Структура и задачи го в образовательных учреждениях. Организация го в общеобразовательном учреждении Организация гражданской защиты в учебных заведениях

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями организации гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Урок 30

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неот­ложные работы в зонах

чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.

Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных ра­ботах?

Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?

Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спаса­телей при их прибытии в зону

чрезвычайной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

Чем характеризуются аварийно-спасательные и неотложные работы?

В каких условиях проводятся аварийно-спасательные и неотложные работы?

II. Основная часть

Объявление темы и цели занятия

Объяснение нового материала:

1. Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положени­ем Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и при­звана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения его директор , который по должности несет персо­нальную ответственность за организацию и проведение меро­приятий по гражданской обороне.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям .

Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заве­дения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально­го характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов.

Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в об­ласти гражданской обороны, или заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и пер­сонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В пла­не предусматриваются следующие мероприятия:

    укрытие учащихся и персонала в приспособленных поме­щениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуа­ции, а также при угрозе их возникновения;

    эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных си­туаций в случае угрозы возникновения

критических условий для безопасного нахождения людей;

их получения;

Выводы

1. Школьники обучаются навыкам гражданской обороны в обще­образовательном учреждении.

2. Гражданской обороной в общеобразовательном учреждении может руководить заместитель

руководителя образовательного учреж­дения по обеспечению безопасности.

    Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту

    Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план ме­роприятий защиты учащихся и

персонала в чрезвычайных ситуациях.

Дополнительные материалы.

По материалам энциклопедического словаря «Гражданская защита» (под общей редакцией С. К. Шойгу)

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных си­туациях - комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и некото­рых специальных мероприятий, осуществляемых на объекте экономи­ки с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения ава­рий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздей­ствиям источников чрезвычайных ситуаций, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи гражданского населения, а также оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычай­ных ситуаций.

Подготовка психологическая - комплекс мероприятий по психо­профилактической и психокоррекционной работе, направленных на оптимизацию психологических и психофизиологических качеств спе­циалистов, адаптацию этих качеств к деятельности в очагах чрезвы­чайных ситуаций, создание у них еще до начала аварийно-спасатель­ных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий очага чрез­вычайной ситуации, способствующего сохранению исходного состоя­ния здоровья и профессиональной работоспособности специалиста. Подготовка психологическая является эффективным средством сниже­ния вероятности и выраженности нарушений адаптации спасателей. позволяет формировать у спасателей навыки управления психическим состоянием, развивать способности к быстрой внутренней мобилиза­ции, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, вырабатывать навыки внутригруппового взаимодействия.

Проводится по отношению к лицам, не обнаруживающим сущест­венных психофизиологических противопоказаний к работе в очагах чрезвычайных ситуаций.

Выделяются следующие виды психологической подготовки: общая, специальная и целевая.

Формами ведения психологической подготовки являются:

* лекции и семинарские занятия,

* индивидуальные беседы со спасателями,

* индивидуальные и групповые психологические тренинги.

III . Закрепление материала:

В соответствии с каким государственным документом организу­ются мероприятия гражданской

обороны в общеобразовательном уч­реждении?

Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?

IV . Итог урока

V . Домашнее задание: Задания: 1. Определите и запишите в тетради свои действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии со школьным планом мероприятий.

2. Подготовьте сообщение на тему «Работа эвакокомиссии обще­образовательного учреждения в случае чрезвычайной ситуации».

3. Подготовьте сообщение на тему «Организация гражданской обо­роны в общеобразовательном учреждении» в соответствии с Феде­ральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне».

4. Решите ситуационную задачу: «Вы, находясь в школе, в случае техногенной аварии не успели укрыться в специальном сооружении. Ваши действия?»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ ОБЖ МОУ БОЛЬШЕКАРАЙСКАЯ СОШ ИМ. Н.Ф. Сосина ЦЫПЛАКОВА З.А.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА это система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей при ведении военных действий или вследствие них

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Руководство гражданской обороной (ГО) в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации Управление гражданской обороной (ГО) в России осуществляет МЧС (министр – Владимир Пучков)

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее

8 слайд

Описание слайда:

Основными задачами ГО учебного заведения являются планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

9 слайд

Описание слайда:

Основными задачами ГО учебного заведения являются обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС; обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС; создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения

10 слайд

Описание слайда:

Основными задачами ГО учебного заведения являются обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

11 слайд

Описание слайда:

Основными задачами ГО учебного заведения являются Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

12 слайд

Описание слайда:

Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) - подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении - начальнику ГО по месту расположения учебного заведения. Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ

13 слайд

Описание слайда:

Обязанности начальника ГО обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени; > обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями; > создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности; > обучение персонала и учащихся действиям в ЧС; > повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

14 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения. Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

15 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Заместителем начальника ГО по эвакуации, он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС

16 слайд

Описание слайда:

Обязанности заместителя начальника ГО 1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС; 2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации; 3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии; 4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны. При угрозе и возникновении ЧС: 5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии; 6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт; 7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

17 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС

18 слайд

Описание слайда:

Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС; создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени; разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС; периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

19 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.

20 слайд

Описание слайда:

На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается: > организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС; > оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС; > разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени; > осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени; > организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени; > создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС; > обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения

21 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

22 слайд

Описание слайда:

На сандружину возлагаются следующие задачи: проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных; Командир дружины отвечает за: подготовку сандружины к действиям в ЧС; оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

23 слайд

Описание слайда:

Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для: > разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения; > контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты; > проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения; > организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

24 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).

25 слайд

Лекция 10

Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.

1. Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении

2. Система комплексной безопасности школы

Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении.

Обеспечить безопасность образовательного учреждения от угроз, возникающих при ведении военных действий, призвана Гражданская оборона.

Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах, но с учетом специфических особенностей учебной деятельности и материальных возможностей, на основании приказов, инструктивных писем, касающихся ГО и ЧС изданных министерством образования и рекомендаций УМЦ ГО и ЧС.

Исходя из общих задач в области ГО основными задачами образовательного учреждения

являются:

· защита учащихся и постоянного состава образовательного учреждения от воздействия современных средств поражения;

· обучение учащихся и постоянного состава образовательного учреждения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· создание системы оповещения учащихся и постоянного состава образовательного учреждения;

· эвакуация персонала и членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы;

· организация управления и взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО.

Директор образовательного учреждения несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите постоянного состава и учащихся.

Начинается ведение гражданской обороны в образовательном учреждении с издания приказа директором образовательного учреждения “Об организации защиты персонала и обучающихся школы от опасностей ЧС природного и техногенного характера, опасностей военных действий и назначении должностных лиц”.

Данным приказом назначены должностные лица в области гражданской обороны:

1. работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС. Этим лицом назначается заместитель директора по безопасности жизнедеятельности.

2. заместитель директора по материально-техническому обеспечению (МТО) – это заместитель директора по АХЧ.

3. для организации и проведения эвакуации персонала и учащихся за пределы зон ЧС назначается эвакогруппа в составе:

§ председатель эвакогруппы - зам. директора по УВР

§ и члены эвакогруппы: из числа постоянного состава образовательного учреждения.

4. для защиты учащихся и персонала образовательного учреждения и выполнения неотложных работ при ведении ГО создаются формирования в составе звеньев самозащиты:

· звено охраны общественного порядка - для поддержания общественного порядка, контроля за режимом светомаскировки, оказание помощи при эвакуации;

· звено оповещения и связи - для оповещения руководящего состава образовательного учреждения, работников и преподавателей, учащихся, передачи сигналов оповещения и срочных сообщений, поддержания средств связи в постоянной готовности;

· противопожарное звено - для участия в противопожарных, профилактических мероприятиях, обеспечения постоянной готовности средств пожаротушения, в том числе и подручных, локализации и тушения пожаров;

· санитарное звено - для организации проведения санитарно- гигиенических и профилактических мероприятий, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, осуществления мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

В формирования зачисляются сотрудники:

Мужчины в возрасте от 18 до 60 лет,

Женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением:

· военнообязанных, имеющих моб. предписания, инвалидов I, II и III группы,

· беременных женщин,

· женщин имеющих детей в возрасте до 8 лет,

· а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

Оснащение формирований имуществом и инструментами осуществляется за счет имущества имеющегося в образовательном учреждении.

Формирования приводятся в готовность по распоряжению директора образовательного учреждения. Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир. Готовность формирований проверяется на занятиях и тренировках по ГО, в “День защиты детей”.

Обучение в образовательном учреждении осуществляется в единой системе подготовки по ГО и ЧС, организуется и планируется на основании:

ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” от 21.12.94 г. № 68

ФЗ “О гражданской обороне” от 12.02.98 г. № 28

Постановлений Правительства РФ:

- №547 от 4.09.03г. “О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного”

- № 841 2.10.2000 г. “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО” (в ред. ППРФ № 501),

А также “Организационных указаний МЧС по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС на 2006–2011 г.”

Обучению подлежат следующие категории:

· директор образовательного учреждения, работник уполномоченный на решение задач в области ГОЧС, командиры формирований, руководители групп занятий, преподаватель ОБЖ);

· личный состав формирований;

· работники образовательного учреждения;

· учащиеся образовательного учреждения.

Документы, которые должны быть разработаны в образовательном учреждении по ГО и ЧС

1. Законодательные, нормативные правовые документы (законы, постановления, приказы и т.д.).

2. Документы по ГО.

3. Документы по действиям в ЧС.

4. Документы по подготовке.

Все эти документы должны находиться у работника уполномоченного на решение вопросов в области ГО и ЧС. Кроме того, согласно общим требованиям по оформлению документации на объектах, предприятиях, организациях, папка № 2 по гражданской обороне должна быть красного цвета, а папка №3 по чрезвычайным ситуациям – синего.

Организация гражданской обороны является обязательной для всех образовательных учреждений. Эта организация является сложным разносторонним делом, требующим для своего осуществления большой подготовительной работы и специальной подготовки персонала и учащихся.


Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ Схема организации ГО в школе

самозащиты

Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Гражданская оборона это - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для решения этих задач на базе организаций (в том числе и в учебных заведениях) создаются гражданские организации гражданской обороны.

Задачи в области гражданской обороны:

Обучение учащихся и личного состава уч. заведения способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение учащихся и личного состава об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация учащихся и личного состава, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Проведение мероприятий по световой маскировке;

Проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Восстановление и поддержание порядка в уч.заведении при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Медицинское обслуживание, включая первой медицинской помощи;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Директор УЗ- начальник ГО планирует и организует проведение мероприятий по ГО, осуществляет обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Р.Ф. создаваемые для защиты населения и организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Формирования создаются для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

3. Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно - технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

4 В формирования могут быть зачислены граждане Р.Ф: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

5 Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов и субъектов Р.Ф.

ликвидация учебный мирный должностной

Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях

Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.

Основными задачами ГО учебного заведения являются:

Планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

Обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

Обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

Создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

Обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Начальник ГО - Директор УЗ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в УЗ может быть создана объектовая комиссия по ЧС.

Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы - начальник ГО.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения

^ Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) - подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении - начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.

Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.

В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:

> обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

> обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;

> создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;

> обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;

> повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

По распоряжению директора-начальника ГрОб учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.

Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.

Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

^ Заместителем начальника ГО по эвакуации, он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС.

Он обязан:

1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;

2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;

3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;

4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.

^ При угрозе и возникновении ЧС:

5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;

6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;

7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

^ Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Он обязан:

Участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

Создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;

Разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;

Периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.

^ Начальником штаба ГО ЧС, как правило, назначается заместитель начальника ГО, его заместитель и помощник - из постоянного состава персонала учебного заведения.

Начальник штаба ГО ЧС имеет право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО и ЧС.

На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается:

> организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС;

> оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС;

> разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени;

> осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени;

> организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени;

> создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС;

> обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения.

Другими словами, начальник штаба ГО ЧС учебного заведения организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирования, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО ЧС.

На штаб ГО ЧС возлагается задача организации и проведения «Дня защиты детей».

Невоенизированные формирования создаются в учебном заведении из персонала и учащихся старших курсов (классов). Руководителями назначаются преподаватели, которые выполняют по совместительству функциональные обязанности командиров соответствующих формирований.

^ Спасательная группа (команда) - ее командиром назначается, как правило, преподаватель физкультуры или другое, подготовленное для этих целей лицо из преподавательского состава.

На спасательную группу (команду) возлагается задача по розыску пораженных, извлечение их из-под завалов, из разрушенных помещений, зданий, убежищ, вынос пораженных.

Спасательные группы, как правило, действуют с санитарными дружинами или санитарными постами, в задачу которых входит оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.

^ Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

На сандружину возлагаются следующие задачи:

Проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;

Оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

Осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных;

Командир дружины отвечает за:

Подготовку сандружины к действиям в ЧС;

Оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

^ Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для:

> разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения;

> контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты;

> проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

> организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

Руководителем звена ПР и ПХЗ, как правило, назначается преподаватель химии. Состав звена определяется, исходя из наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории.

Звено должно иметь, исходя из реальной обстановки мирного и военного времени и характера ближайших промышленных и других объектов, средства радиационной (приборы ДП-5), химической (ВПХР), бактериологической защиты (МПХР) или другие приборы радиационного, химического, дозиметрического и бактериологического контроля.

Звено при ПХЗ создает пост наблюдения за радиационной и химической обстановкой (ПРХН), который обеспечивается соответствующими приборами, средствами связи, СИЗ и другим необходимым имуществом.

Задачей поста радиационного и химического наблюдения является ведение радиационной и химической разведки и своевременный доклад в штаб ГО ЧС учебного заведения о радиационной и химической обстановке в районе учебного заведения.

При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).

В каждом учебном заведении разрабатываются планы:

> «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время»

> «План гражданской обороны» - на военное время.

Структура построения планов примерно одинакова. Каждый план состоит из разделов. Первый раздел - «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС». Для «Плана на мирное время - это возможные ЧС природного характера в районе расположения учебного заведения, ЧС в самом учебном заведении (пожары, взрывы, разлив ртути, отравления при проведении химических опытов и т.д.), оценка предприятий в районе расположения учебного заведения, их технологических процессов с точки зрения возможных опасностей в случае аварий и катастроф на данных предприятиях и возможных последствиях, других особенностей района расположения учебного заведения, влияющих на безопасность учащихся и персонала.

В плане ГО на военное время - это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.

В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.

Второй раздел плана отражает порядок выполнения всех мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.

Планом определяются ответственные за выполнение мероприятий из персонала учебного заведения, а также расчетное время на каждое мероприятие от времени «Ч».

В плане предусматриваются следующие основные мероприятия:

> укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

> эвакуация учащихся и персонала из зоны ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

> использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

> проведения мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи;

> проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План доводится до всех исполнителей и старшеклассников (старшекурсников). Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС учебного заведения должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС предприятий и учреждений, расположенных вблизи учебного заведения, заместитель начальника ГО по эвакуации - с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которых расположено учебное заведение.

Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО

Учащиеся и персонал учебного заведения являются гражданами РФ и на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов, такие как:

1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время;

2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

3) изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

Однако, специфичность учебного заведения, главной задачей специфики которого является «научить» - возлагает и определенные задачи и обязанности, как на персонал, так и на учащихся.

В обязанности персонала входят:

1) научить учащихся правилам безопасного поведения и действиям по самозащите, а также приемам оказания помощи другим в ЧС мирного и военного времени;

2) привить и закрепить путем тренировок морально-психологическую готовность к действиям в ЧС;

3) выработать у учащихся волевые качества на выживание в любых ЧС;

4) выполнение этой главной обязанности требует от персонала учебного заведения постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков в области защиты учащихся в ЧС:

а) быть примером исполнения своих обязанностей по выполнению требований законов в области соблюдения правил безопасного поведения, как в повседневной деятельности, так и в ЧС;

б) при возникновении ЧС принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;

в) сохранять хладнокровие, спокойствие и не поддаваться панике в любых ситуациях, помня о том, что учащиеся всегда видят в преподавателе пример для подражания, а в ЧС - как человека, который все знает, все умеет и всегда поможет выйти из сложившихся обстоятельств.

Главной обязанностью учащихся является добросовестное отношение к изучению такого учебного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно этот предмет предназначен для того, чтобы дать учащимся знания и практические навыки поведения и действия в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают навыки:

Действий при угрозе возникновения ЧС;

Пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Изготовления простейших средств защиты органов дыхания;

Использования и приспособления домашней одежды и обуви в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;

Предохранения продуктов питания и питьевой воды от заражения;

Проведения частичной и полной санитарной обработки открытых частей тела и частичной обработки одежды и обуви;

Работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

Действий в составе поста РХН и других формирований;

Быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

Пользования индивидуальной аптечкой АИ-2;

Оказания первой помощи пораженным и раненым.

Обучить этому, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний и практических навыков для защиты своей жизни и оказания помощи товарищам в ЧС - долг и главная обязанность учителя, преподавателя и всего персонала учебного заведения. Это и есть вклад в успешное выполнение мероприятий РСЧС и ГО.

Учебное заведение любого типа - это самостоятельный объект (организация) и в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указом президента РФ № 643 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне» оно обязано:

1. Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся и персонала от ЧС мирного и военного времени.

2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учебного заведения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и персонала в ЧС.

3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение учащихся и персонала учебного заведения способам защиты и действиям в ЧС.

4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в ЧС.

5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС и др.

Ответственность за выполнение этих задач персонально несет директор учебного заведения.

На персонал учебного заведения возлагается ответственность за здоровье и жизнь учащихся (детей) при любых ЧС.

Основная задача персонала учебного заведения по организации защиты детей в ЧС определяется их моральной, административной и юридической ответственностью за жизнь и здоровье детей - принятие всех необходимых мер в любой ЧС для того, чтобы исключить или ослабить воздействие неблагоприятных факторов создавшейся обстановки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Федеральный закон о гражданской обороне и его содержание. Основные понятия и система мероприятий. Структура гражданской обороны Российской Федерации. Задачи в области гражданской обороны, принципы ее организации и ведения. Руководство гражданской обороны.

    презентация , добавлен 03.09.2014

    Российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации, ее предназначение и структура. Основные силы и средства гражданской обороны. Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    реферат , добавлен 13.02.2014

    Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2012

    Гражданская оборона на объектах экономики. Обязанности граждан Российской Федерации по ГО. Основные режимы функционирования системы гражданской обороны. Гражданская оборона третьего тысячелетия. Роль экономистов в разработке гражданской обороны.

    контрольная работа , добавлен 06.03.2011

    Понятие и организационная структура гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности России. Принципы ведения и основы государственной политики в сфере гражданской обороны, степени готовности ГО и порядок их оценки.

    методичка , добавлен 25.01.2010

    Основные задачи, принципы организации, структура и нормативно-правовая база гражданской обороны (ГО). Характеристика выполняемых мероприятий, соответствующих степени готовности ГО. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере ГО.

    лекция , добавлен 13.02.2012

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны. Указы Президента Российской Федерации, постановления. Структура и место обороны в общей системе национальной безопасности. Нештатные формирования и учреждения спасательных служб.

    лекция , добавлен 21.03.2014

    Порядок создания медицинской службы гражданской обороны, её место в системе здравоохранения. Задачи службы медицины катастроф Министерства здравоохранения субъекта РФ. Организация медицинской разведки и медицинского обеспечения населения в военное время.

    реферат , добавлен 03.07.2015

    Особенности структуры и задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны. Методика и этапы формирования МС ГО, оценка ее возможностей по оказанию медицинской помощи поражённым. Подготовка и укомплектование кадрами формирований МС ГО.

    методичка , добавлен 25.01.2010

    Гражданская оборона России - составная часть общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Задачи, связанные с подготовкой населения и промышленности. Роль, место и задачи ОВД в системе гражданской обороны.

>>ОБЖД: Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях

Организация-гражданской обороны в обсщеобразовательном учреждении.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения его директор , который по должности является начальником гражданской обороны.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Такие комиссии, как правило, создаются при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается начальник штаба ГОЧС, при его отсутствии эти функции может выполнять преподаватель-организатор ОБЖ.

На случай взникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и персонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В плане предусматриваются следующие мероприятия:

Укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;
эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения; проведение мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов - антидотов и организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебном заведении во время учебного процесса создаются учебно-тренировочные формирования, как правило из числа учащихся старших классов, которые проходят подготовку в соответствии с программой курса ОБЖ. Для учебных целей в учебном заведении могут создаваться следующие формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост и др.

В случае необходимости создаваемые формирования могут привлекаться для ликвидации чрезвычайной ситуации в учебном заведении.


1. В чем заключаются основные обязанности населения в области гражданской обороны?
2. Подготовьте сообщение на тему «Структура организации ГО нашей школы (общеобразовательного учреждения) и предназначение его элементов.

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей