А также пожарная каланча и. Пожарная каланча (Кострома)

Неповторимый символ пожарной охраны г. Омска, первая и единственная в городе каменная пожарная каланча или, как её ранее называли омичи, старая башня - уникальнейшее в своем роде сооружение. Ей предшествовала деревянная, построенная в 1870 году на улице Александровской Бутырского форштадта (ныне ул. Интернациональная) - первой улице после крепостной эспланады. За почти 40 лет она сильно обветшала и требовала ремонта. В связи с чем, 31 июля 1912 года Омская городская дума вынесла решение построить каменную пожарную каланчу и пристройку к ней тоже из кирпича на шесть конно-бочечных ходов.

Гражданский инженер Илиодор Геннадьевич Хворинов составил чертеж и смету на строительство в 7 тысяч рублей. Городская дума объявила торг - кто из предпринимателей будет строить башню? Вызвался некто Леонтьев, который хотел соорудить «всё», кроме каланчи, но дума в строительстве ему отказала.

По проектам инженера Илиодора Геннадьевича Хворинова были созданы и другие замечательные омские здания:

  • Омский академический театр драмы (1905 год, 1915 - завершены скульптурные и лепные работы, установка в нишах бюстов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого; на фронтоне - скульптуры «Крылатый Гений» (скульптор В. Винклер)) - одно из прекраснейших сооружений г. Омска, украшающих сейчас историческую часть города;
  • торговый дом М.А. Шаниной (1898 год), где впервые были установлены электроосвещение и витринные стекла (ныне торговый дом «Любинский»);
  • гостиница «Россия» (1906 год; в наши дни - гостиница «Октябрь»);
  • Омское женское епархиальное училище (1909 год; сейчас - главный корпус института ветеринарной медицины);
  • добротное деревянное здание музея Географического общества по улице Музейная, 3 (1899 год).

В 1913 году городским архитектором Петром Горбачёвым была составлена по старому чертежу Хворинова новая смета, превышающая прежнюю на 3 тысячи рублей. Архитектор в проекте изменил лишь высоту башни (от основания до смотровой площадки), увеличив её на 1,4 сажени. (Высота определенная проектом И.Г. Хворинова составляла 9,5 саженей). Дело в том, что пока велись торги, вблизи проектируемой каланчи предприниматели выстроили здания и акционерного общества «Эльворти», из-за которых с башни не просматривалась бы значительная часть города.

Городская дума вновь объявила торг. Желание строить каланчу изъявил нижегородский крестьянин Михаил Андреевич Кузнецов .

26 апреля 1914 года он заключил с городской управой договор с обязательством построить каланчу к 10 сентября 1914 года. Своё обещание Кузнецов не сдержал - построить каланчу ему удалось лишь к 28 августа 1915 года (по другим данным к 24 сентября). Высота всего сооружения, вместе с выкованным флагштоком и флюгером составила 15 саженей (это около 32 метров), от её основания до смотровой площадки - 26 метров. Пожарная каланча стала самым высоким сооружением г. Омска. Со смотровой площадки весь город открывался как на ладони.

Комиссия в составе председателя городской управы, городского архитектора и помощника брандмейстера приняла стройку.

По решению городской управы на первом этаже каланчи была поставлена паровая пожарная труба (насос), а из широких ворот в любую секунду мог выехать на пожар конный ход (в 1936 году кони были заменены ). На втором этаже размещена квартира брандмейстера, который был обязан выезжать на каждый пожар.

Изначально под крышей каланчи сбоку висел колокол. Дежурство несли дозорный и его помощник (подчаск), которые поднимались на смотровую площадку по винтовой лестнице, освещённой щелевидными окнами и ограждённая коваными перилами. Пока один дежурил, второй отдыхал в деревянной застекленной башенке в центре смотровой площадки. Завидев дым - давали сигнал «Тревога». Кроме этого каланча выполняла и роль информатора горожан. Например, 9 января 1912 года на каланче был поднят флаг, означавший прекращение занятий в в связи с 30-градусным морозом.

Вид с Омской пожарной каланчи на восток – на новую Базарную площадь (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера

Долгое время в Омске самой высокой точкой была пожарная каланча, откуда на центр города открывался потрясающий вид. Это понимали тогдашние фотографы, поэтому они постоянно забирались на каланчу за уникальными снимками. Вот, например, что можно было лицезреть, стоя на верхотуре пожарной каланчи ориентировочно в 1930–1935 годах.

Фотография справа - вид на восток - на новую Базарную площадь. Главпочтампа нет. На месте торгового центра «Омский» огромный базар - это Центральный рынок, который перенесли сюда с близлежащей Базарной площади (на её месте сейчас сквер с фонтаном напротив Администрации г. Омска). Рынок занимал весь квартал в границах улиц Герцена - Интернациональная - Гусарова - Красногвардейская. Вдали видна территория военного клинического госпиталя №425, а также угловое военное здание на пересечении улиц Гагарина и Гусарова.

Вид с Омской пожарной каланчи на северо-запад – на перекресток улиц Тарской и Коммунистической (1930-1935 годы). Фото из коллекций: М. Фрумгарца, А. Строда, Е. Мамакина, И. Зубакина, А. Оландера

Если посмотреть на северо-запад (фото слева) - увидим перекресток улиц Тарской и Коммунистической. В центре - здание, занимаемое сегодня судом присяжных Омского областного суда. Вдали видны размытые силуэты домов Орджоникидзе, 14, рядом с ним - «Оша», а между судом и «Ошей» здание с интересной мансардой - видимо, ул. Красногвардейская, 49. Справа - светлое здание почтового управления: ул. Тарская, 15.

Это сегодня каланча признана одним из выразительнейших памятников архитектуры. А в 50-е годы её чуть не снесли, желая построить вторую очередь пятиэтажного дома по ул. Интернациональной. Не случилось. С этого времени и вплоть до середины 70-х годов ХХ века в омских средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения с утверждениями, что «каланча портит интерьер современного города», выдвигались предложения её сноса.

Но в 60-е годы было еще одно покушение на каланчу - в связи со строительством здания Управления пожарной охраной и Главпочтамта, которое по проекту должно было стоять как раз на её месте. На снос уже дали добро и Главомскархитектура, и горисполком. Против был только тогдашний первый секретарь Центрального райкома партии Николай Кукель-Краевский. Ему сказали: «Снесли Тарские ворота - снесем и каланчу. На новый проект нет средств» . Он не сдержался: «Если Тарские ворота снёс старый и больной высокопоставленный сумасброд, то это не значит, что молодые могут повторить его беззаконие!» . И попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта. Те согласились. Так был сохранен памятник. А Кукель-Краевский заработал репутацию слишком эмоционального, неуживчивого человека. Пожарная каланча Омска

21 марта 2002 года на смотровой площадке появился «дозорный» - дядя Кузьма(Кузьмич) . Это манекен, одетый в каску и боевую одежду пожарного. Снаряжение не боится ни перепада температур, ни дождя, ни снега. Ортопеды сделали гибкие «руки», чтобы манекен мог менять позу. Дядя Кузьма, так назвали его пожарные, стоит, взявшись за поручни, и напряженно вглядывается, не горит ли что в городе.

Здание сложено из красного кирпича-полужелезняка на цементной плите. Фундаменты заложены на разной глубине в зависимости от объёмов несомых частей. Здание каланчи спроектировано в стиле поздней эклектики, в нём гармонично сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки). Несмотря на небольшой «удельный вес» элементов русского стиля они доминируют в образном впечатлении от каланчи, которое усилено цветовым решением, восходящем к прообразам русской архитектуры XVII в., - сочетание краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами.

Во время реставрационных работ воссоздана первоначальная форма выездного проема для обозрения музейной экспозиции на первом этаже. По обмерным чертежам и архивным материалам проведены работы по замене винтовой лестницы, находящейся в аварийном состоянии, смотровой площадки, ветхой деревянной башенки с резьбой, оконных переплетов, дверных блоков, ограждения кровли. Произведена реставрация кирпичной кладки и штукатурного слоя декоративных элементов на фасадах.

Свою роль пожарная каланча исполняла до 40-х годов ХХ века , а решением омского облисполкома от 26.06.80 г. № 239/10 поставлена на государственный учёт, как памятник архитектуры местного значения.

В последней четверти ХХ века на ней установили мемориальную доску со следующим текстом:

«Пожарная каланча построена в 1913–1915 г.г. по проекту И.Г. Хворинова. Памятник архитектуры. Охраняется законом».

В наши дни сторожевая башня является архитектурным памятником и украшает фасад здания Главного управления МЧС России по Омской области. Здесь же в центре противопожарной пропаганды и общественных связей работают экспозиции, посвященные истории омского гарнизона пожарной охраны и, конечно, - каланче. Ежегодно более 12 тысяч посетителей знакомятся не только с основами пожарной безопасности, но и с важными событиями вековой давности в истории города Омска и омской пожарной охраны.

И каждый раз ко дню рождения каланчи юные омичи готовят подарки: рисуют, изготавливают поделки, пишут сочинения и участвуют в тематических викторинах.

Город Кострома ,
Сусанинская площадь Архитектурный стиль классицизм Автор проекта П. И. Фурсов Строительство - годы

Координаты : 57°46′05.1″ с. ш. 40°55′33.57″ в. д.  /  57.768083° с. ш. 40.925992° в. д. (G) (O) (Я) 57.768083 , 40.925992

История

Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:

«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »

Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .

См. также

Ссылки

  • Пожарная каланча в энциклопедии «Памятники истории и культуры Костромы»
  • Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Литература

  • Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

Примечания

Категории:

  • Появились в 1827 году
  • Объекты культурного наследия России
  • Здания и сооружения Костромы
  • История Костромы
  • Пожарные каланчи
  • Памятники градостроительства
  • Памятники архитектуры России
  • Костромской музей-заповедник

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пожарная автоцистерна
  • Рыбинская каланча

Смотреть что такое "Пожарная каланча (Кострома)" в других словарях:

    Каланча - У этого термина существуют и другие значения, см. Каланча (значения). Каланча наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков… … Википедия

    Кострома - город, центр Костромской области РСФСР. Расположен на обоих берегах Волги. Основан в XII в. Впервые упоминается в летописях под 1213. В XVII XVIII вв. крупный промышленный город. Собор Богоявленского монастыря (1559 65, росписи 1672),… … Художественная энциклопедия

    Кострома - город, ц. Костромской обл. Основан в 1152г. на Волге, при впадении в нее р. Кострома, по которой и получил название. Гидроним объясняется двояко. По одной версии наличие конечного элемента ма позволяет считать Кострома, как и соседние Толшма,… … Географическая энциклопедия

    Кострома (центр Костромской обл.) - Кострома, город, центр Костромской области РСФСР. Расположен на обоих берегах Волги. Порт, ж. д. станция в 372 км к С.≈В. от Москвы. 231 тыс. жителей в 1972 (41 тыс. в 1897, 74 тыс. в 1926, 121 тыс. в 1939, 172 тыс. в 1959). ═ К. основана в 12 в … Большая советская энциклопедия

    КОСТРОМА (город) - КОСТРОМА, город в Российской Федерации, центр Костромской области (см. КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ), расположен на Костромской низменности, в 372 км к северо востоку от Москвы. Порт на р. Волга (см. ВОЛГА). Железнодорожная станция. Аэропорт. Областной и… … Энциклопедический словарь

    Кострома - ы; ж. [с прописной буквы] В восточнославянской мифологии: языческая богиня плодородия, олицетворяющая весну и начало страды. ● В обрядах проводов весны (или Костромы) Костромой наряжают молодую женщину, закутывая её в белые простыни и давая ей в… … Энциклопедический словарь - 1. КОСТРОМА, река в Европейской части России, левый приток Волги. 354 км, пл. бассейна 16 тыс. км2. Средний расход воды в ср. течении 71 м3/с. Сплавная. Судоходна на 122 км от устья. 2. КОСТРОМА, город, центр Костромской обл., порт на Волге. Ж. д … Русская история

Мне нравится изучать город… выцепишь какую-нибудь деталь силуэта и рассматриваешь как под микроскопом… На этот раз это пожарная каланча.

Согласно Энциклопедическому словарю, Каланча — (тюрк. — от араб. кал а — крепость), во 2-й пол. 18 — нач. 20 вв. возвышающаяся над зданием пожарной части башня для наблюдения за возникновением пожаров. Имела колокол площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями.

Активно строить их начали после указа Александра второго от 31 мая 1804 года «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды». С этих пор появились пожарные части при полицейских участках. К ним и пристраивалась или устанавливалась башня — каланча.

До этого простыми горожанами велось дежурство пожарных дозоров. Ими же осуществлялось оповещение и тушение пожаров.

Пожарные каланчи продолжали строить в советское время до появления телефонной связи. После этого необходимость в них отпала. Рост этажности городов в этот период также уже не позволял им выполнять свою функцию.

В дальнейшем и сейчас при пожарных частях все равно продолжают строить башни, но теперь уже для сушки пожарных рукавов, а не как дозорные и сигнальные. Пожарные каланчи, считайте, в красной книге.

В Москве пожарные каланчи строились с конца 18 века и вплоть до начала 1930х гг. На сегодня мне удалось найти около дюжины сохранившихся пожарных каланчей, которые изначально строились как дозорно-сигнальные. Из них 8 являются памятниками архитектуры, половина построены в дореволюционный период (все в 19 веке), 4 построены по типовому проекту в стиле конструктивизма.

Каланча состоит из трех функционально значимых частей: входной группы (1), ствола — вертикальной коммуникации (2) и обзорной площадки (3).

На основе исследования множества архитектурных и объемно-планировочных решений пожарных каланчей можно выделить четыре типа блокировки каланчи и основного здания: изолированный (1), линейный (2), центрально-осевой (3) и угловой (4).

Сам ствол башни бывает только трех типов: прямой (1), сужающийся кверху (2) и составной из прямой и сужающейся части (3). Причем все три типа башен в плане могут быть круглые, квадратные и восьмигранные. Это основные формы планов башен. Видела еще прямоугольный вариант, но крайне редко.

В дозорной площадке главное — это выполнение её функций: кругового обзора, подачи сигнала колоколом или фонарём, защита от погодных условий дежурного. При этом тут архитекторы проявляли свою фантазию. Чаще всего, это самая декоративно украшенная часть башни.

Таким образом, сложилось множество типов дозорных площадок. Ниже те, которые удалось вывести из пожарных каланчей Москвы. Они являются различными комбинациями нескольких приемов: вынос площадки консолью за ствол башни или расположение площадки в границах плана башни, наличие или отсутствие кровли у площадки, наличие опор кровли и размер выхода на площадку.

Ниже мои зарисовки сохранившихся каланчей Москвы. Первые четыре каланчи дореволюционного периода.

Слева направо: Сущевская полицейская часть (ул.Селезневская, 11, стр.1), Хамовнический полицейский дом (Комсомольский проспект, 16, 1897 г.), Рогожская полицейская часть (Николоямская, 54, 1862 г.) и Сокольническая пожарная каланча (ул.Русаковская, 26, 1884 г.).

Слева направо: Пожарная часть №19 (Ленинский проспект, 71а, 1929 г.), Пожарная часть №20 (Ослябинский пер., 2), Пожарная часть №17 (Шоссе энтузиастов, 11, 1929 г.), Пожарная часть №22 (ул. Краснобогатырская, 6, 1927 г.).

Еще обнаружила пару каланчей в руинах, одну из которых собираются реконструировать (ул. Хромова, 40), пару каланчей обшитых сайдингом, их период постройки неизвестен.

Каланчи позднего советского периода и 90х гг дозорной функции не несут и имеют уже другую архитектуру.

Прямо за станцией метро, на Селезневской улице расположено здание бывшей Сущевской полицейской части. Построенная в 19 веке, она одна из самых старых в городе. Стоит отметить, что часть одновременно решала правоохранительную и противопожарную задачи. При этом собственно здание служило в основном задачам полицейским, а каланча — пожарным.

Полицейская часть существовала здесь с конца восемнадцатого века. В 1817 году действительный статский советник Д.И. Киселев продал казне большой участок земли с каменными и несколькими деревянными строениями для Сущевской полицейской части. Строительство же основного здания, вместе с пожарными службами, производилось по проекту архитектора М.Д. Быковского в начале 1850-х. В те времена, когда с высоты каланчи была видна вся Москва, на балкончике круглосуточно дежурил часовой, который внимательно осматривал окрестности и как только замечал дым — тут же дергал за веревку, привязанной к колоколу во дворе, чтобы звоном разбудить сонных товарищей, и вывешивал шары и флаги, служившие системой опознавательных знаков — по ним судили о месторасположении и силе пожара. Ночью вместо шаров вывешивались фонари. Услышав сигнал тревоги, пожарные выскакивали из здания, натягивали форму и каски, и неслись в обозах по улицам, оглушительно гудя в медные трубы и распугивая прохожих.

Однажды обер-полицмейстер Сущевской части Арапов разрешил своим приятелям из Петровского театра выбрать пожарных для участия в театральных постановках. С этим фактом связана одна забавная история. Как-то раз в театре ставили «Хижину дяди Тома», и всех пожарных загримировали под негров и одели в полосатые куртки. И как раз во время представления брандмейстеру по фамилии Корыто, присматривавшему за подопечными, доставили записку о том, что на Никольской пылает пожар. Пожарные, как были в куртках и гриме, повскакивали с мест и бросились к обозам. На следующий день весь город говорил о скором конце света, припоминая чертей, которые в сверкающих касках мчались по улицам и дудели в трубы. После этого и вышел приказ, запрещающий использовать пожарных в театральных постановках.

Но главное, что именно сотрудники Сущевской части создали прецеденты, ставшие впоследствии серьезнейшими институтами. В частности, в 1911 году купец Николай Алексеев оставил свой автомобиль марки «Бенц» на дороге, перекрыв выход из храма. По окончании службы богомольцы испытывали неудобства при выходе, за что околоточный надзиратель Сущевской полицейской части Дмитрий Быков наложил на нарушителя немалый штраф — видимо, первый в Москве штраф за незаконную парковку.

Здесь же было принято одно из исторических решений: «Городового вице-унтер-офицера Егорова за пьянство и буйство во время несения постовой службы посадить на хлеб и воду на две недели, пожарного служителя Коноплева за небрежное и жестокое обращение с лошадью и оскорбление унтер-офицера наказать 140 ударами розог». Сейчас подобными вещами ведает целое подразделение — служба собственной безопасности ГУВД.

Здесь же в 1898 году по приказу обер-полицмейстера за номером 117 была организована первая в городе станция «Скорой помощи». В распоряжении врачей была всего одна карета (притом в буквальном смысле на гужевой тяге), на которой выезжала бригада, состоящая из трех специалистов — врача, фельдшера и санитара. Правда, вызов принимался только у должностных лиц — у дворника, к примеру, или у ночного сторожа, и только по поводу несчастных случаев на улицах.

Но самая, пожалуй, колоритная работа, выполнявшаяся штатом этой части, — сожжение неблагонадежных книг. Последнее в истории Москвы книжное аутодафе произошло в 1888 году, и это был труд Гиляровского под названием «Трущобные люди». Автор вспоминал: «С заднего двора поднимался дым. Там, около садика, толпа пожарных и мальчишек. Снег кругом был покрыт сажей и клочками бумаги. В печи догорала последняя куча бумаги: ее шевелил кочергой пожарный. Пахло гарью и керосином, которым пропитался снег около печи».

Интересны истории, связанные не только со служивыми части, но и с ее "постояльцами"-заключенными.

Здесь, в Сущевской части в разное время содержались такие знаменитости, как игуменья Митрофания (она обвинялась в мошенничестве) и Владимир Владимирович Маяковский. Впрочем, последний по этому поводу не слишком скорбел. Он сообщал своей сестре на волю: «Дорогая Люда... Сижу опять в Сущевке, в камере нас три человека, кормят или, вернее, кормимся очень хорошо». Для полного счастья юному поэту не хватало только книг и рисовальных принадлежностей. Их-то он и просил передать. Правда, далеко не все узники этих камер относились к заключению столь философски. Многие пытались выбраться отсюда, не брезгуя любыми способами. Раз, например, в газетах появилось вот такое сообщение: «24 февраля в Сущевском полицейском доме трое арестантов, крестьяне Алексей Румянцев, Константин Монахов и Василий Светцов, взломав пол в чулане, спустились через проделанное ими отверстие в выгребную яму, откуда выбрались во двор и скрылись».

Летом здание целиком запечатлеть достаточно сложно - оно утопает в зелени. Поэтому вот зимняя фотография. Кстати, в 1970-80 гг здание отреставрировали и разместили в нем музей МВД.

November 11th, 2017

В старину было принято объединять в одном здании правоохранителей и огнеборцев. В Сокольниках Полицейский дом с пожарной командой был построен к 1884 году по проекту архитектора Максима Геппенера, автора многих московских индустриальных зданий, учебных заведений и доходных домов.



Многие из его построек сохранились до наших дней и имеют статус объектов культурного наследия - Комиссаровское техническое училище, Главная насосная станция в Саринском проезде, Дом городских училищ имени Императора Александра II, главный дом городской усадьбы К.Мейера и другие. В 1890-е годы Геппенер выполнял крупные городские заказы по проектированию сооружений московской трамвайной сети и Мытищинского водопровода.

Решение о строительстве здания городская дума приняла ещё в 1863 году, а вот деньги собирали всем миром и этот процесс растянулся почти на два десятка лет. Чтобы грамотно распорядиться собранной суммой в 20 000 рублей, был объявлен архитектурный конкурс, который и выиграл Максим Геппенер. В то время каланча была одним из самых высоких зданий в Москве - пожарные на галерее сразу замечали дым и на место происшествия отправлялась дежурная команда. В отсутствие телефонной связи дозорные информировали коллег о возгорании, звоня в колокол и поднимая на шпиль каланчи шары, кресты, флаги. Эти условные знаки показывали ранг и район пожара.


Сокольнический полицейский дом. 1890 год: https://pastvu.com/p/527184

«На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому «высокопоставленному» лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, - только гляди, не зевай! И ходит он кругом и «озирает окрестности»,- так описывал дозорную службу литератор Владимир Гиляровский.

Конная упряжка была гордостью каждой пожарной части. По свидетельству Гиляровского, лошади были красивы и сильны, их отбирали на воронежском и тамбовском конных заводах, причём каждая часть была укомплектована одинаковой мастью: на Пятницкой - вороные, на Мясницкой - рыжие, на Таганской - чалые, на Якиманке - серые в яблоках... А впереди обоза скакал трубач, разгоняя горожан с проезжей части улицы.


Пожарный обоз. 1901-1902 гг.: https://pastvu.com/p/24426

В коридоре пожарной части № 12 представлена галерея ретрофотографий и по ним можно проследить историю пожарного дела: вот двуручный насос на телеге, вот колокол и пожарные сигналы, вот звено газодымозащитников с катушками связи для переговоров друг с другом и со старшим, вот устройство, льющее струйками воду вокруг пожарного, вот применение первых порошковых огнетушителей, вот пожарные работают на строительстве укреплений в годы Великой Отечественной войны, а вот автомобили различного назначения.

По дореволюционной традиции пожарные занимали общее здание с полицейским участком и однажды здесь побывал Владимир Ленин, обратившийся за помощью, когда грабители в Сокольниках отобрали у него автомобиль.

К 1930-м годам пожарные депо были оснащены телефонной связью и каланча превратилась в атавизм. Лошадей заменили краснобокие автомобили, распугивающие прохожих сиреной. Владимир Гиляровский: «Теперь пожарное дело в Москве доведено до совершенства, люди воспитанны, выдержанны, снабжены всем необходимым. Дисциплина образцовая - и та же былая удаль и смелость, но сознательная, вооруженная технической подготовкой, гимнастикой, наукой… Быстрота выездов на пожар теперь измеряется секундами. В чистой казарме, во втором этаже, дежурная часть - одетая и вполне готовая. В полу казармы широкое отверстие, откуда видны толстые, гладко отполированные столбы. Тревожный звонок - и все бросаются к столбам, охватывают их в обнимку, ныряют по ним в нижний сарай, и в несколько секунд - каждый на своем определённом месте автомобиля: каску на голову, прозодежду надевают на полном ходу летящего по улице автомобиля».


Пожарная каланча в Сокольниках. 1986-1987 гг.: https://pastvu.com/p/276254

В конце 1990-х годов здание пожарной части в Сокольниках было отреставрировано и перекрашено в бежевый цвет вместо тёмно-красного с белыми вставками. Каланчу вновь украсили утраченные в советские годы декоративные элементы - четыре старинные пожарные каски. Сейчас в здании по адресу улица Русаковская, 26 размещаются пожарно-спасательная часть № 12 и Управление по ВАО Главного управления МЧС России по г.Москве.


Вид с каланчи. 1960 год: https://pastvu.com/p/38089


Русаковская улица. 1998 год: https://pastvu.com/p/348722


Об истории части и специфике пожарной службы рассказывает Евгений Голубев, начальник караула 12 ПСЧ, капитан внутренней службы:

«Деревянная Москва в старину часто горела, несколько раз выгорала полностью и жители района Сокольники решили собрать деньги, чтобы построить каланчу. В те времена пожарные жили прямо в депо, вместе с семьями, детьми. Несмотря на серьёзность и опасность профессии, в пожарную охрану тогда почему-то набирали людей, не годных к строевой службе.

На самом верху, на галерее каланчи находился пост вперёдсмотрящего, который завидев где-то дым, звонил в колокол. В дневное время на каланче вывешивались шары, ночью зажигали огонь. Средства индивидуальной защиты органов дыхания изобрели лишь в ХХ веке, а прежде пожар тушили всегда снаружи, не входя в горящее здание. В одной из телевизионных викторин был задан вопрос: для чего пожарному нужны были усы? Правильный ответ: усы смачивались и их можно было засунуть в нос и недолгое время находиться в задымлённом помещении. Причём люди чаще гибли не от дыма или огня, а от собственных лошадей: колокол зазвонит, лошадь резко встаёт на дыбы и - копытом в лоб.

Интересно, что в разных пожарных частях использовались лошади разных пород, к примеру, в Сокольниках «служили» лошади серой в яблоках масти. Конный экипаж выезжал из ворот свободно, современные машины буквально протискиваются в ворота, но изменить конструкцию нет возможности, так как здание является памятником архитектуры. Сейчас в пожарной части два отделения - две машины автоцистерны, а автолестницы нет: в старом тесном гараже она не поместилась бы по габаритам.

Чтобы как можно быстрее по сигналу тревоги оказаться на первом этаже, пожарные используют два спусковых столба. Машина должна выехать в течение минуты после того, как прозвучит тревога. Обычно в частях предусмотрено столько спусковых столбов - сколько отделений. Внизу под столбом подстелен амортизирующий материал, покрышки, резина, чтобы мягче приземляться. Кто придумал это нехитрое приспособление - история умалчивает, в разных странах конструкция может отличаться. Например, по стандарту США столб тоньше, а в России - толще. Сбежать вниз по лестнице запрещено, потому что второпях можно поскользнуться. Пока диспетчер выписывает путёвку, отделение быстро одевается, забирает путёвку и через секунды оказывается за воротами. На улице бойцы занимают места в автомобиле.

В соседней части на Соколиной горе есть три машины - автолестница, насос и цистерна. Автолестница приезжает на пожар, если возникнет необходимость. Они бывают 30-метровыми, 50-метровыми, есть 90-метровые коленчатые подъёмники, но если горит пятиэтажка, то нет смысла вызывать большую лестницу, в Москве машине с большими габаритами очень трудно встать из-за тесных дворов и припаркованного в них личного автотранспорта. По некоторым мостам запрещён проезд автомобилей большого тоннажа. Кстати, установка шлагбаумов во дворах должна согласовываться с инспекцией, но это делается не всегда. Ещё надо найти хозяина шлагбаума, добежать до него, чтобы открыл... Но если есть явные признаки возгорания, пожарные имеют право обеспечить проезд техники и вскрывать запертые двери. Такие действия огнеборцев регламентируются Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности». В подобных ситуациях составляется акт, который подписывает полицейский. Сейчас службы разделены и если кто-то забыл ключи в квартире и захлопнул дверь - то выезжают спасатели, а не пожарные. У них есть специальные механизмы, чтобы открыть дверь. Если кота снять с дерева - то это тоже к спасателям.

Насосный автомобиль оснащён мощным насосом для подачи воды из гидранта. На фасадах зданий или фонарных столбах можно увидеть буквы ПГ и стрелки - они указывают, где находится ближайший гидрант. Свой район изучен достаточно хорошо, а для ориентации на чужой территории есть справочник со схемами и характеристиками гидрантов, которые бывают тупиковыми или кольцевыми. К кольцевым можно подключить до пяти машин. Сокольнические пожарные иногда берут воду в Оленьем и Путяевских прудах.

Масштаб пожара обозначается цифрами один, один-бис, второй, третий... Приставка «бис» означает что-то вроде «плюса», то есть больше первого, но ещё не второй номер. Чаще всего пожар в квартире обозначают первым номером, а в школе, детском саду или административном здании - один-бис. Это значит, что диспетчер вызовет на место происшествия больше машин. Ранг пожара может вырасти после прибытия первого экипажа, разведки и оценки ситуации старшим. Первый вопрос очевидцам: могут ли находиться в квартире люди? Если горит квартира на первом этаже двенадцатиэтажного дома - на предмет задымления надо проверить все двенадцать этажей.

Диспетчер на пункте связи несёт дежурство круглосуточно, как и весь караул, работает сутки через трое. Сообщение о чрезвычайной ситуации сначала поступает в дежурную службу, а оттуда рассылается по частям. Комната оснащена телефонами, радиостанцией, компьютерами, в них забивается вся информация, поступающая с места происшествия. Начальник караула передаёт информацию по радиосвязи и диспетчер записывает всё на бумагу и в электронной форме. Перед диспетчером развешаны карты всей Москвы, района выезда, округа. Части расположены так, чтобы в любой конец своего района машина могла доехать не более, чем за десять минут. Если промедлить - начнут лопаться оконные стёкла и огонь быстро распространится на другие помещения. Помимо «своего» района пожарных могут направить и в соседние - для тушения крупного пожара. По каждому объекту района на пункте связи имеются карточки с поэтажными планами зданий - школ, больниц, производственных помещений. Нужную карточку командир отделения берёт с собой, ну а на месте получает дополнительную информацию от охраны объекта.

Для хранения и сушки рукавов - гибких трубопроводов для подачи воды - предусмотрено отдельное помещение. В Сокольниках для сушки используют старую каланчу, 20-метровые рукава складывают вдвое, поднимают наверх и вывешивают, чтобы вода вытекла. Последние каланчи построили в конце 1920-х годов, но и в современных зданиях проектируются вертикальные башенки для сушки.

На посту газодымозащитной службы хранятся средства защиты и баллоны с запасом воздуха на 40-45 минут. Пожарные выбирают себе маски дыхательного аппарата под свой размер, а для эвакуации пострадавших берут с собой универсальные, безразмерные. На пожар выезжает машина оснащённая компрессором, который заправит опустевшие баллоны. Они лёгкие, изготовлены из композитных материалов. Существуют специальные аппараты для работы под землёй, например, в тоннелях и на станциях метрополитена. При возгораниях в коллекторах или тоннелях метро работает отделение до пяти человек - большой группой проще разбирать завалы и эвакуировать пострадавших.

При тушении автомобиля используется бронещит - артиллерийский лафет, в прорезь которого вместо пушки установлен брандспойт. Чтобы уменьшить риск при возможном взрыве, бронещит применяют и при тушении гаражей, где могут оказаться взрывоопасные газовые баллоны, канистры. В арсенале пожарных есть и самые современные технические средства - тепловизоры, роботизированные комплексы.

В части предусмотрены комната отдыха с кроватями и комната психологической разгрузки с диванами перед телевизором и аквариумом с рыбками. Прежде в части жили и коты, и собаки. Однажды кота подарил батюшка из церкви. До недавнего времени бойцам даже не разрешалось снимать ботинки, теперь - можно. Для активного отдыха есть беговая дорожка и теннисный стол. В свободные от дежурств дни пожарные предпочитают игровые виды спорта, футбол и волейбол, зимой - лыжные гонки».