Яхтенные права международного образца. Права на управление яхтой международного образца

В 2018 году я решил-таки получить эти несчастные права судоводителя маломерного судна. Самый простой способ - оплатить обучение какой-нибудь учебной организации, и потом пойти на экзамены в составе организованной группы. Мне подвернулся под руку «Учебный центр ВОСВОД», в котором за так называемое обучение по программе «судоводитель маломерного судна» просили всего 13 000 рублей. Потом, правда, оказалось что к этим тринадцати надо добавить еще 5 500 за предоставление судна на аттестацию, 1500 за медсправку и 1300 за госпошлину. Но деньги какие-то на тот момент имелись, поэтому на права я отдал в общей сложности 20 300 рублей, не проронив даже ни единой слезы.

Само «обучение» заключается в том, что после частичной оплаты услуг вам дают пароль для доступа к экзаменационным билетам на сайте организации, и вы там занимаетесь тупым обезьяньим заучиванием ответов на вопросы. Впрочем, лично я, например, благодаря этому, наконец, научился отличать правую сторону судового хода от левой. Хе-хе, да! Раньше я этими вопросами в принципе не задавался: с одной стороны красные, с другой зеленые или белые.

После пары вечеров зубрежки мне было предложено прийти на «школьный экзамен», где я доплатил оставшиеся деньги и потыкал мышкой в ответы на том же самом сайте. «Что там? 9 из 10? Отлично, приходи 20 сентября на настоящий экзамен и не забудь справку!».

К слову, выдача медсправок сейчас, слава богу, стала еще большей профанацией, чем раньше. Уже не нужно идти на районную дурку и нарколожку, так как теперь все делается не выходя из выбранного вами медцентра. У меня, так вообще, окулист-кардиолог-психиатр оказался одной лишь скучающей тетенькой.

20 сентября рано утром, я отправился в гатчинское отделение ГИМС. Не знаю, почему аттестация от ВОСВОДа проводится именно в Гатчине. Видимо, таковы договоренности. Я приехал одним из первых, но ближе к экзамену народу собралось порядочно. Сперва должен был проводиться тест по этим самым заученным билетам. Все почти так же, как и на автомобильных экзаменах. В Гатчине, правда, живет дух старой школы, и поэтому там вам дают бумажные билеты, и ответы там пишутся ручкой в таблице. На все вместе с оформлениями и подписаниями разных бумажек уходит минут 10-15. Радушные и веселые инспектора с шутками-прибаутками инструктируют экзаменуемых о том, что шпаргалками тут пользоваться нельзя, что все нужно заполнять одной и той же ручкой, так как всюду теперь сплошное видеонаблюдение и строгий контроль за соблюдением необходимых процедур.

После того, как ты правильно ответил на все вопросы и получил зачет, тебя отправляют на полигон, который находится неподалеку от Гатчины в деревне Черново. Люди кооперируются, и те, кто без машин, вписываются к кому-нибудь попутчиками. Еще немного катаний, и вот вы на берегу маленького заросшего озерца. На воде уже стоит надувная лодка, тут же рядом имеется и гидроцикл на прицепе.

Далее очередной инструктаж, потом простенькие вопросы касательно знаков - шаров и конусов с флажками. Не пугайтесь, сам инспектор вам все подскажет. После этого мы дружно пошли к месту посадки в РИБ, на котором в тот момент уже каталась группа аттестуемых: они как раз завершали свою поездку и направлялись к берегу. Вот и наша очередь.

Тут все уже по серьезному! Запросто можно и завалить практический экзамен, допустив какую-нибудь досадную оплошность. Именно такую оплошность и допустил я, но, вроде-как, меня простили. Значит, в лодку, кроме инспектора, садятся еще трое. Нужно не забыть одеть передаваемый вам спасжилет и застегнуть его на все застежки. Это я сделать догадался. Но получилось так, что я уселся ближе всех к мотору, и потому мне было предложено показать свою судоводительскую удаль первым. Ну что? Отходим от берега на реверсе, разворачиваемся и едем на холостом худу туда, куда показали пальцем. Тем временем, инспектор рассказывает печальные и поучительные истории о несоблюдении Правил и пользе спасжилетов: «Вот лично я, если поймаю вас с семьей, и на ребенке не будет спасжилета, то сперва просто оштрафую, а на второй раз - просто лишу вас прав. У нас единая база с ГИБДД, и потому вы лишитесь сразу всех ваших прав на управление всеми вашими вертолетами, снегоходами, космическими ракетами и автомобилями. Надевайте спасжилеты! Я даже за пьянку предпочту вас просто оштрафовать, но вот спасжилеты… Кстати! Тебе незачет. Меняйтесь! Сядь на банку, и подумай, какой грубое нарушение ты совершил»

Меня, конечно, такая новость поразила в самое сердце и я очень расстроился. Товарищи тут же подсказали мне, что я не пристегнул к руке шнур аварийной остановки двигателя. Вот так вот легко - бац, и «приходите в следующий раз». Но что делать? Пришлось выслушать очередную серию историй об утоплениях при падении за борт с уезжающей вдаль мотолодки. Эх, чертова привычка! Но кому это интересно, что я всегда ходил на парусно-моторных лодках, где шнур аварийной остановки не просто невозможно пристегнуть к руке, но где еще и к румпелю мотора надо идти пешком из кокпита на палубу.

Впрочем, когда мы уже подходили к берегу, и я готовился понуро выпрыгивать на него со швартовом в руках, инспектор как раз закончил рассказ об очередном утопленнике на оптимистичной ноте. «Однако, сегодня у меня хорошее настроение. Пожалуй, я прощу тебе шнур. Но помни о нем!»

В общем, вот так происходит получение прав ГИМС на маломерное судно для плаванья по ВВП и МП. По деньгам я уже писал, а по времени можно уложиться дней в 10.

Кстати, я еще задавал инспекторам вопрос о возможности сдачи экзаменов экстерном. На это мне сказали, что, конечно, такая возможность имеется. Но в самих инспекциях есть ограничение на численность групп аттестуемых в 30 человек. А при том, что курсанты всяких школ якобы всегда аттестуются приоритетно, экстерн может ждать своей очереди очень и очень долго. Разумеется, это будет значительно дешевле, но главный вопрос в том, не растянется ли это дело на полгода.

И еще важный момент. Я получал так называемые моторные права, хотя яхта у меня парусно-моторная (как и написано в судовом билете). Существует устойчивый миф о том, что с моторными правами ходить на парусно-моторном судне якобы нельзя. Если на яхте есть парус, то все, моторными правами будто бы не обойдешься, даже если и идешь под одним мотором.

Поэтому, после сдачи экзаменов я прямо так и спросил об этом одного из инспекторов, присутствовавших на аттестации. На это он мне ответил, что управление парусно-моторной яхтой, идущей под мотором, судоводителем с обычными маломерными правами без парусной категории - не противоречит ни требованию руководящих документов, ни здравому смыслу. Поэтому в этом нет никакой проблемы.

Однако, по его словам, многое зависит от конкретного должностного лица, осуществляющего проверку, и если вы нарветесь на какого-нибудь особенно упертого инспектора, то он может и изрядно прокомпостировать вам мозг. Но все равно - применить к вам какие-либо реальные санкции будет очень проблематично. Разумеется, в том случае, если вы идете без парусов.

Но вряд ли кому-то понадобится ходить под парусами по рекам или судоходным каналам, где больше всего шансов встретить инспектора.

Как быстрее и проще получить международные права на управление яхтой? К нам постоянно обращаются с этим вопросом и те, кто только начинает интересоваться яхтингом, и профессиоанльные спорстмены, и те любители, чье детство прошло под знаком парусаи сейчас, они хотели бы вспомнить и отправиться наконец в плавание! Спрашивают и профессионалы, желающие повысить свою квалификацию. Уважаемые дамы и господа! Давайте посмотрим на этот вопрос несколько под другим углом.

Если вы хотите научиться управлять яхтой, стать настоящим капитаном либо профессионалом яхтинга (Master of Yacht Ocean ), то вы должны помнить об ответственности. Вы должны будете отвечать за безопасность своего экипажа (а в конечном итоге это наши самы близкие и дорогие люди), отвечать за сохранность яхты и за безопасность других людей на посторонних яхтах во время плавания. Поэтому и к вопросу обучения подойдите серьезно!

На самом деле, система курсов в IYT построена таким образом, чтобы в кратчайшие сроки дать необходимые для практического применения навыки и знания для чартерного капитана. Помните, что Bareboat Skipper IYT (капитан любитель яхты до 15 метров) должен пройти теоретический курс и пройти в море не менее 200 миль и 10 дней.

Следуя практическим рекомендациям и разработанным в головном офисе IYT планам обучения, мы проводим теорию 32 часа минимум в течение 5 дней . Следуя своему опыту, мы заявляем, что это предельно допустимое минимально время для обучения теории. Занятия проходят каждый день с 10.00 до 18.00 с перерывом на обед. Это интенсивный курс и напряженная работа как преподавателя, так и студентов. Затем идет практика в течении 10 дней, это как раз минимальный срок для обучения на Bareboat Skipper IYT . На борту - 4-5 человек. После прохождения теории и практики, на основании характеристики-отзыва на вас от инструктора, яхтенная школа принимает решение о присвоении вам того или иного уровня. Только после это вы можете получить международно-распознаваемый сертификат.

Что делать тем, кто обладает уже достаточно большим уровнем знаний и/или квалификацией и не без оснований считает, что эта наука, как говорится знакома от и до?

Тут есть два варианта. Первый - можно просто прийти и сдать экзамен на теоретический курс Bareboat Skipper. Затем пройти практику полностью, либо сдать практический экзамен (только при наличии наплаванности не менее 200 миль и 10 дней в море).

Второй вариант - если вы очень опытный капитан и хотите повысить свою квалификацию, то вам можно претендовать на уровень Master of Yacht Limited либо Unlimited (Offshore-Ocean). Однако вы должны обладать необходимым опытом и количеством наплаванных миль и дней в море. Предварительно мы проводим тестирование. Здесь мы также проводим интенсивный курс согласно программе IYT.

Добро пожаловать, и приятного вам плавания!

Сегодня парусный спорт, он же яхтинг, очень модный вид досуга. Совершить прогулку на лодке в выходные очень просто. Заказал катер или яхту по телефону, тебя встретил капитан и за три часа показал все мели на местном водохранилище. Другое дело, если ты хочешь встать за штурвал сам. Какие права нужны для управления яхтой на Волге, будут ли они действительны в Хорватии, чем отличаются права на катер от прав на парусную лодку? Самостоятельно разобраться сложно. Давайте попробуем сделать это вместе.

Права на управление яхтой в России

Будем считать яхтой все, что находится на поверхности воды и предназначено для удовольствия своего владельца. Т.е «Luna» Абрамовича, эМ-Ка Викторовича и весельная лодка Петровича — всё это яхты. Но права нужны лишь на те плавсредства, которые имеют регистрацию. Все моторные суда для развлечений и парусные яхты с каютой для проживания длиной до 20 метров в России регистрируются в ГИМСе, все спортивные и прогулочные парусные яхты находятся под регистром Всероссийской Федерации Парусного Спорта. Соответственно, если вы собираетесь ходить в России на моторках или комфортабельных парусных яхтах, вам потребуются .

Если Вы хотите проводить выходные под парусом на арендованных яхтах до 10 м длиной, то Вам достаточно получить свидетельство .

Казалось бы все просто, за моторными и парусными правами нужно сразу идти в ГИМС. Но у Инспекции сегодня нет квалификационных билетов и парусных судов, на которых можно было бы принимать экзамен. Поэтому Вы можете пройти обучение на маломерном судне и сдать экзамен в ГИМС только на моторку. Открыть категорию «парусное судно» можно только на основании свидетельства «Рулевой парусной яхты» ВФПС или международных прав на управление парусной яхты, т.е. нужно окончить еще одни курсы.

Международные права на яхту

К сожалению, удостоверение ГИМС не является Международным Сертификатом Соответствия (ICC), т.к. Россия не ратифицировала 40-ю резолюцию ООН. Чтобы брать яхту в аренду или пользоваться своим судном за рубежом необходимо получить международные права на яхту. Для россиян сегодня доступны две системы: RYA с преподаванием и сдачей экзамена на английском языке и IYT с возможностью обучения и сдачи экзамена на родном языке. Курсы мало чем отличаются, а права одинаково работают почти во всех чартерных компаниях.

Обе системы подразумевают теоретическое обучение в классе и морскую практику на борту яхты.

Как получить права на яхту?

Итак, чтобы получить права на яхту, катер или гидроцикл нужно пройти соответствующее обучение. Прежде, чем идти на обучение, нужно спросить себя, где и на чём я буду ходить в этом сезоне? Если вы планируете зарубежные поездки, записывайтесь на полутора-месячные международные курсы. Если это лето вы проведете на Родине, советуем начать с практического курса

Для вывода парусника в море требуются права. Сущесвуют несколько систем выдающие права после обучения на яхтенных курсах. Возникает вопрос: куда пойти учиться. Если однажды влюбился в море, лодки и свободу путешествий, то больше никогда не захочешь проводить отпуск на диване уютного отеля, где все включено, море обязательно поманит.

Типы прав на управление яхтой

Будущий яхтсмен становится перед выбором какую яхтенную школу выбрать, ведь их множество, все они выдают сертификаты, только правомерность и распознаваемость (доверие) у них в различных странах мира разная. Например, в России признаются только удостоверения выданные ГИМС, остальные считаются недействительными. В свою очередь сертификат российского образца не является международным, поэтому для того, чтобы обратиться в чартерную компанию и взять лодку в аренду вам понадобится лицензия RYA или IYT, эти документы наиболее распознаваемы в большинстве стран мира.

Российские права на управление яхтой

Выдает ГИМС:

После обучения длительностью в три месяца;

Тестирования по теории;

Вождения на практике;

Предоставлении обучаемым медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к работе с парусником.

Права не разделяются на категории, различия только в географии зон возможного хождения:

ВВ - воды внутренние (без транспортных путей судов).

ВВП - судоходные воды РФ.

ВМВ - воды РФ и территориальные моря.

МП - акватория РФ до 20 миль от берега.

Яхтенные сертификаты ISSA

Европейская международная ассоциация яхтенных школ, общественная международная организация объединяющая яхтенные школы всего мира и имеющая собственную систему лицензий. В системе ISSA охватывается весь диапазон и все уровни яхтенных знаний. Права ISSA легитимны во многих европейских странах, в США, в Австралии.

Все, что необходимо знать желающим бороздить просторы морей и океанов по ту и эту сторону границы

Как получить права
на управление яхтой

Все, что необходимо знать желающим
бороздить просторы морей и океанов
по ту и эту сторону границы

Путешествия под парусом, как потенциальная возможность пересечь океан и самостоятельно изучить все мелкие островки, разбросанные по морским просторам планеты, будоражат сознание засидевшегося в офисе москвича не первый год, но в последнее время в России началось по-настоящему масштабное увлечение парусами. Бум яхтинга пришелся на 2000-е и 2010-е - в одной только Москве теперь проходят сотни регат. Местным яхт-клубам, школам, туристическим агентствам и прочим бизнесам удалось убедить россиян в том, что яхтинг - это не так уж дорого, достаточно безопасно и намного интересней, чем все другие виды времяпрепровождения на курортах. Так что пока пухнущий курс евро не перекрыл нам путь за границу окончательно, давайте разберемся, как вообще гражданин России может получить права на управление парусным судном.


Яхтинг, по сути, бывает трех магистральных видов: работа (наем на судно, работа инструктором, перегон лодок с место на место), профессиональный спорт и любительский уровень. С первым вариантом все довольно непросто, и даже если вы до него доберетесь, то уж точно не имеет никакого смысла думать об этом в начале пути. Вторая категория - в общем-то, как и первая - это разговор о специальном образовании, спонсорах и так далее, хотя сюда тоже можно попасть из категории любителей. В общем, лучше всего сразу сосредоточиться на третьем пункте.


«Чтобы путешествовать на собственной яхте по Волге, а потом отправиться в Грецию и взять лодку в прокате, вам нужно получить два типа удостоверений»

Это в первую очередь чартерный яхтинг (то есть когда вы берете лодку в прокате в любой точке мира), путешествия, владение собственным парусником и спорт на любительском уровне (а это как раз подавляющее большинство всех регат). Итак, перейдем к самому неприятному моменту этого материала: вы из России, ваши внутренние права не признаются где-либо еще, и наоборот. То есть для того, чтобы - возьмем самый общий случай - путешествовать на собственной яхте по Волге, а потом отправиться в Грецию и взять лодку в прокате, вам нужно получить два типа удостоверений.

Внутренние водные пути

В России регулированием движения на водных путях и выдачей документов занимаются две федеральные организации: ВФПС (Всероссийская Федерация Парусного Спорта) и ГИМС (Государственная Инспекция Маломерных Судов). В первой проще всего получить «корочку» рулевого первого класса, позволяющую, например, участвовать в регатах, но вообще можно и отучиться на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания». Для этого вас посадят в аудиторию примерно на месяц, будут учить навигации, лоции, устройству яхты, принципам работы паруса и радиосвязи, а потом отправят на практику, например, в Турцию. Проблема лишь в том, что с документами ВФПС, которые имеют формальный вес за рубежом, вам вряд ли выдадут лодку в чартерной компании Греции.


«Для получения удостоверений ГИМСа нужны медицинские справки, документы о прохождении обучения и паспорт»

ГИМС же работает как своего рода «морская полиция» - регистрирует суда и следит за порядком на воде. Туда стоит идти, если вам посчастливилось купить собственный катер или парусную яхту. Для получения удостоверений ГИМСа нужны медицинские справки, документы, подтверждающие прохождение обучения (например, в школах ВФПС или каких-то других) и паспорт. Вас заставят также сдать небольшой экзамен (а еще и, возможно, пройти курс лекций на знание правил на внутренних водных путях - а они отличаются от морских - если вы не проходили их ранее) и в итоге выдадут «корочку», определяющую район плавания, тип судна, площадь парусности и прочее.


Школы IYT и RYA

Для того, чтобы вам дали лодку в европейской чартерной компании, все перечисленное выше совершенно не годится. Вам придется пройти курс «Капитана дневного плавания» в одной из школ, подключенной к системе, которая признается во всем мире (ну, или почти). Основных таких систем две: IYT (International Yacht Training), придуманная в Канаде и распространившаяся повсеместно, и RYA (Royal Yachting Association), которая, как несложно догадаться по первому слову названия, родом из Великобритании.


«Знать английскую терминологию яхтсмену, который собирается активно путешествовать по всему свету, нужно в любом случае»

В обеих системах существует масса своих плюсов и минусов, о которых не перестают спорить адепты каждой на яхтенных форумах. RYA, вроде бы, считается чуть более авторитетной и пристально следит за репутацией, поэтому у системы есть одно важное требование - обучение ведется исключительно на английском языке, так что все «оверштаги» и «гики», которыми пользуются ваши друзья, для вас тут же превратятся в tack и boom. Знать английскую терминологию яхтсмену, который собирается активно путешествовать по всему свету, нужно в любом случае, но стоит ли с нее начинать - вопрос отдельный.


Система, которая оказалась в России раньше всех - IYT, запущенная здесь «Московской яхтенной школой». Смысл точно такой же, но обучение возможно на русском. И вроде бы все хорошо, но проблема в том, что тренировочных центров, имеющих право выдавать подобные удостоверения, стало в России как-то уж слишком много, почти как турагентств, отчего, конечно, кое-где теряется качество обучения, а это может сильно испортить вам жизнь. Так что нужно, во-первых, обращаться в авторитетные заведения, вроде той же «Московской яхтенной школы», «12 узлов», «Кабестана» и других. Во-вторых, отчетливо понимать, что какую бы школу и систему вы ни выбрали, вам нужно по-настоящему усердно учиться, интересоваться абсолютно всем, читать литературу и постоянно развиваться, снова и снова возвращаясь к знаниям, которые вы уже, вроде бы, прошли.


Первый капитанский уровень в системе IYT называется International Bareboat Skipper - позволит вам брать лодку в чартер или управлять собственной по всему миру. Лодка эта должна быть до 24 метров (но для начала лучше ограничиться лодкой 8-10 метров), и отойти на ней можно будет, следуя этим документам, на 20 миль от берега в дневное время суток. В этом случае вам придется оказаться на месяц все в той же лекционной аудитории, освоить за несколько десятков часов науки, которым люди посвящают всю жизнь, и отправиться затем, например, в Турцию или Черногорию, наплавать там с инструктором 200 морских миль и сдать несложный экзамен.


Чтобы пересечь океан, и в RYA, и в IYT существуют системы повышения квалификации, получать которые совершенно несложно - лишь бы вам удалось наплавать необходимое количество морских миль. После соответствующих отметок в вашем логбуке, нужно просто приехать в родную школу, где вы проходили обучение, и сдать экзамен.


Стоит знать еще вот о чем - наш ГИМС, который выдаст вам удостоверение на право управлять судном внутри страны, в качестве документов о прохождении курсов парусного капитана принимает как раз бумажки из IYT и RYA. Так что после получения международных прав можно прослушать курс лекций о специфических внутренних правилах, сдать экзамен в ГИМСе и готово - вторые документы у вас в кармане. Теперь-то можно ловить ветер и тут, и там.


«Вебинары и учебники помогут вам обойтись без прослушивания теоретического курса к аудитории»

Есть также несколько уловок, которые позволят вам обойтись без теоретического курса, который, кроме того, что немало стоит, еще и неслабо растянут по времени. Первая - это вебинары, которых существует масса. Можно просто записаться в группу и слушать все лекции, не выходя из дома. Но есть и еще более отважный вариант - купить учебники и изучить все самостоятельно, договорившись впоследствии с руководством выбранной вами школы о том, что пойдете сразу на практику.


На самом деле, дополнительных лазеек и возможностей приобщиться к экологически чистому и физически сильному миру парусных гонок и путешествий существует масса. Но что бы вы ни придумали, важно помнить банальный, но чертовски верный девиз каждой яхт-школы: «Чтобы отойти от берега, вам нужны права, а чтобы вернуться - знания».