила предоставления отпусков для каждого госслужащего будут действовать с нового служебного года. Таким образом, в 2016 году у большинства госслужащих будет возможность «догулять» накопившиеся отпуска в полном объеме или получить компенсацию за неиспользованные дни.

Ненормированный рабочий день для госслужащих

Статьи по теме

Ненормированный рабочий день регулируется сто первой статьей ТК РФ. Несмотря на то, что есть законодательный акт, регулирующий данное понятие, оно все равно вызывает массу вопросов по причине расплывчатой формулировки, а также из-за того, что его часто путают со «сверхурочным трудом». Рассмотрим ненормированный рабочий день для госслужащих, особенности его оформления и категории людей, к которым его нельзя применять.

Из этой статьи вы узнаете:

  • регулирование времени труда госслужащих;
  • ненормированный рабочий день для госслужащих: оформление и особенности;
  • для кого нельзя устанавливать ненормированный рабочий день.

Перед тем, как перейти к изучению особенностей ненормированного дня, рассмотрим, как регулируется время труда госслужащих.

Регулирование времени труда госслужащих

Соблюдение прав, интересов, свобод и благоприятных трудовых условий гарантируется законом № 79-ФЗ “О госслужбе в РФ” от двадцать седьмого июля 2004-го года. Сорок пятая и сорок шестая статьи вышеуказанного закона устанавливают госслужащим нормальную длительность трудового времени, еженедельные выходные, отдельные праздничные и отпуска каждый год.

Подробнее о ненормированном рабочем дне читайте здесь:

По сорок шестой статье, госслужащий может рассчитывать на получение отпуска с сохранением должности и денежной оплаты. В состав отпуска, кроме базового оплачиваемого, входят еще и дополнительные отпуска.

Согласно третьему и четвертому пункту сорок шестой статьи, длительность отпуска составляет:

  • для госслужащих на высших и главных должностях – тридцать пять дней;
  • для госслужащих на должностях гражданской службы других групп – тридцать дней.

Как было сказано выше, госслужащие могут рассчитывать еще и на дополнительные отпуска. За выслугу лет полагается один день за год (согласно пятому пункту сорок шестой статьи), за ненормированный рабочий день полагается не меньше трех дней за год (согласно четвертой части сорок пятой статьи). Уже за труд во вредных условиях полагается не меньше семи дней (согласно седьмому пункту сорок шестой статьи), за труд в районах Крайнего Севера положено двадцать четыре дня, а для приравненных к ним местностям – шестнадцать дней (согласно седьмому пункту сорок шестой статьи).

Ненормированный рабочий день для госслужащих: оформление и особенности

В том случае, если работодатель хочет ввести ненормированный день, ему нужно:

  • Определить и утвердить список должностей, внести соответствующие изменения во ВПТР и коллективное соглашение.
  • Ознакомить под роспись всех людей, которых коснутся новые изменения. Стоит отметить, что сотрудники должны быть извещены приказом не меньше чем за два месяца.
  • Издать и подписать дополнительное соглашение к ТД. Принимаемые сотрудники подписывают трудовой договор, который уже содержит все необходимые условия по нововведению.
  • Разработать документ, в котором будет фиксироваться время переработки, так как в основной табель учета такие данные не вносятся.

Далее, перед тем, как работодателю потребуется, чтобы сотрудник поработал больше нормы, он должен заранее его уведомить. ТК РФ не определяет форму уведомления, по этой причине она может быть устной либо письменной в виде приказа. Чтобы избежать споров, лучше всего отдавать свое предпочтение письменным распоряжениям.

Для кого нельзя устанавливать ненормированный рабочий день?

Изучив девяносто седьмую, девяносто девятую и сто первую статьи ТК РФ, можно прийти к выводу, что устанавливать ненормированный рабочий день нельзя тем, кого запрещено привлекать к труду во внерабочее время.

Следовательно, в этот список входят следующие лица:

  • беременные;
  • несовершеннолетние;
  • работающие на время ученичества.

Ограничено введение ненормированного дня для людей с инвалидностью, женщин с детьми до трех лет, отцов-одиночек и опекунов над несовершеннолетними. В данном случае, чтобы ввести ненормированный день от такого сотрудника, нужно обязательно получить письменное согласие. Кроме того, у сотрудника не должно быть медицинских противопоказаний к ненормированной работе.

Привлекать работников с ненормированным днем помимо графика для осуществления функций, которые не относятся к их обязанностям, тоже запрещено. Кроме того, ненормированный день нельзя вводить для сотрудников, работающих неполный день .

Все, кто трудится согласно такому графику, как и любые другие работники, имеют право на отдых в выходные и праздники. Привлечение к работе в эти дни осуществляется на общих основаниях с дополнительной оплатой. При условии, что другое не указано в локальных документах компании. Так же нужно отметить, что вводить ненормированный день для абсолютно всех сотрудников запрещено.