Часть 6 статьи 5.27 коап судебная практика. Сроки давности за нарушения трудового законодательства увеличены до одного года

Официальный текст :

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий юриста :

Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

Трудовым кодексом РФ;

Иными федеральными законами;

Указами Президента РФ;

Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

Актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу.

Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

Применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

Приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

Предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

Расследование и учет в установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

Беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами сроки;

Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Ознакомление работников с требованиями охраны труда;

Разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов;

Наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Субъектом данного правонарушения может быть только работодатель (должностное лицо - руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Кроме того, пункт 2 статьи 5.27. Кодекса об Административных правонарушениях РФ в качестве субъекта ответственности предусматривает должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Пленум Верховного Суда РФ своим Постановлением от 24 марта 2005 года № 5 разъяснил следующее (пункт 17): под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника).

Судебная практика :

1) Вопрос: Подлежит ли должностное лицо привлечению к административной ответственности по пункту 2 статьи 5.27 Кодекса об Административных правонарушениях РФ в случае, если к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истек годичный срок, в течение которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершенное ранее аналогичное административное правонарушение?

Ответ: Пункт 2 статьи 5.27 Кодекса об Административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В соответствии со статьей 4.6 Кодекса об Административных правонарушениях РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Таким образом, для квалификации действий должностного лица по пункту 2 статьи 5.27 имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение.

Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по пункту 2 статьи 5.27 Кодекса об Административных правонарушениях РФ не влияет.

2) Вопрос: Какому органу - суду или Федеральной инспекции труда - подведомственно дело о предусмотренном пунктом 1 статьи 5.27 Кодекса об Административных правонарушениях РФ административном правонарушении, совершенном предпринимателем без образования юридического лица и не влекущем административного приостановления деятельности (например, нарушение при составлении графика отпусков, незначительная задержка расчета при увольнении)?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до пятидесяти МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот до пятисот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 5.27 Кодекса, рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда. Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 3.12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ , наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьей.

Исходя из пункта 2 статьи 23.1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 5.27 Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Факт такой передачи не означает, что судьей должно быть назначено наказание только в виде приостановления деятельности. При этом должны учитываться общие правила назначения административного наказания (), обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Согласно статье 211 Трудового Кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РФ. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 399 установлена система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утверждены перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и порядок их разработки и принятия.

3 октября 2016 г. вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда» . Документ подготовлен Минтрудом России в целях повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей.

Необходимость принятия Федерального закона возникла в связи с задолженностью по заработной плате работникам.

Так, по данным Росстата, на 1 июня 2016 года суммарная задолженность по заработной плате составила 4004 млн руб.

Основная сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств - 3809 млн руб. (98,5 % от общей суммы просроченной задолженности).

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 38 % приходится на обрабатывающие производства, 22 % - на строительство, 20 % - на транспорт, 6 % - на добычу полезных ископаемых, 5% - на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 4 % - на научные исследования и разработки.

Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 июня 2016 г. составил 1 % месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. По результатам проверок Роструда задолженность по заработной плате ежемесячно снижается.

Что изменится?

Федеральный закон № 272-ФЗ вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):

  • нарушения по невыплате заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, выделяются в отдельный состав административных правонарушений;
  • увеличиваются размеры штрафов при повторных нарушениях.

Обратите внимание

Согласно действующей в настоящее время редакции КоАП РФ за нарушения по невыплате заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, работодателя привлекают к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27. В новой редакции за указанные нарушения работодателей будут привлекать на основании ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Таким образом, если в результате проверки будут выявлены, кроме нарушений в части задержки выплаты зарплаты, иные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, то на работодателя могут наложить несколько штрафов одновременно: как по ч. 1 ст. 5.27, так и по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, а также и по другим основаниям, указанным в других частях данной статьи.

Штрафы за невыплату зарплаты увеличены

В соответствии с ч. 1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. При этом ответственность наступает при задержке зарплаты как одному работнику, так и коллективу работников.

В новой редакции КоАП РФ (ч. 6 ст. 5.27) за нарушения трудового законодательства увеличен размер штрафов по сравнению с действующими ныне.

За повторное нарушение штрафы еще строже.

Информация об административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы в сводном виде представлена в таблице.

Размеры штрафов за несвоевременную выплату заработной платы

Наша справка

Дисквалификация - лишение физического лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Решение о дисквалификации должностных лиц принимает суд на основании материалов проверки контрольно-надзорного органа.

Как правило, за нарушения по невыплате зарплаты в настоящее время привлекают непосредственно работодателя (руководителя организации - генерального директора, директора, президента и т.п.). Поэтому при временном замещении руководителя привлекать будут лицо, на которое в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя возложено исполнение обязанностей на время его отсутствия.

Кроме того, привлечь к ответственности за задержку зарплаты можно и главного бухгалтера в случае наличия его непосредственной вины, например, за несвоевременное начисление зарплаты, невыплату отпускных.

А вот кадровых работников за невыплату зарплаты контрольно-надзорные органы, как правило, не привлекают. Но у руководителя есть право привлечь по результатам проверки кадрового работника к дисциплинарной ответственности, если будет установлена его вина.

Штрафы за указанные нарушения должны быть перечислены должностным лицом на счет контрольно-надзорного органа в срок, указанный в постановлении о штрафе, в противном случае средства удерживаются из заработной платы привлеченных должностных лиц службой судебных приставов.

Обратите внимание

Работодатель не вправе удерживать из заработной платы работников штрафы надзорных органов.

Принятие решения контрольно-надзорным органом о наложении штрафов на должностных лиц не запрещает наложить штраф одновременно и на работодателя - юридическое лицо (ИП). В этом случае оплата штрафа производится за счет средств юридического лица (ИП) также в добровольном порядке либо в порядке исполнительного производства.

Денежная компенсация работникам за невыплату зарплаты увеличена

Федеральный закон № 272-ФЗ содержит также поправки в Трудовой кодекс РФ и Гражданско-процессуальный кодекс РФ, направленные на предупреждение несвоевременной выплаты заработной платы.

Статья 236 ТК РФ в новой редакции предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов, размер которых увеличен (внесенные дополнения выделены подчеркиванием).

Таким образом, ответственность работодателя повышена вдвое: с 1/300 до 1/150; кроме того, изменена базовая точки отсчета: вместо ставки рефинансирования установлена ключевая ставка.

Наша справка

Ставка рефинансирования - это выраженный в годовом отношении процентный показатель, характеризующий платность предоставленных Центробанком кредитных ресурсов (рефинансирования).

Ключевая ставка - это ставка процента по предоставлению и изъятию Центробанком ликвидности на аукционной основе сроком до семи дней.

С учетом новой нормы работодателям необходимо внести соответствующие изменения в коллективные договоры, локальные нормативные акты и ознакомить с ними работников в установленном законодательством порядке.

В трудовые договоры изменения вносятся только в том случае, если обязанность работодателя по выплате компенсации согласно ст. 236 ТК РФ была включена в трудовой договор в числе одного из его условий.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Эти нормы, содержащиеся в действующей редакции ст. 236 ТК РФ, остаются в том же виде и в новой редакции данной статьи.

Административная, уголовная и материальная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы

Меры административной, уголовной и материальной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы работникам действующим законодательством также предусмотрены.

Государственные инспекции труда проводят проверки соблюдения работодателями законодательства об оплате труда, по итогам которых виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа. При невыплате заработной платы свыше трех месяцев материалы проверок направляются в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Помимо административной ответственности, за невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности предусмотрена уголовная ответственность, в том числе лишение свободы на срок от одного года до трех лет (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).

С целью повышения эффективности проводимых мероприятий усилено взаимодействие с территориальными правоохранительными и налоговыми органами и отделениями внебюджетных фондов, а также активизирована деятельность межведомственных региональных комиссий по вопросам погашения задолженности по заработной плате.

Отметим, что если работодатель предъявляет в ходе проверки доказательства отсутствия непосредственно его вины (например, отсутствие финансирования вышестоящей организацией, к которой работодатель неоднократно обращался), то контрольно-надзорный орган извещает вышестоящую организацию о результатах проверки и о принятии соответствующих мер по ликвидации задолженности по зарплате.

Зарплату за отработанный месяц с 3 октября нужно выплачивать не позднее 15 числа месяца, следующего за отработанным.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (часть шестая ст. 136 ТК РФ). Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены для отдельных категорий работников федеральным законом (часть седьмая ст. 136 ТК).

Таким образом, Трудовой кодекс в действующей редакции устанавливает требование о максимальном промежутке между выплатами заработной платы, не регламентируя при этом конкретных сроков ее выплаты. При этом трудовым законодательном не ограничена возможность выплачивать всем работникам заработную плату чаще чем один раз в полмесяца.

В новой редакции статьи 136 ТК РФ (часть шестая) уточнен срок установления работодателем выплаты заработной платы (конкретная дата выплаты заработной платы): не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. То есть дата выплаты заработной платы, которая устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, не может быть установлена позднее 15 дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Следовательно, самая поздняя дата выплаты заработной платы - это 15 число месяца, следующего за месяцем, за который начисляется зарплата.

В этой связи работодатели имеют право уточнить конкретные сроки выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, при необходимости - в иных локальных нормативных актах (например, в Положении об оплате труда) в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. С учетом того, что условия оплаты труда являются обязательным условием трудового договора, полагаем, что при необходимости изменения сроков нужно будет внести соответствующие изменения в трудовые договоры путем заключения дополнительных соглашений к ним в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, до 3 октября этого года.

Конкретные сроки выплаты заработной платы в трудовом договоре с 3 октября можно не указывать

В соответствии с частью шестой ст. 136 ТК РФ в действующей редакции необходимо указывать конкретные сроки выплаты заработной платы, в том числе заработной платы за первую половину месяца (конкретные числа месяца), и в правилах внутреннего трудового распорядка, и коллективном договоре, и трудовом договоре.

В новой редакции ст. 136 ТК РФ предлагается указывать данные сроки в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре. То есть если конкретные сроки выплаты заработной платы указаны в правилах внутреннего трудового распорядка или коллективном договоре, в трудовом договоре их можно не указывать.

Эта поправка была внесена для упрощения оформления трудовых отношений, поскольку в соответствии с частью третьей ст. 68 ТК РФ работодатель при приеме на работу (до подписания трудового договора) обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Также в указанных документах необходимо закрепить право на получение заработной платы не реже двух раз в месяц с учетом отработанного времени для вновь принятых работников.

Важно!

Напомним, что в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре и трудовом договоре необходимо указывать конкретные даты выплаты заработной платы, например: «Заработная плата выплачивается работникам 3 числа за вторую половину месяца, следующего за отработанным, и 18 числа - за первую половину текущего месяца».

Внеплановых проверок работодателей станет больше

Расширены полномочия органов государственной инспекции труда в части проведения внеплановых проверок работодателей.

Так, дополнен абзац четвертый части седьмой ст. 360 ТК РФ (выделено подчеркиванием):

Внеплановая выездная проверка по указанным основаниям может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Кстати

По данным Роструда, за январь-май 2016 г. общее количество проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения, составило 33,6 тыс., из них 14,5 тыс. нарушений связано с оплатой труда.

По результатам проведенных проверок, просроченная задолженность по заработной плате выплачена более чем 322 тыс. работникам, в общей сумме около 8,4 млрд руб.

Срок исковой давности по обращениям о невыплатах в суд увеличен до года

Статья 392 ТК РФ дополнена частью второй (выделена подчеркиванием).

В прежней редакции указанный срок составлял три месяца.

Таким образом, срок исковой давности, который, по общему правилу, остается, как и прежде, трехмесячным, для исков о невыплатах увеличивается до одного года.

Иски по трудовым спорам можно подавать в суды по месту жительства

Статьей 29 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, вступающей в силу 3 октября 2016 г., предусмотрено право подачи иска по трудовым спорам по месту жительства работника (часть девятая).

Резюме научного редактора журнала «Кадровые решения» И.В. Журавлевой

Мы детально проанализировали текст Федерального закона № 272-ФЗ и увидели в нем следующее

По редакции статьи 136 ТК РФ:

  • «Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца» - эта норма осталась прежней.
  • Больше не остается сомнений в том, что расплывчатые указания о выплате зарплаты («с… по…», «не ранее…», «не позднее…») недопустимы. «Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором …» - эта норма усовершенствована: в нее введен союз «или», который исключил разночтения и четко показал, что работодатель вправе выбрать любой из перечисленных в ней документов.
  • «Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается… не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена» - установлен максимальный срок для расчетов с работниками за отработанный период, то есть недопустимо выплатить зарплату за отработанный месяц позднее 15-го числа месяца, следующего за отработанным.

Новая редакция ст. 236 ТК РФ:

  • повышает ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, изменен вид ставки Центрального Банка, вдвое увеличен размер денежной компенсации за каждый день задержки;
  • уточняет, что при частичной выплате причитающихся работнику сумм работодатель несет ответственность за невыплаченные суммы.

Статья 392 ТК РФ дополнена частью второй, которая установила наиболее продолжительный исковой срок для исков по невыплате зарплаты.

В статью 29 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации внесены изменения в части предоставления права работникам обращаться в суд по месту жительства работника.

Т.В. Маленко,
зам. директора Департамента оплаты труда, правовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев жалобу директора ООО "Чистый дом" Сапожникова Г.А. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 28 января 2015 г. N 7-1764-14-ОБ/150/6/4, решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 31 марта 2015 г., решение судьи Смоленского областного суда от 19 мая 2015 г. и постановление заместителя председателя Смоленского областного суда от 4 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО "Чистый дом" (далее также общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области Роструда от 28 января 2015 г. N 7-1764-14-ОБ/150/6/4, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 31 марта 2015 г., решением судьи Смоленского областного суда от 19 мая 2015 г. и постановлением заместителя председателя Смоленского областного суда от 4 августа 2015 г., ООО "Чистый дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ООО "Чистый дом" Сапожников Г.А. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Из материалов дела следует, что в Государственную инспекцию труда в Смоленской области Роструда из Государственной инспекции труда в Брянской области Роструда и Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиала N 1 г. Смоленск поступили обращения граждан Карпухиной В.В., Балакова И.С. и Котовой Е.Г., в которых ими указано, что работодателем ООО "Чистый Дом" с ними заключены договоры гражданско-правового характера вместо трудовых договоров.

На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда (по охране труда) в Смоленской области Роструда от 12 января 2015 г. N 7-1764-14-ОБ/150/6/1 в период с 19 по 20 января 2015 г. в отношении ООО "Чистый лом" была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства, в ходе которой выявлено нарушение требований части 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившееся в заключении между обществом и гражданами Карпухиной В.В., Балаковым И.С. и Котовой Е.Г. гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 20 января 2015 г. N 7-1764-14-ОБ/150/6/2.

По факту выявленного нарушения должностным лицом Государственной инспекции труда (по охране труда) в Смоленской области Роструда в отношении ООО "Чистый Дом" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества должностным лицом Государственной инспекции труда в Смоленской области Роструда к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебные инстанции с выводами должностного лица согласились.

Состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные акты законными признать нельзя.

Как следует из материалов дела, гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения, были заключены между обществом и гражданами Карпухиной В.В., Балаковым И.С. и Котовой Е.Г. 8 октября 2014 г. со сроком действия с 9 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г.

То есть нарушения трудового законодательства, выявленные в рамках проверки и послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, имели место 8 октября 2014 г.

На момент заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, административная ответственность за нарушение трудового законодательства, была установлена частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которым внесены изменения в указанную норму, а также срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства увеличен до одного года, в указанной части вступил в силу с 1 января 2015 г.

На момент совершения вмененного обществу административного правонарушения срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, до изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) составлял два месяца.

В силу части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что обратную силу имеет только закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ административную ответственность общества не смягчает и не отменяет, его положение не улучшает и обратной силы не имеет.

Таким образом, срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться с 8 октября 2014 г. (когда с гражданами в нарушение требований части 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации были заключены гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения) и истек 8 декабря 2014 г.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, обсуждаться не может.

В нарушение приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 28 января 2015 г., то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, начальник отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области Роструда рассмотрел дело об административном правонарушении, признав общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области Роструда от 28 января 2015 г. N 7-1764-14-ОБ/150/6/4, решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 31 марта 2015 г., решение судьи Смоленского областного суда от 19 мая 2015 г. и постановление заместителя председателя Смоленского областного суда от 4 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО "Чистый дом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу директора ООО "Чистый дом" Сапожникова Г.А. удовлетворить.

Постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области Роструда от 28 января 2015 г. N 7-1764-14-ОБ/150/6/4, решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 31 марта 2015 г., решение судьи Смоленского областного суда от 19 мая 2015 г. и постановление заместителя председателя Смоленского областного суда от 4 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО "Чистый дом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обзор документа

Организацию оштрафовали за нарушение трудового законодательства, поскольку она заключала с работниками гражданско-правовые договоры вместо трудовых.

Однако судья Верховного Суда РФ прекратил производство по делу об административном правонарушении. При этом он руководствовался следующим.

Правонарушение совершено в октябре 2014 г. (именно тогда были заключены гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения).

Закон, в соответствии с которым срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства увеличен до 1 года, вступил в силу с 01.01.2015.

На момент совершения правонарушения указанный срок давности составлял 2 месяца.

В силу КоАП РФ лицо подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. Обратную силу имеет только закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение нарушителя.

Закон, увеличивший срок давности, административную ответственность организации не смягчает и не отменяет, ее положение не улучшает и обратной силы не имеет.

В нарушение КоАП РФ дело было рассмотрено в январе 2016 г., т. е. за пределами срока давности, который истек в декабре 2014 г.

30.01.2017 07:39

В силу ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.136 Трудового кодекса РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.

Из содержания ст.236 Трудового кодекса РФ следует, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Прокуратурой Шурышкарского района в МУП «Спецтрансервис» по обращению гражданина С. проведена проверка в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства.

Согласно п.п.9.7, 9.8 Положения об оплате труда МУП «СПС», заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц, оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.

В ходе проведения проверки установлено, что перед еще 34 работниками организации МУП «Спецтрансервис» имелась задолженность на 21.12.2016 по заработной плате в размере 1 522 446.61 руб.

Указанная задолженность была погашена частично перед 32 работниками МУП «Спецтрансервис», но только 21.12.2016 с задержкой на 11 дней, а перед еще 2 работниками задолженность по заработной плате погашена только 27.12.2016.

По указанным фактам прокурором района 29.12.2016 внесено представление об устранении нарушений закона, по итогам рассмотрения которого 12.01.2017 одно должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, прокурором района 29.12.2016 в отношении МУП «Спецтрансервис» и и.о. директора организации было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, которое находится на рассмотрении в Государственной инспекции труда ЯНАО.

Частью 6 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрено, что невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния , либо установление заработной платы в размере менее размера , предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.