Расшифровка маркировки пожарных автомобилей. Пожарные условные обозначения

Пожарная и аварийно-спасательная техника.

Пожарная техника - это технические средства, предназначенные для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара. К пожарной технике относятся:

Пожарные машины;

Пожарно-техническое вооружение (оборудование);

Средства связи и освещения;

Устройства пожаротушения и сигнализации;

Другие средства, обеспечивающие оперативно-служебную деятельность пожарной охраны.

Пожарная машина - транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для обеспечения действий на пожаре. К пожарным машинам относят:

Пожарные автомобили;

Пожарные самолеты и вертолеты;

Пожарные суда и катера;

Пожарные поезда;

Пожарные прицепы и другое моторизованное средство.

Пожарный автомобиль - это моторизованное техническое средство с оборудованием на шасси автомобиля предназначенное для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, спасания и защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

Пожарные автомобили предназначены для:

Доставки в требуемый район боевых действий боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования;

Подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаг горения;

Выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожара.

Классификация пожарных автомобилей

· в зависимости от назначения оборудования , которыми укомплектованы пожарные автомобили, их разделяют на:

Основные

Специальные;

Вспомогательные;

· по числу осей и колесной формуле

Полноприводные с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8;

Неполноприводные с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 8х4.

· по полной массе , от которой зависит количество вывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделяются на следующие типы:

Легкие - до 6 т.;

Средний - от 6 до 12 т.;

Тяжелый - свыше 12 т.

· по применяемым средствам тушения пожарные автомобили делятся на автомобили водяного, пенного, порошкового, газового тушения, а также комбинированные (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и пр.)

· по посадочной формуле пожарные автомобили делятся на:

- автомобили с боевым расчетом 1+ 2 (или 1 + 1), т.е без дополнительной кабины для личного состава;

Автомобили с боевым расчетом 1 + 5 (или 1 + 6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;

Автомобили с боевым расчетом 1 + 8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

· по компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются:

- на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина);

На автомобили с кабиной, расположенной над двигателем (фронтальная кабина);

На автомобили с кабиной, расположенной перед двигателем (передняя кабина).

· по приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:

- для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении;

Для северных районов (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении);

Для тропических районов (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).

Типаж и обозначение пожарных автомобилей.

Типаж пожарных автомобилей – этоосновной перечень автомобилей, необходимых пожарной охране.

Типажом определяются назначение пожарной машины, ее тип и основные параметры (производительность насоса, емкость цистерны, общая длина вывозимых рукавов, количество мест боевого расчета и т.п.)

Типаж пожарной техники периодически корректируется с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники.

Система обозначений, охватывающий типаж пожарных автомобилей, базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.
Буквенные символы , характеризуют тип пожарного автомобиля: АЦ – пожарная автоцистерна; АЛ- пожарная автолестница; АА- пожарный аэродромный автомобиль; АСО – пожарный автомобиль связи и освещения и т.д.

После буквенного обозначения типа ПА указываются отличительные характеристики изделий в виде величины его параметра.

В качестве основных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

Вместимость цистерны для воды, м 3;

Вместимость пенного бака, м 3 ;

Масса вывозимого порошка, кг;

Масса огнетушащего газа, кг;

Подача насоса при номинальном числе оборотов, л/с;

Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст;

Высота подъема стелы, м;

Длина рукавной линии, км;

Цифры, заключенные в скобках, обозначают модель базового шасси, а последние две или три цифры обозначают номер модели ПА.

После индекса модели могут быть даны буквенные обозначения, указывающие на модернизацию изделия (А-первая, Б-вторая и т.д), а следующие за ним цифры – модификацию.

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.
Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные ПА – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные - АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи - АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Расшифровка АЦ

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбиниро­ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30(4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20(4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.

ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ.

КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПЫ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

FIRE-FIGHTING TECHNICS.

FIRE-ENGINE VEHICLES.

CLASSIFICATION, TYPES AND DESIGNATIONS

ГОСТ Р 53247-2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1. Разработан Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России).

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 18-ст.

4. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах.

В стандарте классифицируются пожарные автомобили, устанавливаются типы и их обозначения с использованием базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.

2. Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1. Пожарные автомобили (ПА): оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах.

2.2. Основные пожарные автомобили (ОПА): пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

2.3. Специальные пожарные автомобили (СПА): пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре.

2.4. Основные пожарные автомобили общего применения: пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах.

2.5. Основные пожарные автомобили целевого применения: пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.

2.6. Тип пожарного автомобиля: пожарные автомобили, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, видов вывозимых или используемых огнетушащих веществ и способов их подачи.

2.7. Пожарная автоцистерна (АЦ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.

2.8. Пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при аварийно-спасательных работах.

2.9. Пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при аварийно-спасательных работах.

2.10. Автомобиль пожарно-спасательный (АПС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

2.11. Автомобиль пожарно-спасательный с лестницей (АПСЛ): пожарный автомобиль, оборудованный механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

2.12. Пожарный автомобиль первой помощи (АПП): пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

2.13. Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР): пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

2.14. Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

2.15. Пожарный автомобиль порошкового тушения (АП): пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

2.16. Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ): пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

2.17. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ): пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

2.18. Пожарный автомобиль газового тушения (АГТ): пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

2.19. Пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

2.20. Пожарная автонасосная станция (ПНС): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

2.21. Пожарный пеноподъемник (ППП): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

2.22. Пожарный аэродромный автомобиль (АА): пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.

2.23. Пожарная автолестница (АЛ): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.24. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.25. Пожарный телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.

2.26. Пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ): пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.27. Пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ): пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.

2.28. Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА): пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.

2.29. Пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ): пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.

2.30. Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО): пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

2.31. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ): пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

2.32. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД): пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

2.33. Пожарный рукавный автомобиль (АР): пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.

2.34. Пожарный штабной автомобиль (АШ): пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.

2.35. Пожарная автолаборатория (АЛП): пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.

2.36. Пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.

2.37. Автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.

2.38. Пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы (АБГ): пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.

2.39. Пожарный автомобиль технической службы (АПТС): пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.

2.40. Автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ): пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.

2.41. Пожарная компрессорная станция (ПКС): пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.

2.42. Пожарно-технический автомобиль (АТ): пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.

2.43. Пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС): пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

2.44. Главный параметр ПА: один из основных (базовых) параметров, определяющий функциональное назначение пожарного автомобиля, отличающийся стабильностью при технических усовершенствованиях и служащий для определения числовых значений других основных параметров.

3. Классификация

3.1. ПА в зависимости от величины допустимой полной массы делятся на 3 класса:

легкие - с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);

средние - с полной массой от 7500 до 14000 кг (M-класс);

тяжелые - с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

3.2. ПА в зависимости от проходимости делятся на 3 категории:

3.3. ПА в зависимости от направления оперативной деятельности делятся на 2 группы:

основные пожарные автомобили;

специальные пожарные автомобили.

3.3.1. ОПА в зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной деятельности подразделяются на ПА общего применения и ПА целевого применения.

3.3.1.1. ОПА общего применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи классифицируются на следующие типы:

пожарные автоцистерны;

пожарные автоцистерны с лестницей;

пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником;

автомобили пожарно-спасательные;

автомобили пожарно-спасательные с лестницей;

пожарные автомобили первой помощи;

пожарные насосно-рукавные автомобили;

пожарные автомобили с насосом высокого давления.

3.3.1.2. ОПА целевого применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи классифицируются на следующие типы:

пожарные автомобили порошкового тушения;

пожарные автомобили пенного тушения;

пожарные автомобили комбинированного тушения;

пожарные автомобили газового тушения;

пожарные автомобили газоводяного тушения;

пожарные автонасосные станции;

пожарные пеноподъемники;

пожарные аэродромные автомобили.

3.3.2. СПА в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на следующие типы:

пожарные автолестницы;

пожарные коленчатые автоподъемники;

пожарные телескопические автоподъемники с лестницей;

пожарные автолестницы с цистерной;

пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной;

пожарные аварийно-спасательные автомобили;

пожарные водозащитные автомобили;

пожарные автомобили связи и освещения;

пожарные автомобили газодымозащитной службы;

пожарные автомобили дымоудаления;

пожарные рукавные автомобили;

пожарные штабные автомобили;

пожарные автолаборатории;

пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи;

автомобили диагностики пожарной техники;

пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы;

пожарные автомобили технической службы;

автомобили отогрева пожарной техники;

пожарные компрессорные станции;

пожарно-технические автомобили;

пожарные оперативно-служебные автомобили.

4. Обозначения

4.1. Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:

XXX XX-XX/X (XXXX) мод. XXA-XX XX X,

XXX - тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АП и т.д.);

XX - главный параметр пожарного автомобиля (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.);

XX/X - главный параметр главного агрегата или оборудования пожарной надстройки;

(XXXX) - индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности;

мод. XXA - обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А - первая, Б - вторая и т.д.);

XX - двузначный (трехзначный) цифровой индекс для обозначения модели (01, 02 и т.д.);

XX - условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;

X - обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

4.2. В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

вместимость цистерны для воды - куб. м;

вместимость бака для пенообразователя - куб. м;

масса вывозимого порошка - кг;

масса огнетушащего газа - кг;

подача насоса при номинальном числе оборотов - л/с;

напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:

нормального давления - м вод. ст.;

высокого давления - м вод. ст.;

расход лафетного порошкового ствола - кг/с;

мощность электрогенератора - кВт;

длина рукавной линии - км;

высота подъема стрелы - м;

производительность вентиляторной установки - тыс. куб. м;

число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) - кол.;

грузовой момент - тм.

4.3. Примеры условных обозначений.

Пример 1: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель XXX-XX.

Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 куб. м, комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели XXX, модификация XX (с комбинированным насосом).

Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель XXX-XX.

Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация XX модели XXX.

Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) модель XXX.

Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 куб. м на шасси "Урал 5557" и насосом с подачей 40 л/с, модель XXX.

Пример 4: АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX.

Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 куб. м, массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель XXX.

Во всех приведенных примерах при серийном производстве в обозначениях ПА должен быть отражен номер ГОСТа или технических условий.

ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения

Пожарные автомобили классифицируются по трём основным группам:

1. основные ПА;

2. специальные ПА;

3. вспомогательные ПА.

Основные пожарные автомобили - служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих веществ, а также для подачи их (огнетуш. вещ-в) в очаг пожара.

В зависимости от преимущественного использования основные пожарные автомобили подразделяются на две группы:

- основные ПА общего применения - предназначены для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АНР, АПП и т.п.);

- основные ПА целевого применения - предназначены для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ и т.п.).

Основные ПА в зависимости от оснащенности ПТВ и оборудованием, типа и количества вывозимых огнетушащих веществ и способы их подачи классифицируются на следующие типы:

АЦ - пожарная автоцистерна - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, на промышленных предприятиях, в сельской местности и других различных объектах.

АЦЛ - пожарная автоцистерна с лестницей - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АЦКП - пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АП - пожарный автомобиль порошкового тушения - предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефте и газоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.

АПТ - пожарный автомобиль пенного тушения - предназначен для тушения пожаров на предприятиях нефтехимической промышленности и мест хранения нефтепродуктов.

АКТ - пожарный автомобиль комбинированного тушения - предназначен для тушения пожаров комбинированным способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, авиационных и других видах транспорта, а также в населенных пунктах.

АГТ - пожарный автомобиль газового тушения - предназначен для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов пожара f труднодоступных местах, например в подпольных пространствах.

АГВТ - пожарный автомобиль газоводяного тушения - предназначен для тушения нефтяных и газовых фонтанов, а также пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и хими ческих предприятий и охлаждения объектов газоводяной струей.

АПП - пожарный автомобиль первой помощи - предназначен для тушения загораний в жилых и административных зданиях, на автомобильном транспорте и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ведения разведки при тушении развивающихся пожаров.

АНР - пожарный автомобиль насосно-рукавный - предназначен для прокладки на ходу напорных магистральных рукавных линий, уборки их по окончании тушения пожаров, обеспечения подачи воды или воздушно-механической пены от водоисточников.

АВД - пожарный автомобиль с насосом высокого давления - предназначен для тушения пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

ПНС - пожарная насосная станция - предназначена для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с послелующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара

ППП - пожарный пеноподъемннк - предназначен для тушения резервуаров и других технологических установок на объектах хранения и переработки нефти и нефтепродуктов.

АЦ(Л) - автоцистерна лесопатрульная.

АЦ(Б) - автоцистерна бронированная.

АА - пожарный аэродромный автомобиль.

АПС - пожарно-спасательный автомобиль.

АПСЛ - пожарно-спасательный автомобиль с лестницей.

Ввиду социально-экономических причин и недостаточной развитости водоснабжения в России и странах бывшего СССР, доминирующее положение среди основных типов пожарных автомобилей занимают автоцистерны (АЦ).

Автоцистерны пожарные предназначены для тушения пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах, служат для:
- доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения (ПТВ), аварийно-спасательного оборудоввания и запаса огнетушащих веществ;
- подачи в очаг воды из цистерны, открытого водоема или гидранта через ручные и переносные (стационарные) лафетный стволы;
- подачи в очаг воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатного пенобака или сторонней емкости.

Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица или как насосная установка при работе "в перекачку" с одной или несколькими другими автоцистернами.

В зависимости от грузоподъёмности шасси и вместимости баков с огнетушащими веществами АЦ подразделяют на три типа:
1. легкие - вместимость цистерны для воды до 2 куб.м;
2. средние - вместимость цистерны для воды от 2 до 4 куб.м;
3. тяжелые - вместимость цистерны для воды свыше 4 куб.м.

Специальные пожарные автомобили - предназначены для проведения специальных работ на пожаре: для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий, аварийно-спасательные автомобили, и т.д.

Специальные пожарные автомобили в зависимости от типа выполняемых работ классифицируются на следующие типы:

АЛ - пожарная автолестница - предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АКП - пожарный коленчатый автоподъемник - предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетупгащих веп1,еств на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АСА - пожарный аварийно-спасательный автомобиль - предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара или чрезвычайного происшествия.

АВЗ - пожарный водозащитный автомобиль - предназначен для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.

АСО - пожарный автомобиль связи и освещения - предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

АГ - пожарный автомобиль газодымозащитной службы - предназначен для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

АД - пожарный автомобиль дымоудаления - предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

АБГ - пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы - пожарный автомобиль, оборудованный комплектом технического вооружения обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и предназначенный для доставки личного состава, техники к месту работы газодымозащитной службы.

АР - пожарный рукавный автомобиль - предназначен для механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.

АШ - пожарный штабной автомобиль - предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара.

АЛП - пожарная автолаборатория - предназначена для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.

АПРСС - пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи - предназначен для диагностики и ремонта средств связи.

АДПТ - автомобиль диагностики пожарной техники - предназначен для оценки технического состояния пожарной техники.

АПТС - пожарный автомобиль технической службы - предназначен для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники, проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.

АОПТ - автомобиль отогрева пожарной техники - предназначен для обеспечения функционирования пожарной техники и оборудования при отрицательной температуре.

ПКС - пожарная компрессорная станция - предназначена для заправки кислородом (воздухом) баллонов СИЗОД на передвижных базах ГДЗС.

ПП - пожарный прицеп - предназначен для доставки к месту пожара (аварии) специального оборудования.

АОС - пожарный оперативно-служебный автомобиль - предназначен для доставки к месту пожара личного состава оперативной службы и комплекта пожарно-технического вооружения для их работы.

Вспомогательные пожарные автомобили - используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС. К ним относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ.

Кроме того пожарные автомобили можно классифицировать следующим образом:

- По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8 и неполноприводные с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 8х4.

- По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с боевым расчетом 1+ 2 (или 1 + 1), т.е без дополнительной кабины для личного состава; 1 + 5 (или 1 + 6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1 + 8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

- По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство.

- По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают автомобили в северном (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) и тропическом (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) пополнениях.

Обозначения пожарных автомобилей.

Информативная система обозначения пожарных машин базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов, причем цифровые символы в обязательном порядке характеризуют величину главного параметра конкретной модели ПА.

В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

Вместимость цистерны для воды - куб.м.;

Вместимость бака для пенообразователя - куб.м.;
- масса вывозимого порошка - кг;
- масса огнетушащего газа - кг;
- подача насоса при номинальном числе оборотов - л/с;
- напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:
нормального давления - м. вод. ст.;
высокого давления - м. вод. ст.;
- расход лафетного порошкового ствола - кг/с;
- мощность электрогенератора - кВт;
- длина рукавной линии - км;
- высота подъема стрелы - м;
- производительность вентиляторной установки - тыс. куб.м.;
- число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) - кол.;
- грузовой момент - тм.

Примеры условных обозначений:

АЦ-1,0-4/400 (5301) модель ХХХ-ХХ .

Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 1 куб.м., высоконапорным насосом производительностью 4 л/с и напором 400 м. (ступень высокого давления) на шасси ЗиЛ-5301, первая модернизация модели XXX, модификация XX.

АЦЛ-3-40/17 (43253) модель ХХХ-ХХ
.

Автоцистерна пожарная с лестницей, с цистерной вместимостью 3 куб.м., с насосом производительностью 40 л/с и лестницей с высотой полного выдвижения 17 м. на шасси КамАЗ-43253, первая модернизация модели XXX, модификация XX.

В старой системе обозначения пожарных автомобилей, выпущенных до 1995 г ., отсутствовала величина основного параметра :

АЦ-40(130) модель 63Б .

Автоцистерна пожарная с насосом производительностью 40 л/с на шасси ЗиЛ-130, модель 63 модификация Б.

Пожарные автомобили обычно окрашивают в красный цвет. Опознавательные знаки наносятся белой краской. Цветографические схемы регламентированы ГОСТ 21392-75. Марку ПА наносят слева сзади, но­мер пожарной части наносят на дверях кабины водителя и справа сзади, ниже номера части на кабине пишут название города.

Для обозначения ПА введена специальная маркировка: на­чальные буквы обозначают вид автомобиля; цифры после дефиса - главный параметр; в скобках указывают номер модели базового автомобиля, часто указывают еще и но­мер модели, выпускаемой производством (слово «модель» можно не писать). Расшифровка некоторых моделей при­ведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Маркировка пожарных автомобилей

Марка Вид автомобиля Показатель Шасси
Наименование Обозначение Наименование Значение
АЦ-40 (131) 137 Автоцистерна АЦ Подача насоса 40 л/с ЗИЛ-131
АНР-40 (130) 127А Автомобиль насосно-рукавный АНР То же 40 л/с ЗИЛ-130
АР-2 (131) 133 Автомобиль рукавный АР Длина напор-ных рукавов 2040м ЗИЛ-131
АТ-3 (131) Т2 Автомобиль тех-нической службы АТ Грузоподъем-ность крана Зт ЗИЛ-131
АСО-12 (66) 90А Автомобиль связи и освещения АСО Мощность генератора 12 кВт ГАЗ-66
АЛ-30 (131) Л22 Автолестница АЛ Длина 30 м ЗИЛ-131

Тактико-техническая характеристика (ТТХ) АЦ явля­ется совокупностью показателей, определяющих техниче­ские возможности шасси и пожарного оборудования, за­пас огнетушащих средств и численность боевого расчета

Технические возможности ПА можно эффективно реа­лизовать только при условии содержания их в исправ­ном состоянии и обеспечении рационального температур­ного режима в пожарных депо, особенно в зимних усло­виях. Температура воздуха в гаражах должна быть не ниже 5°С. При таком условии обеспечивается надежный пуск двигателей, и при следовании на пожар они быстро прогреваются. Учитывая дорожные условия, интенсив­ность уличного движения и тепловое состояние двигате­ля, ПА при следовании на пожар развивают максималь­но возможную скорость движения.

Первичным тактическим подразделением в пожарной охране является отделение на автоцистерне (АЦ) или пожарном автомобиле насосно-рукавном (АНР). Эти по­жарные автомобили являются технической основой во­оруженности пожарных частей. В нашей стране они создаются на шасси грузовых автомобилей отечественного производства: УралАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ и др. Наши пожарные машины характеризуются хорошими ходовыми качествами, высокой надежностью в эксплуатации и про­стотой обслуживания. Они сравнительно дешевы.

Автоцистерны составляют основу парка пожарных автомобилей.

Независимо от базового шасси все автоцистерны имеют:

1. насосные установки,

2. цистерны и баки для огнетушащих средств,

3. трубопроводную арматуру,

4. систему забора,

5. систему подачи пенообразователя.

Все перечисленные элементы соединены трубопроводами, образующими водопенные коммуникации.

Несмотря на существенные различия, все пожарные автомобили состоят из: шасси, емкостей для воды и пены, кузова, насоса, системы трубопроводов и кранов, отсеков для ПТВ (пожарно-технического вооружения).

Автоцистернами доставляется вода к месту пожара в цистернах, а пенообразователь в специальных баках. АЦ имеет емкости с запасом воды и пенообразовате­ля. Для тушения пожаров можно также использовать воду из водоемов, водопроводных сетей, от других пожар­ных цистерн.

АНР имеют только запас пенообразователя, а воду забирают только из водоемов, водопроводных сетей или от других автоцистерн.

АЦ и АНР оборудуются системами забора воды, на­сосами с водопенными коммуникациями, трансмиссией к насосу, дополнительной системой охлаждения двигате­ля и приводами управления.

Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, из водоема или из водопроводной сети.

Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом (исполнение У) при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40 0 С, категория 1 ГОСТ 15150.

Автоцистерны пожарные модели ПМ-524 на шасси КамАЗ:

АЦ - 7 - 40 (53213 ) – со стационарным лафетным стволом;

АЦ - 7 – 40/4 (53213) – с комбинированным насосом и стационарным лафетным стволом;

АЦ - 5 - 40 (4310) – со стационарным лафетным стволом;

АЦ - 7 – 40/4 (4310) – с комбинированным насосом и стационарным лафетным стволом предназначены для:

Тушения пожаров огнетушащими средствами;

Доставки к месту пожара боевого расчета пожарно-технического вооружения (ПТВ) и запаса огнетушащих веществ;

Подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава, ручные стволы, пеногенераторы, лафетный ствол при тушении очагов пожара.

Пример условного обозначения автоцистерны пожарной: «Автоцистерна пожарная АЦ - 7 – 40/4 (53213) ТУ 4854-154-21352393-95».

Где: АЦ – автоцистерна пожарная;

7 – вместимость цистерны, м.куб.;

40/4 – подача насосной установки;

40 л/с (ступень нормального давления);

4 л/с (ступень высокого давления);

53213 – модель базового шасси;

ТУ 4854-154-21352393-95 – обозначение технических условий.

Общая компоновка систем АЦ определяется размеще­нием пожарного насоса. На современных пожарных автомобилях насосы устанавливают в отсеках кабин боевого расчета или в отсеке кормовой части.

Таблица 2.2

Для тушения пожаров на АЦ имеется запас воды и пенообразователя. В пожарной охране используются АЦ:

1. легкие с вместимостью цистерн до 2000л - АЦ-30(53А) 106Б, АЦ-ЗО(66) 146 и др.;