Нормы и основные положения закона россии о беженцах. Законодательная база российской федерации Фз о беженцах

Федеральный закон под номером 4528-1 регулирует статус беженцев, основания и порядок признания таковыми. Положения данного правового акта определяют социальные и экономические гарантии указанной категории населения, а также механизмы обеспечения их защиты. Закон соответствует международным принципам и договоренностям, заключенным Российской Федерацией.

Федеральный закон «О беженцах» под номером 4528-1 был утвержден 19 февраля 1993 года. С момента принятия и вступления в силу в редакцию документа неоднократно вносились изменения. Последние поправки были введены 22 декабря 2014.

Закон о беженцах не подразделяется на отдельные главы. Его 19 статей представлены в общем порядке следующими положениями:

  • основные понятия , используемые законом;
  • сфера деятельности предписанных правовых норм;
  • процедура признания ходатайствующего лица беженцем;
  • порядок обращения за соответствующим статусом;
  • рассмотрение ходатайства и основания для отказа в признании;
  • предварительное и окончательное рассмотрение ;
  • права и обязанности лиц , получивших предварительное свидетельство и окончательный статус;
  • утрата и лишение статуса ;
  • гарантии прав , предоставление жилья и проездного документа;
  • предоставление иностранцу временного убежища ;
  • выдворение за пределы страны в соответствии с нормами закона;
  • распределение лиц на территории государства, в том числе в ситуации их массовой иммиграции;
  • финансирование расходов , направленных на организацию соответствующих мероприятий;
  • полномочия федеральных органов исполнительной власти;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам беженцев;
  • ответственность за нарушения данного закона.

В соответствии с третьей статьей ФЗ 4528-1 лицо признается беженцем в следующем порядке:

  • обращение в органы миграционного контроля с ходатайством на получение соответствующего статуса;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решение о дальнейшем рассмотрении или отклонении заявки;
  • выдача свидетельства о предварительном признании или уведомления об отказе;
  • рассмотрение ходатайства по существу ;
  • итоговое принятие решение о признании или об отказе;
  • выдача удостоверения или уведомления об отклонении.

В соответствии с Законом о беженцах решение о признании принимается на основании проведения опросов, собеседований, анкетирования ходатайствующего лица. Во внимание принимаются обстоятельства прибытия и достоверность предоставленных сведений. Для получения статуса каждый соискатель проходит процедуру идентификации, в том числе и .

Статьей 3 Закона 4528-1 ФЗ регулируются ситуации с получением статуса членами семьи, несовершеннолетними, а также лицами, не достигшими 18 лет и прибывшими на территорию РФ самостоятельно. Отдельно оговаривается оформление лиц, признанных недееспособными.

Скачать 4528-1 ФЗ «О беженцах»

Скачать Федеральный закон 4528-1 «О беженцах» можно по . Документ представлен в актуальной на 2017 год редакции. Положения будут востребованы правозащитниками, изучающими законодательную базу в данной области права. Также текст может использоваться для ознакомления должностными лицами и соискателями, оформляющими соответствующий статус.

Изменения в последней редакции

Последние поправки в Закон о статусе беженцев были внесены 22 декабря 2014 . Изменения затронули редакцию нескольких положений

  • пункты 1, 3 и 4 статьи 4 ;
  • п 3 и 4 статьи 5 ;
  • пункты 11 и 12 ст 7 ;
  • п 10 ст 8.1 .

В указанных статьях формулировка «орган пограничного контроля » была заменена на «пограничный орган » в соответствующем числе и падеже. Иных поправок в контексте данных изменений не вносилось.

В отдельном порядке следует рассмотреть статью 12 Закона о беженцах. Она регулирует порядок предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища на территории России. Такое решение принимается территориальным органом федеральной исполнительной власти в соответствии с одним из следующих условий :

  • соискатель имеет основания быть признанным беженцем, но подает заявление на предоставление временного убежища;
  • лицо из гуманных соображений не может быть выдворено из страны.

При положительном рассмотрении дела заявителю выдается свидетельство о получении временного убежища. Документ является законным основанием для пребывания указанного лица на территории России.

Пункт 5 статьи 12 ФЗ «О беженцах» регулирует случаи, когда лицо утрачивает право на предоставление временного убежища :

  • упраздняются обстоятельства, ставшие основанием для выдачи свидетельства;
  • оформляется право постоянного проживания;
  • приобретается гражданство РФ или иного государства;
  • выезд к месту жительства за пределы России.

Последние изменения статьи 12 Закона 4528-1 были осуществлены в декабре 2012 года. Пункт 1 был дополнен абзацем, по которому не допускается прием электронной формы заявления на предоставление убежища. Поправки коснулись и пункта 3 ст 12 Закона о беженцах – его редакция была изменена полностью.

За последние годы практически все СМИ говорят и пишут о беженцах, о том, как им приходится переживать потерю домов, терпеть переезды и обустраиваться на новом месте. Проблемы указанной категории граждан несоизмеримы с другими, привычными каждому из нас. Общество не остается равнодушным к переселенцам, поэтому волонтерское движение стремительно развивается. Государство в свою очередь вводит поправки в законопроекты, также стараясь облегчить судьбу людей, вынужденных покинуть свой дом.

Главный федеральный документ, дающий обозначение понятию «беженец» называется Федеральный Закон (ФЗ аббревиатура) «О беженцах». Руководствуясь его положениями, каждый нуждающийся сможет правильно пройти процедуру регистрации и получить статус беженца. Для тех, кому сложно трактовать федеральный устав самостоятельно, можно прочитать упрощенную информацию на любом правовом сайте в интернете или проконсультироваться у юриста в режиме онлайн.

Правовые аспекты закона

Закон о беженцах впервые был принят в 1993 году, после чего в него неоднократно вносили поправки. Сейчас в силе новая редакция 2014 года. Федеральный закон был усовершенствован в связи с напряженными боевыми действиями на востоке Украины, из-за которых в РФ появилось много беглецов с Донбасса. Несмотря на то, что на территории РФ беженцев из востока Украины больше полутора миллиона, далеко не на всех распространяется действие ФЗ под номером 4528.

Люди, вынужденные покидать свою страну и мигрирующие в Россию, могут просить о присваивании статуса беженца или же о временном убежище. Как гласит федеральный статут о беженцах, таковым может быть признано лицо, терпящее религиозную, расовую дискриминацию или вынужденное мигрировать в связи с политическими гонениями. Данное толкование является продублированным с Женевской конвенции о беженцах.

Правовое положение беженцев из Украины установить достаточно сложно, так как в ФЗ дается немного другая трактовка понятия, не предусматривающая переселения вследствие военного положения или разрухи. В любом случае, статус беженца по своей сути международный, и правительство РФ не вправе расширять данный статус для украинцев самостоятельно. Если на законодательном уровне признать выходцев с востока Украины беженцами, то таковой статус должны признать и другие страны мира. Тем не менее, правительство РФ принимает данный слой населения, и эти действия одобрены руководством Организации Объединенных Наций.

Признать украинцев беженцами или нет, на территории России решают представители Федеральной миграционной службы (далее ФМС) на основе ФЗ под номером 4528. Международные права беженцев в данной ситуации не распространяются. В соответствии с ФЗ под номером 4528, на территории РФ претендовать на предоставление убежища могут:

  • граждане, наделенные статусом беженца;
  • граждане, потерпевшие от военных конфликтов, и которые из соображений гуманности не подлежат депортации из РФ.
Как показывают сегодняшние реалии, в Москве и других городах РФ, созданы фонды, оказывающие помощь переселенцам и выходам из востока соседней Украины. Помимо этого на границе России и Украины созданы палаточные лагеря для оказания первичной помощи на месте. Непосредственно из этих лагерей, мирное население отправляют для оказания помощи в другие города государства. Там вынужденные мигранты должны пройти процедуру регистрации.

Процедура регистрации мигрантов

Регистрацией мигрантов, желающих получить статус беженцев, занимаются представители ФМС. Данная служба проводит надзор и контроль над действиями новоприбывших лиц, а также ведет их учет, предоставляет нуждающимся гражданам временное жилье и оказывает социальную помощь.

Для начала нужно посетить федеральный пункт миграционной службы с целью зарегистрироваться. Изначально желающий получить статус пишет ходатайство, в котором указывает причины обращения. Письменное обращение должно быть составлено грамотно, писать следует в официальном стиле, а излагать свою позицию лаконично и точно.

После регистрации каждый мигрант получает специальное свидетельство. В указанное свидетельство вносятся персональные данные выходца из другой страны, а также данные о несовершеннолетних членах его семьи. После того, как свидетельство получено, людей направляют в пункт временного размещения, где оказывают медицинскую, психологическую и социальную помощь.

Свидетельство не получат мигранты, совершившие террористический акт или тяжкое преступление, а также лица, имеющие обязательства перед своей страной. Например, если гражданин был призван на обязательную службу в вооруженных силах страны и проигнорировал ее, то в получении свидетельства ему откажут.

На протяжении трех месяцев представители ФМС решают дальнейшую судьбу мигрантов. Тем, кого признают беженцами, выдают удостоверение сроком от одного до трех лет. Если свидетельство являло собой краткосрочное право на пребывание на территории государства, то удостоверение имеет более длительный срок. Беженец должен иметь при себе удостоверение, которое гарантирует права и обязанности указанной категории.

Какие права зафиксированы в законе

Все права беженцев можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся права мигрантов, посетивших ФМС с целью получения статуса беженца. Данной категории населения полагаются:

  • пособие размером сто рублей (на одного члена семьи, включая детей, выдается только один раз);
  • направление в пункты временного пребывания;
  • бесплатное питание и проживание;
  • оказание бесплатной медицинской помощи;
  • содействие в поиске работы (учет в центре занятости);
  • оказание социальной помощи (по всей стране открыты круглосуточные телефонные линии для поддержки нуждающихся лиц, а также для предоставления всей необходимой информации).

Исходя из ФЗ, каждый день правительство обязано выделять на каждого переселенца по восемьсот рублей, из которых часть идет на проживание, а другая часть - на питание. Наличными мигранты денег не получают. Для лиц, получивших соответственный статус, в федеральном законе прописаны точно такие же права. Тем не менее, права беженцев второй группы становятся шире:

  • полный социальный пакет;
  • получения жилья из фонда временного размещения;
  • оказание лекарственной и медицинской помощи на общих условиях;
  • размещение детей в образовательные учреждения (детские сады, школы и т.д.);
  • возможность свободного трудоустройства;
  • право на ведение малого бизнеса.

В обязанности социальных работников входит не только информирование переселенцев, но также и разъяснение им их прав и обязанностей. Какие обязанности должны выполнять беженцы и должны ли вообще? Если правительство предоставляет указанным лицам права и гарантирует их выполнение, то со своей стороны мигранты должны выполнять обязанности, предписанные в ФЗ, то есть все предписанные законом требования.


В соответствии с ФЗ, в обязанности беженцев входит:

  • соблюдать все положения, которые диктует федеральный закон и Конституция РФ;
  • пройти собеседование и медицинский осмотр;
  • давать в ФМС только правдивые сведения о себе;
  • сообщать ФМС обо всех своих действиях и перемещениях по территории государства;
  • проходить переучет каждые полтора года.

Если за помощью обратились выходцы из Украины, то таковые могут рассчитывать на получение всех прав, которые достаются мигрантам, претендующим на статус беженцев. Единственное на что они не могут рассчитывать - это получение одноразового пособия. Украинцы, получившие убежище обязаны сдать паспорт гражданина своей страны.

Материальная помощь и социальная защита

Многие россияне обеспокоены тем, что приток иностранцев в их страну достиг критической точки. Ежедневно на одного вынужденного переселенца государство тратит порядка восьмисот рублей. Кроме всего этого, во время мирового кризиса государство предоставляет иностранцам рабочие места. С точки зрения гуманности, сложившаяся ситуация законна и оптимальна. Если посмотреть немного уже на современные реалии, то переселенцы в основном находятся на попечении страны.

Социальная защита беженцев представлена многочисленными волонтерскими организациями, государственными фондами и пунктами. Правительство стимулирует работодателей принимать на работу беженцев. Каждый трудоспособный мигрант становится на учет в центр занятости. Но что в результате получается? Многие из новоприбывших отказываются от рабочих должностей, считая их недостойными своего уровня. Многие вообще отказываются работать.

Помимо этого беженцы постоянно заявляют о необходимости получения дополнительного материального пособия. Как быть правительству в сложившейся ситуации? С недавних пор были очерчены конкретные условия, следуя которым, право на дополнительное пособие имеют только малоимущие семьи, социально менее защищенные. К таким относятся семьи инвалидов, многодетные семьи и пенсионеры. Недавно был зарегистрирован проект ФЗ, по которому беженца, трижды отказавшегося от предоставляемой вакансии, государство больше не содержит за свой счет.

Для действительно нуждающихся людей волонтеры организовывают гуманитарную помощь. Многие россияне приносят в специальные пункты одежду, обувь, книги, игрушки, продукты питания и другие вещи. Федеральный закон защищает права беженца, который не пренебрегает своими обязанностями, а также не превышает лимит терпения граждан. Если мигранты будут вести себя честно, сдержано и тактично, то правительство и россияне также отнесутся к ним понимающе.

Беженцы, имеющие таковой статус, в соответствии с ФЗ, наделены правом на получение пенсии по старости. Для того чтобы ее оформить, нужно обратиться в территориальное отделение пенсионного фонда. Придется представить удостоверение беженца и еще ряд документов. Пенсионный возраст в России составляет пятьдесят пять лет для женщин и шестьдесят лет - для мужчин.

Если выходцам из других стран хочется более подробно узнать о месте нахождения пунктов поддержки и различных социальных программах, то всю актуальную информацию размещают на соответственных сайтах в сети интернет. Если нет доступа в глобальную сеть, можно позвонить по телефону горячей линии ФМС.

Проблема беженцев, обострившаяся в последние годы в европейских странах, актуальна и для России. Соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью каждого государства, в том числе и в отношении лиц без гражданства. Взаимодействие с лицами, оказавшихся на территории РФ в положении вынужденных мигрантов, регулируется соответствующим Федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Как иностранцу трудоустроиться с РВП в России и почему без этого документа работать запрещено?

Определение понятия «беженец» было дано в женевской Конвенции, принятой в 1951 году. В соответствии с этим документом беженцем считают человека, который покинул страну своего гражданства из-за опасений подвергнуться преследованиям. Они могут возникнуть по разным причинам, например, из-за политических или религиозных взглядов человека, его расы, взаимодействия с какой-либо социальной группой и т. д. При этом он не может или не хочет находиться под защитой этого государства, боится вернуться на родину. Конвенция устанавливает права, обязанности и социальные гарантии для подобной категории лиц.

Документ считается общеупотребительным в международном праве. По данным на 2015 год участниками Конвенции стали уже 145 государств и 195 членов ООН. Россия присоединилась к этим соглашениям в ноябре 1992 года. Поэтому возникла необходимость в принятии законодательных норм, которые определяли бы правовой статус и основания для признания человека беженцем на территории РФ. Принятый в 1993 году федеральный закон о беженцах стал первым документом, устанавливающим эти правила, права и обязанности вынужденных мигрантов.

Как иностранцу продлить вид на жительство в РФ − сколько документов необходимо подготовить?

Кратко о законе РФ «О беженцах»

Первая редакция 4528-1-ФЗ РФ от 19.02.1993 закрепила в российском законодательстве основные положения Конвенции ООН. Этот документ регламентирует следующие понятия и взаимоотношения.

  • Дано определение статуса беженца и лица, ходатайствующего о признании его беженцем. Сформулировано понятие временного убежища и места временного содержания.
  • Перечислены категории лиц, на которых не распространяется действие Закона. Это лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, военные преступления.
  • Установлен порядок признания вынужденного мигранта беженцем и выдачи свидетельства ему и членам его семьи.
  • Приведены основания, по которым могут отказать в признании беженцем, определено правовое положение ребенка, рожденного от вынужденных мигрантов.
  • Сформулированы права и обязанности этой категории лиц. Они должны соблюдать законы РФ и порядок проживания в центре временного размещения, пройти медицинское освидетельствование. Беженцы имеют возможность обратиться с заявлением о предоставлении гражданства РФ, могут добровольно вернуться в свою страну либо переехать на жительство в другое иностранное государство.
  • Перечислены причины утери статуса беженца. Это возможно при получении гражданства другого государства, обращении за защитой к стране своего гражданства либо устранении причин, по которым оно покинуло свою страну. Статуса беженца лишаются лица, совершившие преступление на территории РФ, представившие ложные сведения или фальшивые документы.
  • Регламентирована процедура депортации вынужденного мигранта с территории РФ. Выдворение применяется к лицам, лишенным положения беженца или получившим отказ в предоставлении этого статуса.
  • Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в рамках данного Закона.

Где и как проверить запрет на выезд из РФ − когда не стоит вступать в конфликты в аэропорту?

В Законе зафиксированы социальные гарантии для вынужденных мигрантов. Им и членам их семей оформляют проездные документы для передвижения по территории РФ, выделяют жилье из специального фонда.

Получивших свидетельство лиц обеспечивают бесплатным питанием и коммунальными услугами, оказывают медицинскую помощь, направляют на профессиональное обучение, помогают трудоустроиться.

Если лицо признано безработным в установленном законом порядке, оно имеет право на получение соответствующего пособия. Связанные с этими гарантиями расходы берет на себя орган государственной власти субъекта РФ, в котором находятся беженцы.

Где скачать документ

Для изучения текста Закона лучше всего обратиться к справочно-правовым системам.

В системе Консультант Плюс можно скачать документ по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340 . Некоммерческая версия системы доступна с 20:00 до 24:00 по московскому времени в рабочие дни, в выходные и праздничные дни доступ открыт в любое время.

Какой штраф предусмотрен за просроченную регистрацию иностранца в России – как избежать депортации?

Документ доступен в системе Техэксперт по ссылке http://docs.cntd.ru/document/9004237 в любое время.

Последняя редакция

Применение положений документа на практике выявило некоторые его недостатки, поэтому Законом 95-ФЗ текст был изложен в новой редакции, предыдущий акт отменен. Новый документ вступил в силу в июле 1997 года. Последние изменения в него внесены 22.12.2014, они касаются органов пограничного контроля.

В 2019 году подготовлена новая редакция Закона, которая вступит в силу с июля этого года. Изменения, внесенные в нее, касаются обязательной дактилоскопической регистрации.

Лица, обратившиеся с ходатайством о признании беженцем не на территории РФ, должны проходить регистрацию по месту получения удостоверения.

Иные законодательные акты

Кроме 4528-1-ФЗ РФ были приняты дополнительные нормативные акты, регулирующие отношения между беженцами и органами власти в различных сферах.

  • Постановление № 275 от 09.04.2001 утвердило Положение о фонде жилья для временного размещения беженцев и членов их семей. Документ установил порядок учета нуждающихся в размещении лиц и выделения им жилых помещений.
  • Постановление № 448, принятое 07.07.2001, регламентирует получение вынужденными мигрантами питания и пользования коммунальными услугами в центрах временного размещения.
  • Постановление № 356 от 10.05.2011 устанавливает порядок оформления, выдачи и обмена удостоверения беженца, форму бланка, правила его заполнения, срок рассмотрения заявления.
  • Приказом МВД № 731 утверждена форма проездного документа для беженцев.

Нужен ли загранпаспорт и шенгенская виза для поездки в Калининград - все зависит от способа передвижения!

Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами. Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Поговорим об этом подробнее.

Вынужденный переселенец и беженец - в чем разница?

На первый взгляд, это - два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.

Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.

Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца

Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.

При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.

Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.

Кто имеет право получить вид на жительство?

Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.

Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
  • иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
  • иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.

Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.

Критерии разграничения статусов

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Права беженцев

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.

Права переселенцев

Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:

  • одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного поселения;
  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.

Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.

Обязанности переселенцев и беженцев

Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.

К ним относятся:

  1. Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
  2. Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
  3. Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
  4. Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.

Процедура оформления

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Рассмотрение ходатайства

ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.

Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:

  1. Изучение представленных документов.
  2. Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
  3. Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.

Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).

В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.

Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.

Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.

Органы

Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.

Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.

Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.

Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.

Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.

Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.

Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.