На какие нпа ссылаться при написании жалобы, что именно обжаловать. Обжалование предписания государственного органа Вопрос по обжалованию постановлений роспотребнадзора

1. Порядок обжалования предписания.

Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля (надзора) затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции.

В соответствии с положениями АПК РФ, лицо вправе обжаловать предписание при наличии двух условий:

1.предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности

2.предписание не соответствует закону или иному НПА

Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.199 АПК РФ (образец см. далее).

К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ.

2.Срок обжалования предписания.

Законом установлено, что лицо может обжаловать ненормативно-правовой акт в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в течении 3 месяцев с того момента, как лицо узнало о нарушении своих прав или законных интересов.

В отношении предписания, такой срок будет исчисляться с момента получения предписания лицом, которому оно адресовано.

Пропуск указанного срока не лишает лица права на обращение в суд, однако в таком случае необходимо доказать, что процессуальный срок был пропущен по уважительной причине.

3. Госпошлина за обжалование предписания.

В случае обращения в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания органа контроля (надзора) подлежит уплате государственная пошлина. Ее размер для физического лица составляет – 200 рублей, для юридического – 2000 рублей.

Реквизиты для уплаты госпошлины вы всегда можете найти на сайте суда, в которому подсуден ваш спор. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в суд необходимо направить вместе с заявлением.

4.Образец обжалования предписания.

В Арбитражный суд

(наименование, адрес)

Заявитель:

(наименование, адрес местонахождения)

Заинтересованные лица:

(наименование органа выдавшего предписание, адрес местонахождения)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным предписания ___(наименование органа выдашего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

«__»___________ 2013 г. в по результатам проверки, проведенной ___(наименование органа)_ в период с «__»___________ 2013 г. по «__»___________ 2013 г. отношении заявителя было вынесено предписание № _________ об устранении нарушения _________ законодательства.

Данным предписанием на заявителя возложена обязанность произвести следующие действия (устранить следующие нарушения): _____________________________________________.

Считаем, что указанные обязанности на заявителя возложены незаконно, по следующим основаниям: _________________________________________________________________________.

На основании изложенного,

Признать незаконным и отменить предписание ___(наименование органа выдавшего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

Приложение:

Документы подтверждающие факт вручения заинтересованным лицам копии заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (например: уведомление о вручении.

Квитанция оплаты госпошлины.

Документы, которые подтверждают обстоятельства, положенные заявителем в основу требований.

Оспариваемое заявителем предписание органа контроля (надзора).

Копия свидетельства ОГРНИП или ОГРНЮЛ.

Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

Ф.И.О. должность, лица, подписавшего заявление

«__»_________2013 г. подпись

В заявлении необходимо указывать только те фактические обстоятельства, которые имеют отношения непосредственно к сути спора. В тексте заявления необходимо воздержаться от оценки действий должностных лиц с точки зрения этики или морали. Необходимо указать, чем конкретно нарушены Ваши права оспариваемым предписанием. Так же необходимо указать, чем именно не соответствует требованиям закона предписание: нарушения при проведении проверки, предписание подписано неуполномоченным должностным лицом, требования, указанные в предписании выходят за рамки полномочий органа. В заявлении должны быть указаны ссылки на конкретные нормы законодательства. Нарушения, допущенные должностными лицами, должны носить характер существенных. В случае, если Вами был пропущен срок на подачу заявления, то необходимо указать по каким причинам он был пропущен и привести доводы указывающие на уважительность таких причин.

5.Заключение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 28.05.10 N 01/8017-10-32

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, изучив материалы судебной практики, направляет обзор практики рассмотрения арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанции заявлений об оспаривании постановлений органов Роспотребнадзора по делам об административных правонарушениях.

В представленный обзор вошли дела, в ходе рассмотрения которых были подняты вопросы, встречающиеся в практике применения органами Роспотребнадзора норм административного права, законодательства о защите прав потребителей, а также по редко применяемому составу правонарушения в области охраны собственности (ч. 2 ст. 7.2 КоАП).

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО

Приложение


ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ
ОБ ОСПАРИВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЗА 2009 - 2010 ГОДЫ

(на примерах постановлений арбитражных судов первой,
апелляционной и кассационной инстанции, копии которых
были представлены управлениями Роспотребнадзора
по Республике Коми, Хабаровскому краю, Пензенской
и Свердловской областям, Ямало-Ненецкому АО,
городу Санкт-Петербургу)


1. Ответственность предпринимателя, осуществляющего продажу товаров, за нарушение требования пункта 7 Правил продажи отдельных видов товаров, выразившегося в несвоевременной поверке весов, предусмотрена частью 3 статьи 19.19 КоАП.

При проведении проверки в отношении предпринимателя был установлен факт нарушения требований пункта 7 Правил продажи отдельных видов товаров, выразившийся в использовании циферблатных весов РН-6Ц13У с истекшим сроком проведения метрологической поверки. За данное нарушение предприниматель был привлечен к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП.

Суд отменил постановление по делу об административном правонарушении исходя из следующего.

В силу пункта 7 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.

Отношения в сфере применения средств измерения, в том числе при осуществлении торговли, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Согласно пунктам 1, 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования, обеспечения единства измерений в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке. Индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерений, обязаны своевременно представлять их на поверку. Проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Порядок представления средств измерений на поверку в органы Государственной метрологической службы установлен Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 N 125.

В тех случаях, когда административная ответственность по ст. 14.15 КоАП за нарушения правил продажи отдельных видов товаров установлена другими статьями КоАП, действия лица подлежат квалификации по специальной норме. Ответственность за нарушение правил поверки средств измерений либо применение неповеренных средств измерений предусмотрена ч. 3 ст. 19.19 КоАП, которая является специальной по отношению к ст. 14.15 КоАП.

Ввиду того, что должностные лица Роспотребнадзора не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 19.19 КоАП, материалы, содержащие данные о наличии события административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП, следует направлять по подведомственности в органы стандартизации, метрологии и сертификации.

2. Муниципальное учреждение за нарушение условий обращения с источниками ионизирующего излучения подлежит ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП при наличии доказательств оказания предприятием платных услуг населению.

При проведении проверки муниципального учреждения "Стоматологическая поликлиника" (далее - Поликлиника) были установлены нарушения требований статей 11, 14 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 3.6, 3.20, 3.21, 3.22, 3.28, 5.7, 6.3, 9.11, 8.4.7, 10.21, СанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований", подпунктов "а", "г" пункта 6, пункта 19 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2004 N 107. По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Протокол с материалами проверки в порядке статьи 23.1 КоАП был направлен по подведомственности в арбитражный суд для принятия решения о привлечении Поликлиники к административной ответственности.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости квалифицировать действия Поликлиники по части 2 статьи 19.20 КоАП, предусматривающей ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Суд указал на то, что отсутствуют доказательства осуществления Поликлиникой предпринимательской деятельности, оказываемые платные услуги не носят систематический характер и их объем материалами дела об административном правонарушении не определен.

Суд апелляционный инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях Поликлиники квалифицирующего признака (осуществление предпринимательской деятельности), предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП, в связи со следующим.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП, составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий и требований.

Согласно материалам дела Поликлиника в соответствии с ее уставом, помимо основных видов деятельности, оказывает платные медицинские услуги: предметом деятельности учреждения является оказание населению высококвалифицированных возмездных медицинских услуг; учреждение от своего имени заключает договоры возмездного оказания услуг с потребителями; реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно (за исключением некоторых видов продукции, на которые они регулируются органами местного самоуправления); ежегодно прибыль, полученная учреждением в результате хозяйственной деятельности, после уплаты налогов направляется в фонды, образуемые в учреждении.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или услуг.

В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт оказания Поликлиникой платных медицинских услуг потребителю, копия наряда с указанием цены оказанных услуг, копия выписки из прейскуранта цен на оказание платных медицинских услуг.

Суд апелляционный инстанции отметил, что осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований не может осуществляться как на платной основе, так и на бесплатной основе, поскольку законодателем предусмотрены единые требования по охране здоровья граждан при оказании медицинских услуг как на платной, так и на бесплатной основах.

Вышеуказанные обстоятельства позволили суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что муниципальное учреждение "Стоматологическая поликлиника" осуществляет предпринимательскую деятельность, и в связи с этим квалификация правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП является правильной.

3. Размер взыскиваемых судебных расходов должен соответствовать обстоятельствам производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения дела судом.

Решением арбитражного суда было отменено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Астромед" (далее - Общество). Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления Роспотребнадздора по субъекту РФ судебных расходов в размере 40 000 рублей, в том числе: 30 000 рублей - оплата услуг представителя и 10 000 рублей - транспортные услуги за аренду автомобиля для проезда представителя в суды апелляционной и кассационной инстанций, расположенных в других городах.

Суд частично удовлетворил заявление Общества о взыскании судебных расходов, исходя из следующего.

Общество обжаловало постановление по делу об административном правонарушении, указав на то, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП, и что Управлением были допущены процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд удовлетворил требование Общества об отмене постановления по делу об административном правонарушении исходя из следующего.

Составление такого протокола допустимо в присутствии не только законного представителя юридического лица, но и иного его представителя при условии участия двух понятых.

Именно с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП, дело об административном правонарушении считается возбужденным (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП). В связи с тем, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении Управлением приняты не были, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, в материалах дела отсутствует, суд пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения в порядке, предусмотренном КоАП, не зафиксировано.

Акт осмотра был составлен в отсутствие законного представителя Общества, без участия понятых. Кроме того, из самого акта осмотра следует, что он был составлен по адресу: ул. Титова, д. 10, однако проверяющими осуществлялся осмотр жилого дома, расположенного по адресу: ул. Подшибякина, д. 27. Осмотр места совершения административного правонарушения закон рассматривает как неотложное действие и предусматривает немедленное составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. В рассматриваемом случае акт осмотра не был составлен в момент выявления правонарушения.

При осуществлении осмотра места совершения административного правонарушения в целях фиксации вещественных доказательств фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации не применялись.

При данных обстоятельствах акт осмотра не был принят судом в качестве протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составление которого прямо предусмотрено КоАП. Иных доказательств, подтверждающих совершение Обществом правонарушения, Управление не представило.

Тот факт, что акт осмотра был подписан работником Общества, не может свидетельствовать о том, что данный представитель предприятия согласился с тем, что зафиксировано в акте. Более того, из заявления Общества следует, что его работник - начальник производства, не являлся законным представителем организации, поэтому не имел права участвовать в проведении проверки, подписывать от имени Общества какие-либо документы.

Кроме того, Общество не было поставлено в известность об обстоятельствах, при которых было выявлено вменяемое в вину юридическому лицу нарушение. О самой проверке Общество не уведомлялось. Суд посчитал, что допущенные прокурором процессуальные нарушения, касающиеся обеспечения процессуальных гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности, носят существенный характер.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что событие вменяемого Обществу правонарушения по ч. 1 ст. 14.8 КоАП не было доказано.

5. Юридическое лицо, систематически допускающее нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей, может быть ликвидировано по решению суда по иску органа Роспотребнадзора.

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мегадорс" (далее - Общество), реализующему межкомнатные двери, и его учредителям о ликвидации Общества, возложении обязанности по ликвидации общества на учредителей Общества.

Свои требования Управление мотивировало тем, что со стороны Общества, несмотря на выданные предписания, продолжаются грубые нарушения прав потребителей, не исполняются решения судов, направленные на устранение последствий нарушения прав потребителей. Управлением реализованы все полномочия в целях прекращения Обществом нарушения прав потребителей. При таких условиях ликвидация юридического лица является соразмерной, адекватной мерой с учетом вреда, который может быть предотвращен, по сравнению с иными возможными последствиями.

Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП, директору Общества назначались административные наказания по статьям 14.15 , 17.7 КоАП. Также за несоблюдение прав потребителей мировыми судьями были удовлетворены пять исков потребителей к Обществу о взыскании материального и морального ущерба.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Управлением исковых требований, исходил из того, что:

Ликвидация юридического лица не может применяться только по основанию неоднократности нарушений;

Предусмотрено право, а не обязанность суда ликвидировать юридическое лицо, допустившее нарушения законодательства;

Ненадлежащее исполнение Обществом обязанности по передаче товаров в соответствии с договорами купли-продажи, включение в розничный договор купли-продажи условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, неисполнение требований, предписаний уполномоченного органа само по себе не влечет его незамедлительную ликвидацию;

Установленные нарушения закона не являются неустранимыми нарушениями.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с частями 1, 2, 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Предприятие обжаловало постановление по делу об административном правонарушении. Суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о незаконности постановления, поскольку сомнения относительно действительности факта правонарушения и виновности Предприятия носят неустранимый характер.

Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью КоАП, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.

Констатируя наличие в действиях Предприятия нарушения ч. 2 ст. 7.2 КоАП, Управление лишь ограничилось выводом о наличии повреждения информационных знаков, без указания, в чем конкретно выразилось повреждение и насколько предупредительная информация, расположенная на данных знаках, нечитаема. Представитель Управления указал на то, что таблички были повреждены ржавчиной, однако эти данные не были отражены в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, в обжалуемом постановлении.

Однако Управлением не были представлены доказательства, позволяющие с достоверностью установить событие вменяемого правонарушения.

Поскольку имеющиеся в материалах дела документы с достоверностью не подтверждают факт совершения Предприятием административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.2 КоАП, суд сделал вывод об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

7. Включение в договор условия о том, что гарантийное обслуживание распространяется на товар только при правильно заполненном гарантийном талоне и при наличии товара в полной комплектации, включая упаковочные принадлежности, является условием, ущемляющим права потребителя.

При проведении проверки в магазине сотовой связи, принадлежащем ООО "МобилСвязь" (далее - Общество), было установлено, что Общество при продаже мобильного телефона включило в договор условия, ущемляющие установленные законом права потребителя.

Согласно гарантийному талону гарантийное обслуживание распространяется на товар только при предъявлении верно заполненного, заверенного печатью продавца гарантийного талона от компании-производителя, а также при наличии товара в полной комплектации, включая упаковочные принадлежности: коробка, картонные и пластиковые вставки. При отсутствии на гарантийном талоне подписи продавца или магазина потребителю будет отказано в гарантийном обслуживании.

За выявленные нарушения Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8. Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в суд, который в удовлетворении заявленных требований отказал в связи со следующим.

Частью 2 статьи 14.8 КоАП предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

В соответствии со ст. 1 Законом о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 493 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату.

Гарантийный талон является документом, подтверждающим гарантийные обязательства продавца (изготовителя), то есть обязательства по обеспечению качества товара в течение определенного договором периода времени гарантийного срока.

Требования, которые потребитель вправе предъявить продавцу (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю) при обнаружении в товаре недостатков, установлены ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

В соответствии с пунктом 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, при передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы). Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Между тем отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Поскольку договор купли-продажи в системе розничной торговли, как правило, заключается в устной форме на основании пункта 2 статьи 159 , статьи 161 ГК РФ, покупатель вправе доказывать факт покупки и ее условия с помощью свидетельских показаний, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Свидетельскими показаниями могут быть обоснованы, в том числе, условие о гарантийном сроке, гарантии качества товара. Поэтому отсутствие гарантийного талона либо неправильное его оформление не может автоматически повлечь отказ от удовлетворения законных требований покупателя и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Таким образом, условие о том, что гарантийное обслуживание распространяется на товар только при предъявлении верно заполненного, заверенного печатью продавца гарантийного талона от компании-производителя, противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о защите прав потребителей и является условием, ущемляющим права потребителя.

В соответствии с частью 1 статьи 479 ГК РФ, если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), обязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект.

Согласно части 1, 2 статьи 480 ГК РФ, в случае передачи некомплектного товара (статья 478) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; доукомплектования товара в разумный срок. Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору: потребовать замены некомплектного товара на комплектный; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Частью 1 статьи 481 ГК РФ, в случаях, когда подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства или характера товара.

Между тем положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона "О защите прав потребителей" (в т.ч. статья 18) не связывают наступление гарантийных обязательств с предоставлением продавцу товара в полной комплектности, включающей упаковку.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что изложенное в гарантийном талоне условие, что товар принимается в гарантийный ремонт только в полной комплектации, включая упаковочные принадлежности, также противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о защите прав потребителей и является условием, ущемляющим права потребителя.

Каждое юридическое лицо вправе обжаловать решение Роспотребнадзора, принятое на основании результатов проверки организации. На первом этапе предпринимателю рекомендуется ознакомиться с соответствующими нормативами, которые регулируют взаимоотношения между надзорным органом и компаниями. Действующее законодательство предусматривает ряд возможностей, обеспечивающих защиту прав и интересов предпринимателей в случаях, если те не согласны с решением Роспотребнадзора.

Юристы адвокатского бюро «Честь и Закон» готовы оказать всестороннюю помощь по обжалованию подобных решений. Мы защищаем интересы наших клиентов при урегулировании вопроса во внесудебном и административном порядке. Также юристы принимают участие в судебных разбирательствах.

Надзорная проверка

Роспотребнадзор осуществляется контроль за деятельностью юридических лиц в виде:

Согласно закону, плановая проверка проводится не чаще, чем раз в три года. О внеплановом выезде в компанию сотрудники Роспотребнадзора обязаны уведомить предпринимателя не позднее, чем за 24 часа до начала инспекции.

Данные мероприятия проводятся при соблюдении одного из следующих условий:

  • истек срок предписания;
  • в адрес Роспотребнадзора поступила жалоба на предпринимателя от физических или юридических лиц, госорганов.

Внеплановая проверка проводится при условии предварительного согласования ее с местной прокуратурой. Последняя должна выдать особо разрешение на внеочередную инспекцию.

Любые ошибки, совершенные сотрудниками Роспотребнадзора в ходе проверки, являются прямым нарушением законодательства, что приводит к отмене итоговых результатов: они признаются необоснованными.

Камеральная (документальная) инспекция не предусматривает выезд специалистов надзорного органа по месту нахождения компании. Предприниматель должен отправить в местное отделение Роспотребнадзора определенную информацию. В ходе выездной проверки исследованию и оценке подвергаются документы, условия работы, продукция компании и оборудование, используемое при выпуске изделий.

Вне зависимости от типа проведенной инспекции специалист надзорного органа должен сделать соответствующую отметку в журнале учета и составить акт.

В течение 15 дней по окончании проверки предприниматель имеет право обратиться непосредственно к руководителю местного отделения Роспотребнадзора с жалобой на вынесенное решение. Ответ из надзорного органа должен быть выдан не позднее, чем через 30 дней с момента обращения представителя компании. Важно отметить, что, согласно юридической практике, руководство Роспотребнадзора принимает точку зрения предпринимателя только в случаях, когда выявлены достаточно грубые нарушения в результатах проверки.

Юристы адвокатского бюро «Честь и Закон» рекомендуют в подобных случаях дождаться мотивированного решения органа надзора, после чего обратиться с этим документом с суд.

Меры воздействия на предпринимателя

Закон наделяет Роспотребнадзор большим перечнем полномочий по оказанию воздействия на юридические лица. К основным мерам, которые орган может применить в отношении предпринимателей, относятся:

  1. Возбуждение дела по главам 24-29 КоАП. Предприниматель получает соответствующее постановление в отделении органа, расположенном по месту нахождения юрлица. В данном документе отражены штрафные санкции, наложенные на компанию.
  2. Выдача предписания по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. В документе содержится срок, в течение которого предприниматель должен их исправить.
  3. Составление протокола, на основании которого выносится временный запрет на ведение коммерческой деятельности. Запрет вводится с целью обеспечения мер административного характера. Данный запрет снимается после того, как соответствующее постановление вступает в законную силу.
  4. Подача искового заявления в суд с требованием приостановить коммерческую деятельность юрлица. К этой мере надзорный орган прибегает в случаях неоднократного нарушения законов и неисполнения ранних предписаний.

Способы обжалования решения

Обжаловать решение Роспотребнадзора можно посредством обращения в вышестоящие органы или суд. В заявлении предприниматель должен указать, какие нарушения были допущены в ходе проверки, обязательно ссылаясь на процессуальные нормы и нормы материального права. Особое внимание необходимо уделять следующим обстоятельствам:

  • неверное толкование действующих законодательных норм;
  • применение несуществующих норм в отношении юрлица;
  • иные недочеты, выявленные в итоговом отчете.

Рассмотрение жалобы, поступившей в отношении Роспотребнадзора, осуществляется в арбитражных судах. Предприниматель может обжаловать одновременно все решения надзорного органа.

Юристы адвокатского бюро «Честь и Закон» предлагают свои услуги по защите интересов и законных прав предпринимателей в спорах с Роспотребнадзором.

Арбитражным процессуальным кодексом и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации контролируется порядок обжалования не нормативных правовых актов. Этими кодексами устанавливаются права о подсудности. Предписание органа государственного контроля затрагивает как интересы, так и права в области экономической деятельности. Если такое происходит, обжалование документа осуществляется в Арбитражном суде. В других случаях спор принадлежит суду общей юрисдикции.

Что такое предписание?

Предписание — это приказ, который имеет юридическую силу. Документ определяет должностные навыки человека, на основании чего формируются стандартные действия. Если указанные требования не выполняются, на судебном заседании назначается наказание в виде административного штрафа. В документе также указывается перечень ограничений при ведении коммерческой деятельности.

Основания для обжалования

Основания для обжалования или оспаривания предписания индивидуальные. Зависит от вида ведения коммерческой деятельности:

  • Гражданин не согласен с описанными в документе ограничениями;
  • Документ был издан с грубыми нарушениями;
  • На момент выдачи все нюансы в коммерческой деятельности были исправлены.

Если человек желает обжаловать предписание, к примеру, пожарной инспекции, подается исковое заявление в судебную инстанцию для инициации спора. Рассмотрение дела будет длиться до нескольких месяцев. Если выявиться, что ранее созданная официальная бумага была незаконной, то она отменяется, а истцу компенсируется материальный ущерб.

Как действовать?

Любое действие или бездействие антимонопольного органа власти можно обжаловать. Это касается решений, которые были приняты в процессе государственной функции во внесудебном или досудебном порядке. Порядок обжалования или оспаривания предписания начинается с предмета досудебного разбирательства.

Необходимые документы для обжалования :

  • Удостоверение личности;
  • Правоустанавливающие документы на коммерческую недвижимость;
  • Претензия.

Если в жалобе не написано ФИО гражданина, который позаботился об отправке документа почтой для инициации спора, то ответ не предоставляется. В ином случае срок возврата — 7 дней. В ответном письме находится информация с разъяснением судебного решения.

Если антимонопольный орган получил письменную жалобу, в которой содержатся оскорбления, угрозы для жизни его и его членов семьи, он может на нее не отвечать. Дополнительно сообщите заявителю, который направил жалобу о недопустимости злоупотребления этим правом. Если вы не знаете, куда обращаться, то обжаловать предписание можно в административном порядке или обратитесь в суд.

ГИБДД

Если вы не знаете, как оспорить предписание ГИБДД (не важно выписано оно , остановку в неположенном месте, или сбитое животное на дороге), для начала определите, что означает этот документ. Официальная бумага представляет собой сразу два юридических действия:

  1. Возбуждение административного дела;
  2. Итоговая официальная бумага, с помощью которой взыскиваются денежные средства по причине наложения штрафа.

Если на водителя было возбуждено уголовное дело в ГИБДД или гражданин привлекается к административной ответственности, то согласно законодательству Российской Федерации ему позволительно использовать все права и гарантии в споре:

  • Рассчитывать на судебную защиту;
  • Возможность иметь своего защитника и тому подобное.

Должностного лица

Если вы не знаете, как оспорить предписание должностного лица, например трудовой инспекции, когда оно было создано вопреки нормам правовых актов, обратитесь в арбитражный суд. Срок — 3 месяца с момента нарушения своих законных интересов и прав. Если срок прошел, а гражданин решил обжаловать предписание по истечении 90 дней, то он имеет на это право. Но нужно доказать, что срок был пропущен по уважительной причине (в результате заболевания, длительной командировки и тому подобное).

Роспотребнадзора

Часто Роспотребнадзор предъявляет предписание по причине выявленных нарушений. Если юридическое лицо не соглашается, оно имеет право обжаловать. Как обжаловать, куда обращаться? Обжалование осуществляется в административном порядке. Это не помогает? Возможно обращение в судебные инстанции. Также согласно можно обжаловать предписание без подачи искового заявления в суд. Чтобы это сделать, предоставьте в Роспотребнадзор письменно причину, по которой вы не хотите его исполнять. Срок обжалования в этом случае — две недели с момента получения официального документа. Организации и граждане обращаются в суд для защиты своих интересов об оспаривании действий и бездействий государственной власти, органов самоуправления и должностных лиц.

Росприроднадзора

Если вы не знаете, как обжаловать, куда обращаться при получении предписания из Росприроднадзора, эффективный метод — заявить ходатайство в суд о приостановке предписания до вынесения вердикта. Дополнительно его можно обжаловать. Срок для обжалования — 30 дней с момента получения. Однако сроков относительно вступления в законную силу документа не устанавливается. С теоретической точки зрения предписание можно обжаловать согласно формальным признакам, так как нигде нет такого понятия и законность вызывает много вопросов. Поэтому обжалуйте его или заявите ходатайство об его приостановлении.

Ростехнадзоза

Предписание по Ростехнадзору составляется в письменной форме сразу после проверки. Оформляется сотрудником непосредственно сразу после окончания анализа в нескольких копиях. Как обжаловать, куда обращаться? Один предоставляется руководителю, а второй — должностному лицу, который является ответственным за исправление нарушений. Главный документ, который контролирует этот процесс, — Приказ Ростехнадзора. Этот документ включает в себя административный регламент по исполнению технологического, экологического и атомного надзора и соблюдения условий промышленной безопасности при строительстве и проектировании, консервации и эксплуатации опасных для жизни производственных объектов и тому подобное.

Не нашли ответ на поставленный вопрос? Наши юристы вам помогут!

Обжалование предписаний Роспотребнадзора, государственной организации, осуществляющей контроль над компаниями и ИП в сфере деятельности - дело не простое. Периодических проверок юридическим лицам избежать не удается. Тщательная подготовка к проверке Роспотребнадзора предусматривает приведение в порядок документации, урегулирование конфликтных ситуаций с покупателями, выплату им денежных компенсаций. Если своевременно не удалось справиться с ситуацией и доказать правомерность своих действий, назначается соответствующее предписание.

Наш адвокат поможет его оспорить как в вышестоящем органе, так и в суде: профессионально и в срок.

Как обжаловать предписание?

Предписаний Роспотребнадзора - приказ, имеющий официальную юридическую силу. Если прописанные требования не выполняются, представители организации или частные лица официально привлекаются к административной ответственности. Можно считать неправомерными действия государственных учреждений и попробовать выполнить обжалование предписаний Роспотребнадзора в конкретной ситуации. Давайте разбираться в нюансах.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео по проверке Роспотребнадзора и правилам подготовки к контролирующим органам, а также пишите свой вопрос адвокату в комментариях ролика

Как действовать при получении документа от Роспотребнадзора?

Официальная жалоба на предписание Роспотребнадзора подается в административном или судебном порядке. В первой ситуации следует отправить письмо в саму организацию с указанием причины невыполнения конкретно указанных действий. Официальный срок обжалования предписания Роспотребнадзора после отправки документа составляет две недели.

Если в течение этих четырнадцати дней представители государственной организации не реагируют на послание, требуется кардинальное решение вопроса, то есть обращение к представителям судебной власти. Куда обжаловать постановление Роспотребнадзора? Обращайтесь в органы судебной власти с исковым заявлением по факту того, что вас игнорируют представители структуры и не хотят разъяснить ситуацию, отменить предписание.

Основания и документы для обжалования предписаний Роспотребнадзора:

Когда возможно обжаловать:

В зависимости от вида коммерческой деятельности выбираются основания для оспаривания сформированного предписания. К ним относятся:

  • несогласие с ограничениями, подробно описанными в документе;
  • издание с грубыми нарушениями;
  • исправление нюансов коммерческой деятельности на момент выдачи документа;
  • предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению проверяемым лицом экономической деятельности.

В любой из указанных ситуаций можно выполнить обжалование протокола Роспотребнадзора в официальном порядке.

Список документов для составления жалобы:

Вам обязательно потребуется предоставить следующие документы:

  1. удостоверение личности;
  2. конкретную претензию;
  3. правоустанавливающие бумаги на ведение коммерческой деятельности
  4. копию предписания, выданную государственным органом.

При этом следует учесть, что помимо сбора необходимых документов, сама жалоба должна содержать ряд обязательных фактов, определенные требования предъявляются к каждому юридическому документу вне зависимости заявление это или , каждый из них составляется по определенной форме.

Требования к жалобе на предписание Роспотребнадзора

Рассматриваемая жалоба должна содержать:

  • наименование органа, рассматривающего данную жалобу;
  • данные об оспариваемом решении, его номер, дату, основания, по которым данный документ принят;
  • указание на конкретные права и интересы заявителя, нарушенные данным предписанием;
  • требования об отмене оспариваемого документа и основания для его отмены.

Данные сведения в обязательном порядке должны содержаться в поданной жалобе, в случае судебного порядка, отсутствие одного из указанных условий может является основанием для оставления Вашего заявления без движения, а в последующем и к возврату данного документа.

Срок для обжалования предписания

Для обжалования неправомерного документа необходимо учесть, что для административного порядка обжалования (вышестоящему органу) законом срок не установлен, однако в данном случае необходимо учесть, что жалобу лучше подать в максимально короткие сроки поле вынесения предписания, дополнительно о том, как подается читайте по ссылке.

Роспотребнадзор - одно из тех ведомств, нелестное заключение которого, может поставить крест на вашем предприятии. В СМИ время от времени мелькает информация о закрытии ресторана после проверки Роспотреба или о том, как очередной детский сад не соблюдал эпидемиологические нормы - не смог выдержать проверку - работа приостановлена. Всё это серьезные удары по репутации. Немалые финансовые потери от «сбежавших» клиентов. Можно вспомнить ситуацию с рестораном «Сушкоф» у нас в городе, уже немало лет с тех пор прошло, а аудитория всё помнит. Тогда в одном из заведений сети, Роспотребнадзор нашел кишечную инфекцию. «Сушкоф» - крупное предприятие, они, конечно, не закрылись совсем, но «отмываться» пришлось долго, раздавать интервью, объяснять ситуацию, заманивать клиентов обратно акциями, увеличенными порциями и прочим. Одной администрации заведения только известно, в какую сумму им обошлась эта «инфекция». Будь это какой-нибудь небольшой ресторанчик - он просто бы ушел с рынка и все. Бытует такое мнение, что эти проверки могут даже намеренно провоцировать конкуренты, чтобы убрать с дороги неугодного.

Итак, в полномочия Роспотребнадзора входят проверки выполнения норм СанПина. Ведомство определяет штрафы за нарушение СанПин. Проверки могут быть плановыми - раз в три года, а могут происходить вне графика - при наличии веских оснований (обращения граждан, когда пострадали люди). Если проверка Роспотребнадзора обнаружит нарушения, владельцу придется заплатить штраф (ст. 6.3 КоАП РФ). И срочно начинать бороться за честное имя.

Все виды нарушений охватить крайне сложно, перечислю основные. Размеры штрафов Роспотребнадзора за одни и те же нарушения, для физических и юридических лиц, разнятся.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео с советами по обжалованию решений и предписаний госоргана, пишите свой вопрос в комментариях ролика и получите ответ

Штрафы Роспотребнадзора для физических лиц

  1. Нарушение санитарных норм - от 500 до 1000 руб. или приостановление деятельности на 90 суток.
  2. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках - от 5 000 до 20 000 рублей.
  3. Продажа товаров несоответствующего качества - от 3000 до 10 000 рублей
  4. Повторное нарушение - от 7000 до 15 000 рублей, а также дисквалификация руководителя на срок до 1 года
  5. Обман потребителя - от 10 000 до 30 000 рублей
  6. Введение в заблуждение - от 12 000 до 20 000 рублей
  7. Неисполнение предписания - от 1000 до 2000 рублей, а также дисквалификация руководителя на срок до 3 лет

Штрафы Роспотребнадзора для юридических лиц

  1. Нарушение санитарных норм - от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.
  2. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках - от 100 000 до 300 000 рублей
  3. Продажа товаров несоответствующего качества - от 20 000 до 30 000 рублей
  4. Повторное нарушение - от 15 000 до 50 000 рублей с конфискацией или без + для руководителей дисквалификация на срок до 1 года
  5. Обман потребителя - от 20 000 до 50 000 рублей
  6. Введение в заблуждение - от 10 000 до 50 000 рублей
  7. Неисполнение предписания - от 10 000 до 30 000 рублей, дисквалификация руководителя на срок до 3 лет

Ходатайство в Роспотребнадзор о снижении штрафа

Ходатайствовать в надзорном ведомстве о снижении штрафа можно не всегда. Для снижения суммы штрафа нужны основания.

Сумма штрафа неподъемна для нарушителя или выписанный штраф несоразмерен последствиям нарушения.

Также ряд смягчающих обстоятельств может помочь уменьшить штрафные санкции. К смягчающим обстоятельствам можно отнести: добровольное прекращение правонарушения, раскаянье, добровольное сообщение о своем правонарушении, содействие в разбирательстве дела, добровольное возмещение ущерба, совершение проступка в состоянии аффекта или при стечении тяжелых обстоятельств, совершение правонарушения малолетним, беременной женщиной или матерью малолетнего ребенка.

Финансовое положение предприятия, например, если уплата штрафа не позволит выплатить заработную плату сотрудникам.

■В ходатайстве должны быть отражены следующие сведения: наименование органа, куда обращено ходатайство; название компании или ФИО гражданина; адрес юридического лица или место жительство физического; данные дела (реквизиты постановления); перечисление обстоятельств, которые служат основанием для ходатайства; прилагаемые документы (например, бухгалтерская отчетность для подтверждения тяжелого финансового положении компании).

Чтобы составить ходатайство грамотно, чтобы у судьи или надзорного органа не возникло дополнительных вопросов, лучше готовить его совместно с юристом, адекватно определить и прописать все имеющиеся основания, заручиться доказательствами и спокойно ожидать положительного решения.

Для судебного порядка установлено, что лицо, право которого нарушено ненормативным правовым актом вправе обжаловать данное решение в арбитражный или суд общей юрисдикции в срок не превышающий три месяца с момента, когда лицу стало известно о нарушении своих прав. О том, в какие сроки и каков читайте в данной статье.

Для минимизации негативных последствий своевременными действиями, прошу ознакомиться с дополнительными статьями и , данные материалы содержать много полезной информации по указанным темам.