Что такое отмывание денег в уголовном праве. Легализация доходов: законная борьба Фз 115 о легализации доходов

К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.

Что такое отмывание денег

Особенно остро стоит вопрос извлечения незаконной прибыли в процессе реализации одной из теневых схем, включая финансирование террористический группировок, лиц, связанных с терроризмом. Введение закона №115-ФЗ призвано регулировать множество неясностей относительно процедуры выявления и превентивных мерах, пресекающих развитие негативных сценариев расширения сфер незаконной деятельности преступных организаций.

Положения закона №115, принятого в августе 2001 года, направлены на противодействие отмыванию незаконно полученных доходов (их легализации в экономике).

Законом №115-ФЗ приводятся разъяснения относительно того, что входит в понятие «отмывание денег», и каковы инструменты для выявления преступной деятельности, связанной с легализацией капитала.

В рамках определения понятия под отмыванием доходов понимают денежные поступления в виде наличности или безналичные перечисления, ставшие результатом незаконной деятельности преступников. Таким образом, доход, полученный преступным путем, представляет собой прибыль, полученную при проведении преступных схем, требующую дальнейшей легализации для свободного использования в коммерческих и личных целях.

Термин «отмывание денежных средств» (другое название – легализация) неотъемлемо связан с операциями, направленными на придание деньгам, полученным преступным путем, законного статуса в пределах правового поля.

Легализация предполагает переход денежных средств из наличности в безналичную форму, конечная цель которого — скрыть настоящий источник дохода. Первые шаги по легализации зачастую связаны с подделкой документов для создания видимости ложных сделок. Возврат денежной массы истинному владельцу уже происходит законным путем, выводя его капитал из теневого оборота, создавая репутацию добросовестного приобретателя.

Описание процесса легализации

Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Несение уголовной ответственности

Не только сами преступники, совершившие операции по легализации средств, несут уголовное наказание, но и лица, которые не оказали противодействия в момент отмывания средств. Правда, меры к таким гражданам применяются на основании Кодекса об административных правонарушениях (в частности, ст. 15.27 КоАП РФ). Ответственность применяется как к должностным лицам, так и к обычным физическим лицам. Если будет доказано, что лицо оказало прямое способствование отмыванию средств, вина рассматривается на основании уголовного законодательства.

Виновных в преступлениях по отмыванию средств или имущества ждет наказание согласно ст. 174 УК РФ:

  • штраф на сумму равную 120 тысячам рублей или годовому заработку осужденного (зарплата или иной доход);
  • если преступление связано с легализацией больших объемов отмытых средств, штраф увеличен до 300 тыс. рублей, альтернативным наказанием служит начисление штрафа в размере двухлетнего заработка, или нахождение в заключении сроком до 4 лет с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или полугодового заработка осужденного, судья также может назначить отбывание срока без выплаты штрафа;
  • возможно назначение принудительных работ или отбывание срока в течение 2 лет, а также дополнительное начисление штрафа до 50 тыс. рублей или трехмесячного заработка осужденного.

На видео о проведении проверок

Если речь идет об отмывании средств на особо крупные суммы, совершенном в результате сговора отдельной группы лиц злоумышленников (пункты «а» части 3 ст. 174 и ст. 174-1 Уголовного Кодекса), а также в случае легализации крупных сумм, совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (пункты «б» части 3 ст. 174 и ст. 174-1), предусмотрено более суровое наказание длительностью от 4 лет. Максимальный срок наказания – 8 лет. В качестве дополнительного наказания применяется штраф на сумму до 1 миллиона либо в размере пятилетнего заработка. Назначение штрафа выполняется по усмотрению судьи.

Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах

1. Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи обязанность не распространяется на лиц, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Юридическое лицо обязано:

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.

4. Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

5. Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

8. Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Организации, деятельность которых предполагает операции с имуществом третьих лиц, зачастую невольно становятся промежуточным звеном для реализации незаконных операций своих клиентов. Для защиты таких компаний, а также предупреждения экономических преступлений и терроризма, был принят Федеральный закон о противодействии легализации отмыванию доходов 115-ФЗ, последняя редакция которого вступит в силу с 28.06.2017 г.

Структура ФЗ-115

В законе четко сформулированы:

  • субъекты финансового мониторинга, их права и обязанности в сфере противодействия преступным экономическим схемам;
  • очерчен круг лиц и операций, подлежащих мониторингу;
  • определен порядок действий в отношении клиентов, чьи операции вызвали подозрения;
  • назначена ответственность субъектов мониторинга за уклонения от выполнения требований законодателя.

в последней редакции

Основные положения

Для реализации целей, преследуемых введением закона, в нем применяется ряд терминов, имеющих специфичное значение в его контексте:

  • Финансированием терроризма являются операции с денежными активами в любой форме с целью финансирования преступлений, связанных с терроризмом, вооруженным мятежом или посягательством на жизнь политических деятелей. К такому финансированию приравниваются также действия по обеспечению денежными средствами возможного исполнителя подобных преступлений, либо финансирование организаций, имеющих своей целью совершения таких преступлений.

Главное отличие определения этого термина от впервые употребленного в Международной конвенции «О борьбе с финансированием терроризма» (1999 г., Нью-Йорк) – это четкое перечисление статей Уголовного Кодекса, предусматривающих наказания за преступления, которые законодатель расценивает как терроризм или приравнивает к нему.

  • Идентификация — установление сведений о клиенте и связанных с ним лицах, предваряющее начало сотрудничества, с документальным подтверждением достоверности и актуальности этих сведений. Организации обязаны совершать такую работу с каждым новым контрагентом, а также должны повторять эту процедуру для всех клиентов ежегодно.
  • Бенефициарные владельцы — лица, которые прямо (путем участия в доле предприятия) или косвенно осуществляют непосредственный контроль над действиями клиента субъекта финансового мониторинга либо управляют движением средств на банковском счете, подлежащего контролю.
  • Уполномоченный орган – изначально функции сбора, обработки и анализа данных об операциях организаций и физических лиц, выполнял Комитет по финансовому мониторингу (КФМ). Но с 2004 г. было выполнено преобразование этого органа Федеральную службу по финансовому мониторингу (общепринятое сокращенное название Росфинмониторинг).

Цели и сфера применения

Принятие закона ФЗ-115 регламентирует возложение на определенные организации обязанности сообщать государству о подозрительных операциях, которые совершают с их помощью.

Такое делегирование полномочий, присущее больше для следственных органов, наделяет эти компании также и расширенными полномочиями по мерам, которые они могут осуществлять в отношении недобросовестных клиентов.

Действие закона распространяется:

  • на всех без исключения участников экономических отношений, которые внутри или за пределами Российской Федерации осуществляют операции по перечислению или получению денежных средств, а также другого движимого и недвижимого имущества;
  • отдельные положения закона касаются также выгодоприобретателей и бенефициаров клиентов или банковских счетов.

Меры к противодействию отмыванию доходов

Для организаций и предпринимателей, обязанных проводить финансовый мониторинг, в целях организации оного определены требования к персоналу и кадровой работе.

Сотрудники, назначенные ответственными лицами за проведение мониторинга, обязаны:

  1. Соответствовать требованиям, предъявляемым к их квалификации согласно положению, утвержденному приказом Федеральной службы финансового мониторинга .
  2. В частности, обязательным является высшее образование в сфере экономики или права, либо двухлетний опыт в сфере, связанной с мониторингом клиентов.

Организации обязаны:

  1. Проводить вводные и ежегодные (регулярные) инструктажи в сфере противодействия экономических преступлений и финансирования .
  2. Это обучение является обязательным для руководителей подразделений и ответственных за проведение идентификации сотрудников, и проводится согласно программе, которую организация обязана разработать в соответствии с требованием законодательства.
  3. Проведение инструктажей и повышения квалификации ответственных за финансовый мониторинг лиц должно фиксироваться в специальном журнале учета под подпись сотрудника, причем форму журнала организация обязана разработать самостоятельно.

Соответствующим образом обученные сотрудники обязаны осуществлять следующие меры по противодействию отмывания нелегальных доходов и финансирования терроризма :

  • обязательный контроль – если операция попадает под определенные критерии, ее обязаны проверить на признаки подозрительных операций и незамедлительно отправить данные в Росфинмониторинг, который на их основе предпринимает меры по профилактике возможных преступных схем;
  • осуществление внутреннего контроля операций – выявления данных, свидетельствующих о необходимости проведения обязательного контроля;
  • обязательная идентификация клиентов перед обслуживания с предоставлением оригиналов или заверенных копий подтверждающих документов согласно Положению, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, в том числе путем анкетирования;

Важно! Для кредитных организаций порядок идентификации описан в , а для других финансовых организаций инструкции следует искать в .

  • предоставление сведений об операциях, совершенных тем или иным клиентом, по запросу уполномоченного органа;
  • сохранение тайны в отношении финансового мониторинга – клиент не должен узнать о том, что проходит проверка операций, за исключением случаев уведомления о действиях, предпринятых в отношении его счета.

Субъекты контроля имеют право:

  • на отказ в совершении операций;
  • замораживание денежных средств на счету клиента, при наличии соответствующего решения, опубликованного на официальном сайте Росфинмониторинга;
  • на прекращение действия договора обслуживания при наличии достаточных на то оснований;
  • банковские учреждения могут в случае возникновения подозрений в отношении источников дохода по операции запросить у предприятия документы, подтверждающие их легальность, в том числе первичные документы по сделке.

Организации и осуществляемые ими операции

Субъектами финансового мониторинга в свете закона 115-ФЗ являются:

  • организации (банковские, кредитные и некредитные финансовые), осуществляющие для клиентов прием, перечисления и выдачу денежных активов, в том числе в сфере кредитования и микрофинансирования;
  • предприятия федеральной почтовой связи;
  • компании, оказывающие услуги в сфере лизинга или ;
  • букмекеры, организаторы лотерей, тотализаторов и других игр, связанных с риском, вне зависимости от формы проведения розыгрышей;
  • ломбарды и другие компании, осуществляющие операции по купле-продаже ювелирных и драгоценных изделий;
  • компании-посредники в сфере приобретения или продажи недвижимого и движимого имущества;
  • управляющие компании ПИФов, других инвестиционных фондов, частные ;
  • брокеры, дилеры и другие участники рынка ценных бумаг;
  • операторы телефонной связи.

Все субъекты, деятельность которых затрагивает 115-ФЗ, обязаны встать на учет в уполномоченном органе в течение 30 дней с момента регистрации предприятия, и организовать проведение идентификации клиентов и контроля их операций.

Для проведения обязательного контроля операции, она должна соответствовать следующим критериям:

1. Сумма операции больше или равна эквиваленту 600 000 руб. и связана с:

  • зачислением на расчетный счет наличных денежных средств, не связанных с характером деятельности компании, в том числе внесение средств в уставный капитал организации;
  • обменом валюты или купюр идентичного достоинства, покупке ценных бумаг или получению средств по чеку, выданному нерезидентом на предъявителя;
  • переводами, контрагентами по которым является лицо, находящееся на территории КНДР или Исламской Республики Иран;
  • депозитами, открытыми без указания получателя (на предъявителя), а также, если выгодоприобретателем по депозиту является третье лицо;
  • переводами сумм вкладов с/на анонимные банковские счета, находящиеся за границей либо на счета , организованного менее 3 месяцев назад, по которому операции осуществляются впервые;
  • куплей-продажей ювелирных изделий;
  • страхованием или лизингом;
  • оплатой участия либо выплатой выигрыша по тотализатору, лотерее и другим играм, связанным с риском;
  • переводами денежных средств некредитных организаций, а также получением или выплатой ими беспроцентных займов;
  • оплатой и освоению средств, полученных по государственным оборонным заказам.

2. Операция связана со сделкой по недвижимому имуществу, и совершается на сумму, которая равна или превышает в эквиваленте 3 000 000 руб.

3. Отправителем/получателем по операции является некоммерческая организация в корреспонденции с иностранными организациями или физическими лицами, а сумма больше или равна 100 000 руб.

4. Операция связана с предприятиями оборонной промышленности России, а сумма ее превышает порог в 50 000 000 руб.

5. Хотя бы одной стороной по операции является лицо, имеющее установленное прямое или опосредованное отношение к экстремистской деятельности, согласно перечню уполномоченного органа, публикуемому на официальном сайте.

В остальных случаях необходимость и объем проведения контроля определяется субъектом финансового мониторинга индивидуально

  • согласно сведениям, собранным от клиента во время его идентификации;
  • в зависимости от особенностей и специфики операции.

Если в результате такого контроля выявятся факты, позволяющие считать операцию подозрительной, то данные о ней должны быть направлены в Росфинмониторинг в те же сроки и объеме, что и при обязательном контроле.

Изменения 2019-2017

С момента принятия в 2001 г. закон 115-ФЗ претерпел много изменений, часть из которых была внесена в последние годы. В частности были расширены права и полномочия организаций-субъектов мониторинга, внесены новые категории подлежащих контролю клиентов и операций:

  1. Определена обязанность субъектов контроля отправлять данные в Росфинмониторинг об отказе проводить операцию клиента в течение 1 дня. Кроме того, введено обязательство о сообщении фактов отказа от заключения либо расторжении договора банковского обслуживания для кредитных организаций в том же порядке.В свою очередь данные, полученные о подобных фактах, уполномоченный орган незамедлительно направляет в Банк России, который распространяет информацию о таких клиентах для предупреждения возможных подозрительных операций в других учреждениях.
  2. Введена обязанность любых юридических лиц по сообщению налоговой инспекции и уполномоченному органу сведений о своих бенефициарных владельцах . В свою очередь, добавлена необходимость определения бенефициаров в процессе идентификации для всех компаний, кроме тех, которые по роду деятельности раскрывает данную информацию или не имеет ее, а также государственных организаций.Уклонение от исполнения данного требования предусматривает административную ответственность с уплатой штрафа в размере до 40 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для организаций.
  3. Допущена возможность проведения идентификации клиента и удостоверения достоверности сведений о нем по документам, полученным в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи, в том числе из государственных реестров.
  4. Внесено исключение в правила открытия банковского счета: разрешено открывать банковский счет без личного присутствия представителя организации в случае, если ранее была проведена его идентификация. В то же время, такая операция запрещена, если представители или аффилированные лица клиента были заподозрены в совершении экономических преступлений и внесены в соответствующий перечень Росфинмониторинга.
  5. Кредитным и микрофинансовым учреждениям разрешено перепоручать проведение идентификации клиента банковским учреждениям . При этом как поручитель, так и исполнитель должны соответствовать требованиям Банка России.
  6. Добавлена возможность субъектов мониторинга самостоятельно определять объем и характер принимаемых мер по изучению данных клиента при идентификации, с учетом степени риска совершения таким клиентом сомнительных операций.
  7. Изменены и добавлены частные ограничения по проведению упрощенной и полной идентификации для физических лиц , которые совершают операции по обмену валюты, купле/продаже драгоценностей или потребительского кредитования на небольшие суммы.

Таким образом, с учетом изменений 2019-2017 года всем субъектам финансового мониторинга настоятельно рекомендуется внести изменения в анкеты для идентификации клиентов, порядок и правила проведения обязательного и внутреннего контроля, а также провести инструктаж сотрудников с занесением факта его проведения в журнал регистрации.

Видео: Последние изменения в ФЗ

2 апреля 2018 года

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банк России планирует контролировать порядок размещения и обновления сведений, необходимых для регистрации клиента — физического лица в ЕСИА

Согласно проекту деятельность Банка России по надзору за соблюдением банками порядка размещения и обновления сведений, необходимых для регистрации клиента — физического лица в ЕСИА, сведений, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), а также биометрических персональных данных будет включать в себя организацию и проведение плановых и внеплановых инспекционных проверок, а также применение действий и мер воздействия в случае выявления нарушений банком требований к размещению и обновлению указанных сведений.

В рамках проведения Банком России плановых и внеплановых инспекционных проверок банков предлагается осуществлять проверки:

соблюдения установленного Правительством РФ порядка размещения и обновления в электронной форме в ЕСИА сведений, необходимых для регистрации в ней клиента — физического лица, и сведений, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдения порядка размещения и обновления в электронной форме в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей сбор, обработку, хранение, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, его биометрических персональных данных, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в сфере идентификации граждан РФ на основе биометрических персональных данных по согласованию с Банком России.

Документы и информация, которые будут получены Банком России в рамках осуществления надзора от банка и банком от Банка России, не будут подлежать разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

www.consultant.ru

Новая редакция 115-ФЗ от 04.05.2018

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ .

Дата актуализации материала - 28.04.2018 . Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Что изменилось в Федеральном законе N 115-ФЗ
с 04.05.2018?

Изменения внесены Федеральным законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Ознакомиться с текстом новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ можно в нашем Кодексе финансового мониторинга.

1) На аудиторов возложены обязанности по уведомлению Росфинмониторинга о сомнительных операциях, выявленных при оказании аудиторских услуг.

В частности, в текст Федерального закона N 115-ФЗ включены следующие положения:

2.1. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

3. Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи. Статья 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ

Ранее аудиторы проверяли исполнение «антиотмывочного» законодательства только у субъектов ПОД/ФТ (в случае проведения обязательного или инициативного аудита).

Теперь же «сомнительные операции» должны выявляться в деятельности любого аудируемого лица.

Внушает опасение довольно размытая формулировка условия для информирования Росфинмониторинга: «при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» .

Остается надеяться, что подходы к выявлению аудиторами сомнительных операций будут конкретизированы в рекомендациях Минфина РФ.

На сайте Минфина РФ 19.01.2018 размещены Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год (приложение к письму от 19 января 2018 г. № 07-04-09/2694).

Согласно МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» в процессе получения понимания аудируемого лица и его окружения в соответствии с МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» аудитор должен получить общее понимание нормативно-правовой базы, применимой к аудируемому лицу и к отрасли или сектору экономики, в которых аудируемое лицо ведет деятельность, и того, каким образом аудируемое лицо соблюдает требования этой нормативно-правовой базы.

Аудитор должен запросить у руководства аудируемого лица и, если уместно, у лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления о том, что все известные случаи несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов, в том числе Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», влияние которых должно учитываться при подготовке бухгалтерской отчетности, были раскрыты аудитору.

В случае, когда аудитору становятся известны сведения о несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов, в том числе Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», аудитор должен получить понимание характера такого несоблюдения и обстоятельств, в которых оно имело место, и дополнительную информацию для оценки возможного влияния такого несоблюдения на бухгалтерскую отчетность. Когда аудитор подозревает, что может иметь место несоблюдение законов и нормативных актов, в том числе Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», он должен обсудить этот вопрос с руководством аудируемого лица и, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Если руководство аудируемого лица или, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление, не обеспечивают предоставление достаточной информации, подтверждающей факт соблюдения аудируемым лицом законов и нормативных актов и, по мнению аудитора, влияние несоблюдения, в котором он подозревает аудируемое лицо, может оказаться существенным для бухгалтерской отчетности, аудитор должен рассмотреть вопрос о целесообразности получения юридической консультационной помощи. При этом аудитор должен оценить последствия несоблюдения законов и нормативных актов в отношении прочих аспектов аудита, включая аудиторскую оценку риска и надежность письменных заявлений, и принять надлежащие меры.

Исходя из требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» аудируемые лица должны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе связанные с идентификацией клиентов, организацией внутреннего контроля, фиксированием, хранением и представлением информации. Проведение соответствующих аудиторских процедур имеет особое значение при аудите бухгалтерской отчетности организаций, определенных статьей 5 указанного Федерального закона: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, др. Указанные аудиторские процедуры и результаты их осуществления должны быть документально оформлены. При этом в ходе сбора и документирования аудиторских доказательств по проведенным аудиторским процедурам, направленным на проверку соблюдения аудируемыми лицами указанного Федерального закона, необходимо обеспечить конфиденциальность информации о сообщении аудируемыми лицами установленных законодательством Российской Федерации сведений в Росфинмониторинг. Документируемая по результатам проведения соответствующих специальных тестов и аудиторских процедур информация должна быть обезличена, а также не должна содержать информацию ограниченного доступа по взаимодействию аудируемого лица с Росфинмониторингом (включая пароли от личных кабинетов, копии отчетов о направленной в Росфинмониторинг в соответствии с требованиями данного закона информации). При сборе и документировании аудиторских доказательств по проведенным аудиторским процедурам необходимо также обеспечить соблюдение прав субъектов персональных данных. В связи с чем в случае, если аудиторская документация содержит персональные данные, целесообразно либо обезличивание указанной информации аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) (за исключением случаев, когда получено согласие субъектов персональных данных на соответствующую обработку либо документирование необезличенных данных прямо согласовано с аудируемым лицом) либо направление аудируемому лицу запросов о предоставлении обезличенной информации для целей документирования аудиторских процедур одновременно с предоставлением оригиналов документов с полным объемом сведений для ознакомления в целях подтверждения корректности предоставляемой обезличенной информации.

При осуществлении процедур, связанных с исполнением указанного Федерального закона целесообразно руководствоваться письмом Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности от 2 октября 2013 г. № 07-02-05/40858 (с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации) (размещено на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита - Противодействие коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Напомним, что 30 мая 2017 года Росфинмониторинг опубликовал Информационное письмо «О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».

В письме Росфинмониторинг указал, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ в случаях когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
  • Так Росфинмониторинг обосновал, что в указанных случаях аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны исполнять требования российского «антиотмывочного» законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

    Ознакомьтесь с полным текстом Информационного письма Росфинмониторинга от 30 мая 2017 года в нашем Кодексе финансового мониторинга.

    2) Введено понятие «личный кабинет» (на сайте Росфинмониторинга) и определены случаи его использования и перечень пользователей.

    личный кабинет - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

    организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

    в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций. Статья 3 Федерального закона N 115-ФЗ

    Представители Росфинмониторинга уже давно сетовали, что в федеральном законодательстве отсутствуют положения, регламентирующие использование личного кабинета на официальном сайте ведомства.

    Практика проведения проверок надзорными органами показывает, что довольно распространенным правонарушением является ненадлежащее использование субъектом ПОД/ФТ личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, что, по мнению проверяющих, свидетельствует о невозможности надлежащего проведения процедуры идентификации.

    В Федеральный закон N 115-ФЗ включены положения, упрощающие процедуру представления Росфинмониторингом информации иным надзорным органам в сфере ПОД/ФТ.

    Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации, необходимой для осуществления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля (надзора) за исполнением требований настоящего Федерального закона. Часть 5 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ

    На сегодня сотрудники Банка России, Пробирной палаты, Роскомнадзора и ФНС не имеют прямого доступа к личным кабинетам пользователей, статистике их работы в личных кабинетах и т.д.

    Предполагаем, что в будущем, возможно, будет регламентирован порядок получения надзорными подобных сведений.

    Примечательно, что ко второму чтению законопроекта в Государственной Думе РФ Правительство РФ предлагало дополнить статью 7 Федерального закона N 115-ФЗ пунктом 9.1 следующего содержания:

    9.1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны обеспечить доступ к информации, содержащейся в личном кабинете, соответствующим надзорным органам при осуществлении ими контроля (надзора) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    Данная поправка была отклонена с учетом критического заключения Правового управления Государственной Думы РФ. Так, в частности, было отмечено следующее:

    С учетом проектируемой нормы статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ следует определить цель ведения личного кабинета в условиях доступа к нему контролирующих органов.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 проекта доступ к личному кабинету представляется посредством официального сайта уполномоченного органа в сети «Интернет». В связи с этим, требуется уточнить, каким образом организации обеспечивают доступ к информации, содержащейся в личном кабинете, как указано в пункте 2 статьи 1 проекта.

    3) Из текста Федерального закона N 115-ФЗ исключена оговорка о том, что повышенное внимание к операциям публичных должностных лиц, их супругов и родственников должно уделяться «».

    На практике данная оговорка субъектами ПОД/ФТ и надзорными органами не учитывалась. По сути, данная фраза является примером несостоятельности тезиса «В законе лишних слов не бывает!»

    Теперь подпункт 5 пункта 1 сатьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ выглядит следующим образом:

    5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.

    Законопроект № 134557-7 был внесен Правительством РФ в Государственную Думу РФ 28 марта 2017 года. С пояснительной запиской к законопроекту можно ознакомиться ниже.

    В связи с этим аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении соблюдения положений тех законов и нормативных актов, которые обычно признаются оказывающими непосредственное влияние на определение существенных показателей и раскрытий информации в бухгалтерской отчетности. Также аудитор должен выполнить следующие аудиторские процедуры, направленные на выявление случаев несоблюдения прочих законов и нормативных актов, которые могут оказать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность.

    Исходя из требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» аудируемые лица должны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе связанные с идентификацией клиентов, организацией внутреннего контроля, фиксированием, хранением и представлением информации. Проведение соответствующих аудиторских процедур имеет особое значение при аудите бухгалтерской отчетности организаций, определенных статьей 5 указанного Федерального закона: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, др.

    Указанные аудиторские процедуры и результаты их осуществления должны быть документально оформлены. При этом в ходе сбора и документирования аудиторских доказательств по проведенным аудиторским процедурам, направленным на проверку соблюдения аудируемыми лицами указанного Федерального закона, необходимо обеспечить конфиденциальность информации о сообщении аудируемыми лицами установленных законодательством Российской Федерации сведений в Росфинмониторинг. Документируемая по результатам проведения соответствующих специальных тестов и аудиторских процедур информация должна быть обезличена, а также не должна содержать информацию ограниченного доступа по взаимодействию аудируемого лица с Росфинмониторингом (включая пароли от личных кабинетов, копии отчетов о направленной в Росфинмониторинг в соответствии с требованиями данного закона информации). При сборе и документировании аудиторских доказательств по проведенным аудиторским процедурам необходимо также обеспечить соблюдение прав субъектов персональных данных. В связи с чем в случае, если аудиторская документация содержит персональные данные, целесообразно либо обезличивание указанной информации аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) (за исключением случаев, когда получено согласие субъектов персональных данных на соответствующую обработку либо документирование необезличенных данных прямо согласовано с аудируемым лицом) либо направление аудируемому лицу запросов о предоставлении обезличенной информации для целей документирования аудиторских процедур одновременно с предоставлением оригиналов документов с полным объемом сведений для ознакомления в целях подтверждения корректности предоставляемой обезличенной информации.

    23 апреля 2018 года закон подписан Президентом РФ и опубликован на официальном Интернет-портале (www.pravo.gov.ru).

    Что нужно сделать субъектам ПОД/ФТ?

    1) Всем субъектам ПОД/ФТ следует провести внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых:

  • для неНФО – дополнительный инструктаж в разумный срок ;
  • для НФО – внеплановый инструктаж в течение трех рабочих дней – не позднее 10 мая 2018 г. (с учетом праздничного выходного дня - 9 мая).
  • Рекомендуем НФО внеплановый инструктаж в связи с данной редакцией Федерального закона N 115-ФЗ провести 4 мая 2018 г. В этом случае его можно объединить с внеплановым инструктажом в связи с новой редакцией Положения Банка России N 445-П.

    Узнайте полный перечень оснований для проведения внутреннего обучения по ПОД/ФТ в рамках услуги «Консультация».

    2) Обновить Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ следует:

    • для неНФО – в срок до 04.06.2018;
    • для НФО – в срок до 04.08.2018.
    • Как ни странно, но, на наш взгляд, для целей обновления ПВК по ПОД/ФТ на сегодня самым существенным из перечисленных изменений Федерального закона N 115-ФЗ является исключение оговорки «в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации «, поскольку она содержится в тексте ПВК по ПОД/ФТ подавляющего большинства субъектов ПОД/ФТ.

      Целесообразно также скорректировать имеющиеся в ПВК по ПОД/ФТ положения об использовании личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.

      Риск предъявления претензий и замечаний надзорных органов в связи с «отложенным» обновлением ПВК по ПОД/ФТ (в пределах обозначенных выше крайних сроков) можно снизить, включив в текст ПВК по ПОД/ФТ абзац следующего содержания:

      В случае вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон, или иного нормативного акта в сфере ПОД/ФТ вплоть до внесения в ПВК по ПОД/ФТ соответствующих изменений и (или) дополнений ПВК по ПОД/ФТ применяются в части, не противоречащей требованиям действующего законодательства.

      Учитывая незначительное количество изменений, на наш взгляд, возможно обновление ПВК по ПОД/ФТ посредством утверждения изменений к действующей редакции ПВК по ПОД/ФТ.

      В связи с изменением ПВК по ПОД/ФТ следует провести соответствующее внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых.

      Вы можете воспользоваться нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ.

      Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»»

      Документ является поправкой к

      Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3452; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; 2014, N 19, ст. 2315; 2015, N 27, ст. 4001; 2016, N 1, ст. 44; N 27, ст. 4196; N 28, ст. 4558; 2018, N 1, ст. 66) следующие изменения:

      1) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания:

      «личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

      в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7 1 и 7 1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.»;

      а) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

      «2 1 . Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.»;

      б) в пункте 3 после слов «бухгалтерских услуг,» дополнить словами «а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг», слова «в пункте 2» заменить словами «в пунктах 2 и 2 1 «;

      в) в пункте 4 после слов «бухгалтерских услуг,» дополнить словами «а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг», слова «в пункте 2» заменить словами «в пунктах 2 и 2 1 «;

      3) в подпункте 5 пункта 1 статьи 7 3 слова «в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации» исключить;

      а) дополнить новой частью пятой следующего содержания:

      «Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации, необходимой для осуществления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля (надзора) за исполнением требований настоящего Федерального закона.»;

      Внести в часть 2 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2010, N 27, ст. 3420; 2014, N 49, ст. 6912) следующие изменения:

      1) в пункте 3 1 слова «информировать учредителей» заменить словами «информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3 2 настоящей части, учредителей»;

      2) дополнить пунктом 3 2 следующего содержания:

      «3 2) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;».

      Очередные изменения в закон 115-ФЗ вступают в силу 4 мая 2018 года

      4 мая 2018 вступит в силу Федеральный закон от 23.04.2018 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

      Изменения закрепили на законодательном уровне обязанность субъектов закона 115-ФЗ использовать личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, а также коснулись обязанностей аудиторов.

      1. «личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

      в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.»;

      2. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

      Организациям, поднадзорным ЦБ РФ (МФО, КПК, ломбардам и др.) необходимо:

      провести целевой (внеплановый) инструктаж в срок не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу Федерального закона, оформив факт проведения обучения по форме, утвержденной в организации (не позднее 08.05.2018).

      Иным организациям и индивидуальным предпринимателям

      поднадзорным ФКУ Пробирная Палата России, ФНС России, Роскомнадзору, состоящим на учете в Росфинмониторинге (ювелиры, лизинговые компании, операторы связи, операторы по приему платежей, организаторы лотерей, агентства недвижимости, лица, оказывающие бухгалтерские и юридические услуги и др.), и иным нефинансовым организациям необходимо:

      провести дополнительный инструктаж в день вступления в силу изменений (04.05.2018), если иное не предусмотрено правилами внутреннего контроля.

  • Уведомление об увольнении иностранного гражданина - бланк-2018 Отправить на почту Уведомление об увольнении иностранного гражданина - бланк 2018 года вы найдете в нашей статье – российские работодатели обязательно должны направлять в […]
  • Судебные решения по ст 116 ук рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Все Нотариусы Москвы Нотариусы и нотариальные конторы Москвы по станциям метро. Удобный поиск и актуальная информация: адреса нотариусов, схема проезда, контактная информация, график работы нотариусов, отзывы о нотариусах Москвы. Нотариус […]


  •