Подразделения по охране дипломатических представительств. Послов взяли под вооруженную охрану 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации *


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 261, 21.11.2011);
(Российская газета, N 290, 24.12.2013).
____________________________________________________________________

________________
приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..


В целях совершенствования деятельности подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (преамбула в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087

приказываю:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Министр
генерал армии
Р.Нургалиев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июня 2008 года,
регистрационный N 11836

Приложение. Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..

I. Общие положения

1. Подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются в установленном порядке по согласованию с Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации при открытии в субъектах Российской Федерации дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
________________
Далее - "подразделения" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Далее - "ГУОООП" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Далее - "МВД России" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

Далее - представительства и консульства.

2. В своей деятельности подразделения руководствуются Конституцией Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации и настоящим Положением (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

3. Подразделения действуют на основании Положения, соответствующего настоящему Типовому положению, которое утверждается руководителем территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

4. В положении о подразделении указывается полное и сокращенное наименование, почтовый адрес, место нахождения и иные справочные сведения о подразделении по усмотрению территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

5. Подразделения по своему структурному положению и штатному расписанию делятся на специализированное отделение, в структуре строевых подразделений патрульно-постовой службы, отдельный взвод, отдельную роту, отдельный батальон, полк (пункт дополнен со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

6. Подразделения находятся в оперативном подчинении заместителей начальников полиции (по охране общественного порядка) территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Обязанности по организации деятельности подразделений возлагаются на управление (отдел, отделение) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне и отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

7. Деятельность подразделений организуется на основании планирования, сочетания принципов единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении с установлением персональной ответственности каждого сотрудника за состоянием дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

8. Подразделения осуществляют возложенные на них задачи и функции во взаимодействии с заинтересованными подразделениями органов внутренних дел, другими правоохранительными органами, соответствующими органами исполнительной власти.

II. Основные задачи подразделений

9. Основными задачами подразделений являются:

9.1. Обеспечение охраны и безопасности представительств и консульств с целью их защиты от несанкционированного проникновения, противоправных действий и иных преступных посягательств.

9.2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, пресечение преступлений и административных правонарушений на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам, в том числе во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел.

III. Основные функции подразделений

10. Подразделения осуществляют следующие функции:

10.1. Обеспечивают неприкосновенность представительств и консульств, их защиту от противоправных посягательств, пресекают попытки совершения преступных, провокационных и иных действий, которые могут привести к осложнению межгосударственных отношений и другим нежелательным последствиям.

10.2. Обеспечивают совместно с другими подразделениями органов внутренних дел охрану представительств и консульств в период подготовки и проведения протокольных мероприятий, а также других публичных мероприятий.

10.3. Принимают по согласованию с администрацией представительств и консульств неотложные меры по обеспечению охраны и безопасности сотрудников представительств и консульств, членов их семей, а также помещений и имущества в случае чрезвычайных происшествий.

10.4. Проводят анализ и оценку состояния охраны представительств и консульств, обеспечения правопорядка на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам. Ведут учет результатов своей деятельности, подготавливают соответствующие информационные и отчетные документы, изучают и внедряют передовые формы и методы организации работы.

10.5. Вносят в подразделения организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне или отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно предложения по организации охраны и обеспечению безопасности представительств и консульств, а также по взаимодействию с другими правоохранительными органами.
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .

10.6. Участвуют в пределах своей компетенции в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны и обеспечения безопасности представительств и консульств.

10.7. Участвуют в установленном порядке в подготовке и реализации федеральных, региональных и иных программ и мероприятий по охране и обеспечению безопасности представительств и консульств.

10.8. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

IV. Организация и обеспечение деятельности подразделений

11. Подразделение возглавляет командир, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
________________
Приказ МВД России от 30 ноября 2012 года N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 года, регистрационный N 26499).
(Сноска дополнительно включена с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879)

12. Командир имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

13. Командир подразделения:

13.1. Осуществляет общее руководство деятельностью подразделения, является прямым начальником личного состава подразделения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.

13.2. Совершенствует методы управления подразделением, внедряет достижения научно-технического прогресса, передовые формы и методы по обеспечению охраны и безопасности представительств и консульств.

13.3. Организовывает подготовку и проведение инструктажей заступающих на службу нарядов полиции, осуществляет постоянный контроль за несением службы, следит за внешним видом, подготовкой снаряжения и правилами ношения форменного обмундирования личным составом подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.4. Контролирует соблюдение личным составом подразделения необходимых мер безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами.

13.5. Обеспечивает подбор и расстановку кадров подразделения, проводит в установленном порядке аттестование личного состава подразделения, вносит предложения о перераспределении штатной численности между строевыми подразделениями.

13.6. Организует профессиональную подготовку, руководит обучением и воспитанием личного состава подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.7. Отвечает за соблюдение законности, служебной дисциплины, режима секретности, внутреннего распорядка, выполнение правил противопожарной безопасности.

13.8. Назначает на должность и освобождает от должности лиц рядового и младшего начальствующего состава, присваивает первые и очередные специальные звания рядовому и младшему начальствующему составу подразделения, готовит представления к присвоению первых и очередных специальных званий лиц среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира полка, отдельного батальона (сноска дополнена со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.9. В установленном порядке готовит представления: к назначению на должность (освобождению от должности); к присвоению первых и очередных специальных званий рядового, младшего и среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира отдельной роты (отдельного взвода) (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .

13.10. Поощряет в установленном порядке личный состав подразделения и налагает дисциплинарные взыскания.

13.11. Проводит в установленном порядке служебные проверки по фактам нарушения законности и служебной дисциплины личным составом подразделения.

13.12. Уделяет постоянное внимание вопросам социальной и правовой защищенности личного состава подразделения.

13.13. Представляет необходимую отчетность о деятельности подразделения.

13.14. Организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности подразделения, принимает по ним необходимые меры.

14. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение подразделений осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

РОСА-Орел пишет:

Привет Всем! Только что вернулись из Ирака, наших погранцов видел только в Шереметьево, придирчивые откормленные и невменяемые, смотрели на нас как на жирных наемников..., но это отдельная тема...Наше посольство в Багдаде охраняют ребята из "заслона", нормальные парни из совершенно официальной структуры. Кстати об арабской вязи на снаряжении и экипировке - "руси" - Россия. Наша группа, на этот раз, работала в провинции Басра, на станции Наджибия...

Внутреннюю охрану посольств осуществляют сами россияне. Согласно законодательству России в "мероприятиях по обеспечению безопасности учреждений" и "дипломатических представительств за границей" участвуют Служба внешней разведки (СВР) , Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная пограничная служба (с 2003 г. в составе ФСБ) , а также Департамент безопасности МИД.
Департамент безопасности МИД выполняет:
координирующие и инспекционные функции,
а также обеспечивает посольство техническими средствами защиты общего назначения: бронированными автомобилями, аппаратурой сигнализации, камерами слежения и видеозаписи, системами допуска и контроля.
Представители ФСБ отвечают:
за охрану государственных секретов в рамках деятельности посольства. Это в частности включает в себя защиту связи и пресечение попыток внедрения прослушивающей аппаратуры (до 2003 г. эти функции выполняло Федеральное агентство правительственной связи).
Сотрудники пограничной службы ФСБ отвечают:
за обеспечение физической защиты посольства и его персонала.
И наконец самая важная роль в обеспечении безопасности диппредставительства, особенно в условиях военного времени, отводится
"Управлению К" внешней контрразведки СВР, доставшейся этой службе от Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.

По свидетельству Виктора Буданова, бывшего начальника "Управления К" еще в 1984 году его служба имела секретны контакты с ЦРУ на предмет взаимодействия против захвата иностранных заложников шиитскими террористами в Ливане (газета Сегодня, февраль 2000 г.). В настоящее время, особенно в иракских условиях, внешняя контрразведка СВР отвечает за контрразведывательное обеспечение безопасности посольства и его сотрудников. Как и прежде, это включает в себя:
негласное сотрудничество с иностранными спецслужбами, но в первую очередь, ведение агентурной разведки среди населения, в частности сотрудников силовых структур, членов террористических группировок и деятелей духовенства, с целью выявления потенциальных угроз для посольства и его персонала. Любой выезд работников за пределы диппредставительства становится для сотрудников внешней контрразведки целой спецоперацией. С помощью местных информаторов, они обязаны не только иметь сведения о возможных акциях против дипломатов, но и заранее определить общую степень опасности по маршруту их передвижения. На этом основании, до выезда из посольства, представители внешней контрразведки готовят отчет по оперативной обстановке в районе предстоящей поездки. Они же участвуют в определении времени выезда и возвращения в посольство, а также маршрута передвижения. С учетом предоставляемой ими информации, может быть принято решение об отмене запланированного мероприятия.
Полная статья

Прошло чуть более полугода. Несколько человек были арестованы в связи с возможной причастностью к преступлению. Как сообщили «Газете.Ru» в МИДе, ведомство сделало выводы после гибели посла в Турции и приняло меры для усиления охраны как зданий дипмиссий, так и самих дипломатов.

После убийства посла Россия в Турции Андрея Карлова МИД усилил охрану сотрудников российских посольств за рубежом. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе российского внешнеполитического ведомства.

В сообщении МИДа сказано, что после трагического инцидента с российским послом президент Владимир Путин поручил ведомству подготовить комплекс первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности российских загранучреждений. Они касались укрепления физической, инженерно-технической защиты посольств, а также усиления контроля за оперативной обстановкой вокруг зданий дипмиссий и сотрудников представительств России за границей.

«После теракта в Анкаре ряд государств по нашей просьбе выделил руководителям российских дипмиссий личное вооруженное сопровождение.

Также для обеспечения безопасности дипломатов осуществляются необходимые контакты по линии спецслужб. При появлении потенциальных угроз дипмиссии берутся под усиленную охрану полиции», - отметили в МИДе.

Основой физической защиты посольств и консульств является служба дежурных комендантов, которая все в большей степени формируется за счет прошедших специальную подготовку военнослужащих-пограничников.

«Для охраны послов и сотрудников посольств и дипмиссий задействуются и российские специальные подразделения. Такие группы работают в странах с наиболее высокой террористической угрозой, разумеется, с согласия властей страны пребывания.

Стремимся, по мере возможности, расширять «географию» присутствия таких подразделений», - добавили в МИД.

Кроме того, там отметили, что к обеспечению безопасности многих наших загранучреждений, других российских объектов за рубежом активно привлекаются и местные частные охранные предприятия.

Посол России в Турции Андрей Карлов был убит более полугода назад. Это произошло в Центре современного искусства столицы страны Анкары на открытии фотовыставки «Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки». Убийцей дипломата оказался сотрудник спецподразделения МВД Турции Мевлют Алтынташ. Он сделал более девяти выстрелов в Карлова из пистолета.

Полицейские ликвидировали Алтынташа в ходе спецоперации. В день убийства турецкими правоохранительными органами было задержано пять человек, включая отца, мать и сестру террориста. А менее чем через месяц местное агентство Анадолу со ссылкой на республиканскую прокуратуру города Измир сообщило об аресте четырех полицейских, бывших сослуживцев Алтынташа. Еще одним арестованным оказался активист организации оппозиционера Фетхуллы Гюлена Сулейман Эрген, предположительно вербовавший сторонников этого движения из числа курсантов полицейской школы имени Рушту Унсала в Измире, где обучался Алтынташ. Им были предъявлены обвинения в принадлежности к вооруженной террористической организации.

А в марте турецкие СМИ сообщили, что к убийству российского посла в Турции Андрея Карлова может быть причастна россиянка по имени Екатерина.

33-летняя женщина постоянно проживает в Анкаре и занимается организацией проституции. Ее функция заключается в том, что она «переправляет женщин из России к состоятельным мужчинам из Анкары для оказания им интимных услуг». Она задержана турецкими полицейскими, о ее дальнейшей судьбе пока ничего неизвестно. Выяснилось также, что убийца готовился к покушению на Андрея Карлова по меньшей мере с октября 2016 года - в частности, собирая информацию о российском дипломате через компьютер соседа по комнате. В группу, которая расследует убийство посла, включились специалисты из СК РФ , а также МИД.

Преступление вызвало много вопросов и о том, как охраняются российские послы и другие дипломаты за рубежом. Люди из близкого окружения Карлова, в частности, рассказали журналистам, что он, как правило, ходил без охраны, в том числе и во время публичных мероприятий. Причем проблема охраны посла вне стен дипмиссии стала актуальной задолго до убийства Карлова. 29 ноября 2011 года в аэропорту столицы Катара местные полицейские и таможенники попытались проверить через рентгеновский аппарат дипломатическую почту, которую посол России в Дохе Владимир Титоренко доставлял из Иордании . Поскольку действующие инструкции по доставке диппочты, основанные на Венской конвенции о дипломатических сношениях и других международных нормах, запрещают любой досмотр дипломатического груза (он состоял из одного конверта весом 1,5 кг), посол Титоренко предложил вылететь обратно в Амман , пока Москва и Доха не урегулируют вопрос.

Затем, когда Титоренко попытался выйти на улицу, около 15 вооруженных пистолетами и дубинками полицейских и таможенников сбили российского посла с ног и начали избивать его, лежащего на асфальте, пытаясь выхватить упаковку с диппочтой. В результате нападения у российского посла произошел разрыв сетчатки глаза.

Спасти российскому дипломату зрение помогла лишь срочная операция, сделанная в частной клинике. А в октябре 2011 жестокому нападению подвергся советник-посланник России в Нидерландах Дмитрий Бородин . В квартиру дипломата в Гааге ворвались несколько вооруженных мужчин в камуфляжной форме. По сообщению МИД РФ, «под абсолютно надуманным предлогом якобы плохого обращения с детьми» ворвавшиеся «гости» повалили советника-посланника на пол, надели наручники и жестоко избили. Причем сделано это было на глазах у его маленьких детей двух и четырех лет. Советник-посланник предупредил нападавших о своем дипломатическом статусе, но те его слова проигнорировали. Позже нападавшие передали Бородина полиции, и сотрудники местного МВД отвезли его в участок, где продержали всю ночь, а затем отпустили без всяких извинений.

Однако нападению подвергаются и дипломаты с более низким статусом.

«В моей практике был случай, когда мне поздно ночью было необходимо приехать в аэропорт и встретить делегацию из России. За годы работы там я привыкла, что в городе разгул преступности, но столкнуться мне пришлось с пьяным полицейским», - рассказала «Газете.Ru» сотрудница консульского отдела посольства России в одном из латиноамериканских государств. Она просила не называть свое имя.

«Когда я припарковалась, сотрудник полиции подошел к машине, приставил пистолет с стеклу и приказ мне выйти. Когда я сделала это, то поняла, что он пьян. Он решил что я проститутка.

Несколько минут он оскорблял меня и пытался доказать, что я обязана обслужить его бесплатно. Он даже не дал мне возможности предъявить документы. С большим трудом мне удалось убедить его в том, что я не та, за кого он меня принял. На «прощание» этот полицейский ударил меня по лицу, слава богу не пистолетом», - рассказала дипломат.

«Вооруженная охрана за пределами посольства осложнена тем, что для нее необходимо согласие принимающей стороны. Зачастую государство не соглашается на присутствие на своей территории вооруженной структуры, которую оно не может контролировать. Иногда в «проблемных» странах на службу в посольство специально берут хорошо физически подготовленных людей. Им дают номинальную должность вроде «помощника атташе по культуре». Но на самом деле он осуществляет физическую защиту того или иного дипломата или дипломатов. Но эти люди не вооружены, так что в случае с трагедией в Анкаре они вряд ли смогли бы защитить Карлова. Против пистолета не попрешь», - рассказал «Газете.Ru» источник в МИДе, знакомый с обеспечением безопасности российских посольств.

В этой стране есть специальное подразделение внутри Корпуса морской пехоты, которое занимается обеспечением безопасности американских дипмиссий. В общей сложности морпехи присутствуют в 176 посольствах Соединенных Штатов в разных странах мира.

Правда, первоочередной функцией морпехов является охрана документов, в том числе - секретных.

И лишь в исключительных случаях военные занимаются защитой посла или иных американских дипломатов. Впрочем, иногда они также оказываются не в состоянии эффективно защитить здание и его сотрудников. В сентябре 2012 года в ливийском Бенгази группа боевиков напала на здание консульства США в Ливии . При этом она использовала автоматическое оружие и гранатометы. Был убит посол Соединенных Штатов в Ливии Джон Стивенс , еще трое американских дипломатов, а также более 10 ливийских полицейских, которые осуществляли охрану здания с его внешней стороны.

Американские СМИ тогда активно критиковали морских пехотинцев, которые не смогли ничего противопоставить боевикам.

Другие страны иногда также используют свои силовые подразделения для охраны посольств. Впрочем, зачастую они не имеют права находиться с оружием вне территории своей дипмиссии.

Убийство посла России в Турции Андрея Карлова спровоцировало дискуссии о том, насколько эффективно обеспечивается охрана работающих за рубежом дипломатов. В среду Госдума призвала принять меры по усилению защиты российских диппредставительств. Завтра схожее заявление должен принять Совет федерации (СФ).

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Впрочем, по словам опрошенных экспертов и дипломатов, самое уязвимое место - это не охрана зданий, а выездные мероприятия. Единственный выход - их максимально строгий отбор, а также обязательное требование к стране пребывания обеспечивать повышенную безопасность сотрудников российского МИДа.

«В перекрестье прицелов»

Выразив соболезнования родным, близким и коллегам убитого в Анкаре посла Андрея Карлова, депутаты Госдумы отметили: должны быть приняты дополнительные меры безопасности, исключающие в дальнейшем саму возможность нападения на сотрудников российских диппредставительств.

В Совете федерации этот вопрос планируется поднять в пятницу. По словам члена комитета СФ по международным делам Игоря Морозова, должна быть пересмотрена «организация обеспечения безопасности для послов и диппредставительств в зоне боевых действий и в странах с высоким уровнем политической угрозы».

«Думаю, проанализировать это может Совбез России или межведомственная комиссия в силовых органах»,- сказал господин Морозов. Кроме того, по его словам, в пятницу сенаторы «выступят с осуждением терроризма, предложением сделать все возможное для создания общего антитеррористического фронта и обращением к парламенту Турции с просьбой оказать полное содействие расследованию теракта в Анкаре».

То, что вопрос об усилении безопасности дипломатов стоит в повестке заседания, подтвердил первый зампред комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров, предположив: конкретные меры сейчас в соответствии с указанием президента РФ Владимира Путина разрабатывают «силовики и в первую очередь МИД».

Владимир Джабаров выразил мнение, что охрана должна предоставляться послам (особенно работающим в горячих точках) в обязательном порядке. Сейчас глава диппредставительства сам принимает решение о том, нужна ли ему охрана, и этот порядок после теракта в Анкаре не поменялся.

О том, что «пока никаких изменений в регламенте выездных мероприятий не предусмотрено», в среду сообщил, в частности, пресс-секретарь посольства РФ в Аргентине Валентин Смирнов.

Нет уверенности, что все дипломаты согласятся с предложением сенатора Джабарова. «Если посол будет ходить “под зонтиком”, то толку от него не будет никакого. Он должен быть свободен в своих отношениях, встречах, разговорах, появлениях на публике.

Он должен быть открытым. В общем, я ходил без охраны»,- заявил экс-посол РФ в Колумбии Виталий Макаров, работавший в этой стране в разгар военного конфликта между правительством и повстанческими группировками.

Напомним, посол Андрей Карлов находился 19 декабря в Центре современного искусства Анкары без охраны. Это позволило 22-летнему Мевлюту Мерту Алтынташу приблизиться к нему и нанести девять огнестрельных ранений.

Как заявил в среду глава МИД РФ Сергей Лавров, трагедия стала новым подтверждением того факта, что «дипломат всегда находится в перекрестье прицелов - не только фигуральных, но и фактических».

Под защитой спецназа

«С точки зрения международного права ответственность за сохранность посольств, безопасность зданий и жизни персонала возлагается на местную сторону»,- напомнил зампред Ассоциации российских дипломатов, бывший посол РФ в Саудовской Аравии Андрей Бакланов.

Обязательство «уважать и охранять помещения представительств», а также обеспечивать безопасность дипломатов - «даже в случае вооруженного конфликта» - записано в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года.

«Если местная сторона чувствует, что в силу тех или иных причин не в состоянии обеспечить безопасность посольства на должном уровне, она должна связаться с его руководством и сообщить об этом, желательно в письменном виде, чтобы внести необходимые корректировки в работу по обеспечению безопасности дипмиссии и ее сотрудников,- продолжает Андрей Бакланов.

Кроме того, посольство может обратиться к местной стороне с просьбой принять дополнительные меры по обеспечению безопасности».

«Могу сослаться на личный опыт. Когда я был дуайеном группы европейских посольств в Эр-Рияде (старшим по дипломатическому классу и времени аккредитования дипломатом), то от их имени передавал коллективное обращение к министру иностранных дел Саудовской Аравии для принятия дополнительных мер по охране посольств, учитывая напряженную обстановку с безопасностью, возникшую после терактов 11 сентября 2001 года,- рассказывает Андрей Бакланов.- Речь шла об использовании комплексных мер, включая установление полицейского оцепления по периметру посольств и даже использование бронетранспортеров».

В целом обеспечение безопасности диппредставительств РФ за рубежом возложено на Службу внешней разведки (СВР). В каждом посольстве есть офицер по вопросам безопасности. Вход в дипучреждения охраняют дежурные коменданты, а внешний периметр - местные полицейские.

Что касается особо горячих точек, то охраной дипломатов там занимается созданный в 1997 году в рамках СВР отряд спецназа «Заслон». «Когда я работал послом в Йемене, у меня тоже была такая охрана, поскольку были угрозы в мой адрес. Мне прислали ее из Москвы.

Телохранители сопровождали меня при всех выездах,- рассказал радиостанции “Коммерсантъ-FM” экс-посол России в Йемене и Иордании Александр Калугин.- Также можно нанять за деньги частных охранников. В Иордании помимо дежурных комендантов по периметру были еще и сотрудники местной частной компании».

По словам президента Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосифа Линдера, разумным было бы создание специального подразделения при самом МИДе, потому что «Заслон» действует в рамках СВР, а это может вызывать опасения у принимающей страны.

«Когда разрешение на работу в стране получает сотрудник службы охраны МИДа, а не разведки, это будет совсем другое дело»,- пояснил эксперт. По его словам, для повышения уровня защиты посольств необходимо увеличение финансирования и политическая воля, однако «если вопрос поставит сам президент, то и все проблемы решатся».

Пока новые возможные меры еще только обсуждаются, но охрана российских дипмиссий уже была усилена - об этом после убийства посла Карлова распорядился Владимир Путин. Циркулярное указание было направлено всем российским диппредставительствам за рубежом.

Причем оно затронуло не только горячие точки, но и вполне благополучные страны. Так, с понедельника у здания российского посольства в Аргентине (расположено в центре Буэнос-Айреса в фешенебельном районе Реколета) дежурят дополнительные наряды федеральной полиции. О принятии «всех необходимых мер» сообщили и в целом ряде других посольств, при этом из соображений безопасности не раскрывая никаких деталей.

За периметром безопасности

О том, как обеспечивается безопасность российской дипломатической миссии в Анкаре, рассказал экс-посол РФ в Турции (2003–2007 годы) Петр Стегний. Комплекс зданий российского посольства в столице Турции расположен на большой территории (4 га) и прекрасно защищен с помощью самых разных инженерных решений.

«Там очень хорошо продуман режим работы и есть одна особенность - своей резиденции у посла нет, он живет в самом посольстве,- рассказал господин Стегний.- Выход из столовой посла - прямо в кабинет. Этот режим уходит корнями в непростые советские годы, когда Турция была форпостом НАТО. Пребывание нашего посла на рабочем месте требовалось постоянно».

Впрочем, опрошенные эксперты и дипломаты сходятся во мнении, что главная проблема как в Турции, так и в других странах - не в охране зданий, а в обеспечении безопасности на выездных мероприятиях. Что и подтвердила трагедия 19 декабря.

По мнению одного из собеседников, много лет проработавшего в странах Ближнего Востока и осуществлявшего там взаимодействие с местными силовыми структурами, организаторы теракта в Анкаре «выбрали самое узкое место в системе безопасности российских послов за рубежом и нанесли удар именно туда».

«Это узкое, уязвимое место - общественное мероприятие, на котором не присутствуют местные высокопоставленные чиновники»,- говорит собеседник. И добавляет: «Если бы в открытии фотовыставки участвовал, например, какой-то турецкий министр, безопасность мероприятия обеспечивалась бы совсем на другом уровне.

Проверка была бы гораздо более тщательной, террорист едва ли смог бы усыпить бдительность охранников своим полицейским удостоверением и пронести в зал пистолет».

Как считает источник, «силами посольств, которые весьма ограниченны, едва ли можно обеспечить безопасность посла на каждом мероприятии, которое он посещает».

Выходом, по мнению собеседника, может стать «максимально строгий отбор мероприятий, в которых участвует посол, и обязательное требование к стране пребывания обеспечивать повышенную безопасность на этих мероприятиях - с обязательным привлечением местных спецслужб, специализирующихся на охране официальных лиц».

Наиболее надежным способом доставки дипломатической почты является ее пересылка в сопровождении дипломатического курьера. Дипломатические курьеры хотя и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, но, как правило, не имеют дипломатических рангов и не входят в состав персонала представительств. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитетов дипломатических курьеров.

На практике, с одной стороны, существует тенденция предоставлять дипломатическим курьерам в основном те же иммунитета, которыми наделены дипломаты. Однако, с другой стороны, недостаточная урегулированность статуса дипломатических курьеров нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Много конфликтов возникает в связи с незапрещаемым Конвенцией личным досмотром дипкурьеров и их багажа при прохождении таможенного контроля. Возможность такого досмотра предусмотрена законодательством ряда стран.

Не урегулирован Конвенцией и на практике вопрос о возможности технического контроля дипломатических курьеров в аэропортах, который также предусматривается законодательством ряда государств.

В дипломатической практике встречаются случаи ограничения государствами пребывания свободы передвижения дипломатических курьеров, что не противоречит Конвенции, при условии, однако, что такие ограничения не препятствуют свободной доставке дипломатической почты. Вопросы статуса дипломатического курьера затрагиваются в проекте статей Дополнительного протокола.

В нем впервые регулируются вопросы назначения, документирования, гражданства дипломатического курьера, устанавливаются его функции, порядок прекращения функций, возможность объявления курьера персоной нон грата. Протокол предусматривает предоставление курьеру личной неприкосновенности, неприкосновенности временного жилого помещения, служебного иммунитета от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, таможенного и налогового иммунитетов .

В ст. 17 ("Неприкосновенность временного жилого помещения") предусматривается, что, хотя "временное жилое помещение дипломатического курьера неприкосновенно", согласие дипломатического курьера на вступление в эти помещения местных властей "может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты" (п. 1).

В п. 3 этой же статьи устанавливается, что временное жилое помещение дипломатического курьера может быть подвергнуто досмотру или обыску при наличии "серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы, обладание, импорт или экспорт которых запрещен законом или карантинными правилами"; "такой досмотр или обыск должен проводиться только в присутствии дипломатического курьера" и при условии, что не будет нарушена личная неприкосновенность курьера, неприкосновенность дипломатической почты, а также не будет задержки или препятствий в доставке дипломатической почты.

Положения о временном жилом помещении дипкурьера представляют новацию в дипломатическом праве, обусловленную главным образом стремлением сторон к законченному и всестороннему урегулированию статуса дипломатических курьеров, а не потребностями практики, поскольку на практике каких-либо инцидентов с временными жилыми помещениями, по существу, нет.

В ст. 18 ("Иммунитет от юрисдикции") проекта протокола устанавливается, что дипломатический курьер пользуется служебным иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания (п. 1 и п. 2).

В особых случаях представительство может поручить доставку документа одному из своих сотрудников с выдачей ему специального курьерского листа. Такой сотрудник рассматривается как дипкурьер "ad hok", т.е. имеющий временный характер, функции которого прекращаются с момента доставки документов по назначению .

Дипломатическая почта может также быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. При этом он должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту. Однако он сам не считается дипломатическим курьером, что следует учитывать при формировании отправляемой с ним почты.

Усиление террористической деятельности в западных странах, в частности участившиеся в последние годы случаи захвата посольств террористами, похищения и убийства дипломатов, стали причиной создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических и иных представительствах.

Принципиальное решение об утверждении внутренней охраны было принято американским конгрессом еще в 1932 году; с 1948 года в американских представительствах за рубежом несут постоянную охрану морские пехотинцы США. Численность подразделений морской пехоты в посольствах США в Лондоне и Париже достигает 35 человек .

В настоящее время внутренняя охрана создана в представительствах большинства государств. В последние годы выявилась тенденция к резкому усилению аккредитующими государствами режима безопасности в дипломатических представительствах, увеличению численности сотрудников внутренней охраны.

Общее руководство сотрудниками внутренней охраны осуществляют, как правило, офицеры безопасности дипломатических представительств. Внутренняя охрана обычно вооружена огнестрельным оружием, а в некоторых странах располагает даже тяжелым вооружением. Известно много прецедентов, когда внутренняя охрана применяла оружие при нападениях на дипломатические представительства.

Будучи первоначально созданной главным образом для защиты представительств от нападения террористов, на практике внутренняя охрана активно используется и для противодействия местным спецслужбам. Эта мысль была отчетливо выражена государственным секретарем США Д. Шульцем на слушаниях в сенатском комитете по разведке 23 апреля 1987 г., где он следующим образом сформулировал две главные задачи в усилиях по обеспечению безопасности американских представительств:

"- обеспечение физической безопасности наших представительств от насилия толпы, атак террористов и несанкционированного вторжения;

Обеспечение технической безопасности наших представительств и нашей коммуникационной сети .

В доктрине международного права вопросы, связанные с внутренней охраной, насколько это известно, никем не исследовались.

Действующими договорными нормами вопрос об организации и статусе внутренней охраны в дипломатических представительствах прямо не регулируется в силу того, что создание внутренней охраны - сравнительно новое явление в дипломатической практике.

В силу международного обычая дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустимость создания внутренней охраны в дипломатических представительствах, при условии, однако, что ее организация и деятельность будут связаны с сугубо внутренними делами представительства. Осуществление каких-либо охранных функций, выходящих за рамки организации внутренней жизни представительства, будет представлять собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, к каковым относится предусмотренное в п. 2 ст. 22 Конвенции выполнение "специальной обязанности" по обеспечению безопасности иностранных дипломатических представительств. Ссылка на указанную привилегию дает возможность лишь в самом общем виде обосновать правомерность существования внутренней охраны и определить сферу ее деятельности.

Важно отметить, что организация внутренней охраны в дипломатических представительствах стала в настоящее время широко распространенной практикой, которая почти не встречает возражений со стороны государств пребывания.

Аккредитующие государства нередко направляют сотрудников внутренней охраны открыто, прямо указывая в запросах на визы и в нотной переписке должности этих лиц. Более того, в нотной переписке иногда даже прямо указывается, какие функции выполняют те или иные сотрудники внутренней охраны. Многие государства пребывания, будучи, видимо, не в состоянии обеспечить необходимую защиту иностранных дипломатических представительств, сами выражают заинтересованность в организации внутренней охраны в этих представительствах .

В целом настоящий вопрос недостаточно урегулирован нормами международного права на современном этапе. Необходимо заключение многостороннего договора, который мог бы на основе существующей практики содержать следующие положения:

возможность учреждения внутренней охраны;

ее количественный состав (квота);

примерный объем ее компетенции (в пределах помещений представительства);

наличие оружия у сотрудников внутренней охраны (количества оружия, виды, порядок ввоза и регистрации, ношение лишь в пределах помещений представительства);

координация деятельности и организация сотрудничества внутренней охраны с местными правоохранительными органами.