Правовое государство и гражданское общество в их соотношении. Соотношение гражданского общества и правового государства Какого соотношение гражданского общества и правового государства

Понятие «гражданское общество». В одном из современных учебников по политологии справедливо замечается: «Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра». Что же представляет собой это загадочное общество?

Распространено мнение, что гражданское общество представляет совокупность (или сеть) добровольно образованных негосударственных структур (объединений, организаций, ассоциаций, союзов, центров, клубов, фондов и пр.). Гражданское общество, таким образом, являет собой некий союз, где на началах невмешательства существуют государство и добровольные общественные организации. В таком случае неясна связь государства и гражданского общества, какое из этих социальных образований является базисным, или же они – параллельные структуры. На такой вопрос наводит и высказывание Л.П. Борисова: «В гражданское общество государство не входит, хотя, конечно, все потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение». О той же зависимости гражданского общества от государства говорится и в учебном пособии под редакцией проф. Г.В. Полуниной: «Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов». Как видим, налицо явная асимметрия зависимости. Общественные организации, составляющие гражданское общество, предполагают, государство решает. Как тогда понять определяющий идеал гражданского общества, благодаря которому оно и появилось, – идеал свободы? Если государство находится вне рамок гражданского общества, значит для него недействителен и несущественен идеал свободы? Кроме того, выходит, что в обществе могут существовать, по крайней мере, две параллельные структуры: государство и сеть организаций гражданского общества.

Или взять другой пример определения гражданского общества. «Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности». В этом определении ударение сделано на индивидуальной стороне человеческих потребностей, а также на групповых или корпоративных интересах. Такое история уже видела на примере корпоративизма фашистских групп и партий.

Таким образом, после знакомства с некоторыми распространенными представлениями о гражданском обществе возникает масса новых вопросов. Несомненными являются только некоторые характерные особенности гражданского общества, такие, как разделение властей, развитие демократии, многообразие форм собственности, политический плюрализм, свобода совести и др.

Дать определение гражданскому обществу сложно главным образом потому, что его существенным признаком является свобода личности. Н. Бердяев называл свободу «таинственной, изначальной, исходной, бездонной, безосновной, иррациональной».

Спорным, как показывает практика изучения этой темы, является еще один вопрос. Являются ли формальные ограничения свободы, устанавливаемые в любом обществе, в том числе и гражданском, ограничением ее по существу ? Этот вопрос всегда появляется, когда речь заходит о свободе гражданина. Ведь логично заключить, что гражданское общество есть сообщество граждан. Кто же такой гражданин? Античного метека, египетского жреца, свободного земледельца, представителя господствующего сословия феодального общества нельзя назвать гражданами. Они только представители определенных социальных групп, гражданин же – представитель общества в целом, это во-первых. Во-вторых, гражданин – это человек, который не может быть лишен права проявить свое личное участие в жизни общества как собирательного целого. Права некоторых граждан могут быть ограничены по закону (например, у людей, отбывающих сроки наказания), но они не могут быть у них изъяты в объеме, представляющем уг-розу для самого существования личности. Иначе говоря, гражданин суть индивид, имеющий право участвовать в жизни целого, реализовывать себя для целого как личность , и который не может быть лишен этого права. Условиями для такой реализации служат демократия, свобода слова, свобода совести, идейный плюрализм, защита прав меньшинства и пр. Иными словами, все, что зачастую определяют как основания гражданского общества, на самом деле является всего лишь условиями его существо-вания.

Понятие гражданского общества в итоге может быть сформулировано так: это есть сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

Структура гражданского общества:

– негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

– совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

– общественные объединения и организации;

– политические партии и движения;

– сфера воспитания и негосударственного образования;

– система негосударственных средств массовой информации;

– церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

– наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

– самоуправляемость;

– конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

– свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

– всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

– жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

– многоукладность экономики;

– легитимность и демократический характер власти;

– правовое государство.

Соотношение общества и государства. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятиям «общество» и «государство».

Общество в широком понимании – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса – нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

Правовое государство: понятие и принципы. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного «связывания» государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное «связывание» государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (фор-мально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

Теперь обратимся к следующему вопросу. Каким образом гражданское общество связано с правовым государством? Государство есть один из элементов гражданского общества, такой же важный и значимый, как и в любом другом обществе, например, в деспотическом обществе восточного типа. Только его организационная функция здесь иная. В гражданском обществе государство призвано охранять и совершенствовать формы, в которых проявляется свобода личности . Совершенствовать такое государство, значит, давать простор проявлению свободы личности, но в то же время и определять ей «коридор», или разумно «ограничивать» ее. В гражданском, или иначе правовом, обществе существует масса таких «ограничений» свободы, но они не наносят урон свободе личности, как таковой. Гражданское общество вообще не ставит задачу вторгаться в эту сферу.

Развитые институты гражданского общества являются неотъемлемой частью социального государства. Под социальным государством понимается такое, которое не только обеспечивает индивидуальную свободу, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества, но стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. Социальное государство возникает на базе достаточно высокого уровня экономического развития общества, позволяющего перераспределять национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, проводить активную политику занятости населения, реализовывать социальные программы поддержки населения.

Теперь перейдём к третьему вопросу работы и более подробно рассмотрим соотношение правового государства и гражданского общества. Вначале работы я воспользовалась эпиграфом, взятым мною из названия статьи Ильина М.В. и Коваля Б.И., из журнала Полис: «Две стороны одной медали: гражданское общество и государство». В процессе исследования вопроса я постараюсь доказать данный тезис.

Решая поставленную задачу, я буду опираться на мнения ученых правоведов, а так же воспользуюсь некоторой учебной литературой.

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. И не случайно: гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества.

Современная либерально-юридическая теория в соответствии с традициями либерализма рассматривает гражданское общество и государство как относительно независимые сферы частных и общих интересов. Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Гражданское общество - это сфера свободной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие частные цели и интересы. «В этом контексте государство выступает как сфера публично-властных отношений, в которых носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны руководствоваться всеобщими интересами». Но, для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Государство - это сфера общих дел тех же субъектов, которые в отношениях гражданского общества выступают как частные лица.

Вот в каких трёх стратегиях видит взаимоотношения правового государства и гражданского общества Соловьёв А.И. «свои основополагающие функции государство выполняет в первую очередь как сугубо политический институт. Являясь наиболее эффективным инструментом социального властвования, государство воспринимается зачастую как исключительно политическое образование. Не касаясь оценки разнообразных сторон и источников, отметим лишь, что собственно политический характер государства выявляется, прежде всего в сфере межгрупповой конкуренции и борьбы за власть. Из этого вытекает та основная задача государственной политики, которая определяет в данном аспекте характер отношений государства с гражданским обществом, а именно: укрепление позиции достигшей власти группы или, другими словами, легитимности правящего режима.

Иная стратегия отношений образуется во взаимодействии государства с гражданским обществом, когда государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть (то есть не власть конкретной группы, сословия или класса), а управление, урегулирование и упорядочение социальных взаимоотношений людей. В данном аспекте государство предстаёт уже не как центр властвования, но как орган макроуправления социума, функционально подчинённый последнему, не как институт ориентированный на те или иные групповые (сословные, классовые, корпоративные) приоритеты (в том числе, возможно, и приоритеты большинства общества), а как структура, руководствующаяся общесоциальными задачами, критериями общественной пользы и экономической эффективности.

Перспективы сотрудничества. У гражданского общества, однако, существуют и другие резервы активизации. Связаны они с иной гранью социальной активности государства - с его деятельностью как параполитического объединения граждан. В частности, в отношениях с гражданским обществом оно может выступать и в виде совокупности специфических, определённым образом иерархизированных организаций, усматривающих свою задачу в реализации интересов общества и оказывающих людям конкретные практические услуги. Другими словами, государство может быть некой административной структурой, действующей не согласно законам власти или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике служебных и человеческих отношений. Гражданское общество контактирует с государством даже не как партнёр, а как получающий услуги клиент, ещё точнее - как совокупность клиентов определённых государственных организаций и учреждений. Именно в данном аспекте граждане в наиболее зримой форме выступают как носители социальных, материальных, культурных и прочих потребностей, способ удовлетворения которых является показателем реального отношения к ним государства».

Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), так как основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Есть особая сфера жизнедеятельности гражданского общества - сфера политического участия, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно выступают как граждане, участвующие в формировании государственной власти. Хотя гражданское общество в целом - это неполитическое сообщество, в его рамках действуют так называемые политические объединения, обеспечивающие связь гражданского общества и государства. Сфера политического участия представляет собой систему отношений, связующих неполитическую сферу гражданского общества с политической сферой государства. «Политические объединения лишь называются политическими, в действительности это общественные объединения, которые выражают частные интересы индивидов и социальных групп и которые сами по себе не имеют и не могут иметь политической власти».

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структура гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части общества и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине её меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства, для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти.

Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоёв населения, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым.

Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Вот как рассматривает соотношение правового государства и гражданского общества известный ученый правовед Четвернин В. А.: «в контексте «гражданское общество - государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношения с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти». Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой, станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти.

Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задаёт параметры и пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющаяся система способно и к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделённости публичной и частной сфер, государства и общества.

Само гражданское общество как совокупность частных индивидов никуда не девается, только теперь оно функционирует не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней исторической реальностью, а в составе целого, материализованного - в государстве. Соответственно частные интересы - теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство.

Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.

Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой - охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. В сущности, естественные права человека - это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию.

Государство, которое не опирается на гражданское общество, не упирается в него и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. «Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально-государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально-государственной морали, не дополняется ею». Итак, государство по природе своей - правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

Словосочетание «гражданское общество и правовое государство» корректно лишь в известной мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В понятии правового государства заключено важнейшее требование гражданского общества к государству - правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции».

Связанность правового государства и личности взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе не исчерпывается объяснением их неотчуждаемости. Это лишь основание, на котором возвышаются различные социально-экономические, политические, культурные и личные права, закреплённые в конституционном праве и других отраслях законодательства.

Таким образом, можно сделать следующие вводы о взаимоотношения правового государства и гражданского общества:

  • - во-первых, гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества.
  • - во-вторых, противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.
  • - в-третьих, правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.
  • - в-четвёртых, правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.
  • - в-пятых, необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы. То есть гражданское общество - общество свободных индивидов, образует государство, призванное охранять их личные права и свободы. А такое государство имеет место называть правовым.
  • - в-шестых, государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или ним мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддаётся контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела).
  • - в-седьмых, в паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках.

Итак, ограничусь эти количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти ещё очень много точек соприкосновения этих двух явлений.

Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию.

С одной стороны, гражданское общество возникает в процессе отделения от государства определенных социальных структур (общественные движения и др.), усиления их относительной самостоятельности, разгосударствления ряда общественных отношений. С другой – в социальной системе государство как организация власти является управляющей системой, а гражданское общество подсистемой управляемой.

В связи с этим отношения между такими социальными образованиями целесообразно рассматривать в трех аспектах:

  • – установить их единство;
  • – определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия;
  • – выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.

Единство государства и гражданского общества проявляется по ряду направлений.

  • 1. Формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать сто права и интересы.
  • 2. Они формируются одновременно на определенном этапе исторического развития при наличии условий, соответствующих их становлению.
  • 3. Организация и деятельность основных институтов гражданского общества (общественно-политических, экономических, социальных и др.) осуществляется с участием государства и в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством.
  • 4. Необходимой предпосылкой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их нравами и свободами, что также свидетельствует о нерасторжимости правового государства и гражданского общества.
  • 5. Государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально- экономических и политических реальностей в современной России и то, что у правового государства и гражданского общества много объединяющих черт.

Различия гражданского общества и государства заключены в их структуре, специфических функциях, что подтверждается многими факторами.

  • 1. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно форму ("обруч") общества. В государстве принципиально важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Можно предположить следующее: если "убрать" правовое государство, то и общество будет разделено на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения как структурные элементы гражданского общества могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.
  • 2. Любое государство (даже самое демократичное) есть организация. И как любая сложная организация, оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчиненности структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства – всегда отношения вертикальные, субординационные. Гражданское общество основано на "горизонтальных" отношениях, предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих автономно, на началах самоуправления (семья, культурные объединения, научные ассоциации и др.).
  • 3. Правовое государство – это организация публичной власти, обеспечивающая, "обслуживающая" гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества, что свидетельствует об их специфике и различиях.
  • 4. По существу, гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Вместе с тем гражданское общество, его элементы могут существовать в пределах того же пространства, которое подвластно государству и где государство призвано решать всеобщие, общенациональные задачи, выражать волю всего народа.
  • 5. Институты гражданского общества – это семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Назовем также политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества, иные общественные структуры. Во всех случаях речь идет о формированиях, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Имеются в виду объединения, созданные не по указке вышестоящих органов, как это свойственно государственным структурам, а "снизу", т.е. по инициативе названных элементов гражданского общества.

Взаимодействия государства и гражданского общества. Линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений определяются многими названными ранее факторами. Можно сказать, что государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность.

Более предметное воздействие государства на гражданское общество происходит следующим образом.

  • 1. Государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса (Федеральный закон "О политических партиях" и др.).
  • 2. Гарантирование возможности осуществления прав субъектам гражданского общества, и прежде всего тем из них, которые реализуют свои интересы в различных звеньях политической системы (участие в избирательном процессе, в формировании представительных органов власти и др.).
  • 3. Установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц не только в частную и личную жизнь человека и гражданина, но и общественных структур (профсоюзных организаций и др.).
  • 4. Законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, определенной автономии общественных объединений в различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической и др.).

Это с одной стороны. С другой – гражданское общество во многом определяет функционирование государства, его органов.

  • 1. Правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественные организации граждан.
  • 2. Существующие структуры гражданского общества (общественная палата, различные территориальные комитеты в регионах, административно-территориальных единицах) способствуют совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения, нередко несовпадающие с мнением правящей элиты, развитию местного самоуправления и др.

Сказанное подтверждает то, что при демократическом режиме гражданское общество тесно взаимодействует с государством, а правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование.

Диалектическая взаимосвязь гражданского общества с государством проявляется и в том, что чем совершеннее гражданское общество, тем менее заметна роль государства, поскольку многие общественные структуры выполняют более значительную роль в решении ключевых социальных задач. В неразвитом гражданском обществе незначительное участие общественных организаций и иных подобных структур в решении экономических, политических и других важных проблем приводит к чрезмерному усилению государства. Как видно, гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему.

Вместе с тем его развитие проходит более успешно, если государство создаст для этого необходимые условия. Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и объединений. Чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство.

Таким образом, гражданское общество и правовое государство не могут существовать отдельно, взаимно не дополняя друг друга.

Формирование правового государства и гражданского общества в современной России осложнено рядом факторов, в числе которых можно назвать следующие:

  • – в социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни. Поэтому граждане, особенно старших поколений, нередко неспособны на самоорганизацию, проявление необходимой активности для решения экономических, социальных и иных задач;
  • – в российском сознании традиционно сильны коллективные начала, привычки вести совместную жизнедеятельность, что препятствует проявлению инициативы людей, их способности к самореализации при включении в тот или иной институт гражданского общества;
  • – основная часть населения России не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства. Это обстоятельство препятствует формированию "среднего класса", который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых товаропроизводителей, иных участников экономической области жизнедеятельности;
  • – государство в настоящее время многое предписывает, регламентирует, устанавливает ограничения, в частности в отношении средств массовой информации, что свидетельствует о существующих сложностях в деле формирования независимого гражданского общества в пашей стране, слабой социальной саморегуляции многих его институтов.

Обобщая рассмотренные выше характеристики гражданского общества, учитывая определенные факторы, способствующие и препятствующие его формированию, отметим, что в современной России постепенно создаются определенные условия формирования такого общества.

Необходимой предпосылкой этого процесса является сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе формирования правового государства. В последние годы в нашей стране достаточно отчетливо проявилась тенденция к созданию именно такой государственной власти.

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, и т.д. Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, пре­доставление широкой деловой инициативы гражданам.

Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в V в. до н. э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон.

Концепция правового государства сложилась в XVII -XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в XIX веке в трудах не­мецких юристов - Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Теория и практика правового государства позволяют выделить следующие общие признаки:

Наличие развитого гражданского общества;

Верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Гарантии прав личности;

Взаимная ответственность государства и личности;

Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.

БИЛЕТ 16

31. Учение Конфуция, Мо Цзы, ЛаоЦзы и легистов в Китае .

Конфуций выдвинул идею социальной гармонии, опирающуюся на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности. Он создал программу совершенствования человека с целью достижения духовно развитой личности в ладу с Космосом. Для Конфуция важны пять "постоянств": ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание, доверие. В ритуале он видит средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешнее - церемонии и обряды, доносило ценности гармонического общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям. Так, взаимность в общении правителя и чиновника, основанная на долге-справедливости, предусматривает верность чиновника, реагирующего на гуманность правителя, на его снисходительную и добрую волю. Политические отношения подчинял нравственным ценностям. Основной принцип его социальной этики - человек живет не для себя, а для общества. Основополагающей политической установкой является порядок. Он возможен при наличии четырех добродетелей - вежливости, точности, человечности и справедливости. Полагал, что аналогом социальной жизни является семья. Правитель должен относиться к подчиненным, как отец к сыну. Управлять страной должны люди благородные. Отличие благородного человека в том, что он руководствуется принципом правды.Мо Цзы. специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Мо-цзы был "недоволен учением Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон, это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими". Другой способ убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на конкретных примерах показать недостижимость цели, с которой он не был согласен, опасность и вред ее для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в частности, в главе "Гун Шу". Мо-цзы часто использует оба метода. Наконец, третий метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или предложения. Как считал Мо-цзы, для того чтобы покончить со свалившимися на Поднебесную бедствиями, нужно "изменить положение с помощью всеобщей взаимной любви и взаимной выгоды". Под так называемой "всеобщей взаимной любовью" имеется в виду требование "смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя", сделать так, чтобы взаимные интересы были объединены и составляли одно целое. В этом случае "взгляд на других как на самого себя" должен вызвать взаимную любовь, что в результате приведет к "взаимной выгоде". ЛаоЦзы Главная добродетель - воздержание. «Для того чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства». В этой идеологии квиетизма и застоя отразилось умонастроение одного определенного общественного слоя китайского общества Чжоуской эпохи: старого патриархального жречества (бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению существующего.

Теперь перейдём к третьему вопросу работы и более подробно рассмотрим соотношение правового государства и гражданского общества. Вначале работы я воспользовалась эпиграфом, взятым мною из названия статьи Ильина М.В. и Коваля Б.И., из журнала Полис: «Две стороны одной медали: гражданское общество и государство». В процессе исследования вопроса я постараюсь доказать данный тезис. Решая поставленную задачу, я буду опираться на мнения ученых правоведов, а так же воспользуюсь некоторой учебной литературой. О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. И не случайно: гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Современная либерально-юридическая теория в соответствии с традициями либерализма рассматривает гражданское общество и государство как относительно независимые сферы частных и общих интересов. Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Гражданское общество - это сфера свободной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие частные цели и интересы. «В этом контексте государство выступает как сфера публично-властных отношений, в которых носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны руководствоваться всеобщими интересами». Но, для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Государство - это сфера общих дел тех же субъектов, которые в отношениях гражданского общества выступают как частные лица. Вот в каких трёх стратегиях видит взаимоотношения правового государства и гражданского общества Соловьёв А.И. «свои основополагающие функции государство выполняет в первую очередь как сугубо политический институт. Являясь наиболее эффективным инструментом социального властвования, государство воспринимается зачастую как исключительно политическое образование. Не касаясь оценки разнообразных сторон и источников, отметим лишь, что собственно политический характер государства выявляется, прежде всего в сфере межгрупповой конкуренции и борьбы за власть. Из этого вытекает та основная задача государственной политики, которая определяет в данном аспекте характер отношений государства с гражданским обществом, а именно: укрепление позиции достигшей власти группы или, другими словами, легитимности правящего режима. Иная стратегия отношений образуется во взаимодействии государства с гражданским обществом, когда государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть (то есть не власть конкретной группы, сословия или класса), а управление, урегулирование и упорядочение социальных взаимоотношений людей. В данном аспекте государство предстаёт уже не как центр властвования, но как орган макроуправления социума, функционально подчинённый последнему, не как институт ориентированный на те или иные групповые (сословные, классовые, корпоративные) приоритеты (в том числе, возможно, и приоритеты большинства общества), а как структура, руководствующаяся общесоциальными задачами, критериями общественной пользы и экономической эффективности. Перспективы сотрудничества. У гражданского общества, однако, существуют и другие резервы активизации. Связаны они с иной гранью социальной активности государства - с его деятельностью как параполитического объединения граждан. В частности, в отношениях с гражданским обществом оно может выступать и в виде совокупности специфических, определённым образом иерархизированных организаций, усматривающих свою задачу в реализации интересов общества и оказывающих людям конкретные практические услуги. Другими словами, государство может быть некой административной структурой, действующей не согласно законам власти или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике служебных и человеческих отношений. Гражданское общество контактирует с государством даже не как партнёр, а как получающий услуги клиент, ещё точнее - как совокупность клиентов определённых государственных организаций и учреждений. Именно в данном аспекте граждане в наиболее зримой форме выступают как носители социальных, материальных, культурных и прочих потребностей, способ удовлетворения которых является показателем реального отношения к ним государства». Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), так как основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др. Есть особая сфера жизнедеятельности гражданского общества - сфера политического участия, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно выступают как граждане, участвующие в формировании государственной власти. Хотя гражданское общество в целом - это неполитическое сообщество, в его рамках действуют так называемые политические объединения, обеспечивающие связь гражданского общества и государства. Сфера политического участия представляет собой систему отношений, связующих неполитическую сферу гражданского общества с политической сферой государства. «Политические объединения лишь называются политическими, в действительности это общественные объединения, которые выражают частные интересы индивидов и социальных групп и которые сами по себе не имеют и не могут иметь политической власти». Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структура гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части общества и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине её меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно. Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны. Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства, для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоёв населения, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Вот как рассматривает соотношение правового государства и гражданского общества известный ученый правовед Четвернин В. А.: «в контексте «гражданское общество - государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношения с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти». Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой, станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти. Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задаёт параметры и пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющаяся система способно и к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделённости публичной и частной сфер, государства и общества. Само гражданское общество как совокупность частных индивидов никуда не девается, только теперь оно функционирует не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней исторической реальностью, а в составе целого, материализованного - в государстве. Соответственно частные интересы - теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой - охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. В сущности, естественные права человека - это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Государство, которое не опирается на гражданское общество, не упирается в него и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. «Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально-государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально-государственной морали, не дополняется ею». Итак, государство по природе своей - правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Словосочетание «гражданское общество и правовое государство» корректно лишь в известной мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В понятии правового государства заключено важнейшее требование гражданского общества к государству - правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции». Связанность правового государства и личности взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе не исчерпывается объяснением их неотчуждаемости. Это лишь основание, на котором возвышаются различные социально-экономические, политические, культурные и личные права, закреплённые в конституционном праве и других отраслях законодательства. Таким образом, можно сделать следующие вводы о взаимоотношения правового государства и гражданского общества: - во-первых, гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. - во-вторых, противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства. - в-третьих, правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве. - в-четвёртых, правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве. - в-пятых, необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы. То есть гражданское общество - общество свободных индивидов, образует государство, призванное охранять их личные права и свободы. А такое государство имеет место называть правовым. - в-шестых, государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или ним мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддаётся контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела). - в-седьмых, в паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Итак, ограничусь эти количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти ещё очень много точек соприкосновения этих двух явлений.